Деятельность по организации предпрофильного и профильного обучения
Дорогие ребята и родители!
Этот виртуальный кабинет по профориентации поможет вам получить полезные знания и развить необходимые навыки для правильного выбора профессии.
Что означают слова "Правильно выбрать профессию"?
Профессия в современном мире - это не только "инструмент" для зарабатывания денег.
Правильно выбранная профессия - это:
- возможность реализовать себя, развить свои таланты и способности
- oснова для уважения и самоуважения человека
- основа материального благополучия и возможности иметь многое для собственного развития и удовлетворения
- радость творчества
Для правильного выбора профессии необходимо многое - знание своих возможностей и способностей, информированность о мире профессий и учебных заведениях, умения принимать обдуманные решения.
Кабинет поможет вам:
- познакомиться с миром профессий
- познакомиться с описаниями профессий
- получить информацию о Вузах и колледжах
- пройти профориентационное и психологическое тестирование
- получить консультацию психолога о своих индивидуальных психологических особенностях и о том, как их учитывать при построении профессиональной карьеры
- получить консультацию по результатам психологической диагностики
- посмотреть видеоматериалы о профессиях
Интернет-помощник по профориентации:
Профориентация выбор профессии в Югре http://profor86.ru/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Детскородительская профориентационная игра для девятиклассников (выбор профиля) | 14.66 КБ |
Игровая программа "Лаборатория безопасности" | 55.31 КБ |
Какие профессии требуют знания английского языка | 57.5 КБ |
Круглый стол "Выбор профессии" | 709.03 КБ |
Мастер класс "Все работы хороши" | 9.41 КБ |
Моя будущая профессия | 64.11 КБ |
Одна профессия из тысячи | 17.78 КБ |
Проект профориентации «100 дорог – одна твоя» | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫБОР ПРОФИЛЯ
Детско-родительская профориентационная игра для девятиклассников
Материалы к игре
2 разноцветных круга (3 комплекта), А3 с таблицей «Классификация профессий», таблица «Типы профессий» - для каждого участника, ручки, булавки, 2 стенда, плакат А3 с таблицей «Принципы выбора»
5 карточек – на каждой карточке написан один принцип, листы А3, 6 маркеров, таблица «Карта приоритетов семьи» - для каждой семьи, лист с опросником ДДО – для каждого участника, таблица «Рейтинг востребованности профессий» - для каждой семьи, таблица «Рейтинг выездных профессий» - для каждой семьи, плакат «Карта интересов» (на половине ватмана)
Участники игры
Учащиеся 9-х классов, их родители, классные руководители 9-х классов, по возможности администрация (директор, завуч) – до 40 человек.
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ
Игра начинается с разминки. Стулья в зале стоят полукругом перед стендами.
Ведущий. Здравствуйте! Нам сегодня предстоит подумать о будущем, а точнее – о будущей профессии девятиклассников. Мы постараемся выбрать профиль их обучения, который в дальнейшем приведет к выбору конкретной специальности и факультета в ВУЗе.
Я вижу, что здесь много родителей, которые хотят помочь своим детям в этом выборе. Давайте для начала задумаемся над тем, а кто же должен делать этот выбор (профиля обучения) – сам ребенок или родители? Вот два круга: один из них – ребенок, другой – родитель. Сейчас, пожалуйста, подумайте и положите эти круги так, чтобы они показали ваше мнение по поводу того, кто должен «ставить последнюю точку» в выборе профессиональной направленности ребенка? Степень наложения кругов друг на друга будет показывать влияние родителей на профессиональный выбор ребенка.
(Пауза)
Кто готов? Пожалуйста.
Первый доброволец накладывает круги друг на друга определенным образом.
Ведущий. Есть ли у кого-то другое мнение? Пожалуйста.
Обычно бывает три варианта наложения кругов: либо они соприкасаются по касательной; либо пересекаются в большей или в меньшей степени; либо накладываются один на другой.
Ведущий. Кто еще хочет заявить свою позицию? Если желающих нет, то я предлагаю всем сейчас встать и подойти к тому варианту, который вам близок.
Образуется несколько групп.
Ведущий. Группы, скажите о своем настроении одной фразой. Спасибо. Прошу всех сесть на свои места. Мы еще вернемся к этому вопросу.
А сейчас мы хотели бы предложить вам механизм, который на наш взгляд, поможет и родителям и ребенку сделать выбор профиля обучения более осознанным. В данный момент развития нашего общества нам предлагается очень много специальностей и профессий, среди которых мы можем просто потеряться. Чтобы этого не произошло, мы предлагаем воспользоваться классификацией профессий. Она разделяет все профессии на пять групп по предмету труда, с которым человеку приходится иметь дело на протяжении всей трудовой деятельности. Классификация выглядит так: Ведущий вешает на стенд плакат А3 с таблицей «Классификация профессий» (приложение 1) и дает пояснения относительно каждого типа профессий.
Ведущий. Сейчас вы (и взрослые, и дети) сделаете первоначальный выбор. Я раздам каждому из вас лист с таблицей «Типы профессий». Учащиеся поставят галочку около того типа профессий, который они хотели бы выбрать для себя. Пока вы руководствуетесь только своими желаниями.
