Методическая работа
Уважаемые коллеги!
На данной странице представлен материал по обобщению и распространению моего педагогического опыта, выступления на РМО, конференциях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Системно – деятельностный подход
при реализации ФГОС ООО
на уроках истории»
Учитель истории
МБОУ СШ г. Горбатов
Степанова М.А.
(слайд 1)
Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования помогает деятельностный метод обучения. На этой методологии основываются стандарты нового поколения для начальной и основной школы. Системно-деятельностный подход, предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.
(Слайд 2)
В основе ФГОС лежит системно – деятельностный подход.
Основной результат системно – деятельностного подхода– это развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие
(Слайд 3)
- Целью системно-деятельностного подхода является
воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Ученик сам
- ставит цели,
- решает задачи,
- отвечает за результаты.
Дети – самостоятельно или с помощью учителя – обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично запоминают.
(Слайд 4)
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
(перечисление принципов, суть на слайдах)
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятелнстных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
(Слайд 5)
При выборе методов изучения учебного материала на уроках необходимо учитывать следующее:
все методы окажутся эффективными только в том случае, если вызовут напряженную мыслительную работу ученика, направленную на решение познавательных и практических задач.
(слайд 6)
Виды учебной деятельности учащихся на уроке в рамках системно-деятельностного подхода, доступные для работы с учащимися 5 класса
(слайд 7)
В своей работе я применяю следующие формы: (на примере 5 класса)
*урок – экскурсия. Например при изучении темы урока «Древнейшие люди». Дети и учитель отправляются на экскурсию в исторический музей, экспозиции которого посвящены жизни первобытных людей. Учащиеся исполняют роли исследователей. В ходе экскурсии ребята получают информацию о том:
-Где жили древнейшие люди?
-На каком материке?
-Когда появились первые люди?
При проведении экскурсии используются следующие средства обучения: учебник, карта, презентация, дополнительный материал.
В конце экскурсии ребята оформляют кластер – обобщённый и графически оформленный материал по теме «Древнейшие люди».
(слайд 8)
*урок – путешествие. Такая форма работы применяется при обобщении знаний по теме «Древний Рим». Учащиеся, поделившись на две команды, имея при себе маршрутные листы, в которых выставляются баллы за работу отправляются в путешествие по Древнему Риму. Задания в ходе путешествия:
-Понятия и термины (на карточках записаны определения к ним необходимо подобрать термины)
-Знаешь ли ты даты?
-Крылатые выражения (необходимо определить кому они принадлежат и по какому поводу произнесены).
-Узнай личность (по характеристикам определить историческую личность).
В конце путешествия команды сдают маршрутные листы.
(слайд 9)
* дискуссия ( задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями); При изучении темы «Древнейшие люди» учащиеся выдвигают версии что предки похожи на обезьян, а кто-то считает что они отличаются от животных. Ребята участвуют в групповой дискуссии по данной проблеме. Делятся друг с другом знаниями, соображениями, доводами.
(слайд 10)
*групповая работа. Такая форма может использоваться при изучении новой темы. Например «Рабство в Древнем Риме». Учащиеся делятся на три группы. Работая с учебником и дополнительным материалом каждая группа отвечает на вопрос:
-Источники рабства (Каковы источники рабства?)
-Использование труда рабов в Риме (Где применялся труд рабов? Как содержались рабы? Какое было к ним отношение? Как трудились рабы в доме богатых римлян? За что наказывали рабов? Почему работа на рудниках считалась самой тяжёлой?)
-Гладиаторы – рабы (Почему в Риме возникли гладиаторские бои? Какие качества воспитывали гладиаторские игры в детях?)
Итогом групповой работы может стать газета, творческие работы, «Древо познания», на котором на ветках отражены изучаемые вопросы темы, а на листочках прикреплённых к данной ветке содержится материал, полученный в ходе работы.
(слайд 11)
*игровая деятельность. Использую игры для обобщения и систематизации знаний. Вот какие игры можно использовать при обобщении темы «Древний Египет «Что? Где? Когда?», игра «Да-нет», игра «Снежный ком», игра «Кубик Блума» (на гранях кубика написаны начала вопросов: когда, что, почему, для чего, чем…)
При обобщении знаний по теме «Древняя Греция» использую задания в игровой форме:
-«Понятийная разминка» - ребята называют изученные понятия и термины
-«Историческая путаницы» - ребята ищут в историческом тексте ошибки и исправляют их.
