Тема урока: «Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники.
Цель урока:
1.Раскрыть особенности строения хордовых на примере ланцетника.
Задачи:
- Создать условия для возможности сравнения строения беспозвоночных и позвоночных животных.
- Создать условия для ознакомления учащихся со строением, поведением, местами обитания и образом жизни ланцетника.
- Создать условия для развития навыков обучающихся работать с текстом учебника; краткого изложения главной мысли; определения выводов.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
Иметь представление о характерных признаках животных типа Хордовые, подтипов Бесчерепные и Черепные,классов Ланцетники и Круглоротые.
Перечислять отличительные свойства животных, понимать биологические термины.
Метапредметные
1. Познавательные:
Получать информацию о значении данных животных в природн и жизни человека,работать с учебником и дополнительной литературой. Строить высказывания; анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
. 2. Коммуникативные:
Высказывать свою точку зрения,задавать вопросы, выражать свои мысли.
3. Регулятивные:
Составлять таблицу: «Общая характеристика типа хордовых»,корректировать свои знания.
4. Личностные:способность выбирать целевые смысловые установки в своих действиях и поступках
По отношению к природе.Эстетическое восприятие живых организмов.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
живой организм, обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, подвижность, размножение.
Учащийся должен знать: основные признаки живых организмов, определения: живой организм, обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, подвижность, размножение; особенности их проявления у растений и животных..
Учащиеся должны уметь: называть признаки живых организмов, сравнивать объекты живой и неживой природы, анализировать и обобщать теоретический материал, выявлять особенности проявления основных признаков живых организмов, давать определения понятиям: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение.
Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент. (1-2 мин.)
| Проверяет готовность к уроку , проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. Прозвенел у нас звонок Начинается урок. Необычный, нестандартный Информации поток. | Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.
| Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. Личностные УУД: - самоопределение, смыслообразование
|
Этап. Актуализация знаний (5 - 6 мин.) | Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Проводит подводящий диалог.Какое царство живых организмов мы изучаем? На какие подцарства делится царство животных? Вспомните одноклеточных животных? Какие типы многоклеточных животных мы изучили?Приведите примеры. Учитель сообщает историческую справку:в конце 18 века в одну из своих многочисленных зоологических экспедиций молодой петербургский академик, немец по национальности, Пётр Симон Палас на небольших глубинахЧёрного моря обнаружил животных, похожих на маленьких рыбок.Необычную находку он принял за слизняков. За форму тела, сходную с хирургическим ланцетом, животное было названо ланцетником.Как вы думаете могло ли это животное относится к ранее изученным типам?
| Отвечают на вопросы Вспоминают ранее изученный материал. Высказывают суждения, предположения. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся запоминать материал в системе. знакомятся со структурой учебника, рабочей тетрадью. Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение.
|
Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.) | К какому типу относится данное животное?Каковы особенности?Произошло ли усложнение в организации по сравнению с ранее изученными?
| Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её | Личностные УУД: - личностное самоопределение. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.
|
Этап. Целеполагание. (3-4 мин.) | Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. Проводит подводящий диалог: - Что мы знаем об этом животном ? -Какие признаки (признак) позволят нам выделить тип животных? Организует подводящий диалог : - Каков главный вопрос нашего урока? - Какова цель? Выслушивает предположения детей, лучшие формулировки записываются . | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока) Личностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение. |
Этап Планирование.(5-6 мин.) | Организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предположений о том, как и с помощью чего можно тдостичь поставленной цели.Предлагает выполнить задания. -Каким образом мы можем изучить признаки типа Хордовых (просмотр видиофильма, изучить материал учебника). -Что нам в этом поможет(учебник,текст,рисунки,видиофильм). Организует работу в паре. -Составте план нашей дальнейшей работы. -Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Оганизует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся. Учитель фиксирует план на доске. 1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию(из видиофильма,текста учебника) 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием(вписать в схему «Тип Хордовые», заполнить таблицу «Общая характеристика типа Хордовые». 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развёрнутый устный ответ.Помогает учащимся сформулировать развёрнутый ответ.
| . Просматривают видиофильм, отвечают на поставленные вопрсы учителя. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием, - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - учатся выражать свои мысли. Личностные УУД: - формирование личностного и жизненного самоопределения |
Этап. «Открытие» нового знания (7-8 мин.) | Формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению; Организует работу в паре. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь.
