ПОРТФОЛИО - раздел 2
«Создание условий для получения стабильных положительных результатов освоения воспитанниками образовательных программ»
Скачать:
Предварительный просмотр:
2.1 Аналитическая справка по реализации комплексно-тематического планирования по преподаваемым дисциплинам и МДК Постниковой Ирины Михайловны
Перечень преподаваемых дисциплин и междисциплинарных курсов:
- ОГСЭ.06 «Введение в профессию: общие компетенции профессионала»;
- ОП.01 «Педагогика»;
- ОП.04 «Теоретические основы начального образования»;
- ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования»:
МДК.01.01 «Теоретические основы организации обучения в начальных классах»
- ПМ.02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»
МДК.02.01 «Основы организации внеурочной деятельности»;
МДК.02.02 «Теоретические и методические основы организации жизнедеятельности детей в условиях летних оздоровительных лагерей».
На представленные дисциплины и междисциплинированные курсы преподавателем разработаны рабочие программы и календарно-тематическое планирование. Реализация программ и КТП представлены в следующей таблице:
Группа | Наименование дисциплин и МДК | % выполнения |
2012-2013 учебный год | ||
2 А, Б, Ф | Введение в профессию: общие компетенции профессионала | 100 |
2 А, 3 А, 4 М | Педагогика | 100 |
4 А | Педагогика | 91 |
5 И | Педагогика | 95 |
2 А, Б | Основы организации внеурочной деятельности | 97,5 |
% выполнения: 96,7 | ||
2013-2014 учебный год | ||
2 А | Введение в профессию: общие компетенции профессионала | 100 |
2 Б | Введение в профессию: общие компетенции профессионала | 98,2 |
2 А, Б 3 А, Б | Педагогика | 100 |
3 А, Б | Основы организации внеурочной деятельности | 100 |
% выполнения: 99,5 | ||
2014-2015 учебный год | ||
2 А, Б | Введение в профессию: общие компетенции профессионала | 100 |
2 Д | Введение в профессию: общие компетенции профессионала | 93,7 |
3 А, Б | Педагогика | 100 |
2 А, Б 3 А, Б 4 А, Б | Основы организации внеурочной деятельности | 100 |
3 А, Б | Теоретические и методические основы организации жизнедеятельности детей в условиях летних оздоровительных лагерей | 100 |
% выполнения: 98,7 |
Таким образом, по таблице мы можем увидеть то, что реализация программ и КТП осуществляется преподавателем на 98,3%. Это связано с тем, что на период обучения попадаются праздничные календарные дни. Тот процент не выполненных аудиторных часов, мы компенсируем через выполнение самостоятельных работ студентами.
Выводы и рекомендации:
- Весь учебный процесс обеспечен КТП, составленный по единой схеме и шаблону, с указанием аудиторных теоретических и практических работ, а также выполнение самостоятельной работы студентами.
- Продолжить работу по созданию и совершенствованию учебно-методических комплексов
2.1 Аналитическая справка о позитивной динамике общей успеваемости студентов по учебным дисциплинам и междисциплинарным курсам
преподавателя Постниковой Ирины Михайловны
Постникова Ирина Михайловна является преподавателем педагогических дисциплин БОУ СПО УР «Можгинский педагогический колледж им. Т.К. Борисова».
Перечень преподаваемых дисциплин и междисциплинарных курсов:
- ОГСЭ.06 «Введение в профессию: общие компетенции профессионала»;
- ОП.01 «Педагогика»;
- ОП.04 «Теоретические основы начального образования»;
- ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования»:
МДК.01.01 «Теоретические основы организации обучения в начальных классах»
- ПМ.02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»
МДК.02.01 «Основы организации внеурочной деятельности»;
МДК.02.02 «Теоретические и методические основы организации жизнедеятельности детей в условиях летних оздоровительных лагерей».
Свою педагогическую деятельность преподаватель осуществляет на школьном и педагогическом отделении по следующим специальностям: 050146 «Преподавание в начальных классах» (удмуртская и русская группы), 050144 «Дошкольное образование», 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании», 050130 «Музыкальное образование», 050141 «Физическая культура»; а также на отделении заочного обучения по специальностям 050148 «Педагогика дополнительного образования», 050144 «Дошкольное образование».
Учебно-методические комплексы по дисциплинам и МДК преподавателя составлены в соответствии ФГОС III поколения.
Основная цель педагога в преподаваемых дисциплинах и МДК является формирование общих и профессиональных компетенций, ориентирование на актуальность выбранной профессии, формирование умения ориентироваться в современном мире.
Для достижения поставленной цели Ирина Михайловна использует разнообразные технологии, формы, методы, средства обучения и воспитания. Самыми продуктивными и актуальными в деятельности педагога являются такие технологии как: проектная и исследовательская технологии, технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), коллективно-творческая деятельность (КТД), технология развития критического мышления (ТРКМ), рейтинговая технология обучения, а также коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.
Практическая работа на уроках организована посредством использования ИКТ-технологий: составление проектов, сравнительных диаграмм, просмотр и анализ видеоуроков и видеомероприятий, в форме диспутов и дискуссий, КВНов, практических семинаров, тренинговых занятий, игр и игровых упражнений.
Внеаудиторная самостоятельная работа организована с помощью кейс-метода, в форме составления и заполнения рабочих тетрадей, кластеров, работа с источником интернет.
Поэтому, как считает Ирина Михайловна, урок обязательно должен быть результативным, интересным, захватывающим, понятным, увлекающим обучающихся в познавательную и творческую деятельность. Обучающиеся должны ощущать радость открытий, самостоятельно постигать новые знания и открывать области их применения. В своей работе педагог имеет стабильные результаты общей успеваемости студентов с позитивной динамикой, что представлены в следующих таблицах:
Таблица №1
Положительная динамика уровня успеваемости обучающихся
ОП.01 «Педагогика»
специальность: 050146 «Преподавание в начальных классах»
2012-2013 учебный год | ||||||||
Группа | 2 А | 3А | 4А | |||||
Семестр | I сем. | II сем. | I сем. | II сем. | I сем. | II сем. | ||
Количество обучающихся в группе | 28 | 26 | 27 | 27 | 29 | 29 | ||
Итоговый показатель: «5» «4» «3» «2» | ||||||||
2 (7,1%) | - | 4 (14,8%) | 2 (7,4%) | 8 (27,5%) | 8 (27,5%) | |||
25 (89,2%) | 21(80,7%) | 19 (70,3%) | 13 (48,1%) | 18 (62%) | 19 (65,5%) | |||
1 (3,5%) | 5 (19,2%) | 4 (14,8%) | 12 (44,4%) | 3 (10,3%) | 2 (6,8%) | |||
- | - | - | - | - | ||||
2013-2014 учебный год | ||||||||
Группа | 2А | 3А | 4А | |||||
Семестр | I сем. | II сем. | I сем. | II сем. | I сем. | IIсем. | ||
Количество обучающихся в группе | 28 | 27 | 26 | 27 | 27 | |||
Итоговый показатель: «5» «4» «3» «2» | - 21 (75%) 7 (25%) - | 5 (18,5%) 13(48,1%) 8 (29,6%) - | 5 (19,2%) 13(50%) 8 (30,8%) - | - - - - | 1 (3,7%) 21(77,8%) 5(18,5%) - | 11 (40,7%) 16(59,3%) - - | ||
2014-2015 учебный год | ||||||||
Группа | 2А | 2 Б | 3А | |||||
Семестр | I сем. | II сем. | I сем. | II сем. | I сем. | Iiсем. | ||
Количество обучающихся в группе | 30 | 30 | 23 | |||||
Итоговый показатель: «5» «4» «3» «2» | 2(6,67%) 24 (80%) 4(13,3%) - | 4 (13,3%) 22(73,3% 4 (13,3%) - | - - - - | 6(26,09%) 18(78,3%) 5(18,5%) - | ||||
% успеваемости | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Таблица № 2
Положительная динамика уровня успеваемости обучающихся
ОП.01 «Педагогика»
специальность: 050144 «Дошкольное образование»
2013-2014 уч. год | 2014-2015 уч. год | ||||||
Группа | 2Д | 2Д | 3 Д | ||||
Семестр | I сем. | II сем. | I сем. | II сем. | I сем. | IIсем. | |
Количество обучающихся в группе | 30 | 30 | 30 | - | 26 | - | |
Итоговый показатель: «5» «4» «3» «2» | - 14(46,7%) 16(53,3%) - | - 15(50%) 15(50%) - | - 23(76,7%) 7(23,3%) - | - - - - | - 14(53,8%) 12(46,2%) - | - - - - | |
% успеваемости | 100 | 100 | 100 | 100 |
Тем самым, согласно таблице мы можем сделать вывод о том, что по ОП.01 «Педагогика» имеется положительная динамика в итоговом показателе и успеваемости студентов не зависимо от специальности.
Таблица № 3
Положительная динамика уровня успеваемости обучающихся
ОГСЭ.06 «Введение в профессию: общие компетенции профессионала»
специальность: 050146 «Преподавание в начальных классах»
2012-2013 учебный год | |||||||
Группа | 2А | 2 Б | |||||
Семестр | I сем. | II сем. | I сем. | II сем. | |||
Количество обучающихся в группе | 28 | 26 | 29 | 28 | |||
Итоговый показатель: «5» «4» «3» «2» | 7(25%) 20(71,4%) 1 (3,6%) - | 10(38,5%) 11(42,3%) 5 (19,2%) - | 10(34,5%) 19(65,5%) - - | 10(35,7%) 11(39,3%) 7(25%) - | |||
2013-2014 учебный год | |||||||
Группа | 2А | 2 Б | |||||
Семестр | I сем. | II сем. | I сем. | II сем. | |||
Количество обучающихся в группе | 28 | 28 | 25 | 24 | |||
Итоговый показатель: «5» «4» «3» «2» | 5(17,9%) 19(67,8% 4(14,3%) - | - 27(96,4%) 1 (3,6%) - | 2 (8%) 22(88%) 1 (4%) - | 10(41,7%) 11(45,8%) 3(12,5%) - | |||
2014-2015 учебный год | |||||||
Группа | 2А | 2 Б | |||||
Семестр | I сем. | II сем. | I сем. | II сем. | |||
Количество обучающихся в группе | 30 | - | 30 | - | |||
Итоговый показатель: «5» «4» «3» «2» | 7(23,3%) 23(76,7%) - - | - - - - | 14(46,7%) 16(53,3%) - - | - - - - | |||
% успеваемости | 100 | 100 | 100 | 100 |
Таблица № 4
Положительная динамика уровня успеваемости обучающихся
ОГСЭ.06 «Введение в профессию: общие компетенции профессионала»
специальность : 050144 «Дошкольное образование»
2013-2014 учебный год | 2014-2015 учебный год | ||||||
Группа | 2 Д | 2 Д | |||||
Семестр | I сем. | II сем. | I сем. | II сем. | I сем. | IIсем. | |
Количество обучающихся в группе | 30 | 30 | 30 | - | |||
Итоговый показатель: «5» «4» «3» «2» | - 26(86,7%) 4 (13,3%) - | 6(20%) 23(76,7%) 1 (3,3%) - | 4(13,3%) 18(60%) 8(26,7%) - | - - - - | |||
% успеваемости | 100 | 100 |
Тем самым, согласно таблице мы можем сделать вывод о том, что по ОГСЭ.06 «Введение в профессию: общие компетенции профессионала» имеется положительная динамика в итоговом показателе и успеваемости студентов не зависимо от специальности.
Таблица № 5
Положительная динамика уровня успеваемости обучающихся
МДК.02.01. «Основы организации внеурочной деятельности»
специальность : 050146 «Преподавание в начальных классах»
2013-2014 учебный год | ||||||||
Группа | 3А | |||||||
Семестр | I сем. | II сем. | I сем. | II сем. | I сем. | IIсем. | ||
Количество обучающихся в группе | 26 | 25 | - | - | - | - | ||
Итоговый показатель: «5» «4» «3» «2» | 10(38,5%) 15(57,7%) 1(3,8%) - | 5(20%) 19(76%) 1 (4%) - | - | - | - | - | ||
% успеваемости | 100 | 100 | - | - | - | - | ||
2014-2015 учебный год | ||||||||
Группа | 3А | 3 Б | 4 А | |||||
Семестр | I сем. | II сем. | I сем. | II сем. | I сем. | IIсем. | ||
Количество обучающихся в группе | 23 | - | 23 | - | 23 | |||
Итоговый показатель: «5» «4» «3» «2» | 9(39,1%) 14(60,9%) - - | - - - - | 12(52,2%) 11(47,8%) - - | - - - - | 10(43,5%) 13(56,5%) - - | |||
% успеваемости | 100 | - | 100 | - | 100 |
Тем самым, согласно таблице мы можем сделать вывод о том, что по МДК.02.01. «Основы организации внеурочной деятельности» имеется положительная динамика в итоговом показателе и успеваемости студентов не зависимо от специальности.
Таблица № 6
Положительная динамика уровня успеваемости обучающихся
МДК.02.02 «Теоретические и методические основы организации жизнедеятельности детей в условиях летних оздоровительных лагерей»
специальность: 050146 «Преподавание в начальных классах»
2012-2013 учебный год | ||||
Группа | 3А | 3 Б | ||
Семестр | I сем. | II сем. | I сем. | II сем. |
Количество обучающихся в группе | 14 | 14 | 15 | 15 |
Итоговый показатель: «5» «4» «3» «2» | 10(71,4%) 4(28,6%) - - | 5 (35,7%) 9 (64,3%) - - | 8(53,3%) 7(46,7%) - - | 9(60%) 6 (40%) - - |
2013-2014 учебный год | ||||
Группа | 3А | 3 Б | ||
Семестр | I сем. | II сем. | I сем. | II сем. |
Количество обучающихся в группе | 26 | - | 27 | - |
Итоговый показатель: «5» «4» «3» «2» | 19(73,1%) 7(26,9%) - - | - - - - | 10(37%) 16(59,3%) 1 (3,7%) - | - - - - |
2014-2015 учебный год | ||||
Группа | 3А | 3 Б | ||
Семестр | I сем. | II сем. | I сем. | II сем. |
Количество обучающихся в группе | 23 | - | 23 | - |
Итоговый показатель: «5» «4» «3» «2» | 6(26,1%) 17(73,9%) - - | - - - - | 8(34,8%) 14(60,9%) 1 (4,3%) - | - - - - |
% успеваемости | 100 | 100 | 100 | 100 |
Из выше представленных таблиц мы видим, что уровень успеваемости студентов зависит от курса обучения, т.к. на 2 курсе обучения количество «5» меньше, чем на 3 и 4 курсах обучения. Это можно объяснить тем, что педагогика как специальный предмет, начинаем изучать только со 2 курса, а на 3 и 4 курсе студенты понимают важность и значимость данной дисциплины при прохождении разных видов учебной и производственной практики. Количество «3» возрастает на 3 курсе. Я считаю, это происходит потому, что увеличивается нагрузка изучения специальных дисциплин, а также изучаются более сложные разделы и темы «Теория обучения и воспитания».
В целом, мы можем сделать вывод о том, что уровень успеваемости преподаваемых дисциплин и МДК составляет 100% независимо от курса обучения и учебного года, что является показателем стабильности и перспективности в работе преподавателя.
2.1 Аналитическая справка о позитивной динамике качества знаний студентов по учебным дисциплинам и междисциплинарным курсам
преподавателя Постниковой Ирины Михайловны
Формированию стремления обучающихся к повышению учебных достижений способствует применение преподавателем в учебном процессе современных образовательных технологий, а также личная заинтересованность студента, его родителей и самого педагога. Я считаю, что качество знаний студентов необходимо повышать посредством преодоления укоренившегося стереотипа урока, изменения привычных способов общения, демократизации отношений между преподавателем и студентом, что и возможно при изучении гуманитарных предметов. Дифференцированный подход и межпредметные связи, используемые на уроках Ирины Михайловны, позволяют решать не только образовательные задачи, но и воспитательные, обеспечивают учет индивидуальных особенностей студентов и позволяют повысить ответственность каждого обучающегося за результат работы всей группы.
