Разработки уроков, конспекты и презентации в помощь учителю

На этой страничке я хочу поделиться с коллегами своими разработками уроков, к каждому из которых есть презентации, т.к. я являюсь участником группы "ИКТ на уроках русского языка и литературы" Сети творческих учителей. Уроки разработаны с применением новых образовательных технологий: ИКТ, РКМ, проектной, моей любимой игровой, без которой никуда. Буду рада оказать помощь в подготовке уроков!

Скачать:


Подписи к слайдам:

Разгадайте «Толстые» и «тонкие»??? Объясните, почему …?Предположите, что будет …?Что, если …?В чем разница …? Что…?Где…?Для чего…?Как…?Когда…?Может ли …?Верно ли …? В
Б
Е
Е
Й
З
Л
А
Г
Д
Ж
И
К
М
Н
П
Т
Х
Ч
О
Р
С
У
Ф
Ц
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Назови быстро и правильно буквы по алфавиту
1-расположите названия по алфавиту,2-составьте предложения Люксембург,Португалия,Индия,Эквадор,Чехия,Бельгия,Швеция,Австрия.Задания по группам:1-повествовательное,невосклицательное,простое,нераспространенное2-сложное3- простое с однородными дополнениями4- с прямой речью5-простое с тире между подлежащим и сказуемым6- простое с обобщающим словом Учись работать со словарем! Домашнее задание: Параграф 56,57, N293(п),292(у). По желанию: Придумать алфавит волшебной страны


Предварительный просмотр:

Г.Х.Андерсен  

Девочка со спичками

Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году - канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая. Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде носила ее мать - вот какие они были большие,- и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась бежать через дорогу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор. Одной туфли она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка, заявив, что из нее выйдет отличная люлька для его будущих ребят.

Вот девочка и брела теперь босиком, и ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, и одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!

Снежинки садились на ее длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она, право же, и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем - ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала!

Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.

Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и... чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка.

Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, - и вдруг... пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.

Она чиркнула еще одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и когда ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея. Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был, с вилкой и ножом в спине, вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но... спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.

Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но... спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.

"Кто-то умер", - подумала девочка, потому что ее недавно умершая старая бабушка, которая одна во всем мире любила ее, не раз говорила ей: "Когда падет звездочка, чья-то душа отлетает к богу".

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.

- Бабушка, - воскликнула девочка, - возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, - вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко - туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, - они вознеслись к богу.

Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах - улыбка, но она была мертва; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мертвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.

- Девочка хотела погреться, - говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.



Предварительный просмотр:

 «Создание мнемонической карты-буклета по теме «Обобщение знаний…»

Карнаухова Н.Н., 2013

Этот метапредметный прием  позволяет обобщить материал по любой теме каждого предмета: задействовано  ассоциативное мышление обучающихся, использование узко предметной научной терминологии, графические опорные схемы. Проводится по теме «Обобщение и систематизация знаний». Включает в себя приемы технологии интенсификации знаний, проектного и полисенсорного обучения.

Оформление: Программа «Паблишер», буклет, или альбомный лист, сложенный как буклет. Если это урочный проект – обучающиеся собирают результат работы на ватмане (альбомные листы с выполненным заданием).

Страница 1: 

кластер понятий

( все термины темы, грамматические категории части речи и т.п.оформить в созвездие понятий).

Пользуемся распечаткой Александрова из книги «ЕГЭ»,  список орфограмм с форзацев учебника,  таблицы Журавлевой, материалы «Тетрадки-помощницы».

Страница 2: 

опорные схемы- орфограммы из этой темы .

Страница 3: 

нарисуй портрет данной части речи, отразив в костюме все грамматические категории.

Страница 4:

личная страничка -  запиши трудный для тебя лично материал.

Страница 5:

 статистика проблем узнай , что вызывает трудности у других .

Страница 6: 

Сочини грамматическую сказку или синквейн о данной части речи, ориентируясь на правило о ней, орфограммы.

Проведение работы:

Класс делится на 6 групп. Т.к. это работа по обобщению, можно пользоваться учебником, тетрадкой- помощницей, распечатками .

Алгоритм работы:

1 распределение по группам

2 выбор материала

3 выполнение работы

4 защита проекта

5 оценивание

6 исправление ошибок

7 подсчет баллов

Критерии оценивания :  

мин.0 ,

мах. 5 баллов

1 знание материала, полнота и правильность  

2 наглядность, запоминаемость

3творческий подход

4 эстетичность

Домашнее задание: индивидуально создать буклет в программе «Паблишер»

Кластер понятий

Опорные схемы, словарные слова

Ассоциации

Портрет (части речи и т.п.)

Отрази все грамматические категории

Личная страничка :

мои пробелы

Статистика проблем:

узнай у одноклассников

Грамматическая сказка, эссе или синквейн:

Зная правило о части речи,

Сочини сказку

Внеурочные проекты:

Проект «Газета «Радость» (ежемесячный)

Проект научный внеурочный :

«Эргонимы»

«Топонимы»

« Мода в романе ЕО»

«Путь в волшебный мир»

«Город орфограмм»

«Океан звуков»

«Проект- стенгазета (обобщение материала)»: «Город орфограмм», «Город пунктограмм», «Лингвокраеведение»

 

Проект-домашнее задание:

Проект групповой: инсценировка басен Крылова, стихотворения о Вов

Проект «Эрудитка: презентация книги» индивидуальный, групповой (самостоятельная работа дома)



Предварительный просмотр:

Конкурс «Святые символы России»

Г.Снежинск, Челябинская область, Каслинский район

МОУ «СОШ № 135»

Научно-исследовательское направление, номинация «Педагогические технологии»

Учитель русского языка и литературы Карнаухова Наталья Николаевна

Контактные телефоны: (8-35146)-2-26-32, (8-35146)-7-12-04

ЭЛ.ПОЧТА: karnauhova-n@mail.ru

Интегрированный урок русского языка и литературы

«Берегите письмо».

Учитель: Карнаухова Наталья Николаевна,

МОУ СОШ № 135  г. Снежинск

для учащихся 5-6 кл.

Цели урока:

1Теория: сведения об истории развития письма, понятие «жанр», «эпистолярный жанр», письмо в литературе как жанр или литературно-художественная деталь, перифраз, паронимы. Знакомство с образцами эпистолярного жанра. Стили речи.

2 Практика: уметь владеть языковыми компетенциями грамотного составления текста письма в нужном стиле, применять на практике правила о расстановке   знаков препинания при обращении, словах вежливости, правописании собственных имен. Выполнять тренировочные упражнения на подбор описательного оборота к адресату письма.

3 Воспитание: привитие бережного отношения к нашим  культурным традициям, т.к. эпистолярное наследие – часть национальной культуры России. Развитие богатства и правильности речи, приёмов умственных действий, познавательного интереса, творческих способностей учащихся,  интереса к русскому языку и литературе.  Привитие этических норм и морально-нравственных ценностей.       

Оборудование урока: костюмы Почтальона Печкина, Ваньки Жукова. Жетончики за правильные ответы в виде маленьких писем. Призы – благодарственные письма. Слайды по теме урока.