-«Экскурсия в музей» - ребята в роли гидов рассказывают об экспонатах.
-«Воображаемое путешествие» - ребята проводят экскурсию в город Афины.
(слайд 12)
*Ролевые игры (когда дети примеряют на себя роль исторических личностей, разыгрывают сцены из жизни древних людей, трагедии и комедии, мифы и легенды). При изучении темы «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» можно использовать такую форму. Ребята разыгрывают сцену «Заседание суда в Вавилоне». В ходе сцены учащиеся разбирают жалобы бедняка, купца, раба, земледельца. Тем самым проверяется, насколько хорошо усвоили дети суть законов.
Изучая тему «В афинском театре» ребята ставят трагедию Софокла «Антигона» и комедию Аристофана «Птицы»
(слайд 13)
Работа с таблицами
*составление хронологических таблиц по схеме
дата | событие | значение/итоги |
Изучая тему «Персидская держава «царя царей» учащиеся самостоятельно составляют таблицу «Завоевания персов».
При изучении «Индийские касты» учащиеся также самостоятельно при помощи учебника заполняют таблицу:
Название касты | Цвет касты | Основные занятия |
Сравнительные таблицы можно использовать при изучении Древней Спарты
Линия сравнения | Афины | Спарта |
Основные занятия | ||
Использование труда рабов | ||
Достижения |
(Местоположение и природные условия Рима и Греции) по линиям сравнения: местоположение, рельеф, климат, горы, моря и т.д.
В форме таблицы можно провести сравнение греческой и македонской армии
Греческая армия | Македонская армия |
(слайд 14)
Многие образовательные учреждения района перешли в этом году на новые учебники издательства «Вентана – Граф». Представленные в учебнике 5 класса рубрики «Изучаем источник», «В мастерской историка», а также задания «Проверь себя», «Сравнивай, анализируй, обобщай» предполагают развитие мыслительной и творческой деятельности пятиклассника.
В мастерской историка учащимся предлагается выполнить творческое задание по определённой теме, используя памятки, которые находятся на форзаце учебника.
При изучении исторического источника учащимся необходимо ответить на проблемные вопросы.
«Проверь себя», «Сравнивай, анализируй, обобщай» это задания и вопросы, которые находятся в конце каждого параграфа.
Также в учебнике есть задания: составление рассказа от имени одного из участников или свидетелей; составление рассказа о сражении по карте; описание вещественных исторических источников; описание расположения государства (города) по карте; описание иллюстрации по планам или памяткам, которые всё также расположены на форзаце учебника.
Используемые методы обучения помогают осуществить деятельностное отношение ученика к изучаемому материалу, выполняемой учебной задаче.
Таким образом, система формирования разнообразных умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся в процессе изучения истории направлена на реализацию важнейшего требования модернизации школьного образования – перехода к развивающей модели обучения, к деятельностным формам организации учебного процесса.
(Слайд 15)
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения (методики) Ради чего учить? ценности образования (цель) Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Структурная «единица» учебной деятельности : ее полный замкнутый цикл: дети – самостоятельно или с помощью учителя –обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают.
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельнстных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Принципы при реализации системно – деятельностного подхода
Методы изучения учебного материала Все методы окажутся эффективными только в том случае, если вызовут напряженную мыслительную работу ученика , направленную на решение познавательных и практических задач. При любом методе работу нужно строить таким образом, чтобы у детей возникали познавательные вопросы, которые требуют самостоятельного осмысления материала, выводов, обобщений и проверки их на практике.
