КРИТЕРИЙ 2. Работы учащихся


Предварительный просмотр:

         ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

              СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 297

          ИХ ВЗОРЫ ПРИКОВАНЫ К НЕБУ…

                 

 Значение  звезды в мифах и сказках народов мира.

                                                                                 Авторы: Коробова Милена,

                                                                                 Мирскова Анастасия, 6 класс

                                                                                 Научный руководитель:

                                                                                 Галкина Наталья Николаевна,

                                                                                 учитель русского языка и

                                                                                 литературы ГОУ СОШ №297

       

Москва

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………….   3

Глава 1. Образ звезды в художественной культуре………………………. 6

         1. 1. Изучение астрономических особенностей звезды…………….  6

         1. 2. Образ звезды в мифологии……………………………………..   7

         1. 3. Образ звезды в Библии………………………………………….  9

         1. 4. Особенности образа звезды в сказках народов мира………… 12

         1. 5. Образ звезды в литературных сказках……………………….... 14

         1. 6. Обзорное исследование произведений живописи,  в которых

         встречается образ звезды……………………………………………. 16

Глава 2. Экспериментальное исследование, направленное на определение

роли и  смысла образа звезды в литературе……………………………… 17

          2. 1. Организация и методы исследования………………………..   17

          2. 2. Описание  и анализ результатов исследования……………..   18

          2. 3. Описание продукта исследовательской работы……………..  19

Заключение ………………………………………………………………... 20

Список источников информации…………………………………………  21

Приложения…………………………………………………………………22

Приложение 1……………………………………………………………… 23

Приложение 2……………………………………………………………..   25

Приложение 3……………………………………………………………… 26

Приложение 4……………………………………………………………..   27

Приложение 5……………………………………………………………… 28

                                                       ВВЕДЕНИЕ

Каждый из нас  слушал в детстве сказки. Сейчас мы сами читаем сказки и мифы. Они нравятся не только детям, но и взрослым, так как в чудесных сказочных событиях можно увидеть многое из нашей реальной жизни, можно найти ответы на некоторые важные вопросы, можно просто забыть о проблемах и представить себя в удивительном мире, полном чудес, тайн и волшебства.

Мы решили заглянуть в эту тайну, попытаться  её раскрыть. Тема нашего исследования «Их взоры прикованы к небу.  Значение   звезды в мифах и сказках народов мира».

В  исследовательской  работе встретятся основные понятия, знания которых необходимо:

СКАЗКА. 1. Повествовательная, обычно народно-поэтическая, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки. 2. Выдумка, неправда, ложь. Все это - сказки. И ты  поверил этим бабьим сказкам?

МИФ. 1. Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы. Миф о Прометее. 2. О недостоверном рассказе, выдумке. Советская армия разбила миф о непобедимости фашизма.

Наше исследование посвящено малоизученному образу - звезде. Почему часто именно звезда встречается в сказках и мифах народов мира? Что кроется за этим символом? Может быть, он играет особую роль в жизни и судьбах героев?

Актуальность данной работы заключается в том, что образ звезды изучен недостаточно. Данное исследование  познакомит детей и взрослых с образом ЗВЕЗДЫ, поможет  определить его смысл и значение. Эта работа поможет научиться анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором произведений.  

Проект реализуется в предметных рамках литературы, лингвистики и МХК.

Объектом исследования является ЗВЕЗДА.  

Предметом исследования  - история возникновения образа ЗВЕЗДЫ.        

Гипотеза исследования: образ ЗВЕЗДЫ – это важный образ, который несёт в себе глубокий человеческий смысл.

Таким образом,  мы ставим перед собой цель: определить функцию и смысл образа ЗВЕЗДЫ в литературе и привить любовь к «искусству слова»

Для реализации поставленной цели нами были  выдвинуты следующие задачи:

Теоретические:

1.  Проанализировать литературу по данной теме.

2. Познакомиться с мифами и сказками народов мира, а также с произведениями, в которых упоминается этот образ, выявить сходство и различия.

3. Провести обзорное исследование произведений живописи, в которых встречается образ звезды.

4.  Изучить астрономические особенности звезды.

5. Создать представление об образе звезды в мифах и сказках народов мира, а также в произведениях классиков.

Практические:

1. Подготовить тематические дидактические материалы.

В исследовании были использованы следующие методы:

Теоретические:

1. Анализ литературных источников.

2. Анализ и сравнение литературного образа.

3. Обобщение результатов исследования.

Эмпирические:

1. Анкетирование учащихся, педагогов.

2. Моделирование: подготовить тематические дидактические материалы к урокам.

Практическую значимость  данной работы будут иметь тематические дидактические материалы для уроков.  

               

               

                      ГЛАВА 1. Образ звезды в художественной культуре.

               1. 1. Изучение астрономических особенностей звезды.

Звёзды – основные жители Вселенной. Они представляют собой  громадные газовые шары, внутри которых идёт бурная реакция: слияние четырёх атомов водорода в гелий. Излишек энергии выбрасывается наружу –и мы видим свет.

Нормальные звезды гораздо больше планет, но главное  -  гораздо массивнее. Употребляя слова «нормальные звезды», имеют  в виду, что есть во Вселенной необычные  звезды, имеющие, типичные для планет размеры, но во много раз  превосходящие последние по массе. Солнце считается «нормальной звездой». Оно в 750 раз массивнее всех остальных тел Солнечной системы и гораздо больше по размерам любой из планет. Во Вселенной очень много звёзд, подобных Солнцу. Есть звёзды гораздо меньше Солнца. Это карлики. Есть звёзды-гиганты, которые в сотни и тысячи раз больше Солнца. Звёзды различаются по размеру, температуре и яркости. Ближайшей к Земле звездой является Проксима Центавра. Она расположена в 4, 2 св. лет от нашей Солнечной системы (4,2 св. лет = 39 триллионов км = 3,9 ? 1013 км).

Невооружённым взглядом на небе видно около 6000 звёзд, по 3000 в каждом полушарии. Все видимые с Земли звёзды (включая видимые в самые мощные телескопы) находятся в нашей галактике. Звезды бывают новорожденными, молодыми, среднего возраста и старыми. Новые звезды постоянно образуются, а старые постоянно умирают.

                                 1. 2. Образ звезды в мифологии.

 Звезда во все времена обладала большим символическим значением. С древних времен люди пытались объяснить существование этих маленьких точек в темном необъятном небе; нет образа более таинственного и многозначного в литературе как древней, так и современной, чем образ звезды.