Домашнее задание к этому уроку: вспомнить прочитанные произведения и выбрать литературного героя, с кем хотелось бы переписываться. Перечитать рассказ А.Чехова «Ванька». Повторить правила и опорные схемы: обращение, правописание имен собственных.

Ход урока:

I  

Учитель (далее -У): Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверяем готовность к уроку. На парте…(Стук в дверь). Дежурный, откройте. ( Входит Почтальон Печкин – далее ПП)

ПП: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, это я! Моя профессия воспета в стихах! Это он, это он, Печкин- почтальон! А я пришел к вам устраиваться на работу, хочу быть учителем письма! Пусть ребята пишут письма почаще да подлиннее! А то что это такое! Эсэмэски да ля-ля-ля по телефону - ничего и не поймешь! Надо писать письма! Открывайте тетради и пишите число, тему: «Урок письма». ЖИЗНЬ ПИСЬМА удивительна! Даже ученые не могут назвать конкретный год, когда было написано первое письмо. Археологи доказали, что письма писали в глубокой древности. На чем писали, кто знает? Вопрос классу! За правильные ответы даем жетончики, а потом – приз! (ответ: На каменных, глиняных, деревянных пластинах, на листьях деревьев, на натертых воском дощечках, пергаменте.)

 - В каком  веке в лидеры начинает выходить бумага? (ответ: лишь в 15)

 -  На Руси сначала бумагу не делали, а привозили из Китая, Византии. Простые люди писали на чем? (ответ: на бересте).

 - Что это? (ответ: Это специальным образом обработанная кора березы. )

-  Мы с вами привыкли получать письма в конвертах. А ведь они появились не так уж давно. Когда? (ответ:  Впервые их начали использовать в двадцатые годы 19 века. ) А к какому времени относятся письма  – треуголки?( ответ: фронтовые,  времен Великой Отечественной войны). Почему они треугольные? (ответ: Не было бумаги). На первых конвертах не было марок. Ведь не так много писали в то время, и пересылали письма со слугами. Когда поток писем увеличился, вошли в употребление марки. Зачем нужны марки? (ответ: Оплата доставки)  Как называют коллекционеров марок? (ответ: филателисты)

Да, жизнь письма необычна! Письма отражают все происходящее в обществе. Очень показательны письма, появившиеся с развитием средств массовой информации – СМИ -   это письма в газеты, журналы, на телевидение и радио. Адресованные «дорогой редакции», они вызывают широкие дискуссии в расчете на сопереживание. Письмо – это не просто слова на бумаге, это монолог человека, который отдает бумаге свои переживания, значит,  это психотерапевт. Ведь когда человек пишет письмо, он обдумывает свою жизнь, анализирует произошедшее, подбирает слова, учится размышлять и выражать свои мысли. А как люди ждут ответного письма! Давайте научимся писать такие письма, чтоб они радовали адресатов!

II

 Учитель :  Правильно, Печкин, у письма очень интересная судьба, очень важная роль в жизни человека. Письмо – и  страницы жизни человека, истории страны, и культура пишущего, его интеллект. Кроме переписки, деловой или личной, есть еще письма как жанр художественной литературы  - эпистолярный жанр. Например, роман в письмах или литературно-художественная деталь ( герой пишет письмо). Именно письмо героя позволяет читателю понять, что это за человек. Письмо служит  приемом индивидуализации образов, т.е. помогает писателю ярче выписать образ героя,  показать его чувства, характер, намерения через передачу мыслей в письме. Слово « эпистола» (лат.epistola)   - письмо, послание, оставили нам древние греки и латиняне. Что это значит? Эпистолярный - свойственный письмам, написанный в форме писем, состоящий из писем (слайд). В мировой литературе много произведений, где использован этот прием: А.С. Пушкин, «Капитанская дочка» - Савельич пишет родителям Петруши, «Дубровский» - нянюшка пишет молодому Дубровскому, «Евгений Онегин» - Татьяна Евгению,  Достоевский, «Бедные люди»  -  письма героев друг другу, Чехов  - Ванька Жуков пишет  на деревню дедушке. Нам известны такие произведения, как «Поучение Владимира Мономаха», письма Ивана Грозного, протопопа Аввакума -  это ведь тоже письма, ставшие литературными произведениями.

III

Стук в дверь. Дежурный открывает. Вбегает мальчик в одежде н. 20 в. (рубаха, сапоги, штаны) и кричит:

- Ура! Наконец я вас нашел! Добрые люди сказали, что мне помогут только в 135 школе!

У: Мальчик, ты кто? Откуда?

  - Я Ванька! Жуков! А вы должны знать, откуда я!

У: Ты герой одноименного рассказа Чехова?

В: Да! Именно поэтому я к вам и пришел! Я тоже хочу учиться писать письма!

ПП: Ладно, садись на свободное место. Кому вы, ребята, пишете письма? (в армию брату, бабушке в другой город). Какие письма у вас в почтовом ящике? (от родных, из разных организаций родителям).

У: Ребята, а как писать письма? Даже в далекие времена существовали правила составления писем. В Древнем Риме и Древней Греции письмо начиналось с имени отправителя, затем писали имя того, кому оно назначалось. После этого в вежливой форме писалось приветствие и пожелание самого лучшего. И только за всем этим шел основной текст письма. Со временем произошли изменения в оформлении, но основные требования остались прежними. Еще даже в н. 20 века продавались письмовники, практические руководства к сочинению разного рода писем, предлагавшие несколько сотен образцов в помощь не очень грамотным людям. Но все-таки лучше не писать по чьим-то шаблонам.

ПП: Раньше искусству письма обучали несколько лет. Иногда самое трудное – начать письмо. В любом случае оно начинается с вежливого обращения. Что такое обращение? Кто помнит правило и пунктограмму, опорную схему? Слайд (Курсив  на слайде выходит по щелчку после опроса):

Обращение – слово или сочетание слов, …называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение… выделяется запятыми.

Пример:  Желаем вам,… дорогие ребята, успехов в учебе!

 Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится … восклицательный знак, а следующее слово пишется …с большой буквы. Скажите, а какие слова пишутся с большой буквы? Да, имена собственные. Какое тут будет уместно обращение, зависит от того, как ты относишься к адресату, а они к тебе. Скажем, написать другу «Привет, дружище», или ласково обратиться к маме, назвав ее мамусей, вполне подходяще. Письмо с таким началом сразу создаст душевный настрой. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность, злость, недовольство…

Например,  с юмором обращались в письмах писатели-классики: «Ну, до свидания, кукуруза души моей!» «Доброкачественный брат мой Александр Павлович!»(А. Чехов), «Дорогой(приблизительно тысяч десять)Петя!»(Н.Островский) «Весь Ваш яблочный пирог.»(А.Пушкин) слайд

ПП: Как можно писать кукурузе?

У: Это изобразительно-выразительное средство, перифраз, или описательный оборот, греки называли этот троп «окольная речь». Вместо слова или имени употребляется описательное сочетание: лев – царь зверей, Л.Толстой – гениальный автор «Войны и мира» (слайд) Задание: запишите обращение- перифраз литературному герою, которого вы выбрали дома. Желающие выходят к доске. Проверим орфографию и пунктуацию.

