Учёт индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт требует обеспечения «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Критерии оценки развития качеств личности (уровни развития) | 37 КБ |
Методика «Карта одарённости» (Савенков А.И.) | 350.95 КБ |
Методика «Матрица Равена» | 625.13 КБ |
Учет индивидуальных особенностей | 259.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии оценки развития качеств личности (уровни развития)
высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | |
Работоспособность школьника | сохраняет высокую работоспособность в течение всех уроков; | сохраняет нормальную работоспособность в течение всех уроков, обнаруживая несущественное проявление признаков утомляемости в конце рабочего дня; | обнаруживает низкую работоспособность, быстро утомляется уже в середине рабочего дня, что проявляется в вялости, сонливости или раздражительности на уроках, в резком снижении в середине урока внимания, в появлении описок, ошибок в элементарных вычислениях, при переписывании текста; |
Умение выделять существенное в изучаемом | ученику легко и быстро удается выделить существенное в изучаемом материале, дать название прочитанному отрывку текста, составить план его изложения, коротко рассказать о самом главном в тексте, сделать резюме, вывод; | в основном справляется с выделением существенного в изучаемом материале, допуская незначительные ошибки, которые не сказываются на усвоении сущности изучаемого в дальнейшем; | обычно не справляется с выделение существенного в изучаемом, концентрирует внимание на деталях, второстепенных признаках, свойствах, фактах; |
Самостоятельность мышления | проявляет самостоятельность в мышлении, сам умеет найти проблему и способы ее решения, активно участвует в овладении знаниями, в проблемных рассуждениях высказывает предпроложения, стремится лополнить ответы товарищей, вносит самостоятельные элементы в содержание сочинений, в решение задач, проявляет оригинальность в выполнении упражнений, элементы рационализма, изобретательности и пр., может сам составить задачи; | обнаруживает средний уровень самостоятельности мышления, стремится самостоятельно выполнять учебные задачи, выдвигаемые учителем, делает попытки решить задачу, несмотря на встречающиеся трудности, задачи составляет по аналогии; | не обладает самостоятельностью мышления, стремится заимствовать готовые решения, нуждается в постоянной помощи (опеки); |
Умение работать в должном темпе | темп выполнения основных учебных навыков (чтение, письмо и др.) выше, чем у большинства уч-ся класса. | темп выполнения основных учебных навыков как у большинства уч-ся. | темп выполнения основных учебных еавыков ниже, чем у большинства учащихся класса. |
Самоконтроль при изучении учебного материала | самоконтроль стал привычкой в учебной работе ученика, он всегда проверяет степень усвоения изученного дома с помощью контрольных вопросов из учебника, при необходимости сжато пересказывает изученное, проверяет правильность вычислений обратными действиями, правильность решения физических задач действиями над наименованиями, оценивает жизненную реальность получаемых результатов. | в основном выполняет названные выше требования, допуская отступления, не существенно сказывающиеся на усвоении знаний, умений, навыков. | практически не применяет приемов самоконтроля в учебной деятельности. |
Сознательность обучения | ученик, осознавая общественную и личную значимость учения, аккуратно выполняет учебно-воспитательные требования учителей и ученического коллектива, проявляя инициативу, активность, настойчивость в обеспечении выполнения этих требований всеми учащимися. | ученик, осознавая общественную и личную значимость учения, в основном выполняет учебно-воспитательные требования учителей и ученического коллектива. | ученик недостаточно осознает значимость учегия, не выполняет требования учителей и ученического коллектива. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методика «Матрица Равена»
Инструкция к тесту Равена.
Сейчас вам будет предложен ряд графических рисунков. Всего их 60, они объединены в 5 групп.
На каждом отдельном рисунке в верхней половине листа находится прямоугольник, имеющий определенный фон или составные элементы (фигуры), связанные между собой некоей зависимостью. В правом нижнем углу прямоугольника имеется вырез - свободное, пустое место.
Под прямоугольником находится 2 ряда фрагментов (шесть или восемь), которые по форме и величине точно подходят к вырезу прямоугольника. Каждый предложенный фрагмент имеет различный рисунок.
Вашей задачей является найти в ряде фрагментов тот, который точно вписался бы в свободное место. Предпосылкой правильного решения является логическое рассуждение о том, по какому закону составлен рисунок в прямоугольнике, пустое место в котором вы должны заполнить.
Время на решение 60 заданий ограничено 20 минутами. Не задерживайтесь на первых заданиях теста, так как сложность их все время увеличивается.
Тестовый материал к методике Равена.
Бланк ответов к тесту Равена.
№ задания | Серия A | Серия B | Серия C | Серия D | Серия E |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
Сумма |
|
|
|
|
|
Нормативное |
|
|
|
|
|
Обработка результатов методики Равена.
Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллекта, умственной производительности испытуемого. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов.
Ключ (ответы) к тесту Равена.
№ | Серия А | Серия В | Серия С | Серия D | Серия Е |
1 | 4 | 2 | 8 | 3 | 7 |
2 | 5 | 6 | 2 | 4 | 6 |
3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 8 |
4 | 2 | 2 | 8 | 7 | 2 |
5 | 6 | 1 | 7 | 8 | 1 |
6 | 3 | 3 | 4 | 6 | 5 |
7 | 6 | 5 | 5 | 5 | 1 |
8 | 2 | 6 | 1 | 4 | 6 |
9 | 1 | 4 | 7 | 1 | 3 |
10 | 3 | 3 | 6 | 2 | 2 |
11 | 4 | 4 | 1 | 5 | 4 |
12 | 5 | 5 | 2 | 6 | 5 |
Нормативное (ожидаемое) распределение баллов по сериям. Перевод полученных результатов в IQ показатель.
Количество правильных ответов/ Серия | А | В | С | D | E | IQ | Диагноз |
15 16 17 18 19 20 21 | 8 8 8 8 8 8 8 | 4 4 5 5 6 6 6 | 2 3 3 3 3 4 4 | 1 1 1 2 2 2 2 | 0 0 0 0 0 0 1 | 62 65 65 66 67 69 70 | Идиотия 0-20 Имбецильность 21-25 Дебильность средняя 51-70
1. |
22 23 24 25 26 27 28 29 | 9 9 9 10 10 10 10 10 | 6 7 7 7 7 7 7 7 | 4 4 4 4 5 5 6 6 | 2 2 3 3 3 4 4 5 | 1 1 1 1 1 1 1 1 | 71 72 73 75 76 77 79 80 | Легкая степень дебильности 71-80
2. |
30 31 32 33 34 35 36 | 10 10 10 11 11 11 11 | 7 7 8 8 8 8 8 | 6 7 7 7 7 7 8 | 5 5 5 5 6 7 7 | 2 2 2 2 2 2 2 | 82 83 84 86 87 88 90 | Ниже среднего 82-90
3. |
37 38 39 40 41 42 43 44 | 11 11 11 11 11 11 12 12 | 9 9 10 10 10 10 10 10 | 8 8 8 8 9 9 9 9 | 7 8 8 8 8 9 9 9 | 2 2 3 3 3 3 3 4 | 91 92 94 95 96 98 99 100 | Средний 91-100
4. |
45 46 47 48 49 | 12 12 12 12 12 | 10 10 10 11 11 | 9 10 10 10 10 | 9 9 9 9 10 | 5 5 6 6 6 | 102 104 106 108 110 | Нормальный 101-110
5. |
50 51 52 53 54 | 12 12 12 12 12 | 11 11 11 11 12 | 10 11 11 11 11 | 10 10 10 11 11 | 7 7 8 8 8 | 112 114 116 118 120 | Выше среднего 112- 120
6. |
55 56 57 58 59 60 | 12 12 12 12 12 12 | 12 12 12 12 12 12 | 11 12 12 12 12 12 | 11 11 11 12 12 12 | 9 9 10 10 11 12 | 122 124 126 128 130 140 | Высокий Незаурядный 121-130
7. |
Различие (разница) между результатом тестирования по каждой серии и между ожидаемыми результатами по общей шкале выражается и записывается как "отклонение" (0, -1, +2, -2, +1 и т. д.).
