Моя педагогическая философия
Предварительный просмотр:
Карнаухова Наталья Николаевна
Эссе «Моя педагогическая философия»
Школа… Романтика воспоминаний, если ты выросший ученик, ужас бессонных ночей в случае, когда ты учитель или родитель. Минусы школьной жизни со времен моего детства стандартны у всех: серое пюре на алюминиевой посуде в столовой, скукотища на уроке, когда заставляют переписывать учебник… А плюсы известны – общение с одноклассниками и каникулы.
Прошло 20 лет. Школа очень изменилась. Теперь я… учительница, преподаю русский язык и литературу, в моей школе современное оборудование и шикарная столовая, а еще я мама второклассника… Какими видит мой сын своих учителей? Какой хотели бы видеть меня мои ученики и их родители? Р.Рождественский размышлял об этой проблеме в стихах:
Удачи вам, сельские и городские, уважаемые учителя!
Добрые, злые и никакие – капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы. Удачи!
Особенно по утрам, когда вы входите в школьные классы,
Одни — как в клетку, другие — как в храм.
Я спрашиваю себя: «Класс — это клетка или храм?» Говорят, чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Ну, с первым-то понятно, никто насильно на филфак не загонял, а вот со вторым…Иванова отправим и на олимпиаду, и в проектную работу, а Петров…ну куда родители смотрят! Да уж, прав был Николай Васильевич: «Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит». Действительно, верно утверждение, что ребенок больше всего нуждается в нашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
Взгляд по обе стороны баррикад. Но их не должно быть в принципе, этих баррикад. Почему они возникают?
Ответ прост: нервные перегрузки подрывают физическое и психическое здоровье учеников, учителей, родителей. Ученые выяснили, что даже утренняя дорога до школы – это стресс. Боязнь оказаться «плохим» учеником, учителем, родителем… Что можно изменить в такой ситуации?
Во-первых, современный учитель не только замечает проблемы школьников, но и обладает возможностью их решить: новые образовательные технологии дают возможность реализоваться любому ученику, предлагают средства для развития любой индивидуальности. Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Меняется и роль учителя, и вместо грозного ментора – координатор.
Как должен проходить учебный процесс? Структура традиционного урока, когда учитель проверяет домашнее задание учеников, объявляет новую тему, объясняет, организует закрепление знаний учениками, не срабатывает. Ведь в реальности жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Теперь на уроке мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?», обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений, пытаемся решить проблему, при необходимости добывая новые знания. Получив результат, сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
При этом необходимо, чтобы вне урока у каждого, кто связан со школой, должна быть «отдушина», какое-то дело, приносящее удовлетворение, радость, признание, уважение окружающих и успех. Это интересный проект, занятия в кружке, театральной студии, спортивной секции. То, за что тебя похвалят! Исследователи считают, что школа и близкие обязаны создавать своим детям условия и специальные программы для воспитания креативности. Надо предоставить ребенку возможности для раскрытия потенциала своей личности и его реализации. Не бывает ленивых детей! Может, глубоко «зарыт» талант или нужна коррекционная работа. Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области.
Негде применить свои навыки (например, научились работать с различными программами, что-нибудь оформлять на компьютере), некуда выплеснуть энергию, нет дела по душе, но есть желание найти себя, свое место в мире и стать значимым и уважаемым (особенно если пока нет авторитета у товарищей)… Пока эти желания не стали выражаться в антисоциальной форме, надо успевать педагогам. Зачастую скрытый потенциал креативности делает человека талантом в какой-то сфере деятельности. Есть те, кто учится на «тройки» и ниже, для них обязательно должна быть «ниша» и «место под солнцем».
И вот в какой-то момент человек находит себя. Но стоит работать над собой, чтобы со временем найти то занятие, в котором их продуктивность окажется уникально высокой. Ребенку необходима узкая область, в которой его знания могут углубляться и где он чувствует свое превосходство. Владение предметом исследования способствует росту самооценки. Завоеванная ребенком позиция местного «гуру» оказывает на него формирующее и благодарное воздействие. Сегодня цель образования — в формировании мотивированной компетентной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
Коллективу учебного заведения и родителям нужно постараться сделать так, чтобы школа действительно была вторым домом – уютным, интересным, теплым. Конечно, главное – неформальное, неравнодушное отношение каждого сотрудника. Цветники, уголки отдыха, фотогалереи, интересные блюда в столовой… Многое можно придумать, чтобы любимым детям в школе жилось хорошо. Все самое современное надо привносить в школу. Что, например, актуально для подростков, самой опасной возрастной категории? Можно начать работу студии дизайна одежды, вокально-инструментального ансамбля, газеты, радио, телестудии… Но все должно быть публичным, с презентациями, конкурсами, награждением. В конечном итоге, как известно, «кадры решают все». Если людям создать условия, они будут работать с душой. А для этого надо создавать атмосферу дружелюбную, поощрять и награждать и детей, и взрослых.
Зачем я иду на конкурс «Учитель года?» Мне хочется, чтобы моим ученикам было комфортно в современном высокотехнологичном мире. Никакие технологии не заменят педагога, человека. Научиться новому и поделиться своим опытом, повысить свое профессиональное мастерство мне помогут мои коллеги-конкурсанты. Основные профессиональные и личностные качества, которыми должен обладать учитель для выполнения возложенной на него миссии, всем известны — образованность, толерантность, оптимизм, альтруизм, искренность во всем, харизматичность. Но эти качества нужно наработать, дорасти до нужного уровня. Если педагог — мудрый дипломат, тонкий психолог, социально активный трудолюбивый человек, то и детям он сможет привить лучшие человеческие качества характера.
Поэтому не зря говорят: «Не нужно воспитывать детей - они все равно будут похожи на Вас».