ПНПО 2012. КРИТЕРИЙ 5. Наличие собственной методической системы учителя
Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Критерий 5. | 62.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерий 5. Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе.
Неграмотным в будущем будет не тот человек,
который не умеет читать.
Это будет человек, который не знает, как научиться тому,
как следует учиться.
Э. Тоффлер
Тема инновационной деятельности:
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся через текстовую деятельность на уроках русского языка, литературы и во внеурочных мероприятиях»
Суть инновации подробно изложена в статьях:
- Галкина Н. Н. «Формирование УУД текстовосприятия как фактор развития компетенций учащихся»
Материалы 4 Московских методических чтений - 2011. Сборник научно-методических материалов конференции. – Русская школа, 2011, с. 276-284.
- Галкина Н. Н. «Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы». Московский учитель русского языка и литературы. 1/2011. Сборник научно-методических материалов. – М.: Русская школа, 2011. с9-17.
- Галкина Н. Н. «Использование интерактивных методов обучения на уроках литературы». Педагогические науки №4(37) 2009г. ISSN1728-8894, с. 33-35.
- В 2010 году были опубликованы методические материалы на сайте www.uchportal.ru.
Разработка и использование общественно признанной собственной авторской методики.
Источник изменений:
- хорошо продуманная система мер по овладению учащимися самыми современными технологиями (включая ИКТ) при работе с текстом и развитие на этой основе творческой активности школьников;
- современные программные средства;
- совместная творческая деятельность в рамках разновозрастного литературного клуба «Проба пера»;
- использование элементов дистанционного обучения в рамках классической классно-урочной системы.
Идея изменений: только в настоящей творческой практической деятельности формируются компетенции человека.
Концепция изменений: нужно самому уметь, и уметь увлечь и научить других. В серьёзной работе формируются серьёзные результаты. Если успехов много – значит, они действительно есть и не случайны.
Условия реализации:
- доступ в Интернет;
- наличие необходимых лицензированных продуктов;
- достаточно ума, сил и здоровья для реализации задуманного;
- постоянное самообразование.
Результаты изменений:
- за последние три года процент успеваемости по итогам года и полугодия учащихся составляет стабильно 100%;
- за последние три года процент «качества знаний» учащихся по русскому языку вырос с 63% до 69%; по литературе – с 68% до 79%;
- за последние два года количество учащихся, принимающих участие в школьных олимпиадах и конкурсах, возросло в два раза;
- заметно увеличилось количество и качество творческих работ учащихся по русскому языку и литературе, особенно в средних классах;
- в разновозрастном литературном клубе «Проба пера» в настоящее время занимается 26 учащихся. Крупным достижением являются публикации 3 учащихся в
- ученики систематически занимают призовые места в олимпиадах и конкурсах разного уровня. В приведённом выше списке за три последних года 20 таких грамот.
Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом:
А) система работы по анализу и исправлению деформированного текста.
Задания такого вида были апробированы на учащихся 5-11 классов, что позволяет достигать высоких учебных результатов среди учащихся.
Я выступала на окружной Ярмарке педагогических идей (2011) и научно-методической конференции «Московские методические чтения» (2011) с темой «Формирование общеучебных умений текстовосприятия как фактор развития компетенций учащихся». Это апробированный комплект, результат моего труда над темой самообразования.
Б) система работы по восприятию текста с учётом поставленной учебной задачи.
При подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ стараюсь вести комплексную работу с текстом, предлагая задания, отражающие различные уровни языка.
В 2008 году при подготовке учащихся 8–х классов к ГИА, к части написания сжатого изложения, мною был создан дидактический банк по сжатию текста. Материалы пополняются уже четвёртый год.
Учащимся запомнился урок по тексту популярного эстонского детского писателя Эно Рауда. В процессе урока шестиклассники постоянно обращались к одному и тому же тексту, выполняя работу по сжатию текста. Урок опубликован в журнале «Русский язык» за сентябрь 2011 года.
20 5–6 классы
1974 году Эно Рауд, популярный эстонский детский писатель, получил международную литературную премию имени Ганса Христиана Андерсена за первую книгу о накситраллях. До сих пор нам нравится читать о маленьких человечках, похожих на гномиков (особенно рассматривать картинки!). И очень хочется, чтобы и другие ребята полюбили их за любопытство, отзывчивость, умение по-настоящему удивляться и благодаря находчивости выходить из трудных положений.
Учимся редактировать текст и писать сжатое изложение
В процессе урока перед учащимися ставились следующие цели:
Цели урока:
1) закрепить понятия: текст, признаки текста, типы и стили речи;
2) сформировать умение редактировать текст;
3) научить пользоваться некоторыми приемами сжатия текста;
4) формировать умение работать в парах и группах.