Когда отклонение по отдельным сериям больше 2, то числовой показатель по данной серии нельзя считать надежным. Общий показатель надежен тогда, когда отклонение больше 2-х появляется только к концу испытания в последних сериях. Большее отклонение в начале теста может быть признаком дефекта интеллектуальной способности, или же свидетельствует о дефекте внимания и/или восприятия.
Нормальные значения индекса в пределах 0-4 свидетельствуют о достоверности результата исследования. При увеличении индекса до критических значений (7 и более) данные теста считаются недостоверными.
Интерпретация полученных результатов.
В соответствии с суммой полученных баллов уровень развития интеллекта испытуемого можно определить следующими способами:
1) на основании процентной шкалы (см. табл. 1);
2) с помощью перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого (см. табл. 2.)
3) на основе оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей (табл. 3.)
Таблица №1. Процентная шкала степени развития интеллекта
Проценты | Степень |
95 и выше | I степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого |
75-95 | 2 степень; незаурядный интеллект |
25-74 | 3 степень: средний интеллект |
5-24 | 4 степень: интеллект ниже среднего. |
5 и менее | 5 степень: дефектная интеллектуальная способность |
В зависимости от возраста испытуемого IQ вычисляется по формуле:
IQ = (IQв / %) * 100
где % определяется по таблице №2 (Корректировка на возраст):
Возраст | 14-30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 |
% | 100 | 97 | 93 | 88 | 82 | 76 | 70 |
Далее, ориентируясь на выявленный показатель IQ, можно определить уровень умственных способностей.
Таблица №3. Градации уровней умственных способностей.
Показатели IQ | Уровень развития интеллекта |
Свыше 140 | незаурядный, выдающийся интеллект |
121-140 | высокий уровень интеллекта |
111-120 | интеллект выше среднего |
91-110 | средний уровень интеллекта |
81-90 | интеллект ниже среднего |
71-80 | низкий уровень интеллекта |
51-70 | лёгкая степень слабоумия |
21-50 | средняя степень слабоумия |
0-20 | тяжёлая степень слабоумия |
Низкие показатели следует всегда считать менее надежными, чем высокие показатели.
Пример.
| Общая сумма баллов | Серия А | СерияB | СерияC | СерияD | СерияE | IQ | Диагноз |
Испытуемый (возраст 35 лет) | 53 | 12 | 12 | 12 | 9 | 8 | 118 | Выше среднего |
Испытуемый в первых трех сериях не допустил ни одной ошибки, т.е. все 12 ответов в сериях A, B, C верны. В четвертой серии D три ответа не совпали в правильным вариантом, в пятой серии E таких ответов было четыре. Отклонение результатов тестирования по каждой серии не превышает 2-х (см. таблицу Нормативное распределение баллов по сериям). Следовательно, числовой показатель по каждой серии можно считать надежным. Общий показатель также надежен. Тем самым, можно говорить о достоверности результата исследования.
Уровень развития испытуемого на основании процентной шкалы: 53*100/60 = 88,33. Полученный результат означает 2 степень развития интеллекта, которую можно охарактеризовать как незаурядный интеллект (см. таблицу Процентная шкала степени развития интеллекта)
Общее количество баллов, полученных в результате диагностики по методике Равена, равно 53 и это соответствует значению коэффициента интеллекта IQ равному 118 (см. таблицу Перевод полученных результатов в IQ показатель).
Делаем поправку на возраст: (118 * 100) / 97 = 121,65 (см. таблицу №2). Таково фактическое значение IQ с учетом возраста испытуемого.
Согласно таблице №3 Градации уровней умственных способностей данное значение показателя IQ свидетельствует о высоком уровне интеллекта.
Качественный анализ результатов теста Равена.
В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.
Серия В построена по принципу аналогии между парами фигур. Испытуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.
Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
Серия D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Испытуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.