Виды учебной деятельности учащихся на уроках истории в рамках системно – деятельностного подхода (из опыта работы)
Тема: «Древнейшие люди» Экскурсия в исторический музей Учащиеся - исследователи В ходе экскурсии ребята получают информацию о том: -Где жили древнейшие люди? -На каком материке? -Когда появились первые люди? СО: учебник, карта, презентация, дополнительный материал. Итог: кластер – обобщённый и графически оформленный материал по теме «Древнейшие люди». Урок - экскурсия
Тема: «Древний Рим» Путешествие в Древний Рим Задания в ходе путешествия: -Понятия и термины -Знаешь ли ты даты? -Крылатые выражения -Узнай личность Урок - путешествие
Тема: «Древнейшие люди» Дискуссия Две группы - обмен первичной информацией, выявление противоречий, возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями Дискуссия
Тема: «Рабство в Древнем Риме» Работа в группах (3) СО – учебник, дополнительный материал В ходе работы ребята отвечают на вопросы: *1 группа - Источники рабства (Каковы источники рабства?) * 2 группа - Использование труда рабов в Риме (Где применялся труд рабов? Как содержались рабы? Какое было к ним отношение? Как трудились рабы в доме богатых римлян? За что наказывали рабов? Почему работа на рудниках считалась самой тяжёлой?) *3 группа - Гладиаторы – рабы (Почему в Риме возникли гладиаторские бои? Какие качества воспитывали гладиаторские игры в детях?) Итог: газета, творческие работы, «Древо познания» Групповая работа
Тема: «Древний Египет» Обобщение и систематизации знаний Игры: - «Что? Где? Когда?» -«Да-нет» -«Снежный ком» -«Кубик Блума» Тема: «Древняя Греция» Обобщение и систематизации знаний Задания: -«Понятийная разминка» -«Историческая путаницы» -«Экскурсия в музей» -«Воображаемое путешествие» Игровая деятельность
Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» Ролевая игра Сцена - «Заседание суда в Вавилоне» Тема: «В афинском театре»» трагедия Софокла «Антигона» комедия Аристофана «Птицы» Игровая деятельность
Тема: «Персидская держава «царя царей» Хронологическая таблица «Завоевание персов» Тема: «Индийские касты» Тема: «Древняя Спарта», «Древнейший Рим» Сравнительные таблицы Работа с таблицами Дата Событие Значение/итоги Название касты Цвет касты Основные занятия Линия сравнения Афины Спарта Греческая армия Македонская армия
Задания: -«Проверь себя» -«Сравнивай, анализируй, обобщай» Рубрики: -«Изучаем источник» -«В мастерской историка» История. История Древнего мира. 5 класс «Вентана – Граф»
Спасибо за внимание Творческих Вам успехов!
Предварительный просмотр:
Открытый урок
«Крещение Руси – обретение истории»
Учитель истории,
классный руководитель 8 класса
МБОУ СШ г.Горбатов
Степанова М.А.
Тема: «Крещение Руси – обретение истории»
Возраст участников – 7,8 классы
Цель: систематизация и закрепление знаний учащихся о Крещении Руси, жизни и деятельности Великого князя Владимира
Задачи:
-привлечь внимание учащихся к начальным событиям христианизации Руси, к деятельности Великого князя Владимира
-раскрыть историческое значение его цивилизационного выбора для нашего Отечества,
-содействовать формированию у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, уважения к деяниям предков, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карта «Древнерусское государство в IX-XI», слайдовая презентация, ноутбук, проектор.
Ход урока:
1.Организационный момент урока.
Здравствуйте, ребята. Все приготовились? Сегодня на уроке мы отправимся в прошлое нашей страны, далёкие события, которые хранят в себе множество вопросов. И на них мы с вами сегодня постараемся ответить.
2.Изучение темы.
Слово учителя.
В 2015 году отмечается 1000-летие со дня смерти Крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира (ок. 960–1015). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2014 года № 350 «О проведении мероприятий, посвященных памяти святого равноапостольного Великого князя Владимира – Крестителя Руси»
Ребята, сегодня мы будем путешествовать по времени правления Владимира Святославича. Нам предстоит узнать, как Русь стала христианской, определить причины принятия христианства, значение этого события в истории нашего государства. Тема сегодняшнего урока: «Крещение Руси – обретение истории» (Слайд 1).
Нам сегодня очень важно разобраться в тех событиях, и понять тех людей, о которых пойдет речь. А те вопросы, которые оставили нам прошлые поколения, будут время от времени появляться на свитке. И я надеюсь, что вы найдете ответ на каждый из них.
(Слайд 3)
- Правления Владимира Святославича.
Итак, мы отправляемся в 10 век, во времена Владимира Святославовича.
И уже первые вопросы из свитка:
- Укажите годы правления В.С?
-Сразу ли после смерти отца Святослава Владимир стал киевским князем?
-Что вы знаете о внешней политике Владимира?
Участвуя в военных походах, усмиряя соседние племена, В. пришел к выводу, что удержать их под своей властью, опираясь только на военную силу, нецелесообразно. Нужна другая сила, способная влиять на умы, сознание людей. И такую силу В. С. видел в религии.
- Какая религия была у славян на начало княжения В.?
Итак, Владимир решил провести языческую реформу. Об этой реформе вам расскажет исторический источник.