IY

 У: А можно ли подобным образом обратиться к адресату, если ты пишешь в какое-нибудь учреждение? Кстати, адресат – получатель, а вот отправитель – адресант. Разница  - в одной букве. Такие слова называют паронимами. Слайд.  Паронимы  -  пара - возле, онима - имя (греч.) -  Близкие по звучанию однокоренные слова, обозначающие разные понятия. Пр.: Одеть-надеть. (кого одеть и что надеть).

 Разные стили речи требуют разных лексических средств. Разговорный, неофициальный,  дружеский – это по-домашнему, а официально-деловой – здесь уместнее канцеляризмы, а вольности, эмоции, ни к чему. (см. таблицу «Стили речи» на парте).

Сравним два письма. Письма А.С. Пушкина, наряду с его поэзией и прозой, стали образцом жанра. Слайд: 

Деловое :

Милостивый государь

Александр Андреевич,

Смирдин на днях приехал из Москвы. Он согласен за меня поручиться. Прошу Вас  назначить мне день, когда можно будет нам кончить дело.

        С истинным почтением честь имею быть, милостивый государь,

Ваш покорнейший слуга

А.Пушкин.

Личное:

Н.Н. Пушкиной

        Милый друг мой, я в Болдине со вчерашнего дня – думал здесь найти от тебя письма, и не нашел ни одного. Что с вами? Здорова ли ты? Здоровы ли дети? Сердце замирает, как подумаешь... Христос с вами, дети мои. Целую тебя, женка – будь умна и здорова.

У: Чем отличаются письма по смыслу, лексике, понятно ли, где официальное, а где дружеское?

В: А что такое «с истинным почтением …» и так далее? Мы тоже так должны писать?

ПП: Это «слова вежливости». Авы знаете подобные слова? Слайд: Здравствуйте   До_ свидания  Спасибо  Благодарю  Пожалуйста  Извините

 Начиная письмо, не забудьте после слова «Здравствуйте» поставить запятую перед обращением, а после него – восклицательный знак. Закончить письмо – тоже нелегкая задача. Можно: «С уважением», это посторонним людям.  «С любовью» - родным и близким.

В: Обращайся с письмами бережно, не стоит разбрасывать их где попало, чтобы никто не мог прочитать то, что предназначено тебе. И никогда не читай писем, адресованных не тебе. Это не просто любопытство, это непорядочно. Никогда не оставляй письма без ответа. Тебе самому приятно долго ждать ответа на твое письмо?

        ПП: Люди, получившие твое письмо, могут уже по его внешнему виду сказать, как ты к ним относишься. Можно, конечно, сделать проще: набрать письмо на компьютере. Слова будут легко читаться, но теплоты в таком послании не будет. К тому же почерк всегда покажет, в каком настроении человек.

Y

 У: Искусство написания писем, к сожалению, утрачивается в наше время. Не последнюю роль в этом сыграл телефон. Ведь чтобы написать письмо, требуется гораздо больше усилий. Но письмо ценится дороже. Его можно сохранить. Сказанное исчезнет, как дым. Написанное останется бесценным свидетельством, сохраняя на долгое время надежды, мечты, мысли.

Слайд:

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы,

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени, -

И страшно грустно стало мне,

 Как от присущей милой тени.

Щемящие строки стихотворения Тютчева… ( Вам знакомо его стихотворение «Весенняя гроза» - «Люблю грозу в начале мая…»). Письмо может передать такие сильные чувства,  вызвать столько эмоций! Не случайно тот, кто не может выразить вслух что-то глубоко внутреннее, на бумаге изливает душу. Современное письмо превратилось в короткую безграмотную эсэмэску (Неологизм, рожденный на наших глазах). И очень жаль. Вы смотрели по МУЗТВ послания молодых людей друг другу…Сравнить с Пушкиным?

Итоги урока:

 Итак, я думаю, вы со мной согласитесь, что в современных условиях, когда активно наступает такая массовая культура, то есть бескультурье, надо  особенно бережно охранять национальные культурные традиции. ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ СТАЛО ЧАСТЬЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ.  (слайд)

В: Ребята, а давайте напишем самое интересное, красивое и необычное письмо-сочинение и устроим конкурс! Но только пусть это будет письмо литературному герою, самому вашему любимому. А еще вы можете представить себя в роли любимого героя и от его имени написать детям! Согласны?

ПП: Ребята, а вы сможете достойно поучаствовать в конкурсе? Что вам нужно вспомнить? Прошу задавать друг другу «вопросы на засыпку». (Вопросы могут быть такие:   Как оформить письмо,  как обратиться к адресату, используя описательный оборот, как расставить знаки препинания, какой стиль выбрать? Чем отличаются адресат и адресант? Что такое перифраз, эпистола, какие герои писали письма … После этого на слайде еще раз покажем материал.)

У: Я согласна с Ваней и предлагаю тему свободного сочинения: «Ты хочешь, милый друг, узнать мои мечты, желанья, цели…» (слайд). Это и будет д/з. Спишите тему в тетрадь. Кто хочет поделиться своими задумками? Расскажите, каких героев выбрали дома?

ПП: Давайте подведем итоги и наградим тех, у кого набралось больше всего жетонов.

Понравился ли вам сегодняшний урок? Понятно домашнее задание? Жду ваших отзывов и пожеланий.



Предварительный просмотр:

Первый Всероссийский заочный открытый конкурс

 «Мастерская учителя»

фамилия, имя и отчество: Карнаухова Наталья Николаевна

номинация: Лингвистика (русский язык)

         название работы: 6 класс «Обобщение и систематизация знаний  по теме «Имя существительное».  

 предмет преподавания: русский язык и литература

 должность: учитель

 полное и точное наименование образовательного учреждения: Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №135» г. Снежинск

контактные данные: домашний телефон 8-(35146) 2-26-32,

Эл. Почта:karnauhova-n@mail.ru

Снежинск

2010

 

Тема: «Обобщение и систематизация знаний  по теме «Наречие».

Цели и задачи урока: 

1.Обобщить и систематизировать знания о наречии, усвоить их в системе, выполнить задания на выработку обобщенных умений, формирующих обобщенно-понятийные знания, сформулировать выводы по изученному материалу о наречии.

        2.Закреплять знания и умения при работе с наречием.

  • Выполнение фонетического, морфемного, морфологического, синтаксического разборов наречия и понимание влияния фонетики, морфемики и морфологии на орфографию;
  • умение использовать опорные схемы для краткой записи правила, производить по ним выбор нужного варианта буквы-орфограммы.
  • закрепление умения определять наречие как часть речи в ряду слов с омонимичным написанием, осуществлять выбор действия с орфограммой в зависимости от части речи.

3.Развивать богатство и правильность речи, приёмы умственных действий, познавательный интерес, творческие способности учащихся,  интерес к русскому языку.               

                       

  • Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.
  • Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
  • Используемые методы обучения: метод демонстрации, индуктивный и дедуктивный, проблемно-поисковый методы.
  • Формы обучения: фронтальный опрос, индивидуальная работа, коллективная работа, в парах.
  • Приемы обучения: распределительный и выборочный диктанты, грамматическая сказка, рецензия на ответ товарища. Самопроверка, взаимопроверка, творческое задание.
  • Способы контроля: в форме устного опроса по вопросам учителя, во время письменного выполнения заданий на месте и у доски.

        

Ход урока:

Организационный момент:

-готовность к уроку (на парте дневник, тетрадь, «Тетрадь-помощница», в ней лист орфограмм и речевых ошибок, учебник, ручка)

-посадка

-настрой

Оглашение цели:

Ребята! Сегодняшний урок мы с вами спланировали вместе. И  будем обобщать и систематизировать знания по теме «Наречие», делать выводы, устранять выявленные пробелы. Нас интересует правописание наречий и отличие их от других частей речи, употребление наречий -  культура речи.

 Поэтому домашнее задание вы можете спрогнозировать сами к концу урока. (Учительница запланировала такое: «Словарь личных трудностей» всем; №247 или «Паспорт Наречия» по выбору.)  Впереди контрольная работа !

1 Проверочная работа-пятиминутка. Откройте тетради – начнем выборочный диктант: выпишите из текста  наречия.

Как будете распознавать их?

 Желающие могут обозначить орфограммы, записать любимые опоры.

        В это время у доски 1-й человек выполняет фонетический разбор наречия «замуж», 2 - й морфемный – «позавчера», «исподтишка», «безжалостно», «вперемежку», 3-й выписывает из домашнего упражнения слова с о.57-63.

За шторкой 1 человек  работает у доски.

Диктант (выборочный).

        В лесу.        

Выехать мы решили совсем налегке. Собрались все вовремя.  Был по-летнему теплый день. Сначала  тянулись поля, но вскоре  засверкала речка. Наконец показался лес, куда мы изредка ездили на прогулку. Потихоньку перебрались по старому мосту, который во время нашего переезда уже кое-где трещал. . На опушке было видимо –невидимо спелой земляники, а кустики черники сплошь покрывали землю. Все разбрелись по лесу, а мы вчетвером стали собирать ягоды. Один мальчик устремился в глубь леса, но  вернулся назад. Ему стало невтерпеж от укусов комаров. Мы вернулись домой  и долго вспоминали нашу поездку в лес.

(14 слов)

К этим словам  мы вернемся. Проверяем разборы. Дайте рецензию на работу товарища.

Вопросы:

  • Зачем мы выполняем эти задания?

(Орфография связана с фонетикой и морфемикой.)

Как? Зная фонетические законы и морфемный состав слова, мы не ошибемся в написании. Здесь правописание осложняет оглушение в конце слова, на стыке морфем.)

 Кстати, здесь ЛЗ  слова «вперемежку»  - «хаотично» или «по рядам»?

  • Как это влияет на орфографию?

                

                Проверка ответов из диктанта

Налегке, вовремя, по-летнему, сначала, вскоре, наконец, изредка, потихоньку, кое-где, видимо-невидимо, сплошь, вчетвером, назад, невтерпеж, долго.

                2 Предлагаю поиграть в игру «Двойники» Условие: я называю оборот, а вы наречие-синоним

Самая распространенная речевая ошибка – повтор.

 Как устранить его?

 Подобрать синоним, который сделает вашу речь яркой, образной.

 Это могут быть фразеологические обороты.

        ПОГОВОРИМ С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ-                                НАЕДИНЕ

        БЕЖАЛ СЛОМЯ ГОЛОВУ –                                             БЫСТРО

        ЖИЛИ ДУШП В ДУШУ –

                                        ДРУЖНО, МИРНО, ЛАДНО

        ВСЕ ДЕЛАЕТ ШИВОРОТ НАВЫВОРОТ –               НАОБОРОТ, НАИЗНАНКУ

        РЕШИЛ С БУХТЫ БАРАХТЫ –                          НЕОБДУМАННО, ВПОПЫХАХ

3 ГОРОД ОРФОГРАММ, УЛИЦА НАРЕЧИЙ

вспомним орф.№№57-63. Вопросы:

  • Какое правило самое легкое(58, 60, 62, 63)?

Трудное?(57, 59,61)Почему?

  • Какие  встретились в проверочной работе?

взаимопроверка.

        Работа в парах:

Проговаривание орфограмм по листу орф.: 1 ряд №57, 2 ряд № 59, 3 ряд №62.

Кто получил «5»? Расскажите правило.

А ТЕПЕРЬ ОСТАНОВИМСЯ НА САМЫХ ОПАСНЫХ ОРФОГРАММАХ.

4 Выборочный диктант. 

Задание:

 слова нужно будет распределять по трем стб.:

слитно, раздельно, через дефис.

Кто пойдет к доске на столбик «слитно»,

 кто выбрал «раздельно»,

 кто «через дефис»?

        точь(в)точь, (до)сыта, (по)военному, (под) силу, (волей)неволей, (до)суха, (по)зимнему, на_ глазок, в_миг, во_вторых, в_ насмешку, давным_давно, с_молоду, до_ смерти, мало_помалу, не_подалеку, по_долгу, по_ двое, на_силу, за_ границу, на_ цыпочках.

        точь-в-точь, досыта, по-военному, под силу, волей-неволей, досуха, по-зимнему, на глазок, вмиг, во-вторых, в насмешку, давным-давно, смолоду, до смерти, мало-помалу, неподалеку, подолгу, по двое, насилу, за границу, на цыпочках.

        5 ИГРА «Разбери матрешку».

Вопросы:

  • Почему правило н/нн в нареч. мы называем «матрешкой»?

Даны словосочетания с орф. Н/НН.

Определите, какие орфограммы на самом деле спрятаны в №59.

  • Как звучит правило?

В наречии на -о и -е столько н…

В нем спрятаны №№38, 52, 53.

Какие это части речи?

В чем кроется опасность?

 Можно спутать.

Итак, играем:

        Он говорил тихо и сдержа_о. Потоки воды сдержа_ы плотиной. Она была сдержа_а и молчалива.

        Озирался испуга_о. Лань испуга_а. Женщина бледна и испуга_а.

Анализируем:

говорил как?

Озирался как?

Потоки сдержаны чем?

Лань испугана кем?

Женщина какова?

 Она была какова?

 Какие  части речи перед нами и как зависит от этого написание Н и НН ?        

Ответы:

 Он говорил тихо и сдержанно.

 Потоки воды сдержаны плотиной.

Она была сдержанна и молчалива.

Озирался испуганно.

 Лань испугана.

Женщина бледна и испуганна.

6 Грамматическая сказка о наречии:

« …Однажды встретились слова  «веселый», «два», «лето», «твой». Они стали жаловаться на свою тяжелую жизнь, и наречие предложило им перейти под  его флаг . Так эти слова стали наречиями… «Веселый» превратился в «весело», «два» – во «второй», «лето» – в  «летом», «твой» – в  «по-твоему». А жизнь их стала от этого только сложнее.

 Судите сами: возвращались слова с праздника домой, все разместились в домиках на улице Наречий, и только слово «по-твоему» ночевало на улице.

        Кто догадался, почему оно заблудилось по дороге домой?

Куда надо было идти?

 В домик №62, а оно стучится в дом №7 по улице Раздельной.»

Вопросы:

  • Почему же это слово отправилось именно туда?

Какое лингвистическое явление перед нами?

( Омонимичные части речи, со сходным написанием)

.Сделаем по-твоему – наречие, по_ твоему плечу – прилагательное.

  • Как определить? (По вопросу, начальной форме, главному слову.)

