Обобщение педагогического опыта. Выступления.

Здесь представлен мой педагогический опыт:выступления на педсоветах, ШМО, ГМО, работа в качестве эксперта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx10.25 КБ
Microsoft Office document icon kruglyy_stol_27.02.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon konkurs_erudit.doc919 КБ
Microsoft Office document icon priemy.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта

Педсовет «Приемы по повышению качества знаний»2002

ШМО «Методика проведения уроков систематизации знаний»2004

Педсовет «Методы и мотивация стимулирования деятельности учащихся»2007

ШМО «Повышение уровня читательской компетенции»2007

ШМО «Преподавание в условиях модернизации образования» 2008

ГМО «Средства повышения читательской компетенции и развития исследовательских умений учащихся» 2008

Вторая открытая конференция юных исследователей «Литвиновские чтения» - эксперт 2012



Предварительный просмотр:

Выступление Карнауховой Н.Н.,учителя МБОУ «СОШ №135»

Участие в профессиональных сетевых сообществах

С 2008 года я участвую в работе портала «Сеть творческих учителей» и с 2010 –«Социальной сети работников образования». Кроме этих двух, зарегистрирована в «Завуч.инфо», «Про-школа». Но активнее участвую в «СТУ».

Чем меня привлекла именно эта сеть? Во-первых, система рассылок материала по электронной почте. Еженедельно приходят новые материалы, а также комментарии коллег к ним. Отдельно заходить в на сайт не надо, все открывается в почте.

 Во- вторых, много обучающих бесплатных курсов по разным направлениям.

Богатая библиотека материалов, качественных, обсужденных, правильно оформленных. За время общения в сети мне пришли такие ценные материалы, которыми я пользуюсь ежеурочно с 2008 года. Это «85 слайдов по орфографии», тренажеры по всем разделам, ассоциативные словари.

Еще один плюс – это возможность узнать непредвзятое мнение коллег и координаторов на представленные работы, потому что без отзывов (положительных) работы в библиотеку не попадут и не будет свидетельства об авторском праве. Получение всех документов бесплатное.

 Можно вступить в несколько разных сообществ по одному предмету, участвовать в мастер-классах, конкурсах, фестивалях, оценивать работы коллег, проходить обучение. Постоянно появляются необычные материалы от учителей и методистов: «Ассоциативный словарь» 5-9 класс, вышедший в печать, «Фотодиктант» с возможностью разнообразного использования, уроки по ФГОСам. Есть  возможность оформления портфолио.

Конечно, все это требует определенного количества времени. Очень жесткие требования по оформлению работ. Материал не принимается до тех пор, пока все недочеты автор не устранит. После этого нужно, чтобы работу обсудили минимум три человека, нужно ответить им, учесть замечания и переделать работу. После чего файл попадает в Библиотеку. Чтобы получить документ о публикации, нужно пройти еще процедуры. Можно сделать скриншот своей странички.

«Социальная Сеть работников образования» (ns-портал) - это более неформальное объединение.  "Изюминка" нашего проекта - возможность создать очень быстро и просто персональный мини-сайт
      Если Вам хочется большего, то на основе расширяемой функциональности 
групп (сообществ) можно создавать большие образовательные проекты.
      В сети создано 69'195 мини-сайтов пользователей и собрано 277'049 учебно-методических материалов с очень удобной системой поиска.
Сеть интересна возможностью создания своего портфолио путем загрузки файлов в  готовые странички. Но чтобы заполнить  все своим материалом, нужно очень много времени. Есть блог, ведется переписка. Материал и в общей библиотеке, и у каждого участника на своем мини-сайте. Интересна «Лаборатория педагогического мастерства»: коллеги просят помощи в критических ситуациях,  чаще всего с дисциплиной. Проблемы тут же всесторонне обсуждается,  и педагоги предлагают пути решения исходя из своего опыта. Активно сотрудничают ученики. На страничке одаренных детей «Алые паруса» школьники рассказывают о себе и своих успехах. Можно настроить оповещение о новых комментариях.

Участие в сетевых профессиональных сообществах помогает учителю идти в ногу со временем и уверенно себя чувствовать, ведь коллеги всегда помогут.



Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления как средство формирования УУД в рамках реализации ФГОС

Конкурс читателей «Эрудит»

Цель:

Воспитание компетентного читателя (обучение творческому исследовательскому чтению как художественных, так и научно-популярных текстов)

Развитие интереса к предмету

Приобщение к самостоятельному чтению

Расширение кругозора

Повышение интеллекта и речевой культуры, ее активизация

Формирование литературного вкуса

Задачи:

 Знакомиться с богатством и многообразием произведений искусства слова

Осознать духовное богатство многогранной российской культуры

Научить ценить красоту и величие родного языка

Формировать литературно-художественые умения

Отрабатывать и закреплять свободное владение устной и письменной речью

Понимать авторскую позицию

Аналитически пересказывать текст

Овладеть способами компрессии текста и художественного пересказа с учетом стилеобразующих факторов

Выполнять проектные работы

Составлять опорные схемы

Развивать общеучебные умения и навыки

Развивать инициативу и коммуникативные качества личности

Развивать аналитическое, логическое и образное мышление, творческе способности

Воспитывать в духе патриотизма

Укрепить гордость за свое отечество

Формы:

Устный ответ

Рецензирование

Дискуссия

Иллюстрирование эпизода, проект обложки

Приемы: 

развернутый ответ с анализом, рассуждением,  доказательством, с обобщением и логическим выводом

Схемы опорные

Тематические предметные встречи с приглашением творческих людей

Методы: индуктивный, дедуктивный, проблемно-поисковый

Пояснительная записка:

Современная концепция литературного образования акцентирует внимание учителя на активизацию речевой деятельности и повышение речевой культуры учащихся.  Коммуникативная компетенция учащихся заключается в умении строить собственное высказывание, аргументировать его, уметь вести конструктивный диалог. Это требование современных потребностей развития общества, которому нужен конкурентоспособный специалист: компетентный, инициативный, креативно мыслящий, умеющий работать с людьми и способный нести ответственность за свои взгляды и позиции. Для этого нужно организовать работу с книгой так, чтобы то, что скрывает литературный текст, было захватывающим и очевидным.

Участвуя в конкурсе, ученик демонстрирует умение адекватно воспринимать, обрабатывать информацию, выделяя главное, и передавать в обработке. Проявляет умение создавать собственное связное высказывание на основе прочитанного текста с аргументацией своих мыслей. Умение отстаивать свои позиции, уважительно относясь к собеседнику – показатель уровня культуры и рациональности мышления. Задача литератора – воспитание культуры доказательного, аргументированного рассуждения.

При подготовке ответов развиваются творческие способности, в ходе рецензирования – критическое мышление. Отвечающий дает презентацию книги, активизируя знания и умения, учится выступать перед аудиторией с собственным проектом.

При подготовке ответов учитываем уровень читательского восприятия:

5 кл. – акцентируем внимание на сюжете

6 – герой литературного произведения

7 – жанры (эпос, лирика, драма)

8 – авторская позиция

9 - проблема

Читайте, мальчишки! Девчонки, читайте!

Любимые книжки ищите на сайте!

И в автомобиле, в гостях или дома,

На даче, на вилле – читайте, девчонки!

Читайте, мальчишки! Плохому не учат

Любимые книжки!

Не все в этом мире легко нам дается,

И все же упорный и мудрый добьется

Того, к чему доброе сердце стремится:

Он клетку откроет, где птица томится!

И каждый из нас облегченно вздохнет

Поверив, что мудрое время придет!

Нина Пикулева

Условия игры:

Iтур

дневников летнего чтения

Критерии:

Количество отзывов на прочитанные книги, качество(полнота, понимание)

 IIтур

Конкурс «Читатель года»

Критерии

Количество баллов

1 ответ – 1балл «эру»

Содержание ответа:

Отзыв (аннотация), сжатый пересказ любимого эпизода (время 1 мин.)

Иллюстрация, опорная схема – 1 «эру»


Почетная

 Грамота

Награждается

победитель

II тура акции «Эрудит»

«Читатель года»

Учении_     5 класса

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №135»

Директор школы

  Миловидова И.В.

Учитель русского языка и литературы

 Карнаухова Н.Н.

30.05.08

Снежинск

2008

Хит-парад» 5 “А» (летний)

1 место:

«Приключения Тома Сойера»

2 место:

«Сын полка»

3 место:

«Дети подземелья»

Провели Дима Васильев,

Маша Толчина,

Сережа Шипулин (5а)

 

«Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить,

а огонь, который надо зажечь».