-Какая летопись дает нам основные сведения тех времен?
Обратимся к отрывку № 1 летописи.
А свиток уже приготовил вам вопросы.
-В чем заключалась языческая реформа Владимира?
-Какую цель преследовал князь, проводя ее?
- Была ли эта цель достигнута?
Племена не приняли языческий пантеон, установленный Владимиром. У каждого племени был свой главный языческий бог и менять его на киевского Перуна они не желали. Но отказываться от мысли, что религия – это великая сила, объединяющая племена, Владимир не стал. Он пришел к выводу, что нужна религия, основанная на единобожии.
-Какие вы знаете религии, основанные на единобожии?
- Какие государства исповедовали эти религии?
-Какая из них была хорошо известна на Руси?
Итак, Владимир оказался в ситуации выбора веры. Как он выбирал религию, вы узнаете сейчас из видеофильма «Князь Владимир и крещение Руси»
- Что вы узнали из этого фильма?
- Какой был выбор князя?
Владимир склонялся в пользу православия, но окончательно решение принято не было. Судьба сама подтолкнула В.С. к окончательному решению. В 987 году в Византии вспыхнуло восстание. И византийский император Василий обратился за помощью к Владимиру, чтобы тот помог ему навести порядок в столице. Владимир потребовал за свою помощь выдать за него сестру императора Анну. Для Византии это было оскорбительно. Языческая Русь, дикая хотела породниться с великой христианской империей. Когда порядок в Константинополе был установлен, Василий пожалел Анну и спрятал ее. Тогда В.С. осадил греческий город Корсунь. Он заставил приехать к себе Анну. Анна убедила Владимира креститься прямо в Корсуне.
-Что же заставило Владимира и его дружину принять крещение?
Это был важный политический шаг. Владимир показывает себя как расчетливый дальновидный политик. Русь из дикой, языческой превратилась в цивилизационную державу. Она могла стоять на одной ступени с великой Византией.
- Что давал Руси союз с Византией?
-Как вы думаете, веление души сыграло роль в выборе веры? (вспомните ,каким человеком был Владимир)
--Повлияло христианство впоследствии на Владимира? Откуда мы можем это узнать?
- Какие ценности проповедует христианство? Чему оно учит нас?
Прочитайте отрывок № 2 летописи и ответьте на вопрос свитка.
Христианство проповедовало миролюбие, милосердие, гуманизм, равенство людей, свободу выбора, духовную самостоятельность личности. За свои поступки человек отвечал перед Богом. Владимир изменил свое отношение к жизни и людям.
Так же вам было дано опережающее задание. Посмотреть, как в былинах дан образ Владимира.
-Какое прозвище получил князь Владимир в народе?
После приезда Владимира и дружины в Киев произошло важное событие, о котором мы узнаем из видеофильма.
Так происходило крещение киевлян. Это событие относят к крещению Руси.
После крещения киевлян дядя Владимира Добрыня крестил новгородцев. Процесс христианизации протекал непросто. Не все славяне легко меняли язычество на православие, некоторые боялись кары языческих богов и продолжали поклоняться идолам. Было и такое: люди молились перед иконами и продолжали верить в леших, водяных, заговоры и обереги. Такое явление называется двоеверие.
Постепенно христианство распространялось по Руси.
По некоторым историческим данным еще задолго до Владимира Святославича в Киеве было проведено крещение, так называемое Аскольдово крещение. Сделайте предположение, чем оно закончилось? А для этого необходимо вспомнить, кто такой Аскольд.
-Что же принесла с собой на Русь новая религия, каково ее значение?
Прочитайте об этом в учебнике на стр. 41. И запишите в тетрадь
Значение крещения Руси
- Объединение восточнославянских племен
- Укрепление власти князя
- Создание церковной организации
- Развитие просвещения и культуры
- Смягчение нравов
Кроссворд к уроку.
Вы блестяще справились с этим заданием. Свиток приготовил вам последний проблемный вопрос, ответ на который станет выводом к сегодняшнему путешествию.
- 28 июля церковь празднует день равноапостольного святого Владимира Святославича. Почему мы не празднуем день крещения Руси?
Процесс христианизации затянулся на долгое время. В истории отмечен только год крещения. Долгое время сохранялось двоеверие. Владимир отмечен церковью за то, что решился на такой важный шаг. Крещение поставило Русь в один ряд с великими державами и сделало ее цивилизационной страной.
