Проектная деятельность

Качинская Раиса Нурисламовна

Целью профессиональной деятельности считаю: развитие творческих и познавательных способностей, учащихся с использованием современных технологий в обучении путём их участия в различных  конкурсах, проектах, создании презентаций, творческих и исследовательских работ, которые способствовали бы формированию содержательной учебной мотивации, раскрытию потенциальных возможностей каждого ребёнка, и в дальнейшем, самоутверждению личности в различных сферах деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  № 2  г. Советский»

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО: __________

Останина Е.В.

« 28 » августа 2018г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

_____________

Федориненко И.Н.

« 30 » августа 2018г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №2

_______________________

Котикова Л.Ф.

«31» августа 2018г.

Рабочая программа

 факультативного курса

"Основы проектной и исследовательской деятельности"

Класс (параллель)_________8 Г,Д_________________________

Период реализации программы: 1 год

Качинская Раиса Нурисламовна, учитель истории и обществознания,

            первая  квалификационная категория

г. Советский

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Современная школа  требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.  Курс «Основы проектной и исследовательской деятельности» является одной  из таких форм.

                 Программа составлена на основе авторской программы Савенков А.И. Я – исследователь.  Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2008  г., авторской программы Чернышева О.А. Обществознание. проектная деятельность: методика, технология, результаты. 5-11 классы: учебно-методическое пособие. Легион, 2015 .

      Уровень реализации программы.  Программа  курса предназначена для основного общего образования.   Направлена на формирование у воспитанников умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. Направленность дополнительной образовательной программы: естественно - научная.

Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в  старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный,   деятельностный подходы.

Главная цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности  ребенка путем совершенствования его проектных и исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Данная программа предполагает решение таких основных  задач:  

  • развивать познавательные потребности  школьников;
  • развивать познавательные способности  школьников;
  • обучать детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
  • формировать представления об проектном и исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

 В основе формирования  проектно-исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

   Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

      Важнейшим приоритетом основного образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

    Развитие личностных качеств и способностей  школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

     Курс «Основы проектной и исследовательской деятельности» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских, проектных и коммуникативных умений младших школьников. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

  Проектно-исследовательская деятельность воспитанников при изучении курса «Основы проектной и исследовательской деятельности» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями  школьников;
  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, социумом, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы и общества;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

     Содержание программы «Основы проектной и исследовательской деятельности» связано с многими учебными предметами, в частности литература, история, обществознание.

      Форма  проведения занятий: групповая. 

     Методы работы: наблюдение,  анкетирование, анализ, обобщение. Основные  внедряемые технологии: технология проектной деятельности, личностно-ориентированное развивающее бучение, технология развивающего бучения с направленностью на развитие творческих способностей воспитанников.

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа – 35 ч., количество часов для проведения теоретических занятий – 16 ч.; практических занятий (исследовательская и проектная деятельность) - 19 ч.

В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов. Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочной деятельности».

  В период приостановления учебного процесса (карантин, актированные дни) получение образовательной услуги обучающимися обеспечивается иными (отличными от урочной) формами организации образовательной деятельности: дистанционное обучение, групповое и индивидуальное консультирование, on – line занятия, самостоятельная работа по индивидуальному образовательному маршруту.

Основные принципы программы

Принцип системности. Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации. Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры. Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования. Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

СОДЕРЖАНИЕ

Основы понятия  проектно – исследовательской деятельности  

          Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся прошлых лет. Понятия: проект, проблема, информация. Проект как вид самостоятельной творческой работы. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. Субъект и объект исследования.

Основные этапы и  методы исследовательской деятельности  

Этапы работы над проектом (проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия). Классификация этапов. Методы исследования: Тестирование. Наблюдение. Беседа. Эксперимент.

Планирование и организация  проектно-исследовательской деятельности  

Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования. Типология учебных проектов. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. Методы исследования. Мыслительные операции. Формулирование темы, цели, задач. Формулирование конечного продукта.

Основные источники получения информации

Понятие информация. Основные источники получения информации. Работа с различными источниками информации. Вещественные, устные, письменные, электронные источники информации.

Накопление и обработка научной информации

Способы обработки информации. Выделение главного и второстепенного, правды от вымысла. Оформление материалов в форме таблиц, схем, диаграмм.

Способы и методы оформления проектно-исследовательской деятельности

Титульный лист. Паспорт работы. Основные раздела оформления работы: введение, методика исследования, выводы, социальный заказ, заключение, приложения.