В существование зависимости жизни людей от небесных тел верили греки, римляне, персы и другие народы.

Что же касается звезды как символа чьей-то жизни, то этот образ перекликается с образом нити мойр еще из древнегреческой мифологии (13). Мойры - это богини судьбы, три сестры, дочери Ночи. Их имена — Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая») и Атропос («неотвратимая»). Считалось, что Лахесис назначает жребий еще до рождения человека, Клото прядет нить его жизни, а Атропос неуклонно приближает будущее, ножницами отрезая нить жизни. В римской мифологии им соответствуют парки. Парки, римские богини судьбы, при рождении ребенка определяли его судьбу в виде нити, которую они пряли, отмеряли и отрезали. В отличие от греческих мойр, печальных, погруженных в работу дев, римские парки — злобные человеконенавистницы. Обычно они представлены в образе ужасных старух. Подобно нити, сотканной при рождении человека, звезда загорается в небе, сияет, пока он живет, и падает, когда он умирает, подобно отрезанной ножницами богини судьбы нити. Таким образом,  нить судьбы принадлежит в древнегреческой и древнеримской мифологии трем печальным или злобным старухам.

Звезда – символ души человека, падающая звезда уподобляется смерти.

В мифах славян количество звёзд и людей совпадает. На Руси утверждают, что падающая звезда означает след ангела, который летит за усопшею душою, или след праведной души, поспешающей в райские обители. Если успеешь пожелать что-нибудь в тот миг, пока еще не совсем сокрылась звезда, то желание непременно дойдет до Бога и будет им исполнено (3, 20-21) 

В Древнем Китае «падающие звёзды» толковались как знамения смерти значительных людей.

Звезда – прообраз животных.

У эвенков небо - это тайга верхнего мира, в котором живёт космический лось Хэглун, каждый вечер похищающий и уносящий в чащу солнце. Четыре звезды ковша Большой Медведицы понимаются как ноги Хэглуна, а три звезды ковша этого созвездия - как охотник (или три охотника), иногда как мифологический медведь Манги, охотящийся за лосем. Малая Медведица в одном из вариантов эвенкийского мифа предстаёт как телёнок лося, Млечный путь - как след лыж охотника-медведя, объевшегося мясом лося.

В легендах южноамериканских индейцев каждое из созвездий воплощает душу животного.

Звезда – символ  перевоплощения на небе людей.

Так в греческой мифологии Большая Медведица – это Каллисто (превращённая герой в медведицу, а затем Зевсом – в звезду).

Звезда –  символ   божества.

Звезда издавна вошла в мифы народов мира, что говорит о мировоззрении древнего человека. Древние люди, действительно, вкладывали в этот образ определённый смысл.

В Древнем Египте каждое божество имело свою звезду или             созвездие, призванное олицетворять его на небосклоне.

Для греков и римлян звёзды были божествами – верование, пришедшее из древних религий Персии и Вавилона. Небесные тела буквально сравнивались с богами – Венерой, Меркурием, Сатурном, чтобы можно было им поклоняться и умиротворять их, согласно предписаниям астрологов (в Персии – волхвов). Таким образом, боги в качестве планетарных фигур могут изображаться  со звездой на лбу (5, 243).  

                     1. 3. Образ звезды в Библии.

В этой главе разговор пойдёт о той звезде, чьим светом было озарено начало Новой эры, чьему появлению и по сей день пытаются найти объяснение как учёные-мифологи, так и некоторые астрономы, называя её то кометой, то ярчайшей вспышкой света в месте совпадения в одной точке относительно Земли света наиболее ярких планет: Юпитера, Сатурна и Марса. Имя ей – Вифлеемская звезда.

               До появления на свет Божьего сына по всему Востоку было распространено убеждение, что в ближайшее время, причем именно в Иудее, должен родиться Спаситель мира, которому будут поклоняться все народы. Считается, что о грядущем Рождестве Спасителя и о предшествующей ему звезде говорится и в Книге чисел (глава 24, стих 17) Ветхого Завета: «Восходит звезда от Иакова и восстанет жезл от Иакова»( 1, 164).

        «Ещё Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставалась в Вифлееме, как из далекой страны с востока (из Персии, или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы.

        Волхвами или мудрецами назывались ученые люди. Они занимались наблюдением и изучением звезд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие язычники, наученные рассеявшимися иудеями, знали о грядущем в мир Мессии – Великом Царе Израильском, который покорит весь мир. Поэтому ждали, что когда родится этот Царь, то на небе появится новая звезда. Волхвы же эти были люди благочестивые, и Господь, по милости Своей, дал им такое знамение – на небе появилась новая, необычайная звезда. Увидев эту звезду, волхвы сразу поняли, что ожидаемый Царь уже родился. Они собрались в путь и пошли в столицу иудейского царства, Иерусалим, чтобы узнать там, где этот Царь родился, и поклониться Ему.

        В Иерусалиме волхвы стали спрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».

        Царь Ирод, услышав это, встревожился: он был человек весьма жестокий и очень подозрительный. По одному подозрению он предавал казни своих собственных детей. А теперь он особенно испугался, боясь, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю. И все жители Иерусалима заволновались, узнав о такой вести.

        Ирод собрал к себе всех священников и книжников - то есть людей, изучавших книги Священного Писания, и спросил их: «Где должно родиться Христу?»

        Они ответили: «В Вифлееме иудейском, потому что так написано у пророка Михея».

        Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды, послал их в Вифлеем и сказал: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, и когда найдете Его, придите и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему». На самом же деле Ирод задумал убить родившегося Царя.

        Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. И снова та самая звезда, которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла пред ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.

        В это время святой старец Иосиф и Пресвятая Дева Мария с Младенцем жили в городе, в доме, куда они перешли из пещеры, так как народ после переписи стал расходиться.

        Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары свои: золото, ливан (ладан) и смирну (драгоценное, благовонное масло).

        Своими дарами волхвы показали, что родившийся Младенец Иисус есть и Царь, и Бог, и человек. Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани или подати), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), и смирну, как человеку, который должен умереть (потому что умерших помазывали и натирали тогда благовонными маслами).

        После этого волхвы хотели возвратиться в Иерусалим к Ироду, но получили от Бога во сне повеление не возвращаться к Ироду. Тогда они пошли по другой дороге, прямо в свою землю.

        Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами, это были: Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Память их св. Церковью  празднуется в день Рождества Христова». (Перевод Евангелия от Матфея, гл.2, 1-12)(1, 1041-1042)

Рассматривая Вифлеемскую звезду как идейный образ, мы видим  три основных ее предназначения:

звезда как символ отдельной человеческой жизни, отдельной человеческой судьбы,

звезда как указатель пути, освещающий дорогу к наивысшей, святой, цели,

звезда как символ чистейшей всеобъятной любви.

Посредством звезды в этом коротком предании раскрывается идея пути мудреца. Несомненно то, что звезда, внезапно возникшая в небе, - это проявление божественной силы. Она не взялась ниоткуда; как и у любой другой звезды, у звезды Вифлеема было собственное исключительное предназначение. Она есть Божий путь. Мудрый же человек (коими и являются волхвы) всегда следует Божьей воле, он старается следовать Его пути.

        Именно с появления Вифлеемской звезды, озарившей рождение Иисуса, начался свет Любви в человеческом мире. Любви бескорыстнейшей и бескрайней, Божественной любви. Именно в день рождения Христова Любовь пришла к людям, воплотившись в конкретный образ пророка Иисуса  и его Звезды.

           

                    1. 4. Особенности образа звезды в сказках  народов мира.

Часто астрономическое светило используется в сказках. Звёзды занимают в них  центральное место.

Часто звёзды выступают в сказках как вечное и неумирающее. Так в сказке «Царевна-лебедь» Василиса Премудрая приезжает к царскому крыльцу в золочёной карете о шести белых лошадях. На её лазоревом платье – частые звёзды, на голове – месяц ясный. Красавица, только в сказке сказать. Это и есть отождествление с Великой Матерью, Царицей Небесной.

А Царевна-лягушка ткёт из лучей ночью небесное полотно, мелет зерно на звёздной мельнице, печёт звёздный хлеб. Она сбрасывает свою лягушачью оболочку и обретает звёздное тело.

В сказке «Мудрые советы», записанной А. Н. Афанасьевым, на  вопрос царя:  «А как велико число звёзд на свете?» солдат не затруднился с ответом и сказал наобум какую-то  огромную цифру, а когда царь усомнился в ее верности, — спокойно заметил ему: «Если не веришь, сочти сам».

Так в русской сказке «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» звёздное ремесло трёх девиц не забыто. Старшая сестра обещает: «Если бы на мне женился Иван-царевич, я б ему напряла рубашку тонкую, гладкую, какой во всём свете не спрядут». Средняя сестра обещала «выткать» кафтан из серебра, из золота – «и сиял бы он как Жар-птица». Будущая невеста обещает  родить Ивану-царевичу «сынов,  что ни ясных соколов: во лбу  солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды». Далее у младшей сестры родятся звёздные дети, и трижды их подменяют старшие сёстры. Царевну бросают в бочке в море. Бочку выкидывает волной на берег, и там счастливая царица находит всех трёх звёздных сыновей. «Вдруг вся комната осветилась – вошли три брата с солнцем, месяцем, звёздами; сели за стол, отведали лепёшек и узнали родимой матери молоко». Таким образом, лепёшки, выпеченные на материнском молоке, - это и есть звёзды. Звёздные дети обязаны своим происхождением земным родителям. Звёзды должны стать людьми, чтобы продолжить человеческий род.

У многих народов повторяется единая звёздная символика.

Звёздная основа сюжета о спуске в колодец прослеживается в киргизской сказке. Герои, путешествуя за своей небесной невестой, видит сон: «Мне снилось, будто из головы моей вышло золотое солнце, из ног выплыла серебряная луна. Потом раскрылась моя грудь, и оттуда посыпались алмазные звезды». Он продаёт сон другому за стадо овец. Отец изгоняет сына, купившего сон, из дома. Но всё  кончается благополучно. Изгнанник встречает свою невесту Айсулуу (красивую луну) и женится на ней, как и положено звёздному жениху.

           

           

        1. 5. Образ звезды в литературных сказках.

Образ звезды отражается и в литературных сказках, так как её корни в фольклоре и мифологии.

В сказках А. С. Пушкина мы можем встретить обращение к звезде. Так в «Сказке о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» главный образ – царевна лебедь:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит.

А во лбу звезда горит. (2, 768)

Почему именно звезду выбрал Александр Сергеевич для описания царевны Лебедь? Безусловно, Пушкин знал, что звезда – образ философский. Звезда в его сказке – это не только символ чудодейственной силы Лебеди, её мудрости, но и показатель связи с мужским началом, то есть она способна сотворять. Она обещает родить царевичу «сынов что ни ясных соколов: во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды».  

Образ звезды встречается  в сказке  А. Экзюпери «Маленький принц».

«У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. Для моего дельца они – золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды...
- Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться! И он сам засмеялся». Что означают звёзды для Маленького принца? Зачем они светятся?  
Звёзды – это символ мечты о чём-то, стремление к чему-то. Экзюпери хочет сказать, что у  каждого  человека  есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку  не стоит забывать.

Лев Иванович Кузьмин в своей сказке «Звездочёты» отмечает верность героя  пословице: «Чем больше звёзд на небе, тем на земле светлей». Звезды хоть и находятся на небесах, но светят Земле, людям.

1. 6.  Обзорное   исследование    произведений   живописи,

                           в которых  встречается образ звезды.  

На полотнах художники часто изображали звёзды.

Любимым образом художников эпохи Возрождения  является Вифлеемская звезда (Джотто «Поклонение волхвов» Капелла Скровеньи, 1305 г., Франке «Поклонение волхвов», около 1424 года, Джентиле да Фабриано «Поклонение волхвов», 1423 г., Рембрандт «Поклонение волхвов», Питер Пауль Рубенс «Поклонение Волхвов», 1608, Альбрехт Дюрер «Поклонение Волхвов», Босх «Поклонение волхвов»). Традиционным является изображение звезды значительно большего размера, чем другие звёзды на небосклоне в этой сцене, и необычайно яркой. Иногда она прямо над домом или младенец изображён в её лучах.  (См. Приложение 1)

Глава 2. Экспериментальное исследование, направленное

    на  определение роли и  смысла образа звезды в литературе.

                   2. 1. Организация и методы исследования.

Данное исследование проводилось на базе образовательного учреждения ГОУ СОШ №297. В исследовании принимали участие ученики 5 – 11 классов, педагоги и работники  школы.

Цель – определить роль и смысл образа звезды в литературе.

Были поставлены следующие задачи:

1. Определить  роль и смысл образа звезды в литературе.

2. Подготовить тематические дидактические материалы к урокам.

Для реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы:

1. Анкетирование  - с целью определения роли и смысла образа звезды в литературе. Использование разработанной анкеты (см. Приложение №1).

2.Моделирование: разработка тематических дидактических материалов к урокам.

Последовательность действий в ходе исследования:

1. Анкетирование на базе эксперимента

2. Обработка анкетных данных.

3. Написание первичных выводов (наиболее значимых результатов исследования).

4. Разработка тематических дидактических материалов к урокам. 

5.Апробация результатов (подтверждение или опровержение гипотезы) – проверка рекомендаций на базе исследования.

6. Написание окончательных выводов.

Формы записей результатов исследования:

1. Первичная обработка, анализ и представление результатов исследования:

Внесение полученных результатов исследования в соответствующие формы записей.

Схематическое, графическое, иллюстративное представление результатов (подготовка приложений).

Написание выводов.

             

2. 2.  Описание и анализ результатов исследования.

При анкетировании учащихся, педагогов и работников школы были получены следующие результаты.

Результаты анкетирования занесены в таблицу  «Таблица обработки данных анкеты» (см. Приложение № 3).

Данные, полученные в результате нашего исследования, позволили нам сделать следующие выводы:

Из 23 респондентов на вопросы  «Любите ли Вы сказки?» и «Любите ли смотреть на звёзды» подавляющее большинство опрошенных ответили «Да».

Интересно, что, отвечая на вопрос «Известно ли вам, что такое небесное звезда?», все анкетируемые ответили утвердительно.

«Знаете ли вы русские народные сказки, художественные произведения, в которых встречаются небесные звёзды? Если да, то назовите их ( укажите автора)»и «Встречались вам  небесные звёзды в сказках народов мира? Если да, то перечислите их». Эти задания смогли выполнить только 15 респондентов. В основном назвали сказки «Маленький принц», «Сказка о царе Салтане» и «Царевна лягушка».  И на вопрос «Какую функцию выполняют звёзды в сказках?» многие ответили «функцию путеводительницы».

Не удивительно, что почти все респонденты на предложение, хотели бы вы стать звездой и обрести бессмертие,  ответили утвердительно. И всего 6 человека не захотели жить вечно.

2.3. Описание продукта исследовательской работы.

Продуктом данной работы являются тематические дидактические материалы к урокам, которые помогут учащимся научиться отрабатывать навыки работы с художественным текстом, осмысливать позицию разных авторов, познакомит с символикой звезды  в  литературе и живописи.

Также эти материалы воспитывают нежное трепетное чувство к наследию прошлого, приобщает к различным видам искусства, умению видеть не только красоту, но и тайну бытия.

А созданная презентация в Power Point поможет  визуально представить всё.

Выводы

Таким образом, данные, полученные в результате нашего исследования, позволили нам сделать следующие выводы:

  1. Почти все признались в том, что любят смотреть на звёзды.
  2. Многие отметили, что звезда – это раскалённый шар.
  3. Почти все респонденты отметили, что звёзды  выполняют в сказках «функцию путеводительницы».
  4. Обрести бессмертие, став звездой, желают почти все.
  5. Никто из респондентов не смог ответить на вопрос, какое значение имеет в произведениях образ  звезды.

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фольклор, существовавший задолго до письменности, все-таки имел свою «письменность» — огненные «письмена» ночного неба.

Таким образом, мы видим, что образ звезды  всеобъемлющ, как небо над нашими головами, не одна сторона человеческой жизни покрыта мерцанием небесного светила. В большинстве мифов, сказок звезда  сопровождает человека  на всём  жизненном пути. Звезда, далёкая от нашего мира, является символом того, чего у нас, может быть, нет, или того, что у нас было, но никогда не вернётся. Но  тем самым она греет наши земные сердца.

Любая звезда в литературе и живописи – это путеводительница,  свет в конце туннеля. Образ звезды был выбран прозаиками,  поэтами  и живописцами  потому, что это наиболее загадочное и недостижимое явление природы.

Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что частая встречаемость образа звезды в мифах, народных сказках и даже литературных сказках – не случайна. Этот символ, уходящий корнями в историю народа, наполнен глубочайшим философским и человеческим смыслом, он – отражение мировоззрения и культуры народа, его мудрости. Не случайно этот образ  сохраняется в народных традициях и культуре и сегодня.

СПИСОК   ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское Общество, 2000.

2. Пушкин А. Стихотворения. Романы и повести. Поэмы. Сказки. – М.: АСТ-ПРЕСС  КНИГА, 2001. (Золотая библиотека)

3. Семёнова М. Мы – славяне! – СПб.: Азбука – Терра, 1997.  

4. Словарь античности. Пер. с нем. – М.: Эллис Лак; Прогресс. 1993.

5. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с английского А. Е. Майкапара. –М.: КРОНН-ПРЕСС, 1996.

Интернет-ресурсы

1.   http://rojdestvo.paskha.ru/Rojdestvo/VifleemskaJa_zvezda/

  1.  http://tarranova.lib.ru/authors/b/bondarev/zo.htm                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
  2.  http://www.klassika.ru/stihi/fet/noch-tixa-po.html
  3.  http://www.krugosvet.ru/articles/101/1010175/1010175a11.htm
  4.  http://www.pafnuty-abbey.ru/paper/num/num-2007/2007-01/2007-01-08.html

                                  ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                                                                           

                                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ДЖОТТО «Поклонение волхвов»,  Капелла  Скровеньи, 1305

Мастер ФРАНКЕ «Поклонение волхвов», около 1424 года

ДЖЕНТИЛЕ ДА  ФАБРИАНО «Поклонение волхвов», фрагмент, 1423

РУБЕНС «Поклонение волхвов»

ДЮРЕР «Поклонение волхвов»

БОСХ «Поклонение волхвов»

                                                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ 2

                                                        АНКЕТА

1. Любите ли Вы сказки?                                  1)Да            2)Нет      

  2. Любите ли вы смотреть на звёзды?            1)Да             2)Нет

3. Известно ли вам, что такое небесная звезда?       1)Да             2)Нет

4. Знаете ли вы русские народные сказки, художественные произведения, в которых встречаются небесные звёзды? Если да, то назовите их ( укажите автора).                  

1)Да                      2) Нет

_____________________________________________________                  

5. Встречались вам  небесные звёзды в сказках народов мира? Если да, то перечислите их.

1)Да                       2) Нет

____________________________________________________                  

6. Какую функцию выполняют в сказках звёзды?