Позитивную динамику качества образования мы проследить в следующих таблицах:
Таблица №1
Позитивная динамика качества знаний обучающихся
по ОП.01 «Педагогика»
специальность: 050146 «Преподавание в начальных классах»
2012-2013 учебный год | ||||||
Группы | Количество обучающихся в группе | На «4» и «5» | % качества | |||
Семестр | I | II | I | II | I | II |
2А | 28 | 26 | 27 | 21 | 97,3 | 85 |
3А | 27 | 27 | 23 | 15 | 88,8 | 63 |
4А | 29 | 29 | 26 | 27 | 90,3 | 95 |
Итоговый показатель за год по семестрам | 84 | 82 | 76 | 63 | 92,1% | 81% |
2013-2014 учебный год | ||||||
Семестр | I | II | I | II | I | II |
2А | 28 | 27 | 21 | 23 | 80 | 85.1 |
3А | 26 | 26 | 18 | 19 | 76.2 | 73 |
4А | 27 | 27 | 22 | 27 | 85 | 100 |
Итоговый показатель за год по семестрам | 81 | 80 | 61 | 69 | 80.4% | 86% |
2014-2015 учебный год | ||||||
Семестр | I | II | I | II | I | II |
2А | 30 | - | 26 | - | 90 | - |
3А | 23 | - | 23 | - | 100 | - |
2Б | 30 | - | 26 | - | 90 | - |
Итоговый показатель за год по семестрам | 83 | - | 75 | - | 93,3% | - |
Таблица №2
Позитивная динамика качества знаний обучающихся
по ОГСЭ.06 «Введение в профессию: общие компетенции профессионала»
специальность: 050146 «Преподавание в начальных классах»
2012-2013 учебный год | ||||||
Группы | Количество обучающихся в группе | На «4» и «5» | % качества | |||
Семестр | I | II | I | II | I | II |
2 А | 28 | 26 | 27 | 21 | 97,4 | 86,2 |
2 Б | 29 | 28 | 29 | 21 | 100 | 82 |
Итоговый показатель за год по семестрам | 57 | 54 | 56 | 42 | 98,7% | 84,1% |
2013-2014 учебный год | ||||||
Семестр | I | II | I | II | I | II |
2А | 28 | 28 | 24 | 26 | 89 | 97,1 |
2 Б | 25 | 24 | 24 | 21 | 97 | 91,2 |
Итоговый показатель за год по семестрам | 53 | 52 | 48 | 47 | 93% | 94,1% |
2014-2015 учебный год | ||||||
Семестр | I | II | I | II | I | II |
2А | 30 | - | 30 | - | 100 | |
2 Б | 30 | - | 30 | - | 100 | |
Итоговый показатель за год по семестрам | 60 | 60 | 100% |
Таблица №3
Позитивная динамика качества знаний обучающихся
по МДК.02.02 «Теоретические и методические основы организации жизнедеятельности детей в условиях летних оздоровительных лагерей»
специальность: 050146 «Преподавание в начальных классах»,
050141 «Физическая культура»
2012-2013 учебный год | ||||||
Группы | Количество обучающихся в группе | На «4» и «5» | % качества | |||
Семестр | I | II | I | II | I | II |
3 А | 14 | 14 | 14 | 14 | 100 | 100 |
3 Б | 15 | 15 | 15 | 15 | 100 | 100 |
3 Ф | 14 | 14 | 13 | 14 | 94,2 | 100 |
Итоговый показатель за год по семестрам | 43 | 43 | 42 | 43 | 98% | 100% |
2013-2014 учебный год | ||||||
Семестр | I | II | I | II | I | II |
3А | 26 | 26 | 26 | 26 | 100 | 100 |
3 Б | 27 | 27 | 26 | 27 | 97 | 100 |
3 Ф | 23 | 23 | 18 | 23 | 85 | 100 |
Итоговый показатель за год по семестрам | 76 | 76 | 70 | 76 | 94% | 100% |
2014-2015 учебный год | ||||||
Семестр | I | II | I | II | I | II |
3А | 23 | - | 22 | - | 97 | - |
3 Б | 23 | 22 | - | 97 | - | |
Итоговый показатель за год по семестрам | 46 | - | 44 | 97% |
Таблица №4
Позитивная динамика качества знаний обучающихся
МДК.02.01 «Основы организации внеурочной деятельности»
специальность: 050146 «Преподавание в начальных классах»
2012-2013 учебный год | ||||||
Группы | Количество обучающихся в группе | На «4» и «5» | % качества | |||
Семестр | I | II | I | II | I | II |
2 А | - | 26 | - | 26 | - | 100 |
Итоговый показатель за год по семестрам | 26 | 26 | 100% | |||
2013-2014 учебный год | ||||||
Семестр | I | II | I | II | I | II |
3А | 26 | 25 | 25 | 24 | 97 | 97,1 |
2 А | - | 28 | - | 21 | - | 81,2 |
2 Б | - | 24 | - | 22 | - | 94,1 |
Итоговый показатель за год по семестрам | 26 | 77 | 25 | 67 | 97% | 90,9% |
2014-2015 учебный год | ||||||
Семестр | I | II | I | II | I | II |
3А | 23 | - | 23 | - | 100 | - |
3 Б | 23 | - | 23 | - | 100 | - |
4 А | 23 | - | 23 | - | 100 | - |
Итоговый показатель за год по семестрам | 69 | 69 | 100% |
Сравнительная диаграмма качества знаний обучающихся
по преподаваемым дисциплинам и МДК
специальность: 050146 « Преподавание в начальных классах»,
050144 «Дошкольное образование»
ОП.01 «Педагогика»
Таким образом, исходя из данных таблиц, мы можем сделать вывод о том, что нижний показатель качества знаний составляет 83,2%, верхний показатель - 100%.
Разница между нижним и верхним показателем качества знаний по предметам зависит от определенных условий. Нельзя не учитывать и комплектование групп, а также возрастные и психологические особенности студентов.
Студенты Ирины Михайловны показывают хорошие результаты по государственной итоговой аттестации. В 2013-2014 учебном году по дисциплине «Педагогика» качества обучения составляет 100%, в 2014-2015 учебном году результаты квалификационного экзамена по МДК «Основы организации внеурочной деятельности» составляет 97%. Данные показатели свидетельствуют о том, что преподаватель эффективно строит процесс обучения, используя индивидуальный подход к каждому студенту и эффективно оценивает их деятельность.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план учебной дисциплины «Педагогика»
для специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, контрольные работы самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Сроки проведения | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||
Раздел 1. Общие основы педагогики | 14 | |||||||||||||
Тема 1.1. Педагогика как наука о воспитании | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||||||
1 | Возникновение и развитие педагогики Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Возникновение и развитие педагогики. Предмет и объект педагогики. Особенности и задачи педагогической науки. | |||||||||||||
2 | Структура педагогики и ее основные понятия Теория образования и обучения, теория воспитания, школоведение. Система педагогических наук. Основные категории и понятия педагогики. Современные проблемы образования. | |||||||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||||||||
Определение современных проблем образования, тенденций его развития и направлений реформирования на основе изучения нормативных документов: *Закон РФ Об Образовании; *Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года; * Концепция социально – экономического развития России 2020; *Образовательная инициатива «Наша новая школа»; *Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России; *Фундаментальное ядро содержания общего образования. | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: - составление понятийного тезауруса по теме; - конспектирование педагогических взглядов и идей классиков педагогики и современников.
