4.9 Результаты участия учителя в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса
Физминутки для глаз, пальцев, динамические перемены.
Ребусы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskie_uprazhneniya_i_podvizhnye_igry_na_dinamicheskih_peremenah.doc | 41 КБ |
gimnastika_dlya_palchikov_ruk.doc | 92 КБ |
gimnastika_dlya_glaz.doc | 62.5 КБ |
rebusy_ot_a_do_ya.ppt | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Физические упражнения и подвижные игры
на динамических переменах
Все ли на месте
Перед играющими раскладываются различные предметы: игрушки, бытовые предметы, школьные принадлежности. Водящий поворачивается к ним спиной. В это время один предмет убирается. Повернувшись, водящий должен назвать его и показать то место, где он лежал.
Вызов номеров
Играющие рассчитываются по порядку номеров. Каждый запоминает свой номер. Учитель вызывает детей по номерам и дает им определенное задание: поймать мяч, сделать упражнение, принести эстафетную палочку и т. д.
Замри!
Ученик стоит прямо, прислонившись спиной к стене; пятки соединены и касаются стены; икры, ягодицы, лопатки касаются стены; руки свисают без напряжения, локтями касаясь стены. По команде учителя «Замри!», ученик пытается уменьшить пространство между стеной, шеей и поясницей, мысленно считая до 10-ти, после чего возвращается в свободное положение.
Запомни свое место
Учитель строит играющих в определенном порядке.
Дети должны запомнить свои места. Затем они расходятся. По сигналу учителя (команда, свисток, хлопок, флажок и т. п.) каждый играющий должен занять свое место.
Запрещенное движение
Учитель проводит комплекс физкультпауз по предложенной схеме, по типу общеразвивающих упражнений, но одно движение, например «руки за голову», - является запрещенным. Это значит, что выполнять его нельзя: тот, кто выполнит это упражнение, получает штрафное очко и т. д. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.
Исправить осанку!
Ученики становятся в две колонны по одному на расстоянии вытянутых рук. Впередистоящие получают по мячу и по сигналу учителя начинают передавать мячи над головой ученикам, стоящим сзади. Когда мяч доходит до последнего в колонне, все поворачиваются кругом и мяч передается тем же способом в обратном направлении. Впередистоящий ученик, получив мяч, подает команду: «Исправить осанку!» команда, быстрее других закончившая передачу мяча и имеющая лучшую осанку, побеждает.
(2 вариант — передача мяча между ног с наклоном туловища вперед.)
Лес, болото, море
Учитель называет обитателей лесов, болот, морей и рек.
Как только учитель называет обитателей лесов, дети поднимают руки вверх и тянутся кверху (волк, лисица, лось и т. д.).
Если учитель называет обитателей болот (цапля, лягушки и т. д.), дети выполняют наклоны вправо-влево, держа руки на поясе.
Как только учитель назовет обитателей морей и рек (карась, кит, акула и т. д.), дети разводят руки в стороны, имитируя движения плавания «брассом».
В конце игры подводятся итоги, кто окажется самым внимательным, какой ряд и т. д.
Летает — не летает
Учитель произносит названия предметов, животных и т. д.
Если названное летает, дети встают на носочки, разводят руки в стороны, если нет, то шагают на месте.
Самолет, синица, муха... - стойка на носках, руки в стороны, можно выполнять повороты.
Качели, машина... — ходьба на месте.
При повторении игры можно добавить слово «ползает», тогда дети принимают положение приседа. Улитка, червяк... - присед.
Как говорят части тела?
Ученики становятся в круг, ведущий выводит в центр игрока и тихо говорит ему задание; которое игрок выполняет движением, а все остальные, повторив движения, пытаются отгадать, какие задания давал ведущий.
- Как говорят плечи «Я не знаю»?
- Как говорит палец «Иди сюда»?
- Как ноги ребенка требуют «Я хочу»?
- Как говорит голова «Да» и «Нет»?
- Как говорит рука «До свидания»?
Класс — смирно!
Играющие стоят в колоннах между рядами парт. Учитель проводит комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на решение задач физкультпаузы. Он подает команды: «Руки вперед!», «Руки вверх!», «Присесть!», «Встать!» и т. д.
Ребята должны выполнять только те действия, перед названием которых учитель произносит слово «класс». В остальных случаях играющие никаких движений делать не должны.
Колонна, сделавшая меньше ошибок, выигрывает.
Отгадай движение
Играющие делятся на две команды.
Игроки одной из команд заранее договариваются между собой о том движении, которое они будут делать все вместе на определенный счет во время ходьбы. Игроки водящей команды все вместе повторяют отгаданное движение. Затем команды меняются ролями.
Послушайте стихотворения и придумайте движения для физкультминутки
Искалочт Паучок на базаре
Если где-то нет кого-то, Значит, кто-то где-то есть Только где он этот кто-то? Ну, куда он мог залезть?
