3.1 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)

3.1 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugi_krovoobrashcheniya_8_kl.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 18.11.2016г                Тема урока «Круги кровообращения»

Урок проведен на базе МБОУ Баян-Кольской СОШ   Салчак Д.К., учителем биологии

Тип урока: изучение новой темы

Цель урока: закрепить и расширить знания учащихся по теме «Транспорт веществ»

Задачи урока:

Личностные: организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке для изучения сущности большого и малого кругов кровообращения, значения биологического процесса.

 Предметные: учить устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов; развивать наблюдательность и речь учащихся.

Метапредметные: расширять кругозор учащихся; воспитывать культуру поведения на уроке

 Оборудование: доска, схемы, карточки-задания, презентация к уроку, учебник, рабочая   тетрадь.

Методы работы:объяснительно–иллюстративные,частично–поисковые,словесно-наглядные,работа в парах, моделирование.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Педагогические  технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- словесной, продуктивной и творческой деятельности;

- проблемное обучение

Ожидаемые результаты:

-усвоение материала в полном объёме на уроке;

- применение полученных знаний  при выполнении практических заданий;

-умение «оперировать» биологическими терминами. 

Технологическая карта урока

Этапы  урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Цель учителя: организовать контроль

начала работы, обеспечить интеллектуальный и эмоциональный настрой учеников на урок.

Деятельность учителя:

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, прошу  не волноваться и эффективно поработать. Все пришли учится с хорошим настроением!  Прекрасное настроение поможет нам получить новые знания.

Цель учащихся: настроится на восприятие материала  урока.

Деятельность учащихся:

Стоя приветствуют учителя.

Отвечают на его вопросы.

2

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний.

Повторение пройденной темы

4 учащихся выступили сообщениями «Группы крови», «Переливание крови».

Ребята молодцы!

3

4

5

6.

Целеполагание и мотивация

Изучение новой темы

Организация первичного закрепления

Организация первичного контроля

Формулирование темы и цели урока

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемой темы

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемой темы

Выявление качества

и уровня усвоения знаний

Определение темы урока.    Целеполагание.

 Послушайте небольшой рассказ (“мыслительная разминка”, наводящая к теме урока). В некой стране, населенной миллионами жителей, текут красные моря и реки, которые впадают в единый океан. Океан этот имеет 4 залива. В красной воде плывут корабли, следуя океаническим течениям. Одни из них товарные, транспортируют необходимый товар всем жителям страны, а также увозят “отходы” и так по кругу.

Таким образом, красная вода и корабли совершают полный круг всего за 23-28 с, делая за сутки 3700 оборотов.

О чем идет речь?  

- Что такое кровообращение?

-Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?

Учитель объявляет тему урока «Круги кровообращения», просит записать название в карту.

Цель учителя: постановка проблемы, обеспечение готовности к усвоению нового материала.

Задание № 1 инструктивной карты 

Вспомните, какое строение кровеносной системы имеют основные классы типа Хордовые.

Заполнить таблицу

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие

 Что стало причиной появления  2-го круга кровообращения?

Деятельность учителя:

Задаёт проблемный вопрос ученикам

Ставлю проблемный вопрос: Всегда ли по артериям течет артериальная кровь, а по венам – венозная?

Учитель предлагает вернуться к данному вопросу после изучения новой темы.

Подготовка к встрече с новым материалом.

Задание № 2  инструктивной карты

Деятельность учителя:  Рассказ  об

истории  открытия кругов кровообращения

Итак, отправляемся в путешествие по кругам кровообращения.

Задание № 3  инструктивной карты

Задание для 2 варианта:

  1. Рассказать о малом круге кровообращения.
  2. Составить схему, установив последовательность направления движения крови по органам и сосудам, образующих малый круг кровообращения.
  3. Заполнить общую таблицу на доске.

Малый круг кровообращения:4 сек, открыл М. Сервет.

Задание для 1 варианта:

  1. Показать и рассказать о пути артериальной крови по большому кругу кровообращению.
  2. Показать и рассказать о пути венозной  крови по большому кругу кровообращению.
  3. Составить схему, установив последовательность направления движения крови по органам и сосудам, образующих большой круг кровообращения.
  4. Заполнить общую таблицу на доске.

Большой круг кровообращения (БКК): 23 сек, открыл В.Гарвей.

Просмотр  учебного фильма

Вопросы для сравнения

Большой круг

Малый круг

  1. Где начинается?
  2. Где заканчивается?
  3. Как называются сосуды , несущие кровь от сердца?
  4. Какую кровь они несут?
  5. Как изменяется состав крови?
  6. Как называются сосуды несущие кровь к сердцу?
  7. Какая кровь в них содержится?
  8. Каково время оборота по данному кругу?

Учитель оказывает индивидуальную помощь в выполнении заданий, корректирует записи в общей таблице.

Цель для учителя: Проверить глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий. Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся.

Деятельность учителя:

Предлагает группам решить биологические задачи.

