Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации.
С целью эффективной и качественной педагогической деятельности:
- Принимала активное участие в жизни школы и города: выступала на педагогических советах, семинарах с опытом работы, сформировавшимся во взаимодействии с коллегами, обучающимися, с родителями и общественностью;
- В составе рабочей группы учителей приняла участие в разработке рабочих программ по предметам основного и среднего общего образования. Разработала адаптированную рабочую программу(в условиях инклюзии) по предмету "История Отечества" для 7 кл. в соответствии с требованиями ФГОС; рабочую программу дополнительного образования "Финансовая грамотность" для 7,8,9 классов, факультативный курс "Основы правовых знаний" для 8 классов";
- В составе творческой группы учителей школы приняла участие в подготовке и в проведении регионального стажировочного семинара по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся по теме:"Технология проектного обучения". Педагогическая лаборатория "Финансовая грамотность как один из компонентов функциональной грамотности";
- Участвовала в создании окружного банка модельных заданий для измерения степени сформированности компетенций обучающихся в образовательной области "Обществознание";
- Активно использую и внедряю ЦОР "Якласс" в учебный процесс, формирую инновационную цифровую образовательную в МБОУ СОШ №2 г.Советский.
Моя эффективная и качественная деятельность положительно влияет на развитие образовательной организации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»
Рассмотрено на заседании МО учителей истории и географии Руководитель МО: __________ Останина Е.В. «29» августа 2022 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР _____________ Федориненко И.Н. «30» августа 2022 г. | «Утверждено» Исполняющим обязанности директор МБОУ СОШ №2 _______________________ Дунаевой Н.В.(приказ от «31» августа 2022 г. №126/17) |
Адаптированная рабочая программа
(в условиях инклюзии)
обучающегося 7 Д класса ……..
по предмету История Отечества
2022-2023 учебный год
Качинская Раиса Нурисламовна - учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория
г. Советский
2022 г.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по истории разработана для ……, обучающегося 7 Д класса, МБОУ СОШ №2 г. Советский, осваивающего адаптированную основную образовательную программу основного общего образования коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа по истории разработана для индивидуального обучения по предмету с учетом:
- Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897;
- Основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом директора школы от 30.08.2019 г. № 98/16
- Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённой приказом № 98/16 от 30.08.2019 г.
Программа ориентирована на УМК:
Программа: Программы по истории для 5-9 классов для обучающихся с интеллектуальными нарушениями Э.В.Якубовской, М.И.Шишковой, И.М.Бгажноковой, М. «Просвещение», 2019 г.
Учебники: История Отечества. 7 класс ФГОС ОВЗ. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /Бгажнокова И.М. , Смирнова Л.В.: 2022, М. «Просвещение»
Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа определяет содержание, объём, порядок изучения учебного предмета с учётом целей и задач реализуемой образовательной программы, особенностей обучающегося.
На основании, выписки из протокола ПМПК № 66 от 22.09.2017 г., приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №1087 от 13.08.2015г. «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий», заключения врачебной комиссии, заявления родителей обучающегося 4 класса от 22.09.2017 г. об организации индивидуального обучения ребенка на очном отделении по адаптированной основной общеобразовательной программе организовано индивидуальное обучение.
Цель курса – формирование у воспитанников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.
Основными задачами курса являются:
-формирование представлений и понятий об основных этапах развития многонационального российского государства;
-формирование учебных действий;
- развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с использованием разнообразны х урочных и внеурочных форм организации деятельности обучающихся: познавательно-поисковой, творческой, игровой и др;
- формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры региона..
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности детей с нарушениями интеллекта, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
Общая характеристика учебного предмета «Истории Отечества»
В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом использую уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках использую информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.
Организация учебного процесса происходит с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формы организации учебных занятий:
беседа, рассказ учителя, ролевые игры, уроки – экскурсии (виртуальные экскурсии),
практические задания.
В период приостановления учебного процесса (карантин, актированные дни)
получение образовательной услуги обучающимися обеспечивается иными (отличными
от урочной) формами организации образовательной деятельности: дистанционное
обучение, групповое и индивидуальное консультирование, on– lineуроки, самостоятельная работа по индивидуальному образовательному маршруту.
Формы, приемы и средства проверки и оценки результатов обучения:
В целях контроля, обобщения и систематизации знаний учащихся в рамках уроков, проводится тестирование, опрос. Контроль знаний обучающихся осуществляется с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей, степенью подготовленности.
Принципы обучения:
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Типы уроков:
- урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
- урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);
- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
- комбинированный урок.
На уроках используется большое количество дополнительной литературы по предмету, средства наглядности, применяются ТСО: презентации, фрагменты кинофильмов, мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты. Всё это способствует более глубокому усвоению учебного материала на основе межпредметных и интеграционных связей.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы предмет «Истории Отечества» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования, на изучение предмета в 7 классе предусмотрено 68 часов (2 ч в неделю, 34 учебных недель).
Актуальность адаптированной программы вызвана тем, что учащийся …… в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не всегда понимает учебную инструкцию. Устная речь развита недостаточно, имеются дефекты речи. ….. задания выполняет медленно, работает по образцу. Не обладает умением строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл. Недостаточный словарный запас ребенка. Уровень темпа работы – средний. Чувственное восприятие – сохранно. Нарушен объем и темп восприятия. Объём непосредственного запоминания не соответствует возрастной норме. Адаптированная программа призвана создать условия, позволяющие …… получить качественное образование по предмету.
Программа предмета «Истории Отечества» направлена на формирование чувства гражданственности, патриотизма, нравственных основ личности. Содержание программы обеспечит адаптацию школьника в современном информационном и культурном пространстве.
Психологическая характеристика
У ………. наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении урока, дня, недели. Темп работы средний. Может анализировать изображение. Низкий словарный запас. Воспринимает учебную инструкцию, но работать по ней самостоятельно может не всегда, иногда приходится несколько раз повторять инструкцию. С учетом данных особенностей в программе предусмотрена коррекционная работа.
Коррекционная работа включает в себя следующие направления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- расширение кругозора обучающегося;
- развитие слухового внимания и памяти;
- расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;
- формирование навыков наблюдения;
- улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация
познавательной деятельности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
- проводить сравнения, находить признаки сходства и различия;
- уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и в тетради;
- уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике;
- уметь объяснять значение новых понятий и слов;
- уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями;
- уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- объяснять значение слов и понятий в контексте изучаемых тем;
- устанавливать (по вопросам учителя) причины;
- возникновения языческих верований;
- возникновения разнообразных видов труда;
- возвышения среди племён отдельных личностей;
- объединения племён;
- возникновения государства;
- крещения Руси;
- распада Киевской Руси;
- знать названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль;
- знать исторические имена (3—5 имён);
- знать главные исторические события: от Крещения Руси до Куликовской битвы.
Достаточный уровень:
- объяснять значение словарных слов и понятий;
- устанавливать причины:
- возникновения языческих верований и обрядов;
- развития ремёсел, торговых отношений, культуры;
- возникновения государства, его структуры, функций;
- развития православия, смены языческой культуры на христианскую;
- распада Киевской Руси;
- возникновения религии, торговли, межгосударственых связей России (IX-XVII вв.);
- захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;
- освободительных войн между государствами;
- возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном;
- смутного времени и народных волнений;
- возникновения и укрепления сословий в Российском государстве;
- описывать:
- образ жизни восточных славян, места расселения;
- отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир Красное. Солнышко, Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др);
• знать названия древних городов Руси (3—6 названий);
• знать основные события периодов:
VIII— IX в. — первое Древнерусское государство;
X в. — крещение Руси;
XI в. — расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;
X I—XI I I вв. — расцвет культуры древней Руси;
— X I—XV вв. — раздробленность русских земель, монгольское нашествие,
свержение Золотой Орды;
- XVI—XVII вв. — объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV,
смутное время, Земский собор 1613 г., развитие сословных отношений.
В результате освоения предмета «Истории Отечества » в 7 классе обучающиеся должны:
знать:
–какие исторические даты называются точными, приблизительными;
– когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
- кто руководил основными сражениями.
уметь:
–пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
–пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
–соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
–пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
–устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
– правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме.
