Проектная деятельность
Целью профессиональной деятельности считаю: развитие творческих и познавательных способностей, учащихся с использованием современных технологий в обучении путём их участия в различных конкурсах, проектах, создании презентаций, творческих и исследовательских работ, которые способствовали бы формированию содержательной учебной мотивации, раскрытию потенциальных возможностей каждого ребёнка, и в дальнейшем, самоутверждению личности в различных сферах деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО: __________ Останина Е.В. « 28 » августа 2018г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР _____________ Федориненко И.Н. « 30 » августа 2018г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ №2 _______________________ Котикова Л.Ф. «31» августа 2018г. |
Рабочая программа
факультативного курса
"Основы проектной и исследовательской деятельности"
Класс (параллель)_________8 Г,Д_________________________
Период реализации программы: 1 год
Качинская Раиса Нурисламовна, учитель истории и обществознания,
первая квалификационная категория
г. Советский
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Курс «Основы проектной и исследовательской деятельности» является одной из таких форм.
Программа составлена на основе авторской программы Савенков А.И. Я – исследователь. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2008 г., авторской программы Чернышева О.А. Обществознание. проектная деятельность: методика, технология, результаты. 5-11 классы: учебно-методическое пособие. Легион, 2015 .
Уровень реализации программы. Программа курса предназначена для основного общего образования. Направлена на формирование у воспитанников умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. Направленность дополнительной образовательной программы: естественно - научная.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его проектных и исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Данная программа предполагает решение таких основных задач:
- развивать познавательные потребности школьников;
- развивать познавательные способности школьников;
- обучать детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
- формировать представления об проектном и исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
В основе формирования проектно-исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом основного образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Основы проектной и исследовательской деятельности» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских, проектных и коммуникативных умений младших школьников. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность воспитанников при изучении курса «Основы проектной и исследовательской деятельности» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями школьников;
- проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, социумом, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы и общества;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Содержание программы «Основы проектной и исследовательской деятельности» связано с многими учебными предметами, в частности литература, история, обществознание.
Форма проведения занятий: групповая.
Методы работы: наблюдение, анкетирование, анализ, обобщение. Основные внедряемые технологии: технология проектной деятельности, личностно-ориентированное развивающее бучение, технология развивающего бучения с направленностью на развитие творческих способностей воспитанников.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа – 35 ч., количество часов для проведения теоретических занятий – 16 ч.; практических занятий (исследовательская и проектная деятельность) - 19 ч.
В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности».
В период приостановления учебного процесса (карантин, актированные дни) получение образовательной услуги обучающимися обеспечивается иными (отличными от урочной) формами организации образовательной деятельности: дистанционное обучение, групповое и индивидуальное консультирование, on – line занятия, самостоятельная работа по индивидуальному образовательному маршруту.
Основные принципы программы
Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации. Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры. Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования. Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
СОДЕРЖАНИЕ
Основы понятия проектно – исследовательской деятельности
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся прошлых лет. Понятия: проект, проблема, информация. Проект как вид самостоятельной творческой работы. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. Субъект и объект исследования.
Основные этапы и методы исследовательской деятельности
Этапы работы над проектом (проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия). Классификация этапов. Методы исследования: Тестирование. Наблюдение. Беседа. Эксперимент.
Планирование и организация проектно-исследовательской деятельности
Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования. Типология учебных проектов. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. Методы исследования. Мыслительные операции. Формулирование темы, цели, задач. Формулирование конечного продукта.
Основные источники получения информации
Понятие информация. Основные источники получения информации. Работа с различными источниками информации. Вещественные, устные, письменные, электронные источники информации.
Накопление и обработка научной информации
Способы обработки информации. Выделение главного и второстепенного, правды от вымысла. Оформление материалов в форме таблиц, схем, диаграмм.
Способы и методы оформления проектно-исследовательской деятельности
Титульный лист. Паспорт работы. Основные раздела оформления работы: введение, методика исследования, выводы, социальный заказ, заключение, приложения.
Оформление списка литературы и использованных электронных источников.
Способы представления результатов проектно-исследовательской деятельности
Защита проекта. Доклад. Сообщение. Презентация. Как делать презентацию. Защита проекта. Формы защиты проекта. Знакомство с Microsoft Power Point. Подготовка текста защиты проекта, участников защиты проекта. Работа с графическими объектами. Критерии оценивания проектов.
Оформление портфолио
Понятие портфолио. Оформление портфолио.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Общее кол-во часов | Теоре-тичес-ких | Прак-тичес-ких | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | Основы понятия проектно – исследовательской деятельности | 4 | 4 | Различать понятия: проектная работа, исследование. Классифицировать проектные и исследовательские работы. Называть основные требования к проекту и исследованию. | |
2 | Основные этапы и методы исследовательской деятельности | 2 | 2 | Называть и классифицировать основные этапы работы. Использовать основные методы исследования. Проводить социологический опрос. | |
3 | Планирование и организация проектно-исследовательской деятельности | 9 | 2 | 7 | Планировать и организовывать свою деятельность на каждом этапе работы. Осуществлять поиск информации, формулировать проблему, гипотезу, цель, задачи проектной и исследовательской деятельности. Проводить исследование объекта. Определять продукт проекта. Работать в группе. |
4 | Основные источники получения информации | 5 | 3 | 2 | Классифицировать и различать основные источники и способы получения информации. Формировать навыки работы с различными источниками информации. Осуществлять анализ и самоанализ деятельности. |
5 | Накопление и обработка научной информации | 4 | 4 | Осуществлять анализ и синтез собранных материалов. Составлять таблицы, схемы, диаграммы по полученной информации. Выделять основное и второстепенное в материале. | |
6 | Способы и методы оформления проектно-исследовательской деятельности | 5 | 2 | 3 | Анализировать результаты своей деятельности на каждом этапе исследования. Составлять паспорт работы. Различать и оформлять основные разделы работы. Оформлять список литературы и использованных электронных источников. Работать в группе. |
7 | Способы представления результатов проектно-исследовательской деятельности | 6 | 3 | 3 | Выбирать способы и формы защиты проекта. Рассказывать о роли деятельности каждого участника проекта, содержании и конечном продукте проекта. Осуществлять взаимодействие в способах защиты. Отвечать на вопросы по содержанию и планированию. Представлять работу в аудитории различного уровня. Оформлять портфолио. |
Итого часов: | 35 ч. | 16 ч. | 19 ч. |
Уровень усвоения материала выявляется в беседах, проведении социологических опросов, а также в выполнении учебно-исследовательских проектов.
Итоги работы представляются в следующих формах:
- доклада
- отчета
- презентации
- реферата
- макета
- модели
- разработки чего-либо (мероприятия, объединения, движения, спектакля, литературного произведения и др.)
Основной формой работы с детьми является групповая форма работы. При выполнении проектной работы необходима и индивидуальная работа с каждым воспитанником. Способы взаимодействия: беседы, консультации, диалог. В процессе деятельности внедряется технология проектной деятельности, личностно-ориентированное развивающее бучение, технология развивающего бучения с направленностью на развитие творческих способностей воспитанников. Дифференцированный подход позволяет учесть разнонаправленности интересов воспитанников, организовать более продуктивно совместную деятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения курса «Основы проектной и исследовательской деятельности» воспитанники на ступени основного общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Воспитанник получит возможность научиться:
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У воспитанника будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Воспитанник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Воспитанник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Воспитанник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Воспитанник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Рекомендуемая литература.
для учителя
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
- Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
- Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
- Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
- Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
- Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
- Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
- В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
- Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.
- Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001
для обучающихся
- Ильичев А.И., Соловьев Л.И. География Кемеровской области: Природные условия и ресурсы: Учебное пособие.- АО Кемеровское книжное издательство, 1994. – 366с
- Л.И.Соловьев Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей [Текст]: / Л.И.Соловьев Кемерово, 2008. – 403с.
- Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:
- Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
- Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
- А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
- Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
- «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- способность применять понятийный аппарат проектного исследования и познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- умения изучать и систематизировать собранную информацию из личных и иных современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность выделяя главное и второстепенное;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
- готовность применять полученные знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предполагается, что в результате проектно-исследовательской деятельности учащиеся должны овладеть следующими компетенциями:
1. Знание основных положений проектной деятельности:
- этапов организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- правила оформления списка использованной литературы;
2. Знание информационных источников:
- основные источники информации (письменные, устные, вещественные);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об объекте исследования;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
- составлять описание исследования, содержание проекта, текста защиты проекта;
- на основе собранной информации, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание объектов исследования, памятников.