Эти слова определяют направленность методической темы и мое педагогическое кредо. Именно поэтому, готовя список летнего чтения для пятиклашек, я решила килограммы книг из списка перевести в образы. На лето ребята получили не только обычное задание, но и приглашение поучаствовать в конкурсе на самого лучшего читателя. Проблема читательской компетентности была всегда. Присоединяясь к мнению Даниеля Пеннака, констатируем факт: дело не в том, что школьники не читают, а в том, что книги по списку, по программе воспринимаются в штыки. А ведь нужно научить анализировать произведение с позиций литературоведа! А книга заранее вызывает негативные эмоции. Следовательно, нужна неофициальная обстановка, особые условия работы, атмосфера более раскованная и непринужденная. И выбор книги по желанию. Так появилась идея организовать конкурс на лучшего читателя.

«Эрудит» - так называется игра – состоит из 2-х туров. Первый  - «Дневник читателя». В сентябре ребята сдают дневники летнего чтения, которые они вели, отражая свои мысли после знакомства с новой книгой. Для 5 классов это отзыв, для 6-7 – аннотация, для 8-9 берем ТИКОЯнЖ (тема, идея, язык, образы, название, жанр). Но обговариваем, что форма работы может быть и в более удобной для ученика форме – иллюстрации к любимым эпизодам, кроме этого, у ребят с начальной школы был четкий план отзыва о прочитанной книге и они к нему приучены.  

 2-й тур  - «Читатель года» - проводится в течение всего учебного года. Условия таковы: за каждый отзыв о прочитанной книге класс выставляет ученику баллы – они же «эру». Этот своеобразный денежный эквивалент копится в виртуальном банке, в конце года выдается победителю в виде приза, примерно равного по стоимости сумме набранных баллов. (Обеспечивает родительский комитет).

Разбалловка  идет по следующим  критериям: максимальное количество – 5 эру – ставится отвечающему, если слушателям захотелось найти представленную книгу и прочитать. 3 эру – если ответ качественный, но не «зажег». И 1 эру – если ответ не понравился.

 Ньюансы: за любой ответ учитель ставит отметку «пять» в журнал. Эрудитки дает класс, поднятием руки голосуя за 5, 3 или 1 эру. Ответивший сам выставляет свой балл в список-банк.

Форма ответа строгая: времени дается 1 минута, половина на отзыв, вторая  - на сжатый пересказ любимого эпизода.

 Какие брать книги? Можно из списка летнего чтения, можно те, что взяли в библиотеке: домашней, школьной, городской  «на свой вкус». Кроме художественной, приветствуется научно-популярная и периодическая литература. Отметку и «эру» могут получить и слушатели, если дадут рецензию на ответ товарища.

В классе оформляется уголок с условиями конкурса, списком баллов  и представленных книг.

В реальной жизни все получилось так. Первый тур прошел без особых проблем, финалисты выявились сразу, споров не было. Победили самые полные, с душой оформленные, нестандартные дневники. Надо отметить, что много было и таких работ, где ученики, отвечая по  плану, пользовались такими бедными «заготовками», что один отзыв подходил ко всем книгам, а иллюстрации не раскрывали содержания книги.

 После проверки летних дневников с подобными рисунками решено было готовить по книге либо иллюстрацию к любимому эпизоду, так, чтоб можно было составить рассказ этой «по картинке», и для маленьких это шпаргалка, либо продумать иллюстрацию главной мысли автора.   Так возникло задание спроектировать обложку.

Во втором туре сразу же выяснилось: когда проводить опрос? Пришли к такому варианту. В начале недели я спрашиваю, кто готовит на «Эрудитку». На уроке литературы выделяю 3-5 минут, но дети просят и на оргчасе, на перемене, и после уроков. Если они знают, что кто-то из товарищей готовил ответ, писал, иллюстрировал, нес книгу, они и не опоздают, и останутся.

Что мы увидели в процессе этой работы. Многие отличники и хорошисты, в отличие от троечников, не могли разграничить  главное и второстепенное, то есть не умели сжато излагать. Мы из раза в раз прослушивали «заезженную грампластинку».

 Чтобы оживить и замотивировать  отвечающих, предложила смоделировать такую ситуацию: за 1 минуту рекламного ролика нужно так представить книгу, чтобы ее тут же расхватали. И процесс пошел! Ребята доказывали, что эту книгу необходимо прочитать. Аргументировано строили свои рассуждения. Спорили, отстаивали свою точку зрения.

 По ходу корректировали выявляющиеся недочеты и устраняли пробелы в знаниях. Так, не могли вспомнить автора, название, время и место создания книги, имеющийся в книге материал-подсказку – аннотацию или комментарии – не использовали.

Много разногласий было, как ни странно, по сюжетной линии: отвечающий часто уличался в неверном изложении. Если одну и ту же книгу читали несколько ребят, всегда были споры.

Это подтверждает мысль Александрова: «Русский человек в русской школе не понимает русский текст». Интерпретации были настолько разные!

Но именно эта проблема подтолкнула ребят к созданию научно-исследовательской работы «Путь в волшебный мир», и работа получила дипломы I степени на школьной и городской научной конференции.  Дети научились не просто внимательно (невнимательных я потом спрашивала ), а критически выслушивать и анализировать ответ, выискивая любые «зацепки», чтобы началась полемика. Однажды ученик начал рассказывать о сказке, но его перебили фразой: «Мы это уже слышали». Постепенно отмечали характеры персонажей, жанры, параллели сюжетов, начали задавать интересные неожиданные вопросы. Так ребята сами вывели формулу, по которой герой сказки попадает в волшебный мир, проанализировав несколько десятков сказок.

Уровень кругозора очень разный. Встретилось  такое: один читает «Мастера и Маргариту», а другой пересказывает мультики, выдавая за современные сказки. Много было детских любовных романов, детективов и ужастиков. Так дети познакомились с понятием литературной «макулатуры». 

Со временем многие открыли для себя научно-популярную литературу, особенно те, кто занимается в кружках  естественно-научной направленности.

Помогли при выборе книг конкурсы сочинений, в которых мы принимали самое активное участие: «Письмо о родном крае», «Судьба семьи в судьбе страны» и другие. Так ребята увлеклись книгами об Урале, Снежинске, познакомились с творчеством писателей родного края. Мы запланировали встречу с писателями нашего города.

Многие раскрылись с новой стороны, рассказав о своих увлечениях: приносили подборки по  живописи, зоологии, удивив одноклассников тем, что в течение нескольких лет всей семьей собирают папки с материалами.

Напомню, что все это время в классе висел лист, на котором мы отмечали количество эрудиток. И вот однажды на собрании родители спросили: « А что это у кого-то уже места нет, а кто-то ни разу не ответил?» Но ведь такого не может быть, чтоб ребенок не прочитал ни одной книги, ни одного журнала, ничего! Пришлось поговорить после уроков с друзьями «молчунов». Выяснилось, что они боятся критики товарищей, голосования. Стесняются, не могут подать себя и результаты своей работы. И пришлось поменять условия конкурса. Внесли поправки. 1)Отвечающий сам определял, на какую сумму он претендует. А класс корректирует. 2) На втором листе выставляем баллы за удачные вопросы, за некорректные по форме или содержанию – снимаем.

Итоги таковы: в конце года максимальное количество баллов равнялось 130. (Минимальное – 3). От библиотекаря школы ребята получили благодарность за активность. Несколько ребят опубликовали в газетах - школьной и СГФТА – свои творческие работы. Двое получили благодарности ГОРОНО за активное участие в марафоне чтения и пропаганду книги. Стала героиней детской рубрики «Диван-газеты» читательница из 5 б, она поразила корреспондента на встрече с южноуральскими писателями своими вдумчивыми вопросами. Группа ребят на школьной и городской научных конференциях получили дипломы I степени. Приняли участие во многих конкурсах: «Южный Урал – глазами детей» (лауреатство),«Письмо» ( результатов еще нет, но  завязали переписку с военнослужащими нашей военной части). Наметили пригласить снежинских писателей в гости. Подвели итоги «Эрудитки» и сделали выводы. Победителей наградили призами и грамотами. На лето многие ушли с творческими задумками.

