Конкурс "Учитель года"

Степанова Мария Александровна
На данной странице Вы сможете посмотреть мои материалы муниципального конкурса "Учитель года"
Работая, с данной ссылкой вы можете посмотреть видеозапись урока истории в 5 классе.
Тема: "Олимпийские игры"
Учебник: История Древнего мира. 5 класс. Т.П. Андреевская, М.В. Белкина.: Вентана - Граф

https://drive.google.com/file/d/0B1kPTPu9525vNTRTa...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методический семинар2.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар «Технология проблемного обучения на уроках истории как средство познавательной активности учащихся» Учитель истории МБОУ СШ г.Горбатов Степанова М.А.

Слайд 2

Федеральный государственный стандарт второго поколения, внедряемый в школьную жизнь с 2010 года, кардинально меняет подходы к общему образованию в современной школе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации (умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей, спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей). Следовательно, учебный процесс должен моделировать возникновения и преодоления противоречий. Этим требованиям сегодня в наибольшей степени соответствует проблемное обучение.

Слайд 3

Цель проблемного обучения : усвоение научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной активности ученика и развития его творческих способностей Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Слайд 4

Методологический фундамент Концептуальная основа проблемного обучения связана с психологической теорией мышления, выдвинутой С.Л. Рубинштейном. Разработкой тех или иных аспектов проблемного обучения занимались П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер , М.И. Махмутов , В.В.Оконь , А.М. Матюшкин, и др. Оконь В.В. в своей работе «Основы проблемного обучения» отмечает, что проблемное обучение включает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления полученных знаний» (9, с. 29). Таким образом, основой проблемного обучения является моделирование реального творческого процесса, активизирующего познавательную деятельность за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблем. П.Я. Гальперин С.Л. Рубинштейн

Слайд 5

Методы проблемного обучения Структура проблемного урока По способу решения проблемных задач иногда выделяют четыре метода: проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее), совместное обуче ние (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися), исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно) творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение) В ходе проблемного урока обычно выделяю четыре взаимосвязанных этапа: постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации на занятии; выдвижение гипотез; поиск решений проблемы, аргументация, изучение; фактического материала, источников, осмысление проблемы, обобщение материала; дискуссия , аргументация, обобщение, выводы

Слайд 6

Уроки с элементами проблемного обучения Урок с элементами лабораторной работы Выполнение лабораторных работ - это неотъемлемая часть процесса получения любых научных знаний. Отличительной особенностью лабораторной работы по истории является высокая степень самостоятельности учащихся при изучении темы. Учитель на лабораторном занятии выступает уже не в качестве информатора, а как организатор и консультант. Лабораторные занятия бывают двух видов: по учебнику и по документам. Урок с элементами дискуссии Урок заключается в обмене идеями, мнениями, рассуждениями ради поиска истины. Дискуссия позволяет максимально мобилизовать свои знания. Урок с применением тестовых заданий Тесты могут применяться как средство проблемного подхода к контролю знаний с постановкой и решением учебных проблем (задач). Урок с использованием проблемных заданий. Они активизируют внимание и мыслительную деятельность учащихся во время восприятия нового, делают восприятие более целенаправленным и повышают интерес учащихся к познанию.

Слайд 7

Из опыта работы Проблема Опрос учащихся 5 класса (2015 год) В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой низкой познавательной активности учащихся: *ученики стремились механически воспроизвести информацию, но не осмыслить ее; *испытывали трудности в понимании взаимосвязей между явлениями и процессами; *затруднялись обобщать, сравнивать разные точки зрения. Распространенным явлением было стремление учеников выучить ответ дословно.

Слайд 8

ЦЕЛЬ Развитие познавательной активности Мыслительная активность; Система умственных действий; Познавательный интерес; Мотивация изучения предмета. Требования ФГОС «Развивать мыслительную активность учащихся, включающую умение искать, анализировать, обобщать, применять, интерпретировать информацию, содержащуюся в различных источниках, о событиях и явлениях прошлого и настоящего». Что требуется? Цель : активизировать познавательную деятельность учащихся посредством моделирования проблемных ситуаций на уроках истории.

Слайд 9

Проблемные ситуации на уроках истории в 5 классе (учебник: История Древнего мира. Т.П. Андреевская. Вентана – Граф) Тема урока «Возникновение человека» в начале изучения нового материала учащиеся получают задание: Подумайте, какую роль в жизни древних людей играл огонь и орудия труда? Форма работы: ответ на вопрос учащиеся дают в ходе воображаемой экскурсии в исторический музей.

Слайд 10

Проблемные ситуации на уроках истории в 5 классе Тема урока «Зарождение искусства и религиозных верований » в начале изучения нового материала учащиеся получают загадочные послания предков: В пещерах археологи находят захоронения древних людей, в которых были положены еда, украшения, оружие. Вопрос : Зачем это было сделано? Форма работы: ответ на вопрос учащиеся дают в ходе изучения новой темы, работы с учебником и дополнительным материалом.

Слайд 11

Проблемные ситуации на уроках истории в 5 классе Тема урока «Образование государства на берегах Нила» в начале изучения нового материала учащиеся получают задание, вопрос : «Прав ли был Геродот, когда называл Египет «даром Нила» Форма работы: ответ на вопрос учащиеся дают в ходе путешествия по стране Египет. Класс делится на группы выполняет задания, самостоятельно работает с материалом учебника.

Слайд 12

Проблемные ситуации на уроках истории в 5 классе Тема урока «Правитель Древнего Египта» в начале изучения нового материала учащиеся получают задание, вопрос : «Почему фараону было важно иметь гробницу – пирамиду. В чём сходство между религиозными верованиями древних египтян и первобытных людей? Форма работы: ответ на вопрос учащиеся дают в ходе изучению новой темы, составления таблицы, работы с учебником.

Слайд 13

Проблемные ситуации на уроках истории в 5 классе Тема урока «Повседневная жизнь древних египтян » в начале изучения нового материала учащиеся получают задание, вопрос : «Одинаковый ли был быт у древних египтян?» Форма работы: ответ на вопрос учащиеся дают в ходе исследовательской работы над темами: жилище, одежда, еда, семья, праздники и развлечения древних египтян. Группы представляют диафильм.

Слайд 14

Проблемные ситуации на уроках истории в 5 классе Тема урока «Шумер и Аккад» в начале изучения нового материала учащиеся получают задание, вопрос : «Что общего в природных условиях Египта и Двуречья » Форма работы: ответ на вопрос учащиеся дают в ходе работы над таблицей аргументов. Учащимся предлагается заполнить таблицу на основе изученных материалов, делая на основе этих данных вывод, который служит решением проблемного задания.

Слайд 15

«Символы и краски» «Благодарю» «Оставь свой комментарий в блоге» Учитель предлагает ученику сказать «спасибо» одному из учеников за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. В конце благодарит учитель. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество «комплиментов», стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий. Учитель просит учеников, воспользовавшись смартфонами, выйти на его страницу, где в блоге дать свой комментарий/ответ на проблемный вопрос урока. В случае отсутствия смартфонов учащиеся оставляют комментарии письменно на листках. Учитель просит учеников, воспользовавшись листом бумаги, красками или фломастерами, нарисовать символически тему урока, дав ей пояснение. Результативность урока

Слайд 16

Ученики 5 класса Объект оценки (умения )/ максимальный балл 5 Содержательно высказывать свою точку зрения Выделить сущность в процессах, явлениях на основе анализа, установления закономерностей Уметь моделировать ход суждения, твердо удерживая внутренний план действия В ходе работы пытаться получить пробные выводы и варианты решения Проявить собственное отношение к фактам Средний балл/ У ровень познавательной активности Ученик 1 4 5 4 5 5 4,6 / Высокий уровень Ученик 2 5 5 5 4 5 4,8 / Высокий уровень Ученик 3 5 5 4 5 5 4,8 / Высокий уровень Ученик 4 4 4 5 5 5 4,6 / Высокий уровень Ученик 5 5 5 5 5 5 5 / Высокий уровень Ученик 6 4 4 4 4 5 4,2 / Средний уровень Ученик 7 5 5 5 5 4 4,8 / Высокий уровень Ученик 8 4 5 4 5 5 4,6 / Высокий уровень Ученик 9 4 4 3 4 5 4 / Средний уровень Ученик 10 5 5 5 4 4 4,6 / Высокий уровень Ученик 11 5 4 5 5 5 4,8 / Высокий уровень Комплексная оценка достижения качественных планируемых результатов формирования познавательной активности

Слайд 17

Результат активизации познавательной деятельности Внеурочная деятельность «КЛИРК» (дополнительное образование) Поисковая работа в школьном музее Исследовательские работы учащихся Олимпиады, конкурсы

Слайд 18

Проблемное обучение в моей педагогической практике Цель педагогической работы – на основе технологии проблемного обучения, научить видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, находить способы решения проблем. При этом задача учителя преподнести материал как неизвестное знание, которое школьники должны для себя открыть сами. Прогнозируемый результат достижения цели - формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие их логического, критического, творческого мышления. Использование данной технологии способствует формированию у учащихся общих учебных умений, развитию самостоятельности и освоению универсальных учебных действий, что в условиях развития современного образования в рамках метапредметного подхода немаловажно.

Слайд 19

Список использованной литературы и сетевых ресурсов 40 тысяч вопросов и одно «ага». Проблемное обучение // Учительская газета, №39 от 27 сентября 2005 г. - http://www.ug.ru/archive/9515 - дата обращения 10.07. 2015. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к занятиям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 1985. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемного обучения. - М.: Знание, 1983. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985. Леонтьев А.Г. Педагогические ситуация. Как учить?// Знание – сила. – 1990. - № 2. – С.28-34. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1975. Оконь В.В. Основы проблемного обучения. - М.: Знание, 1986 . Психологический словарь / под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М .: Астрель, 2004. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. - М.: НИИ «Школа технологий», 2005. Сайт «Образование новой эры» - http:// www.trizway.com – дата обращения 10.07.2015. Сайт «Современные педагогические технологии» - http:// pedtehno.ru - дата обращения 10.07.2015. Социальная сеть работников образования - http:// nsportal.ru/attestatsiya-pedagogicheskikh-rabotnikov - дата обращения 10.07.2015. Сайт «Международный кластер «Инновационные технологии в практике образования» - http:// pedmix.ru/index.php - дата обращения 10.07.2015. ФГОС / Под ред. Сафронова И.А. - М.: Просвещение, 2014. Электронная библиотека - http://royallib.com – дата обращения 10.07. 2015. Якиманская И.С . Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М .: Сентябрь, 2000 .