___________________________________________________________________

7. Хотели бы вы стать небесной звездой и обрести бессмертие?      

1)Да               2)Нет

8. Как вы думаете, какое значение имеет в произведениях образ звёзд?

___________________________________________________________________

                                                                                               

                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица №1

«Таблица обработки данных анкеты»

Вопросы

Да

Нет

Комментарий

1.

Любите ли вы сказки?

20

3

2.

Любите ли вы смотреть на

звёзды?

21

2

3.

Известно ли вам, что такое небесная звезда?      

23

0

4.

Знаете ли вы художественные произведения, в которых встречаются небесные звёзды? Если да, то назовите их (укажите автора).                  

15

8

Пушкин «Сказка о царе Салтане…»,

Экзюпери «Маленький принц»,

поэзия Лермонтова

5.

Встречались вам  небесные звёзды в сказках народов мира? Если да, то перечислите их.

15

8

«Царевна лягушка»

6.

Какую функцию выполняют в сказках звёзды?

19

4

Функция путеводительницы

7.

Хотели бы вы стать небесной звездой и обрести бессмертие?        

17

6

8.

Как вы думаете, какое значение имеет в произведениях образ звёзд?

Не знаю

(распространённый ответ)

                                                                                                             

                                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Диаграмма 1. Любите ли вы сказки?

 

Диаграмма 2. Знаете ли вы художественные произведения, в которых встречаются

небесные звёзды? Если да, то назовите их (укажите автора).

Диаграмма 3. Хотели ли вы стать небесной звездой и обрести бессмертие?

                 

   

                                                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 5                                                                                                                                                                                                                                                УПРАЖНЕНИЕ 1

Составьте акростих слова ЗВЕЗДА.

КЛЮЧ

Звезда на небе ярко светит.

В её мерцании – загадочная жизнь.

Едва погаснет и опять осветит

Заветные мысли мои и мечты.

Дарует радость и печаль,

А утром – счастье, блеск, мистраль.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Каково значение данных фразеологических оборотов?

  1. Звезд с неба не хватает;
  2. Восходящая звезда;
  3. Звезда первой величины;
  4. Родиться под счастливой звездой;
  5. Путеводная звезда;
  6. Звездный час.

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Проведите анализ текста и выполните на его основе творческую работу.

Я мечтаю о звёздных полётах,

Межпланетным я стану пилотом,

Намечаю маршруты путей,

Только б вырасти мне поскорей.

Всё о жизни Сатурна узнаю,

С марсианами дружбу сведу,

По пути на Луне побываю,

К дальним звёздам дорогу найду.

Небо синее ласково манит

И к бескрайним просторам зовёт.

Знаю я, что минута настанет -

В дальний рейс поведу звездолёт.

(Э. Баркова)

1. Выразительно прочитайте стихотворение.

2. Определите тему и главную мысль текста.

3. Выделите микротемы стихотворения.

4. Запишите по одному примеру словосочетания по типу «сущ. + сущ.», «прилаг. + сущ.»,

«глаг. + сущ.», «глаг. + мест», «нареч. + глаг.».

5. Выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Отметь часть речи данных слов.

6. Напишите небольшое рассуждение  на тему «Я мечтаю о звёздных полётах…»

УПРАЖНЕНИЕ 4.

Анализ текста.

1) Назовите автора и название произведения.                                                                                        2) Запишите тест. Объясните орфограммы и пунктограммы.                                                             3) Определите тип  речи и стиль текста.                                                                                                       4) Определите средства связи предложений текста.                                                                           5) Объясните значение слов иллюминатор, солнце, Луна, Земля.                                                        6) Почему слово Земля написано с большой буквы? Запишите предложение, в котором оно писалось бы с маленькой буквы.                                                                                                                    7) Составьте на материале текста словарный диктант, включив в него  словосочетания со связью управление.

Друзья быстро поднялись в астрономическую кабину. По смотрев в боковые иллюминаторы, они увидели вокруг бездонное чёрное небо, усеянное крупными звёздами, среди которых сияло ослепительно яркое солнце. Казалось, был день, но в то же время была и ночь. Так на Земле никогда не бывает. Когда на Земле вид но солнце, то не видно звёзд, и наоборот, когда есть звёзды - нет солнца. В одном из верхних иллюминаторов ярко светила Луна. Она казалась несколько крупнее, чем обычно кажется нам с Земли.

  1. Совершенно ясное дело, - сказал Незнайка. - Мы уже далеко от Земли. Мы в космосе!
  2. Вот тебе и весь сказ! - разочарованно пробормотал Пончик.

УПРАЖНЕНИЕ 5.

Работа с псевдотекстом.                                                                                                                                    

1. Прочитайте. Является запись текстом? Докажите.

2. Запишите тексты.

3. Определите стиль каждого текста.

4. О каком солнце рассказывают авторы первого текста?

5. Подчеркни основную мысль первого текста.

6. Отметь волнистой чертой приметы научного стиля.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Солнце, как и любая другая звезда, представляет собой огромный раскалённый газовый шар. Светит оно из-за того, что в его недрах происходят сложные химические процессы. Если мы помогаем человеку в беде, он говорит: «Я согрет вашей добротой». Значит, добротой называют солнце, которое живёт в людях. По размерам эта звезда в 109 раз больше Земли. Солнце светит и за одну секунду теряет в весе 4 миллиона тонн. Это ничего, что ты маленький. Солнце в тебе может жить самое большое.

ТЕКСТ1.                                                                                                                                                     В каждом из нас есть маленькое солнце. Если мы помогаем человеку в беде, он говорит: «Я согрет вашей добротой». Значит, добротой называют солнце, которое живёт в людях.
Это ничего, что ты маленький. Солнце в тебе может жить самое большое. (С. Козлов, Г. Цыферов)                                                                                                                    
                 

ТЕКСТ2.                                                                                                                                               Солнце, как и любая другая звезда, представляет собой огромный раскалённый газовый шар. Светит оно из-за того, что в его недрах происходят сложные химические процессы. По размерам эта звезда в 109 раз больше Земли. Солнце светит и за одну секунду теряет в весе 4 миллиона тонн.    (А. Долгова, Т. Короленкова)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧЕХОВСКИЕ ГЕРОИ-УЧИТЕЛЯ

Слайд 2

«Чехов – это Пушкин это Пушкин в прозе. Л. Н. Толстой ЧЕХОВ -

Слайд 3

Частым гостем Антона Павловича был Горький, считавший знакомство с Чеховым самым ценным подарком судьбы.

Слайд 4

У Чехова каждый год менялось лицо… В 79 году по окончании гимназии волосы на прямой ряд… В ту же приблизительно пору портрет, написанный братом : губастый, башкирский малый. … В 84 году мордастей, независимей… В 90 году : красивость умного, смелого взгляда. В 92 году : типичный земский доктор … В 97 году : в пенсне, смотрит холодно, в упор

Слайд 5

Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…

Слайд 6

От известного к неизвестному - описание природы - рассказы о детях - обличение пошлости - высмеивание недостатков человека

Слайд 7

НАШИ ВЕЛИКИЕ УЧИТЕЛЯ

Слайд 8

ЧЕХОВСКИЕ ГЕРОИ-УЧИТЕЛЯ

Слайд 10

учитель греческого языка внешний вид дом спальня сны кровать мысли маленькая, точно ящик мёртвый язык, вышедший из употребления … была с пологом халат, колпак, ставни, задвижки циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь … лицо, казалось, тоже в чехле,так как он…прятал его в поднятый воротник тёмные очки, калоши, плащ, зонтик, тёплое пальто на вате, чехольчик из серой замши для перочинного ножа и для часов тревожные

Слайд 11

Это была хорошая машина, которая ходила, говорила, действовала, исполняла циркуляры. Всю жизнь А. Ф. Дьяконов проходил в калошах даже в очень хорошую погоду и носил с собой зонтик. За мягкую неслышную походку его прозвали «Сороконожкой». М. П. Чехов

Слайд 12

Дом принадлежал инспектору Таганрогской мужской классической гимназии А. Ф. Дьяконову

Слайд 13

«Человек в футляре» «Экзамен на чин» «В пансионе» УЧИТЕЛЯ -РЕТРОГРАДЫ

Слайд 14

Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени… (строки из поэмы Н. А. Некрасова «Медвежья охота» посвящены В. Г. Белинскому)

Слайд 16

ФАКУЛЬТЕТ ОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕСТО РАБОТЫ филологический, естественный магистр химии физика, естественная история реальное училище, две женские гимназии ЯРЦЕВ

Слайд 17

Знаете, я с каждым днём всё больше убеждаюсь, что мы живём накануне величайшего торжества, и мне хотелось бы дожить, самому участвовать. Хотите верьте, хотите нет, но, по-моему, подрастает теперь замечательное поколение. Когда я занимаюсь с детьми, особенно с девочками, то испытываю наслаждение. Чудесные дети!

Слайд 18

ФЁДОР ЛУКИЧ СЫСОЕВ 1886 год «УЧИТЕЛЬ» 14 лет, фабричная школа

Слайд 19

Своим процветанием школа обязана только Вам, почтеннейший мой друг, Фёдор Лукич! Без вас она ничем не отличалась бы от других школ… Я сидел у вас на экзамене и всё время удивлялся…Чудо, что за дети! Всё знают и бойко отвечают…Заметно, что они вас любят, Фёдор Лукич. Вы педагог до мозга костей, вы, должно быть, родились учителем

Слайд 20

Каждый человек в своей жизни должен построить школу, вырыть колодец, посадить дерево или что-нибудь в этом роде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно.А. П.ЧЕХОВ мелиховская школа

Слайд 21

Мария Павловна – сестра писателя Иван Павлович –брат писателя

Слайд 22

Школа, построенная Чеховым

Слайд 23

«РЕПЕТИТОР» РЕПЕТИТОР

Слайд 24

«АННА НА ШЕЕ»

Слайд 25

УМ, ЗНАНИЕ, БЛАГОРОДНОСТЬ ОДЁЖКА, НАГРАДЫ, ОРДЕНА

Слайд 26

таганрог Греческая школа Классическая гимназия

Слайд 27

ГАЛЕРЕЯ ГЕРОЕВ-УЧИТЕЛЕЙ ЧЕХОВА БЕЛИКОВ НИКИТИН РЫЖИЦКИЙ СЫСОЕВ КОВАЛЕНКО ЛЯПУНОВ

Слайд 28

За каждой фразой живой человек, мало того – тип, мало того – эпоха. А. Н. Толстой о Чехове Чеховская Москва

Слайд 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ГОУ СОШ № 297



Предварительный просмотр:

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ  ОКРУЖНОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

                  ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

                            ОКРУЖНОЙ КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ

                «Всему, что есть во мне хорошего, я обязан книгам»

                                           

                                 

                               Человек  с   КНИГОЙ

                                                                     Автор: Маякова Вера, ученица 9Б

                                                                     класса ГОУ СОШ № 297      

                                                                     Руководитель: Галкина Наталья

                                                                     Николаевна, учитель русского языка

                                                                     и литературы          

                                                                     

                                                                 

                                       

                                       

                                         2009-2010 учебный год                                            

                                                     

