Внеурочная деятельность
Мною разработана программа внеурочной деятельности "Юный журналист",которую я реализую с 2016 года в рамках внеурочных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_yunyy_zhurnalist.docx | 54.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10» города Когалыма
(МАОУ «СОШ № 10»)
Принята на заседании методического совета от «31» августа 2020 г. | Утверждаю Директор МАОУ СОШ №10 ________________Антонов А.В. «___»_______________2020 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»
направленность: социально - гуманитарная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 11 - 15 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Бухарова Луиза Сабировна,
учитель русского языка и литературы
г. Когалым, 2020 год
- Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания разработки Программы
Программа разработана на основе и в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726-р;
- санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14);
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы – социально - гуманитарная.
Актуальность программы. Занятия в школьном кружке «Юные журналисты» развивают такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяют максимально проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности и даже сказываются на профессиональном самоопределении. Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объёма информации, к еѐ быстрому старению и постоянному обновлению. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Сегодня от учащихся требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации.
Новизна программы состоит в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься журналистикой.
Педагогическая целесообразность. Для подростков активных, любознательных школьная газета – это источник идей. Содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись. Ребята смогут пополнить словарный запас и значительно расширить кругозор. У ребят появляется дополнительная возможность для практического применения знаний литературного русского языка не только в устной, но и в письменной речи. Это, в свою очередь, положительно скажется на успеваемости по русскому языку и литературе.
Отличительная особенность. Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на совершенствование речевой деятельности и развитие творческих способностей ученика, но и главное - на создание продукта, имеющего значимость для других людей.
Цель программы -познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, развить творческие способности подростков.
Задачи
- познакомить обучающихся с основными терминами журналистики;
- дать представление о сущности журналистской профессии;
- познакомить со способами сбора информации;
- обучить первичным навыкам работы с содержащейся в текстах (различной направленности) информации;
- формировать у обучающихся первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог;
- учить работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
- учить давать самооценку результатам своего труда;
- обучить первоначальным навыкам работы в программе MicrosoftOfficePublisher в процессе создания школьной газеты.
Адресат программы: учащиеся в возрасте 11 – 15 лет. Количество человек в группе – 15 человек.
Уровень программы: стартовый.
Объем программы составляет 70 часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы.
Срок реализации программы: учебных недель – 35, месяцев – 9.
Форма обучения: очная, возможно с применением дистанционных образовательных технологий. В период временных ограничений, связанных с эпидемиологической или климатической ситуацией, в течение которой федеральными и/или региональными и/или местными правовыми актами устанавливается запрет и/или ограничение на реализацию дополнительных общеобразовательных программ в очной форме.
Формы занятий: индивидуальная и групповая.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность занятия в объединении - 45 минут, перерыв – 10 минут.
2. Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Знакомство с программой «Основы журналистки» | 2 | 2 | 0 | Устная проверка | |
История журналистики в России | 2 | 2 | 0 | Тестирование | |
Газета в моих руках. Современные газеты | 2 | 1 | 1 | - | |
Журналистика как профессия | 6 | 3 | 3 | - | |
Функции журналистики | 4 | 2 | 2 | - | |
Способы сбора информации | 8 | 4 | 4 | Проект | |
Мастерская информационных газетных жанров | 10 | 6 | 4 | Проект | |
Культура речи | 6 | 3 | 3 | Тестирование | |
Структура газеты. Макет. Заголовок. Шрифт | 6 | 3 | 3 | Проект | |
Работа в программе OpenOffice | 8 | 2 | 6 | Проект | |
Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты | 4 | 1 | 3 | Проект | |
Подготовка статей для школьной газеты | 4 | 1 | 3 | Проект | |
Компьютерное редактиро-вание. Вёрстка газеты | 2 | 1 | 1 | - | |
14 | Защита проекта | 6 | 0 | 6 | Проект |
Всего | 70 | 31 | 39 |
- Содержание программы
Введение в программу.
Знакомство с программой «Юные журналисты». (2часа)
Теория: Ознакомление с направлениями деятельности кружка «Основы журналистики», цель и задачи. Правила работы и поведения в коллективе. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов, выбор актива кружка. Практика: Анкетирование: Почему вы выбрали этот кружок? Чему бы вы хотели научиться?