Родители поставят галочку около того типа профессий, который считают желательным для своего ребенка.
Ведущий раздает таблицу «Типы профессий» (приложение 3) каждому участнику игры.
Ведущий. Это ваш выбор. Но для окончательного выбора вы должны учесть очень много условий. Мы предлагаем вам пользоваться пятью принципами.
Ведущий вешает на стенд плакат с таблицей «Принципы выбора» (приложение 2) и дает пояснение по каждому из них
Ведущий. Мы сейчас разобьемся на группы и обсудим эти принципы.
Ведущий произвольно делит аудиторию на пять групп (по секторам), вызывает по одному представителю от каждой. Представитель вытягивает карточку (из пяти предложенных), где написан тот или иной принцип.
Ведущий. Представьте, что вы делаете выбор профиля, опираясь только на тот принцип, который написан у вас на карточке. Обсудите в группе, почему важно использовать именно этот принцип? У вас есть 5-7 минут, а также лист бумаги и фломастер. Выберите одного человека, который будет защищать этот принцип перед аудиторией.
Группы проводят обсуждение и записывают свои аргументы на листах. Затем происходит защита этого принципа.
Ведущий. Спасибо. Мы выслушали аргументы всех групп. Теперь вам легче будет учесть эти принципы в вашем собственном окончательном выборе. Сейчас вы к этому и приступите. Сядьте, пожалуйста, семьями. Каждая семья получит индивидуальную «Карту приоритетов».
Ведущий раздает подписанные карты (приложение 4), а также вешает на стенд увеличенную копию такой карты, куда по ходу работы вместе с семьями заносит новую информацию.
Ведущий. Итак, для начала занесите в карту (в первую и вторую строки) свои первоначальные выборы, которые вы сделали в таблице «Типы профессий». Обсудите, совпали ли ваши выборы. Теперь приступим к обсуждению других факторов, которые также нужно учитывать при выборе профессии. Вы, ребята, наверное, помните, что на уроках психологии мы с вами заполняли дифференциально-диагностический опросник (ДДО). Но за прошедшее время что-то могло измениться. Поэтому сейчас вы, а также ваши родители заполните его еще раз. (Ведущий раздает бланки опросника) В опроснике есть инструкция по его заполнению. Родители, пожалуйста, заполните опросник так, как вам бы хотелось, чтобы его заполнил ваш ребенок. Потом вместе обработаем и сравним результаты. Эти результаты заносятся в карту (в третью и четвертую строки)
Пятая строка карты – это «Семейные традиции». Если у вас в семье есть такие традиции, то поставьте в соответствующей колонке знак «+». Если нет, то не ставьте ничего.
Шестая строка карты – это «Учебная успешность». Вспомните, по каким учебным предметам вы объективно успеваете лучше, и поставьте в соответствующей колонке знак «+».
В это время ведущий все фиксирует на стенде, показывая, как правильно заполнять карту.
Следующая строка карты заполняется заранее. А называется она «Мнение учителей». Для ее заполнения требуется дополнительная подготовка. Заключается она в том, что психолог заранее раздает учителям, которые давно знают детей, карты с типами профессий и просит заполнить на всех детей эту таблицу. То есть написать, какому ребенку подходит тот или иной тип профессии. Затем психолог заносит эти данные в индивидуальные карты приоритетов. Таким образом семья получает экспертные оценки учителей.
Ведущий. Теперь озаглавим строку с загадочными плюсами, уже поставленными в ваши карты в седьмой строке. Как вы думаете, откуда они взялись? Их поставили ваши учителя, которые знают детей достаточно давно. Можете записать – «Мнение учителей» и обсудить результаты.
Следующая строка (восьмая) – «Востребовательность профессии обществом». Я раздам вам таблицу «Рейтинг востребовательности профессии», взятую из журнала «Карьера» (приложение 5). Она отражает современные тенденции в обществе. Это рейтинг самых востребовательных профессий на рынке труда. Если выбранная вами профессия или профиль совпадает с какой-то профессией из рейтинга, то вы ставите в свою карту «+» в соответствующую колонку в восьмой строке. Если ваш интерес не отражен в рейтинге, то строка остается пустой.
Следующая строка (девятая) – «Востребовательность профессии за рубежом». Я сейчас раздам вам таблицу «Рейтинг выездных профессий» (приложение 6). Ели выбранная вами профессия или профиль совпадает с какой-то профессией из рейтинга, то вы ставите в свою карту «+» в соответствующую колонку в девятой строке. Если ваш интерес не отражен в рейтинге, то строка остается пустой.
Последняя строка (десятая) – «Наличие возможностей для поступления в ВУЗ». Может быть, ваша семья уже ориентируется на какой-либо ВУЗ (знает преподавателей, репетиторов, которые гарантируют поступление в этот ВУЗ вашему ребенку). Может быть, есть и другие факторы, которые помогут вашему ребенку поступить в этот ВУЗ. Та колонка, к которой относится профиль института, получает «+».
