Доклады
доклады и выступления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnaya_aktivnost.docx | 95 КБ |
poznavatelnaya_aktivnost.pptx | 92.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд №1.
Основные условия, способствующие активации познавательной деятельности учащихся с нарушенииями интеллекта, на уроках русского языка и чтения.
Слайд№2. «Зажгутся глаза слушающего
о глаза говорящего».
/Цицерон/
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования и воспитания в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.
Коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами образования является основной функцией специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эффективность исправления недостатков развития зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса в школе и от применения специфических приемов обучения.
Слайд №3.
Одной из проблем, волнующих учителя, является вопрос: как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, сформировать потребность в самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка.
Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Цель учителя - постараться сделать так, чтобы поддержать в своих учениках любознательность и познавательный интерес. Требования, предъявляемые к современной школе, обусловили необходимость пересмотра целей, содержания и технологий обучения.
До недавнего времени было принято считать, что обучение – это передача учащимся готовых знаний и усвоение определённых умений, навыков. Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики.
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Но как не прискорбно сказать, всё чаще замечаешь: дети не хотят учиться, отсюда и слабая речевая деятельность. В чём же причины этого нежелания? И таковых, на мой взгляд, немало. Это и неумение преодолевать трудности познавательной деятельности, и отвлекающие факторы полнокровной детской жизни, однообразие и монотонность учебного процесса. Хотя причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить. Например, такую, как увлечение компьютерными играми, которые , кроме того, что влияют на психику ребенка, лишают его общения со сверстниками, активного образа жизни.
Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.
Отсюда вытекает противоречие:
- Между преобладанием в системе образования традиционных форм обучения и ориентированностью современной школы на внедрение деятельностного подхода.
Слайд №4.
Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем. Степень активности школьников является реакцией, методы и приёмы работы являются показателем педагогического мастерства.
Слайд №5.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. (В.А. Сухомлинский)
Таким образом, современное состояние обучения школьников диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное - средств и методов, в том числе – средств и методов обучения в рамках школы.
Слайд № 6.
Слайд №7.
Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.
В.А.Сухомлинский
Слайд №8.
Решение проблемы видится в формировании учебной мотивации на основе познавательного интересачерез следующие формы работы:
Слайд № 9-10
1.Создание «ситуации на успех» - (эмоционально-психологический настрой).
2. Проблемный метод обучения.
3. Упражнения поискового характера.
4. Дидактические игры.
5. Проектная деятельность.
6. Использование компьютерных
технологий.
7. Нетрадиционные формы
обучения.
8. Участие во всероссийских
олимпиадах.
9. Развитие творческих
способностей.
10. Внеклассная работа.
Основной целью обучения является: выявление и создание условий для развития учащихся (овладение знаниями, культурой речи, навыками, умениями, развитие мыслительных и творческих способностей, познавательной мотивации) через внедрение в педагогическую практику технологии проблемного обучения (его элементов.)
Наиболее полно сущность проблемного обучения, его процессуальную сторону и дидактический статус охарактеризовал В.П. Кудрявцев: ”… это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций”.
Поскольку я работаю в коррекционной общеобразовательной школе VIII вида, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний и повышению речевой культуры.
Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я считаю, что учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Поэтому в своей работе я сделала акцент на развитие мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения через использование нетрадиционных форм, приемов и методов на уроках письма и чтения.
В своей работе я использую следующие приёмы обучения на разных этапах урока.
- Ситуация успеха.
Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка. Важен и такой стимул, как оценка. При её выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет выставить адекватную оценку даже слабому учащемуся. Иногда для создания ситуации успеха могу незначительно завысить оценку, но только в том случае, если уверена в поддержке и понимании ситуации в классе.
В начале урока создаю «ситуацию на успех». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой, поэтому в начале урока я использую психологический и организационный настрой, который часто придумываю самостоятельно исходя из темы урока, тщательно подбираю занимательный материал, соответствующий тематике урока:
- загадки:
Пример: Черные, кривые. Встанут в ряд - Заговорят. В теме «Алфавит»(5 класс).