        Сделайте вывод: почему правописание наречий вызывает столько трудностей, и столько слов надо учить наизусть?( Много слов других частей речи со сходным написанием) .

7        Потренируемся:

По прежнему пути уже никто не ездит – Мы дружны по-прежнему

Он сделал это по долгу службы – Он подолгу задерживается на работе.

Алгоритм:

 От какого слова зависит?

 Какой частью речи является?

 Начальная форма?

 Синоним?

8 Творческое задание: даны слова разных частей речи со сходным написанием, составьте с ними словосочетания.

        НАЗЛО - НА ЗЛО

        ВОВРЕМЯ-ВО ВРЕМЯ

        НАОТРЕЗ-НА ОТРЕЗ

         

 Итоги урока:

 Скажите, пожалуйста, какие орф. нам нужно еще повторять?

Что я должна включить в план завтрашнего урока?

 Кто на уроке ярко работал?

 Как можно оценить ответ товарищей, какими словами?

Какую отметку каждый поставил бы себе за урок?

Было ли что-то сегодня на уроке, что вас удивило?

        Резервные задания:

Стилистическая копилка – подбери синоним

близко

 воодушевленно

 деликатно

 оригинально

 элементарно

 слишком 

комично

близко-рядом,

 воодушевленно-увлеченно,

 деликатно-вежливо,

 оригинально-своеобразно,

 элементарно-просто,

 слишком-чересчур,

комично-смешно 

                                                         Антонимы

 Навзничь

 Вежливо

 робко

 старательно

нарочно

 вдоль

везде

Навзничь-ничком,

 вежливо-дерзко,

 робко-уверенно,

 старательно-небрежно

нарочно-нечаянно,

 вдоль-поперек,

 везде-нигде         



Предварительный просмотр:

Первый Всероссийский заочный открытый конкурс «Мастерская учителя»

фамилия, имя и отчество: Карнаухова Наталья Николаевна

номинация: Лингвистика (русский язык)

         название работы: 6 класс «Обобщение и систематизация знаний  по теме «Имя существительное».  

 предмет преподавания: русский язык и литература

 должность: учитель

 полное и точное наименование образовательного учреждения: Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №135» г. Снежинск

контактные данные: домашний телефон 8-(35146) 2-26-32,

Эл. Почта:karnauhova-n@mail.ru

Снежинск

2010

«Обобщение и систематизация знаний  по теме

«Имя существительное».   

Цели и задачи урока: 

1.Обобщить и систематизировать знания об имени существительном, усвоить их в системе, выполнить задания на выработку обобщенных умений, формирующих обобщенно-понятийные знания, сформулировать выводы по изученному материалу.

        2.Закреплять знания и умения при работе с именем существительным.

  • Выполнение фонетического , морфемного, морфологического, синтаксического разборов и понимание влияния фонетики, морфемики и морфологии на орфографию;
  • умение использовать опорные схемы для краткой записи правила, производить по ним выбор нужного варианта буквы-орфограммы.
  • закрепление умения определять способ  образования  существительных, лексико-грамматический разряд, морфологические категории, осуществлять выбор действия с орфограммой в зависимости от части слова
  • 3.Развивать богатство и правильность речи, приёмы умственных действий, познавательный интерес, творческие способности учащихся,  интерес к русскому языку.               

                       

  • Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.
  • Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
  • Используемые методы обучения: метод демонстрации, индуктивный и дедуктивный, проблемно-поисковый методы.
  • Технологии: интерактивная, интенсификации знаний
  • Формы обучения: фронтальный опрос, индивидуальная работа, коллективная работа, в парах.
  • Приемы обучения: распределительный и выборочный диктанты, грамматическая сказка. Самопроверка, взаимопроверка, творческое задание.
  • Способы контроля: в форме устного опроса по вопросам учителя, во время письменного выполнения заданий на месте и у доски.
  • Оборудование: мультимедийная таблица «Лексико-грамматические разряды имен существительных», «Образование имен существительных от других частей речи», «Способы образования имен существительных»( см.»Коллекция ЦОР»,  грамматические сказки по орф. 31-35, опорные схемы, «Морфологическая карта», раэдаточный материал – таблица «Имя существительное»( см. «Готовимся к ЕГЭ»Александрова), конвертики с заданиями.        
  • Презентация по материалам урока

Ход урока:

Организационный момент:

-готовность к уроку (на парте дневник, тетрадь, «Тетрадь-помощница», в ней лист орфограмм и речевых ошибок, учебник, ручка)

-посадка

-настрой

Оглашение цели:

Задание к этому уроку: вопрос «на засыпку» по теме.

Целеполагание:

1 Здравствуйте, мои дорогие!

 Скажите мне, пожалуйста, какой сегодня должна быть тема урока?(Имя существительное) Почему? (Посмотрели оглавлен6ие в учебнике и увидели, чтотема закончена). А вы любите  дни рождения? Все дело в том, что Имя Существительное приглашает вас на день рождения. Это событие пройдет в виде диктанта. Вы сможете выразить всю свою любовь к этой части речи. Подарок надо подготовить от всей души. На день Учителя вы готовили самый лучший подарок –идеальное домашнее задание…  Для им. С. Надо подготовить идеальный КД! Что для этого надо сделать? Все, что мы узнали во 2 четверти, обобщить, систематизировать, повторить! Поэтому домашнее задание вы можете спрогнозировать сами к концу урока. (Учительница запланировала такое: «Словарь личных трудностей» всем; №267 или «Паспорт Существительного» по выбору.)  Впереди контрольная работа!

Если с любовью относиться к делу, то все получится. Наши помощники:  на парте таблицы «И.С.», тетрадь-помощница , форзац с орфограммами, на доске ваши работы: лингвистическая карта и город Орфограмм. Они помогут, если потребуется, устранить ошибки и пробелы в знаниях. На партах конвертики-приглашения, но сейчас открывать рано. Как вы обычно выбираете подарок? Надо очень хорошо знать человека, его вкусы, характер, привычки. А хорошо ли мы знаем И.С., чтобы готовить ему подарок? Давайте проверим.

 I

 Найдите в этом предложении сущ-е. Как вы рассуждали? «Переведите» это пр-е .1-е слово – прилагательное, видно по окончанию, 2-е -  сущ., т.к. с ним согласован глагол  с суфф. –л-. «Бокра» и  «бокренка» – тоже сущ., различаются суффиксом. «куздра» – ж.р., 1 скл., ед.ч., и.п., «бокр» – м.р., ед.ч., В.п., 2 скл.      

1Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.

(Л.В.Щерба, ученый-лингвист)

 Бокренок – маленький бокр.

 Молодцы, даже с олимпиадным заданием вы справились!

II

Что было бы, если бы пропали все существительные? (Учащиеся фантазируют, вспоминая все, что они знали о существительных .) Итак, без существительных люди не смогли бы назвать ни одного предмета, не знали бы, о чем или о ком идет речь, не могли бы точно указать ни время, ни место.  Так что же такое существительное? 1 чел. Дает определение по уч.  Вы назвали имена существительные. Какие однокоренные слова есть к слову существительное? (сущее, существо - Жизнь, бытие, живой ). Эта часть речи называет предметы, которые нас окружают. Рассмотрите таблицу  «л-г значения им.сущ.» Как работает категория числа?

III

 Теперь проверим дз: ваши «вопросы на засыпку».1-2 чел.(примерно: мн.ч.слова кочерга, ед.ч.слова туфли) Поднимайте руки, задавайте ??

IY

С3  Теперь задание такое: даны существительные, а вы определяете способ их образования. Перечислите способы образования слов. 1 чел слова на доске. Вставьте буквы, восстановите правописание. В это время 1 чел выполнит доп задание по карточке ( запишите слова сущ с суфф со значением лица- тель-  - ник- - чик-  - щик-  - кист-  - ун-   -ик- ) .Летчик часовой глубь перепись предыстория музей-усадьба пригорок наперсток принцесса пригород силач отзвук

По возможности добавьте свои слова. Проверяем по таблице. См. лист значения морфем: сколько значений и каких может быть у одного суффикса? Зачем мы разбираем морфемную структуру слова? Морфемный принцип написания – словообразование влияет на орфографию.

Какие орфограммы встретились?

Y

Город орфограмм, улица Существительных.

о.№31-35 смотри опоры в «Тетрадке-помощнице»

Словарный диктант: 1 чел у доски прячется, оформляет орфограммы в словах,  в это время 1 чел. разбирает фонетически слово «счастье»,

С4 Об имени существительном, учиться в Астрахани, трудиться каменщиком,  глоточек водички, низкий бережок, осколочек стекла, сожалеть о неудаче, дорожить временем, с духовным пламенем, прочитать в объявлении, замечательный рассказчик, изящный каблучок, не боится невзгод, прочитать в повести, вылечить ожог.

000 Проговаривание правил по опорам, где были допущены ошибки. Проверяем р-р №1

Имена-подсказки для йотированных: Илья, Яша, Виктория.

*****************************************  

YI

 Какими же чертами характера наделено И.С.? Трудолюбивое, целеустремленное, талантливое, щедрое…А как называют человека, мальчика или девочку,  если он

С5 

1 малоообразованный, несведущий в какой-либо области – невежда

2 грубый, невоспитанный – невежа

3 безобидный, тихий – тихоня

4 зачинщик ссор – задира, забияка

5 любит сласти – сластена

6 ненасытный в еде – обжора

7 владеет левой рукой лучше правой – левша

8достоин похвалы – умница

Так какого же рода эти им. Сущ. ? В каком разборе надо указать эту категорию? Инд. Задание на доске: составьте предложения со словом  сластена, употребив прилагательное-определение и сказуемое-глагол.1 чел.

YII

Наша дружная компания собирается в гости. А как правильно написать: «кампания» или «компания»? 1 чел отв. (Контекст поможет определить смысл: если это группа людей, то КО, если мероприятие, то КА). В данных предложениях определите пропущенные буквы, знаки препинания. На доске начерти схемы, проработай слова слова с пропусками (1 чел.)

С6

1В подар-к именин-ку мы пр-готов-ли бра жалюзи кашне какаду путевку в Сан-Франциско.2 Для г-стей хозя-н пр-готов-л уг-щение кофе салями безе. 3 Было очень вкусно! 4Мы об-елись и поэтому пр-ходил—опытн—врач Иванова . (на доске 1 чел работает с пропусками, 2 со схемами) 

Подберите прилагательные к выделенным существительным. Как вы рассуждали?

YIII

Предлагаю следующее:

работа по группам-вариантам, отвечает 1 человек, можно подбежать друг к другу к 3 парте: устно составьте 6 предложений, в которых одно и то же слово выполняло бы функцию подлежащего, сказуемого, дополнения, определения и не являлось бы членом предложения. Слово -  «компания». Предполагаемые ответы:

компания!с7

IX

Итоговое задание:

Теперь поиграем в игру "Четвертое лишнее". (Каждая парта получает задания по № парты заранее в конвертике.) Вам нужно из ряда слов вычеркнуть четвертое лишнее и объяснить, почему вы его вычеркнули. Работайте в паре; если нужно, пользуйтесь учебником, таблицей .
Оценивается работа каждой пары. Время - 3 мин. После работы каждая пара дает объяснения.

Задания: с8

Обобщим все сказанное: расскажите об имени сущ. по лингвистической карте (стенгазета об имени существительном) , опираясь на таблицу .

 

Вывод:

Понравился урок? За что можно друг друга похвалить? Какие пробелы устранить, что внесли в словарь личных трудностей? Какие темы мне внести в план завтрашнего урока (мы продолжим готовиться к к.д, повторим разборы и орфографию, выразительность им. сущ. в речи. Что об им.сущ. вы повторили на сегодняшнем уроке? Какое оно, имя существительное? Так что же можно подарить Имени Существительному?

Д.з    пробелы в Словарь Личных Трудностей, паспорт и.с. или № 267

Список использованной литературы:

С.И.Львова «Работа со словообразовательными моделями на уроках русского языка»

Г Александрова «Занимательный русский язык - нескучный учебник»

Коллекция ЦОР    school-collection.edu.ru



Предварительный просмотр:

Ф.И.О. участника,
должность (преподаваемый предмет),
почтовый адрес, контактный телефон, 
e-mail

Название ОУ, почтовый адрес,
телефон, 
e-mail (если отсутствует личный электронный адрес)

Вид методической разработки, целевая аудитория

Название методической разработки или статьи

Карнаухова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы,

456770 г. Снежинск, ул. Дзержинского, д.2, кв.27,

89127710367

karnauhova-n@mail.ru

МБОУ «сош№135».
456775, г. Cнежинск, ул. Нечая, 5.
(35146) 7-12-04.

Урок русского языка, 5 класс

«Заколдованные буквы»

МБОУ «СОШ № 135 имени  академика Литвинова»

Дидактическая игра:

«Заколдованные буквы»

Урок русского языка в 5  классе

Учитель русского языка

и литературы

Карнаухова Н.Н.

                           

Снежинск

2012

Задачи:

Обучающая: обобщение и систематизация знаний о выборе проверяемой безударной гласной в корне и окончании, способах подбора проверочного слова, о правильном подборе однокоренных слов.

Воспитательная: воспитание положительного отношения к учению, дисциплины, эстетических взглядов, чувства ответственности.

Развивающая: развитие общетрудовых умений, воли, самостоятельности, интеллекта.

Цель учебных заданий:

 воспроизведение и применение знаний в знакомой и незнакомой обстановке, творческий подход к ним.

Задания способствуют осмыслению и закреплению материала.

Тип урока: обобщение и систематизация

Вид урока : дидактическая игра

Обеспечение: сигнальные карточки, листочки, ручки, жетоны для оценки, «волшебная палочка», шляпы злого и доброго волшебников, бумажные ромашки и репей на каждого ученика. Роли распределить заранее.

Технологии:РКМ  приемы:кластер, опорные схемы,ассоциативные рисунки, синквейн, дерево рефлексии

Этапы урока:

Организационный:

УЧИТЕЛЬ объясняет  ПРАВИЛА ИГРЫ: САМЫЕ АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ  ПОЛУЧАЮТ ЖЕТОНЫ, ПО ИХ КОЛИЧЕСТВУ ОПРЕДЕЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗОВЫЕ МЕСТА.ЛУЧШИЙ ПОЛУЧИТ ЗВАНИЕ ДОБРОГО ВОЛШЕБНИКА. Слайд3

Объяснение темы:        

 Все началось с того, что однажды в страну Букволандию прилетел

злой волшебник.  Слайд1

 Гласные буквы вышли ему навстречу. А он их заколдовал! О стала похожей на А, А на О, И на Е. Началась величайшая путаница. 

Слайд2 Ребята, вы тоже волшебники, ваша ручка –это волшебная палочка.Звание доброго волшебника получает тот , кто без ошибок подберет проверочные слова.

 

И отправились буквы искать того, кто их расколдует… Шли они, шли и пришли в замок доброй феи. Она им и помогла. Слайд 4

Как можно расколдовать буквы, ребята?

КТО ПРОИЗНЕСЕТ ЗАКЛИНАНИЕ?

(Ударение над гласной может сделать букву ясной!) 

Запомним волшебные слова:

«Если буква гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно поставь под ударение!»  слайд 5

ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ МОГУТ БЫТЬ ПРОВЕРЯЕМЫЕ, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ И ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ.

Составим кластер

 СЕГОДНЯ МЫ ГОВОРИМ О ПРОВЕРЯЕМЫХ В КОРНЕ.

Ход урока: 

  1. ЗАКОЛДОВАННЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

Начнем расколдовывать гласные.

 УСТНО:

Я называю слово с безударной гласной, а вы по цепочке называете проверочное слово:

Тропа, гора, стена, поля, холмы, голова, борозда, холода, сторожка, молоток, река, цена.

         СМ. КАРТОЧКУ

Космонавт, почтальон, садовник, старик, звериный, грибок, скрипят, девятый, мясной, бежать.

Написать на доске: тропа-тропы           космонавт-космос

Кто скажет, почему слова разделены на 2 группы? Мы пользовались 2-мя способами проверки: подбирали форму слова и однокоренное слово.

Составим кластер

2 Но не все слова  расколдовались . Слайд 7

 

Пришлось отправиться им дальше. И вот они дошли до домика, где жил мудрый профессор.

 А сеичас узнаем 3 способ расколдовывания:

эти слова многие считают непроверяемыми. Но ведь их можно проверить!

Профессор рассказал об этимологии слов. Слайд 8 Оказывается, даже словарные слова можно проверить, зная происхождение слов. Например, слово «багряный» произошло от древнерусского «багр» - красная краска, «авиация» - от латинского «авис» - птица, вестибюль –от «вест» - куртка(нем.)  

И еще один способ подсказал старый ученый: проверка очень необычн я-

подбор сложносокращенных слов: слайд 9

 магазин-универмаг, специалист-спецодежда, машина-Уралмаш. Слайд

Продолжите кластер

 

3Теперь проверим, вы злые волшебники или добрые?

 Работаем по сигнальным карточкам: слайд 10

 прилАскать кошку, полОскать белье, посЕдеть от горя, посИдеть на уроке, я запЕвала в хоре, запИвала таблетку, посвЕтить фонарем, посвЯтить стихи, флаг развЕвается, ребенок развИвается.

Проверь себя по слайду слайд 11

(У злых волшебников кошка полощется…)

4

Выбери нужное слово:

 удивительно-_диво-дева    

 менять-мина-замена

 лепить-липко-лепка          

подчищать-честь-чисто

 мастерить- мост-мастер

ленивый-лень-линька слайд      (письменно)

проверка: какие слова нельзя было брать? (дева, мина, липко, честь, мост, линька)

Что нужно знать, чтобы верно подобрать проверочные слова? ПИСЬМЕННО

Слайд12

Образец: умолять о пощаде-молит

Умалять значение-мал

Умилять поведением-мил        

А теперь самостоятельно: пок-рать врага (кара)

Пок-рить природу (покорный)

Ук-рять за лень (укор)

Посеять оз-мь (зимний)        

Ударили оз-мь (земли)

Щ-пать лучину (щепка)

Щ-пать курицу (щиплет)  

Теперь устно по цепочке:

Сторожить дом-СТОРОЖ

Старожил села

Скрипеть дверью

Скрепить печатью

Слезать с лестницы

Слизать сметану

Профессор рассказал словам, что недалеко живет художник. Слайд 13

 Он может помочь словам, нарисует их портрет. Словам это очень понравилось.

ЗАКОЛДОВАННОЕ ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ             слайд14

ЛЕСА ВДАЛИ ВИДНЕЕ,

СИНЕЕ НЕБЕСА,

 ЗАМЕТНЕЙ И ЧЕРНЕЕ
НА ПАШНЕ ПОЛОСА
.  

ЗАДАНИЕ: читаем вслух три раза,

 рисуем картинку (дерево, глаз, облако, полосы слайд 15),

 закрываем, пишем по памяти,

 проверяем орфограммы.

ЛЕСА ВДАЛИ ВИДНЕЕ

дерево,

СИНЕЕ НЕБЕСА,

глаз,

ЗАМЕТНЕЙ И ЧЕРНЕЕ

облако,

НА ПАШНЕ ПОЛОСА

полосы

        

ЗАКОЛДОВАННЫЕ ГЛАСНЫЕ В ОКОНЧАНИЯХ

Слово «на пашне» спросило: «А как мне быть с окончанием?» Художник объяснил, что на поляне эльфов растут волшебные цветы, они помогут окончаниям слайд16

                                           

Вспомните волшебные слова-проверки гласных в окончаниях. Почему они нам помогают? Слайд17

ИГРА «СОБЕРИ БУКЕТ» слайд18

1 рад из растений 1 скл.

2 ряд из 2 скл.

3 ряд из 3 скл.

Ромашка,василек, колокольчик, незабудка, сирень, одуванчик,

гвоздика, герань, черемуха, клевер, лютик.

Какое волшебное слово вам нужно знать?

(вода на столе у окна: вода -1 скл., стол и окно – 2 скл., в 3 скл. всегда -и)

Поставь свои слова в П.п. слайд19

Желающие у доски.

ВЫВОД:

Сочини синквейн на тему :   «Безударные гласные»

Рефлексия:Если урок дал плоды, возьми плод и прикрепи на ветку, ты получил «5», если знания есть, но применить мог не всегда, выбери цветок, если все казалось не очень понятным – выбери листок.

.слайд20

 Сегодня мы подружились с безударными гласными в корне и окончании, научились их расколдовывать, узнали новый способ поиска безударной гласной.

Проверь себя:

 КАК РАСКОЛДОВАТЬ ГЛАСНЫЕ БЕЗ УДАРЕНИЯ В КОРНЕ? СТРЕЛА, ЛЕСА, МАШИНА, авиация - КАКИЕ СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ДЛЯ ЭТИХ СЛОВ? КАКОЕ ВОЛШЕБСТВО ПОМОЖЕТ ГЛАСНОЙ В ОКОНЧАНИИ?

ПОДСЧЕТ ЖЕТОНОВ , определение призеров, НАГРАЖДЕНИЕ.

 Слайд 21

 Молодцы! Вы настоящие волшебники!!!