На этом заполнение таблицы заканчивается. Ведущий тоже завершает заполнение тренировочной таблицы и показывает, что нужно дальше с ней делать.
Ведущий. На ваш взгляд, в таблице «Карта приоритетов семьи» отражены наиболее важные факторы, которые необходимо учитывать ребенку при выборе профиля обучения. У вас сейчас будет время обсудить в семье, что же у вас получилось. Посчитайте все плюсы в вашей карте по вертикальным колонкам. То есть каждый тип профессии должен получить общую сумму плюсов. И если есть возможность, сделайте здесь и сейчас выбор профиля. Отметьте также, какой принцип явился для вас самым важным при выборе профиля. У вас есть 5-7 минут.
Семьи делают эту работу. Ведущий подходит и отвечает на возникающие вопросы.
Ведущий. Теперь хотелось бы попросить вас всех сесть в один круг. И если можно – поделитесь с нами, что же вы выбрали, какой фактор учитывали в первую очередь? Была ли сегодняшняя встреча для вас полезной? Если да, то почему? Если нет, то почему?
Обсуждение не должно быть долгим. Обязательно подвести итоги игры.
Приложение 1.
- Человек - природа
- Человек – техника
- Человек – человек
- Человек – знаковая система
- Человек – художественный образ
Приложение 2.
ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА
- Личные интересы ребенка
- Семейные традиции
- Учебная успешность ребенка
- Востребованность профессии обществом
- Наличие возможностей для поступления в ВУЗ
Приложение 3.
Человек – природа | Человек – техника | Человек- человек | Человек – Знаковая система | Человек- Художественный образ |
Микробиолог Агроном Зоотехник Мастер-плодоовощевод Ветеринар Контролер-приемщик фруктов Мастер-животновод Аппаратник выращивания дрожжей Агроном по защите растений Зооинженер Летчик-наблюдатель рыбного хозяйства Егерь Биолог-исследователь Флорист Садовник Геолог Пчеловод Почвовед | Слесарь-сборщик Техник-механик Техник-технолог общественного питания Электрослесарь Инженер-механик Инженер-электрик Мастер-диагност техники Слесарь-ремонтник Токарь Оператор прокатного стана Раскройщик верха обуви Раскладчик лекал Инженер-конструктор Водитель Антенчик-мачтовик Водолаз Радиотехник Швея Связист | Парикмахер Продавец Инженер-организатор производства Врач Учитель Судебно-медицинский эксперт Врачебно-трудовой эксперт Социолог Педагог Тренер Мастер производственного обучения Инженер-педагог Экскурсовод Воспитатель Организатор-производства Организатор торговли Следователь Адвокат Дознаватель Хирург Инспектор милиции Психолог Менеджер по продажам Торговый представитель Няня Официант Администратор | Программист Чертежник-картограф Математик Редактор издательства Языковед Финансист Оператор фотонаборного автомата Корректор Бухгалтер-ревизор Контролер полиграфной продукции Стенографистка Телеграфист Нотариус Радиооператор Фотограф Почтовый работник Делопроизводитель Логист Маркетолог Специалист по налогообложению Аудитор Радист Плановик | Художник-декоратор Художник-рестовратор Настройщик музыкальных инструментов Концертный исполнитель Артист балета Артист театра Искусствовед Музыковед Театровед Цветовод-декаратор Живописец по фарфору Лепщик архитектурных деталей Дизайнер интерьера Композитор Имиджмейкер Бренд-менеджер Специалист по рекламе Маляр Гравер Фотограф Стеклодув Шлифовальщик камней |
Приложение 4
КАРТА ПРИОРИТЕТОВ СЕМЬИ
Профиль Параметры выбора | Человек – природа | Человек- техника | Человек- человек | Человек- Знаковая система | Человек- Художественный образ |
1. выбор ребенка | |||||
2.выбор родителя | |||||
3.личные интересы (мнение ребенка) | |||||
4. личные интересы (мнение родителей) | |||||
5. семейные традиции | |||||
6. учебная успешность | |||||
7. мнение учителей | |||||
8. востребован ность профес сии обществом | |||||
9. востребован ность профес сии за рубежом | |||||
10. наличие возможностей для поступления в ВУЗ | |||||
итог |
Приложение 5.
РЕЙТИНГ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПРОФЕССИЙ
Место в рейтинге | Название профессии |
1 | Торговый представитель |
2 | Менеджер по продажам |
3 | Бухгалтер |
4 | Финансовый директор |
5 | Инженер |
6 | Программист |
7 | Маркетолог |
8 | Бренд-менеджер |
9 | Специалист по рекламе |
10 | Системный администратор |
11 | Специалист по налогообложению |
12 | Артдиректор |
13 | Менеджер интернетпроектов |
14 | Аудитор |
15 | Логист |
16 | Корпоративный юрист |
Приложение 6.