| 2 | |||||||||||||
Тема 1.2 Педагогическая наука и практика как единая система | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||||||
1 | Взаимосвязь педагогической науки и практики. Педагогическая практика. Сравнительная характеристика педагогической науки и практики. Педагогическая деятельность. | |||||||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||||||||
1 | Анализ педагогической деятельности, педагогических фактов и явлений на примере видеозаписи урока и внеклассного занятия. | |||||||||||||
Тема 1.3. Значение и логика целеполагания в обучении и педагогической деятельности | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||||||
1 | Понятие целеполагания в педагогике. Цель педагогической деятельности. Цель воспитания. Источники и способы постановки целей обучения. Таксономия целей. Значение целеполагания в деятельности учителя. |
| ||||||||||||
Практические занятия | 2 | |||||||||||||
Анализ учебного занятия в начальной школе с целью оценки постановки цели и задач обучения на основе учебников по новым стандартам. Преобразование цели урока в педагогическую ситуацию. Анализ внеурочного мероприятия и занятия в начальной школе с целью оценки постановки цели и задач воспитания. | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение практической работы. Подготовка к контрольной работе. | 2 | |||||||||||||
Контрольная работа по разделу «Общие основы педагогики». | 2 | |||||||||||||
Раздел 2. Характеристика целостного педагогического процесса | 82 | |||||||||||||
Тема 2.1. Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях обучения | Содержание учебного материала | 6 |
| |||||||||||
1 | Общая характеристика педагогического процесса Понятие педагогический процесс. Функции, закономерности педагогического процесса. Структура педагогического процесса. | |||||||||||||
2 | Сравнительная характеристика процессов обучения и воспитания Специфические особенности воспитания. Специфические особенности обучения. Общие и отличительные признаки организации воспитания и обучения школьников в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях обучения. | |||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к контрольной работе. Определение особенностей организации педагогического процесса в образовательных учреждениях разных типов и видов на основе изучения нормативных документов. | 2 | |||||||||||||
Тема 2.2 Содержание педагогического процесса | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||||||
1 | Определение и содержание образования и воспитания. Общее понятие содержания образования. Факторы, влияющие на отбор содержания образования. Подходы к определению содержания образования и воспитания. Требования к содержанию образования Общая характеристика носителей содержания образования. Нормативные документы, определяющие содержание образования: закон РФ «Об образовании», ФГОС, БУП и УП, ОПОП, КТП, технологическая карта урока (НОД), учебная литература. | |||||||||||||
2 | Компоненты базовой культуры личности и пути их формирования Культура жизненного самоопределения. Интеллектуальная культура. Нравственная культура. Гражданская культура. Культура труда и экономическая культура. Экологическая культура личности. Культура семейных отношений. Эстетическая культура. Экологическая и физическая культура. | |||||||||||||
Практические занятия | 2 | |||||||||||||
Анализ учебной литературы на соответствие предъявляемым требованиям. Дискуссия по микрогруппам на темы, представленные в учебнике Сластенина В.А. стр. 273. | ||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление опорного конспекта по главам Закон РФ «Об образовании», ксерокопия ст. 2 | 2 | |||||||||||||
Тема 2.3. Основы развивающего обучения | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||||
1 | Общая характеристика развивающего обучения Понятие развивающее обучение. Современные концепции развивающего обучения. Основы развивающего обучения В.В Давыдова – Д.Б.Эльконина. Л.В.Занкова; П.Я.Гальперина. Заслушивание докладов. | |||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов по темам: Концепция развивающего обучения Л.В.Занкова; Теория формирования учебной деятельности В.В Давыдова – Д.Б.Эльконина. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. | 4 | |||||||||||||
Тема 2.4. Основы индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||||||
1 | Общая характеристика индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания Понятие и сущность индивидуализации обучения. Понятие и сущность дифференциации обучения. Их взаимосвязь. Психолого – педагогическая диагностика как основа индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания. | |||||||||||||
2 | Современные концепции воспитания Социокультурные основания современных концепций воспитания. Личностно – ориентированное воспитание, гуманно – личностный подход в воспитании Ш. А. Амонашвили, Концепция самовоспитания и самореализации личности. | |||||||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||||||||
Моделирование педагогических ситуаций на основе индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания. Сопоставительный анализ разных концепций воспитания. | ||||||||||||||
Контрольная работа по темам «Содержание педагогического процесса», «Основы развивающего обучения». | 1 | |||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление картотеки статей периодических методических изданий, описывающих опыт организации индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания в начальной школе. | 4 | |||||||||||||
Тема 2.5. Психолого – педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||||
1 | Мотивы учения школьников Понятие мотив, мотивация. Формирование мотивов учения школьников. Стимулирование учения. Психолого – педагогические условия развития способностей в процессе обучения. | |||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление аннотированного каталога статей методической литературы по использованию приемов мотивации обучения младших школьников. | 1 | |||||||||||||
Тема 2.6. Принципы обучения и воспитания | Содержание учебного материала | 7 | ||||||||||||
1. | Принципы обучения Понятие принципы и правила обучения, их многообразие на современном этапе. | |||||||||||||
2 | Характеристика принципов обучения. Сущность и современная трактовка принципов обучения: научность, систематичность и последовательность, доступность, связь обучения с жизнью, сознательность и активность, наглядность. | |||||||||||||
3. | Принципы воспитания Характеристика принципов воспитания: личностный подход, сочетание личной и общественной направленности воспитания, связь воспитания с жизнью и трудом, опора на положительное в воспитании, единство воспитательных воздействий. | |||||||||||||
Практические занятия | 4 | |||||||||||||
Анализ педагогической деятельности учителя на уроке по использованию дидактических принципов обучения (на основе педагогических ситуаций). Анализ педагогической деятельности учителя на внеурочном мероприятии или занятии по использованию принципов воспитания (на основе педагогических ситуаций). Представление и защита фрагментов уроков в начальной школе с использованием принципов и правил обучения. | ||||||||||||||
Контрольная работа по теме «Принципы обучения и воспитания». | 1 | |||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Разработка фрагментов уроков в начальной школе с использованием принципов и правил обучения. | 4 | |||||||||||||
Тема 2.8. Формы обучения и воспитания | Содержание учебного материала | 6 | ||||||||||||
1 | Сущность и характеристика форм обучения Понятие формы обучения и их функции. Возникновение и развитие системы форм обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная. Классификация форм обучения. Характеристика классно – урочной системы обучения. |
| ||||||||||||
2 | Многообразие форм обучения в современной школе Урок как основная форма организации обучения в современной школе. Экскурсии, факультативы, конференции. Пути совершенствования урока, показатели интеллектуальной активности детей на уроке, стиль поведения учителя на уроке. Выбор форм обучения. | |||||||||||||
3 | Формы воспитания. Классный час. Коллективно – творческое дело. Мероприятие. Внеурочное воспитательное занятие, его структура. Выбор форм воспитания. | |||||||||||||
Практические занятия | 4 | |||||||||||||
Наблюдение и анализ учебного занятия для определения педагогических возможностей и эффективности использованных форм обучения. Наблюдение и анализ внеурочного воспитательного занятия или мероприятия для определения педагогических возможностей и эффективности использованных форм воспитания (подготовка и проведение, анализ и самоанализ классных часов, организация и проведение КТД). Решение педагогических ситуаций. | ||||||||||||||
Контрольная работа по теме «Формы обучения и воспитания». | 1 | |||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка фрагментов учебных занятий с использованием форм обучения (по выбору студента) и подготовка их презентации. Разработка плана внеурочного мероприятия. | 8 | |||||||||||||
Тема 2.9. Методы и средства обучения и воспитания | Содержание учебного материала | 12 | ||||||||||||
1 | Сущность и общая характеристика методов обучения Понятие методы обучения. Связь с приемами и средствами. Классификация методов обучения: методы организации и осуществления учебно –познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно –познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно –познавательной деятельностью. Средства обучения. | |||||||||||||
2 | Методы обучения по источнику информации и восприятия Словесные, наглядные, практические. Сущностная характеристика отдельных методов. Условия их эффективного применения на уроке в начальной школе. | |||||||||||||
3 | Методы проблемного обучения. Проблемно – поисковые методы: информационно – рецептивные методы, репродуктивные, проблемное изложение, частично - поисковый. Методы контроля и самоконтроля в обучении. | |||||||||||||
4 | Методы воспитания Понятие, классификация, характеристика методов воспитания: формирования сознания, методы организации жизнедеятельности и поведения, методы самовоспитания, методы контроля и самоконтроля. Средства воспитания. | |||||||||||||
Практические занятия | 2 | |||||||||||||
