Рабочие программы по русскому языку
Рабочие программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_klass.docx | 34.03 КБ |
adaptirovannaya_programma_7_klass.docx | 28.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Рабочей программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения МАОУ «СОШ № 10» по русскому языку с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта 2010г. и авторской программы по русскому языку для 5 – 9 классов Л.А.Тростенцовой , Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, и др.
Используемые УМК
1) Учебник: Русский язык класс. Учебник для общеобразовательных организаций Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др., Москва «Просвещение», 2016г.
2) Рабочая тетрадь по русскому языку 8 класс, Л.А.Тростенцова, А.Д.Дейкина, С.И.Невская, Москва «Экзамен», 2014г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Изменения, внесённые в Примерную программу основного общего образования по русскому языку и Рабочую программу по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2016), обусловлены сложностью обучения и усвоения отдельных тем и выражены в распределении часов по темам, в выборе образовательных технологий, формах и видах деятельности учащихся.
Программа рассчитана на изучение базового курса русского языка учащимися 8 классов в течение 140часов (из расчета 3 часа из федерального и 1 час школьного компонента).
Структура рабочей программы по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; содержание курса «Русский язык»; календарно-тематическое планирование; описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета.
Содержание учебного предмета, курса
Введение Функции русского языка в современном мире
Повторение изученного в 5-7 классах.
Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (сочинение по картине).
Синтаксис.Пунктуация.Культура речи.
Словосочетание
I. Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (Глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения.
Главные члены предложения
I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение материала изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обращения, вводные слова междометия
I. Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Обособленные члены предложения
- Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Прямая и косвенная речь
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе.
Повторение тем «Словосочетание», «Односоставные предложения», «Двусоставные предложения», «Предложения с обособленными членами», «Вводные слова и предложения».
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Планируемые образовательные результаты освоения курса русского языка в 8 классе.
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения и аудирования текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения.
Тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов | Количество контрольных работ | Развитие речи |
Русский язык в современном мире | 1 | - | 1 |
Повторение изученного в 5-7 классах. | 10 | 1 | 1 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 4 | - | 1 |
Словосочетание. | 4 | - | - |
Простое двусоставное предложение. | 29 | 1 | 4 |
Односоставные предложения. | 15 | 1 | 2 |
Осложнённые предложения | 17 | 1 | 2 |
Обособленные члены предложения. | 22 | 1 | 2 |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. | 26 | 2 | 7 |
Повторение изученного в 8 классе. | 8 | 1 | - |
Резерв | 4 | - | - |
Итого | 140 | 8 | 20 |
Используемый учебно-методический комплекс и средства обучения
Учебник Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.
1. ФГОС Рабочие программы Русский язык Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других (5 – 9классы) М. «Просвещение» 2011г.
2. ФГОС Рабочая программа Русский язык 8 класс к УМК Т.А.Ладыженской М. «ВАКО» 2014г.
3. Русский язык 8 класс. Методические рекомендации М. «Просвещение» 2012г.
4. ФГОС Рабочая тетрадь по русскому языку в 7 классе к УМК Т.А.Ладыженской М. «Экзамен» 2014г.
5. ФГОС Груздева Е.Н. Комплексный анализ текста М. «Экзамен», 2013г.
7. ФГОС Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку в 8 классе. М. «ВАКО» 2016г.
8. ФГОС Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку 8 класс М. «Экзамен», 2014г.
9. Медиаресурсы:
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия М. «Кирилл и Мефодий», 2005г.
- В.И.Даль Толковый словарь живого великорусского языка М. «Бизнессофт», 2004г.
10. Интернет – ресурсы:
- Электронные словари: режим доступа: http://www.siovary.ru
- Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: режим доступа: http://www.gramotf.ru
- Русский язык. Приложение к газете “1 сентября»: режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php
- Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы по русскому языку: режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Дата по плану | Дата проведения урока | Тема урока | |
1 | Р.Р. Русский язык в современном мире. | |||
Повторение изученного в 5-7 классах – 10 ч. | ||||
2-3 | Знаки препинания: знаки заверше-ния, разделения, выделения. | |||
4-5 | Знаки препинания в сложном предложении. | |||
6-7 | Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | |||
8-9 | Написание НЕ с разными частями речи. | |||
10 | Р.Р. Сочинение. Самые яркие моменты летних каникул. Упр. 36 | |||
11 | Контрольный диктант по теме: "Повторение" | |||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | ||||
12 | Основные единицы синтаксиса | |||
13 | РР. Текст как единица синтаксиса. | |||
14 | Предложение как единица синтаксиса | |||
15 | Словосочетание как единица синтаксиса. | |||
Словосочетание | ||||
16 | Словосочетание. Виды словосочетаний. | |||
17-18 | Связь слов в словосочетании. | |||
19 | Синтаксический разбор словосочетаний. | |||
Простое двусоставное предложение | ||||
20 | Простое предложение. Строение и грамматическое значение. | |||
21 | Порядок слов в предложении. | |||
22 | Интонация в предложении. | |||
23-24 | Р.Р. Сочинение. Описание памятника культуры. | |||
25 | Главные члены предложения. Подлежащее | |||
26 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | |||
27-28 | Составное глагольное сказуемое. | |||
29-30 | Составное именное сказуемое. | |||
31 | Тире между подлежащим и сказуемым. | |||
32 | Роль второстепенных членов в предложении. | |||
33-34 | Дополнение. | |||
35-36 | Определение. | |||
37-38 | Приложение. Знаки препинания при нём. | |||
39-40 | Р.р. Сжатое изложение. | |||
41-42 | Обстоятельство. | |||
43 | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | |||
44-46 | Повторениие по теме: «Двусоставное предложение». | |||
47 | Контрольный диктант. | |||
48 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | |||
Односоставное предложение | ||||
49 | Односоставные предложения. | |||
50-51 | Назывные предложения. | |||
52-53 | Определенно-личные предложения. | |||
54-55 | Неопределенно-личные предложения. | |||
56-57 | Безличные предложения. | |||
58 | Неполные предложения. | |||
59 | Синтаксический разбор односоставного предложения. | |||
60 | Обобщение по теме: "Односоставные предложения." | |||
61 | Контрольный диктант | |||
62-63 | РР. Изложение с элементами сочинения. | |||
Осложнённые предложения | ||||
64-65 | Понятие об осложнённом предложении. | |||
66 | Однородные члены, связанные только перечислительнойинто-нацией. | |||
67 | Однородные и неоднородные определения. | |||
