Программа "Развитие орфографической зоркости у школьников с недостатками интеллекта"
Программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа развития орфографической зоркости у умственно отсталых школьников | 37.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Ларьякская специальная (коррекционная) общеобразовательная
национальная школа – интернат VIII вида»
Программа педагогического поиска
«Развитие орфографической зоркости у
учащихся с проблемами в
интеллектуальном развитии»
С.Ф.Золото
учитель русского языка и литературы
2013 - 2014 уч.год
Паспорт программы
Название программы | «Развитие орфографической зоркости у учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии» |
Нормативно-правовая основа | Документы федерального значения: Закон Российской Федерации «Об образовании». Типовое положение о специальном коррекционном образовательном учреждении VIII вида. Документы окружного значения: Закон ХМАО-Югры об образовании в ХМАО-Югре от 29.06.2006 г. №65-оз. Документы образовательного учреждения: Устав Ларьякской специальной (коррекционной) общеобразовательной национальной школы-интерната VIII вида. |
Разработчик программы | Учитель русского языка Золото С.Ф. |
Исполнитель | Учитель русского языка Золото С.Ф. |
Цель: | Ученик:
|
Задачи: |
|
Ожидаемый результат: | Ученик:
|
Статус документа
Данная программа разработана на основе обязательного минимума требований по программе В.В. Воронковой по русскому языку «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл» в сб.№1./ Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 1. – 232 с.
Программа «Развитие орфографической зоркости у учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии» детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения по данной теме средствами русского языка в соответствии с целями изучения данного предмета, которые определены федеральной программой для специальных коррекционных школ 8 вида.
Структура документа
Программа педагогического поиска представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: паспорт программы, пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Пояснительная записка
Формирование у школьников прочных орфографических навыков –одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотность письма обеспечивает точность выражения мысли, взаимопонимание людей в письменном общении.
От того насколько полно будут сформированы навыки правописания зависит его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Цель данной программы: обобщить и систематизировать орфографический материал, предоставить модель методического обеспечения для успешной орфографической деятельности учащихся.
Задачи:
- Создать систему работы с учащимися по формированию грамматического строя речи.
- Подобрать программно-методическое обеспечение по темам и по классам.
- Разработать контрольно-измерительный материал по оценке уровня усвоения грамматического строя речи учащихся.
- Внедрить развивающие технологии в коррекционный процесс.
Программа «Развитие орфографической зоркости у учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии» рассчитана на годы обучения с 5 по 9 классы и реализуется на уроках в процессе
- организованного обучения (фронтальные и индивидуальные задания);
- индивидуальной работы;
- повторения изученного на основе домашних заданий.
Ожидаемый результат:
В 5 классе продолжать формирование орфографических навыков.
Задачи:
- Развивать фонематический слух;
- Формировать понятие орфограмма и ее опознавательные признаки, проверяемое и проверочное слово;
- Развивать орфографическую зоркость.
В 5 классе ученик должен: понимать слово «орфограмма». Понимать, что орфограмма обозначает наличие в слове опасности для пишущего.
Уметь определять ударный слог, находить орфограммы по их опознавательным признакам, объяснять значения слов, находить и исправлять ошибки.
В 6 классе:
Задачи:
- Углублять понятие «орфограмма» и ее опознавательных признаков;
- Усвоение орфографических правил написания безударных гласных, парных звонких согласных, непроизносимых согласных в корне, раздельного написания предлога, употребление разделительных ь и ъ знаков (согласно программы по русскому языку 6 класса).
В 6 классе ученик должен: обнаруживать орфограммы и определять их тип при комментировании, проговаривании, списывании, в зрительном, выборочном, предупредительном диктантах. Графически выделять орфограммы и способы их проверки; различать формо- и словообразование; ориентироваться в структуре родственных слов, подбирать однокоренные слова; различать проверяемые и проверочные слова; обнаруживать пары слов, находящиеся в отношениях словообразовательной мотивации
В 7, 8 классах:
Задачи:
- Продолжать углублять понятия «орфограмма и ее опознавательных признаков»;
- Усвоение орфографического правописания безударных гласных в различных позициях (согласно программам по русскому языку 7,8 классов).
- Усвоения правописания безударных окончаний существительных, прилагательных.
В 7,8 классах ученики должны: знать способы проверки орфограмм в различных позициях, уметь классифицировать слова с орфограммами, составлять цепочку словообразования (учить - учитель - учительская).
В 9 классе ученики должны: уметь применять способы проверки в текущих и контрольных работах. Владеть и применять правила на практическом уровне.
Программно-методическое обеспечение
Основная программа | Дополнительные программы | Методические пособия |
В.В. Воронкова «Рсский язык» Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: в сб. №1. Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 1. – 232 с. | Т.Б.Филичева Т.В.Туманова «Дети с ОНР. Воспитание и обучение» |
«Учимся говорить правильно».
«Методика обучения орфографии в школе».
«Русский язык в начальной школе».
«Русский язык. Активные формы и методы обучения».
«Словарные диктанты».
«ОБ орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе».
Развивающие технологии: Е.А.Алифанова, Н.Е.Егорова «Фразовый конструктор»; И.С. Кривовяз «Играем с глаголами»; С.Н.Сазонова «Графический конструктор» |
Программа базируется на следующих принципах:
- Принцип комплексного подхода
К организации коррекционно-педагогического процесса необходимо подходить в комплексе: развивать речь устную и письменную, ее коммуникативные функции.
- Принцип систематичности и последовательности
Данный принцип опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся во взаимодействии. Процесс развития и коррекции речи предполагает воздействие на все компоненты речевой функциональной системы..
