Областная инновационная площадка по теме: «Разработка и апробация технологии моделирования индивидуальной образовательной траектории педагога начальной школы» (2018-2022 уч.год)
Областная инновационная площадка по теме: «Разработка и апробация технологии моделирования индивидуальной образовательной траектории педагога начальной школы»
Сроки деятельности площадки: 2018-2022 уч.год
Научные руководители площадки:
Бондарева И.И. – доцент кафедры начального образования
ГБОУ ДПО НИРО, канд. психол. наук;
Рунова Т.А. – доцент кафедры начального образования
ГБОУ ДПО НИРО, канд. психол. наук.
Участники инновационной площадки:
МАОУ СШ №5 г. Павлово;
МБОУ СШ № 6 г. Кулебаки;
МБОУ СШ № 9 п. Мулино;
МБОУ СШ № 14 г. Арзамас;
МБОУ СШ № 34, 39 г. Дзержинск
В настоящее время цели образования претерпевают существенную эволюцию в направлении гуманизации педагогического процесса и самой личности обучающегося. Если раньше образование рассматривалось, прежде всего, как процесс овладения учащимися определенными знаниями и умениями, то теперь приоритетными становятся формирование, становление и развитие творческой личности, с учетом сохранения ее позитивных индивидуальных возможностей и способностей, а также адаптации к реальной жизни. В таком контексте повышается роль школы, в которой закладываются предпосылки для формирования творческой личности в процессе обучения и воспитания. Решение этой задачи напрямую зависит от профессионализма педагога. Поэтому необходимо создать условия для его непрерывного профессионального развития, сформировать профессионала, который способен адаптироваться к растущей диверсификации содержания и форм образования, необходимости вырабатывать новые образовательные программы, методы, приемы и способы их реализации.
В настоящее время существенно меняется характер педагогической деятельности учителя начальных классов. Реализуемые в начальной школе образовательные программы требуют от педагогов умения учить детей способам самостоятельного добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Образовательные запросы учащихся неоднородны, расширение спектра образовательных предложений зависит, в том числе, и от высокой мотивации педагогов, так как именно они реализуют принцип максимально расширенного диапазона возможностей для развития личности. Значит, учитель начальных классов должен быть адаптивен и способен обеспечить высокопрофессиональное педагогическое сопровождение школьников.
В системе начального образования наметились проблемы, которые требуется решать уже сегодня. Неготовность некоторых учителей к преподаванию в начальной школе проявляется в недостаточном понимании личностно ориентированных целей образования, неспособности к быстрому многоаспектному анализу образовательных ситуаций и адекватному проектированию необходимых траекторий развития ребенка. Необходимо сориентировать педагога на формирование активной жизненной позиции, на выстраивание индивидуальной траектории профессионального развития, что представляет особую важность в повышении педагогического мастерства учителей начальных классов.
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это инновация в системе непрерывного образования, которая способствует определению перспективы формирования и дальнейшего профессионального роста педагога, направлений, средств, методов и форм повышения квалификации. Индивидуальная образовательная траектория обеспечивает расширение возможностей образовательного пространства, выбор наиболее эффективных и удобных для учителей способов непрерывного образования, роста профессиональной компетентности. Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития помогает учесть индивидуальные потребности и профессионально-личностные запросы педагога, его опыт, уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные особенности.
Цель: разработать и апробировать модель технологии моделирования индивидуальной образовательной траектории педагога начальной школы
Задачи:
- теоретический анализ проблемы технологии моделирования индивидуальной образовательной траектории педагога начальной школы;
- анализ актуального состояния уровня возможностей участников инновационной деятельности при моделировании индивидуальной образовательной траектории;
- разработка технологии моделирования индивидуальной образовательной траектории педагога начальной школы;
- апробация технологии моделирования индивидуальной образовательной траектории педагога начальной школы.
Областной методологический семинар "Индивидуальная образовательная траектория – персональный путь развития профессионализма педагога начальной школы". Тема:
"Сущность и структурные компоненты индивидуальной образовательной траектории педагога начального образования. ИЛИ Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала педагога в образовании":