Проведенная работа показала, что в условиях модернизации школьного образования необходимо учитывать современные потребности развития общества, которому нужен компетентный, конкурентоспособный специалист, умеющий отстаивать свои позиции, уважительно относясь к собеседнику. Это показатель уровня культуры и рациональности мышления. Культура общения предполагает умение учитывать позиции своих оппонентов. Задача литератора – воспитание культуры доказательного, аргументированного рассуждения.  Участвуя в игре и представляя прочитанную книгу, ученик демонстрирует умение адекватно воспринимать и  обрабатывать информацию, выделяя главное,  передавать ее в обработанном виде.  Вырабатывается умение создавать собственное связное высказывание на основе прочитанного текста с аргументацией своих мыслей. Вживаясь в смоделированную ситуацию, школьник учится успешно презентовать продукт своей интеллектуальной деятельности. Развиваются общеучебныие навыки, творческие способности, с участием и победами в конкурсах приходит повышение самооценки. В создавшейся ситуации жизненного успеха повышается интерес к предмету, воспитывается литературный вкус. Появляется желание учиться, т.е. мотивируется учебная деятельность: «мне нужны знания и умения, чтобы быть успешным». Развивается мышление и познавательные умения,  предоставляется возможность проявить инициативу. В процессе игры идет формирование необходимых компетенций, ведь

дорогу осилит идущий.

 



Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления как средство формирования УУД в рамках реализации ФГОС

Использование основных приемов мотивации и стимулирования учебной деятельности на уроках русского языка в 5-9 классах

Каждый учитель стремится достичь высоких результатов и знает, что хорошая успеваемость немыслима без осознанного отношения к изучаемому. Наш предмет несправедливо считают скучным и занудным, особенно если речь идет о синтаксисе. Учителю нужно пройти путь до выпуска изшколы с 5 по 11 класс, сформировав у учащихся устойчивую мотивацию, положительное отношение к учению, необходимые виды компетенций.

Я строю свою работу на уроках через активизацию мыслительной деятельности учащихся, привлекая разнообразные методы обучения и формы активизации. Чтобы эта работа стала результативной, мне необходимо использовать на каждом этапе урока приемы, которые помогут сформировать у ученика мотивацию обучения, в том числе и при выполнении домашнего задания. Цель работы  -  качественное, ответственное, вдумчивое выполнение работы дома и в классе. Кратко остановлюсь на характеристике применяемых мною дидактических средств.

Ситуация жизненного успеха.

 Отмечу, что одним из первых условий работы я считаю создание на уроке ситуации жизненного успеха для каждого ребенка независимо от его способностей. На уроке можно организовать оптимальные условия, позволяющие реализовать скрытые возможности. При этом и я, и ученик должны понимать, что именно усилия, которые прилагает ученик при выполнении задания, являются критерием оценки и отметки, а не способности.

Как создать положительную атмосферу на уроке? Снизить тревожность можно уместной необидной шуткой, обязательно надо исключить страх перед риском ошибиться при выявлении и устранении пробелов. Учеников, поднявших руки при вопросе «Кто здесь допустил ошибку?», я стала хвалить. Опасны выговоры, упреки, угрозы, насмешки и ирония. Их нужно стараться заменять дружелюбным корректным советом, предложением способа корректирования действий.  Это очень важно: СЖУ сформирует у ребенка чувство уверенности в себе, высокой самооценки и радости.

Этот эмоциональный метод мотивации предполагает наличие на уроке таких заданий, которые были бы под силу ученикам и сильным, и слабым. Например, в 5 классе (как и в любом другом) провожу словарный диктант, где нужно распределить слова по группам: чередующиеся, словарные и проверяемые ударением. Первая группа кажется детям самой легкой (эти слова дают самым слабым), вторая - самой трудной. Слабые ученики участвуют в этой работе рядом с сильными, качественно и осознанно ее выполняя.

 На дом также можно задать по выбору: либо творческое, либо репродуктивное задание. Использование ситуаций выбора для укрепления и осознания мотивов упрочняет умения школьников принять решение, при этом активизируется состояние субъекта учебной деятельности.

Использование игротехники на каждом этапе урока формирует положительное отношение к учению. Если игра не запретный для школьника процесс, а органичная, естественная форма организации быта детей на уроке, психологически легче заниматься. Даже одно только слово «поиграем» перед обычным выборочным или распределительным диктантом в компенсирующем классе снимает нервозность.

При работе в классе, где много детей с ослабленной учебной мотивацией, я часто использую эмоциональные стимулы. Предупреждаю опасные для учения чувства скуки, серости, монотонности. Это достигается за счет перемены видов работ, занимательности, личной эмоциональности. Если мне предстоит заменять урок в незнакомом классе, я начинаю с «шокового» задания, вызываю эмоции удивления. новизны,  применяя необычные, интересные, «олимпиадные» задания. Здесь хорошо сработает и «мозговой штурм», чтобы вовлечь в работу как можно больше незнакомых детей.

При изучении новой темы я использую познавательные методы мотивации. Создание проблемной ситуации при знакомстве с новым орфографическим правилом - это возможность самостоятельно решить проблему-орфограмму, проанализировав предложенные примеры. При составлении графических опорных схем предлагается зашифровать правило в схеме. Шифровка может быть у каждого своя. Ученик 6 класса Рома Пахомов прорешивал на два параграфа вперед и объяснял новую тему, хотя отметки по предмету в основном выше «3» раньше не были. Интерес исследователя двигал этим учеником. Это позволило Роме не бояться поражений и идти вперед. В 5-м компенсирующем классе работу строим таким образом: строим схему орфограммы  по этапам , затем убираем части схемы, восстанавливаем, дописываем и все проговариваем.Так учим правило без зубрежки, на уроке добиваясь полного понимания.

Выполнение творческих заданий - действенный прием мотивации: например, при изучении разрядов местоимений 6 –му классу предложили зарисовать ассоциации с названием каждого разряда. Самые удачные образы выбрали и объединили в таблицу. Ей пользуются все мои классы до сих пор с удовольствием. Практикуются такие задания, как создание паспорта, герба, портрета частей речи.

Стимулировать познавательный интерес можно с помощью технологии обучения, включающей многообразие приемов занимательности (иллюстрации, игры, кроссворды.) Шутка- сценка при изучении темы «Фонетика», когда гиперактивного ученика я попросила подыграть -  прижала дверью, и он изображал звуки речи -  развили познавательный интерес класса по этой теме. С тех пор я часто экспромтом применяю этот прием: слова-омофоны (приглашаются близнецы или приятели), наклонения глаголов, паронимы… Часто просим потом ребят изготовить реквизит и проигрываем в параллельных классах.

Для меня также очень важна плотность режима работы. Паузы, простои, «ничегонеделание» - антистимулы познавательного интереса. Даже перемены – а они в середине дня по 20 минут – занимаем работой. Кто-то оформляет на доске домашнюю работу, кто-то повторяет непроверяемые иноязычные слова по «Словарю современного школьника», другие получили задание на проработку статей из словарей разных видов. Конечно, я понимаю, что недопустимы и перегрузки, поэтому часто использую «задание с ограничительной целью»: выполнить определенный объем, но в несколько этапов.

При работе со «Словарем современного школьника» решили мы с ребятами вести в «Тетрадке-помощнице» «Словарь личных трудностей». Большое количество ошибок в словарных словах побудило детей корректировать работу и свое отношение к ней. Формирование ответственного отношения к учению я провожу при помощи систематических, через урок, проверочных работ-пятиминуток по материалам новой темы, по повторению. Неизбежность проверки заставляет ученика вникать в новое и дома закреплять. Прогнозирование будущей деятельности ведется ежеурочно: « Как вы думаете, ваши пробелы позволят хорошо написать контрольную? Вспомните ли вы это на ЕГЭ?» Такие волевые методы мотивации и стимулирования деятельности держат учеников «в тонусе». Ребятам объясняю, что учим не для оценки за четверть, а для будущих успехов, формируем базу знаний.

Практически на каждом уроке и на любом его этапе применимы такие методы, как взаимопроверка, рецензирование. Заинтересованность в результатах коллективной работы как метод социальной мотивации я применяю во время игровых уроков с делением на команды: например, «Путешествие в страну Причастие» совершают два вагончика друзей. Выбор партнера для совместной учебной деятельности, когда дети самостоятельно разбиваются на пары, группы, команды возможен во время самых обычных уроков, там, где есть антитезы(«действительные и страдательные причастия», например, или чередования). Поиск контактов и сотрудничества проходит во время зачета.

Формирует мотивационную сферу сотрудничество и помощь одного ученика другому, при этом укрепляется чувство открытости к воздействиям, обучаемости. Взаимозачет в парах «сильный-слабый» по темам «Причастие» и «Деепричастие» показал, что дети переживают за товарищей, волнуются по поводу успеваемости «слабых», плохо отвечающие в свою очередь знают, что на их ответы будет рецензия. Создается ситуация активного влияния в игре «Я - учитель», когда формируется позиция школьника.