РЕЙТИНГ ВЫЕЗДНЫХ ПРОФЕССИЙ
Место в рейтинге | Название профессии |
1 | Солист оперы, балета, артист оркестра |
2 | Радиоинженер- разработчик спутниковой телефонной связи |
3 | Специалист по аэрокосмической технике |
4 | Математик, кибернетик |
5 | Программист |
6 | Физик-атомщик |
7 | Аграрий, ветеринар |
8 | Преподаватель (химии, металлообработки) |
9 | Эколог |
10 | Инженер лесного хозяйства |
11 | Биолог |
12 | Врач-ренгенолог |
13 | Инженер по биомедицинской технике |
14 | Инженер - кораблестроитель |
15 | Инженер - химик |
16 | Капитан каботажного плавания |
Предварительный просмотр:
Пословицы и поговорки о ЗОЖ
- Бросай курить ………. вставай на лыжи
- Здоровье в порядке ………. спасибо зарядке
- Надо, надо умываться ………. по утрам и вечерам
- В хоккей играют ………. настоящие мужчины
- Закаляйся ………. если хочешь быть здоров
- Солнце, воздух и вода ………. наши лучшие друзья
- Курить ………. здоровью вредить
- В здоровом теле ………. здоровый дух
Предварительный просмотр:
Активно-игровая программа для учащихся 5-7 классов
«Лаборатория безопасности»
Авторы методической разработки
Петрова Екатерина Леонидовна – заместитель директора по учебно- воспитательной работе, педагог дополнительного образования Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Вахитовского района г. Казани
Кочин Михаил Викторович – методист организационно-массового отдела, педагог дополнительного образования Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Вахитовского района г. Казани
Цели мероприятия
- Образовательная: ознакомление воспитанников с основными службами спасения, а также с основами безопасности жизнедеятельности человека
- Воспитательная: формирование культуры поведения и воспитание гражданской ответственности в случае возникновения чрезвычайной ситуации
- Развивающая: формирование логического мышления учащихся, развитие внимания, памяти, наблюдательности.
Задачи мероприятия
Образовательные:
- формирование и закрепление первичных знаний о службах спасения: их специфике, назначении, способах контакта
- ознакомление воспитанников с основами безопасности жизнедеятельности человека
Воспитательные:
- формирование культуры поведения воспитанников при пожаре, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях
- воспитание гуманизма, толерантности, гражданской ответственности в случае возникновения чрезвычайной ситуации
- формирование адекватного отношения воспитанников к причинам возникновения чрезвычайных ситуаций и людям, оказавшимся в чрезвычайной ситуации
- формирование уважительного отношения воспитанников к своему здоровью и здоровью окружающих
Развивающие:
- повторение и закрепление алгоритма действий в чрезвычайной ситуации
- формирование у воспитанников способностей к анализу, синтезу и сравнению изучаемых предметов и явлений
Особенности роли педагога
Особенности педагогического воздействия на ребенка в данном случае заключаются в том, что педагог в глазах детей на время перестает быть учителем, становясь другом, помощником, товарищем. Созданная во время мероприятия неформальная игровая атмосфера помогает раскрыть важнейшие качества личности, таланты и способности каждого ребенка. Эта атмосфера наделяет активно–игровую программу особой психокорректирующей функцией, где каждый ребенок открыт для внесения позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личностных показателей, а именно формируется уважительное отношение к себе, в ходе досуговой активности преодолеваются личные недостатки. Поэтому значение подобной педагогической работы оценивается тем выше, чем выше способность и умение педагога, не выходя из роли товарища, помощника, воздействовать на обучающихся, тонко, исподволь корректировать недостатки и обращать внимания на достоинства личности каждого ребенка, тем самым, создавая для обучающихся «ситуацию успеха». К тому же, игровая форма деятельности близка каждому ребенку, поэтому с ее помощью можно, избегая назидательности и излишнего пафоса, объяснить ребенку важнейшие общечеловеческие ценности, такие как человеческая жизнь, здоровье, сострадание, взаимопомощь, взаимовыручка, взаимопонимание.
Условия реализации
Для реализации программы необходимо наличие 3 кабинетов (секторы Лаборатории Безопасности – «красный», «желтый» и «зеленый»), в одном из которых можно было бы проводить подвижные игры и конкурсы (каб. 1 – в нем также проходит начало и конец мероприятия), а в двух других (каб. №№ 2, 3) необходимо поставить по два стола, за которыми можно было бы выполнять письменные задания. В каждом кабинете – «секторе» работает один педагог. Во всех кабинетах необходимо наличие либо мультимедийных установок с экраном, либо компьютеров, с возможностью вывода текстовой информации и изображений на экран большого телевизора.
Организация работы на занятии
В мероприятии принимают участие три класса одной параллели.
Работа на мероприятии проходит в несколько этапов.
Первый этап – организационный – проходит в каб. № 1, который в начале мероприятия носит название «Центральный сектор» Лаборатории Безопасности, а затем трансформируется в «Красный сектор». Здесь происходит знакомство с участниками мероприятия, приветствие от лица персонажей, ведущих мероприятие (в данном случае «научных руководителей» секторов Лаборатории безопасности), обозначение темы мероприятия. Классы становятся тремя командами (группами «студентов»), выбирают капитана команды (в данном случае – «старосту группы»), придумывают название команды, соответствующее тематике мероприятия.