УУД: учащийся получит возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения. Учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве. Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого.
1. История журналистики в России. (2 часа)
Теория: Выпуск первой газеты в России. Разнообразие способов печати в процессе развития книгопечатания. Разновидности газет. Начало книгопечатания на Руси. Практика: Тренинг «Творческий потенциал юного журналиста». Упражнения на развитие умения: понимать чувства и эмоции других людей, развитие навыков эффективного слушания.
УУД: выполнять работу по инструкции; проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности; прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу; творчески использовать полученные знания и умения в практической работе; производить оценку выполненной работы.
- Газета в моих руках. Современные газеты (2 часа)
Самостоятельный сбор информации на заданную тему. Самостоятельная работа «Основные понятия журналистики». Практическая работа: рассматривание разных видов газет, их оформление, назначение, ориентированность на определенный круг читателей, тираж.
Практическая работа: рассматривание разных видов газет, их оформление, назначение, ориентированность на определенный̆ круг читателей, тираж, рубрики, привлекательность. Составление плана для рассказа о печатном издании. Презентация «Газета в моей семье». Практическая работа: презентация выбранной газеты (публичное выступление, построенное по составленному на предыдущем занятии плану).
Работа редакции.
УУД: анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать; читать, слушать объяснения, рассматривать; отбирать материал для работы; осваивать новые приёмы работы, принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним.
- Журналистика как профессия (6 часов)
Теория: формирование представлений о профессии журналиста. Ознакомительная презентация функциональных обязанностей членов редакции газеты.
Практическая работа: выбор приоритетных направлений работы для каждого кружковца в редакции школьной газеты. Журналист школьной газеты. Теория: компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм, владение литературным языком, знания в области русского языка и литературы.
Практическая работа: ролевая игра «Журналист берет интервью» (положительные и отрицательные стороны личности журналиста с анализом ситуации). Презентация газеты. Практическая работа – подготовка кружковцев к ответственной миссии – презентация школьной газеты для всех учащихся школьного звена с целью привлечения к чтению школьной газеты большого круга читателей и проведение презентации газеты (выступление агитбригады кружковцев). Посвящение в юные журналисты. Практическая работа: подготовка клятвы юного корреспондента, организация мероприятия, проведение мероприятия перед школьниками всех классов. Вручение журналистам рабочих инструментов: рабочего блокнота журналиста и профессиональной ручки.
УУД: учащийся получит возможность познакомиться с особенностями профессии журналиста, его правами, обязанности, получить представление о журналистской этике. Познакомится с видами информации, методами сбора (наблюдение, работа с документами, интервью, беседа, анкетирование), научится выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, анализировать источники информации, находить источники интересной информации, работать с документами, набирать текст на компьютере, составлять публикации.
- Функции журналистики (4 часа)
Теория: функции журналистики - информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения. Факт, как объект интереса журналиста и основа для его работы.
Практическая работа: на примере выпусков центральных печатных изданий провести анализ некоторых статей для определения направленности каждой из них, учить определять какую функцию выполнял журналист при работе над статьёй, заметкой.
УУД: формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей; создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих задач; формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах газеты, формирование умения осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
- Способы сбора информации( 8 часов )
Теория: Основные методы - это наблюдение (два вида наблюдения: открытое и скрытое), работа с документами, интервьюирование, опрос, анкетирование.
Практическая работа: составление анкет, подготовка и проведение опросов по разным темам, подготовка к интервью. Деловые игры с выбором наиболее доступных и подходящих к обстановке способов сбора информации (применительно к выбранной теме). Переписка. Обработка корреспонденции.
Заметка. Теория: Заметка как один из газетных жанров, передающих информацию. Виды заметок: заметка – информация, заметка-благодарность, заметка-критика, заметка на обсуждение. Практическая работа: разбор видов заметок - работа с газетной продукцией в кружке. Работа со справочным материалом буклета «Заметка. Как еѐ написать?» Оформление заметки на выбранную тему.
УУД: учащийся получит возможность познакомиться с основными жанрами публицистики (очерк, литературно-критическая статья, заметка, репортаж, статья, фельетон, интервью, эссе), вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи.
- Мастерская информационных газетных жанров (10 часов)
Интервью. Теория: особенности жанра, его виды: интервью – монолог, интервью– диалог, интервью- зарисовка, коллективное интервью, анкета.
Практическая работа: обучение кружковцев проведению интервью-диалога (условия, от которых зависит успех интервью, приемы установления доверительных отношений с интервьюируемым, постановка вопросов и их предъявление). Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Работа со справочным материалом буклета «Золотые правила для проведения интервью». Подготовка для публикации интервью на выбранную тему.
Репортаж. Теория: отличие репортажа от других информационных жанров. Характерные особенности жанра - оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие.
Практическая работа: упражнение кружковцев в написании репортажа на определенную тему, разбор речевых и орфографических ошибок в процессе организации проверки готовых статей, дидактические игры для расширения словарного запаса юного журналиста. Работа со справочным материалом буклета «Я пишу репортаж».
Отчёт. Теория: отчёт — это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности. Главное требование к автору отчета — точность передачи сути высказываний говорящих. Виды отчета.
Практическая работа: учить кружковцев составлять прямой информационный отчет о каком-то общешкольном мероприятии (например, интеллектуальной олимпиаде). Самостоятельная работа с документами.
УУД: учащийся получит возможность научиться основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; составлять анкеты для интервью; создавать собственный текст в различных жанрах художественной литературы и публицистики, корректировать чужой и собственный текст.
7. Культура речи (6 часов )
Теория: знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Газетные штампы. Выразительные средства газетного языка.
Практическая работа: Формы речи: устная и письменная (особенности). Речевые ошибки в тексте. Упражнения по формированию выразительной письменной речи. Функционально-смысловые типы текстов: определение основных отличительных особенностей
УУД: воспринимать, анализировать и оценивать информацию; аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей; анализировать и оценивать полученные результаты; проявлять внимательное и уважительное отношение к русскому языку; упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построении речевого высказывания в устной и письменной форме; развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий.
8. Знакомство с оформительским делом. Структура газеты. Макет. Заголовок. Шрифт. (6 часов)
Теория: Ознакомление с понятиями «страница», «колонка», «рубрика», «заголовок», «тираж», «шрифт», «иллюстрации», «макетирование». Практическая работа: создание макета номера газеты (на бумажном носителе).
Теория: Понятие и основные функции заголовка.
Практическая работа: придумывание заголовков к заметкам, статьям с ориентировкой на содержание (творческая работа кружковцев).
Теория: знакомство с видами шрифта различных изданий периодической печати, изучение особенностей некоторых видов шрифта, соответствие его содержанию информации в газете. Практическая работа: Упражнение в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформление заголовков, плакатов.
УУД: развитие творческих способностей обучающихся, формирование умения осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
9. Работа в программе OpenOffice. Отработка практических навыков работы за компьютером ( текстовый редактор OpenOffice) (8 часов)
Иллюстрация в газете. Теория: Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Понятие «компьютерная обработка фотографий и рисунков».
Практическая работа: Формирование и закрепление умений и навыков работы с газетной иллюстрацией. Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор более удачных. Обработка фотографий и рисунков в программе OpenOffice. Размещение печатных статей и фотоматериалов на страницах макета газеты. Подпись под фотографией (рисунком). Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. Оформление: название газеты и обработка фотографий с помощью программы. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.
УУД: воспринимать, анализировать и оценивать информацию, прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы, планировать умственные и практические действия.
- Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты (4 часа)
Теория: устройство фотоаппарата, видеокамеры и диктофона. Основные технические термины. Правила работы с аппаратурой.
Практическая работа: Обучение основным приемам работы с фотоаппаратом, видеокамерой и диктофоном (работа в подгруппах).
УУД: прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. В процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия
- Подготовка статей для школьной газеты (4 часа)
Практическая работа: Определение рубрик, выбор темы для освещения в газете, написание статьи, обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала.
УУД: формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.
- Компьютерное редактирование. Вёрстка газеты (2 час)
Теория: «компьютерная вёрстка газеты». Практическая работа: Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер.
УУД: формирование умения осуществлять сбор информации для газетного издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью), формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах газеты. Формирование практических навыков при выпуске школьного печатного издания (обучение кружковцев приёмам компьютерной верстки газеты).