Задание № 4.

1- Поднимите одну руку вверх, а другую опустите вниз и держите их так в течение 1 мин.

2-Быстро положите обе руки на стол и сравните цвет их кожи. Чем объясняется наблюдаемая разница?

Перед выполнением  задания предложить

 сесть на ногу.

Задание № 5.

Почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную обувь? Почему вышли из моды корсеты, которые затягивались дамы XIX столетия?

Учитель возвращается к поставленной перед учениками проблеме  в начале изучения новой темы и сопоставляет правильность её решения.

- Давайте вспомним вопрос: Всегда ли по артериям течет артериальная кровь, а по венам – венозная?. Правильно ли вы ответили?

Фронтальный опрос- тестирование

А сейчас, мне хотелось бы узнать, как вы хорошо вы усвоили новый материал. Для этого выполним небольшой  тест “Кардиограмма”

. Чертим луч, на котором откладывает отрезки равной длины. Ставим цифры от 0 до 9. Если вы на вопрос отвечаете “да”, то волна рисуется сверху, если “нет”, то снизу.

1.Сердце человека четырехкамерное? (Да)

2. Аорта - самая мелкая артерия? (нет)

3. Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке? (да)

4. В легких осуществляется газообмен между капиллярами и альвеолами?(да)

5. По венам большого круга кровообращения течет артериальная кровь? (нет)

6. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом желудочке? (нет)

7. Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии? (Да)

8. Артериальная кровь богатая кислородом? (да)

9. Венозная кровь течет только по венам? (нет)

Проверяем.

Зарядка для глаз

Цель для учащихся: применять свои знания.

- Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме.

- Сегодня на уроке мы будем изучать движение крови по сосудам.

Деятельность учащихся:

Выполнение задания № 1 инструктивной карты

Лёгочное дыхание

Цель для учащихся:

 Выдвигают  гипотезы  и их проверяют  под руководством учителя, оценивают  значимость нового материала.

Деятельность учащихся:

Предлагают версии  проблемного вопроса.

Деятельность учащихся:

Выполнение задания № 2 инструктивной карты

схема: сосуды+сердце=кровеносная система.

Различают 3 вида сосудов: артерии, вены и капилляры.

Цель для учащихся:

Учиться устанавливать связь между строением и органами кровеносных сосудов, уметь применять полученные знания в групповой работе.

Деятельность  2 варианта:

Распределяют вопросы, готовят ответы.

-Строят  и указывают стрелками  движение крови по малому кругу кровообращению.

-Рассказывают о малом круге кровообращения.

-Составляют схему:

Правый желудочек-лёгочный ствол-правая и левая лёгочные артерии-лёгочные капилляры-лёгочные вены-левое предсердие.

-Заполняют общую таблицу на доске.

Деятельность 1 варианта:

Распределяют вопросы, готовят ответы.

- Показывают и рассказывают о пути артериальной крови по большому кругу кровообращению.

-Показывают  и рассказывают о пути венозной  крови по большому кругу кровообращению.

-Составляют схему:

Левый желудочек-аорта-артерии- капилляры-мелкие вены-крупные вены-верхняя и нижняя полые вены-правое предсердие.

-Заполняют общую таблицу на доске и в своих картах

Цель для учащихся:

Применить знания нового материала при решении биологических задач.

Деятельность  учащихся:

Решают задачи.

Отвечают.

Отвечают.

Нарушается нормальное движение крови по сосудам, не нормально снабжаются ткани кислородом и питательными веществами,  и не обеспечивается отток продуктов распада, что может привести к различным заболеваниям.

Ученики проводят сравнение ответов до изучения новой темы и после.

Взаимопроверка, оценка работы

7

8

Итоги урока.

Рефлексия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Проведение оценки деятельности на уроке

Цель учителя:

Развивать умения соотносить цель и результат.

Деятельность  учителя:

Организует  беседу с классом по вопросам:

- Что было главным на уроке?

-Какие затруднения у вас возникли на уроке?

Что нового вы узнали?

Что было интересно?

Чему научились?

Просит заполнить карту оценки деятельности на уроке и поставить самооценку в виде отметки по критериям, выведенным на экран.

Оцени свою работу.

«5» - выполнил все данные мне задания.

«4» - выполнил все задания, но иногда ошибался.

«3» - часто ошибался, выполнил только половину.

«2» - ничего не смог выполнить правильно.

Учитель просит сдать карты оценки деятельности на уроке.

Спасибо всем за урок. Молодцы!

Цель учащихся:

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

Деятельность учащихся:

Отвечают на вопросы.

Заполняют карту. Проводят самооценку.

10

Домашнее задание

Пояснение заданий на дом

П.21, творческое задание: Опишите путь, который пройдет лекарственный препарат, введённый в вену на левой руке, если он должен воздействовать на желудок (из заданий ОГЭ)

Цель для учащихся:

Применить полученные знания на уроке при самостоятельном  выполнении домашнего задания.