Программа "Развитие орфографической зоркости у школьников с недостатками интеллекта"

Золото Светлана Федоровна

Предварительный просмотр:

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Ларьякская специальная (коррекционная) общеобразовательная

национальная школа – интернат VIII вида»

Программа педагогического поиска

«Развитие орфографической зоркости у

учащихся с  проблемами в

интеллектуальном развитии»

С.Ф.Золото

учитель русского языка и литературы

 

2013 - 2014 уч.год

Паспорт программы

Название программы

«Развитие орфографической зоркости у учащихся   с проблемами в интеллектуальном развитии»

Нормативно-правовая основа

Документы федерального значения:

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Типовое положение о специальном коррекционном образовательном учреждении VIII вида.

Документы окружного значения:

Закон ХМАО-Югры об образовании в ХМАО-Югре от 29.06.2006 г. №65-оз.

Документы образовательного учреждения:

Устав Ларьякской специальной (коррекционной) общеобразовательной национальной  школы-интерната VIII вида.

Разработчик программы

Учитель русского языка

Золото С.Ф.

Исполнитель

Учитель русского языка

Золото С.Ф.

Цель:  

Ученик:

  • владеющий способами проверки орфограмм в пределах программы;
  • усвоивший нормы грамматического строя речи;
  • усвоивший нормы словообразования и словоизменения.

Задачи:

  1. Создать систему работы с учащимися по формированию грамматического строя речи.
  2. Подобрать программно-методическое обеспечение.
  3. Разработать контрольно-измерительный материал по оценке усвоения определенных грамматических тем.
  4. Внедрить коррекционно-развивающие технологии.
  5. Внедрить новые информационные технологии.

Ожидаемый результат:

Ученик:

  • умеет пользоваться правилами по выученным орфограммам;
  • умеет правильно употреблять правила согласования  слов в предложении;
  • владеет простыми формами словообразования.

Статус документа

Данная программа разработана на основе обязательного минимума требований по программе В.В. Воронковой по русскому языку  «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл»  в сб.№1./ Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 1. – 232 с.

  Программа «Развитие орфографической зоркости у учащихся   с проблемами в интеллектуальном развитии» детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения по данной теме  средствами русского языка в соответствии с целями изучения данного предмета, которые определены федеральной программой для специальных коррекционных школ 8 вида. 

Структура документа

Программа педагогического поиска  представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: паспорт программы, пояснительную записку; учебно-тематический план;   требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Пояснительная записка 

Формирование у школьников прочных орфографических навыков –одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотность письма обеспечивает точность выражения мысли, взаимопонимание людей в письменном общении.

От того насколько полно будут сформированы навыки правописания зависит его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.  

Цель данной программы: обобщить и систематизировать орфографический материал, предоставить модель методического обеспечения для успешной орфографической деятельности учащихся.

Задачи:

  1. Создать систему работы с учащимися по формированию грамматического строя речи.
  2. Подобрать программно-методическое обеспечение по темам и по классам.
  3. Разработать контрольно-измерительный материал по оценке уровня усвоения грамматического строя речи учащихся.
  4. Внедрить развивающие технологии в коррекционный процесс.

Программа «Развитие орфографической зоркости у учащихся   с проблемами в интеллектуальном развитии» рассчитана на годы обучения с 5 по 9 классы и реализуется на уроках в процессе

  • организованного обучения (фронтальные и индивидуальные задания);
  • индивидуальной работы;
  • повторения изученного на основе домашних заданий.

 Ожидаемый результат:

В 5 классе  продолжать  формирование орфографических навыков.

Задачи:

  1. Развивать фонематический слух;
  2. Формировать понятие орфограмма и ее опознавательные признаки, проверяемое и проверочное слово;
  3. Развивать  орфографическую  зоркость.

В 5 классе ученик должен: понимать слово «орфограмма». Понимать, что орфограмма обозначает   наличие в слове опасности для пишущего.

Уметь  определять ударный слог, находить орфограммы по их опознавательным признакам, объяснять значения слов, находить и исправлять ошибки.

В 6 классе:

Задачи:

  1. Углублять  понятие «орфограмма» и ее опознавательных признаков;
  2. Усвоение орфографических правил написания безударных гласных, парных звонких согласных, непроизносимых согласных в корне, раздельного написания предлога, употребление разделительных ь и ъ знаков  (согласно программы по русскому языку 6  класса).

В  6 классе ученик должен:     обнаруживать орфограммы и определять их тип при комментировании, проговаривании, списывании, в зрительном, выборочном, предупредительном диктантах. Графически выделять орфограммы и способы их проверки;  различать формо- и словообразование;  ориентироваться в структуре родственных слов, подбирать однокоренные слова;  различать проверяемые и проверочные слова;  обнаруживать пары слов, находящиеся в отношениях словообразовательной мотивации

В 7, 8 классах:

Задачи:

  1. Продолжать углублять понятия «орфограмма и ее опознавательных признаков»;
  2. Усвоение орфографического правописания безударных гласных в различных позициях (согласно программам по русскому языку 7,8 классов).
  3. Усвоения правописания безударных окончаний существительных, прилагательных.