- пословицы: Пословицы, это вообще богатый материал к каждой теме и русского языка и чтения.
Часто практикую такие игры: «Восстанови пословицы» (части которых соединены неверно), «Заново расставь знаки препинания» и другие.
Пример: Азбука – к мудрости ступенька.
Привлечение пословиц и поговорок обогащает учебный процесс. Благодаря умело включенным в канву урока пословицам описываемые явления и события представляются наглядно-образно, кроме того, углубляется восприятие изучаемого материала, повышается интерес к прочитанному. Яркие по форме, лаконичные, они легко запоминаются, способствуют усвоению содержания.
Использование пословиц целесообразно, если их содержание связано с конкретными событиями, если они доступны учащимся, расширяют кругозор. Дети сделали для себя открытие, что пословицы и поговорки удачно применимы не только на уроках чтения, но и на других уроках.
Методика использования пословиц и поговорок может быть разнообразной. Некоторые применяются для иллюстрации явлений, событий (“Много снега – много хлеба”, “От грома и в воде не уйдешь”), другие – с целью объяснить их смысл (“При солнышке тепло, при матери – добро”), в третьих – надо соотнести житейский смысл и подмеченную закономерность (“В сентябре одна ягода, да и та – горькая рябина”). По тематике пословиц и поговорок в своей рабочей тетради ребята с удовольствием делают зарисовки-иллюстрации [2].
- стихи:
Пример: Слова, как деревья ветвисты.
Возьми хоть бы слово любовь.
Войди в этот мир многолистый
И в музыку вслушайся вновь
Любовь моя, Любонька, Люба
Любляна, Любань, Люблино….. Тема («Состав слова» 6 класс)
- притчи, басни о разных частях речи
Пример:
Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многих детенышей, маленьких предметов, названий профессий….
2. Проблемный метод обучения.
Курс русского языка в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний из орфографии, морфологии и синтаксиса. Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать грамматические умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры; но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность.
Чтобы достичь этого необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться.
Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. На своих уроках учу наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь мне приходит проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся и будет постоянным активизирующим фактором.
Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание», ненавязчиво я корректирую их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.
Проблемная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от них приложения сверхусилий, ставя перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению. Например, готовя карточки для урока русского языка, я делаю три варианта заданий, рассчитанные на сильного, среднего и слабого ученика.
Часто на уроках письма и чтения для активизации познавательной деятельности учащихся создаю проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения, которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Вслед за проблемной ситуацией, создающей психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний, учащиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение. Например, даю школьникам предложения с союзами, соединяющими однородные члены и части сложного предложения, предлагаю выявить сходство и различие. Или: учащимся предлагаю набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении.
Пример: Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Назначаю 2 экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу трое учащихся.)
3. Упражнения поискового характера.
Прием «Ключевые слова»
Этот прием использую на стадии рефлексии. Определяю ключевые слова, связанные с темой урока. Записываю их на доске, затем ученики по ним составляют предложения или небольшой рассказ.
Пример: 9 класс М.Горький «Песня о Соколе»
Горы, Уж, ущелье, свернулся, Сокол, разбитая грудь.
Прием «Восстановление текста»
- Учащимся дается текст с пропущенными словами.
- Учащимся дается текст с рядом слов в скобках, необходимо выбрать нужное слово.
- Учащимся дается текст, который разделен по вертикали пополам и сдвинуты строки (прочитать текст и определить есть ли несоответствия).
4. Дидактические игры.
Проведение с детьми дидактических игр и упражнений являются эффективным инструментом развития внимания, памяти, мышления и т.д. у детей с нарушенным интеллектом. Дидактическая игра и упражнения , помогают умственно отсталому школьнику в развитии его способностей.
Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания.
а) Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.
Пример:
Иглабдниткауцнаперстокджножницыгш
Свеклашщперецждкартофельэыморковьгн
б)Развитие умения анализировать написанные слова, "видеть" буквы в них, а в результате сформировать внимательность, является игра, в основе своей имеющая тест "корректурная проба». Для нее берутся старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 2 минут детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы «а» или любая другая буква. Затем взаимопроверка. Получает жетончик тот, кто не допустил ошибки и нашел ошибку у другого.
в) Следующий этап - одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать. Например, «е» вычеркиваем, а букву «м» подчеркиваем.
• Упражнения, направленные на способность установления связи между элементами материала (низкий уровень развития памяти)
Вы даете детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчит запоминание; а потом придумать рассказ, которая свела бы их вместе.
Например:
Лиза , уборка, пылесос, девочки, прогулка.
• Упражнение «Пол, нос, потолок»
Эта игра является хорошей активизацией и проверкой внимательности.
Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если вы ее коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают вместе с вами, а называть будете вы. Ваша цель - запутать ребят. Скажите «Нос», а покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.
Упражнение «Три слова.»
Цели:
развитие вербального мышления, его скорости, гибкости;
развитие способности оперировать образами и понятиями.
Берутся наугад три слова из темы урока. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами.
1 вариант: картофель, соль, тарелка.
2 вариант: нитка, тесьма, фартук.
Игру можно усложнить, если предложения будут составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный рассказ
• Упражнение «Поиск нового.»
Цели:
развитие вербального интеллекта;
развитие способности к анализу, конкретизации, установлению сходства.
Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков Стандартные ответы заключаются в себе указание на внешние характеристики. Вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существующих признаков.
Например: тарелка, половник.
• Упражнение. Способы применения предмета.
Цели:
развитие вербального и абстрактно-логического мышления; формирование способности к мысленному анализу и синтезу.
Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше
способов его применения. Причем, можно называть способы, взятые из
реальной жизни и способы придуманные.
Например: помидор.
Помидор: салат, борщ, крашение к блюду, фаршированный помидор, маска
для лица ит.д.
• Коррекция низкого уровня развития восприятия и ориентировки в пространстве.
Задание детям: перед вами отдельные детали предмета, вы должны соединить их так, чтобы получился заданный предмет (наподобие мозаики)
• Упражнение. Ситуация.
Цели:
развитие вербального интеллекта;
развитие способности к вербальному анализу , умению осуществлять
доказательство.
Задается определенная ситуация, участники игры должны придумать причины ее возникновения, а также развить ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия.
Например :Вернувшись из магазина, ты обнаружил, что идет дым из квартиры...
• Игра - Отгадай-ка!
Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи Цель: тренировать внимание, речь, память.
Ход игры: Задание состоит в том, что ребенка просят по памяти описать какой-либо изучаемых предметов так, чтобы товарищи угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его.
• Моделирование реальных ситуаций. С помощью упражнений формируются двигательные приемы, без владения которыми невозможно правильное выполнение различных работ.
Например : покупка товаров магазине.
игры: «Третий лишний», « Цепочка», «За стол сядут, только те, у кого имя начинается на букву…» , « Определить тему урока, зашифрованную на доске».
Пример: АПРВЫСОСТАВДЛОСЛОВАРО
На уроках письма и чтения я применяю чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на воспитание и сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и воспитывает в них желание овладевать знаниями.
5. Проектная деятельность.
Следующим этапом работы над активизацией познавательной деятельности стала организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Проект – это исследовательская задача, представленная учащимися в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой связано с самостоятельным преобразованием какого-либо предмета. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения данной проблемы и применять их на практике, способствует развитию творческого потенциала.
Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоение действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.
6. Использование различных педтехнологий.