68-69 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами. | |||
70-71 | Обобщающие слова при однородных членах. | |||
72 | Синтаксический разбор предложения . | |||
73 | Пунктуационный разбор предложения . | |||
74-75 | Повторение по теме"Однородные члены предложения" | |||
76 | Контрольный диктант. | |||
77 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | |||
78 | Тест по теме "Однородные члены предложения" | |||
79-80 | РР. Сочинение-рассуждение. | |||
Обособленные члены предложения. | ||||
81 | Понятие об обособлении. | |||
82-83 | Обособленные определения. | |||
84-85 | Обособление согласованных определений. | |||
86-87 | Обособление несогласованных определений. | |||
88-89 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком. | |||
90-91 | Обособленные приложения. | |||
92-93 | Обособленные обстоятельства. | |||
94-95 | Обособленные уточняющие члены предложения. | |||
96 | Синтаксический разбор предложения . | |||
97 | Пунктуационный разбор предложения. | |||
98 | Повторение по теме: «Обособлен-ные членов предложения». | |||
99 | Контрольный диктант. | |||
100 | Анализ диктанта Работа над ошибками. | |||
101-102 | РР. Сочинение-рассуждение . | |||
Слова, грамматически не связанные с членами предложения | ||||
103 | Назначение обращения | |||
104 | Распространённые обращения. | |||
105-106 | Обращение и знаки препинания при нем. | |||
107-108 | Употребление обращений | |||
109 | Вводные конструкции | |||
110 | Выделительные знаки препинания при вводных конструкциях. | |||
111 | Контрольная работа | |||
112-113 | РР. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. | |||
114 | Междометия в предложении. | |||
115-116 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений . | |||
117-118 | Повторение. | |||
119-120 | Сжатое изложение | |||
121 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. | |||
122-123 | Прямая и косвенная речь. | |||
124 | Диалог | |||
125-126 | Цитаты и знаки препинания при цитировании. | |||
127-128 | Р.р. Сжатое изложение | |||
Повторение изученного в 8 классе. | ||||
129-130 | Синтаксис и морфология | |||
131-132 | Синтаксис и пунктуация | |||
133-134 | Синтаксис и культура речи. | |||
135-136 | Контрольный диктант и его анализ | |||
137-140 | Резервные уроки |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена для Игоря П., обучающегося 7Б класса, составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в РоссийскойФедерации», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Примерной Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» /авторы: М. Т. Баранова и др. 9-е изд. – М.: Просвещение, 2011
3. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010г.
Специфика работы с детьми с ЗПР прослеживается в целях и задачах, реализуемыхв процессе преподавания предмета.
Обучение русскому языку ведется с использованием учебника «Русский язык. Учебник для 7-го класса общеобразовательных учреждений»/ авторы Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, М. Т. Баранова и др.: Просвещение, 2017г. Это учебное пособие содержит в доступной форме изложенный теоретический материал, практические задания, представленные в нем, имеют разноуровневый характер, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Учебник легок в использовании: словарные слова помещены в рамочки, что облегчает знакомство с ними; условные обозначения, принятые в учебном пособии, позволяют свободно ориентироваться в нем; репродукции картин, которыми снабжен учебник, хорошего качества, что, дает возможность осуществлять коррекцию зрительного восприятия при работе с ним.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- приобретение достаточного объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке а основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение разными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; а также совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместное выполнение какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры
- народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий в лингвистике: лингвистика и её основные ращзделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными) нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
К концу 7 класса учащийся должен овладеть следующими умениями и навыками:
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;
- производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии.
- Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Орфограммы, изученные в 7 классе:
- Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
- Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
- Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;
- Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
- Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных;
- Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;
- Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;
- Правописание НЕ с деепричастиями;
- Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е;
- Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;
- Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;
- Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;
- Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;
- Дефис между частями слова в наречиях;
- Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;
- Мягкий знак после шипящих на конце наречий;
- Слитное и раздельное написание производных предлогов;
- Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;
- Раздельное и дефисное написание частиц;
- Правописание частицы НЕ с различными частями речи;
- Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.
- правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации.
Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты.
По связной речи.
- адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
- писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
- грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;
- собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
Говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к прочитанному и услышанному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Содержание учебного предмета
Русский язык как развивающееся явление (1ч)
Повторение пройденного в 5 и 6 классах (11ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Требования к уровню подготовки обучающихся теме:
узнавать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы
Причастие (25ч)
Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 и 6 классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление). Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные "портретные" слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие( 13 ч)
Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 и 6 классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
Наречие (16 ч )
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (3ч)
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи. (51 ч)
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и
производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление
подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие,
отрицательные и модальные частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе (18 ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Календарно-тематическое планирование идентично КТП для 7 класса по русскому языку с облегченным вариантом домашнего задания.