"Логико-математические игры"
1.Картотека игр с блоками Дьенеша;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека игр с блоками Дьенеша | 122.94 КБ |
Схемы для игр с блоками Дьенеша | 38.93 КБ |
"Собери символы" | 145.44 КБ |
"Расшифруй блок" | 93.53 КБ |
Схемы | 851.72 КБ |
«Блоки Дьёнеша и палочки Кюзенера как средство познавательно -речевого развития детей дошкольного возраста». | 15.84 КБ |
kartoteka_igr_s_konstruktorom_lego.docx | 13.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр с блоками Дьенеша Игра «Угадай зашифрованную фигуру» или «Какой блок Дьенеша спрятался?» Задачи игры: Развивать логическое и абстрактное мышление, умение замечать сходство форм в однородных предметах по 4 признакам: цвет, форма, размер, толщина. Содержание игры: Перед детьми картинка, на которой изображены 4 однородных предмета (коллекция ваз или картин). Детям необходимо выделить 4 признака спрятавшейся фигуры в этих предметах. После выполнения задания дается карточка-проверка правильности выполнения задания. Например: Зашифрованная фигура: квадратная синяя большая тонкая. |
Картотека игр с блоками Дьенеша. «Найди блок» Задачи: Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Содержание игры: Перед детьми карточка с кодовым обозначением блоков Дьенеша - схема (алгоритм). Детям необходимо найти «зашифрованную фигуру» по заданным свойствам. | |
Картотека игр с блоками Дьенеша. «Собери символы» - графический диктант. Задачи игры: Развивать умение ориентироваться на плоскости, проявление умений выражать последовательность действий в виде алгоритма, находить и характеризовать объект. Содержание игры: Дети получают игровое поле, заполненное символами, фишку и карточку, на которой записаны ходы - графический диктант. Фишка должна пройти по игровому полю, каждый раз начиная свой путь от * в центре игрового поля. Детям необходимо за 4 хода собрать все необходимые символы и подобрать соответствующий блок. Например: Зашифрованная фигура: треугольная желтая большая тонкая. |
Картотека игр с блоками Дьенеша. «Реши примеры и найди фигуру». Задачи игры: Развивать умения при помощи вычислительных действий находить свойства фигуры по четырём признакам: цвет ,форма, толщина ,размер, находить фигуру по заданным свойствам. Содержание игры: Дети получают игровое – схема расположения символов фигур и карточку с примерами. Необходимо решить примеры и вычислить символы фигуры. Ответ примера соответствует определённому символу фигуры. Выполнив 4 примера дети определяют по свойствам и находят определённую фигуру. Например: Зашифрованная фигура: прямоугольная желтая маленькая толстая. |
Картотека игр с блоками Дьенеша. «Найди ошибки» Задачи игры: Закрепить умение выделять два свойства (форма-размер, форма-цвет), используя таблицу. Развивать умения анализировать материал по строчкам или столбцам таблицы и выявлять ошибки. Содержание игры: в таблице расположены фигуры по определённым правилам. Но некоторые фигуры оказались случайно не на своих местах. Найдите эти фигуры? |
Картотека игр с блоками Дьенеша. «Состав числа» Задачи игры: Развивать умение находить свойства блоков Дьенеша, составляя число из двух меньших чисел. Содержание игры: перед детьми таблица «Состав числа». Рядом с таблицей числовое и схематическое (условные обозначения символов блоков Дьенеша). Каждому символу соответствует цифра. Детям необходимо найти число в таблице» Состава числа». Каждое найденное число составит схему будущего блока. |
Картотека игр с блоками Дьенеша. «Какая фигура лишняя» Задачи игры: Развивать умение классифицировать фигуры по свойствам, умение находить лишнюю фигуру. Содержание игры: перед детьми несколько фигур - блоков. Детям необходимо найти лишнюю фигуру по принципу(по цвету, форме, размеру или толщине). |
Картотека игр с блоками Дьенеша. «Что изменилось» Задачи: Развивать умение видеть видоизменение фигуры по свойствам( цвет, форма, размер, толщина) Содержание игры: Есть в стране Блоков маленький город Дьенеш, а все жители его фигуры – блоки, На главной его площади- старый Замок, и осталась в нём только одна дверь. Но все жители блоки знают что эта дверь волшебная: пройдёшь сквозь неё, и свойства твои изменятся. Может измениться только оно свойство, а может сразу и несколько. Нужно определить какие свойства блоков изменились при проходе через эту дверь. |
Картотека игр с блоками Дьенеша. «Найди чемпиона» Задачи игры: Развивать умения находить свойства фигуры по четырём признакам: цвет, форма, толщина ,размер, находить фигуру по заданным свойствам. Содержание игры: Перед детьми разные животные. Но среди них есть чемпион. Дети получают схему(кодовую карточку) символов фигуры. Дети определяют по свойствам и находят определённую фигуру и чемпиона, у которого такая же фигура. |