Наблюдение и анализ учебного занятия для определения педагогических возможностей и эффективности использованных методов и приемов обучения (на основе педагогических ситуаций). | ||||||||||||||
Контрольная работа по теме «Методы обучения и воспитания» | 1 | |||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление отчета о проведенном наблюдении урока Конспектирование и подготовка к семинарскому занятию по теме «Многообразие методов воспитания в современной школе». Подготовка слайд – презентации «Методы обучения». Составление опорного конспекта «Средства обучения» Решение педагогических ситуаций по определению методов воспитания и их педагогических возможностей. | 9 | |||||||||||||
Тема 2.10. Приемы привлечения обучающихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||||
1 | Участие детей в целеполагании, организации и анализе процесса и результатов обучения Понятие целеполагание, организация и анализ. Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения. Анализ эффективности организации, процесса и результатов обучения. | |||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление приемов привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу, самоанализу процесса и результатов обучения в начальной школе. | 2 | |||||||||||||
Тема 2.11. Средства контроля и оценки качества образования, психолого – педагогические основы оценочной деятельности педагога | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||||||
1 | Средства контроля и оценки качества образования Понятие качество образования. Диагностика эффективности процесса обучения. Виды и формы контроля. Психолого – педагогические основы оценочной деятельности педагога. Функции и принципы контроля. Тестирование. | |||||||||||||
Практические занятия | 4 | |||||||||||||
Наблюдение и анализ урока по определению педагогических возможностей и эффективности использованных средств контроля и оценки результатов обучения. Анализ успеваемости студентов, составление рекомендаций по совершенствованию знаний. | ||||||||||||||
Контрольная работа по темам «Приемы привлечения обучающихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения», «Средства контроля и оценки качества образования, психолого – педагогические основы оценочной деятельности педагога». | 1 | |||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов: Оценочная деятельность учителя (из опыта работы Ш.А. Амонашвили). Оценка результатов обучения в системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Технология достижения планируемых результатов. | 4 | |||||||||||||
Тема 2.12. Особенности работы с одаренными обучающимися | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||||||
1 | Общие вопросы работы с одаренными детьми. Понятие одаренные обучающиеся. Признаки, виды одаренности. Формы и методы работы с одаренными обучающимися. | |||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка доклада. Современные концепции одаренности. Опыт работы с одаренными детьми. Составление слайд – презентации передового опыта работы с одаренными детьми. | 4 | |||||||||||||
Тема 2.13. Особенности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации | Содержание учебного материала | 5 | ||||||||||||
1 | Общие вопросы работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации Понятие школьная дезадаптация, ее причины и признаки. Педагогические условия предупреждения и коррекции школьной дезадаптации. Понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом , психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка) их систематика и статистика. | |||||||||||||
Контрольная работа по темам «Особенности работы с одаренными обучающимися», «Особенности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации». | 1 | |||||||||||||
Итого | 144 |
Календарно-тематический план по дисциплине
«Введение в профессию: общие компетенции профессионала»
для специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Календарно-тематический план по МДК «Основы организация внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности» по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Сроки проведения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел ПМ 2. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников | ||||
МДК 02.01. Основы организации внеурочной деятельности | 157 | |||
Тема 1.1. Сущность, цель, задачи, функции организации внеурочной работы школьников. | Содержание | 8 | ||
1 | Внеурочная деятельность младшего школьника. Понятие внеурочная работа младшего школьника, ее место и роль в реализации требований ФГОС НОО второго поколения. Цель, задачи, функции внеурочной работы. Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся. Взаимосвязь внеурочной работы с дополнительным образованием. «Особенности воспитания и развития современных младших школьников» (сообщение). | 4 | 3 | |
2 | Педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной работы. Педагогические принципы организации внеурочной деятельности: принцип интереса, единства рекреации и познания, совместной деятельности. Основные гигиенические критерии рациональной организации внеурочной работы. Нормативные документы, регламентирующие ее организацию и проведение. | 2 | 2 | |
Практические занятия | 2 | |||
1 | Анализ ФГОС НОО как документа, регламентирующего организацию внеурочной работы | |||
Самостоятельная работа: Работа с различными источниками информации. Изучение нормативного документа ФГОС. Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя. | 4 | |||
Тема 1.2. Особенности определения цели и задач внеурочной работы в начальной школе. | Содержание: | 6 | ||
1 | Нормативные и методологические основы определения цели и задач внеурочной работы школьников: ФГОС НОО, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, реализующие ФГОС НОО. | 4 | 2 | |
Практические занятия | 2 | |||
1 | Определение педагогических целей и задач внеурочной деятельности младшего школьника | |||
Самостоятельная работа: Работа с различными источниками информации. Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя. | 2 | |||
Тема 1.3. Формы и методы организации внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности. | Содержание | 89 | ||
1 | Методические основы организации внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности. Основные подходы и принципы организации научно-познавательной деятельности. Педагогические условия воспитания и социализации младших школьников средствами научно-познавательной деятельности. Общая характеристика и классификация методов воспитания (сообщение). Уровни организации внеурочной деятельности. Нормативно-правовое обеспечение внеурочной деятельности: Положения, приказы, распоряжения и др. локальные акты. | 6 | 2 | |
2 | Исследовательская деятельность младших школьников. Содержание и сущность исследовательской деятельности. Педагогические условия организации исследования младшими школьниками. Исследовательские проекты школьников. | 3 | 3 | |
3 | Формы и методы организации внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности. Общая характеристика форм, структурные компоненты, классификация, специфические особенности. | 2 | 2 | |
4 | Творческое объединение научно-познавательной направленности. Виды творческих объединений. Особенности организации и планирования деятельности. Программа творческого объединения: типология, классификация программ; структура; технология разработки программы. Технология организации учебного занятия. Учебно-методическое обеспечение деятельности творческого объединения. | 10 | 3 | |
5 | Предметная неделя. Особенности организации и планирования деятельности. Содержание и технологические подходы к организации предметной недели. | 2 | 3 | |
6 | Олимпиада. Особенности организации и планирования деятельности. Содержание и технологические подходы к организации и проведению предметной олимпиады. | 3 | 3 | |
7 | Интеллектуальные игры. Особенности и возможности игры в образовательном процессе. Разновидности интеллектуальных игр и технология их организации и проведения. | 2 | 3 | |
8 | Экскурсия. Виды экскурсий. Методика и технология организации работы по подготовке и проведению экскурсии с младшими школьниками. | 3 | ||
Практические занятия | 58 | |||
1 | Анализ документов (Положение, приказ, план работы и др.) на соответствие требованиям нормативных документов. | |||
1 | Анализ вариантов проектов младших школьников на соответствие возрастным и познавательным потребностям младшего школьника. | |||
2 | Разработка исследовательского проекта по русскому языку (тема, класс по выбору студента). | |||
3 | Разработка исследовательского проекта по математике (тема, класс по выбору студента). | |||
4 | Разработка исследовательского проекта по окружающему миру (тема, класс по выбору студента). | |||
5 | Структурный анализ вариантов программ творческих объединений. | |||
6 | Разработка программы творческого объединения «Знаток русского языка». | |||
7 | Разработка программы творческого объединения по математике «Эрудит». | |||
8 | Разработка программы творческого объединения «Экология для малышей». | |||
9 | Анализ конспекта учебного занятия творческого объединения на соответствие избранной области деятельности, возрасту обучающихся и санитарно – гигиеническим нормам. | |||
10 | Разработка конспекта учебного занятия творческого объединения «Знаток русского языка». | |||
11 | Разработка конспекта учебного занятия творческого объединения «Эрудит». | |||
12 | Разработка конспекта учебного занятия творческого объединения «Экология для малышей». | |||
13 | Анализ планов предметных недель на соответствие избранной области деятельности, возрасту обучающихся и санитарно – гигиеническим нормам. | |||
14 | Проектирование предметной недели по русскому языку. | |||
15 | Проектирование предметной недели по математике. | |||
16 | Проектирование предметной недели по окружающему миру.. | |||
17 | Разработка заданий для проведения олимпиады по русскому языку. | |||
18 | Разработка заданий для проведения олимпиады по математике. | |||
19 | Разработка заданий для проведения олимпиады по окружающему миру. | |||
20 | Анализ сценариев интеллектуальных игр на соответствие избранной области деятельности, возрасту обучающихся и санитарно – гигиеническим нормам. | |||
21 | Разработка сценария игровой программы по русскому языку «Счастливый случай», «Брейн-ринг». | |||
22 | Разработка сценария игровой программы по математике «Интеллектуальное казино», «Математическое домино». | |||