В 7,8 классах ученики должны: знать способы проверки орфограмм в различных позициях, уметь классифицировать слова с орфограммами, составлять цепочку словообразования (учить - учитель - учительская).  

В 9 классе ученики должны: уметь применять способы проверки в текущих и контрольных работах.  Владеть  и  применять правила на практическом уровне.

Программно-методическое обеспечение

 Основная программа

Дополнительные программы

Методические пособия

В.В. Воронкова  «Рсский язык»  Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: в сб. №1. Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 1. – 232 с.

Т.Б.Филичева

Т.В.Туманова

«Дети с ОНР. Воспитание и обучение»

  1. Т.А.Ткаченко

 «Учимся говорить правильно».

  1. М.М. Разумовская

«Методика обучения орфографии в школе».

  1. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова

     «Русский язык в начальной школе».

  1. В. Лисицина  

 «Русский язык. Активные формы и методы обучения».

  1. С.Ю.Кремнева

«Словарные диктанты».

  1.  А.В.Текучев

«ОБ орфографическом и пунктуационном минимуме   в средней школе».

 

Развивающие технологии:

Е.А.Алифанова, Н.Е.Егорова

«Фразовый конструктор»;

И.С. Кривовяз

«Играем с глаголами»;

С.Н.Сазонова «Графический конструктор»

 

 

Программа базируется на следующих принципах:

  • Принцип комплексного подхода

К организации коррекционно-педагогического процесса  необходимо подходить в комплексе: развивать речь устную и письменную, ее коммуникативные функции.

  • Принцип систематичности и последовательности

Данный принцип опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся во взаимодействии. Процесс развития и коррекции речи предполагает воздействие на все компоненты речевой функциональной системы..

  • Принцип сотрудничества

Учителя  с дефектологом, учителя с ребёнком. К сожалению, в условиях школы- интерната невозможно постоянное сотрудничество с родителями,  а только выполнение некоторых заданий во время каникул.

  • Принцип развития

Предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка. Организация коррекционно-развивающего воздействия осуществляется с учётом  уровня развития ВПФ каждого ребенка.

Характеристика орфографической деятельности

Класс

Цели и задачи

Орфографической деятельности

Содержание орфографической деятельности

Организация

орфографичской

деятельности

5

Цель: формирование орфографических навыков.

Задачи:

  1. Развитие фонематического слуха;
  2. Формирование понятия «орфограмма»и ее опознавательные признаки, проверяемое и проверочное слово;
  3. Развитие орфографической зоркости

Понятие: «орфограмма» - наличие в слове опасности для пишущего, опознавательных признаков орфограмм, правил написания предложения.

Умение определять ударный слог, находить орфограммы по их опознавательным признакам, объяснять значения слов, находить и исправлять ошибки

Орфографические задания,

словообразовательные

упражнения,

 дидактические игры,

памятка для работы над ошибками.

6

Задачи:

  1. углубление понятия «орфограмма» и ее опознавательных признаков;
  2. Усвоение орфографических правил написания безударных гласных, парных звонких согласных, непроизносимых согласных в корне , раздельного написания предлога, употребление разделительных ь и ъ знаков.

Усвоение опознавательных признаков изученных орфограмм, способов проверки орфограмм в корне.

Умение:

Обнаруживать орфограммы и определять их тип при комментировании, проговаривании, списывании,  в зрительном , выборочном , предупредительном диктанте;

- графически выделять орфограммы и способы их проверки различать формо- и словообразование;

- ориентироваться в структуре родственных слов, подбирать однокоренные слова, различать проверяемые и проверочные слова;

- обнаруживать пары слов, находящиеся в отношениях словообразовательной мотивации.

Моделирование орфографических правил и способов проверки. Составление словаря приставок и суффиксов. Упражнения с гнездом однокоренных слов.

Ведение тетради-справочника.

Дидактические игры «Словообразовательное дерево», «Что лишнее и почему?». Применение сигнальных карточек, карточек-орфограмм.

7,8  

Задачи:

  1. Углубление понятия «орфограмма и ее опознавательных признаков»;
  2. Усвоение орфографических правописания безударных гласных в различных позициях

Усвоение:

Опознавательных признаков изученных орфограмм, способов проверки  в различных позициях.

Умение:

-обнаружить орфограммы и и определить их тип при зрительном и слуховом восприятии;

- графически выделять орфограммы и способы их проверки в текущих и контрольных работах;

- подбирать слово на указанную орфограмму;

- классифицировать слова с орфограммой;

- дополнительный разбор по составу с указанием, от какого слова и при помощи чего образовано данное;

- объяснять значение словопроизводных слов через словообразовательные связи;

- составлять цепочку последовательного словообразования (учить -  учитель -  учительская)

Моделирование орфографических правил и способов проверки орфограмм в окончаниях.

Дидактические игры «Орфографическое домино».

Подбор загадок, пословиц, поговорок.