(В. Берестов)
Охотник
Надев сапоги На обе ноги
И взяв рыболовный сачок, Идет по болоту Журавль на охоту. Лягушки в траву забрались — И молчок!
(Г. Ладонщиков)
Чьи там крики?
Чьи там крики у пруда?
- Квасу, квасу нам сюда! Ква-а-су, ква-а-су! Простоква-а-ши! Надоела нам вода-а-а!
(И. Токмакова)
Еж
- Очень, ёж, Ты хорош! Жаль, что в руки Не возьмёшь...
- Не возьмёшь, Ну и что ж! Без иголок
Я не ёж!
(Л. Корчагина)
Паучок приехал на базар, Мухам паучок привез товар. Он его развесил на осинке, — Кто из вас желает паутинки?
(В. Орлов)
Сова и синица
Ночь вошла в свои права В путь пускается сова. Все глаза огромные Видят ночью темною. А синица не боится, Потому что спит синица.
(В. Берестов)
Полька
— Мяу, мышка! Спляшем польку, Покажи гостям пример!
— Я сплясала бы, да только Мышке кот - не кавалер!
(В. Берестов)
Цапли
Идет, идет охота, Заквакало болото, Лягушки удирают Со всех зеленых лап! Им вовсе неохота, Им страшно неохота, Чтоб цапли их зацапали Цап, цап, цап!
(В. Орлов)
Кошка
— Что ты, кошка, сторожишь?
— Сторожу у норки мышь! Выйдет мышка невзначай — Приглашу ее на чай.
(В. Лунин)
В тихой речке
В тихой речке у причала Рыбка рыбку повстречала
— Здравствуйте!
— Здравствуй!
— Как дела?
— На рыбалке я была. Я удила рыбака, Дядю Петю чудака.
— Где же твой рыбак? Попался?
— Нет, ушел, хитрец: сорвался.
(Е. Чеповецкий)
Воробей
Воробей, что ты ждешь, Крошек хлебных не клюешь? - Я давно заметил крошки, Да боюсь сердитой кошки.
(А. Тараскин)
Песочком и пешочком
Я иду песочком!
А я иду пешочком!
Я иду с миской!
А я иду с Мишкой!
Я — за малиной!
А я — за Мариной!
Я иду песочком
С миской за малиной!
А я иду пешочком
С Мишкой за Мариной!
(М. Яснов)
Лягушки
На старой кадушке Сидели лягушки Зеленые ушки, Тупые макушки. Я к ним подошел, Они в воду — бултых! И нечего больше Сказать мне про них!
(В. Степанов)
Слушай сигнал
Дети свободно ходят и бегают. По звуковому сигналу (свисток, хлопок и т. д.) или зрительному (флажок, поднятие руки, бросок мяча учителем) они останавливаются.
Сосед слева
Играющие образуют круг. Водящий подходит к одному из них и делает несколько простых движений (хлопает в ладоши, поднимает одну руку или обе руки вверх и т. п.). Вслед за ним эти движения повторяет ученик, стоящий слева от того, перед которым водящий остановился.
Съедобное — несъедобное
Учитель называет слова; если предмет съедобный, ученики выполняют движение правой рукой, имитируя еду (поднося воображаемую ложку ко рту), и поглаживают себя левой рукой по животу, а если предмет несъедобный, то откидываются назад спиной к стулу, руки согнуты к плечам, ладонями вперед, лопатки свести.
Что изменилось в костюме?
Один из учащихся, стоя перед строем, медленно поворачивается, затем отходит в сторону, изменяет что-либо в костюме и возвращается. Ученики должны запомнить все детали его костюма и заметить, что изменилось.
Тот, кто первым заметил изменение, сам становится перед строем.
Чья команда быстрее построится?
Играющие делятся на две-три команды по 5-6 человек. Каждая команда имеет свой ориентир (флажок определенного цвета), прикрепленный в разных концах зала. Дети произвольно передвигаются, а по сигналу бегут к своему ориентиру. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее построятся около своего ориентира.
Литература:
Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007. -208 с. - (Мастерская учителя).
Предварительный просмотр:
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ РУК
Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Даже несущественная дисфункция двигательной сферы в коре головного мозга, особенно в области мелкой, тонкой моторики, приводит к вторичному недоразвитию действий, необходимых для рисования, письма, конструирования, что ведет к нарушениям речевой сферы коры головного мозга.
«Рука является вышедшим наружу головным мозгом», — это высказывание Иммануила Канта прозвучало еще задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики. Человек — универсальное «мыслящее тело», классический пример этой универсальности — движущая рука человека (Э.В. Ильенков). Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.
Задачи:
— стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
— подготовка руки к письму у старших дошкольников и младших школьников;
— тренировка внимания;
— координация движений;
— адаптация маленьких левшей в мире праворуких.
Условия проведения. Комплекс упражнений гимнастики для пальчиков рук проводят в течение 6—8 минут. Он включает в себя 6—8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончики пальцев, кисть, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Апельсин
Мы делили апельсин. (Дети показывают апельсин — пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.)