Основное содержание учебного предмета
Раздел I. Древняя Русь
Происхождение славян
Славяне — коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III—II тыс. до н. э. в северной части Европы от Рейна до Днепра. Ветви славян и славянских языков.
Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян, их значение для занятий населения и жизненного уклада. Взаимное обобщение культуры славян и культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов), гуннов, хазар.
Славяне-воины, борьба славян со степными кочевниками, походы на Византию.
Славяне и соседние народы
Особенности географического положения, природные и климатические, условия проживания восточных славян. Смешение восточных славян с соседними племенами: финно-угорскими, балтийскими и др. Неравномерность развития отдельных славянских племён.
Соседская территориальная общи на — вервь, племена, союзы племен. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать — князья, старейшины, их опора — дружина. Положение женщин в общине. Вече — общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Предпосылки к возникновению государства у восточных славян.
Облик славян и черты их характера
Внешность славян. Реконструкции М. М. Герасимова. Сила, храбрость славян. Обращение с пленными. Гостеприимство, трудолюбие славян.
Хозяйство и уклад жизни восточных славян
Особенност и славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия восточных славян: скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество, огородничество и др.
Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развития ремёсел, изготовление орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели. Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки».
Возникновение городов — центров ремёсел, торговли, административного управления. Киев и Новгород - развитые центры славянского мира, контролирующие торговые пути.
Культура и верования восточных славян
Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) — бог солнца; Род — бог плодородия. Археологические находки предметов культуры восточных славян. Обряды восточных славян; культ предков. Свадебные и похоронные традиции. Языческие праздники, связанны е с земледельческим и работам и: Масленица, праздник у рожая , праздник Ивана Купалы. Фольклор.
Создание Древнерусского государства
Происхождение слова Русь (научны е представления).
Первое Древнерусское государство как результат ожесточённой борьбы князей — Киевская Русь (IX в.). ,
Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные (удельные) князья, местная дружина). Боярская дума совещательный орган при князе для решения государственных вопросов.
Община как замкнутая социальная система, организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую, культурную жизнь её членов.
Вотчина — крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля — главное богатство восточных славян. Положение простых крестьян — смердов, рабов (холопов, челяди), закупов.
Полюдье — сбор дани со всего «свободного» населения; «уроки» и «погосты».
Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи). Развитие древних городов Руси: Киева, Переяславля, Чернигова, Смоленска, Новгород а и др.
Развитие товарно- денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народам и, западными и южными славянами.
Торговые пути к греческим черноморским колониям. Русские сухопутные караваны п о пути в Индию .
Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племён.
Крещение Руси, истоки христианской веры
Повторение. Истоки христианской веры. Религии к X — X I вв. Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств: Волжская Болгария(ислам). Хазарский каганат (иудаизм), католический Запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Сопротивление народ а и Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью христианства для её дальнейшего исторического развития: укрепления государственной власти, расширения внешних связей, укрепления международного авторитета, развития культуры.
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром
История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности границ государства: военные походы князя. Киев один из крупнейших городов Европы , расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. Наречение князя царем. Дипломатия Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими д ворам и Европы .
Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда — свод древнерусского феодального права.
Феодальная раздробленность Руси (XI — XV вв.)
Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям, «Очередной» порядок престолонаследия. Ослабление государства в результате княжеских междоусобиц и народных восстаний, угрозы соседних племён. Шаги Владимира Мономаха (1053— 1125) по сохранению единства русских земель. Введение короны русских царей — шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха. Укрепление международного авторитета Руси. Русская летопись ≪Повесть временных лет≫. Причины распада единого государства на отдельные княжества после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава 1 — великого князя киевского (1076— 1132). Влиятельные княжества Руси: Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на северо-западе), Владимиро-Суздальское (на юго-востоке).
Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский. Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147).
Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский собор в Киеве и в Новгороде, Золотые ворота в Киеве, соборы Переславля-Залесского, Суздаля, Церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире и др.
Иконопись, традиции греческих мастеров. Икона Владимирской Богоматери — символ Руси. Развитие русской иконописной школы.
Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями
Образование монгольского государства
Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племён. Покорение войском Чингисхана соседних племен. Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого войска от кочевников. Покорение монголами Волжской Болгарии, земель Средней Волги, вторжение в Северо-Восточную Русь. Разорение рязанской земли, покорение города Козельска. Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Создание нового государства — Золотая Орда, его территория на карте истории. Положение русских земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, ярлыки. Последствия монгольских завоеваний для Руси. Русь — преграда на пути завоевании монголами Западной Европы. Борь б а с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр Невский. Ратные подвиги.
Объединение русских земель против Золотой Орды
Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя развитие сельского хозяйства, увеличение пахотных земель, использование трёхполья, использование орудий труда. Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного пчеловодства. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, десятины. Крестьянские общины. Развитие новых центров (Тверь, Москва , Костром и др.). Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников купцов. Расширение внутренней и внешней торговли. Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита — московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, её значение для победы над Ордой.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. Государственное устройство Московской Руси. Боярская дума — совещательный орган о ≪делах земли≫. Судебник Ивана III (1497). Роль Русской православной церкви в объединении русских земель в борьбе с монголо-татарским игом. Личность Сергия Радонежского и его влияние на самосознание русского народа.
Раздел III. Единое Московское государство
Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный. Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV Грозного. Личность царя. Беспощадность самодержца против демократических проявлений в обществе. Погромы Новгорода. Причины возникновения опричнины. Церковь — крупный собственник и землевладелец в государстве. Влияние церкви на политику, экономику, социальные отношения и культуру. Характер уклада жизни в городе: посадская, купеческая община и др. Зарождение казачества. Местничество как право знатных родов занимать ведущие посты в государстве. Роль Земских соборов в диалоге власти и общества. Реформаторская деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г.; Юрьев день; военная реформа. Стоглавый собор русской православной церкви. Внешняя политика Московского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение
в Сибирь, освоение Сибири. Расширение связей России с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская война за выход в Балтийское море.
Смутное время. Воцарение династии Романовых
Причины кризиса российского общества на рубеже XVI—XVII вв. Положение крепостных крестьян. Окончательное формирование государственной системы крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его поенные успехи. Возвращение Россией земель па берегах Балтики. Укрепление Москвы (Белый город, Земляной город). Рост авторитета Русской православной церкви. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина — заговор и предательство интересов государства группой бояр. Присяга Москвы на верность польскому королю. Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского . Освобождение Москвы. Икона Казанской Богоматери.
Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение сословий: бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди. Укрепление церкви, монастырей. Народные волнения и восстания (С . Разин и др.).
Культура в Российском государстве XVI — XVII вв.
Влияние православной церкви на русскую культуру. Московские ремесленники. Строительство соборов Кремля, церкви Вознесения в Коломенском. Памятники литературы. Агиография, народное творчество. Отражение исторических событий в народном творчестве.
Книгопечатание. Франциск Скорина, Иван Фёдоров. Рост грамотности населения. Открытие Славяно-греко-латинской академии. Легенда о библиотеке Ивана Грозного.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе контрольные работы | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Древняя Русь | 38 | |||
1 | Происхождение славян | 2 | Уметь объяснять значение новых слов и понятий. Уметь устанавливать причины возникновения общин и племенных союзов. Проводить сравнение, находить признаки сходства и различия между родовой и соседской общиной. Уметь объяснять причины появления в общине с о словных групп. Уметь работать с картой, лентой времени, учебником и тетрадью самостоятельно или под руководством учителя | |
2 | Славяне и соседние народы | 2 | ||
2 | Облик славян и черты их характера | 3 | ||
3 | Хозяйство и уклад жизни восточных славян | 4 | ||
4 | Культура и верования восточных славян | 4 | ||
5 | Создание Древнерусского государства | 6 | Уметь работать с контурной картой, соотносить век с датой. Уметь устанавливать причины и признаки возникновения государства. Уметь описывать первых князей, их вклад в развитие государства — Русь. | |
6 | Крещение Руси, истоки христианской веры | 4 | Объяснять причины выбора христианской веры, а также значение заповедей о любви, добре, справедливости. Уметь описывать события по итогам чтения текстов, уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и тетради. Уметь находить на карте и называть 3—5 древних городов Руси. | |