23 | Разработка сценария игровой программы по ок5ружающему миру «Что? Где? Когда?», «Интеллектуальный марафон». | |||
24 | Разработка плана-конспекта экскурсии по окружающему миру (вид и тема по выбору студентов). | |||
Самостоятельная работа: Работа с различными источниками информации. Подготовка дидактического материала для организации и проведения внеурочных мероприятий по русскому языку, математике и окружающему миру. Подготовка дидактического материала организации для проведения занятий творческого объединения по русскому языку, математике, окружающему миру. Составление картотеки статей, опубликованных в журналах «Начальная школа», «Дополнительное образование», «Воспитание школьников» в помощь руководству внеурочной работы по русскому языку, математике, окружающему миру. Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя. | 47 | |||
Тема 1.4. Теоретические основы и методика планирования внеурочной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. | Содержание | 12 | ||
1 | Общая характеристика планирования: понятие, требования, принципы, виды планов, структура. Методика планирования: определение цели и задач, отбор содержания, форм и методов работы. | 2 | 3 | |
2 | Критерии и диагностика результатов внеурочной работы школьников. Мониторинг результативности обучения ребенка по дополнительной образовательной программе в области научно-познавательной деятельности. Мониторинг личностного развития школьников. Индивидуальные карты образовательного и личностного роста школьника. Методы и способы осуществления педагогического контроля, оценивания процесса и результата деятельности обучающихся. | 5 | 2 | |
Дифференцированный зачет | 1 | |||
Практические занятия | 4 | |||
1 | Анализ вариантов планов внеурочной работы на соответствие избранной области деятельности, возрасту обучающихся и санитарно – гигиеническим нормам. | |||
2 | Планирование внеурочной деятельности с младшими школьниками на учебный год. | |||
Самостоятельная работа: Работа с различными источниками информации. Составление картотеки статей, опубликованных в периодической литературе в помощь руководству внеурочной работы по планированию внеурочной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя. | 4 | |||
Тема 1.5. Формы и методы взаимодействия с родителями и лицами их заменяющими, как субъектами образовательного процесса. | Содержание | 10 | ||
1 | Организация работы с родителями. Роль и место родителей (лиц их заменяющих) в организации внеурочной работы школьников. | 2 | 3 | |
2 | Традиционные и нетрадиционные формы и методы взаимодействия. Классификация. Технологические подходы к организации взаимодействия. Особенности планирования работы с родителями (лиц их заменяющих). | 4 | 3 | |
Практические занятия | 4 | |||
1 | Анализ планов работы с родителями (лиц их заменяющих) на соответствие избранной области деятельности, возрасту обучающихся и санитарно – гигиеническим нормам. | |||
2 | Планирование внеурочной работы с родителями в области научно-познавательной деятельности. | |||
Самостоятельная работа: Работа с различными источниками информации. Составление картотеки статей, опубликованных в периодической литературе в помощь руководству внеурочной работы по выбору форм и методов взаимодействия с родителями и лицами их заменяющими, как субъектами образовательного процесса. Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя. | 4 | |||
Тема 1.6. Логика анализа внеурочных мероприятий и занятий | Содержание | 4 | ||
1 | Системный анализ внеурочных мероприятий и занятий. Технология организации анализа внеурочной деятельности. Схема анализа разных форм внеурочной работы школьников. | 2 | 3 | |
Практические занятия | 2 | |||
1 | Системный анализ внеурочного мероприятия. | |||
Самостоятельная работа: Работа с различными источниками информации. Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя. | 2 | |||
Тема 1.7 Особенности общения младших школьников | Содержание | 9 | ||
1 | Особенности общения младших школьников. Понятие общения. Структура общения (сообщение). Эмоциональное общение со сверстниками. Общение «учитель - ученик», «родитель - ребенок». | 3 | 2 | |
2 | Ситуации стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использование вербальных и невербальных средств педагогической поддержки детей испытывающих затруднение в общении. Возможности внеурочной деятельности в формировании коммуникативных умений. | 4 | 3 | |
Практические занятия | 2 | |||
1 | Решение проблемных ситуаций, по стимулированию общения младших школьников в процессе внеурочной деятельности. | |||
Самостоятельная работа: Подбор игр и упражнений, стимулирующих общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности с использованием вербальных и невербальных средств педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении. Работа с различными источниками информации. Составление опорного конспекта по теме «Особенности общения младших школьников». Подготовка сообщения: «Структура общения». Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя. | 4 | |||
Тема 1.8 Методы, приемы и формы организации общения младших школьников. | Содержание | 5 | ||
1 | Межличностные отношения в детской группе. Проблемы сплочения. Динамика общения детей. Возможности игры, беседы, тренингов в развитии коммуникативной культуры младших школьников. | 2 | 2 | |
Практические занятия | 3 | |||
1 | Разработать программу тренинга «Межличностное взаимодействие младших школьников». | |||
Самостоятельная работа: Работа с различными источниками информации. Подготовка к дифференцированному зачету. Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя. | 3 | |||
Тема 1.9 Методические основы и особенности работы с обучающимися, одаренными. | Содержание | 7 | ||
1 | Понятие одаренность, особенности организации работы учителя с одаренными детьми. Развитие и проблемы одаренности у детей младшего школьного возраста. Индивидуальный подход в работе с одаренными детьми. Методики выявления и оценки способностей ребенка. Методы определения результатов личностного развития и воспитания личности младшего школьника (сообщение). | 7 | 2 | |
Самостоятельная работа: Работа с различными источниками информации. Анализ психолого-педагогической литературы по теме «Способы выявления одаренных детей». Подготовка сообщения «Особенности воспитания и развития одаренных детей». | 2 | |||
Тема 1.10 Способы выявления педагогом интересов и способностей младших школьников. | Содержание: | 3 | ||
1 | Понятие «интерес» и «способности». Пути формирования интересов и развитие способностей младших школьников. Роль учителя. | 2 | 3 | |
Практические занятия | 1 | |||
1 | Разработка программы наблюдения за детьми, для выявления интересов школьников к научно-познавательной деятельности. | |||
Самостоятельная работа: Работа с различными источниками информации. Анализ литературы по теме: «Способы выявления интересов и способностей младших школьников». Подготовка сообщения «Особенности воспитания и развития современных младших школьников». Подготовка сообщения «Методы определения результатов личностного развития и воспитания личности младшего школьника». | 3 | |||
Тема 1.11 Виды документации, требования к ее оформлению | Содержание: | 4 | ||
1 | Документация по внеурочной деятельности. Виды документации и требования к ее оформлению. | 2 | ||
Практические занятия | ||||
1 | Анализ документации на соответствие избранной области деятельности, возрасту обучающихся и санитарно – гигиеническим нормам. Презентация портфолио по модулю. | 2 | ||
Самостоятельная работа: Работа с различными источниками информации. Оформление методического портфолио студентов. Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя. | 3 |
Предварительный просмотр:
2.2 Аналитическая справка
об использовании современных технологий в образовательном процессе
В условиях модернизации содержания образования объективной реальностью продиктована необходимость включения в образовательный процесс современных педагогических технологий. Для освоения технологий проводятся курсы повышения квалификации, педагогические советы, методические и практические семинары, занятия по самообразованию. С целью повышения квалификации пройдены курсы по теме «Технология развития критического мышления», после чего организована экспериментальная площадка уровня ИПК и ПРО УР по теме «Развитие информационной компетентности у студентов педагогического колледжа посредством ТРКМ» под руководством Никитина А.Г. Ежемесячно проводились практические семинары по проблеме исследования и открытые уроки преподавателей - участников площадки. Работа площадки освещалась на ежегодных республиканских научно-практических конференциях, в СМИ, в том числе была снята телепередача на ТРК «Можга», освещающая работу площадки, отзывы участников эксперимента, студентов педколледжа. На уроках используются стратегии и приемы технологии критического мышления. Структура урока состоит из стадии вызова, стадии осмысления содержания и стадии рефлексии. Основная идея заключается в том, чтобы у студентов формировались общие и профессиональные компетенции.
Для внедрения в учебный процесс ИКТ пройден модуль «ИКТ в образовательном процессе» (ИПК и ПРО УР 21-25.09.09, 36 ч.), посещаются семинарские занятия : «Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях информатизации образования» (АНО «УЦИТ» 08.10.2010, 6 ч.), «Универсальные технологии для формирования УУД» (ИПК и ПРО УР 10.01.2012, 8ч.), «Инновации в образовании: работаем по новым стандартам» (ИПК и ПРО УР 03.05.2012, 8ч.), практический семинар по созданию электронных пособий (МПК, январь 2012г.), практический семинар по работе с интерактивной доской (МПК, январь 2013г.). Результатом применения ИКТ в образовательном процессе является использование на уроках педагогических дисциплин материалов электронных учебников, рабочих тетрадей. Студенты создают и применяют компьютерные презентации, создают и решают тесты, используют информацию ресурсов Интернет непосредственно на занятиях и в самостоятельной работе.
Кроме ТРКМ, Ирина Михайловна, в своей работе активно использует проектную деятельность. Ею разработаны конспекты уроков в виде уроков-проектов. Кроме этого, студенты сами на уроках по МДК «Основы организации внеурочной деятельности» занимаются составлением проектов.
