Музыка в сказке.
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие по музыкальному воспитанию.
.
Музыкальный руководитель:
Павлов Д. В.
Москва 2015 г.
Комплексное занятие по слушанию музыки.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: Развитие музыкального восприятия, воображения.
Задачи:
- Развитие представлений о выразительных средствах музыки;
- Знакомство с музыкальными произведениями в активной форме;
- Формирование представлений о нотной грамоте;
- Развитие музыкальных способностей (чувства ритма, звуковысотного слуха, восприятия и т.д.)
- Развивать представления о связи речевых и музыкальных интонациях;
Материалы и оборудование:
Шумовые инструменты: бубны, маракасы; треугольники; ксилофоны, колокольчики;
Ленты;
Наглядные материалы в форме презентации;
Записи из фонотеки музыкального руководителя;
ТСО: Синтезатор, музыкальное звуковое оборудование.
Фланелеграф с нотным станом
Нотки с изображением животных
Фасоль
3 корзинки
Флейта
Кларнет
Саксофон
Фотепиано
Скрипка
Труба
Карточки инструментов
Музыкальные инструменты
Ленты
Ход занятия:
Ребята под бубен заходят в зал становятся в круг. Музыкальное приветствие. (Традиционное). Здороваемся разными голосами.
Зарядка - просыпалка. «Ама - лама». (Один ребенок)
Педагог:
Ребята, я принесла вам сегодня замечательную музыку с которой мы сейчас поиграем. Предлагаю сегодня потправиться в сказочную страну музыки! Но дорожка по которой мы будем идти будет изменяться, то широкая, (как можно идти по широкой тропинке) идти мы будем шагая смело, а может быть и придется бежать на носочках, мелкими шагами. Музыка нам сама подскажет, как мы будем двигаться;
(Трек 1, Старшая группа диск 1)
При втором повторе неожиданно обрывается музыка… Из за кулис слышен хохот и голос:
Ха-ха-ха! Это я, великая «Какафония» остановила музыку, забрала все семь нот, все звуки, не будет больше музыки ни где, ни в вашем детском саду, ни в ваших любимых мультиках, ни дома, не на улице, она перестанет звучать навсегда… Ха-ха-ха!!!
Пед:
Ребята, вы слышали, что случилось? Какафония забрала все ноты, а без нот музыка не будет звучать: (Двайте сядем на ковер и все обсудим) Кто такая Какафония.?
А что такое ноты, для чего они нужны – это музыкальные знаки , а какие знаки вы знаете (дорожные, буквы, цыфры) а с помощью нот записывают музыку (с их помощью записывают музыку, сказки записывают с помощью букв, а музыку с помощью нот);
А кто умеет читать музыкальные знаки – (Музыканты!) Правильно! Я думаю музыкант нам и поможет! (Звоню по телефону!).
Приходит музыкант! Здоровается!
Ребята! Расскажите нашему музыканту, что случилось?!
Музыкант:
Друзья! Я могу вам помочь, если вы выполните мои задания! Готовы?! Итак, в музыке семь нот, нам нужно разыскать их и расположить их на нашем нотном стане! (Нотный стан на фланелеграфе.) Помогут нам в этом мои помощники – музыканты разных специальностей.
Давайте посмотрим на наш волшебный экран.
На экране появляются слайды с изображением разных музыкантов. Первый слайд – пианист. Дети – называют специальность музыканта (Дети, на каком инструменте играет этот музыкант? На пианино. А если музыкант играет на пианино, то он называется пианист. Есть у нас в зале пианино? Давайте посмотрим, может быть там мы найдем первую нотку?) Находят нотку под крышкой пианино. Но сказать как зовут эту нотку и где она живет я могу только после того как вы выполните задание. Посмотрим, какое задание нам задаст пианист.
Задания:
До (пианист):
Нарисовать музыкальную картину.
Подсказка: - с помощью музыки
Композитора Лео Делиба
«Полька пиццикато»
И разноцветных ленточек!
Ре (саксофонист):
Узнай инструмент по голосу!
Я буду играть на каком-либо инструменте,
или вы слышите его в записи,
а вы отгадываете и
находите его изображение на картинке!
(Картинки разложены на столе)
Ми (кларнетист)
Опуститься на дно океана
И рассказать о том, что там увидели
с помощью жестов!
Предлагаю использовать
музыку композитора К.Сен-Санса
«Аквариум»!
Фа (флейтист):
В нашей сказке вместе с нами путешествуют
не только музыканты исполняющие музыку,
но композиторы – люди пишущие музыку?
Композиторы любят сказки и часто
Пишут музыку для сказок.
Следующее задание угадать название музыки
Угадай мелодию!
- «Полет шмеля» Николоай
Римский – Корсаков «Сказка о Царе Салтане»
- «Вальс цветов» П. И. Чайковского
Из балета «Щелкунчик»;
- «В пещере горного короля» Э. Григ
- Напеть с голоса из сказки «Рапунцель»
Братья Гримм писатели;
Соль (балалаечник):
Следующее испытание:
Как вы умеете слушать музыку!?
«Танец с поклонами»
(Коммуникативная игра
Т. Э. Тютюнникова)
Ля – Си (скрипач):
Разобрать фа-соль!
Когда все семь нот собраны (подсчитаем их в слух)!
Ведущая говорит о том, что заметила какие-то буквы!
Давайте посмотрим! Что там за буквы! На нотках написано слово «Сюрприз».
Дети получают угощение.
Заключение.
В конце занятия педагоги проводят беседу с ребятами.
С какими инструментами они познакомились?
Какая музыка помогла им ?
Кого из композиторов они запомнили?
Анализ
открытого показа непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе (5-6 лет) № 9 «Знайки».
Комплексное занятие по музыкальному воспитанию.
Музыкальный руководитель Павлов Д.В.
Занятие построено в форме игры – путешествия. Ребята выполняли общую задачу, (Поиски утраченных нот) которую педагог поставил перед детьми в игровой форме. Таким образом, дети в течение всего занятия были заинтересованы и увлечены.
Интересно была разработана техническая часть занятия. Тщательно были подобраны материалы и оборудование: видео – презентация, фланелеграф, наглядные пособия, музыкальные инструменты, звуковое оборудование, атрибутика.
Музыкальный руководитель давал четкие инструкции, речь эмоциональная и грамотная. Дмитрий Владимирович продемонстрировал виртуозное владение духовыми музыкальными инструментами.
Педагог умело провел интеграцию по следующим областям: художественно-эстетическое развитие, развитие речи, математика, познавательная деятельность.
Особое внимание уделялось развитию специальных навыков и умений: слушания музыки, формированию понятий (композитор, исполнитель, специальности музыкантов, виды инструментов, какофония, нотная запись), развитию представлений о выразительных средствах музыки, знакомству с инструментами симфонического оркестра, развитию чувства ритма и слуха.
Дмитрий Владимирович применяет следующие методы и приемы: наглядные, слуховые, зрительные, художественное слово. Так же применены различные формы организации деятельности: сидя в кругу на полу, расстановка стульчиков необычным способом, постоянная смена деятельности. Занятие отличается высокой степенью динамики и включения педагога в процесс (вместе прыгаем, сидим на полу, двигаемся).
Занятие выстроено логично, грамотно, временные рамки соблюдены. В конце занятия для детей был организован сюрприз (угощение). Дети, выполняя этапы занятия, достигли результата, который и позволил им получить приз.
Цель и задачи были достигнуты. Программное содержание дошкольникам было усвоено. В конце занятия педагог провел беседу с ребятами о том, что они узнали нового.