3.Заключительный этап (закрепление).
Ребята, сегодня на уроке мы ответили на три главных для на с вопроса
1. Объективные условия и причины утверждения единой веры в восточно-славянском обществе (внутренние и внешние).
2. Факторы, обусловившие православный выбор Владимира (традиционные связи Киевской Руси с Византией; восточная (византийская) христианская традиция, основанная на взаимодействии религиозной и светской власти, что соответствовало политическим устремлениям князя Владимира; династические соображения; распространение христианства на Руси задолго до его официального принятия и др.).
3. Значение принятия христианства для Руси (укрепление международного положения Руси; укрепление государственности, формирование разноплеменного населения в единый народ; приобщение Руси к культурному богатству Византии и др.)
Учащиеся отвечают на вопросы
Учитель:
Подведение итогов урока: выставление отметок, объявление домашнего задания; рефлексия
Информация о домашнем задании
Учитель информирует о домашнем задании.
Д/З : учебник и тетрадь параграф 5.
Творческое задание:
Вам предлагается выполнить задание в парах.
Представь, что в 1015 году после долгой разлуки встретились отец и сын. Отец - языческий волхв - десятки лет прожил в лесах под Новгородом, а сын ещё в молодости уехал в Киев и стал дружинником князя Владимира. Опишите, какой спор мог состояться между ними о правлении на Руси князя Владимира Святославича. Какие бы вопросы они друг другу задали?
Рефлексия
Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение по поводу урока. На листочках на ветках дерева дети рисуют следующее:
-содержание урока было интересным, узнали новую и полезную информацию (красные листочки)
-на уроке мне было всё равно, я сидел (а) и просто слушал (а) (зелёные листочки)
-урок мне понравился, было скучно (коричневые листочки)
Задание выполняется под песню «Русь Православная». Исп. Анна Сизова.
Урок окончен, все свободны.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Н К Ь Я З Кто управлял древнерусским государством?
Н К Ь Я З Д И Р Воевода, пришедший на Русь вместе с Рюриком?
Д И р Р Е Н Д П Н К ь Я З Река, на которой расположена столица древнерусского государства?
Д И Р Р Е Н Д П Щ У Р Н К Ь Я З Как славяне называли своих предков, а также домовых?
Д И Р Р Е Н Д П Щ У Р В Е Ч Е Н К Ь Я З Народное собрание на Руси?
Д И Р Р Е Н Д П Щ У Р В Е Ч Е Н К Ь Я З Византийская принцесса, ставшая женой киевского князя Владимира? А Н А Н
Н К Ь Я З Д И Р Р Е Н Д П А Н Н А Щ У Р В Е Ч Е И е в к Город, жители которого первыми приняли крещение?
Народ, с которым сблизились славяне после принятия крещения? Н К Ь Я З Д И Р Р Е Н Д П Щ У Р В Е Ч Е А Н Н А И е в к И Е Р Г К Щ е К Р е н и е
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата:_04.02.2019 год
Класс:__8__
Предмет: __История России__
Учитель: __Степанова Мария Александровна__
Тема: Итоги главы II «Россия в 1725— 1762 годах»
Тип урока: Урок систематизации и обобщения пройденного материала
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные: Уметь анализировать исторические источники, схемы государственного устройства и карты военных действий. Уметь подбирать аргументы для обоснования своей точки зрения
Личностные: Осознавать значимость личности государственного деятеля и важность его поддержки населением страны в ходе развития государства в период реформ. Формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Метапредметные: Уметь организовывать свою учебную деятельность, формировать ИКТ – компетентность, овладевать навыками самоконтроля, уметь создавать и представлять проект.
Познавательные УУД: систематизируют знания по истории развития России во второй четверти и середине XVIII в., определят хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной истории во второй четверти и середине XVIII в.
Коммуникативные УУД: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Регулятивные УУД: овладевать навыками самоконтроля
Личностные УУД: формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну и ее достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период.
Ресурсы: Презентация Power Point, компьютеры для учеников (кабинет информатики), приложение Learning apps.