Задача Ирины Михайловны – в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес студентов к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения студентов во времени. Все это позволяет студенту своевременно выполнять практические и самостоятельные работы, находиться в творческом поиске и также формируется информационная и коммуникативная компетентности.
Еще один необходимый и важный в проектной деятельности (как и в исследовательской вообще) аспект - необходимо на заключительном этапе, при подведении итогов исследования, определить вытекающие из завершенного исследования новые, более сложные проблемы. Это послужит толчком к следующему витку спирали познания, постоянному процессу развития и совершенствования личности.
При практической реализации исследовательского подхода в обучении Ирины Михайловны используются разнообразные формы учебной работы: индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная.
Развитию у студентов общих и профессиональных компетенций способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения преподаватель использует такие ситуации, в которых студент должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие студента задавать вопросы педагогу, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одногруппников.
Таким образом, Ирина Михайловна успешно организует учебный процесс на уроках, развивая у студентов самостоятельность, формируя ответственность, деловитость, готовность преодолевать трудности, стремление целенаправленно пользоваться современными образовательными технологиями.
Предварительный просмотр:
Конспект урока (занятия)
Аттестуемый педагог (ФИО) Постникова Ирина Михайловна
Полное название образовательного учреждения БОУ СПО УР «Можгинский пеадагогический колледж им. Т.К. Борисова»
Дисциплина Педагогика Курс 3, группа «А» специальность «Преподавание в начальных классах»
Тема: Методы воспитания и их классификация
Цель: раскрытие сущности методов воспитания.
Задачи:
- изучение методов воспитания и их классификацию;
- совершенствование умений осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для изучения данной темы;
- формирование культуры познания и учения;
- отработка умения работать в коллективе и команде, взаимодействовать друг с другом.
Схематическое изображение структуры урока:
Стадия вызова | Стадия осмысления | Стадия рефлексии |
«Тонкие» и «толстые» вопросы | Кластер | Возвращение к «тонким» и «толстым» вопросам, 6 шляп мышления |
Содержание урока:
До начала урока образовать микрогруппы по 4-5 человек (6 микрогрупп).
Действия педагога | Действия студентов | ||||||||||||||||||||||||
Фаза вызова: (составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов) Приветствие. Настрой на работу. Показ 1 слайда по методам воспитания. - Ребята, вашему вниманию предоставляется слайд из фотографий, ваша задача: просмотреть и сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия. Обозначение темы: «Методы воспитания и их классификация». - Прежде чем знакомится с новой информацией о методах воспитания, нам нужно придумать несколько вопросов. На столах у вас лежат таблицы, прикрепите их в тетрадь.
- Сейчас каждый из вас у себя в таблицах в I колонке составьте по 3 простых вопроса, которые требуют простого, односложного ответа, в III колонке данной таблицы составьте 3 сложных вопроса, которые требуют подробного, развернутого ответа. Вопросы составляйте с предложенными вопросительными словами по данной теме. После составления вопросов, обсудить в микрогруппах и выделить самые интересующие вопросы, т.е. группы № 1,2,3 выдвигают только простые вопросы, группы № 4,5,6 выдвигают сложные вопросы, просьба: не повторяться в вопросах. Все выдвигаемые вопросы записываются на доске. - Сегодня в течении урока мы будем рассматривать сущность методов воспитания, будем совершенствовать умение работать с информацией, разрабатывать кластеры, работать в коллективе. Фаза осмысления: (составление кластера по информации). - Чтобы достичь наших целей, найти ответы на поставленные вопросы нам необходимо познакомится с новой информацией. У вас у всех на столах есть распечатанный материал, где содержится информация из основных учебников по педагогике - И.П. Подласый, В.А. Сластенин. Показ слайда «Классификация методов воспитания» - методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта поведения; методы стимулирования (нарисовать макет общего кластера из слайда каждому студенту). - Нарисуйте каждый у себя в тетради на развернутом листочке макет общего кластера, который представлен на слайде. После изучения материала, каждая микрогруппа будет рассказывать свой кластер, и в данном макете вы будете дополнять кластер. - Информация у каждой микрогруппы разная. Например, микрогруппы № 1,2 изучают методы формирования сознания личности; микрогруппы № 3,4 изучают методы организации деятельности и формирования опыта поведения; микрогруппы № 5,6 изучают методы стимулирования. - Каждый из микрогруппы изучает материал и составляет у себя в тетради кластер, опираясь на структуру характеристики методов воспитания (см. приложение в конце информационного текста). - На листах А3 составьте общий кластер, который у вас получился и подготовьтесь к ее представлению. - Первыми представляют свой кластер группа № 1, группа № 2 дополняют их. Задача всех остальных: внимательно слушать, дополнять свой кластер в тетради. Далее выступают микрогруппы № 3,4,5,6. Все остальные дополняют свой основной кластер. Далее представляется слайд с общим кластером, который должен получиться у всех, после изучения материала. Таким образом, кластер в общем виде у вас выглядит следующим образом (слайд). Фаза рефлексии: (возвращение к «тонким» и «толстым» вопросам; 6 шляп мышления) - Вернемся к тем вопросам, которые мы сформулировали в начале урока. - Постарайтесь сформулировать ответы в своих таблицах. - Обсудите в группах варианты ответов, дополните друг друга, помогите товарищу найти ответ. - Давайте, постараемся найти ответы на вопросы, которые записаны на доске. На все вопросы нашлись ответы? Те, у кого вопросы остались, это остается вашей домашней работой. - В конце урока мне бы хотелось, чтобы вы выразили свои мысли о методах воспитания с помощью 6 шляп мышления. Данная методика нам поможет рассуждать, систематизировать и оценить новую информацию. Значение цвета шляпы и ее применение вы найдете внутри. Посовещайтесь в микрогруппах и подготовьтесь говорить мысли в зависимости от значения шляпы. На выступление дается до 2 мин. 1. Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация? Белая шляпа оперирует только имеющимися фактами и цифрами. Необходимо отвечать на вопросы: Назовите дату изучения материала? Количество студентов? Сколько существует классификаций методов воспитания? Сколько методов воспитания мы изучили? Сколько методов воспитания вы запомнили? В чем их краткая суть? 2. Желтая Шляпа – это «позитивное» Солнышко. Жёлтая шляпа – выразитель самого оптимистичного взгляда на будущее, Тот, Кто Подмечает Всё Самое Лучшее, самое удачное. Тот, кто заражает оптимизмом всю команду. Нужно из полученной информации обозначить только положительные стороны и даже в методе наказания найти положительное. Какая польза от этих методов воспитания? 3. Черная Шляпа. Чёрная шляпа – это пессимист в штате. Однако, он должен быть аргументированным пессимистом. Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом. Нужно из полученной информации обозначить отрицательные стороны методов воспитания. 4. Красная Шляпа. Красная шляпа – это эмоции, внезапные прозрения и интуиция. Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Будете ли вы использовать на своей практике методы воспитания? Ваше отношение к методам воспитания? Какие методы воспитания используют ваши родные по отношению к вам? 5. Зеленая Шляпа. Зелёная шляпа – это полёт фантазии и фонтан самых смелых и безумных творческих идей. Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам. Через какие методы воспитания можно развивать в ребенке творческие способности? Какие у вас возникают ассоциации с конкретными методами воспитания? Связь с другими темами? 6. Синяя Шляпа. Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. Подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности методов воспитания. Подвести итоги: чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? Для чего необходимо изучение данной темы? - Оценим нашу работу на уроке. Каждый сейчас оцените своего соседа справа по критериям в таблице. Подпишите кто и кого вы оценили. Критерии оценки групповой работы Инструкция: каждый член микрогруппы оценивает работу своего соседа справа.