7. | Расцвет русского государства при Ярославе Мудром | 5 | Знать название первого свода законов Ярослава Мудрого, уметь объяснять смысл и значение законов в жизни русского государства. Уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике. Уметь объяснять значение новых слов и понятий. Уметь по описанию событий устанавливать век, обозначать его на ленте времени. Знать значение символов: держава, скипетр, шапка Мономаха. Называть сословия людей по описанию рода их занятий. Уметь работать с контурной и исторической картой при обозначении границ и названий княжеств Руси в XII (12) в. Знать дату основания Москвы | |
8. | Феодальная раздробленность Руси (XI—XV вв.) | 8 | ||
2 | Русь в борьбе с завоевателями | 14 | ||
Образование монгольского государств | 6 | Объяснять причины возникновения Монгольского государства и покорения монголами других племён и народов. Знать имена монгольских ханов периода нашествия на Русь (Чингисхан, Батый, др.). Уметь описывать события на реке Калке, рассказывать о сопротивлении русских в Рязани, в Козельске, в Киеве. Уметь соотносить даты с историческими событиями. Знать причины покорения Руси Золотой Ордой. | ||
Знать имена русских князей — защитников Руси от монголов. Знать границы княжеств Северо-Восточной Руси, названия городов, уметь находить их на карте и обозначать на контурной карте. Знать причины и факторы возвышения Москвы и Московского княжества. Уметь объяснять изменения в Золотой Орде, положившие начало ее упадка. Понимать и объяснять историческое влияние личности Сергия Радонежского на самосознание и ратные подвиги русского народа в борьбе с Ордой. Уметь описывать события на Куликовом поле | ||||
Объединение русских земель против Золотой Орды | 8 | |||
3 | Единое Московское государство | 16 | ||
Российское мигосударство в XVI в. Царь Иван Грозный | 6 | Уметь самостоятельно работать с лентой времени, историческими и географическими картами, учебником, рабочей тетрадью. Уметь по плану и иллюстрациям описывать личность Ивана Грозного, обобщать черты его характера. Объяснять причины реформ, проводимых Иваном IV, называть органы управления государством. Объяснять причины и итоги войн в период правления Ивана Грозного. Знать исторические места своего региона, связанные с именем Ивана Грозного (при их наличии). Знать причины возникновения смутного времени, появления самозванцев и польско-литовской экспансии. Объяснять значение Русской церкви в деле сплочения народа против польско-шведских завоевателей. Знать имена исторических деятелей периода Смутного времени. Знать даты исторических событий. Уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями. Уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам. | ||
Смутное время. Воцарение династии Романовых | 6 | |||
Культура в Российском государстве XV IXVII вв. | 4 | |||
ИТОГО: | 68 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Планируемые результаты обучения | ||
по плану | фактически | Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия | ||
Древняя Русь. История – наука о прошлом. | Научатся определять термины: история, исторический источник. Получат возможность научиться: устанавливать последовательность событий, определять их длительность, сопоставляя даты, соотносить год с веком. | Личностные. Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. | |||
Происхождение славян. Три ветви славян. | Научатся определять термины: славяне, переселение, многонациональное государство Получат возможность научиться: высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученной теме. | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: ставить учебные задачи. | |||
В каких местах селились славяне. | Научатся определять термины: коренные народы, предшественники, кочевники. Получат возможность научиться: высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученной теме. | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: ставить учебную задачу, составлять план и алгоритм действий | |||
Славяне и соседние народы | Научатся определять термины: варяги, государство. Получат возможность научиться: умение работать с картой. | Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль. | |||
Облик славян и черты их характера. | Научатся определять термины: предки, потомки. Получат возможность научиться: описывать по картине; соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; | Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. | |||
Торговый путь «Из варяг в греки». | Получат возможность научиться: рассказывать о жизни, обычаях славян. высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученной теме. | Познавательные: ставить и формулировать проблему урока. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | |||
Занятие восточных славян. | Научатся определять термины: подсечно-огневое хозяйство, пашенное земледелие. Получат возможность научиться: характеризовать жизнь и быт людей в древности. соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника. | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | |||
Организация жизни славян. | Научатся определять термины: община, князь, ополчение. Получат возможность научиться: характеризовать жизнь и быт славян; соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника. | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | |||
Как менялась жизнь людей в общине | Научатся определять термины: вече, холопы, бояре. Получат возможность научиться: рассказывать об общине | Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные из них. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | |||
Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян | Научатся определять термины: слобода, русло, ключ, студёный, целить. Получат возможность научиться: рассказывать об истории возникновения легенды. | Познавательные: использовать источник для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнера. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | |||