5. Анализ, объяснение:
— выделять объект исследования;
— разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
— выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в дополнительной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- использование знаний об объекте исследования для работы в группе;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры
Поурочно – тематическое планирование
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты обучения | ||
По плану | Фактически | Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия | |||
1 | 05.09 | 05.09 | Проектно – исследовательская деятельность в современной школе. | 1 | Научатся определять термины: проект, исследование. Получат возможность научиться: называть отличия между проектом и исследованием | Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
2 | 12.09. | 12.09. | Классификация исследователь-ских и проектных работ. | 1 | Научатся определять термины: исследовательский, практико-ориентированный, творческий, технологический проект Получат возможность научиться: различать виды проектных и исследовательских работ. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию |
3 | 19.09. | 19.09. | Структура и содержание проектно-исследовательской деятельности. | 1 | Научатся определять термины: проект, проблема, информация, субъект, объект исследования Получат возможность научиться: определять специфику исследовательской деятельности. | Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач |
4 | 26.09 | 26.09 | Основные требования к проекту и исследованию. | 1 | Научатся определять термины: самостоятельность, новизна, актуальность, оригинальность. Получат возможность научиться: Называть основные требования к проекту и исследованию. | Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
5 | 3.10 | 3.10 | Основные этапы проектной и исследовательской деятельности | 1 | Научатся определять термины: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия) Получат возможность научиться: выявлять проблему, ставить цель, планировать свою деятельность, проводить рефлексию. | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план и алгоритм действий. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
6 | 10.10. | 10.10. | Методы исследования: тестирование, наблюдение, беседа, эксперимент. | 1 | Научатся определять термины: тестирование, наблюдение, беседа, эксперимент. Получат возможность научиться: составлять тест и проводить исследование, правильно вести беседу, проводить эксперимент | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
7 | 17.10. | 17.10. | Какими могут быть темы исследования. | 1 | Научатся определять термины: тема, объект исследования Получат возможность научиться: выбирать и формулировать тему исследования. | Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способах решения, осуществлять пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию |
8 | 24.10. | 24.10. | Поиск социально значимой проблемы. | 1 | Научатся определять термины: проблема, актуальность. Получат возможность научиться: осуществлять поиск информации. | Регулятивные: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания |
9 | 7.11. | 7.11. | Выявление и формулирование проблемы. | 1 | Научатся определять термины: проблема, актуальность. Получат возможность научиться: Выявлять и формулировать проблему. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: ставить и формулировать цели и проблему урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
10 | 14.11. | 14.11. | Планирование работы по проектной, исследовательской деятельности. | 1 | Научатся определять термины: планирование, самоорганизация, взаимодействие. Получат возможность научиться: планировать свою деятельность | Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания |
11 | 21.11. | 21.11. | Объект, предмет и гипотеза исследования. | 1 | Научатся определять термины: объект, предмет, гипотеза Получат возможность научиться: формулировать объект, предмет, гипотезу исследования. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
12 | 28.11. | 28.11. | Проведение исследования. | 1 | Научатся определять термины: исследовательская деятельность, респондент. Получат возможность научиться: проводить исследования. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
13 | 05.12. | 05.12. | Обработка результатов исследования, формулирование выводов. | 1 | Научатся определять термины: анализ, вывод исследования. Получат возможность научиться: проводить мыслительные операции, формулировать выводы. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
14 | 12.12. | 12.12. | Актуализация проблемы. Определение продукта проекта. | 1 | Научатся определять термины: актуальность, социальный заказ, социальный продукт Получат возможность научиться: определять продукт проекта | Познавательные: выявлять особенности и признаки объектов; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; Коммуникативные: взаимодействовать |
15 | 19.12. | 19.12. | Формулирование темы, цели, задач. | 1 | Научатся определять термины: тема, цель, задачи проекта. Получат возможность научиться: формулировать тему, цели, задачи проекта. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
16 | 26.12. | 26.12. | Устные и письменные источники. | 1 | Научатся определять термины: устные, письменные источники Получат возможность научиться: классифицировать и различать основные источники и способы получения информации. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания |
17 | 16.01. | 16.01. | Вещественные источники. | 1 | Научатся определять термины: вещественные источники. Получат возможность научиться: различать вещественные виды источников получения информации. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
18 | 23.01. | 23.01. | Оформление списка литературы и использованных электронных источников. | 1 | Научатся определять термины: литературный и электронный источник Получат возможность научиться: оформлять список литературы и использованных электронных источников. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задавать вопросы, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество) |
19 | 30.01. | 30.01. | Работа с информационными источниками: определение круга источников информации. | 1 | Научатся определять термины: круг источников информации. Получат возможность научиться: определять круг источников информации. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
20 | 06.02 | 06.02 | Работа с информационными источниками: сбор информации. | 1 | Научатся определять термины: анкетирование, опрос, вопросник. Получат возможность научиться: осуществлять анализ и самоанализ деятельности. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
21 | 13.02. | 13.02. | Способы обработки информации. | 1 | Научатся определять термины: анализ, синтез материалов. Получат возможность научиться: сопоставлять различные способы обработки информации. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
22 | 20.02. | 20.02. | Обработка полученной информации. | 1 | Научатся определять термины: основной источник, главное и второстепенное. Получат возможность научиться: отделять правду от вымысла, сопоставлять информацию различных источников. | Регулятивные: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии |
23 | 27.02. | 27.02. | Оформление текстового материала. | 1 | Научатся определять термины: порядок оформления проекта. Получат возможность научиться: оформлять собранный материал в соответствии с требованиями. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: ставить и формулировать цели и проблему урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
24 | 06.03. | 06.03. | Составление таблиц, схем, диаграмм информации. | 1 | Научатся определять термины: таблица, схема, диаграмма. Получат возможность научиться: составлять и понимать таблицы, схемы, диаграммы. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
25 | 13.03. | 13.03. | Методика оформления работы. Требования к оформлению и содержанию. | 1 | Научатся определять термины: методика оформления работы. Получат возможность научиться: оформлять работу в соответствии требований. | Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способах решения, осуществлять пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию |
26 | 20.03. | 20.03. | Оформление работы: создание паспорта работы. | 1 | Научатся определять термины: паспорт проекта, методы и приемы исследования. Получат возможность научиться: оформлять работу в соответствии требований. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задавать вопросы, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество) |
27 | 03.04. | 03.04. | Оформление работы: создание основной части проектной, исследовательской работы. | 1 | Научатся определять термины: этапы работы, содержание основной части. Получат возможность научиться: оформлять содержание, основной раздел. | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и определять последовательность действий. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные из них. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
28 | 10.04 | 10.04 | Оформление работы: заключительная часть. | 1 | Научатся определять термины: заключение, перспективы, рецензия. Получат возможность научиться: оформлять основные положения заключительной части. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
29 | 17.04 | 17.04 | Оформление приложений. | 1 | Научатся определять термины: приложения. Получат возможность научиться: оформлять приложения. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
30 | 24.04. | 24.04. | Подготовка доклада, научного сообщения. | 1 | Научатся определять термины: доклад, сообщение. Получат возможность научиться: выбирать способы и формы защиты проекта. | Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания |
31 | 08.05 | 08.05 | Подготовка участников защиты проекта, исследования. | 1 | Научатся определять термины: защита, представление. Получат возможность научиться: рассказывать о роли деятельности каждого участника проекта | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: ставить и формулировать цели и проблему урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
32 | 15.05. | 15.05. | Работа с программой Microsoft Power Point. | 1 | Научатся определять термины: программа Microsoft Power Point. Получат возможность научиться: работать в программе Microsoft Power Point. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего |
33 | 22.05 | 22.05 | Как правильно делать презентацию. | 1 | Научатся определять термины: презентация, слайд. Получат возможность научиться: делать презентацию к защите. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
34 | 29.05. | 29.05. | Защита работы. | 1 | Научатся определять термины: аудитория, оппоненты. Получат возможность научиться: строить защиту, отвечать на вопросы по работе. | Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания |
35 | 29.05. | 29.05. | Защита работы. | 1 | Научатся определять термины: аудитория, оппоненты. Получат возможность научиться: строить защиту, отвечать на вопросы по работе. | Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания |