Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся
Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_grazhdanin_rossii.pdf | 438.39 КБ |
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Использование элементов здоровьесберегающих
технологий при подготовке к ГИА по русскому языку
Экзамен – это великое испытание. Даже для взрослых людей, с хорошим багажом знаний и уже устоявшейся психикой. Для ребёнка же это огромный стресс. При кажущейся лёгкости даже самые простые задания на экзамене могут поставить ученика в затруднительное положение. Введение ОГЭ и ЕГЭ стало для обучающихся старших классов и дополнительным стрессовым фактором, и основным в формировании тревожности в целом. Государственный экзамен для выпускников – это один из самых напряжённых моментов в учебной деятельности. Экзаменационный период всегда характеризуется высоким эмоциональным напряжением, которое может привести к ухудшению физического и психического здоровья детей. Чрезмерный экзаменационный стресс сопровождается интенсивной умственной деятельностью, повышенной статической и зрительной нагрузкой, нарушением режима труда и отдыха, отрицательными переживаниями.
Было замечено, что при подготовке к государственной итоговой аттестации учащиеся практически не обращают внимание на состояние собственного здоровья, полагая, что единственное, что важно в этот период – систематизировать знания по предмету. Между тем состояние здоровья ученика также влияет на образовательный результат. В связи с этим основными являются вопросы: как организовать здоровьесбережение и обучение учащихся выпускных классов? Что нужно делать? Какие действия предпринять?
В первую очередь необходимо выделить факторы психоэмоциональной нагрузки:
*чувство тревоги, страх упустить шанс самореализации;
*процедура ЕГЭ и ОГЭ имеет стрессогенный характер;
*давление со стороны учителей и родителей.
Сама процедура ЕГЭ усиливает стрессовую ситуацию. Это и жёсткие законодательные правила, и присутствие в классе незнакомых людей, и незнакомое помещение, и наличие видеокамер в кабинете.
Специфика процесса подготовки к экзаменам выражается в следующем:
*увеличение объёма учебной нагрузки;
*интенсификация предметной подготовки на уроках;
*самостоятельная подготовка к занятиям.
Для сдачи государственного экзамена важно, чтобы школьник научился работать самостоятельно, творчески, так как процедура экзамена независима и не учитывает ни степени волнения, ни прошлых заслуг ученика.
В старших классах многие считают, что главное – приобрести и систематизировать знания, а о здоровье думать некогда. Таким образом, использование элементов здоровьесбережения на уроках – особая забота учителя.
На основе этих принципов образовательный процесс необходимо строить, используя такие приёмы здоровьесбережения:
*рациональная организация урока;
*использование способов повышения мотивации учащихся к учебной деятельности;
*использование методов, приёмов, средств, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
*проведение динамических физкультминуток;
*индивидуализация педагогических воздействий;
*снятие тревожности, формирование адекватной самооценки.
Используя перечисленные приёмы здоровьесбережения в процессе подготовки старшеклассников к ГИА, можно решить такие проблемы:
*невысокая мотивация к учению; подростку иногда кажется, что охватить огромный объём учебной информации слишком сложен;
*тревожность, психологическая готовность ученика к экзамену может оказаться недостаточной;
*неумение преодолеть стресс;
*нетренированная логическая память.
Таким образом, можно выделить ряд ключевых понятий: мотивация к учению, тревожность, устойчивость к стрессам, логическая память.
- НА этапе рефлексии помогают такие приёмы:
*высказывания: «Мой главный результат сегодня…», «Наибольший интерес (затруднение) у меня вызвали..».
* педагогическая техника «Кто сегодня молодец?»
*речевое клише: «Я сегодня молодец, потому что…»
2) Использование способов повышения мотивации учащихся к учебной деятельности. Учитель, работающий на мотивацию, помогает ученику и тем самым поддерживает его здоровье.
- Активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых школьники обсуждают различные способы выполнения заданий, объясняют непонятный материал более слабым учащимся: приём обсудим, косультант.
- Один из способов поддержания интереса – стимулирование вопросов учащихся. Приём «тихий опрос»: учащиеся в парах опрашивают и оценивают друг друга по пройденной теме в течение 2-3 минут или приёма «взаимопроверка домашнего задания».
- Планирование целей и задач обучения самим учеником. Сюда мы относим не только формулировку цели урока, его задач в действиях учащихся, но и планирование старшеклассником его социального самоопределения, уровня прохождения ГИА и вытекающих из этого задач. Можно применить приём «дерево желаний»: учащийся рисует дерево со своими желаниями и мечтами.
Приём «мои мечты»: ученик записывает, что он думает о сдаче экзамена, с условием не использовать частицу не.
- Использование эффекта загадки. Учащихся всегда интересуют замысловатые задания, поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды
Для организации эмоциональных разрядок можно использовать цитаты и анекдоты. Можно записать их на листочках и предложить учащимся вытащить листок и зачитать.
Например: «Я шёл на экзамен, и сердце моё металось по организму в поисках кратчайшего пути в пятки.
Удивительная вещь – экзамен. Одних он удивляет вопросами, других – ответами.
Да, экзамены хороши тогда, когда их сдаёшь не ты, а кто-то другой.
В период подготовки к ГИА актуальны различные таблицы, алгоритмы, схемы, которые помогают привести в систему знания, необходимые для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Одним из таких приёмов является создание коллективного справочника, которому можно дать различные названия: «Сделал сам, помоги другому», «Хочу спросить» и т. д. В обыкновенную папку с файлами можно разместить свои наработки (схемы, правила, таблички), а также задать вопрос на листке, попросить помощи, разместить четверостишия по орфоэпическим нормам и т. д. Данный вид работы стимулирует учащихся к поиску информации, необычный формат общения вызывает положительные эмоции..
Сегодня России нужны здоровые и образованные люди. Поэтому перед школой стоит сложная задача. С одной стороны, детям нужно дать такие знания, чтобы они смогли успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе. С другой стороны, необходимо сохранить их здоровье.