- Подведение итогов работы кружка (6 часов)
Теория: Подведение итогов занятий за год. Практика: Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Обработка анкет. Участие в презентации «Портфель творческих успехов». Награждение самых активных кружковцев
УУД: осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
14. Защита проекта «Моя авторская газета» (6 часов)
4. Планируемые результаты реализации программы
Ценностные ориентиры курса.
Ценностные ориентиры программы кружка «Юный журналист» базируются на требованиях ФГОС основного общего образования и заключаются в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках программы:
- активной жизненной позиции;
- умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей;
- умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
- умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания;
- умения осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;
- саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий);
- умение давать самооценку результату своего труда.
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
- представление о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
- поиск и выделение необходимой информации для поддержания читательского интереса к школьной прессе;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- умения осуществлять сбор информации для газетного издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью);
- умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах газеты;
- практических навыков при выпуске школьного печатного издания (обучение кружковцев приёмам компьютерной верстки газеты);
- умения обучающихся презентовать свои достижения;
- коммуникативных универсальных учебных действий;
- создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих задач;
- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- уважения к собеседнику;
- толерантного сознания;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий.
В результате изучения курса «Основы журналистики» должны быть достигнуты следующие результаты.
Предметные результаты изучения курса «Юные журналисты» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности. Учащиеся:
- познакомятся с основными терминами журналистики;
- приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
- получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
- приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
- приобретут опыт уважительного отношения, как к своему творчеству, так и к творчеству других людей;
- научатся давать самооценку результатам своего труда;
- приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
- приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;
- научатся работать над выполнением заданий редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы журналистов, научатся распределять работу между участниками проекта;
- научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях клуба и следовать им;
- поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, так и качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
- приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
5. Формы контроля и оценочные материалы программы
Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный для публикации в школьной газете материал. Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности детей). Дифференциация и индивидуализация обучения обеспечиваются деятельностью каждого ребёнка, на базе которой формируются различные универсальные учебные действия с учетом структуры личности каждого ученика
Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты (1 раз в четверть).
6. Методические материалы
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии, основной целью которых является сохранение и укрепление здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания. Элементы здоровьесберегающих технологий, используемые на занятиях: чередование видов деятельности; благоприятная дружеская обстановка на занятии; дозировка заданий; индивидуальный подход к каждому ребенку.
- личностно – ориентированное и дифференцированное обучение. Учащимся предлагаются упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.
- информационно – коммуникационные технологии – демонстрация презентаций и видеороликов для улучшения мотивации к занятиям журналистики.
Формы организации учебных занятий: теоретические (лекция, беседа) и практические (игра, соревнование, турнир, самостоятельная работа).
7. Организационно-педагогические условия реализации Программы
7.1. Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебных периодов | Количество учебных недель и (или) количество учебных дней | Продолжительность каникул | Сроки контрольных процедур |
01.09.2020 – 31.05.2021 | 35 недель и 245 дней | 26.10 – 07.11.2020 | с 19 по 24.12.2020 с 15 по 20.05.2021 |
28.12 – 10.01.2021 | |||
19.03 – 28.03.2021 |
7.2. Материально-технические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Компьютер (2 шт.), принтер, сканер, фото- видеокамера, диктофон.
Компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Office Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Fine Reader, Adobe Photoshop.Интернет.
Учебно-методическое обеспечение.
Основная литература для учителя:
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001
Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
7.3. Кадровое обеспечение реализации программы
Программу реализует педагогический работник (педагог дополнительного образования, учитель), имеющий среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной дополнительной общеразвивающей программы) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональным стандартам.
К реализации программы возможно привлечение лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.
8. Список литературы
- Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки/А.В. Беляев. - М.: ТВТ Дивизион, 2017. - 340 c.;
- Кунянский, В.А. Волейбол. О судьях и судействе/В.А. Кунянский. - М.: СпортАкадемПресс, 2017. - 189 c.;
- Колодницкий, Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол/Г.А. Колодницкий. - М.: Просвещение, 2017. - 201 c.;
Список литературы для учащихся:
- Булыкина, Л.В. Волейбол для всех/Л.В. Булыкина. - М.: ТВТ Дивизион, 2017. - c.;
- Эдельман, А.С. Волейбол. Справочник/А.С. Эдельман. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 226 c.