Приобщение детей к устному творчеству на музыкальных занятиях.
Статья для выступления на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_k_ustnomu_narodnomu_tvorchestvu_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Детский сад № 2683
Выступление на педагогическом совете.
Тема:
Приобщение детей к устному народному творчеству на музыкальных занятиях.
Выполнил: Музыкальный руководитель Павлова С.Ю.
Москва 2011 г.
Приобщение детей к устному народному творчеству на музыкальных занятиях.
«Быть может, эти песни, слышанные мной в ребячестве, были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать русскую народную музыку», - пишет М.Глинка в своих воспоминаниях.
А.Пушкин, М.Горький, К.Ушинский, П.Федотов, И.Репин, С.Коненков, М.Глинка, М Мусоргский и другие не раз в своих воспоминаниях подчеркивали особую роль музыкальных впечатлений, полученных ими в детстве. Эти переживания у многих из них оставались на всю жизнь и свидетельствовали о глубоком влиянии на последующие вкусы, интересы и даже на профессию человека.
Народная музыка входит в быт ребенка с раннего детства, она понятна и близка нашим детям.
А поскольку человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать, воспитывать. И во многом этому помогает народная музыка.
В наше время никого не надо убеждать в том, что творческие люди живут гораздо интереснее и более полноценно работают. А ведь основы творческой инициативы закладываются в детстве. Развитие художественно-творческих способностей детей волнует как теоретиков в области дошкольной педагогики, так и музыкальных руководителей.
«Психологические данные, - пишет Б.М.Теплов, - говорят о том, что раннее вовлечение детей (и не только особо одаренных) в творческие, а не только «воспринимающие» деятельности очень полезно для общего художественного развития, вполне естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям».
Музыка (а в особенности народная) – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое предоставляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.
Разумеется, музыкально-творческие проявления детей очень просты, нерешительны, однако в силу своей непосредственности они выразительны.
Дошкольники способны к проявлению творчества в различной деятельности: в импровизации и сочинении несложных мелодий, составлении композиции простейших танцев, инсценировки песен, драматизации сказок и музыкальных игр.
Необходимо стремиться формировать музыкальный вкус детей, развивать творческие способности, знакомить с народной музыкой.
На начальном этапе, чтобы почувствовать музыкальное произведение, народно-инструментальную музыку, детям надо вслушаться в музыку, по-возможности услышать каждый инструмент в ансамбле, оркестре. А достичь этого можно, если начинать приобщать детей к музыке с самого младшего возраста.
Так как маленькие дети очень восприимчивы к музыке, хочется, чтобы они как можно чаще слушали хорошую музыку! Поэтому в репертуар малышей нужно включать фрагменты народных произведений: «Пойду ль я, выйду ль я», «Во поле береза стояла», «Ах вы сени, мои сени» и другие. Малыши, прослушав песню, говорят, что под нее можно ходить, бегать, плясать, укладываться спать и прочее, то есть они способны определить характер произведения. После прослушивания, дети с удовольствием выполняют непринужденные свободные плясовые движения. Желательно проводить маленькие конкурсы на лучшее их исполнение. Дети очень любят различные соревнования, именно в такой форме проявляются их первые творческие шаги.
В этой работе большое внимание уделяется разнохарактерной музыке. Дети слушают и веселую, озорную и грустную, печальную музыку, подбирают и рассматривают подходящие картинки, атрибуты. Для создания более яркого музыкального образа, используются музыкальные инструменты: колокольчики, погремушки, бубны, металлофоны, трещотки, деревянные ложки, гармошку. Уже в младшей группе у ребенка возникает интерес к народным музыкальным инструментам. Маленькие дети с большой охотой играют на деревянных ложках, учатся ритмично издавать высокие звуки, знакомясь с такими инструментами как треугольник, колокольчики, средние – бубен, погремушки, низкие – барабан. Конечно, в возрасте 3-4 лет, увлеченные самим инструментом, малыши не часто воспроизводят нужный ритм, но огромное желание играть на инструменте и быть услышанными своими сверстниками приводит детей и взрослых в восторг. Даже непоседливые и шаловливые дети, держа в своих руках народный музыкальный инструмент (будь то ложки или треугольник), без предварительных объяснений понимают, осознают, что это не игрушка, очень бережно к ним относятся, рассматривают, гладят, вслушиваются в свое исполнение. Необходимо объяснять родителям ценность этих инструментов для художественного развития их детей, чтобы, подумав о сюрпризе для ребенка или хорошем и нужном подарке, они сделали правильный выбор. Ведь входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок слышит «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, культуры. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его направлениях.