Второй этап – собственно путешествие по секторам Лаборатории Безопасности: «Красному сектору», в котором изучается служба 01 (МЧС), «Желтому сектору», в котором изучается служба 02 (милиция) и «Зеленому сектору», в котором изучается служба 03 (скорая помощь). Две команды расходятся по двум секторам Лаборатории Безопасности «Желтому» и «Зеленому» (каб. №№ 2 и 3), третья команда остается в первом «Центральном секторе», который к этому времени превращается в «Красный сектор» (каб. № 1). Работа в каждом секторе длится 20 минут. По окончанию работы в одном секторе команды меняются и по определенному графику переходят в другой сектор, затем в третий. В результате каждая команда должна побывать в каждом секторе. В секторах «студенты» выполняют задания «научных руководителей» и за хорошую работу в секторе получают «молекулу безопасности» красного, желтого или зеленого цвета. Цвет молекулы означает, в какой сектор команда отправится дальше. Например, «молекула» зеленого цвета означает, что команда идет в «Зеленый сектор», желтого – в «Желтый сектор», красного – в «Красный сектор».
Третий этап – заключительный – команды и «научные руководители» «секторов» Лаборатории Безопасности возвращаются в первый зал (где проходило начало мероприятия), теперь это снова «Центральный сектор» Лаборатории Безопасности. Здесь «студенты» проходят итоговые испытания. Все «молекулы безопасности», полученные в «секторах» Лаборатории Безопасности опускаются в специальную коробку – «Базу данных» и на экран выводится Формула Безопасности.
Использованная литература
- Волохова Н.Г. и др. «Сценарии школьных праздников. Часть 1» М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
- «Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Е.Н. Степанова» М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. «Кипарис – 2. Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе». М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Лизинский В.М. «Приемы и формы в воспитании». / Центр «Педагогический поиск», 2004.
- Толченов О.А. «Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия». М.: Владос, 2001.
- Торгашев В.Н. «В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы». Игры. М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Щуркова Н.Е. «Классное руководство: игровые методики» М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Журнал «Дополнительное образование» № 9, № 10 2008 г.
- Журнал «Внешкольник» № 2, 4 ,5 2008 г., № 1, 4, 7, 9 2009 г.
- www.yandex.ru (поисковая система)
- www.Google.ru (поисковая система)
Приложение
- атрибуты, необходимые для программы:
Общие атрибуты: «молекулы безопасности» - маленькие пластмассовые шарики красного, желтого и зеленого цвета (каждого цвета по 3 штуки), 3 разноцветных (красный, желтый и зеленый) небольших контейнера для сбора «молекул безопасности», которые капитаны команд («старосты группы») могли бы носить с собой.
Атрибуты для выполнения заданий в «Красном секторе»: спортивные палки (4 шт.) – «носилки», два мяча для фитбола.
Атрибуты для выполнения заданий в «Желтом секторе»: карточки с названиями милицейских профессий и определениями этих профессии, листы бумаги и ручки для составления слов из букв слова «БЕЗОПАСНОСТЬ».
Атрибуты для выполнения заданий в «Зеленом секторе»: два мольберта, с картинками для проверки памяти и внимания участников, газеты для складывания головных уборов.
Атрибуты для выполнения заданий в «Центральном секторе»: два пустых пластмассовых ведра, пословицы и поговорки о здоровье.
- аудиоматериалы: торжественная музыка на начало мероприятия, веселая музыка на подвижные конкурсы, спокойная музыка на выполнение письменных заданий;
- видеоматериалы (экран): приложение № 1
- наглядные пособия: приложение № 2
Предварительный просмотр:
Сферы интересов
Физика
Математика
Автодело
Компьютер и оргтехника
Химия
Биология и сельское хозяйство
Медицина
География, экология
История
Филология, журналистика
Искусство
Педагогика
Труд в сфере обслуживания
Военное дело, МЧС
Право
Предварительный просмотр:
«Все работы хороши, выбирай на вкус!»
МАСТЕР-КЛАСС
(психологический тренинг с элементами игры)
Составили:
Альфимова Ирина Валентиновна
педагог- психолог МОУ
«Гимназия № 14 г. Йошкар-Ола»
Свинцова Наталья Викторовна
педагог-психолог МОУ «СОШ № 19
с углублённым изучением отдельных
предметов»
Дюжева Анастасия Михайловна педагог-психолог ГОУ «Лицей Бауманский»
Йошкар-Ола
2011г.
Участники: обучающиеся школ города 8-11 класс
Тема: «Все работы хороши, выбирай на вкус!»
Цель: познакомить обучающихся с профессиональными и личностными качествами различных профессий
Задачи:
- Создание позитивного настроя
- Создание атмосферы единства
- Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути
- Расширение представлений о мире профессий
- Рассмотрение профессионально важных качеств, обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности
Материалы к занятию:
- Листы бумаги А 4
- Карточки с названием профессий (20 штук)
- Карточки с мотивационным направлением (3 штуки)
- Ватман (4 листа)
- Краски
- Кисточки
- Стаканы
- Маркеры
- Журналы
- Клей
- Ножницы
- Пластилин
- Цветная бумага
- Цветные карандаши
- Магнитофон и музыкальный диск
- Дополнительные материалы (бусы, ракушки, камушки, бисер и т.д.)