Языческие традиции восточных славян. | Научатся определять термины: язычество, идол. Получат возможность научиться: оставлению рассказа по опорным словам. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | |||
Повторение по изученной теме. Древняя Русь. | Научатся определять термины: князь, ополчение, родовая и соседская община. Получат возможность научиться: давать характеристику России, показывать ее на карте. | Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Регулятивные: адекватно воспринимать предложение и оценку учителя. | |||
Древнерусское государство. Как возникло древнерусское государство. | Научатся определять термины: государство, полюдье, купа. Получат возможность научиться: объяснять устройство государства. | Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. Регулятивные: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | |||
О чем рассказывает древняя летопись. | Научатся определять термины: летопись, Получат возможность научиться: рассказывать о деятельности князей | Познавательные: по мере возможности самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера Коммуникативные: в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль. | |||
Об Аскольде, Дире и их походах в Византию | Научатся определять термины: столица, летопись. Получат возможность научиться: объяснять причины захвата чужих земель, войн между племенами, народами; уметь описывать отдельных исторических лиц (Олег, Игорь) | Познавательные: ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | |||
Правление Олега в Киевской Руси. | Научатся определять термины: князь Получат возможность научиться: характеризовать территорию государства в IX в. | Познавательные: по мере возможности осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | |||
Киевская Русь. Князь Игорь из рода Рюриковичей (913 -945). | Научатся определять термины: Вещий, печенеги, данники. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из иллюстративных источников; уметь описывать отдельных исторических лиц (Олег, Игорь). Назвать и показывать на карте древние города Руси. | Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле. | |||
Походы Игоря на Византию. Предание о гибели князя Игоря. | Научатся определять термины: кочевники Получат возможность научиться: самостоятельно делать выводы. | Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | |||
Как княгиня Ольга отомстила древлянам | Научатся определять термин: долгая осада. Получат возможность научиться: составлять полные и развернутые ответы, развивать умение работать индивидуально (письменно) с дополнительным материалом. | Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. | |||
Ольга наводит порядок в Киевской Руси. Посольство Ольги в Византию. | Научатся определять названия: уроки, погост. Получат возможность научиться: характеризовать деятельность княгини. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров. | |||
Сын князя Игоря и Ольги — Святослав. Война Святослава с хазарами. | Научатся определять термины: дружина, битва. Получат возможность научиться: выделять главные мысли из текста. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач Коммуникативные: аргументировать свою позицию. | |||
Битвы Святослава на Балканах. Гибель Святослава. | Научатся определять термины темы Получат возможность научиться: высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученной теме. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: использовать модели и схемы для решения познавательных задач Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров. | |||
Повторение по теме «Древнерусское государство Киевская Русь» | Получат возможность научиться: обобщать и систематизировать знания и представления учащихся о славянах, их жизни, традициях. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивать правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | |||
Крещение Киевской Руси. Сыновья князя Святослава. | Получат возможность научиться: объяснять развития православия, смены языческой культуры на христианскую. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | |||
Возвращение Владимира на Русь. | Научатся определять термины: язычество, религия. Получат возможность научиться: рассказывать о причинах принятия христианства. | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и алгоритм действий Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. | |||
Князь Владимир Красное Солнышко. | Научатся определять термины: Получат возможность научится: умения работать одновременно с несколькими источниками (учебник, иллюстрации, дополнительный материал). | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Крещение Руси. | Научатся определять термины, историческое пространство. Получат возможность научиться: собственные суждения и личностное отношение к изученной теме. | Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | |||
Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства | Научатся определять термины темы. Получат возможность научиться: высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученной теме. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставить и формулировать проблему урока. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | |||
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019 — 1054) | Научатся определять термины: религия, Мудрый, «Русская правда». Получат возможность научиться выделять главные мысли из текста. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: ставить и формулировать проблему и цели урока. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | |||
