3.5 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня ( экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)
3.5 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня ( экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_i_zhiznedeyatelnost_bakteriy_5_kl.docx | 39.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 18.02.2020г Тема: Бактерии: строение и жизнедеятельность. Класс: 5.
Ф.И.О учителя: Салчак Долаана Кызыл-ооловна. О.О: МБОУ Ээрбекская СОШ им.О.К.Оолака.
Предмет: биология. Урок проведен на базе МБОУ СОШ №2 в пгт.Каа-Хем Кызылского кожууна.
Тип урока: урок – исследование
Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий; постановка и решение учебной задачи.
Методы обучения и методические приемы: проблемно – поисковый, рассказ, работа с учебником и презентацией.
Формы работы: групповая, индивидуальная
Цель урока: изучить строение и жизнедеятельность бактерий.
Задачи урока:
Образовательные: актуализировать знания обучающихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий;
Развивающие: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
•сформировать умение рассказывать о строении бактерий;
•сформировать умение объяснять, как строение бактерий связано с их жизнедеятельностью;
•сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерия, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
1.определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.
Познавательные УУД
2.работать с различными источниками информации; составлять план и конспект параграфа; проводить сравнение объектов по заданным критериям.
Коммуникативные УУД
3.слушать учителя и одноклассников; грамотно формулировать вопросы; аргументировать свою точку зрения.
Личностные результаты: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать учебные задачи и стремиться их выполнить, определение своей успешности при изучении темы.
Оборудование: ноутбук, видеофрагменты, презентация, поурочный план урока.
Таблицы: «Строение бактериальной клетки», «Строение растительной клетки», «Формы бактерий».
Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии, анаэробы, аэробы, фотосинтез, хемосинтез, спора.
Использованные технологии: информационно-коммуникационная технология, элементы модульной технологии, элементы технологии критического мышления, технология здоровье сбережения, технология рефлексии.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу. Проверка домашнего задания. | - Добрый день, дорогие ребята! Давайте посмотрим друг на друга, похлопали ладошками и улыбнемся, повернемся к нашим гостям и скажем им «Здравствуйте»! И опять повернулись, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Эпиграфом урока будет слова Л.Н.Толстого: «Мысль только тогда движет жизнью, когда она добыта своим умом».. Проведем зарядку ума (задания на повторение) | Приветствие «ладошками» и - улыбаются друг другу. Залог успешной работы. Включаются в деловой ритм урока. |
2.Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний. | Давайте повторим пройденный материал урока. Систематика – это наука о классификации живых организмов. Классификация организмов позволяет разобраться в огромном количестве видов, распределив их в строгом порядке. Царство – очень большая группа организмов. Вид – группа организмов похожих между собой и занимающих большую территорию. Задание на соответствие: Бактерии- Грибы- Растения- Животные- Ребята справились с заданием. Перейдем к следующему этапу урока | Просмотр видеофильма о живых организмах. Ребята высказывают свои мысли об увиденном. Соотнести определения живых организмов |
3.Целеполагание и мотивация | Формулирование темы и цели урока | -Сегодня на уроке мы познакомимся с вами организмами, которые на пьедестале почёта природы заслуженно занимают 1 место. Так как им можно вручить следующие медали: За древность - они возникли самыми первыми на планете Земля - примерно 3,5 миллиарда лет тому назад и на протяжении миллиарда лет были единственными живыми существами на планете. За самые мелкие размеры (0,5-5 мкм). На обычной типографской точке можно разместить сотни тысяч этих организмов. За выносливость - Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере, в воде, во льдах и даже в горячих источниках. За плодовитость - Эти организмы размножаются каждые 20 минут, за сутки при благоприятных условиях могли бы заполнить весь Земной шар. За всеядность – питаются опавшими листьями, бумагой, мертвыми организмами, перерабатывают стекло и даже железо. Как вы думаете, каких организмов мы будем изучать сегодня на уроке? Бактерии: строение и жизнедеятельность. Учитель обобщает ответы и еще раз проговаривает цели урока. -Давайте поставим цель нашего урока. Хорошо, мы постараемся пополнить наши знания. | Озвучивают тему, определяют цель и задачи урока |
4.Усвоение новых знаний. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемой темы. | - Почему царство бактерий, о которых мы говорим сегодня, так называют? 1. Откроем с.39 учебника и найдём ответ что означает слово бактерия. (название бактерия произошло от греческого слова «палочка», бактерии по форме напоминают палочку. - Самый древний организм, который удалось выявить ученым, это археобактерии термоацидофилы. Эти бактерии существуют в тех горячих источниках, в которых имеется большое содержание кислоты. Если температура ниже 55 градусов, эти бактерии просто погибают - В организме человека живут бактерии, общий вес которых составляет два килограмма - Одни из них находится в нашем кишечнике. Численность этих бактерий на много больше, чем клеток в человеческом теле . - Во рту человека насчитывается почти 40 тысяч бактерий разного типа. Во время поцелуя люди могут передать друг другу 278 видов бактерий. Безопасными из их числа являются 95%. - Отдельную бактерию простым глазом не увидишь. Правда, есть так называемые серобактерии, которые образуют нити длиной в десятки сантиметров, но это исключение. А правило таково: размер бактерии колеблется около величины в два микрона. Для этой величины уже не найдешь подходящего наглядного сравнения: такая бактерия меньше типографской точки в 250—500 раз. - Микробиологи считают, что на Земле всего 5 ∙ 10 30 (5 нониллионов) бактерий, обитающих в разных средах обитания: водной, почвенной, наземно-воздушной, организменной . Итак: Бактерии встречаются всюду. Они есть в классе, вот они выросли на мясном бульоне. Это целые колонии бактерий. Есть они на руках, на продуктах питания, в молоке, в йогурте, кефире, в почве, в воде. Даже в организме взрослого человека общая масса бактерий составляет 2 кг. Давайте сформулируем проблему, используя вопросительные слова (как?, зачем?, почему?) Учащиеся формулируют проблему: Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях? Вопрос: Для чего же необходимо знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий? Гипотеза: Если знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий, то можно контролировать их влияние на человека (найти методы борьбы с болезнетворными и способы их использования в хозяйстве) -Давайте составим план работы на уроке. План работы: 1.Строение бактериальной клетки 2.Формы бактерий 3.Распространение бактерий на планете 4.Способы питания бактерий 5.Способы существования бактерий при неблагоприятных условиях 6.Основные отличия бактериальной клетки от растительной Физкультминутка - Вы, наверное устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать начинаем. Самостоятельная работа по группам (работа по технологическим картам) 1 группа «Внешнее строение» Инструкция: 1) Прочитайте текст учебника и ответьте на вопрос: Каковы размеры бактерий? 2) Составьте схему «Формы бактерий» 2 группа «Внутреннее строение» Инструкция: 1) Прочитайте текст учебника на стр. ___ ответьте на вопрос: Что является отличительной чертой бактериальной клетки? 2) Прочитайте текст учебника на стр. __ ответьте на вопрос: б Как называют организмы, у которых нет ядра (ДНК находится в цитоплазме) и есть оформленное ядро? 3) Прочитайте текст учебника и ответьте на вопрос: Какие части имеет бактериальная клетка, какие функции они выполняют? 3 группа «Особенности процессов жизнедеятельности (питания, типа обмена веществ – дыхания и размножения) 1) Прочитайте текст учебника на стр.41 – 42 дополните схему, дав определение организмам, отличающихся по типам питания: Особенности процессов жизнедеятельности бактерий →питание → …….. (например, ……) → ……. → дыхание → …….. → ……. → размножение: ………. → (эту часть поможет заполнить учитель после доклада группы) -Поиграем и выполним физкультминутку « Формы бактерий» Вспомним гипотезу (если знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий, то можно контролировать их влияние на человека (найти методы борьбы с болезнетворными и способы их использования в хозяйстве) Вывод: Бактерии очень выносливы: они переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 80-90оС, но погибают от ультрафиолетовых солнечных лучей, дезинфицирующих веществ и длительном нагревании более 120 оС. Вспомним проблему и пробуем ответить на этот вопрос. Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях? | Слушают учителя, работают с рисунками учебника, читают текст, заполняют схему. Работают с текстом параграфа. Работа в группе. Учащиеся формулируют проблему. Примерный ответ группы:
1.Микроскопические размеры 2. Формы бактерий → одиночные округлые: кокки → соединенные по две: диплококки → сложенные в цепочку: стрептококки → палочковидные: бациллы → спиралевидные: спириллы → в виде запятой: вибрионы Примерный ответ 2 группы: 1) Отличительной чертой бактериальной клетки является отсутствие ядра. 2) Прокариоты – организмы, в клетках которых нет оформленного ядра, ДНК находится в цитоплазме. Эукариоты - организмы, в клетках которых есть оформленное ядро. 3) какие части имеет бактериальная клетка: Слизистая капсула (защита от высыхания), клеточная стенка и клеточная мембрана (защита) с жгутиками и ресничками (для передвижения), неподвижная цитоплазма (место расположения ДНК и включений) заполнить учитель после доклада группы) Примерный ответ 3группы: Особенности процессов жизнедеятельности бактерий →питание → автотрофы – способны образовывать органические вещества из неорганических (например, фотосинте- зирующие цианобактерии) → гетеротрофы – питаются готовыми органическими веществами → дыхание → без кислорода → кислородные → размножение: простое деление клетки на двое. Предполагаемый ответ учащихся: Да, зная особенности питания, размножения, дыхания, способы перенесения неблагоприятных условий можно контролировать влияние бактерий на человека (найти методы борьбы с болезнетворными и способы их использования в хозяйстве) |
5.Первичное закрепление | Организация усвоения материала | Организация работы с вопросами и заданиями в конце учебника. | Работа в парах. Отвечают на вопросы, обосновывают свои ответы, сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
6.Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний | Тестовый и итоговый контроль с использованием ИКТ, с последующей их проверкой (графический диктант с10 заданиями) . Организуется самопроверка работ, исправление ошибок, выставление оценок. Учитель производит контроль оценивания. | Выполнение тестовых заданий. |
7.Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | -С какими новыми понятиями мы с вами познакомились? Учитель подводит учащихся к выводу о взаимосвязи живой и неживой природы. | Перечисляют понятия и дают сущность понятиям. |
8.Информация о домашнем задании | Поясняет задания на дом: изучить п.13. проработать текст в учебнике; выполнить модель бактериальной клетки и формы бактерий; подготовить сообщение по теме «Клубеньковые бактерии», «Цианобактерии», «Молочнокислые бактерии», «Болезнетворные бактерии». | Записывают домашнее задание в дневниках. | |
9.Рефлексия. | Проведения оценки деятельности на уроке. | Проведение рефлексии по поводу психо-эмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Проводят рефлексию своей работы на уроке. |