Источники:

Хазанова А.С., Цвайг Л.В.»РЯ. Практическое руководство.Безударные гласные в корне.ч.1» - Минск, ТПЦ «Полифакт»,1992

Емельянова Е.Н., Соболева Е.А. «Пишу без ошибок.РЯ с нейропсихологом» - Спб., :Питер,2008

Картинки: Интернет –ресурсы

http://fonwall.ru -  художник,http://fentezi-mir.ru - остальные



Предварительный просмотр:

Первый Всероссийский заочный открытый конкурс «Мастерская учителя»

фамилия, имя и отчество: Карнаухова Наталья Николаевна

номинация: Лингвистика (русский язык)

         название работы: 6 класс «Обобщение и систематизация знаний  по теме «Глагол».  6 класс6

 предмет преподавания: русский язык и литература

 должность: учитель

 полное и точное наименование образовательного учреждения: Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №135» г. Снежинск

контактные данные: домашний телефон 8-(35146) 2-26-32,

Эл. Почта:karnauhova-n@mail.ru

Снежинск

2010

Урок на тему:

«Систематизация и обобщение изученного о глаголе:

«Письмо из Морфологии»

Задачи:

1.        Обучающая: обобщение и систематизация знаний о виде, переходности,
спряжении, времени, лице, числе, наклонении глагола;

отработка   навыков:    определение   морфологических   признаков   глагола; устранение пробелов в знаниях; усвоение указанных понятий; отработка умения выбора нужной буквы в глаголах с орфограммами № 24, 25,47,48.

2.        Воспитательная: воспитание положительного отношения к учению,
дисциплины, эстетических взглядов, чувства ответственности.

3.        Развивающая: развитие общетрудовых умений, воли, самостоятельности,
интеллекта.

Цель учебных заданий:

Воспроизведение и применение знаний в знакомой и незнакомой ситуации,

творческий подход к ним. Задания способствуют осмыслению и закреплению

материала.

Тип урока        обобщение и систематизация

Вид        дидактическая игра

Обеспечение        карточки (сигнальные) с окошками спряжений и букв «е», «и»;

Жетоны   для   подсчёта   очков   таблицы   по   теме   «Глагол». Карточки с заданием для представителей команд. Оформление доски: текст письма.

Этапы урока

 I Организационный

1. Класс делится на 2 команды, выбирают капитанов.

II  Работа команд на местах:

  • Проверка наличия домашнего задания (были даны 10 глаголов: помогите,
    негодуешь, уничтожило, знаете, недомогают, напишите, стелем, дежурь-ка,
    запирает, хлопни. Нужно определить вид, переходность, спряжение,
    наклонение, время, если есть лицо, род, число, орфограмму каждого глагола).сл.2,3 По слайду проверяем ответы, даем жетоны за верный ответ
  • III.        Объяснение темы урока. На доске записан текст письма. Учитель
    объясняет, что письмо из страны Морфологии было повреждено, и
    некоторые слова исчезли.

«Р        бята_        _ите!

В наших компьютерах вирусом        зло все данные о глаголе. Что вы _

        ете об этой части речи?        ите нам пожалуйста скорее...» сл.4

Учитель предлагает подумать, как можно восстановить текст. Обращается внимание, что у 4-х глаголов сохранились три последние буквы, и эти слова есть в домашнем задании. Даются их морфологические признаки:

  • работа команд на местах :

1) св.,  пов., I, мн. ч. (помогите)

  1. св., изъяв., II, пр. вр., ед. ч., ср. р., безл. (уничтожило)
  2. нсв., изъяв., н., вр., 2 л., мн. ч., (знаете)
  3. св., пов., мн. ч. (напишите) сл.5

 Капитаны получают карточки, обе команды ищут слова. Команда, ответившая первой без ошибок, получает жетон.

Учитель предлагает детям помочь восстановить уничтоженную базу данных глаголов. Для этого нужно выполнить предложенные задания.

  • 2. Диктует глаголы, их нужно распределить по столбикам:

1)  нулевое окончание 2) –ти 3) -ть(ся)

стричь, мести, каяться, жечь, одеться, расти,

надуться, печь, трясти, бояться, мести, стеречь

Представители команд зачитывают сгруппированные слова.сл.6

  • От  команд приглашаются ученики к доске. Задание: для 1 команды образовать

От глаголов   первого столбика глаголы 2 –го лица

Для  2 команды:  от глаголов третьего столбика глаголы 3 лица   слайд


В это время учитель работает с классом.

? Какой орфограммой объединены глаголы в 1 и 3 столбиках? (О, 22, 23)

? Расскажите эти правила

? Нарисуйте опорную схему, (за верный ответ - жетон)

Проверяется задание на доске по слайду; ученики рассказывают правила, по которым

работали, за верный ответ - жетон.

  • 3. Команды получают карточки с глаголами:

1) доказать        2) затирать

вылечить        умирать

сложить        вытирать

успеть        стелить сл.7

Участники игры у доски подбирают видовые пары данных глаголов. Класс в это время отвечает на ??

Какая орфограмма находится у 1 команды?(о.48), у второй?(о.24). Расскажите эти правила. Нарисуйте опорную схему. Проверяется запись на доске, вручаются жетоны.

4. Представители команд получают «особо важное задание»:цепочки времен и наклонений, в которых есть только первое звено:

1)цепь времен: читать -…-…-…-…

2) цепь наклонений: написать -…-…-…

Пока ученики на доске записывают ответ, команды отвечают на вопросы: Что вы знаете о глаголах недоумевать, недомогать, негодовать, неистовтсвовать? Каково их лексическое значение? Что это за орфограмма? Какой глагол я не назвала?(ненавидеть) Какой глагол является переходным?

Проверка работы у доски по слайду 8, вручение жетонов.

5. Работа с сигнальными карточками:

1)открой цифру, обозначающую спряжение глаголов: сеять, гнать, таять, дышать, брить, клеить, обидеть, стелить.

Что это за глаголы? (исключения и словарные)

Расскажи правило о глаголах-исключениях.

2)и Открой гласную в безударном личном окончании:

Отпустит-отпускает, уступит-уступает, доверит-доверяет

Чем отличаются глаголы в парах? (вид) Что изменяется соответственно виду? (гласная)

Награждение жетонами за верные ответы

6. Игра «Третий лишний»(обе команды)

1) вижу бросаю спрошу  -вид

2) раскаюсь спросите видел – время

3)буду читать прочитаю написал-пр.вр.

7. По одному участнику от каждой команды к доске. Задание «Верни букву»:

. Выпиш        те; прыгн        те; хлопн_        те , какая орфограмма поможет вставить неясную букву? Жетоны за ответы.

  • Работа команд  на местах: «Помоги глаголам стать повелителями»

я дежурю        ты                вы        

сяду нарежу ем спрячу  сл.7

В это время вопрос классу:

? когда у глагола нет категории времени (в повелит накл.)

? у какого наклонения есть только форма прош. вр. (усл.)

?     с     какими     орфограммами     связано     правописание     глаголов     в

изъявительном и повелительном наклонении

? как различать эти наклонения

Какая орфогр-ма на Ь есть у глаголов повелит, наклонения

Проверка задания на доске, вручение жетонов.

Вывод (в это время помощниками ведётся подсчёт жетонов). Что мы можем сообщить в страну Морфологию? Какие данные о глаголе мы собрали? Кого наградим за проявление знания? Награждение команды-победительницы и лучших учеников грамотами и призами.

Д/з: творческое задание - придумать паспорт (герб, портрет и т.д.) глагола и указать в нём все признаки.