Русь после смерти Ярослава Мудрого. | Научатся определять термины: первобытный период, простейшие орудия труда. Получат возможность научиться: высказывать собственную точку зрения по данному вопросу. анализировать и делать выводы; развивать умения поддерживать беседу по оценке исторической деятельности Ярослава Мудрого. | Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные из них. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | |||
Князь Владимир Мономах. | Научатся определять термины: царь, басма. Получат возможность научиться: поддерживать беседу по оценке исторической деятельности. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: использовать знаково-символические средства, для решения познавательных задач Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров. | |||
Память о Владимире Мономахе в истории Киевской Руси (1113 - 1125) | Научатся определять термины: царь, басма. Получат возможность научиться: поддерживать беседу по оценке исторической деятельности. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | |||
Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства. | Научатся определять термины: династические браки. Получат возможность научиться: высказывать собственную точку зрения по данному вопросу. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности | |||
Распад Руси на отдельные княжества в XII веке. | Научатся определять термины: феодальная раздробленность, вотчина. Получат возможность научиться: объяснять сложные понятия на основе текста учебника, таблиц. Вызывать интерес к изучаемому материалу. | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: самостоятельно (по мере возможности) выделять и формулировать познавательные цели, использовать общие приемы решения задач Коммуникативные: допускать возможность различных точек зрения, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | |||
Новгородская республика. Господин великий Новгород | Научатся определять термины: республика, тысяцкий. Получат возможность научиться: излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности | |||
Занятие и торговые пути новгородцев. | Научатся определять термины: торговля. Получат возможность научиться: устанавливать причинно-следственные связи; учить связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности | |||
Ростово - Суздальское княжество в XII веке. Князь Юрий Долгорукий (1132 -1157). | Научатся определять термины темы. Получат возможность научиться: высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученной теме. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности | |||
История возникновения Москвы. | Получат возможность научиться: выделять главные мысли из текста. Получат возможность научится: умения работать одновременно с несколькими источниками (учебник, иллюстрации, дополнительный материал). | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности | |||
Культура Руси в X – XIII вв. | Научатся определять термины: зернь, культура, фреска. Получат возможность научиться: характеризовать процесс появлении гончарного ремесла. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности | |||
Повторение по изученной теме- Киевская Русь. | Получат возможность научиться: высказывать собственную точку зрения по данному вопросу. связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности | |||
Русь в борьбе с завоевателями. Образование монгольского государства. | Научатся определять термины: монголы, Чингисхан. Получат возможность научиться: высказывать собственную точку зрения по данному вопросу. объяснить внутреннюю политику монгольских государств; | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности | |||
Чингисхан и его армия. | Научатся определять термины: монгольская держава Получат возможность научиться: объяснить внутреннюю политику монгольских государств; способствовать развитию исторического мышления, умению анализировать исторические факты | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности | |||
Битва на реке Калке | Научатся определять термины: битва Получат возможность научиться: высказывать собственную точку зрения по данному вопросу | ||||
Нашествие монголов на Русь | Научатся определять термины: баскак. Получат возможность научиться: характеризовать процесс строительства с использованием иллюстрации учебника. | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска. | Научатся определять термины: Получат возможность научиться: умения работать одновременно с несколькими источниками (учебник, иллюстрации, дополнительный материал). | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Походы Батыя на южнорусские земли. | Научатся определять термины: тумен, Золотая Орда. Получат возможность научиться: умения работать одновременно с несколькими источниками (учебник, иллюстрации, дополнительный материал). | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Новгородский князь Александр Невский (1236 - 1263). | Научатся определять термины: Чили Получат возможность научиться: высказывать собственную точку зрения по данному вопросу. | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Ледовое побоище. | Научатся определять термины: чудь. Получат возможность научиться: рассказать о целях и тактике ведения боя немецкими рыцарями; дать сравнительную характеристику вооружения немецких и русских войск; с помощью сему показать, каков был боевой порядок войска и сил русских перед началом битвы на Чудском озере; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского; объяснить, почему Александр Невский стал национальным героем. | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Власть Золотой Орды над русскими князьями. | Научатся определять термины: иго, Золотая Орда, ярлык, баскаки, численники. Получат возможность научиться: элементарно, анализировать исторический материал; составлять рассказ по теме. | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Объединение русских земель против Золотой Орды. Русские княжества в XIII - XIVвв. | Научатся определять термины: восстание. Получат возможность научиться: описывать отдельных исторических лиц (Александр Невский). | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Московский князь Иван Калита (1325 - 1340). Наследники Калиты. | Научатся определять термины: знать, простолюдины, калита. Получат возможность научиться: Характеризовать изменения которые появились в Москве в годы княжения Ивана Калиты; давать краткую характеристику князю Ивану Даниловичу. | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Изменения в Золотой Орде | Научатся определять термины: Получат возможность научиться: элементарно, анализировать исторический материал; составлять рассказ по теме. | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Обобщающий урок по теме: Русь в 12-13 вв. | Научатся определять термины темы. Получат возможность научиться: высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученной теме. | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Раздел VII. Человек и общество. | |||||
Русь в борьбе с завоевателями. Московский князь Дмитрий Иванович (1350 - 1389) Благословение Сергия Радонежского | Научатся определять термины: Получат возможность научиться: описывать отдельных исторических лиц (Дмитрий Донской). | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Куликовская битва. | Научатся определять термины: битва. Получат возможность научиться: высказывать собственные суждения о жизни славян. Умение работать с исторической картой. | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Наследники Дмитрия Донского. Собирание Руси Иваном III. Покорение Новгорода. | Научатся определять термины: Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям. | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Освобождение Руси от Золотой Орды. | Научатся определять термины: патриотизм. Получат возможность научиться: высказывать собственные суждения. | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Управление государством Иваном III | Научатся определять термины: Судебник, Юрьев день. Получат возможность научиться: высказывать собственные суждения. | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Территориальный рост Московского княжества | Получат возможность научиться: систематизировать знания и представления учащихся о славянах, их жизни, традициях; оставлению рассказа по опорным словам. | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Единое Московское государство Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный (1533- 1584). | Научатся определять термины: государственный аппарат. Получат возможность научиться: высказывать анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям. | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Земской собор, реформы Избранной рады. | Научатся определять термины: Избранная рада, Земский собор. Получат возможность научиться: объяснять причины возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном. | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Войны Ивана Грозного. | Научатся определять термины: ливонская война Получат возможность научиться: высказывать собственную точку зрения по данному вопросу. | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Опричнина. Покорение Сибири. | Научатся определять термины: опричнина. Получат возможность научиться: анализу исторического материала. | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I - самозванец. Лжедмитрий II. Семибоярщина. | Научатся определять термины: самозванчество, семибоярщина, Смута. Получат возможность научиться: выделять причины , которые способствовали наступлению Смутному времени; | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Минин и Пожарский: за веру и Отечество. | Научатся определять термины: ополчение. Получат возможность научиться: анализу исторического материала. | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Воцарение династии Романовых. Царь Алексей Михайлович Романов (1645- 1676). | Научатся определять термины: Романовы Получат возможность научиться: анализу исторического материала. | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Укрепление южных границ России. О казаках | Научатся определять термины: казаки, Запорожская Сечь. Получат возможность научиться: анализу исторического материала. | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. | |||
Развитие России в XVII веке. Культура России в XVI-XVII веках. | Научатся определять термины: Печатный двор, Апостол. Получат возможность научиться: Обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о славянах, их жизни, традициях. | Познавательные: по мере возможного осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: составлять план и алгоритм действий. |
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей.
«5» - в целом правильно решает предъявляемые задания, активен и самостоятелен в усвоении программного материала, полно овладевает учебным материалом, понимает и может применять на практике.
«4» - успешно реализует знания в конкретно заданных условиях, справляется с основными требованиями программы, работает под контролем педагога по аналогии и по образцу.
«3» - фрагментарно усваивает программный материал, предлагаемые действия выполняет с ошибками, работает с помощью и под постоянным контролем педагога.
«2» - испытывает значительные затруднения в обучении, основное содержание учебного материала недоступно.
«1» - усвоение учебного материала недоступно, помощь педагога не принимает.