. Предлагает посмотреть видиофильм и ответить на вопросы: 1.Какие признаки позволили выделить животных в этот тип? 2.На какие подтипы делятся хордовые животные? 3.Почему ланцетник получил такое название? 4.Чем питается ланцетник? 5.Как происходит газообмен у ланцетника? 6.Сколько кругов кровообращения имеет ланцетник? 7.Какогоцвета кровь ланцетника? 8.Где распространён ланцетник? Предлагает выполнить задания : - Каким образом мы можем дополнить материал видиофильма? (изучить материал учебника) - Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; таблицы) Организует работу в паре 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (вписать в схему: « классификация типа Хордовые» , заполнить таблицу «общая характеристика типа Хордовые».
Система органов
|
Строение и особенности
| Скелет
|
| Центральная нервная система |
| Пищеварительная система |
| Жаберный аппарат |
| Симметрия тела |
|
4. Мысленно сформулировать ответ. 5. Дать развернутый устный ответ, используя заполненную таблицу
- Что мы узнали нового? - О каком класе животных мы ещё не говорили?Дают общую характеристику круглоротых.(самостоятельно читая текст параграфа.) - Как нам ответить на наш вопрос? – Какие усложнения произошли у рассматриваемых животных по сравнению с ранее изученными. Корректирует ответы учащихся: | Работают в паре. Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «открытие». Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные УУД: - формирование жизненного самоопределения.
|
Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.) | Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия. Усвоение понятий «хорда», «череп», «позвоночник», «позвонок», «бесчерепные», «ланцетники», «черепные или позвоночные». у учащихся начинается с выделением существенных признаков этого понятия. Это достигается введением определений, которые отвечают на вопрос «что такое?» Формирование понятий общих и отличительных признаков идёт при выполнении самостоятельной работы с учебником и тетрадью. Организует подводящий диалог. - На какой вопрос мы должны будем дать ответ по результатам этого задания?(Каковы особенности проявления основных признаков Типа Хордовых) - Что нам поможет выполнить это задание? Демонстрирует план работы (алгоритм). - Как мы будем выполнять это задание? (см. план) - | Осмысливают задание (определяют последовательность действий). Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности). В ходе диалога формулируют проблему, цель и способы её достижения. Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания. 1 вариант 1.Ланцетники относятся к подтипу ______. Как и у всех представителей типа ______, центральная часть нервной системы расположена на ______ стороне тела, над ______. Под хордой расположена ______ система, передний отдел которой пронизан ______ щелями. Кровеносная система ______, состоит из ______, брюшного и отходящих от них мелких ______. 1. Замкнутая. 2. Бесчерепные. 3. Спинного. 4. Хордовые. 5. Пищеварительная.6. Жаберными. 7.Спинной. 8. Хордой. 9. Сосудов. 1.Ланцетники относятся к подтипу __2__. Как и у всех представителей типа ___4___, центральная часть нервной системы расположена на ___7___ стороне тела, над ___8___. Под хордой расположена __5__ система, передний отдел которой пронизан ___6___ щелями. Кровеносная система __1__, состоит из ___9___, брюшного и отходящих от них мелких ___3___. 2 вариант 1) Представители типа Хордовые имеют наружный, хитиновый или известковый скелет. 2) Хордовые животные имеют лучевую симметрию тела 3) Хордовые – двустороннесимметричные животные. 4)Кровеносная система у хордовых замкнутая. 5) Кровеносная система у хордовых незамкнутая. 6) У бесчерепных кровеносная система незамкнутая, а у черепных – замкнутая. 7) Бесчерепные животные не имеют вторичной полости тела. 8)Тело хордовых животных развивается из двух зародышевых листков. Верные утверждения: 3, 4, 7
| Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные УУД: - осознают единство и целостность мира. - формирование личностного и жизненного самоопределения |
Этап. Рефлексия.(2-3 мин). | Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог . - Обратите внимание на наши записи! Демонстрирует: проблему урока, цель, задачи, план. - Всё мы выполнили? - Как оцените свою работу? | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения.
|
Этап. Домашнее задание. (2 мин). | Комментирует домашнее задание: 1. Прочитать п.20 стр.92-96(задание обязательное для всех). 2. Ответьте на вопросы устно в конце параграфа., 3.Выполнить задания в рабочей тетради. 4.Используя разные источники, подготовить сообщение «Хрящевые рыбы- кто они?». | . Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания | Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.
|
|
|
|
|
Литература :
Внешне ланцетник похож на небольшую рыбку длиной 4–8 см и по форме напоминает хирургический инструмент — ланцет (отсюда и название животного).