Хочется отметить, что уже в раннем возрасте дети начинают узнавать знакомую народную музыку, определяют ее темп, характер, динамику, способны вспомнить ее название.
А вот в старших группах встреча с народной музыкой должна поразить воображение детей, запомниться им. Поэтому нужно подбирать музыкальный материал так, чтобы он был доступен, интересен детям, выбирать самые яркие произведения. Выразительные стихи поэтов – классиков Пушкина, Тютчева, Есенина помогают острее чувствовать характер и красоту музыки. И особенно сильно воздействует народная музыка на детей в сочетании со стихами, живописью, хореографией. Поэтому в дошкольных учреждениях часто проводятся интегрированные занятия по приобщению дошкольников к народной культуре и народному творчеству.
С целью создать благоприятную атмосферу не только на музыкальных занятиях, но и в группах, совместно с воспитателями в каждой группе нужно оборудовать музыкальные уголки согласно требованиям «Программы воспитания в детском саду», а также Инструкции Дошкольного методического кабинета г. Москвы: «Пополнение уголков художественно-эстетической дошкольной деятельности по месяцам».
С этой целью подбираются музыкальные игрушки с фиксированным звуком – дудочки, балалайки, барабан, бубен, погремушки, колокольчики.
Кроме этого - ноты-картинки, атрибуты ряженья, платочки, косынки, веночки…
Хочется отметить, что народная музыка не только обогащает душу ребенка, но и развивает творческие способности детей. На музыкальных занятиях используются такие методы художественного-творческого поиска:
- Вслушайся, вдумайся, оцени, сравни, выскажись;
- Подбери иллюстрацию к прослушанному произведению;
- Прочти стихотворение, созвучное музыке;
- Укрась музыку звучанием подходящего инструмента.
Эта работа проводится в нескольких направлениях музыкальной деятельности. Это развитие художественно-творческих способностей детей в пении, танцах, музыкальных играх, которые объединяют песню и танец, обучении игре на музыкальных инструментах.
Приходишь к выводу, что развитие творческих способностей детей зависит, прежде всего, от музыки, которая придает выразительность движениям, подсказывает характерные черты образа, побуждает к развертыванию сюжетной игры, композиции, танцу. Поэтому необходимо научить детей слушанию народной музыки, привить навыки правильного пения, музыкально-ритмических движений.
К подготовительной группе дети уже обладают достаточной суммой знаний, у них имеется богатый песенный репертуар. Поскольку дети очень любят русские народные мелодии и песни, на одном из занятий в аудиозаписи слушали «Камаринскую» М.Глинки. И дети сами придумывали рассказы об этой музыке: «Мужички сидят в деревне на завалинке и рассуждают. Вдруг одному из них захотелось веселиться, он взял гармошку и заиграл сначала тихим, грустным звуком, а потом начал играть задорно, весело, быстро, что все остальные мужички весело заплясали».
Интересно под эту музыку дети играли на народных музыкальных инструментах (ложках, трещотках, дудочках), сами придумывали ритмический рисунок мелодии, подбирали нужные народные инструменты.
В этом возрасте дети уже хорошо знакомы с музыкальными инструментами, им интересен не просто сам музыкальный инструмент и звук, который на нем можно извлечь, а именно обучение на нем, выступление на праздничных мероприятиях.
Большое значение в развитии художественно-творческих способностей детей имеет развитие песенного творчества. Пение – одно из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающее большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного и творческого развития.
Так как народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента, поэтому многие из них удобны для детского голоса. Объем звуков многих простых народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса. Например, песня «Петушок» построена на четырех звуках, песня «Как у нашей Дуни» - на пяти.
Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают народную песню, народную музыку исключительно ценным средством художественного воспитания детей. Народные напевы, частушки, заклички открывают для ребенка мир народной культуры, обогащает его душу.
Дети в детском саду знакомятся с народным творчеством не только на музыкальных занятиях, но и на занятиях в группе, на прогулке. Они знают, о том, что наши предки верили во всемогущие природные силы, совершали обряды и ритуалы, поэтому и в песне народ обращается к природе с помощью закличек. Заклички были преисполнены этой верой. Вот и сейчас, когда идет дождик, дети радостно закликают его, «задабривают»:
Уж дождь-дождем,
Поливай ковшом,
Поливай весь день
На наш ячмень.
Некоторые заклички связаны с праздниками, которые приближали человека к природе. К весне, которую все ждут с нетерпением, мы обращаемся с разными закличками. В одних просим, чтобы растаял снег, в других просим дать богатый урожай.