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

Способы представления результатов проектно-исследовательской деятельности

Защита проекта. Доклад. Сообщение. Презентация. Как делать презентацию. Защита проекта. Формы защиты проекта. Знакомство с Microsoft  Power Point. Подготовка текста защиты проекта, участников защиты проекта. Работа с графическими объектами. Критерии оценивания проектов.

Оформление портфолио

Понятие портфолио. Оформление портфолио.

 Учебно-тематический план

п/п

Наименование тем

Общее кол-во часов

Теоре-тичес-ких

Прак-тичес-ких

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Основы понятия  проектно – исследовательской деятельности  

4

4

Различать понятия: проектная работа, исследование. Классифицировать проектные и исследовательские работы. Называть основные требования к проекту и исследованию.

2

Основные этапы и  методы исследовательской деятельности  

2

2

Называть и классифицировать основные этапы работы. Использовать основные методы исследования. Проводить социологический опрос.

3

Планирование и организация  проектно-исследовательской деятельности  

9

2

7

Планировать и организовывать свою деятельность на каждом этапе работы. Осуществлять поиск информации, формулировать проблему, гипотезу, цель, задачи проектной и исследовательской деятельности. Проводить исследование объекта. Определять продукт проекта. Работать в группе.

4

Основные источники получения информации

5

3

2

Классифицировать и различать основные источники и способы получения информации. Формировать навыки работы с различными источниками информации. Осуществлять анализ и самоанализ деятельности.

5

Накопление и обработка научной информации

4

4

Осуществлять анализ и синтез собранных материалов. Составлять таблицы, схемы, диаграммы по полученной информации. Выделять основное и второстепенное в материале.

6

Способы и методы оформления проектно-исследовательской деятельности

5

2

3

Анализировать результаты своей деятельности на каждом этапе исследования. Составлять паспорт работы. Различать и оформлять основные разделы работы. Оформлять список литературы и использованных электронных источников. Работать в группе.

7

Способы представления результатов проектно-исследовательской деятельности

6

3

3

Выбирать способы и формы защиты проекта. Рассказывать о роли деятельности каждого участника проекта, содержании и конечном продукте проекта. Осуществлять взаимодействие в способах защиты. Отвечать на вопросы по содержанию и планированию. Представлять работу в аудитории различного уровня. Оформлять портфолио.

Итого часов:

35 ч.

16 ч.

19 ч.

Уровень усвоения материала выявляется в беседах, проведении социологических опросов, а также в выполнении учебно-исследовательских проектов.

Итоги работы представляются в следующих формах:

  • доклада
  • отчета
  • презентации
  • реферата
  • макета
  • модели
  • разработки чего-либо (мероприятия, объединения, движения, спектакля, литературного произведения и др.)

       Основной формой работы с детьми является групповая форма работы. При выполнении проектной работы необходима и индивидуальная работа с каждым воспитанником. Способы взаимодействия: беседы, консультации, диалог. В процессе деятельности  внедряется технология проектной деятельности, личностно-ориентированное развивающее бучение, технология развивающего бучения с направленностью на развитие творческих способностей воспитанников. Дифференцированный подход позволяет учесть разнонаправленности интересов воспитанников, организовать более продуктивно совместную деятельность.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате изучения курса «Основы проектной и исследовательской деятельности»  воспитанники на ступени основного общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
  • получат возможность осознать своё место в мире;  
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Воспитанник получит возможность научиться:

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

У воспитанника будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Воспитанник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Воспитанник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Воспитанник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Воспитанник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Воспитанник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Воспитанник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Воспитанник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

             

               Рекомендуемая литература.

для учителя

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.  321с.
  2. Гузеев В.В.         Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
  3. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К.  М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
  4. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
  5. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В.  Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
  6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.        
  7. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005-  345с.
  8. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.  М.: Директор школы, 1998, № 3-   256с.        
  9. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе  [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
  10.  Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
  11. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
  12.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
  13.  Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.
  14.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7                
  15.   Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001

для обучающихся

  1. Ильичев А.И., Соловьев  Л.И.  География Кемеровской области: Природные условия и ресурсы: Учебное пособие.- АО Кемеровское книжное издательство, 1994. – 366с
  2. Л.И.Соловьев Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей [Текст]: / Л.И.Соловьев Кемерово, 2008. – 403с.
  3. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
  4. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC

Электронные ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
  3. А.Ликум - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
  4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
  5. Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
  6. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  • способность применять понятийный аппарат проектного исследования и познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • умения изучать и систематизировать собранную информацию из личных и иных современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность выделяя главное и второстепенное;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • готовность применять полученные знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предполагается, что в результате проектно-исследовательской деятельности учащиеся должны овладеть следующими компетенциями:

1.        Знание основных положений проектной деятельности:

-  этапов организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

      - правила оформления списка использованной литературы;

2. Знание информационных источников:

      - основные источники информации (письменные, устные, вещественные);

- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об объекте исследования;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

- составлять описание исследования, содержание проекта, текста защиты проекта;

- на основе собранной информации, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание объектов исследования, памятников.

5. Анализ, объяснение:

           — выделять объект исследования;

           — разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

     — выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6.        Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в дополнительной литературе;
  • определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к событиям и личностям в истории и их оценку.

7.        Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

      - использование знаний об объекте исследования для работы в группе;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры

Поурочно – тематическое планирование

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

Количество часов

Планируемые результаты обучения

По плану

Фактически

Предметные

Метапредметные универсальные учебные действия

1

05.09

05.09

Проектно – исследовательская деятельность в современной школе.

1

Научатся определять термины: проект, исследование.

Получат возможность научиться: называть отличия между проектом и исследованием

Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

2

12.09.

12.09.

Классификация исследователь-ских и проектных работ.

1

Научатся определять термины: исследовательский, практико-ориентированный, творческий, технологический проект

Получат возможность научиться: различать виды проектных и исследовательских работ.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию

3

19.09.

19.09.

Структура и содержание проектно-исследовательской деятельности.

1

Научатся определять термины: проект, проблема, информация, субъект, объект исследования

Получат возможность научиться: определять специфику исследовательской деятельности.

Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

4

26.09

26.09

Основные требования к проекту и исследованию.

1

Научатся определять термины: самостоятельность, новизна, актуальность, оригинальность.

Получат возможность научиться: Называть основные требования к проекту и исследованию.

Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

5

3.10

3.10

Основные этапы проектной и исследовательской деятельности

1

Научатся определять термины: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия)

Получат возможность научиться: выявлять проблему, ставить цель, планировать свою деятельность, проводить рефлексию.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

6

10.10.

10.10.

Методы исследования: тестирование, наблюдение, беседа, эксперимент.

1

Научатся определять термины: тестирование, наблюдение, беседа, эксперимент.

Получат возможность научиться: составлять тест и проводить исследование, правильно вести беседу, проводить эксперимент

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

7

17.10.

17.10.

Какими могут быть темы исследования.

1

Научатся определять термины: тема, объект исследования

Получат возможность научиться: выбирать и формулировать тему исследования.

Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способах решения, осуществлять пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию

8

24.10.

24.10.

Поиск социально значимой проблемы.

1

Научатся определять термины: проблема, актуальность.

 Получат возможность научиться: осуществлять поиск информации.

Регулятивные: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания

9

7.11.

7.11.

Выявление и формулирование проблемы.

1

Научатся определять термины: проблема, актуальность.

 Получат возможность научиться: Выявлять и формулировать проблему.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставить и формулировать цели и проблему урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

10

14.11.

14.11.

Планирование работы по проектной, исследовательской деятельности.

1

Научатся определять термины: планирование, самоорганизация, взаимодействие.

Получат возможность научиться: планировать свою деятельность

Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания

11

21.11.

21.11.

Объект, предмет и гипотеза исследования.

1

Научатся определять термины: объект, предмет, гипотеза 

Получат возможность научиться: формулировать объект, предмет, гипотезу исследования.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

12

28.11.

28.11.

Проведение исследования.

1

Научатся определять термины: исследовательская деятельность, респондент. 

Получат возможность научиться: проводить исследования.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

13

05.12.

05.12.

Обработка результатов исследования, формулирование выводов.

1

Научатся определять термины: анализ, вывод исследования. Получат возможность научиться: проводить мыслительные операции, формулировать выводы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

14

12.12.

12.12.

Актуализация проблемы. Определение продукта проекта.

1

Научатся определять термины: актуальность, социальный заказ, социальный продукт

 Получат возможность научиться: определять продукт проекта

Познавательные: выявлять особенности и признаки объектов; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; Коммуникативные: взаимодействовать
в ходе групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

15

19.12.