Ход проведения:
- Вводная часть:
Игровое упражнение: «В детстве я хотел быть…» (5 минут)
Цель упражнения: формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
Участники становятся в круг. Каждый участник представляется и говорит, кем бы он хотел быть в детстве, показывая профессию с помощью невербальных средств общения. Группа повторяет движение по кругу за каждым участником.
Игровое упражнение: «Поменяйтесь местами те, кто…» (5 минут)
Цель упражнения: помочь участникам ближе узнать друг друга.
- Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте все те, кто родился весной" - и все, кто родился весной должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.
- Основная часть:
Мозговой штурм (10 минут)
Цель: определить профессии по мотивационным направлениям.
Команда разбивается на три группы. Ребятам будут представлены три направления:
- Социально- значимые профессии
- Престижные профессии
- Высокооплачиваемы профессии
По каждому направлению группы должны назвать за определенное время как можно больше профессий. Затем после коллективного обсуждения, выбирается профессия, которая получила наибольшее количество голосов.
Коллективно-творческая деятельность (25 минут)
Цель: создание портрета представителя определенной профессии
Каждая группа должна создать портрет представителя определенной профессии и с помощью карточек определиться с подарком для другой группы.
1) Игровое упражнение «Подарок»
«Представьте, что нас пригласили на день рождения фирмы (организации, учреждения и т.д.) друзья. Отказаться и не пойти никак нельзя. При этом важно выполнить три условия: 1) подарок должен содержать намек на их профессию; 2) подарок должен быть с «изюминкой», то есть быть веселым, необычным; 3) подарок должен быть доступным по цене.
2) Игровое упражнение «Маскарад»
В данной игре участники придумывают наиболее интересный и необычный маскарадный костюм для заранее определенной профессии. Например, для профессии предприниматель это может оказаться костюм в виде изящного галстука «в клеточку», для профессии экономист – костюм «деревянного рубля» и т.д.
3) Игровое упражнение «ПВК»
Участники команды должны подготовить словесный портрет представителя определенной профессии с учетом профессиональных и личностных качеств.
- Заключительная часть
Представление продукта коллективно- творческой деятельности (7 минут)
Каждая команда представляет продукт коллективно-творческой деятельности
«Портрет представителя определенной профессии»
Игра: «Поступь профессионала» (5 минут)
Цель: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями
Общая инструкция: «Данное игровое упражнение одновременно очень необычное и очень простое. Мы попробуем изобразить те или иные профессии с помощью походки. Сейчас каждый из Вас по очереди встанет со своего места, спокойно подойдет ко мне и вытянет карточку с названием профессий. После этого он продемонстрирует походку данной профессии. Остальные должны будут внимательно наблюдать за ним и постараются отгадать профессию, с которой у Вас проассоциировалась его походка. Известно ведь, что по походке можно иногда узнать (угадать), работает человек грузчиком или артистом балета, военным или бухгалтером и т.д.».
Обсуждение. Подведение итогов. Обратная связь. (3 минуты)
Ожидаемые результаты:
- Овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими
- Формирование представлений обучающихся о мире профессий
- Развитие умения планировать профессиональную карьеру, используя знания о профессиональных и личностных особенностях определенной профессии
- Овладение искусством самопрезентации
- Создание продукта коллективно-творческой деятельности: «Портрет представителя определенной профессии»
Список литературы:
- Жижова О. «Перспектива успеха». Газета «Школьный
психолог» № 17 сентябрь 2006: Издательский дом «Первое сентября»
2. Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997
3. Романова Е.С.
99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2- изд. СПб.: Питер, 2006
- Резапкина Г. «Уроки выбора профессии». Газета «Школьный
психолог» № 14 июль 2006: Издательский дом «Первое сентября»
- Толстик С. «Клуб знатоков профессий». Газета «Школьный
психолог» № 4 февраль 2007: Издательский дом «Первое сентября»
- Шеховцова Л., Шеховцов О.
Психологическое сопровождение выбора профессии в школе: - СПб.: ООО Издательство «Северо-Запад»; Ростов н/Д.: Издателсьво «Феникс», 2006.
Предварительный просмотр:
Государственное автономное учреждение Республики Коми
«Коми республиканский информационный центр оценки качества образования»
Отдел профориентационной работы
«Моя будущая профессия»
Программа
цикла занятий с элементами тренинга для подростков, находящихся на отдыхе в летних оздоровительных лагерях и летних трудовых площадках при общеобразовательных учреждениях
Составитель: Ширяева Т.В,
педагог-психолог
Предварительный просмотр:
Викторина для 8-9 классов.
«Одна профессия из тысячи…»
Цель: познакомиться с профессиями и с востребованностью их на рынке труда.
Подготовительный этап: Опрос старшеклассников из других школ по вопросам конкурса и определение самых популярных ответов.
I. Вступление
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о профессиях. Каждый из вас в будущем будет стоять перед выбором: кем быть? И для того, чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо «погрузиться» в мир профессий. Термин «профессия» происходит от латинского корня, означающего: говорить, объявлять, заявлять. «Как необходимо выбирать себе профессию?», «Чем руководствоваться при выборе?» на эти и другие вопросы мы с вами сегодня постараемся ответить.
Вы должны всегда понимать, что выбор профессии - это сложный выбор, выбирая профессию, вы выбираете свою судьбу.
А насколько вы хорошо сами ориентируетесь в мире профессий, мы с вами выясним в игре, которая называется «Одна профессия из тысячи…»
Правила игры. Класс делится на 2 команды. Игра состоит из 5 туров.
В I и II турах командиры выходят к учителю и соревнуются между собой за право отвечать на вопросы первыми. Все члены команды, получившей право отвечать первыми, дают по одному ответу на вопрос, эта команда также имеет право на 2 ошибки. Если команда все же допустила 2 ошибки, то право ответа переходит к команде соперников. Каждый участник команды соперников предлагает ответ, капитан делает выбор из предложенных. Если команда соперников отгадывает правильный ответ, то вся сумма набранных очков переходит к ней.
Тур III, IV, V проходит по другим правилам. Учитель дает командам задание, участники команд, обсудив задание, дают ответ, который оценивается в 1 балл.
I тур – «Сделай правильный выбор!»
Учитель: Перед игрой был проведен опрос 30-ти учащихся 8-9 классов других школ.
Капитаны команд соревнуются за право отвечать первыми.
Вопрос: Какие критерии определяют выбор профессии?
Все ответы скрыты от участников!
- нравится (приносить удовлетворение) -12б
- достаток (зарплата)-10б
- работать в будущем в хороших условиях-7б
- необходимость в данных специалистах-1б
Команды дают свои ответы, если ответ совпадает с ответом на доске, появляется ответ и сумма баллов за него.
Учитель:
Поведем итог. Для того, чтобы сделать правильный выбор, необходимо:
1) Профессия должна нравиться. Т.о. работа, которую вы будете выполнять, должна приносить вам удовольствие.
2) Немаловажна также заработная плата, которую вы будете получать за свой труд. Так как оплата вашего труда и есть тот уровень жизни, который вы себе сможете обеспечить
3) Работа в хороших условиях - тоже важный показатель при выборе профессии. Одно дело, когда после окончания вуза вы придете на предприятие, будете работать в кабинете и совсем другое, когда вам придется ехать в партию как геолога в тундру, где нет хороших условий для жизни и работы.
II тур – «Все «за» и «против»».
Капитаны команд соревнуются за право отвечать первыми.
Самые, на ваш взгляд, востребованные профессии?
- юрист-11б
- менеджер-6б
- директор-3б
- певец-1б
Учитель: Одна из основных причин при выборе - это востребованность профессии. Некоторым выпускникам ВУЗов приходится уезжать далеко от дома, чтобы найти место работы по специальности.
На сегодняшний день в Республике Коми самыми востребованными профессиями являются – страховой агент, водитель, воспитатель, врач, инженер, машинист бульдозера, медицинская сестра, повар, продавец, электрогазосварщик и т.д.
Учитель подсчитывает сумму баллов за 2 конкурса.
III тур – «Учиться в школе на отлично!»
Задание: Написать на доске, с какими профессиями связаны следующие предметы, которые мы изучаем в школе (за каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу):
Каждый участник команды выходит к доске и записывает пример профессии
Например:
ГЕОГРАФИЯ МАТЕМАТИКА
картограф бухгалтер
геолог экономист
менеджер по туризму программист
топограф
IV тур – «Загадки о профессиях»:
Задание: В большой игре вы должны ответить на загадки о профессиях. Команды отвечают по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда затрудняется дать ответ, то право ответа получает вторая команда и получает за правильный ответ 2 балла.
1) Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу.
Ответ: Водитель
2) Педиатра ты не бойся,
Не волнуйся, успокойся,
И, конечно же, не плачь,
Это просто детский ...
Ответ: Врач
3) С белым мелом и с указкой
Он проводит нам урок!
И рассказывает классно
Наш любимый ...
Ответ: Педагог
4) Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
Ответ: Повар
5) Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз - и помним вас.
Ответ: Фотограф
6) Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку,
На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку.
Ответ: Шофёр
7)В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он ...
Ответ: Артист
(Использованы материалы с сайта http://littlehuman.ru/700/)
V тур - «Группы профессий».
Все профессии делят на 5 типов (типы профессий написаны на доске).
Задание: ознакомиться с типом профессии и с его характеристиками. Привести примеры профессий каждого типа письменно на карточке. После того, как команда справится с заданием, капитаны записывают ответы на доске. Если у команды соперников есть дополнения, то каждый ответ оценивается в 1 балл.