Впервые ланцетники были обнаружены в Чёрном море и описаны русским учёным Петром Симоном Палласом в 1774 г. Позднее ещё один русский учёный Александр Онуфриевич Ковалевский, изучив зародышевое развитие ланцетника, доказал его близость к позвоночным животным.
В течение всей жизни у ланцетника сохраняется хорда (она исполняет роль внутреннего скелета).
С обеих сторон от хорды в виде двух лент располагаются мышцы, благодаря их работе ланцетник плавает и зарывается в грунт.
Нервная система и органы чувств
Над хордой расположена нервная трубка (от неё к внутренним органам и поверхности тела отходят многочисленные нервы).
Органами чувств являются светочувствительные глазки (ланцетник отличает свет от темноты). В тонкой коже есть осязательные клетки, благодаря которым ланцетник воспринимает различные прикосновения.
Пищеварительная система
Под хордой располагается пищеварительная система. На переднем конце тела снизу имеется ротовое отверстие, через которое мелкие организмы, служащие ланцетнику пищей, с током воды попадают в широкую глотку.
Глотка имеет множество отверстий — жаберных щелей, через которые удаляется вода. Пищевые частицы направляются в кишечник, где пища переваривается. Непереваренные остатки удаляются наружу через анальное отверстие.
Кровеносная и дыхательная системы
Кровеносная система замкнутая: кровь циркулирует по двум главным сосудам — спинному и брюшному, а также по тонким их ответвлениям и множеству тончайших капилляров. Ими пронизаны и ткани глотки вокруг жаберных щелей.
Газообмен у ланцетника идёт в межжаберных перегородках. Через тонкие стенки капилляров в кровь поступает кислород, а из крови выделяется углекислый газ. Обогащённая кислородом кровь разносится по спинному сосуду, а насыщенная углекислым газом — течёт по брюшному сосуду к жаберным капиллярам. Сердца у ланцетника нет. Кровь движется благодаря сокращениям стенок брюшного сосуда.
Выделительная система
Органы выделения ланцетника во многом похожи на органы выделения кольчатых червей (тонкие извитые трубочки, открывающиеся наружу).
Размножение
Все ланцетники — раздельнополые животные. Половые органы: у самок — яичники, у самцов — семенники.
Оплодотворение наружное. Самец и самка вымётывают половые продукты в воду — там и происходит оплодотворение. Из оплодотворённых икринок развиваются личинки, сначала плавающие в толще воды, а затем опускающиеся на дно, где и превращаются во взрослых ланцетников.
Источники:
1 вариант
1.Ланцетники относятся к подтипу ______. Как и у всех представителей типа ______, центральная часть нервной системы расположена на ______ стороне тела, над ______. Под хордой расположена ______ система, передний отдел которой пронизан ______ щелями. Кровеносная система ______, состоит из ______, брюшного и отходящих от них мелких ______.
1. Замкнутая. 2. Бесчерепные. 3. Спинного. 4. Хордовые. 5. Пищеварительная.6. Жаберными. 7.Спинной. 8. Хордой. 9. Сосудов.
1.Ланцетники относятся к подтипу __2__. Как и у всех представителей типа ___4___, центральная часть нервной системы расположена на ___7___ стороне тела, над ___8___. Под хордой расположена __5__ система, передний отдел которой пронизан ___6___ щелями. Кровеносная система __1__, состоит из ___9___, брюшного и отходящих от них мелких ___3___.
2 вариант
1) Представители типа Хордовые имеют наружный, хитиновый или известковый скелет.
2) Хордовые животные имеют лучевую симметрию тела
3) Хордовые – двустороннесимметричные животные.
4)Кровеносная система у хордовых замкнутая.
5) Кровеносная система у хордовых незамкнутая.
6) У бесчерепных кровеносная система незамкнутая, а у черепных – замкнутая.
7) Бесчерепные животные не имеют вторичной полости тела.
8)Тело хордовых животных развивается из двух зародышевых листков.
Верные утверждения: 3, 4, 7