- Принцип сотрудничества
Учителя с дефектологом, учителя с ребёнком. К сожалению, в условиях школы- интерната невозможно постоянное сотрудничество с родителями, а только выполнение некоторых заданий во время каникул.
- Принцип развития
Предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка. Организация коррекционно-развивающего воздействия осуществляется с учётом уровня развития ВПФ каждого ребенка.
Характеристика орфографической деятельности
Класс | Цели и задачи Орфографической деятельности | Содержание орфографической деятельности | Организация орфографичской деятельности |
5 | Цель: формирование орфографических навыков. Задачи:
| Понятие: «орфограмма» - наличие в слове опасности для пишущего, опознавательных признаков орфограмм, правил написания предложения. Умение определять ударный слог, находить орфограммы по их опознавательным признакам, объяснять значения слов, находить и исправлять ошибки | Орфографические задания, словообразовательные упражнения, дидактические игры, памятка для работы над ошибками. |
6 | Задачи:
| Усвоение опознавательных признаков изученных орфограмм, способов проверки орфограмм в корне. Умение: Обнаруживать орфограммы и определять их тип при комментировании, проговаривании, списывании, в зрительном , выборочном , предупредительном диктанте; - графически выделять орфограммы и способы их проверки различать формо- и словообразование; - ориентироваться в структуре родственных слов, подбирать однокоренные слова, различать проверяемые и проверочные слова; - обнаруживать пары слов, находящиеся в отношениях словообразовательной мотивации. | Моделирование орфографических правил и способов проверки. Составление словаря приставок и суффиксов. Упражнения с гнездом однокоренных слов. Ведение тетради-справочника. Дидактические игры «Словообразовательное дерево», «Что лишнее и почему?». Применение сигнальных карточек, карточек-орфограмм. |
7,8 | Задачи:
| Усвоение: Опознавательных признаков изученных орфограмм, способов проверки в различных позициях. Умение: -обнаружить орфограммы и и определить их тип при зрительном и слуховом восприятии; - графически выделять орфограммы и способы их проверки в текущих и контрольных работах; - подбирать слово на указанную орфограмму; - классифицировать слова с орфограммой; - дополнительный разбор по составу с указанием, от какого слова и при помощи чего образовано данное; - объяснять значение словопроизводных слов через словообразовательные связи; - составлять цепочку последовательного словообразования (учить - учитель - учительская) | Моделирование орфографических правил и способов проверки орфограмм в окончаниях. Дидактические игры «Орфографическое домино». Подбор загадок, пословиц, поговорок. |
Структура реализации программы
Переработка II. Координация деятельности
программного содержания учителя, логопеда,
( одно занятие – одна тема) дефектолога, воспитателя
III. Изменение содержания занятия
(разнообразить содержание занятий
посредством использования развивающих
технологий и моделей)
Переработка программного содержания заключается в том, что для изучения на уроке берётся одна из грамматических тем и прорабатывается в течение всего урока. Выбирается она в соответствии с программным материалом и требованиями. При планировании сознательно не указывается словарная тема. Таким образом, не ограничивается активный и пассивный словарь, на базе которых формируется та или иная орфографическая задача. Это позволяет расширить познавательные рамки урока, а также сосредоточить внимание учеников на изучаемой орфографической теме. В дидактических играх, используемых на уроках по формированию орфографической зоркости, обучающая задача для ученика ставится с учётом уровня усвоения им программы.
Ребёнку с проблемами в интеллектуальном развитии, имеющего в своем анамнезе логопедический диагноз ОНР, необходимо регулярное повторение изученного материала. Для этого необходимо скоординировать деятельность учителя, учителя-логопеда, дефектолога, воспитателей (в условиях школы-интерната)
Система взаимодействия представляется такой:
- Учитель на уроке обучает.
- Учитель-логопед – развивает фонематический слух, обучает приёмам согласования слов, нормам словоизменения и словообразования.
- Дефектолог на индивидуальных занятиях помогает ученику при помощи дополнительных тренировочных упражнений усвоить тему.
- Воспитатель – повторяет и закрепляет полученные навыки в дидактических играх и упражнениях, в ходе контроля выполнения домашних заданий на самоподготовках, используя тетрадь взаимосвязи.
Координация деятельности специалистов школы-интерната.
Ни одна из грамматических категорий, ни одно правило не может войти в самостоятельную письменную или устную речь ребёнка с проблемами в интеллектуальном развитии без многократного сознательного использования их в различных типах предложений, ситуациях. Использование коррекционно-развивающих технологий позволит ученикам на практическом уровне овладеть грамматическими правилами, а в конечном итоге грамматическим строем речи. И это будет достигаться не механическим повторением, а вследствие а вследствие закрепляющих упражнений и самостоятельного построения различных вариантов словосочетаний и предложений. Использование демонстрационного и индивидуального материала (картинок, презентаций, символов, схем, моделей) позволит обеспечить:
- высокую активность детей,
- контроль за усвоением знаний, умений и навыков,
- более экономное использование учебного времени.
1.6. Этапы развития программы
5 класс | |
| Сентябрь, октябрь |
| |
| Октябрь Октябрь Октябрь - май Май |
7,8 классы | |
| Сентябрь Сентябрь Октябрь В течение года Май |
9 класс | |
| Сентябрь В течение года В течение года Май май |
Контрольно-измерительный материал
Параметры:
5 класс
- Проверка усвоения орфограмм на примерах (с использованием памяток).
6 класс
- Проверка умения применять правила в упражнениях.
7-8 класс
- Проверка навыков владения орфограммами на основе решения орфографических задач.
9 класс
- Самостоятельная работа в выполнении упражнений.