Картотека игр с блоками Дьенеша. «Найди чемпиона 2» Задачи игры: Развивать умения при помощи вычислительных действий находить свойства фигуры по четырём признакам: цвет, форма, толщина, размер, находить фигуру по заданным свойствам. Содержание игры: Дети получают игровое поле – схема расположения символов фигур и карточку с примерами. Необходимо решить примеры и вычислить символы фигуры. Ответ примера соответствует определённому символу фигуры. Выполнив 4 примера дети определяют по свойствам и находят определённую фигуру - «чемпиона» Например: Зашифрованная фигура: прямоугольная желтая маленькая толстая. |
«Рассели животных на материки» Задачи: Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии определённых свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям. Содержание игры: Перед детьми игровое поле - Земной шар. Педагог предлагает детям расселить животных на материки. Правильно расселить помогут карточки с «кодовым» и цифровым обозначением. Цифровое обозначение - соответствует номеру материка. Согласно, данной карточки, ребёнок находит животное и опираясь на цифровое обозначение на карточке располагает данное животное на материк. |
Картотека игр с конструктором Лего «Подарок» Игровая мотивация. Педагог с детьми беседует о празднике мам. Во время беседы приходят к решению о необходимости изготовления подарка. Педагог предлагает лего детали для изготовления подарка. Дети рассматривают, сравнивают, называют, считают детали. Дети собирают подарок под диктовку педагога. При определении взаимного расположения деталей "сверху", "посередине", "слева", "справа". |
Картотека игр с конструктором Лего "Собери ёлочку по памяти" Задача: Развивать умение мысленно делить предмет на составные части и собирать целое из частей. Игровая мотивация. Педагог с детьми беседует о приближающемся празднике Новом годе, главным украшением которого является ёлочка. Во время беседы дети приходят к выводу сохранения зелёных красавиц. И решают сделать искусственную. Педагог показывает образец ёлки. Дети рассматривают ёлочку, считают детали, ярусы. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом. |
Картотека игр с конструктором Лего «Конструирование объекта по условию» Задачи: развивать способности, в процессе конструирования создавать объект по условию. Игровая мотивация: У Незнайки в Солнечном городе случилась беда: разрушилась школа, больница, магазин. Жители города решили построить эти объекты. По задумке архитектора каждый следующий этап объекта должен отличаться от предыдущего по цвету, форме и размеру. Но как построить эти объекты они не знают. |
Палочки Кюизенера. «Дома» Задачи: Развивать умение моделировать предмет ,составляя числа 4,5,6 из двух меньших при помощи палочек Кюизенера. Педагог показывает палочку (4) и задает вопросы : какого цвета эта палочка? Сейчас, я вам предлагаю, как волшебникам построить домик, но нужно соблюдать правила: - следующие ряды образуются из палочек разного цвета, но в сумме равных по длине красной, то есть четырем. - все ряды должны быть разные. Дети выстраивают дома числа4( аналогично 5 и6 ) Давайте посмотрим, какие дома у вас получились: Прочитай свой домик числами: «четыре – это три и один; два и два; один и три; один, один, один и еще один». Воспитатель просит прочитать домики числами и цветами. |
Игра «Назови число — найди палочку». |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема Опыт работы «Блоки Дьёнеша и палочки Кюзенера как средство познавательно речевого развития детей дошкольного возраста».
Федеральными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделены четыре направления в развитии детей дошкольного возраста, одним из них является познавательно-речевое направление, в реализацию которого включены задачи образовательной области “Познание”, а именно развитие у детей познавательных интересов, формирование элементарных математических представлений.
Задача педагога: создавать условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулировать развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного.
-В конце года 2 младшей группы дети должны усвоить, и научится пользоваться пред эталонами («как кирпичик», «как крыша»), эталонами форм: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Решать эти задачи мне помогают математические игры с блоками Дьенеша: «На что похожа фигура»,«Найди такую же фигуру, как эта, по цвету, форме , размеру» , «Найди не такую фигуру, как эта, по цвету ,форме, размеру, толщине»
-Проявлять интерес к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо образа, изменять полученное.
Для решения этих задач применяю игры с блоками «Продолжи дорожку»,» «Продолжи ряд», «Собери бусы» ,» игры из Альбома «Маленькие логики»: «Домики», «Бабочка красавица» , «Сказочное солнышко» и т.д. , альбом «Лепим нелепицы».
Это игры направленные на выкладывание изображения. Используется как готовый альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких 1 и 2». Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость, когда видят, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы. (Карточки можно скачать и распечатать на цветном принтере).