                                                      Книга –  это  духовное завещание одного                    

                                                      поколения другому, совет старца юноше,                  

                                                      начинающему жить…                                                  

                                                                                                       Герцен

Сегодня 14 ноября. Я так хорошо знаю этот день, потому что именно 14 ноября, только 45 лет назад, меня первый раз взяли, чтобы прочесть… Потом  несметное количество раз меня брали снова. Но тот первый навсегда врезался в мою бумажную память.  Была суббота; библиотека уже завершала свой рабочий день. За окнами было темно,  холодно. Я жила тут уже 3 месяца, и никто  не захотел меня прочесть. Из-за этого мне казалось, что Ахматову никто не любит, раз меня так долго не берут. Но вот старая дверь библиотеки тихо скрипнула. В комнату ворвался свежий холодный воздух. Он успел перелистнуть пару страниц до того, как дверь скрипом захлопнулась обратно. Вошел молодой человек. Я думаю, ему было не больше 17 лет. Он долго и нерешительно бродил между стеллажами с книгами и думал, думал, думал… В библиотеке вновь воцарилась тишина. Ее прерывали только редкие тяжелые вздохи библиотекаря Вероники Тимофеевны. А юноша тем временем все петлял, будто искал что-то конкретное, но не решался спросить. Я  помню его карие глаза. Искусанные губы. И взгляд, которым он смотрел на книги. В его глазах отражалась борьба неуверенности и смелости. О, это был неравный бой! Я хотела, чтобы он взял именно меня. И одновременно боялась этого. Вдруг он пожалеет об этом, вдруг не найдет понимания на моих страницах. Но, тем не менее, мне очень хотелось, чтобы он читал меня. Не всю жизнь. Хотя бы пару дней, а потом принес обратно, но до конца помнил бы мои белые страницы и стихи… стихи Ахматовой. Возможно, они смогут ему в чем-то помочь. Я думала, а он ходил и, вот, наконец, решился. Я поняла это по характерному жесту. Он вытащил правую руку из кармана, немного одернул куртку и шагнул к столику, за которым сидела седоватая и немного обречённая Вероника Тимофеевна. Она, опершись на иссохшую руку, мирно дремала, когда юноша оказался возле нее. В его глазах победу, наконец, одержала смелость. С минуту он стоял около старушки и не решался начать говорить. Но вот она сама очнулась от навалившейся дремоты, ласково, где-то даже по-матерински улыбнулась и спросила то, что положено спрашивать библиотекарям. Он ответил, что ему хотелось бы взять одну книгу, лежащую на последнем стеллаже. Сборник стихов Ахматовой. То есть меня.  Объяснил, что ищет книгу, которую будет читать долго. Он даже как-то слишком серьезно к этому подходил. Его хрипловатый голос отдавался эхом по всей библиотеке. И, когда Вероника Тимофеевна отвечала ему почти шепотом, я боялась, что может ее не услышать. Но он слышал, и вот, наконец, они оба направились ко мне. Ласковые  руки нашего библиотекаря трепетно взяли меня и передали в руки молодого человека. Те  обхватили меня и подняли на уровень глаз, в которых я увидела смелость.

Потом была улица. Он держал меня своей замерзшей рукой. А я потеряла счет времени.

Потом была квартира. Теплая, уютная квартира.

Потом было утро. Морозное утро.

А потом он пришел, взял меня, открыл, но не на первой странице. Он открыл примерно середину. Там было написано стихотворение, которое меня никогда не интересовало, но с тех пор я полюбила его больше остальных. Оно состоит всего из четырех строчек, но их достаточно:

Жить - так на воле,
Умирать - так дома.
Волково поле,
Желтая солома.

Он ненасытно перелистывал страницы. Зачитывался стихами. Он находился в мире человеческих чувств, который зачаровывает своей красотой и изысканностью, в мире природы, мире тонких раздумий. Это совсем особый мир. Несколько раз он даже переписал стихи   в маленький красный блокнот. Так продолжалось два дня. Он посвятил эти два вечера мне. Наверное, это были два лучших вечера в моей книжной жизни.  Он встретил «своего» близкого по мировосприятию «человека».  Потом он отнес меня обратно в библиотеку, потому что началась рабочая неделя, и у него было слишком много дел. А он не хотел совмещать работу и чтение. Ещё тогда я задумалась, какую роль книги играют в его жизни. Я помню, как он принес меня в библиотеку. Долго  и восхищенно рассказывал Веронике Тимофеевне о прочитанном. И долго говорил о том, что еще обязательно зайдет. Возьмет меня еще раз, чтобы дочитать до конца. А  я жутко боялась, что зайдет кто-то другой и заберет меня. Но шли дни. Вероника Тимофеевна так же тяжело вздыхала, а он не приходил. Я ждала его три недели. А потом отреклась от ожиданий. За эти три недели я многое поняла. Переосмыслила произведения Ахматовой и  начала искать ответ на свой главный вопрос: «Чем является для человека чтение?»

За эти годы я поняла, что минуты, проведенные человеком наедине с книгой, самые честные минуты в его жизни. Только в них он может признаться себе во многом. В том, что еще жива любовь, в том, что еще живы воспоминания, в том, что он тоже бы так смог поступить, как и герой, и в том, что он все- таки немного завидует  героям. Книги – это бесценная и бездонная казна знаний. Но не только знание и мудрость даёт книга. Возможность погрузиться в собственную душу, лучше понять себя – это тоже книга.

Для каждого книга – это  свой мир. Своя жизнь. Отношение к чтению может быть разным. Но я заметила, что книги являются связующей нитью поколений. Каждый читатель может найти себя в произведениях великих писателей. Сколько бы ни было ему лет, как бы он ни хотел разрушить догмы и опровергнуть все на свете, он не сможет не согласиться: книги – это наше прошлое, настоящее и будущее. Их роль неоценима. Они - фундамент нашего сознания.

Так хочется, чтобы всегда, всю жизнь был – человек с Книгой. А вот и эта страничка из сборника Бориса Слуцкого.

                                  Человек с книгой. Вообще человек

                                  С любой книгой, в любом трамвае,

                                  В душных залах библиотек,

                                  И, даже пальцем листы разрывая,

                                  Это почти всегда к добру:

                                  Плохие книги встречаются редко.

                                  Словно проба идёт к серебру,

                                  Идёт к человеку книгой метка.

                                  Моя надежда – читатели книг,

                                  Хочется высказаться о них.

                                  Они меня больше радуют,

                                  Чем, например, вниматели радио.

                                  Книгу почти всегда дочитают,

                                  Даже библиотечную, не только свою.

                                  Книгу берегут и переплетают,

                                  Передают из семьи – в семью.

                                  Радио – на миг. Газета – на день.

                                  Книга – на всю жизнь.

                                  Книга – ключ. Он открыт и найден.

                                  Крепче держись!



Предварительный просмотр:

                                 

                                    КОНКУРС  

            ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА  

                                                                                     

                  «КАСТАЛЬСКИЙ КЛЮЧИК»  

В РАМКАХ  КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  

                                                       

ПРОЕКТА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕНОК РОССИИ»

                 Я уйду                                                      

Я уйду. А вы даже не вспомните

Моих  глаз голубых раздолье; 

Вы со мной до последнего спорите, 

А я внемлю вам, безусловно. 

Мы одни в постаревшей комнате,

Моя слабость вам не под силу.

Что вы смотрите?

Что вы знаете?

Я ведь даже вас не любила.

Не любила, но не забуду,

Не жалею и  не корчусь от боли.

Пусть все будет по вашей воле,

Я  удерживать вас не буду.

Пусть уйду. А вы даже не встанете

Отворить предо мною двери,

Лишь последнюю ложь подарите -

И я снова ей не поверю.

Не поверю и не постигну

Вашей детской преступной нежности.

Наше небо абсурдно в безбрежности,

Я свободу ему воздвигну.

Вы ж живите, любите, стремитесь,

Побеждайте. Воюйте, но только

Напоследок ко мне обернитесь -

Я вернусь...

Я не знаю на сколько.

Я приду…

 Пусть распахнуты двери

Останутся.