Песни и приговорные напевы сопровождают различные действия людей. Дети любят обыгрывать содержания таких песен. Всем известна народная попевка «Дождик». По своему происхождению это закличка: «Дождик, дождик пуще…». Однако есть в ней и элементы дразнилки. Дети, веселясь под дождем, как бы дразнят его.
Также песни и приговорные напевы укрепляют бережное и любовное отношение детей к домашним животным:
«Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль ей крапивушку нажну!
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь досыта, Буренушка моя!»
Часто в народных песнях детям встречаются незнакомые слова, которые надо объяснить: «А мы землю парили, парили, парили.
А мы землю пахали, пахали.
А мы просо сеяли, сеяли.
А мы просо пололи, пололи.
А мы просо косили, косили.
А мы просо рушили, рушили.
А мы просо веяли, веяли».
Огромные возможности для творчества детей таят в себе русские народные песни-игры. Такие фольклорные песни-игры можно использовать для развития способностей детей к самым различным видам художественно-творческой деятельности:
- Внесение новых движений в известную народную игру с пением;
- Импровизационное обыгрывание произведений песенно-игрового фольклора;
- Различные композиции игр на основе народной песни.
Например, я предложила детям поиграть в игру «Заинька, по сеничкам».
Сначала дети идут хороводом, «заинька» прыгает в середине круга. Затем «заяц» пытается выскочить из круга, дети его не выпускают. «Заяц» свободно скачет, дети хлопают в ладоши.
Развитие мелодии этой песни, четкий плясовой ритм, а также само содержание текста побуждает детей к плясовым движениям.
При разучивании этой и другой народной песни очень важно привлечь внимание детей к ее музыкально-поэтическим образам. Более отчетливое представление о сущности конкретного художественного образа может быть для ребенка естественным побудителем к творческим действиям. Например, я говорю: «Музыка в песне и ласковая, и одновременно шутливо-веселая». Я предложила детям передать мимикой, движениями образ зайца. Перед выполнением каждого творческого задания старалась пробудить в детях воображение, предлагала им представить зайца веселого, грустного, обиженного, хвастливого.
На следующем этапе можно перейти к более сложным творческим заданиям –драматизации игровых песен. Но прежде, чем брать целые песни с развернутым действием, сначала нужно использовать для этой цели коротенькие прибаутки и потешки.
Колыбельные, частушки, потешки, прибаутки, небылицы-перевертыши – это большой и своеобразный раздел фольклора. Это превосходный материал для развития у детей умений музыкально-игровой импровизации.
Выразить в движении музыкально-поэтическую сущность пусть небольшой сначала песенки – вот эта задача и будет стоять теперь перед детьми. Нужно заинтересовать детей не только сказочным текстом, но и самой музыкой.
В старших группах у детей уже сформирован определенный круг навыков обыгрывания народных песен.
Поскольку музыкальные и танцевальные ритмы народной музыки взаимосвязаны, многие хороводные песни иллюстрируются танцем: их содержание разыгрывается танцующими, что усиливает смысл, заложенный в песне.
Есть немало народных хороводных песен, движения к которым нетрудно найти самим детям. Вот одна из них – знакомая всем песня «Землюшка-чернозем». Мелодия лиричная, мягкая, текст, насыщенный действиями («березка выросла», «рвали цветы», «плели венки»), богатый типично народными ласкательно-уменьшительными названиями («землюшка», «травонька»), подсказывает плавные движения.
К композиционному построению хоровода можно перейти только тогда, когда песня хорошо усвоена детьми. Прежде всего следует вызвать у ребят желание передать в игре посредством движений яркие образы родной природы. Выразительное исполнение, беседа о содержании и характере музыки и поэтического текста – вот основные приемы, подготавливающие детей к придумыванию хороводных движений. Именно в результате этой предварительной работы они должны осознать, что игровые движения под эту песню не могут быть быстрыми и резкими, они должны передавать содержание каждого куплета.
Такие песни-игры являются хорошей предпосылкой для развития воображения, учат вслушиваться в звук и воспроизводить различные звукосочетания, что понадобится детям в песенном творчестве.
Так как одной из важнейших задач является приобщение детей к миру танца и русской танцевальной культуре, игровые песни – это богатое разнообразие для детского творчества. Разнохарактерность позволяет активно использовать их для создания хореографических образов, танцевальных миниатюр. На музыкальных занятиях можно увидеть, как содержание игровой фольклорной песни становится сюжетом хореографического номера и какие возможности заложены в самом характере этих песен. Например, под песню «Поют песни, припевают, бьют в ладоши, прибивают», рассказывающую об удалой мужской пляске, о веселом неунывающем плясуне, вполне можно поставить танец-игру (соревнование между мальчиками). И название у нее может быть «Плескачи» или «Плескач».
Старинное слово «плескание» обозначает «не столько рукоплескание, сколько удары ладонью по телу» (К. Голейзовский).
Поэтому быстрая и веселая пляска может состоять из хлопанья в ладоши, чередующегося с хлопками то над головой, то внизу, около самой земли, то под коленями.
Основным ходом этой пляски может стать «прыгающий бег».
Другим коленцем могут быть всевозможные «присядки», «полуприсядки», во время которых плескание в ладоши не прекращается.
Дошкольники учатся двигаться, получать радость и удовлетворение от движений, выполнять их легко.
Дети очень любят совмещать танцевальные движения с манипуляцией различными предметами: платками, шарфами, ветками.
На музыкальных занятиях дети получают широкое представление о русском танце, осваивают его основные элементы и манеру исполнения. Ведь русская танцевальная культура необыкновенно разнообразна. Это красивые хороводы и задорные кадрили, виртуозные пляски и лихие переплясы. Работа с дошкольниками по изучению народного танца требует особого подхода, адаптации материала для детей. Чтобы облегчить процесс усвоения движений народного танца, используются потешки и прибаутки, создающие в воображении ребенка яркие образы и подготавливающие его к выполнению творческого задания. Образно-подражательные движения развивают у детей творческую двигательную деятельность, быстроту реакции, внимание и творческое мышление.
В русском танце важно передать не только точность движений, но и его характер. Для развития артистичности и эмоционального исполнения в детском саду используются танцевальные сценки.
Используя народную музыку, следует работать со старшими детьми над выразительностью рук, отрабатывая четкие рисунки в танцах. Дети прекрасно чувствуют фразировку и широкий диапазон нюансировки. Давая задание детям сочинить свой танец на основе уже полученных навыков, движения у детей получались очень интересные и разнообразные: от еле ощутимого прикосновения кончиков пальцев, невесомого кружения, до мощных взмахов всей рукой, озорной «присядки».
Таким образом, народное искусство активизирует фантазию ребенка, побуждает к поискам воплощения своего замысла в разных формах, способствует лучшему усвоению танцев, хороводов.
Обратив внимание на весеннюю березку, какой красивый танец с веточками придумали девочки подготовительной группы! И конечно же этому способствовала нежная лирическая музыка «Во поле береза стояла». Мы придумывали танец по каждой фразочке, чтобы каждой части музыки соответствовало движение в танце.
Необходимо стараться приучать детей вслушиваться в музыку на протяжении всего занятия, «размышлять» о ней, обращать внимание на средства музыкальной выразительности, на построение музыкального произведения, его жанр, характер, помогать детям осмысленно воспринимать музыкальный образ, характер, настроение.
А самое главное нужно помочь детям самим искать способы выражения характера народной музыки через свое исполнительство.
Дети сами участвуют в разнообразной художественной деятельности: танцуют, поют, читают стихи, разыгрывают разнообразные сценки.
И как заключительный этап этой работы – утренники и развлечения, которые являются особой формой организации детской художественной деятельности в детском саду.
В настоящее время приобщение ребенка к народной культуре, народным традициям зачастую осуществляется с помощью народных календарных праздников, которые становятся привычными в жизни дошкольного образовательного учреждения.
В программу народного праздника обязательно входят народные песни, пляски, игры, хороводы, народные танцы. Используя пляски и танцы в фольклорном празднике, необходимо вести предварительную работу по ознакомлению детей с содержанием танца, его основной идеей и затем – детально отработать движения и продумать костюмы для танцующих. Ребенок от природы тонок и хрупок. Поэтому именно изящество и легкость являются главными достоинствами детского костюма. Костюм для малышей должен быть удобен и, естественно, красив. Очень важно, чтобы костюм сочетался с танцем. Насколько красивы и целесообразны народные костюмы. Они теснейшим образом связаны с танцем. Яркие сарафаны и нарядные головные уборы приводят детей в восторг!
Выразительное исполнение песен, драматизации, танцев дает возможность каждому участнику передать свое отношение к празднику через художественные образы музыкальных произведений, а использование в праздничной программе инсценированных сказок, стихов вносит в действие элемент театрализации.
В дошкольных образовательных учреждениях регулярно проводятся народные праздники: Коляда, Масленица, Сороки, праздник Ивана Купалы, весеннее-летние игрища и забавы, Осенины., активными участниками которых являются и взрослые, и дети.
Подготовка и проведение ярких народных праздников, участие в творческих конкурсах дарит их участникам радость и новые впечатления, позволяет выразить себя, создает особую атмосферу сотворчества взрослых и детей. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг ярким содержанием.