Много нас, а он один. (Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки.)
Эта долька - для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька - для бобра. (Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети начинают раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу.)
А для волка... кожура.
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто куда. (Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз.)
Бинокли
Составление из пальцев овалов.
(Учитель говорит детям, что бинокли бывают разные. Поочередно каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем — получается овал. Дети смотрят в образовавшиеся бинокли.)
Волны
Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладонь, дети имитируют движение волны.
Волшебные пальчики
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать расхотели. (Дети отдельно массируют каждый пальчик той руки, которой пишут, приговаривая при этом слова.)
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик прыг в кровать.
Этот рядом прикорнул.
Этот пальчи к уж уснул.
А другой давненько спит.
Кто у нас еще шумит? (Далее каждой строчке соответствует движение, о котором в ней говорится.)
Тише, тише, не шумите. Пальчики не разбудите. Утро ясное придет, Солнце красное взойдет. Станут птички распевать, Станут пальчики вставать. Просыпайся детвора! В школу пальчикам пора!
Вот все пальчики мои
Вот все пальчики мои, (Повороты кистей рук.)
Их, как хочешь, поверни -(Хлопок перед собой, легкий хлопок по столу, повторить повороты кистей рук.)
И вот этак, и вот так, (Руки перед грудью, пальцы в «замок».)
Не обидятся никак. (Руки вперед, ладони вперед.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Круговые движения кистями, пальцы в «замок» («моторчик»).)
Не сидится им опять. (Встряхивающее движение кистями рук.)
Постучали, (Постучать пальцами друг о друга.)
Повертели (Повороты кистей рук.)
И работать захотели. (Встряхивающее движение кистями рук.)
Дали ручкам отдохнуть, (Встряхивающие движения согнутыми руками.)
А теперь обратно в путь. (Положить руки на стол.)
Вот помощники мои
Вот помощники мои. (Показать пальцы.)
Их, как хочешь, поверни. (Повернуть кисти ладонями кверху и книзу.)
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки. (Пальцами провести по другой руке.)
Чок, чок, чок,
Чок, чок, чок — (Два пальца одной руки «скачут» по другой руке.)
Скачет резвый табунок. (Повторить с другой руки.)
В прятки мы играть хотим
Десять, девять, (Хлопаем в ладоши.)
Восемь, семь, (Шлепаем о колени.)
Шесть, пять, (Хлопаем в ладоши.)
Четыре, три, (Шлепаем о колени.)
Два, один. (Хлопаем в ладоши.)
В прятки мы играть хотим. (Закрываем глаза то внутренней, то тыльной стороной ладоней.)
Только надо нам узнать: (Хлопаем на каждое слово.)
Кто из нас пойдет искать. (Топаем на каждое слово. Приседаем.)
Вышел дождик погулять
Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопки на счет.)
Вышел дождик погулять. (Руки вверх-вниз.)
Шел неслышно, по привычке, (Движемся по кругу туда-обратно.)
А зачем ему спешить? (Кисти рук вверх.)
Вдруг читает на табличке: (Кисти скрещиваем — «ножницы».)
«По газонам не ходить!» (Руки плавно вытянуть вверх.)
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (Плавно опустить.)
И ушел. Газон засох. (Присесть. Закрыть голову ладошками.)
Вышел пальчик погулять
Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопки на счет.)
Вышел пальчик погулять. (Указательный палец правой руки движется по кругу, по центру левой ладошки.)
Только вышел из ворот —
Глядь, другой к нему идет. (Куказательному присоединяется средний.)
Вместе весело идти,
Ну-ка, третий, выходи. (Затем присоединяется безымянный.)
Вместе станем в хоровод - (Хлопок.)
Вот. (Затем руки меняются местами.)
Вышли мышки как-то раз
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть который час. (Дети при помощи пальцев изображают, как выходят мыши.)
Раз, два, три, четыре.
Мыши дернули за гири. (Пальцы сжаты в кулак. Большой палец всегда прижат к ладони... Остальные пальцы поочередно разгибаются на каждое слово. Затем снова возвращаются в исходное положение. Имитируется движение «дернули».)
Тут раздался страшный звон. (Дети касаются руками головы, слегка покачивая ею.)
Разбегайтесь, мышки, вон. (Перемещая пальчики по парте, дети изображают бег мышей.)
Где же, где же наши руки
Где же, где же наши руки,
Где же наши руки? (Спрятали руки за спину.)
Где же, где же наши руки?
Нету наших рук. (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот, вот наши руки, (Показываем руки.)
Вот наши руки.
Пляшут, пляшут наши руки,
Пляшут наши руки. (Дети протягивают руки, показывая их, выполняют различные движения руками.)
Груздь
Груздь на солнце греет бок.
В кузовок иди, грибок! (Указательный палец правой руки — «ножка»; пальцы левой руки, сомкнутые вместе «шляпка». С одновременным произнесением скороговорки — менять «шляпку» и «ножку». Кузовок — переплетенные пальцы обеих рук плотно смыкаются, «забирая к себе грибок».)
Долго, долго мы лепили
Долго, долго мы лепили, (Руки сцеплены в замок; круговые вращения руками.)
Наши пальцы утомили. (Встряхивание кистями рук.)
Пусть немножко отдохнут (Поглаживание каждого пальчика по очереди.)
И опять лепить начнут.
Дружно руки разведем (Развели руки в стороны )
И опять лепить начнем (Хлопаем в ладоши.)
Домик
Раз, два, три, четыре, пять. (Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.)
Вышли пальчики гулять. (Ритмично разжимаем все пальцы вместе.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять. (Возвращаемся в исходное положение.)
Замок
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смогу? (Быстрое соединение пальцев в замок.) Потянули... (Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.) Покрутили... (Выполняются волнообразные движения кистями рук.) Постучали... (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об дружку.)
И открыли! (Пальцы расцепились.)
Здравствуй, пальчик
(Проговаривая каждую строчку, дети массируют пальчик той руки, которой пишут, загибая его в кулачок.)
Пальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарил сам.
Этот пальчик сам все съел,
Оттого и потолстел.
Здравствуйте
Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большого пальца этой же руки.
Подушечками пальцев одной руки дети поочередно касаются подушечек пальцев другой руки.
Елка
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи. (Пальцы сцепляются в замок. Затем пальцы поднимаются вверх и опускаются вниз. Получается елочка.)
Какая у кого песенка
У ходиков песня такая:
— Тик. Тик. Тик. (Руки — «стрелки».)
У птички-синички такая:
— Пик. Пик. Пик. (Ладошки — «крылья».)
У поросенка — такая:
— Рюх. Рюх. Рюх. (Ладошки — «пятачки».)
У ежика песня такая:
— Плюх. Плюх. Плюх. (Пальчики — «колючки».)
У кисоньки песня такая:
— Мяу. Мяу. (Ладошки гладят шерстку.)
А у рыбешки — какая?
(Ояр Вациетис)
Как живешь?
Как живешь? Вот так! (Показывают большой палец.)
Как идешь? Вот так! (Прошагать двумя пальцами по ладони.)
А бежишь? Вот так! (Согнуть руки в локтях и сделать движения при беге.) Ночью спишь? Вот так! (Руки под щеку, нагнуть голову.)
Как берешь? Вот так! (Ладонь в кулачок.)
А даешь? Вот так! (Ладонь раскрыть.)
Как молчишь? Вот так! (Прикрыть рот ладонями.)
А грозишь? Вот так! (Погрозить соседу пальчиком.)
Кто приехал?
Кто приехал? (Быстро хлопаем кончиками больших пальцев.) Мы, мы, мы!
(Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.)
Мама, мама, Это ты?
(Хлопаем кончиками больших пальцев.) Да, да, да!
(Хлопаем кончиками указательных пальцев;) Папа, папа, Это ты?
(Хлопаем кончиками больших пальцев.)
Да, да, да! (Хлопаем кончиками средних пальцев.)
Братец, братец,
Это ты?
(Хлопаем кончиками больших пальцев.) Да, да, да!
(Хлопаем кончиками безымянных пальцев.) Ах, сестричка, Это ты?
(Хлопаем кончиками больших пальцев.)
Да, да, да! (Хлопаем мизинцами.)
Все мы вместе,
Да, да, да! (Хлопаем всеми пальцами.)
Кулачки
(Дети крепко сжцмают пальцы в кулачок. Считают до десяти. Легко приподнимают и роняют расслабленную кисть.)
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением,
Пальчики прижаты.
Кулачки упали.
Пальчики разжали.
Лесная история
(Учитель рассказывает историю, которая случилась в лесу, а дети показывают ее с помощью движений рук.)
— Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг-скок.
(Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков.)
— Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно.
(Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты.)
— Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостом она заметала следы.
(Дети имитируют движения хвоста, покачивая кистью то в одну, то в другую сторону.)
— Зайцы увидели ее и бросились врассыпную.
(Ударами сразу всех пальцев обеих рук дети имитируют заячьи прыжки.)
Маша варежку надела
Маша варежку надела:
— Ой, куда я пальчик дева? . Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал! Маша варежку сняла,
— Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь - и найдешь. Здравствуй, пальчик!
Как живешь?
(Н. Саконская)
(Декламация детьми стихотворения сопровождается движениями пальцев.)
Моем ручки
Дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук.
Моя семья
Раз, два, три, четыре!
Кто живет в моей квартире? (Хлопки на счет.)
Раз, два, три, четыре, пять —
Всех могу пересчитать: (Хлопки на счет.)
Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я -Вот и вся моя семья! (Поочередное поглаживание (массаж) всех десяти пальчиков.)
Мы сегодня рисовали
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Пусть немножко отдохнут
Снова рисовать начнут.
Дружно локти отведем
Снова рисовать начнем. (Кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Ноги вместе, ноги врозь,
Закалачиваем гвоздь. (Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.)
Мы старались рисовать
Мы старались рисовать.
Трудно было не устать.
Мы немножко отдохнем,
Рисовать опять начнем. (Кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)
Мы строгали, мы строгали
Мы строгали, мы строгали
Доски гладенькими стали.
Мы пилили, мы пилили,
Чтобы ровными все были.
Мы сложили их рядком,
Прибивали молотком,
Получился птичий дом.
Мы на улицу идем,
Высоко его прибьем.
Чтобы птички залетали,
А котята не достали. (Декламация детьми стихотворения сопровождается движениями пальцев.)
Мы читали и писали
1. Мы читали и писали и немножечко устали, (Шагаем на месте.)
Физкультминутку проведем и все вместе отдохнем.
Руки в стороны возьмите и на пояс опустите. (Руки в стороны.)
Шаг на месте - раз, два, три!
Плечи шире разверни.
Проведем одну игру:
Все присядем, скажем: «У!». (Присели.)
Быстро встанем, скажем: «А!»
Нам пора уж за дела. (Встали.)
2. Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево-вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
(Декламация детьми стихотворения сопровождается движениями пальцев.)
3. Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем;
Сядем и писать начнем.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
А теперь мы отдохнем —
И писать опять начнем. (Декламируя стихотворение, дети выполняют движения, повторяя их за учеником у доски.)
Мы цветы в саду сажаем
Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей мамы! (Декламируя стихотворение, дети выполняют движения, повторяя их за учеником у доски.)
Мы шьем
(Учитель читает стихотворение, а дети показывают, что умеют делать их пальчики.)
Нитку вдеть — для пальца
Непосильный труд,
Но зато два пальца
Платьице сошьют.
Три в тетради нашей
Пишут хоть куда.
Десять поле пашут,
Строят города.
Где ладошки — тут? Тут. (Дети показывают открытые ладошки.)
На ладошках
На ладошках — пруд?
Пруд. Хлопают в ладоши. (Потом на каждую строчку стихотворения массируют каждый пальчик.)
Палец большой - гусь молодой.
Указательный палец - поймал.
Средний палец — пощипал.
Этот пальчик - печь топил.
Этот пальчик — суп варил.
Полетел гусь прямо в рот. Вот.
Ну-ка, братцы, за работу
Ну-ка, братцы, за работу
Покажи свою охоту:
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять. (Движения для пальцев рук по тексту.)
От сосулек — звон, звон!
От сосулек — звон, звон! (Хлопки на каждое слово.)
Просыпайся - клен, клен! (Кисти рук опускаются вверх-вниз.)
Растопился снег, снег. (Потираем одну ладошку о другую.)
Ручейки — в бег, в бег. (Волнообразные движения руками.) 1
Гром шагает: топ, топ. (Топаем ногами.)
Почки слышно: хлоп, хлоп. (Хлопки на каждое слово.)
От топота копыт
От топота копыт
Пыль по полю летит. (Ладони поочередно ударяют о край стола то внутренней, то тыльной стороной.)
Пара барабанов
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била бурю.
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била бой.
(Ладони поочередно ударяют о край стола.)
Поднял гром тарарам
Поднял гром тарарам. (Сидя движения руками, сжатыми в кулак вверх-вниз.)
Прокатился по полям, (Руки опустить до предела вниз.)
По лесам, по холмам (Руки вытянуть вперед на уровне глаз.)
Да по синим облакам.
(Руки поднять вверх, потянуться.)
Теплым дождичком звеня,
Докатился до меня. (Постучать ладошками по парте.)
Дождь, дождь! Надо нам
Разбегаться по домам! (Приводим в порядок одежду и вещи на парте.)
Птичка
Вариант 1
Это упражнение служит для развития мышц кисти. Дети соединяют большой и средний палец, а сверху кладут указательный, словно держат ручку. Во время выполнения упражнения работает только кисть. Дети движениями кисти вверх-вниз, влево-вправо отвечают на вопросы.
— Птичка хочет есть?
(Движением кисти вверх-вниз дети отвечают: «Да».)
— Птичка хочет пить?
(Движением кисти вверх-вниз дети отвечают: «Да».)
— Птичка хочет спать?
(Движением кисти влево-вправо дети отвечают. «Нет».)
— Птичка хочет играть?
(Движением кисти влево-вправо дети отвечают: «Нет».) Вариант 2
Учитель предлагает детям показать, как курочка клюет зернышки. Вариант 3
Упражнение направлено на развитие свободного движения указательного пальца. Подушечки большого и среднего пальца прижаты друг к другу. Дети несколько раз поднимают средний палец вверх. Безымянный палец и мизинец прижаты к ладони.
Учитель предлагает детям показать, как «у птички открывается клювик».
Разотру ладошки
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу, (Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою, (Потереть ладошкой о ладошку.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою (Пальцы в «замок».)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики, (Пальцы расцепить и перебирать ими.)
Пусть бегут, как зайчики.
Ребро, ладонь, кулак
(Дети работают обеими руками одновременно. Поочередно на парту кладутся ребро ладони, открытая ладонь и кулак. Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальчику.)
Этот пальчик - бабушка.
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — папа.
Этот пальчик — мама.
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья.
Руки в стороны
Руки в стороны, в кулачок, (Руки в стороны, пальцы в кулак, спина прямая.) Разожмем и на бочок. (Руки на пояс.)
Руки вверх, в кулачок, (Руки вверх, пальцы в кулак, спина прямая.)
Разожмем и на бочок. (Руки на пояс.)
На носочки поднимайся, (Встать на носки, спина прямая.)
Приседай и выпрямляйся. (Присесть и встать, спина прямая.)
Чтобы вырасти быстрей, (Руки вверх, потянуться.)
Потянулись посильней. (Руки расслабленно вниз.)
Руки в стороны, в кулачок
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Правой вверх, в стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук, тук! Тук-тук-тук!
Сделаем большущий круг! (Движения для пальцев рук по тексту.)
Руки подняли и покачали
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу. (Руки вверх, наклоны вправо-влево.)
Руки согнули, кистями встряхнули —
Это ветер сбивает росу. (Посегментное расслабление рук вниз и поднять вверх.)
В стороны руки,
Плавно помашем—
Это к нам птицы летят. (Повторить расслабление рук.)
Как они сядут, мы тоже покажем, (Руки в стороны, взмахи, волны с поворотами туловища налево направо.)
Крылышки сложим назад.. (Расслабленно руки вниз и назад за спину, кисти в «замок», лопатки соединить, держать 3—4 с, сесть за парту.)
Руки требуют заботы
Руки требуют заботы,
Ведь у них полно работы:
Трудно целый день писать,
И лепить, и рисовать. (Рывки руками перед грудью.)
Встанем прямо и сейчас
Мы присядем восемь раз.
Пять раз медленно, а три
Быстро мы присесть должны. (Приседания.)
Потянулись вверх, потом
Руки шире разведём. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Вот и всё. Конец зарядке.
Вновь за партами ребятки. (Дети садятся за парты.)
Руки тянем в потолок
Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок. (Потягивания, руки вверх.)
Руки в стороны раздвинем,
Будто листики раскинем, (Потягивания, руки в стороны.)
Руки резко вверх поднимем,
Раз-два, три-четыре.
Машем крыльями, как гуси.
А потом быстрей опустим. (Резким движением поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)
Будто в классики, немножко
Прыгаем на правой ножке.
А теперь на левой тоже.
Сколько продержаться сможем? (Прыжки на одной ножке.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора за парты сесть нам.
Самомассаж пальцев рук
1. Растереть ладони.
Круговыми движениями правой руки помассировать тыльную сторону левой руки, положив ее на солнечное сплетение. Скручивающими движениями от основания пальца до ногтевой фаланги помассировать каждый палец на левой руке.
Поглаживая, с усилием помассировать левое предплечье; вверх по тыльной стороне, вниз по ладонной стороне.
Зажав лучезапястный сустав левой руки, правой рукой растереть его (2—3 скручивающих движения - «крапивка»).
Поглаживая, с усилием помассировать левое плечо, так же, как и предплечье (6-8 раз).
Выполнить круговые движения в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах левой руки.
В стряхивающими движениями расслабить левую руку.
Опустить ее вниз, почувствовать в ней тепло и легкость.
Такой же самомассаж выполнить левой рукой, массируя правую руку.
2. Промассировать руками шею.
Ребром ладони правой и левой руки массировать шею движениями навстречу друг другу («пиление» воротниковой зоны).
3. Промассировать руками плечи.
Ребром ладони правой руки массировать левое плечо и наоборот («пиление по погону»).
4. Промассировать руками голову.
Подушечками пальцев помассировать волосистую часть головы со сдвиганием кожи.
5. Встряхнуть кисти рук.
Солнечные зайчики
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево, вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки, .
Веселитесь на лужайке. (Дети придумывают на каждую строчку жесты, изображающие движения зайчиков.)
Солнышко
— Как светит солнышко летом?
(Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцах ладони.)
— Как светит солнышко осенью?
(Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты.)
— Как светит солнышко зимой?
(Пальцы собираются в щепотку. Каждое упражнение повторяется несколько раз.)
Сороконожки
Слишком много ножек
У сороконожек. (Пальчики обеих рук «бегают» по столу, как по клавишам.)
Трубачи
Тридцать три Трубача Трубят тревогу.
(Руки на уровне рта. Все десять пальчиков «бегают» ко рту и от него, имитируя игру на трубе.)
Улыбка
Ваши пальцы все проснутся,
Ваши губы улыбнутся.
Даже ваши пальцы в танце.
И чего же тут скрывать,
Каждым пальцем, каждым пальцем
Можно танец танцевать. (Дети показывают движения, соответствующие каждой строчке стихотворения.)
Уточка
Уточка- вертихвостка
Ныряла да выныривала,
Выныривала да ныряла. (Предплечье — вертикально. Ладонь — под прямым углом. Все пальцы прижаты друг к другу. Вращение кистей от себя — к себе.)
Утром мушки проснулись
Утром мушки проснулись, (Пальчики рук по столу перестукивают, изображая мушек.)
Улыбнулись, потянулись,
Быстро сделали зарядку:
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись,
Лапки ставят на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб окрепли лапки.
Цепочка
Пальчики перебираем
И в цепочку собираем. (Подушечками пальцев дети поочередно касаются большого пальца. Затем на обеих руках из указательного и большого пальцев составляют колечко и сцепляют колечки так, чтобы получилась цепочка.)
Это — правая рука
Это — правая рука,
Это — левая рука. (По тексту показываем правую и левую стороны.) Справа - шумная дубрава,
Слева - быстрая река...
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот.
Слева - шумная дубрава,
Справа — быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
Я в ладоши хлопаю
Я в ладоши хлопаю (Хлопки в ладоши.)
И ногами топаю. (Потопать ногами.)
Ручки разотру,
Тепло сохраню. (Потереть ладонь о ладонь.)
Ладошки, ладошки,
Утюжки-недотрожки. (Ладонью погладить предплечье и плечо противоположной руки.)
Вы погладьте ручки,
Чтоб играли лучше, (Погладить голень и бедро ладонями обеих рук.)
Вы погладьте ножки,
Чтоб бежали по дорожке. (Постучать носками ног по полу.)
Литература:
Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007. -208 с. - (Мастерская учителя).
Предварительный просмотр:
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Задачи:
— способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений;
— предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у школьников.
Условия проведения: Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Ах, как долго мы писали
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
Бабочка
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Волшебный сон
Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем... Сном волшебным засыпаем... Дышится легко... ровно... глубоко... Наши руки отдыхают... Отдыхают... Засыпают... Шея не напряжена И рас-сла-бле-на... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется... Дышится легко... ровно... глубоко...
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем... Сном волшебным засыпаем... (Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем. Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать!
Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко
1. Пальминг.
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока.
Основание мизинца (И правой, и левой руки.) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
2. Верх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
3. Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
4. Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
5. Покорчим рожи.
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Гримасочка ежика — губки вытянуты вперед - влево - вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)
6. Рисование носом.
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)
7. Раскрашивание.
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.
Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
8. Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым — левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.
9. Буратино.
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.
10. Часики.
Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик — по часовой стрелке, а правый — против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.
И глаза вам скажут: «Спасибо!»
Если долго идти или бежать, то наши ноги устанут и заходят отдохнуть. А как же без отдыха весь день трудятся наши глаза?
Часто дети близко садятся к телевизору или весь день не отходят от компьютера. Читают при слабом свете или лежа на диване.
Лучше всего заниматься с книгой при дневном свете. А вечером — при настольной лампе, когда она стоит слева от глаз. Не читайте при плохом освещении или в городском транспорте. Это очень вредно!
Берегите глаза! И они вам скажут: «Спасибо!»
Игра «Буратино»
Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.
«Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.
«Морковка» — повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.
«Дерево» — наклоны вперед-назад, носом «рисуем» дерево.
Игра «Дрессированная муха»
Наша дрессированная муха Зеленуха умеет выполнять команды. Посмотрим?
X | |||
1. Глазками передвигаем муху из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, влево, вниз... Где, в каком домике наша муха?
2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за мухой.
3. Управляем мухой молча. (Направление задает учитель движениями рук.)
Комплекс специальных упражнений для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.
5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3—4 раза.
6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх — налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.
Комплекс упражнений «На море»
(Под медленную спокойную музыку.) /. «Горизонт»
1—4— чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 — повторить линию горизонта справа-налево.
2. «Лодочка»
1-4 - чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.
5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.
3. «Радуга»
1 —4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.
4. «Солнышко»
1-8. «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.
Затем можно повторить упражнение в другую сторону.
5. «Пловец плывет к берегу»
1—4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца. 5-8 - медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.
6. «Яркое солнышко»
1-8 — зажмуриться - «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.
Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз
1. И. п.— основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться — вдох, опустить руки - выдох. Смотреть на руки. Повторить 4-6 раз.
2. И. п.- стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и в другом направлении — 10-15 с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5 с в левую сторону, затем 5 с в правую.
3. И. п.— то же. Одну руку поднимать, другую - опускать, затем наоборот — 20—15 с. Сопровождать движение рук взглядом.
4. И. п.- основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить. Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10—15 с.