Карточка №1 Тип "Человек-человек". (работа с людьми, коллективами). Специалисты в этих областях должны уметь устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние других людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие доброжелательность. | Карточка №2 Тип "Человек-техника". Это профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств эксплуатацией технических средств ремонтом техники . |
Карточка №3 Тип "Человек-знаковая система". Сюда относятся профессии, связанные с текстами с цифрами, формулами, таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. | Карточка №4 Тип "Человек-художественный образ". Это профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием, созданием художественных произведений с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. От человека этого типа требуется художественный вкус, богатое художественное воображение и т.д. |
Карточка №5 Тип "Человек-природа". К этому типу можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы с уходом за растениями и животными с профилактикой и лечением заболеваний растений. Этот тип профессий требует выносливости и терпеливости к недостатку комфорта. | Карточка №5 Тип "Человек-природа". К этому типу можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы с уходом за растениями и животными с профилактикой и лечением заболеваний растений. Этот тип профессий требует выносливости и терпеливости к недостатку комфорта. |
Каждая команда на доске вписывает примеры профессий, объясняя свою точку зрения.
Подведение итогов. Награждение команды победителя.
Учитель: Итак, ребята, скоро вы будете стоять перед сложным выбором. Чтобы еще раз подумать над ответом на этот вопрос хочу предложить вам тест, который поможет вам определить, какие способности есть у вас к той ли иной профессии.
Учитель раздает каждому учащемуся тест. (Приложение №1)
Учитель самостоятельно обрабатывает ответы учащихся и индивидуально беседует с каждым учащимся.
Инструкция к тесту
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Приложение №1
Тестовый материал
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) | 15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Ключ к тесту
Типы профессий | Номера вопросов |
Человек-природа | 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а |
Человек-техника | 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а |
Человек-человек | 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а |
Человек-знаковая система | 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б |
Человек-художественный образ | 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б |
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Интерпретация результатов теста. Учащимся в личной беседе рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:
- «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
- «человек–техника» –все технические профессии;
- «человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
- «человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
- «человек–художественный образ» –все творческие специальности.
(Использованы материалы с сайта http://vsetesti.ru/280/)
Предварительный просмотр:
Проект профориентации «100 дорог – одна твоя».
Проблема: Отсутствие условий для успешного профессионального самоопределения выпускников среднеспециальных общеобразовательных учебных заведений.
Цели проекта:
- Создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества.
Задачи:
- помочь обучающимся осознать свои желания и возможности; исследовать способности, интересы, интеллектуальные и личностные особенности;
- дать полную информацию обучающимся среднеспециальных общеобразовательных учебных заведений города.
- познакомить обучающихся с востребованными профессиями на рынке ХМАО.
Мероприятия, направленные на профориентацию обучающихся 9 классов
с учетом поставленных задач:
Диагностический этап:
На диагностическом этапе проведено анкетирование, в котором было выявлено что: 22% обучающихся в 9Д классе еще не определились с выбором профессии и местом дальнейшего обучения, 17% затрудняются с выбором профессии, но выбрали учебное заведение. Посредством анкетирования были определены средние образовательные учреждения для экскурсий. Такие как: Нефтяной техникум, Нижневартовский медицинский колледж, Нижневартовский социально-гуманитарный колледж, Нижневартовский политехнический колледж.
Мероприятие | ответственный | Срок выполнения | ||
1 | Анкетирование | Басырова И.Н., психолог | Январь | |
2 | Индивидуальные консультации «Востребованные профессии на рынке ХМАО» | Басырова И.Н. | Февраль | |
3 |
Ознакомительный этап:
Мероприятие | ответственный | Срок выполнения | ||
1 | Классный час «Знакомство с профилями в других школах города Нижневартовска» | Басырова И.Н., психолог | Февраль | |
2 | Беседа с работником ЖКХ | Завуч Рубанова Е.А. | 1 Февраля | |
3 | Экскурсии «Средние образовательные учебные заведения города Нижневартовска» -НПК -Нефтяной техникум -Нижневартовский социально-гуманитарный колледж | Басырова И.Н. | Март | |
3 | Городская профориентационная кампания «Абитуриент» | Басырова И.Н. | Апрель | |
4 | Видео урок «Профессии 21 века» | Басырова И.Н. | Апрель |
Этап социальных проб:
Мероприятие | ответственный | Срок выполнения | ||
1 | Пожарная Часть (Горводоканал) | Басырова И.Н. | Апрель | |
2 | Экскурсия Телевидение «Самотлор» | Басырова И.Н. | Февраль | |
3 | Круглый стол «Профессия моих родителей» Или Круглый стол с выпускниками 9 классов обучающихся в НПК, Нижневартовском социально-гуманитарном колледже | Басырова И.Н. Родители обучающихся | Май | |
3 | Конкурс презентаций «Я выбрал профессию!» | Обучающиеся в 9Д | Май |
Исполнители проекта: Классные руководители, приглашенные специалисты-агитаторы из учебных учреждений, психолог, родители.
Продукт: Осознанный выбор профессии или среднеспециального учебного заведения обучающимися.