А, впрочем, закройте.

Все разрушьте и снова постройте.

Я приду…

 

Слепой

Он говорил: приснился сон.

Стоял огромный белый клен,

И с неба  лился свет…

Там  было много солнца.

Непроизвольно он глаза прикрыл,

В  движении случайном этом

Обрел покой:

Он видел свет, взглянул на мир,

Коснулся чуда жизни.

Глаза

Как я люблю твои глаза!

В густой лазури растворяя

Все мысли,

Все мои слова, ты знаешь,

Я тебе вверяю.

Лишь строки эти

И любовь…

Быть может, для кого-то мало,

А если встанешь и уйдешь -

Не удержу -

Нет сил!

Устала!

Стучат упорные часы.

Ты властвуешь сейчас над ними.

Как капли северной росы,

Своей свободой покорили

Меня глаза твои,

Но все ж

Я выйду первой,

Не тревожься.

Не делай вид, что ты клянешься,

И не кляни холодный дождь.

Р. S.

К стихотворениям «Я уйду» и «Слепой» прилагаются  презентации.



Предварительный просмотр:

Моя душа перед душой автора

Я, будучи человеком заранее настроенным довольно скептически, была сильно удивлена тем, что меня так захватило чтение рассказов Александра Костюнина. Сначала, просмотрев презентацию о его жизни и творчестве, я  не отметила для себя ничего выдающегося. Человек-писатель, работающий по профессии, не связанной с литературой, пишет, фотографирует и рисует, но ведь так бывает очень часто. Да, признаюсь, довольно интересно стало почитать его произведения, но чисто с познавательной точки зрения, которая основывалась на том, что я сама частенько берусь за ручку и пытаюсь выплеснуть на ни в чем неповинный лист бумаги «радугу своих ощущений».  

Недолго раздумывая, я  открыла рассказ «Рукавичка», потому что восторженные отзывы других читателей не могли не заставить меня это сделать. Привычка сначала пробегать по строчкам наискось, на удивление, оставила меня сегодня. Иными словами, моя вторая натура  на время отошла от дел. Строчка за строчкой проходили у меня перед глазами. Проходили и проходили, словно люди в воскресное утро. Вроде бы никуда не торопятся, но так целеустремленно двигаются, что их никакими усилиями не остановишь. Вот еще одна строчка вновь осталась позади. И к своему изумлению, вскоре я обнаружила, что они закончились…Я дочитала. Минуту погодя в моей голове с шумом распахнулась расшатанная от частых «распахиваний» дверь, и туда поочередно вошли мысли. Они были все так просты, что писать их здесь, наверное, и не имеет смысла. Скажу лишь, что первая мысль вошла с маленьким кульком, похожим на сюжет рассказа воспоминаний, большим чувством вины и за собой тащила вечно опаздывающее осознание. Вот, собственно,  и все. Дальше я подумала: раз этот рассказ вызвал в моей голове отряд немаловажных мыслей, значит, нужно прочитать что-нибудь еще. Ведь не судят же автора по одному произведению, хотя судить я собственно никого и не собиралась, но все же…

Методом «тыка» следующим произведением оказался рассказ «Совенок». Он произвел на меня большее впечатление. Вновь строчки стройным маршем пошли перед моими глазами. Также ровно вошли в сознание должные мысли. Все так, как и ожидалось. После прочтения «Совенка» я, естественно, задумалась о человеческой преданности и, в первую очередь, о человеческой любви. О любви материнской, о любви юношеской, о девичьей и отцовской. Да и просто о любви человека к человеку, независимо от возраста, пола и происхождения. Эти «правильные» мысли побыли отведенное им  время в голове и ушли (что называется «по-английски»).

«Так»,- подумала я, пролистывая названия рассказов. На этот раз мне приглянулось название «Вальс под гитару». Уже даже как-то привычно я открыла этот рассказ и в предвкушении обыкновенного парада строчек уставилась на листы. Но строчки что-то медлили. Видимо, они плохо подготовились к шествию. Я начала читать. Сбивчиво, иногда останавливаясь и принимаясь перечитывать весь абзац заново, потому что понимала: мои мысли куда-то самостоятельно далеко ушли. Под  конец прочтения в том месте, где упоминается вальс «На сопках Манчжурии», я, не поленившись, нашла это произведение,  и на протяжении всего оставшегося прочтения оно мне аккомпанировало. А по завершении  я с удивлением отводила от книги полные слез глаза. В своей жизни я над книгой плакала единожды. Это была гениальнейшая повесть Бориса Васильева «В списках не значился». Но там мои слезы были, можно сказать, ожидаемы, а тут… и тема вроде не грустная, и рассказ вроде не большой, а сердце-то колотится, и слезы-свидетели катятся. Именно в этот момент мой скептицизм окончательно вышел из головы. И по отношению к Костюнину он уж не вправе вернуться.

Произведение, заставившее меня прослезиться, будто обнажает мою душу перед душой автора и ничего ближе быть уже не может. Вот и здесь так вышло. А как же мои мысли, постоянно врывающиеся в дверь? На этот раз они тихонько постучали. Я, естественно, открыла, и тут они необычным строем, а все вперемешку вбежали в голову и начали что-то судорожно говорить, говорить, говорить…на общем фоне музыки теперь уже любимого вальса.



Предварительный просмотр:

ФИО автора: Тимофеева Татьяна Андреевна

Округ: СВАО

Номер школы: Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №297

Класс: 10

Мы – другие…

Мы не гоним сны,

Под серебряными флейтами – дождями

В пляске с белыми резными облаками

Мы подходим, мы почти пришли.

Вы не верите, вы в ярости до дрожи.

Мы  - смеёмся. Может, мы смешны

Тем, что друг на друга не похожи.

Вы – безлики. Куклы без души.

Мы – другие…

Крылья и хвосты,

Когти, перья и чехол с гитарой.

Мы приходим к вам тропою старой,

Где когда-то рушились мосты.

Ваши боги – деньги и нажива.

Наши – ветер, солнце и луна.

Бьются за спиною два крыла.

Вы лишь существуете. Мы – живы.

Мы – другие…

Вздрогнули глаза.

Вы волнуетесь, шумите, словно море.

В вас живёт опасность, боль и горе,

И хрустальной кажется слеза.

Мы не злимся. В глубине души

Вы такие же. Вы знаете об этом.

Вы наполнены таким же нежным светом.

Только струны дрогнули в тиши…

Мы добрались. Мы уже дошли.