5. И. п.— стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10 с, затем в правую — смотреть на правую кисть 10 с.
6. И. п.— основная стойка. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 6—8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет.
7. И. п.- то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6—8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.
Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.
Профилактика зрительного утомления и близорукости
(Памятка для учащихся начальных классов)
Долго тянется урок-
Много вы читали.
Не поможет тут звонок,
Раз глаза устали.
Глазкам нужно отдыхать,
Знай об этом каждый.
Упражнений ровно пять,
Все запомнить важно.
Упражнение один —
На край парты книги сдвинь. (Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.)
Упражнение такое
Повтори пять раз за мною.
Упражнение два
Тренируй свои глаза. (Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза, открой глаза.)
Занимаемся все сразу,
Повтори четыре раза.
Упражнение три.
Делай с нами, не спеши. (Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.)
Повторите пять раз,
Расслабляя мышцы глаз.
На упражнение четыре
Потратить нужно много силы. (Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2—3 с. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3—5 с, после чего руку опусти.)
Повторите 5-6 раз,
Все получится у вас.
Упражнение пять
Нужно четко выполнять. (Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх — вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).)
Профилактические упражнения для глаз
— 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, слева-направо.
— 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз-вверх.
— 15 вращательных движений глазами слева-направо.
— 15 вращательных движений глазами справа-налево.
— 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны — «восьмерка».
Руки за спинку, головки назад
Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим — на парту гляди.
(Вниз.)
И снова наверх - где там муха летит?
(Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)
И снова читаем. Немного еще.
Упражнения для глаз (комплекс 1)
И. п. — сидя за партой.
1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.
2. Движения глазными яблоками.
— глаза вправо-вверх.
— глаза влево-вверх.
— глаза вправо-вниз.
— глаза влево-вниз.
Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10— 15 с.
3. Самомассаж.
Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, Открыть глаза.
Упражнения для глаз (комплекс 2)
1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.
2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить 3—4 раза.
3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20—30 с. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза.
Упражнения для глаз (комплекс 3)
1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.
2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2—3 раза в каждую сторону.
3. Поморгать глазами. Повторить 5-6 раз.
Упражнения для глаз (комплекс 4)
1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз.
Закрыть глаза, расслабить веки, 10—15 с.
3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10—15 с. Открыть глаза.
Упражнения для снятия усталости глаз
1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой — полевой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.
Часовщик
Часовщик прищурил глаз, (Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз.)
Чинит часики для нас. (Открыть глаза.)
(С. Маршак)
Литература:
Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007. -208 с. - (Мастерская учителя).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А Б В Г Д Е Ж З К И Л М Н П О Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Ю Э Я
а а ист ,
а й а йв а а
а лф а вит ,, а л и Т
б а б а б очка
ка б аранка
е у б улка
а Г ,, в агон
в ек к е
, в ол
О лк в олк
в орон о рон
О 100 , , в осток
г а г амак
ка г воздика
л г аз
г рибник ник ,
г г роза
г ,, , г руша
, , д еревни
д ого О Р д оговор
д , д очка
а Д РО д рова
д ят д ятел ,
е нот е ,
К ж ж ук
р Ж Ж учка
л ж ж ук
Т В з автрак
М , з аметка
К М О з амок
н р з а з аноза
я Р з аря
щ з ащёлка
Ц я з аяц
з верь д з
нок О З з вонок
З И , з има
и грушк и и к и ,
и зба Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б
ю ю ю ю ю ю ю ю ю ю ю ю ю ю ю ю ю ю ю ю ю ю ю ю ю и зюм
к анат Т КА
к п к арта
з с к оза
р к = к озы
, ,, к омар
О И к от
, к онь к и
К к рот
= с з к оса
, л ампочки
ЛАС . л асточка
= с л ес в
, л ень
т = а л иса
а л иства
л ш м алина
я та = е м ечта
,,, ко м олоко
е ж м оре
м о , м ороз
н акло н
Т а , Н аташа
у н аука
НИ . н иточка
о ё с о вёс
, о чки
, п ена
,, ,, п есок
,,,, п орт
ета р акета
а , р ана
к = р р от
а а у р ука
В р укав
К р ыбак
к м с ок
у = о с тол
100 лб с толб
о у с тул
О , с лово
с тре с трекоза
изор т е т елевизор
ТИ ,, т игр
ТРА т рава
Т у ю Т ула
т ыква а тык
тк ц у лица
У . у точка
ю т у ют
ф а н ф азан
ФОР . ф орточка
к ч х о х омяк
й = ш ч айка
ф ш арф
,, ш ина
Ш ш утка
щ , а щ ука
Э э кран
Ю ра л = р
,, н я я блон я
Я лта л х
Литература: В.В. Волина Весёлая грамматика. – М., 1995 В.В. Волина Занимательное азбуковедение. – М., 1991 Источники графики: http://office.microsoft.com/ru-ru/clipart/default.aspx http://www.lenagold.ru/