3
4
5
6.
| Целеполагание и мотивация
Изучение новой темы
Организация первичного закрепления
Организация первичного контроля | Формулирование темы и цели урока
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемой темы
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемой темы
Выявление качества и уровня усвоения знаний | Определение темы урока. Целеполагание. Послушайте небольшой рассказ (“мыслительная разминка”, наводящая к теме урока). В некой стране, населенной миллионами жителей, текут красные моря и реки, которые впадают в единый океан. Океан этот имеет 4 залива. В красной воде плывут корабли, следуя океаническим течениям. Одни из них товарные, транспортируют необходимый товар всем жителям страны, а также увозят “отходы” и так по кругу. Таким образом, красная вода и корабли совершают полный круг всего за 23-28 с, делая за сутки 3700 оборотов. О чем идет речь? - Что такое кровообращение? -Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? Учитель объявляет тему урока «Круги кровообращения», просит записать название в карту. Цель учителя: постановка проблемы, обеспечение готовности к усвоению нового материала. Задание № 1 инструктивной карты Вспомните, какое строение кровеносной системы имеют основные классы типа Хордовые. Заполнить таблицу
Рыбы |
| Земноводные |
| Пресмыкающиеся |
| Птицы |
| Млекопитающие |
|
Что стало причиной появления 2-го круга кровообращения?
Деятельность учителя: Задаёт проблемный вопрос ученикам Ставлю проблемный вопрос: Всегда ли по артериям течет артериальная кровь, а по венам – венозная? Учитель предлагает вернуться к данному вопросу после изучения новой темы. Подготовка к встрече с новым материалом. Задание № 2 инструктивной карты Деятельность учителя: Рассказ об истории открытия кругов кровообращения Итак, отправляемся в путешествие по кругам кровообращения. Задание № 3 инструктивной карты Задание для 2 варианта: - Рассказать о малом круге кровообращения.
- Составить схему, установив последовательность направления движения крови по органам и сосудам, образующих малый круг кровообращения.
- Заполнить общую таблицу на доске.
Малый круг кровообращения:4 сек, открыл М. Сервет. Задание для 1 варианта: - Показать и рассказать о пути артериальной крови по большому кругу кровообращению.
- Показать и рассказать о пути венозной крови по большому кругу кровообращению.
- Составить схему, установив последовательность направления движения крови по органам и сосудам, образующих большой круг кровообращения.
- Заполнить общую таблицу на доске.
Большой круг кровообращения (БКК): 23 сек, открыл В.Гарвей. Просмотр учебного фильма
Вопросы для сравнения | Большой круг | Малый круг | - Где начинается?
- Где заканчивается?
- Как называются сосуды , несущие кровь от сердца?
- Какую кровь они несут?
- Как изменяется состав крови?
- Как называются сосуды несущие кровь к сердцу?
- Какая кровь в них содержится?
- Каково время оборота по данному кругу?
|
|
|
Учитель оказывает индивидуальную помощь в выполнении заданий, корректирует записи в общей таблице. Цель для учителя: Проверить глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий. Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся.
Деятельность учителя: Предлагает группам решить биологические задачи. Задание № 4. 1- Поднимите одну руку вверх, а другую опустите вниз и держите их так в течение 1 мин. 2-Быстро положите обе руки на стол и сравните цвет их кожи. Чем объясняется наблюдаемая разница? Перед выполнением задания предложить сесть на ногу. Задание № 5. Почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную обувь? Почему вышли из моды корсеты, которые затягивались дамы XIX столетия?
Учитель возвращается к поставленной перед учениками проблеме в начале изучения новой темы и сопоставляет правильность её решения. - Давайте вспомним вопрос: Всегда ли по артериям течет артериальная кровь, а по венам – венозная?. Правильно ли вы ответили?
Фронтальный опрос- тестирование А сейчас, мне хотелось бы узнать, как вы хорошо вы усвоили новый материал. Для этого выполним небольшой тест “Кардиограмма” . Чертим луч, на котором откладывает отрезки равной длины. Ставим цифры от 0 до 9. Если вы на вопрос отвечаете “да”, то волна рисуется сверху, если “нет”, то снизу.
1.Сердце человека четырехкамерное? (Да) 2. Аорта - самая мелкая артерия? (нет) 3. Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке? (да) 4. В легких осуществляется газообмен между капиллярами и альвеолами?(да) 5. По венам большого круга кровообращения течет артериальная кровь? (нет) 6. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом желудочке? (нет) 7. Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии? (Да) 8. Артериальная кровь богатая кислородом? (да) 9. Венозная кровь течет только по венам? (нет) Проверяем. Зарядка для глаз |
Цель для учащихся: применять свои знания.
- Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме. - Сегодня на уроке мы будем изучать движение крови по сосудам. Деятельность учащихся: Выполнение задания № 1 инструктивной карты
Лёгочное дыхание Цель для учащихся: Выдвигают гипотезы и их проверяют под руководством учителя, оценивают значимость нового материала. Деятельность учащихся: Предлагают версии проблемного вопроса.
Деятельность учащихся: Выполнение задания № 2 инструктивной карты схема: сосуды+сердце=кровеносная система. Различают 3 вида сосудов: артерии, вены и капилляры. Цель для учащихся: Учиться устанавливать связь между строением и органами кровеносных сосудов, уметь применять полученные знания в групповой работе. Деятельность 2 варианта: Распределяют вопросы, готовят ответы. -Строят и указывают стрелками движение крови по малому кругу кровообращению. -Рассказывают о малом круге кровообращения. -Составляют схему: Правый желудочек-лёгочный ствол-правая и левая лёгочные артерии-лёгочные капилляры-лёгочные вены-левое предсердие. -Заполняют общую таблицу на доске. Деятельность 1 варианта: Распределяют вопросы, готовят ответы. - Показывают и рассказывают о пути артериальной крови по большому кругу кровообращению. -Показывают и рассказывают о пути венозной крови по большому кругу кровообращению. -Составляют схему: Левый желудочек-аорта-артерии- капилляры-мелкие вены-крупные вены-верхняя и нижняя полые вены-правое предсердие. -Заполняют общую таблицу на доске и в своих картах
Цель для учащихся: Применить знания нового материала при решении биологических задач.
Деятельность учащихся: Решают задачи. Отвечают.
Отвечают. Нарушается нормальное движение крови по сосудам, не нормально снабжаются ткани кислородом и питательными веществами, и не обеспечивается отток продуктов распада, что может привести к различным заболеваниям.
Ученики проводят сравнение ответов до изучения новой темы и после.
Взаимопроверка, оценка работы |