19.12.

Формулирование темы, цели, задач.

1

Научатся определять термины: тема, цель, задачи проекта. Получат возможность научиться: формулировать тему, цели, задачи проекта.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

16

26.12.

26.12.

Устные и письменные источники.

1

Научатся определять термины: устные, письменные источники   Получат возможность научиться: классифицировать и различать основные источники и способы получения информации.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания

17

16.01.

16.01.

Вещественные источники.

1

Научатся определять термины: вещественные источники. Получат возможность научиться: различать вещественные виды источников получения информации.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

18

23.01.

23.01.

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

1

Научатся определять термины: литературный и электронный источник

 Получат возможность научиться: оформлять список литературы и использованных электронных источников.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задавать вопросы, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество)

19

30.01.

30.01.

Работа с информационными источниками: определение круга источников информации.

1

Научатся определять термины: круг источников информации. Получат возможность научиться:  определять круг источников информации.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

20

06.02

06.02

Работа с информационными источниками: сбор информации.

1

Научатся определять термины: анкетирование, опрос, вопросник.  Получат возможность научиться: осуществлять анализ и самоанализ деятельности.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

21

13.02.

13.02.

Способы  обработки информации.

1

Научатся определять термины: анализ, синтез материалов. Получат возможность научиться: сопоставлять различные способы обработки информации.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Коммуникативные:

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

22

20.02.

20.02.

Обработка полученной информации.

1

Научатся определять термины: основной источник, главное и второстепенное. 

Получат возможность научиться: отделять правду от вымысла, сопоставлять информацию различных источников.

Регулятивные: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

23

27.02.

27.02.

Оформление текстового материала.

1

Научатся определять термины: порядок оформления проекта. Получат возможность научиться: оформлять собранный материал в соответствии с требованиями.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставить и формулировать цели и проблему урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

24

06.03.

06.03.

Составление таблиц, схем, диаграмм информации.

1

Научатся определять термины: таблица, схема, диаграмма. Получат возможность научиться: составлять и понимать таблицы, схемы, диаграммы.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

25

13.03.

13.03.

Методика оформления работы. Требования к оформлению и содержанию.

1

Научатся определять термины: методика оформления работы. Получат возможность научиться: оформлять работу в соответствии требований.

Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способах решения, осуществлять пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию

26

20.03.

20.03.

Оформление работы: создание паспорта работы.

1

Научатся определять термины: паспорт проекта, методы и приемы исследования.

 Получат возможность научиться: оформлять работу в соответствии требований.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задавать вопросы, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество)

27

03.04.

03.04.

Оформление работы: создание основной части проектной, исследовательской работы.

1

Научатся определять термины: этапы работы, содержание основной части.   Получат возможность научиться: оформлять содержание, основной раздел.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и определять последовательность действий.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные из них. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

28

10.04

10.04

Оформление работы: заключительная часть.

1

Научатся определять термины: заключение, перспективы, рецензия.

Получат возможность научиться: оформлять основные положения заключительной части.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

29

17.04

17.04

Оформление приложений.

1

Научатся определять термины: приложения.

 Получат возможность научиться: оформлять приложения.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

30

24.04.

24.04.

Подготовка доклада, научного сообщения.

1

Научатся определять термины: доклад, сообщение.

 Получат возможность научиться: выбирать способы и формы защиты проекта.

Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания

31

08.05

08.05

Подготовка участников защиты проекта, исследования.

1

Научатся определять термины: защита, представление.

Получат возможность научиться: рассказывать о роли деятельности каждого участника проекта

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставить и формулировать цели и проблему урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

32

15.05.

15.05.

Работа с программой Microsoft  Power Point.

1

Научатся определять термины: программа Microsoft  Power Point.  Получат возможность научиться: работать в программе Microsoft  Power Point.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего

33

22.05

22.05

Как правильно делать презентацию.

1

Научатся определять термины: презентация, слайд.

Получат возможность научиться: делать презентацию к защите.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

34

29.05.

29.05.

Защита работы.

1

Научатся определять термины: аудитория, оппоненты.

 Получат возможность научиться: строить защиту, отвечать на вопросы по работе.

Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания

35

29.05.

29.05.

Защита работы.

1

Научатся определять термины: аудитория, оппоненты.

 Получат возможность научиться: строить защиту, отвечать на вопросы по работе.

Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания


Предварительный просмотр: