3.4 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня ( экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

3.4 Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня ( экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shlyapochnye_griby_5_kl.docx337.41 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:18.02.2019г.        Урок биологии в 5 классе по ФГОС «Шляпочные грибы»

Ф.И.О учителя:  Салчак  Долаана  Кызыл-ооловна.            О.О: МБОУ Ээрбекская СОШ.        

Цель урока: изучить строение шляпочных грибов.

Задачи:

1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности,направленной на изучение шляпочных грибов.              

2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навыками распознавания съедобных и ядовитых грибов, навыками правильного сбора грибов.

3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры;

Предполагаемые результаты:

Предметные знания: учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибов

Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами.

Тип урока: изучение нового материала,.

 Оборудование: ПК, проектор,  фотографии  грибов, презентация по теме «Шляпочные грибы».

                                                           

Технологическая карта урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые УУД

1

Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Проверка домашнего задания.

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности. Внимательно слушают – думая
Наблюдают – думая
Читают – думая
Выполнят практические задания – думая.

Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

Внимательно слушают – думая
Наблюдают – думая
Читают – думая
Выполнят практические задания – думая. 

Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.

2

 Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний.

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные нөдочёты.

Проверка домашнего задания.

Работа с карточками:

Вариант 1

1.        Для питания грибам необходимы _________вещества.

2.        Грибы – сапротрофы питаются___________.

3.        Оболочки клеток большинства грибов содержат __________.

4.        Размножаются  грибы __________________.

5.        Разрушая остатки растений и животных, грибы____________.

Вариант 2

1.Грибы поглощают пищу путём _____________.

2.Грибы-паразиты поселяются_______________.

3.Тело гриба состоит из тонких белых нитей, образующих__________.

4.Бесполое размножение происходит при помощи _______________.

5.Некоторые грибы вырабатывают __________вещества, которыми можно  __________________.

Отвечают на вопросы

Работа в тетради.

Работают в паре.

Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата

( что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?).

Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: оценка действий партнёра.

3

 Мотивация

Формулирование темы и цели урока

Под сосною у дорожки 
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - 
Нет головы.

Заслушать ответы учащихся

Предполагаемый ответ:

4

Изучение нового материала.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемой темы.

Формулируем тему и цель урока.

«Шляпочные грибы»

 Цели урока:  

- изучить строение грибов,

 - узнать о видах грибов,

 - узнать, какое значение имеют грибы в природе и для человека.

 -освоить приемы первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Лабораторная работа « Строение шляпочного гриба».

Инструктивная карта:

  1. Рассмотрите  плодовые тела шляпочных грибов.(Раздаю модели грибов, шампиньоны).  Найдите  их основные части рис. 44, 45 ( стр. 73-74 учебника).
  2. Зарисуйте внешнее строение шляпочного гриба.
  3. Сделайте вывод к работе, укажите, где образуются споры у шляпочных грибов.

                                 

Итак, ребята, перед вами модели грибов, свежие грибы (шампиньоны), обратите внимание, чем отличаются грибы друг от друга?

(Сравнивают грибы, приходят к выводу, что шляпки отличаются друг от друга).

Следовательно, существует две группы грибов: трубчатые и пластинчатые.

2.Грибы трубчатые и пластинчатые:

1. группа: дают определение пластинчатым грибам.

2. группа: дают определения трубчатым грибам.

3. группа: примеры  пластинчатых грибов.

4 группа: примеры трубчатых грибов.

В трубочках или на пластинках шляпки образуются особые клетки, с помощью которых грибы размножаются, ребята, как называются эти клетки?

(Называют споры)

Где мы ещё встречались с понятием «спора»?

(Рассказывают про споры бактерий)

Как называются такие слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению?

(Омонимы)

Напомните, что представляет собой спора бактерий?

Ребята, теперь определим,  как же питаются грибы? На прошлом уроке мы говорили о питании грибов. Чем они питаются?

(Органическими веществами)

Где же берут грибы органические вещества? (Размышляют)

Наводящий вопрос: Где мы обычно собираем грибы?

Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определенным древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Подосиновик под осиной. Подберёзовик под берёзой.  Это объясняется тем, что между определёнными  видами деревьев и грибов устанавливается тесная связь, полезная как одному, так и другому организму-Как называется эта связь? – симбиоз.

Какую структуру образуют нити грибницы с корнем дерева? (Микориза).

Теперь определите, какую пользу получает гриб, а какую пользу получает дерево?

Многие шляпочные грибы съедобны.

 - Что вы знаете о съедобных грибах?  

-Помимо съедобных грибов, какие вы ещё знаете?                                                         

  1. Группа: записывает съедобные грибы;
  2. Группа: записывает ядовитые грибы
  3. Группа: записывает грибы, встречающиеся в наших лесах.
  4. Группа: записывает правила сбора грибов.

Итак, мы определились, какие бывают съедобные грибы, ядовитые, предложили правила сбора грибов. А вдруг, ребята, случилось так, что на наш стол попал ядовитый гриб. Как вы думаете, в чём заключается оказание первой помощи при отравлении грибами?

(Высказывают своё мнение)

Далее на слайде высвечиваются правила оказания первой помощи при отравлении грибами.

Грибы-богатство леса.  Относитесь к ним бережно! Как вы думаете, есть ли виды грибов, которые занесены в Красную Книгу? (Высказывают своё мнение)

На слайде высвечиваются фотографии грибов занесенные в КК, среди которых есть грибы КК

Плодовые тела многих грибов содержат питательные вещества, полезные для человека. Поэтому некоторые шляпочные грибы издавна выращивают в  искусственных условиях.  Какие грибы выращивают в искусственных условиях? Почему нельзя все виды грибов выращивать в искусственных условиях ( Высказывают своё мнение)

Записывают тему в тетрадь.

Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели.

Анализ текста в учебнике стр.70-71

Самостоятельная работа.

Проговаривают определение вслух

Работают с учебником, записывают определения.

Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные, логические:
синтез как составление целого из частей;

       

  Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений.

Познавательные, общеучебные: применение методов информационного поиска необходимой информации.,

умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

5

Рефлексия учебной

деятельности

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Я научился…

Я понял,что…

Меня удивило…

Выбирают начало фразы и формулируют ответ

Познавательные, общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деяьельности.

6

 Домашнее задание

П. 14, подготовить сообщение о грибах на выбор.

Познавательные, общеучебные: выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.