Структура реализации программы

               

                Переработка                                II. Координация деятельности

    программного содержания                            учителя,  логопеда,                                                                                

 ( одно занятие – одна тема)                                  дефектолога, воспитателя

III. Изменение содержания занятия

(разнообразить содержание занятий

 посредством использования развивающих

технологий и моделей)

Переработка программного содержания заключается в том, что для изучения на уроке берётся одна из грамматических тем и прорабатывается в течение всего урока. Выбирается она в соответствии с программным материалом и требованиями. При планировании сознательно не указывается словарная тема. Таким образом, не ограничивается активный и пассивный словарь, на базе которых формируется та или иная орфографическая задача. Это позволяет расширить познавательные рамки урока, а также сосредоточить внимание учеников на изучаемой орфографической теме. В дидактических играх, используемых на уроках по формированию орфографической зоркости, обучающая задача для ученика ставится с учётом уровня усвоения им программы.

         Ребёнку с проблемами в интеллектуальном развитии, имеющего в своем анамнезе логопедический диагноз ОНР,  необходимо регулярное повторение изученного материала. Для этого необходимо скоординировать деятельность учителя, учителя-логопеда, дефектолога, воспитателей  (в условиях школы-интерната)

        Система взаимодействия представляется такой:

  • Учитель на уроке обучает.
  • Учитель-логопед – развивает фонематический слух, обучает приёмам согласования слов, нормам словоизменения и словообразования.
  • Дефектолог на индивидуальных занятиях помогает  ученику при помощи дополнительных тренировочных упражнений усвоить тему.
  • Воспитатель – повторяет и закрепляет полученные  навыки в дидактических играх и упражнениях, в ходе  контроля выполнения домашних заданий на самоподготовках,   используя тетрадь взаимосвязи.

Координация деятельности специалистов школы-интерната.

        Ни одна из грамматических категорий, ни одно правило не может войти в самостоятельную письменную или устную речь ребёнка с проблемами в интеллектуальном развитии без многократного сознательного использования их в различных типах предложений, ситуациях. Использование коррекционно-развивающих технологий позволит ученикам на практическом уровне овладеть грамматическими правилами, а в конечном итоге грамматическим строем речи. И это будет достигаться не механическим повторением, а вследствие а вследствие закрепляющих упражнений и самостоятельного построения различных вариантов словосочетаний и предложений. Использование демонстрационного и индивидуального материала (картинок, презентаций, символов, схем, моделей) позволит обеспечить:

  • высокую активность детей,
  • контроль за усвоением знаний, умений и навыков,
  • более экономное использование учебного времени.

1.6. Этапы развития программы

5 класс

  1. Подобрать методическую литературу по теме.
  2. Изучить нормативные документы и современные развивающие технологии для внедрения в практическую деятельность.
  3. Разработать программно-методическое обеспечение.
  4. Изучить результаты логопедической диагностики и    проанализировать с логопедом системные  нарушения развития речи учеников на данном этапе.
  5. Провести диагностические контрольные работы с целью изучения уровня знаний, умений учащихся.
  6.  Составить календарно-тематическое планирование по разделу «Орфография».
  7. Переработать планирование по теме «орфография», ввести некоторые темы в постоянное повторение.
  8. Скоординировать деятельность педагогов.
  9. Разработать Памятки употребления орфограмм.
  10. Разработать контрольно-измерительный материал для оценки сформированности ЗУН по теме «Орфография».

Сентябрь,

октябрь

  1. класс

  1. Изучить уровни сформированности ЗУН учеников по разделу «Орфография».
  2. Разработать и оформить рабочие тетради «Орфограммы».
  3.  Подобрать и оформить дидактические игры и упражнения по формированию грамматических норм русского языка.
  4. Проводить целенаправленную работу по усвоению орфограмм.
  5. Провести анализ усвоения орфографических тем путем контрольных, практических и самостоятельных работ.

Октябрь

Октябрь

Октябрь - май

Май

7,8 классы

  1. Изучить уровни сформированности ЗУН учеников по разделу «Орфография».
  2. Разработать программно-методическое обеспечение по разделу «Орфография».
  3. Провести диагностику и системный анализ нарушений речи вновь поступивших воспитанников.
  4. Разработать контрольно-измерительный материал для оценки сформированности ЗУН по теме «Орфография».
  5.  Разработать программу по преодолению пробелов по теме у отдельных учеников.
  6. Продолжить работу по ведению тетрадей «Орфограммы».
  7. Определить уровень ЗУН всех учеников по теме «Орфография» в конце учебного года.

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

В течение года

Май

9 класс

  1. Изучить уровни сформированности ЗУН учеников в начале учебного года по разделу «Орфография».
  2. Продолжить работу по ведению тетрадей «Орфограммы».
  3. Проводить практические работы по темам.
  4. Определить уровень выполнения программы.
  5. Отследить эффективность ее введения.

Сентябрь

В течение года

В течение года

Май

май

Контрольно-измерительный материал 

Параметры: 

       5 класс

  • Проверка усвоения  орфограмм на примерах  (с использованием памяток).

6 класс

  • Проверка умения  применять правила в упражнениях.

7-8 класс

  • Проверка навыков владения орфограммами на основе решения орфографических задач.

9 класс 

  • Самостоятельная работа в выполнении упражнений.