- За активную работу на уроке я благодарю… Итоговая оценка по данной теме будет выставлена при накоплении баллов в таблице за сегодняшний урок и на следующем уроке за проверочную работу. Домашнее задание: подготовьтесь к проверочной работе. Спасибо за работу. | Фаза вызова: Настрой на работу. - Смотрят слайд и формулируют тему урока (2 мин.) - Прикрепляют таблицы. Каждый формулируют вопросы (3 мин.) - Обсуждают вопросы в микрогруппах (2 мин) и выделяют интересные вопросы, записываем на доске (5 мин). Фаза осмысления: - Рисуют общий кластер в развернутую страницу (1 мин). - Изучают информационный материал, составляют кластер каждый у себя в тетради разноцветными пастами (15 мин). - Составляют на формате А3 общий кластер (10 мин). - Представление кластеров, время на каждую группу методов воспитания по 2 мин.+ на дополнения в кластерах 2 мин (10-12 мин). Фаза рефлексии: - Заполняют таблицу с вопросами индивидуально, каждый свою (2 мин). - Обсуждают в микрогруппах (2 мин). - Отвечают на вопросы, записанные на доске (2 мин). - Подготовка к выступления в шляпах (10 мин). - Выступление каждой шляпы в течении 2 мин. (12 мин.) - Оценивают своего соседа в течении 1 мин. - Подведение итогов (2 мин). |
Предварительный просмотр:
Тема: Методы воспитания и их классификация.
Цель: раскрытие сущности методов воспитания.
Задачи:
- изучение методов воспитания и их классификацию;
- совершенствование умений осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для изучения данной темы;
- формирование культуры познания и учения;
- отработка умения работать в коллективе и команде, взаимодействовать друг с другом.
Схематическое изображение структуры урока:
Стадия вызова | Стадия осмысления | Стадия рефлексии |
«Тонкие» и «толстые» вопросы | Кластер | Возвращение к «тонким» и «толстым» вопросам, 6 шляп мышления |
Содержание урока:
До начала урока образовать микрогруппы по 4-5 человек (6 микрогрупп).
Действия педагога | Действия студентов | ||||||||||||||||||||||||
Фаза вызова: (составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов) Приветствие. Настрой на работу. Показ 1 слайда по методам воспитания. - Ребята, вашему вниманию предоставляется слайд из фотографий, ваша задача: просмотреть и сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия. Обозначение темы: «Методы воспитания и их классификация». - Прежде чем знакомится с новой информацией о методах воспитания, нам нужно придумать несколько вопросов. На столах у вас лежат таблицы, прикрепите их в тетрадь.
- Сейчас каждый из вас у себя в таблицах в I колонке составьте по 3 простых вопроса, которые требуют простого, односложного ответа, в III колонке данной таблицы составьте 3 сложных вопроса, которые требуют подробного, развернутого ответа. Вопросы составляйте с предложенными вопросительными словами по данной теме. После составления вопросов, обсудить в микрогруппах и выделить самые интересующие вопросы, т.е. группы № 1,2,3 выдвигают только простые вопросы, группы № 4,5,6 выдвигают сложные вопросы, просьба: не повторяться в вопросах. Все выдвигаемые вопросы записываются на доске. - Сегодня в течении урока мы будем рассматривать сущность методов воспитания, будем совершенствовать умение работать с информацией, разрабатывать кластеры, работать в коллективе. Фаза осмысления: (составление кластера по информации). - Чтобы достичь наших целей, найти ответы на поставленные вопросы нам необходимо познакомится с новой информацией. У вас у всех на столах есть распечатанный материал, где содержится информация из основных учебников по педагогике - И.П. Подласый, В.А. Сластенин. Показ слайда «Классификация методов воспитания» - методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта поведения; методы стимулирования (нарисовать макет общего кластера из слайда каждому студенту). - Нарисуйте каждый у себя в тетради на развернутом листочке макет общего кластера, который представлен на слайде. После изучения материала, каждая микрогруппа будет рассказывать свой кластер, и в данном макете вы будете дополнять кластер. - Информация у каждой микрогруппы разная. Например, микрогруппы № 1,2 изучают методы формирования сознания личности; микрогруппы № 3,4 изучают методы организации деятельности и формирования опыта поведения; микрогруппы № 5,6 изучают методы стимулирования. - Каждый из микрогруппы изучает материал и составляет у себя в тетради кластер, опираясь на структуру характеристики методов воспитания (см. приложение в конце информационного текста). - На листах А3 составьте общий кластер, который у вас получился и подготовьтесь к ее представлению. - Первыми представляют свой кластер группа № 1, группа № 2 дополняют их. Задача всех остальных: внимательно слушать, дополнять свой кластер в тетради. Далее выступают микрогруппы № 3,4,5,6. Все остальные дополняют свой основной кластер. Далее представляется слайд с общим кластером, который должен получиться у всех, после изучения материала. Таким образом, кластер в общем виде у вас выглядит следующим образом (слайд). Фаза рефлексии: (возвращение к «тонким» и «толстым» вопросам; 6 шляп мышления) - Вернемся к тем вопросам, которые мы сформулировали в начале урока. - Постарайтесь сформулировать ответы в своих таблицах. - Обсудите в группах варианты ответов, дополните друг друга, помогите товарищу найти ответ. - Давайте, постараемся найти ответы на вопросы, которые записаны на доске. На все вопросы нашлись ответы? Те, у кого вопросы остались, это остается вашей домашней работой. - В конце урока мне бы хотелось, чтобы вы выразили свои мысли о методах воспитания с помощью 6 шляп мышления. Данная методика нам поможет рассуждать, систематизировать и оценить новую информацию. Значение цвета шляпы и ее применение вы найдете внутри. Посовещайтесь в микрогруппах и подготовьтесь говорить мысли в зависимости от значения шляпы. На выступление дается до 2 мин. 1. Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация? Белая шляпа оперирует только имеющимися фактами и цифрами. Необходимо отвечать на вопросы: Назовите дату изучения материала? Количество студентов? Сколько существует классификаций методов воспитания? Сколько методов воспитания мы изучили? Сколько методов воспитания вы запомнили? В чем их краткая суть? 2. Желтая Шляпа – это «позитивное» Солнышко. Жёлтая шляпа – выразитель самого оптимистичного взгляда на будущее, Тот, Кто Подмечает Всё Самое Лучшее, самое удачное. Тот, кто заражает оптимизмом всю команду. Нужно из полученной информации обозначить только положительные стороны и даже в методе наказания найти положительное. Какая польза от этих методов воспитания? 3. Черная Шляпа. Чёрная шляпа – это пессимист в штате. Однако, он должен быть аргументированным пессимистом. Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом. Нужно из полученной информации обозначить отрицательные стороны методов воспитания. 4. Красная Шляпа. Красная шляпа – это эмоции, внезапные прозрения и интуиция. Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Будете ли вы использовать на своей практике методы воспитания? Ваше отношение к методам воспитания? Какие методы воспитания используют ваши родные по отношению к вам? 5. Зеленая Шляпа. Зелёная шляпа – это полёт фантазии и фонтан самых смелых и безумных творческих идей. Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам. Через какие методы воспитания можно развивать в ребенке творческие способности? Какие у вас возникают ассоциации с конкретными методами воспитания? Связь с другими темами? 6. Синяя Шляпа. Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. Подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности методов воспитания. Подвести итоги: чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? Для чего необходимо изучение данной темы? - Оценим нашу работу на уроке. Каждый сейчас оцените своего соседа справа по критериям в таблице. Подпишите кто и кого вы оценили. Критерии оценки групповой работы Инструкция: каждый член микрогруппы оценивает работу своего соседа справа.
- За активную работу на уроке я благодарю… Итоговая оценка по данной теме будет выставлена при накоплении баллов в таблице за сегодняшний урок и на следующем уроке за проверочную работу. Домашнее задание: подготовьтесь к проверочной работе. Спасибо за работу. | Фаза вызова: Настрой на работу. - Смотрят слайд и формулируют тему урока (2 мин.) - Прикрепляют таблицы. Каждый формулируют вопросы (3 мин.) - Обсуждают вопросы в микрогруппах (2 мин) и выделяют интересные вопросы, записываем на доске (5 мин). Фаза осмысления: - Рисуют общий кластер в развернутую страницу (1 мин). - Изучают информационный материал, составляют кластер каждый у себя в тетради разноцветными пастами (15 мин). - Составляют на формате А3 общий кластер (10 мин). - Представление кластеров, время на каждую группу методов воспитания по 2 мин.+ на дополнения в кластерах 2 мин (10-12 мин). Фаза рефлексии: - Заполняют таблицу с вопросами индивидуально, каждый свою (2 мин). - Обсуждают в микрогруппах (2 мин). - Отвечают на вопросы, записанные на доске (2 мин). - Подготовка к выступления в шляпах (10 мин). - Выступление каждой шляпы в течении 2 мин. (12 мин.) - Оценивают своего соседа в течении 1 мин. - Подведение итогов (2 мин). |