-Освоить простые связи и отношения : больше (меньше) по размеру, по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, помогут игры: «Найди такую же фигуру, но меньше по размеру» «Разложи фигурки по цвету в тарелочки». Разложи все фигуры по обручам: по цвету, форме», «Поймай рыбу круглую…Квадратную……Красную…», «Найди все фигуры такого же цвета (формы)». Например, в игре «Выложи дорожку» ребенку предлагаю выложить дорожку так, чтобы рядом оказались фигуры одного цвета, или рядом оказались фигуры разной формы (одного размера и т.д., варианты по усмотрению).
-Овладеть умением воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все большие; все квадратные и большие), применяю для детей игры с обручами: « Найди пару» - каждой большой фигурке нужно найти в пару маленькую.
Уравнивать группы предметов (столько же), увеличивать и уменьшать группы предметов (3—5 предметов) помогут игры «Выложите столько печенья круглого сколько квадратного» ,«Добавьте чтобы было поровну»
-Проявлять интерес к сосчитыванию небольших групп предметов (3—5 предметов). Подходят все игры с блоками Дьёныша , направленные на счёт
Очень интересны игры с блоками Дьёныша при проведении утреннего круга: «Давайте познакомимся» , «Поздороваемся».
Дети встают в круг, у каждого свой блок. Блоки «оживают», «разговаривают» друг с другом». Чтобы познакомиться, надо назвать «полное имя» блока. То есть перечислить весь объём его свойств /цвет, размер, величину, толщину/ .
«Дружат – не дружат»
Дети выбирают себе любой блок и подбирают пару по признаку «Дружат – не дружат». Например: «Я выбираю Аню. У наших блоков разный размер, толщина и форма. Но они дружат, потому что у них цвет одинаковый». Или: «Я выбираю Серёжу, потому что наши блоки дружат по признаку размера» /использование сложноподчинённых предложений, языковых средств для соединения их частей: чтобы, потому что, если……./
Очень нравится детям игра «Магазин».
Все фигуры – блоки раскладываются на «витрине». Это магазин, где продается самое вкусное «печенье». Дети по очереди выступают в роли продавца (покупатель – взрослый) Взрослый говорит: «Здравствуйте! Я хотела бы купить большое красное круглое печенье. Продай мне его, пожалуйста» Ребенок-продавец должен найти и «продать» именно то печенье, которое просит «покупатель».
Так же использую блоки Дьенеша при проведении динамической паузы в качестве подвижной игры «Займи своё место».
Палочки Кюизенера вначале используются как игровой материал.
Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации.
Игры и занятия с палочками Кюизенера:
1. Д/ И «Выложи дорожку, забор, квадрат, прямоугольники, предметы .
2. Выкладываем лесенку из 5-10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. (Есть образец)
3. Выкладываем лесенку, пропуская 1 палочку. Ребенку нужно найти место для недостающей палочки.
4. Раскладываем палочки по цвету, длине.
5. И /У "Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"
6. "Положи столько же палочек, сколько и у меня".
7. Выложите перед ребенком две палочки: "Какая палочка длиннее? Какая короче?" Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.
8. "Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной".
9.Выложи дорожку жёлтого цвета и белого, какая шире.
10.Выложи столько белых палочек сколько красных.
Предварительный просмотр:
Картотека игр с лего.
«Подарок» Игровая мотивация. Педагог с детьми беседует о празднике мам. Во время беседы приходят к решению о необходимости изготовления подарка. Педагог предлагает лего детали для изготовления подарка. Дети рассматривают, сравнивают, называют, считают детали. Дети собирают подарок под диктовку педагога. При определении взаимного расположения деталей "сверху", "посередине", "слева", "справа". |
"Собери ёлочку по памяти" Задача: Развивать умение мысленно делить предмет на составные части и собирать целое из частей. Игровая мотивация. Педагог с детьми беседует о приближающемся празднике Новом годе, главным украшением которого является ёлочка. Во время беседы дети приходят к выводу сохранения зелёных красавиц. И решают сделать исскуственную. Педагог показывает образец ёлки. Дети рассматривают ёлочку, считают детали, ярусы. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.. |
«Роботы помощники» Задача: развивать творческие способности в процессе конструирования. Игровая мотивация. Педагог подводит детей к тому что приближается праздник Новый год и родители не успевают справиться с домашними делами .Дети приходят к выводу что нужно им помочь, сконструировав робота-помощника. Показывает детям фигурку робота. Игровые упражнения с конструктором Лего - конструирование по замыслу. |
«Конструирование объекта по условию» Задачи: развивать способности, в процессе конструирования создавая объект по условию. Игровая мотивация У Незнайки в Солнечном городе случилась беда: разрушилась школа, больница, магазин. Жители города решили построить несколько разных объектов. По задумке архитектора каждый следующий этап объекта должен отличаться от предыдущего только по цвету, размеру. Но как построить эти объекты они не знают. |