Развитию и активизации учебно-познавательной активности обучающихся специальных коррекционных классов способствуют четкое планирование структуры урока, следующие, применяемые мною на уроках, технологии:
1) технология проблемного обучения,
2) ИКТ,
3) игровая технология,
4) здоровьесберегающая технология,
5) адаптивная технология,
6) личностно-ориентированная технология.
7. Компьютерные технологии на уроках приводят к повышению уровня мотивации учащихся, что является гарантом формирования познавательной активности, необходимым условием для развития мышления и получения знаний для успешной деятельности личности.
Использование мультимедиа целесообразно на любом этапе урока.
8. Нетрадиционные формы уроков:
Несмотря на то, что знание родного языка даётся ребёнку с детства, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Главная задача обучения русскому языку – развивать школьника как личность, умеющую полноценно владеть устной и письменной речью, ведь « с русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком». ( К. Паустовский). Поэтому с первых уроков стараюсь воспитывать у детей интерес и прививать любовь к русскому языку.
На помощь учителю приходят нетрадиционные формы уроков:
1)урок-соревнование;
2) урок – игра;
3) урок – викторина;
4) урок – конкурс;
5) урок творчества;
6) урок–путешествия;
7) интегрированный урок; (Бинарный урок)
8) урок–творческий отчет;
9) уроки взаимообучения;
10) урок- зачёт;
11) урок открытых мыслей;
12) урок- турнир;
13) аукцион знаний;
14) урок фантазирования;
15) урок творчества;
16) урок - сказка;
17) волшебный конверт;
18) урок-эврика.
Провожу различные формы уроков: урок - путешествие, урок-сказка, урок - экскурсия. Особенно такие уроки уместны при повторении и обобщении изученного материала, а цель их – привитие интереса к учёбе в целом и к урокам русского языка в частности.
Для оживления интереса учащихся ввожу в традиционный урок элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад, третий лишний. Особенно актуальны эти виды работы при изучении тем: «Фонетика», «Словообразование», «Морфология». Однако иногда они бывают, полезны и для выработки у школьников орфографической зоркости, навыка правописания. Для организации такой работы чаще всего использую объединение в группы и команды, так как общеизвестно стремление подростков к общению, страх перед изоляцией. В результате совместных усилий учебные достижения заметно улучшаются.
При изучение новой темы на уроках использую опорные схемы. На уроках чтения, как показала практика, для пересказа биографии автора эффективным является заготовленный заранее мной план. Это вызывает интерес у детей, активизирует их внимание, помогает запоминать сложный материал. При проверке теоретического материала и выполнении различных упражнений использую взаимоконтроль и самоконтроль. Это воспитывает в них чувство ответственности и справедливости, активизирует познавательную деятельность школьников и формирует умение работать в малых группах.
Итог урока также провожу в нестандартной форме:
Пример: с каким настроением шел на урок? Какое сейчас? Отметь. Было ли тебе трудно-отметь.
Конечно, весь учебный процесс переводить на "нетрадиционные рельсы" не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивацию к учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся.
9. Участие во всероссийских олимпиадах.
В последнее время очень актуальной стала такая работа, как участие во всероссийских олимпиадах. Отмечаю, что ребята с интересом берутся за эту работу. Конечно, не все. Уже выполняли работу Хохлянкина Н., Сорокина Ю., Тусаева Елена. Но это только начало. И пусть некоторые вопросы недоступны нашим ребятам. Но при помощи интернета задача выполнима. И это тоже путь к повышению познавательного интереса.
10. Развитие творческих способностей.
Осознав, что интерес рождает стремление к познанию, я пересмотрела свои подходы к организации учебной деятельности на уроках литературного чтения, разнообразив их занимательным и “затруднительным” материалом, а в дальнейшем, привлечением самих учащихся к подбору материалов для урока: загадки, ребусы, кроссворды, этнография слов, головоломки, самостоятельные произведения, которые получили название “проба пера”.
На бинарных уроках все это увидели.
Создание альбомов «Времена года».
Написание сочинений с зарисовками.
Основные приёмы развития творческих способностей:
- Использование самостоятельной деятельности учащихся на нестандартных уроках;
- Использование раздаточного материала (лото, перфокарты, тесты и т.д.).
- Составление и разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов;
- Выполнение творческих домашних заданий;
- Применение элементов проектной деятельности.
11. Внеклассное чтение и внеклассная работа.
Курс чтения должен играть исключительно большую роль в становлении личности школьника, его образовании, развитии. К огромному сожалению, сегодня львиную долю информации дети получают в “готовом” виде из другого источника – телевидения. Ребенок становится пассивным наблюдателем того, что происходит на экране. Многие компьютерные игры завлекают больше, чем литературное произведение, обогащенное эмоциями, “красками” авторского слова, построением сюжета, ролью действующих героев. При этом замечу, что К.Д. Ушинский предпочитал название “основательное чтение”, а А.В. Луначарский – “учебное чтение” для определения значимости данного предмета [4].
Требования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить главную мысль, “необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития” (Л.А. Музыка) [3].
Как важно, чтобы читательский “круг” не ограничивался только теми текстами, которые предлагаются в учебнике, чтобы ребенок самостоятельно, без принуждения стремился к познанию нового через знакомство с книгой. “Творческим чтением движет любознательность” (Л.А. Музыка) [3].
Какова же при этом роль учителя? Как добиться, чтобы дети любили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению постоянно возрастал?
“Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным” (Л.А. Музыка) [3].
Я с огромным удовлетворением отметила рост читательской активности моих учеников, стремление читать правильно, выразительно. Соответственно, возросла и быстрота чтения. Дети любят уроки литературного чтения, ведут поиск произведений авторов, изучаемых на уроках, но не входящих в программный материал, делятся друг с другом впечатлениями о прочитанном.
Очень любят ребята такой вид деятельности на уроке как “5 минут речевого этикета”, где обязательным составляющим компонентом является анализ и решение коммуникативных и ситуативных задач, обогащение активного словаря учащихся формулами речевого этикета, обучение развертыванию сложившихся речевых формул, их правильному употреблению через
Подготовка чтецов к праздникам. Это как-то невольно стало моей обязанностью. Если сравнить, как читали ребята раньше, то можно отметить заметный сдвиг. Дети стали читать слова правильно, не спеша и даже стараются передать эмоции, заложенные поэтами в стихи. ТО есть с пониманием смысла. Большая работа уделяется интонационным средствам выразительности устной речи, к которым относятся громкость и темп, жесты и мимика. Названные “средства выразительности чтения и рассказывания определяются главным образом содержанием и основной мыслью речевого произведения, авторскими оценками и акцентами, настроением говорящего” (А.И. Шпунтов) [1]. Умелому использованию интонационно-звуковых и неязыковых средств выразительности нужно учить, систематически используя их на межпредметном уровне. Что “позволяет осознать детям зависимость выбора тех или иных средств выразительности от содержания и основной мысли высказывания, способствует формированию умения самостоятельно подбирать подходящие к данному высказыванию тон, громкость, темп, выразительность” (А.И. Шпунтов) [1].
Данная работа успешно применяется мной на уроках литературного чтения и развития речи через форму “живого спектакля”, где актеры – дети.
Уроки чтения – особые уроки. Здесь дети незаметно для себя впитывают важные в нравственном отношении вещи: трудолюбие, уважение к другим, любовь ко всему земному. А многообразная работа по привитию учащимся навыков активного чтения не проходит бесследно, это отражается на их эмоциональном восприятии окружающего мира, логике рассуждений, общем умственном развитии [5].
12. Просмотр фильмов усиливает интерес учащихся.
Готовясь к каждому уроку, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы каждый ученик активно, творчески мыслил в течение всего урока, чтобы дети могли открывать для себя что-то новое, ранее незамеченное, акцентировали свое внимание на главном, важном, добиваясь этого через творчество и интерес. Это является хорошим средством достижения сознательного чтения, приобщения к великой культуре русской литературы.
Что же я, как учитель, должна делать на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы познавательная активность детей стала фактором успешной учёбы каждого ребёнка?! Что можно и нужно сделать, чтобы ученики с большим желанием приходили в школу? Как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни?
Одно из важнейших факторов развития интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем как приступить к изучению какой - либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского - «первая искра, зажигающая факел любознательности».
ВЫВОДЫ:
Настоящий анализ работы по данной проблеме дает определенные позитивные результаты:
- изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и заметен качественный рост личности ученика.
- Количественные результаты работы – это качество знаний учащихся, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности познавательной активности учащихся по русскому языку и чтению.
- Учащиеся, которые занимались у меня, принимали активное участие в предметных неделях по русскому языку, в праздниках, участвовали в сельских мероприятиях.
Формирование познавательной активности учащихся – неотъемлемая часть учебного процесса. Ребята учатся быть более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и аргументировано отстаивают ее. Но мне кажется, самое главное - это то, что у ребенка развиваются его познавательная деятельность и учебная мотивация. А если развиты эти качества, то будет развиваться и мышление. А думающий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Прием «Опора на зрительную наглядность»
- Карточки – помощники для письма под диктовку с усложнением задания (приложение №1)
В классах, которые были и есть у меня за последние 5 лет, были дети, неумеющие писать под диктовку
Для того чтобы эти ученики могли вместе со всеми писать под диктовку, я применяла следующий вид работы, который придумала сама: для каждого диктанта готовила карточки, усложняя объем самостоятельного письма. Ребята писали вместе со всем классом, пользуясь данными карточками.
К концу каждого года обучения у ребят отмечалась положительная динамика.
Образцы карточек, на примере 5 класса:
Карточка №1. Текст в полном объеме, подчеркнуты сложные для написания слова (именно для этого ученика).
В роще.
Осень. Редко светит осеннее солнце. Ребята пошли гулять в рощу. Большие берёзы стали желтеть. Не поют больше чижи, не летают стрижи. Только ежи шуршат в сухой траве. В пруду не резвятся ерши и щуки. Дорожки в аллеях покрылись листвой. Ребята нашего класса остались довольны прогулкой. Домой вернулись поздно.
Карточка №2. Текст с пропущенными буквами на изучаемые орфограммы.
Поздняя осень.
Наступила поз...няя осень. Дует х…лодный ветер. Небо хмурится. Идёт мелкий дож…ь. На улице грязь и лужи. П…ля опустели. Опали последние листья с д…ревьев. Молчаливый лес ждёт з…мы. Начались заморо…ки. Замёрзли луж…цы. Вот замелькали в воздухе белые пуш…стые сн…ж…нки. Звери забрались в норы.
Карточка №3. Текст с пропущенными словами.
Лисёнок.
Ранней ____ дед принёс ____. Он подарил его ____. Лисёнок тихо сидел в ящике. Ему было грустно. _____ дали мяса и молока. Он не ел. Дед вынес _____в сарай. Утром _____ в ящике не было. Ночью _____ мать. Она увела _____ в лес.
Карточка №4. Текст с пропущенными предложениями.
Птичьи гнезда
Большинство птиц строят себе гнёзда. _______________ . Гнёзда хорошо сохраняют тепло. _____________. Самка ____ на яйцах несколько недель. В это время самец должен кормить её. ________. Они разевают клювы и громко пищат. Прибавляется летом работы у родителей!
Карточка №5. В тексте остаются только трудные слова.
Дорога
Глеб ____ _____ _ _____ лошадку. __ _____ __ ___. Узкая дорожка ____ __ ___. ____ _____ лёгкой рысью. Вокруг ____ _____. За полями _____ низкий ______. ______ редкий ____. ____ __ ___ Редькино. ___ ____ избушка. __ ___ ____ Тарас. Огород ______ большой. _____ морковка, репка, ____.
- Таблицы-помощники (схемы-опоры).
Я сделала папку-помощницу (так мы ее называем), в которой собраны следующие таблицы:
- Склонение существительных.
- Склонение прилагательных.
- Склонение местоимений.
- Род имен существительных.
- Род имен прилагательных.
- Спряжение глаголов.
Прием «Опора на графическую наглядность»
- Цифровые диктанты (приложение № 2)
Цель цифрового диктанта заключается в следующем: какое-либо понятие или языковое явление условно обозначается цифрой.
Тема «Имя существительное»
1 – мужской род 2 – женский род 3 – средний род
Дождь, стена, облако, мышеловка, телевизор, директор, этаж, поэма, люстра, полотенце, повидло.
Код проверки: 1, 2,3, 2, 1, 1, 1, 2, 2, 3, 3.
- Графические диктанты.
На время превращаемся в художников-графиков. Цель графического диктанта заключается в следующем: какое-либо понятие или языковое явление условно обозначается линией или геометрической фигурой.
Тема « Род имен прилагательных»
Женский род __ Мужской род / Средний род
Красивая, солнечный, большое, яркая, голубое, зеленый, пушистое, милая.
Код проверки: ___/ __/___
Прием «Верные и неверные утверждения»
Тема «Местоимение»
1.Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной (да, нет)
2. В предложении местоимения бывают только подлежащими (да, нет)
3. В предложении местоимения бывают второстепенными членами и подлежащими (да, нет)
4. Местоимения могут быть 1, 2, 3 лица (да, нет)
Прием «Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по теме. На доске рисунок корзины, в которую условно будет собрано все то, что ученики вместе знают об изученном материале.
Прием «Создание викторины»
При использовании этого приема учащиеся самостоятельно готовят вопросы для викторины или на уроке, или даю домашнее задание.
Прием «Лингвистические угадайки»
- Угадать героя по описанию.
- Угадать героя по принадлежащим ему вещам.
- Третий лишний.
- Загадки-шутки.
Прием «Буквенный диктант»
Применяю часто при изучении новой темы. Тему урока не называю, а даю ученикам задание. Они дают ответы и записывают в тетрадь по чтению только первые буквы слов.
Пример задания при изучении рассказа Тургенева «Муму»
- Урок, на котором считают (Математика)
- Главная работа ученика (Учеба)
- Первое слово, которое произносит ребенок (Мама)
- Книга, по которой занимается ученик. (Учебник)
Развитию познавательной деятельности обучающихся помогают уроки с использованием информационно – коммуникационных технологий (далее ИКТ). Очевидно, что ИКТ – мощный инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.
Таким образом, использование музыки, подобранного иллюстративного материала, моя эмоциональная речь психологически настраивает обучающихся на интересный и познавательный урок. Вместе с тем сокращает время на организацию начала урока
Прием «Взаимоконтроля и самоконтроля»
Много времени на уроках русского языка и чтения отвожу самостоятельной работе учащихся. Одной из причин нарушения навыков письма и чтения является недостаточная сформированность у учащихся самоконтроля.
Одним из эффективных приемов самоконтроля стала взаимопроверка, так как многие учащиеся более внимательно относятся к проверке работ своих товарищей, чем к проверке собственных. Но при этом я обязательно учитываю психологический климат коллектива на данном этапе урока. В 5-6 классах часто использую самопроверку по образцу, ребятам очень нравится этот вид контроля.
Прием «Опора на зачетную и тестовую форму»
На обобщающих уроках и уроках-зачетах провожу тестирование. Использую тесты разных видов, но большим успехом пользуются цветные тесты (это моя собственная задумка). У меня разработаны ряд цветных тестов в электронном и в печатном виде.
Пример цветного теста в печатном виде.
Тест по произведению «Ель».
- Кто автор сказки «Ель»
А.С.Пушкин. Х.К.Андерсен. М.Зощенко
2. Где выросла елочка?
На поляне в лесу в овраге
- О чем мечтала елочка?
Вырасти не расти стать птицей
- Кто рассказал елочке о кораблях?
Аист ласточки синички
- Кто рассказал елочке о празднике в городе?
Воробьи аист заяц
- Где поставили елочку?
В зале в сарае на улице
- Кто наряжал елочку?
Дети зайцы слуги и девушки
- Какую сказку услышала елочка?
«Думпе-Клумпе» «Иведи-Аведи» Клумпе-Думпе»
- Куда отнесли елочку после праздника?
На чердак в лес в сарай
- Кому елочка рассказывала истории?
Зайцам мышатам воробьям
Для ответов у каждого ученика карточка для создания ключа, в которой они закрашивают ответы.
Ключ к тесту.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Затем показываю правильный ключ, ребята сверяют. Проверка происходит очень быстро и мне видно, кто как справился с заданием.
Кроме цветных электронных тестов разработаны тесты с гиперссылкой. Пример теста с гиперссылкой по произведению Х.К.Андерсена «Снежная королева» (приложение Презентация. «Снежная королева»). Пользуюсь и уже готовыми тестами с интернет ресурсов.
Еще одним современным и развивающим средством познавательной активности считаю использование адаптированной технологии. Работать в парах начинаю учить с 5 класса. Обязательное условие для коррекционной школы, при создании пар для работы, учитывать психологическую совместимость учеников, иначе работы не получится. Организация работы в парах дает положительные результаты: раскрепощает мышление ученика, принимаются и по достоинству оцениваются способности к выдвижению интересных идей, самоанализу; развивается способность к сотрудничеству, коммуникативные навыки.
Понимание педагогом особенностей эмоционального отношения учащегося к тем или иным сторонам окружающей действительности является важным условием эффективности коррекционного воздействия.
Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми.
1. Свободное сочинительство - пиши, что хочешь! Рискуя получить упрек в повторении уже сказанного, хочу еще раз обратить внимание на то, что этот вид работы очень важен для развития речи.
2. "Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.
3. "Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.
4. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине.
5. Cценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения-повествования вместо сочинения-описания.
6. Музыкальное сочинение.
- 1-й вариант - опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.
- 2-й вариант - воспроизвести фрагмент из фильма, спектакля (существующего или выдуманного тобой), сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка.
7. Сочинение - продолжение написанного накануне изложения или диктанта.
8. Сочинение - ассоциации по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения.
Вся система коррекционно - педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего ». Цицерон
Проблема: как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе , к знаниям, сформировать потребность в самостоятельном поиске.
Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем. Степень активности школьников является реакцией. методы и приёмы работы являются показателем педагогического мастерства.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. В.А. Сухомлинский
Задачи: 1. Создание ситуации успеха. 2. Развитие мотивации. 3. Развитие творческих способностей.
Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха. В.А.Сухомлинский
Решение проблемы: Формирование учебной мотивации на основе познавательного интереса .
Формы работы: Создание « ситуации на успех » - (эмоционально-психологический настрой). 2. Проблемный метод обучения. 3. Упражнения поискового характера. 4 . Дидактические игры. 5. Проектная деятельность. 6. Использование различных педтехнологий .
7 . Использование компьютерных технологий . 8. Нетрадиционные формы обучения . 9. Участие во всероссийских олимпиадах . 10. Развитие творческих способностей . 11. Внеклассное чтение внеклассная работа.
Методы: объяснительно-иллюстрированного обучения; личностно-ориентированного обучения; коммуникативно-диалоговой деятельности; развивающего обучения; учебно-игровой деятельности; дифференцированного обучения; здоровьесберегающие на уровне отдельных элементов и в системе.
Принципы: Принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала. Принцип индивидуализации.
Главная цель моей работы с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.
Спасибо за внимание!