Важно! На интернет-портале «Pro школу» коллеги рекомендуют этот урок и отзываются о нём положительно.
Познакомиться со схемой сжатого изложения можно на сайте Всероссийского Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» в статье «Сжатое изложение как вид продуктивной деятельности учащихся на экзамене в новой форме» и на сайте «Учительский портал».
А вот отзывы коллег:
3 tatjananp (18.08.2011 13:45) Большое спасибо! Великолепно подобранный Вами материал пригодится мне, хотя много лет работаю и успешно выпускаю и 9, и 11 классы.[Ответить] |
Прекрасный материал! Начинающим учителям просто необходим. Да и опытным коллегам есть чму поучиться. [Ответить] |
Для городского сборника по профориентации был создан дидактический банк текстов о профессиях, часть упражнений опубликована в газете «Русский язык», приложение к газете «Первое сентября» 2010, №21.
Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:
А) система работы по обучению написания сочинений, используя информацию, полученную из разных источников.
После посещения курсов «Современные образовательные технологии» в январе 2010 года я провела мастер-класс по модульной технологии для учителей школы. Конспект урока с таблицей «План сочинения-рассуждения» был размещён на страницах сайта Лаборатории профессионального развития педагогов предметов филологического цикла ОУМЦ СВАО, а также на сайте «Учительский портал» http: //www.uchportal.ru/load/ 32-1-0-8549. Статья вызвала одобрение со стороны коллег.
1 pushkar753 (10.03.2010 13:28) Спасибо! [Ответить] |
Большое спасибо за своевременный и полезный материал! Творческих успехов! [Ответить] |
3 Harlanova (10.03.2010 17:43) Спасибо! Нужный материал!!!! [Ответить] |
Большой спасибо за серьёзный образовательный продукт! [Ответить] |
6 Елена (07.02.2011 00:07) Интересная, нужная работа. Мне очень помог Ваш материал. Большое спасибо. |
10 Юлия (10.05.2011 17:26) Очень здорово. Мне понравилось. Большое содержание полезного, красиво оформленного материала. |
Все представленные отзывы говорят о наличии последователей, активно использующих отдельные элементы методической системы.
Б) система работы с монологической и диалогической речью учащихся.
Пять лет (с 2004 по 2009 гг.) школа была городской экспериментальной площадкой «Сеть лабораторий качества образования как универсальный механизм управления качеством образования». Я являлась членом «Школьной творческой лаборатории». В 2009 году был выпущен сборник «Подведение итогов работы ГОУ СОШ №297 в рамках городской экспериментальной площадки «Сеть лабораторий качества образования как универсальный механизм управления качеством образования». Я, как учитель-экспериментатор, опубликовала статью «Влияние нетрадиционных уроков духовности на качество образования». Опираясь на эту статью, был написан ряд работ по развитию монологической речи учащихся.
5.3. Распространение собственной методической системы учителя в профессиональном сообществе (за последние 3 года)
Учебный год | Уровень распространения | Наименование мероприятия | Форма участия |
2009-2010 | муниципальный | 3 окружная Ярмарка педагогических идей | Трансляция эффективного опыта работы |
муниципальный | Окружной Фестиваль педагогического мастерства | Сообщение «Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе (ГИА -9)» | |
региональный | 3 Научно- методическая конференция «Московские методические чтения» | Трансляция опыта работы по теме: «Сжатое изложение как вид продуктивной деятельности учащихся на экзамене в новой форме» | |
всероссийский | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» | Предоставление педагогического опыта | |
2010-2011 | муниципальный | Ярмарка педагогических идей | Вклад в банк методических идей округа, связанных с формированием нового типа учительской деятельности в условиях перехода на ФГОС второго поколения» |
региональный | 4 Научно- методическая конференция «Московские методические чтения» | Трансляция опыта работы по теме: «Формирование общеучебных умений текстовосприятия как фактор развития компетенций учащихся» | |
всероссийский | http://www.uchportal.ru | Подтверждение публикаций | |
всероссийский | http://www.proshkolu.ru | Публикациии | |
всероссийский | Всероссийская педагогическая видеоконференция на тему «Роль и место учителя в выполнении перечня поручений Президента по реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая Школа». | Участник видеоконференции | |
2011-2012 | окружной | Теоретический семинар для учителей, работающих в 9 классе | Сообщение по теме: «Сжатое изложение: теория и практика подготовки» |
5.4.Наличие публикаций, отражающих элементы методической системы.
Учебный год | Научно-методические публикации | Уровень публикации |
2008-2009 | Журнал «Педагогические науки» №4 (37) 2009 Использование интерактивных методов обучения на уроках литературы, с. 33-36 | международный |
2009-2010 | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сжатое изложение как вид продуктивной деятельности учащихся на экзамене в новой форме. 2010 | всероссийский |
Сайт «Учительский портал» http: //www.uchportal.ru/load/ 32-1-0-8536 «Учимся писать сжатое изложение (теория и практика подготовки)» | всероссийский | |
Сайт «Учительский портал» http: //www.uchportal.ru/load/ 32-1-0-8549 Методическая разработка урока «Учимся писать сочинение-рассуждение (С2.2) | всероссийский | |
«Русский язык», приложение к газете «Первое сентября». Карточки по синтаксису. 9-й класс. 2010г., №17,с.18-20 | всероссийский | |
«Русский язык», приложение к газете «Первое сентября». Раздаём тексты по интересам. 5-9 –е классы. 2010г., № 21,с.19-26 | всероссийский | |
2010-2011 | Методический журнал для учителей-словесников «Русский язык». «На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы…». «Космические» тексты на уроках русского языка.2011, №7, с.16-24 | всероссийский |
Методический журнал для учителей-словесников «Русский язык». «Учимся редактировать текст и писать сжатое изложение». 2011г., №14, с. 20-22 | всероссийский | |
4 Московские методические чтения -2011. Сборник научно-методических материалов конференции. – Русская школа.2011, с. 276-285 | региональный | |
Московский учитель русского языка и литературы. 1/2011. Сборник научно-методических материалов.- М. : Русская школа. 2011, с. 9-17 | региональный |
5.5. Развитие инновационной методической системы учителя средствами информационных технологий.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА
№ | Название сайта | Адрес |
1. | Педсовет.org | Педсовет.org |
2. | «Методисты. Профессиональное сообщество педагогов» | http://metodisty.ru |
3. | «Прошколу», с 2010г. Имеется собственная страница | http://www.proshkolu.ru |
4. | Учительский портал | http://www.uchportal.ru |
5. | Интернет-государство учителей | http://www.intergu.ru |
6. | Сайт ОУМЦ СВАО Лаборатория профессионального развития педагогов филологического цикла | |
7. | Всероссийский педагогический клуб «Первое сентября» (№ клубной карты 216-840-263) с 2009 года |
5.6. Наличие наград, подтверждающих апробацию методической системы в профессиональном сообществе.
1. Сертификат и Знак отличия за самоотверженный труд Министерством Образования Республики Саха (Якутия).2001г.
2. Материалы в портфолио. ОУМЦ СВАО. Составитель текстов по теме «Знакомство с миром профессий» для сборника «Профориентационный компонент уроков русского языка». 2009г.
3. Материалы в портфолио. ОУМЦ СВАО. Окружной этап Всероссийской олимпиады по русскому языку. Экспертиза работ учащихся. 2009г.
4. Материалы в портфолио. ОУМЦ СВАО. 3 окружная Ярмарка педагогических идей «Совершенствование профессиональных умений учителя как ресурс повышения качества образования». Выступление по теме: «Сжатое изложение как вид продуктивной деятельности учащихся на экзамене в новой форме –ГИА-9». 2009г.
5. Материалы в портфолио. ОУМЦ СВАО. Фестиваль педагогического мастерства. Сообщение на тему: «Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку (ГИА-9)». 2009г.
6. Диплом и Сертификат Фестиваля педагогических идей «Открытый урок». 2009г.
7. Сертификат МИОО. 3 Научно-методическая конференция «Московские методические чтения». Выступление по теме: «Сжатое изложение как вид продуктивной деятельности учащихся на экзамене в новой форме». 2010г.
9. Сертификат участника в рамках «Московского педагогического марафона учебных предметов». 2009г., 2010г., 2011г.
10. Подтверждение публикаций на сайте «Учительский портал» HTTP:// www.uchportal.ru. 2010г.
11. ГОУ СОШ №297 Грамота за трансляцию передового опыта о проведение семинара для учителей школы. 2010г.
12. Материалы в портфолио. ОУМЦ СВАО. Ярмарка педагогических идей. Трансляция опыта работы по теме: «Формирование общеучебных умений текстовосприятия как фактор развития компетенций учителя». 2011г.
13. Сертификат МИОО. 4 Научно-методическая конференция «Московские методические чтения». Выступление по теме: «Формирование общеучебных умений текстовосприятия (работа с псевдотекстом) как фактор развития компетенций учащихся». 2011г.
14. Диплом. 2 Всероссийская педагогическая видеоконференция. «Роль и место учителя в выполнении перечня поручений Президента по реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая Школа». 2011г.
15. Материалы в портфолио. ОУМЦ СВАО. Теоретический семинар учителей, работающих в 9 классе. Трансляция опыта работы по теме: «Методика работы над сжатым изложением: теория и практика». 2011г.
16. Благодарственное письмо межгосударственного телеканала «Мир» телевизионная игра «Знаем русский»