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Проверка готовности обучающихся к уроку. На столе у каждого ученика лежит рабочий лист урока. | Проверяют готовность к уроку. | Регулятивные УУД |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Учитель задаёт вопросы классу: -Какой период в истории мы называем Эпохой дворцовых переворотов? Запишите этот ответ в свои рабочие листы. -С какими темами, вопросами вы познакомились в ходе изучения данной темы? -Ребята, а что у вас появилось при изучении этой темы? Запишите слово знание в свои рабочие листы. -Давайте попробуем угадать что же мы сегодня будем делать с нашими знаниями? А помогут нам в этом вот такие задания: -Работая в группах отгадайте зашифрованные слова? Запишите их в рабочие листы. -А сейчас попытайтесь определить цель нашего занятия. А помогут вам в этом записи, которые вы записали в рабочих листах. -Оцените себя в рабочем листе | -Ответы обучающихся -Записывают в листы -Ответы обучающихся: *правители *внешняя политика *внутренняя политика -Знания - Записывают в листы Работают в группах, находят ответ это слова: систематизация и обобщение. -Обучающиеся ставят цель урока :Систематизация и обобщение знаний по теме Россия в 1725-1762 годах -Оценивают себя на данном этапе урока | Предметные Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
3. Актуализация знаний. | -Предлагает выполнить обучающимся задания по теме «Россия в 1725-1762 годах» -За доской работают 2 обучающихся: 1 выполняет задание на соответствие дат и правителей Эпохи дворцовых переворотов, 2 соотносит личности эпохи с их изображением. -Остальные обучающиеся работают в рабочих листах. Заполняют пропуски в таблицах -Проверяют правильность выполнения коллективно. -Вопрос: что нам помогло показать свои знания, что вы делали? -Вопрос: вам нравится работать с такими заданиями -А вы когда – нибудь создавали задания? -Предлагаю вам создать задания использую свои знания по теме Россия в 1725-1762 годах в приложении Learning apps -Оцените себя в рабочих листах (Физкультминутка) | -Выполняют задания -Проверяют правильность выполнений заданий -Отвечают: выполнение заданий -Отвечают: да -Да -Обучающиеся принимают поставленную учителем задачу -Оценивают себя | Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий Познавательные: формулирование проблемы, создание способов решения проблемы, исследовательская деятельность |
4. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). | -Прежде чем приступить к работе, давайте разделимся на группы. У вас на столах лежат листочки разных цветов -Что объединяет каждую группу, тема, признак? -Оцените себя | -Делятся на группы по цвету -Называют общий признак по тем записям, которые есть на листах: -термины и определения -внешняя политика -хронология событий внешней политики и правителей -личности -внутренняя политика -исторические источники -Оценивают себя | Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Коммуникативные |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации. | Каждая группа создаёт задание в приложении Learning apps в соответствии с той темой, которая их объединяет. Консультирует обучающихся в ходе выполнения заданий. -Оцените себя | Обучающиеся работают в группах в приложении на компьютерах по три человека -Оценивают себя | Предметные: формирование навыков решения практических задач Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | -Вопрос: представьте каждая группа своё задание, выполненное в приложении Learning apps. Какую тему Эпохи дворцовых переворотов вы осветили в своих заданиях. -Учитель предлагает группам поменяться местами и выполнить задания, созданные другими группами в приложении Learning apps. -Учитель предлагает обучающимся заполнить рабочие листы и оценить свою работу на данном этапе. | Обучающиеся представляют свои продукты. Обучающиеся выполняют задания. Оценивают свою работу на данном этапе урока. | Коммуникативные Регулятивные Личностные |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | -Ребята наш урок подходит к завершению, запишите домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе по теме «Россия в 1725-1762 годах». Просмотрите пар.8-12. Повторите даты, определения, личности. Подготовиться к контролю вам помогут задания, которые вы создали, поэтому дома их прорешайте. | -Записывают домашнее задание. Задают вопросы. | Регулятивные Коммуникативные |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу | -Вопрос: что сегодня на уроке мы с вами делали? -Чему вы научились на уроке, что получилось хорошо, а что не очень. Были ли у вас трудности? -А сейчас вернёмся к вашим рабочим листам. Посмотрите на рисунок, который у вас получился когда вы оценивали себя. Если – тюльпан, то вы полностью справились, умеете работать в приложении Learning apps, знаете материал по теме Эпоха дворцовых переворотов. Если у вас цветок не получился не хватает каких-то чёрточек, палочек, то при подготовке к контрольной работе вам необходимо поработать плодотворнее. -Поднимите руки у кого получился полный цветок Все молодцы спасибо за работу. Урок окончен. | _Систематизировали и обобщали материал по теме «Россия в 1725-1762 годах. Создавали задания в приложении Learning apps. Оценивают себя. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению |