4.6 Продуктивное использование новых образовательных технологий
Технология активного обучения
Интеллект-карты
Здоровьесберегающие технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_.docx | 33.2 КБ |
intellekt-karta.docx | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.
Самое ценное у человека - это здоровье, именно оно обеспечит ему
долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и
укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с раннего
детства.
Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной
особенностью всей образовательной системы.
С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений
деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные
технологии.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и
духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к результатам
обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый
образ жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии как
составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально
взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов
обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его
здоровья.
«Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного
из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья
– в качестве приоритетного направления деятельности образовательного
учреждения». (Пояснительная записка к Федеральным государственным
образовательным стандартам общего образования (МНО РФ.Москва, 2011))
Технология – это системный метод создания, применения и
определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом
технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей
задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все
направления деятельности учреждения образования по формированию,
сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в
школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик
обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в
соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической
нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и
рационально организованный двигательный режим.
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить
национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша
новая школа».
Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья
учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья, формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете
внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся,
формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных
технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и
воспитания как современные, так и традиционные.
Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных
технологий обучения используются основные средства обучения: средства
двигательной направленности; оздоровительные силы природы;
гигиенические.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
- отсутствие назидательности и авторитарности
- элементы индивидуализации обучения
- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
- интерес к учебе, желание идти на занятия
- наличие физкультминуток
- наличие гигиенического контроля.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация,
нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он
живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования,
т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени
его бодрствования. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый
школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников
отмечаются функциональные отклонения.
Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих
технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения
здоровьесбережения своих воспитанников.
За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и
практический материал по обеспечению здоровья школьников в
образовательном процессе на уроке.
Современный здоровьесберегающий урок любого учителяпредметника разнообразен.
Урок, считаю, главное поле реализации здоровьесберегающих
образовательных технологий. Включение в урок специальных методических
приёмов и средств обеспечивает выполнение этой задачи и не требует
больших материальных и временных затрат. Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала.
Каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок?
Прежде всего, здоровьесберегающий урок должен:
Воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ
жизни, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им,
что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.
Это урок, соблюдающий «Условия здоровьесбережения»:
- выполнение требований СанПиН
- соблюдение этапов урок
- использование методов групповой работы
- использование интерактивных методов
Это урок, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия:
- оптимальная плотность урока
- индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени
- чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания и т.п.
- оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы
- минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек
Какова же «Структура современного здоровьесберегающего
урока»?
У каждого учителя свои методы, приемы.
Проверка домашнего задания (построена как рефлексия (что было трудно легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).
Вводная часть урока организуется как актуализация знаний по теме урока.
Основная часть формулирует новые представления (это наиболее
информативная часть урока).
Заключительная часть используется для закрепления.
Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта.
Важное условие урока - это создание положительной психологической
атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках
В своей педагогической деятельности использую следующие
здоровьесберегающие технологии в соответствии с особенностями каждого
возраста на основе личностно-ориентированного подхода к детям.
Нельзя забывать о гигиенических условиях проведения урока, которые
влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. Они выделены в
рекомендациях по проведению урока:
- Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать
норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения
класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых
раздражителей)
- Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся,
письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных
пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач)
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов
учебной деятельности – 7-10 минут.
- Количество видов преподавания (словесный, наглядный,
самостоятельная работа) должно быть не менее трех.
- На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые
соответствовали бы видам работы.
- Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки,
минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких
упражнений с 3-4 повторениями каждого.
- Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация:
оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция
внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от
активности, интерес к изучаемому материалу.
Динамические игры и паузы
Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов
считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче
мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе,
покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические
коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что
неподвижный ребенок не обучается. В процессе работы я широко применяю
динамические игры и паузы, которые хорошо развивают
психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают
функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.
Упражнение №1:
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся
И кивнем затем по кругу.
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки.
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки.
Кинезиологические упражнения
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия
на мышцы тела, т.е. путем физической активности.
Кинезиологические методы позволяют активизировать различные
отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей
человека.
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий
активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария
обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе
систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка
развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация
внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими
эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу
можно начинать с кинезиологического комплекса, например, «Зеркальное
рисование»:
- Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать
одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты,
треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого
упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда
деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается
эффективность работы всего мозга.
Упражнение №2:
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз – кулак сожмем, на счет два – в локтях согнем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
Упражнения для глаз
Основной объем информации дети получают через зрительный
анализатор. Установлено, что эффективность зрительного восприятия
повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной
особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов»
является то, что дидактический материал размещается на максимально
возможном от детей удалении.
Каждому упражнению можно придать игровой или творческий
характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого
листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под
порывом ветра по заданной траектории. Систематические занятия по схеме
способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной
возбудимости, агрессии
Упражнения для глаз хорошо сочетаются с общими физическими
упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые
быстро показывает учитель, схематично изображены человечки,
выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения
1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его
движения.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза.
Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в
воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
Упражнение №3:
Носиком дышу, дышу глубоко,
Глубоко и тихо, как угодно.
Выполню задание, задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим: глубже, шире.
Упражнение №4:
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Хватит снега нам и вам.
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок.
Упражнение №5:
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!
Мимические упражнения.
На карточках нарисованы лица (так называемые смайлики) с
различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети их
копируют. А также можно предложить карточки с изображением эмоций.
Дети их повторяют.
Релаксация
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих
напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения
на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку.
Упражнение «Путешествие на облаке»
- Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и
выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на
белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако
медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши
лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое
место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное
и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и
поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь,
выпрямитесь, снова будьте бодрыми, свежими и внимательными (также
можно предложить упражнение «Сон» («Зүүдэн») - закрыть глаза,
расслабиться, будто собираетесь спать. Подумать о чем-нибудь очень
приятном.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения
Дыхательные упражнения используются на уроках с материалом
устного характера. Эти регулярные упражнения способствуют профилактике
заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.
Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного
характера, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую
позу у учащихся. Они обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую
работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую
память, а также снимают утомления и дают возможность избежать
переутомления.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов, слов,
предложений и фраз.
«Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) –
произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта.
Необходимо заметить, что развитие правильного дыхания способствует
общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной
саморегуляции.
Работа с текстом
1. Словарная работа.
Дети списывают с доски слова: спасибо, пожалуйста, спокойной ночи,
здравствуйте. Учитель просит подумать, что общего между этими словами, и
продолжить список. Затем говорит: «Дети, слова, которые вы написали,
называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди,
которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще их друг другу. Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно
исполняются, давайте вместе скажем:
2. Контрольное списывание текстов о здоровье.
Следует отметить необходимость того, чтобы и сами школьники
ощущали ответственность за состояние своего зрения, осанки, нервной
системы, понимали, что только совместными усилиями можно получить
необходимые результаты (постоянно как учитель слежу за осанкой детей во
время урока).
Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках
реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности
учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических
навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья
детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний, положительных
изменениях в состоянии здоровья учеников.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить
перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать
важность сохранения здоровья.
Каковы же результаты внедрения в обучение здоровьесберегающей технологии?
- снижение показателей заболеваемости детей
- улучшение психологического климата в коллективах
- повышение мотивации к учебной деятельности
- прирост учебных достижений
Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее
работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается
простор для педагогического творчества.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо,
хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте
его крепким и здоровым».
От здоровья детей зависит многое в успешном освоении школьной
программы. «Здоровые дети – здоровая нация». Будем следовать этому,
уделяя огромное внимание здоровью учащихся.
Предварительный просмотр:
а
Использование интеллект-карты в начальной школе
Методические рекомендации
Аннотация
Сегодня школьник должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Формирование навыков читательской грамотности – приоритетная задача учителя начальной школы. Используемые методы и приемы по формированию читательской грамотности должны быть направлены на практику формирования у обучающихся основных компетенций: способности понимать и использовать письменные тексты, размышлять и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности.
Задача педагога – вовлечь учащихся в активную поисковую и творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. Новые педагогические технологии немыслимы без активного применения нового педагогического инструментария.
Одним из удобных инструментов для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме являются интеллект-карты. Интеллект-карта – это графический способ организации и хранения информации. [2, стр.100]
В методических рекомендациях рассмотрены возможности использования интеллект-карты при организации учебного процессе и внеурочной деятельности в начальной школе. Материал позволяет оценить особенности и преимущества инновационного метода, возможности использования его на практике. Являясь интерактивным, данный метод помогает повысить эффективность учебного процесса, влияя на интенсификацию обучения и активизацию учебной деятельности за счет более высокой степени визуализации информации. Данный метод обеспечивает достижение метапредметных результатов, т.к. универсален в использовании, не имеет возрастных ограничений, не требует специального технического обеспечения.
Материал раскрывает понятие «интеллект-карта», содержит описание областей использования интеллект-карт, их применения в образовании, основных принципов построения интеллект-карт и алгоритма действий учащихся.
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников образовательных учреждений.
ВВЕДЕНИЕ
- Понятие ментальной карты
Ментальные карты — это способ записи, альтернативный по отношению к тексту, спискам и схемам (например, «деревьям» или диаграммам связей). Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего тем, что ментальные карты активируют память. Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны. Ментальные карты, наоборот, используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, которые являются значимыми, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.
Использование ментальных карт результативно в учебном процессе, они способствуют эффективному анализу текста в части поиска и обработки информации, сбору материала по определенной теме, установлению межпредметных связей (в проектной деятельности), помогают в решении творческих задач. Интеллект-карты способствуют успешному решению важных задач в развитии связной речи учащихся: обучение перессказу, построение связных высказываний и т.д.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.
Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.
Тони Бьюзен (создатель метода) выделяет следующие существенные отличительные черты интеллект-карт:
а) объект изучения кристаллизован в центральном образе;
б) основные темы, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;
в) ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами (ассоциации). Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка;
г) ветви формируют связанную узловую систему. [1, с. 59]
Таким образом, интеллект-карта — это удобная и эффективная техника визуализации информации и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи
2. Области использования интеллект-карт
Метод интеллект-карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности, что достигается учением, помогает решать разнообразные интеллектуальные задачи:
- работа с текстами;
- обучение;
- конспектирование;
- подготовка материала по определенной теме;
- решение творческих задач;
- мозговой штурм;
- презентации;
- планирование и разработка проектов;
- составление списков дел;
- общение;
- развитие интеллектуальных способностей.
Метод интеллект-карт позволяет:
- формировать умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в аналитических обзорах и т. д.);
- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;
- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся;
- ускорять процесс обучения.
3. Эффективность данного метода обусловлена его особенностями:
Наглядность – всю тему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
Запоминаемость – благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов, ассоциаций и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность – интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Возможность пересмотра – пересмотр интеллект-карт через какое-то время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, и даже увидеть новые идеи.
Творчество – интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Универсальность- главное достоинство метода, т.к. методика построения интеллект-карт проста и может быть использована любым учителем-предметником на любом уроке.
Составление собственных интеллект-карт дает учащимся возможность:
- выявлять слабые места в знании учебного предмета;
- научиться самостоятельной работе с учебным и справочным материалами;
- развивать личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность.
Применение ментальных карт
Интеллект-карты могут использоваться в различных формах обучения:
- изучение нового материала, его закрепление, обобщение;
- написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы;
- подготовка проекта, презентации;
- аннотирование;
- конспектирование и др.
Интеллект-карта представляет собой идеальное решение для проверки знаний учащихся и помощника при планировании, выполнении, осуществлении контроля и защите проектных работ учащимися.
Графический метод представления информации увлекает учащихся, позволяет им лучше запомнить и усвоить излагаемый материал. Возможность использования цвета, образа нравится всем без исключения, обеспечивая высокую активность учащихся, нацеленность на результат. Интеллект-карта дает четкий план действий по реализации поставленных целей. На карте легко увидеть, что уже сделано, а что еще предстоит сделать, видны моменты, требующие доработки.
Ментальные карты можно использовать для обратной связи. Достаточно эффективной технология составления интеллект-карт представляется для проверки качества усвоения материала учащимися. На этапе рефлексии учебного занятия его участникам может быть предложено в течение короткого промежутка времени надписать ответвления от центральной темы урока. Количество ответвлений второго уровня может быть определено каждым автором карты самостоятельно. Особенность интеллект-карт заключается в том, что они редко могут быть завершены полностью, они постоянно дополняются и расширяются по мере того, как возникают новые идеи.
Ментальная карта представляет собой идеальное решение для проверки знаний учащихся и играет роль помощника при планировании, выполнении, осуществлении контроля и защите проектных работ. Такие карты несут информацию о реальных результатах проекта, способствуют логичному построению защиты своей работы.
Преимущества обучения с помощью ментальных карт
1. Составление интеллект-карты обеспечивает высокий уровень внимания учащихся, обеспечивая внутреннюю мотивацию.
2. В отличие от линейного текста, интеллект–карты не только излагают факты, но и демонстрируют взаимоотношения между ними, тем самым обеспечивают более глубокое понимание предмета учащимися.
3. Интеллект-карта – наглядное «воплощение» изученной информации, обеспечивает возможность повторить материал, дополнить его новой информацией.
4. Физический объем конспектируемого материала уменьшается.
4. Основные принципы построения интеллект-карт
Правила обусловлены теорией полушарий мозга, памяти и восприятия человеком информации (кодирование, обработка, передача и хранение) и призваны задействовать весь потенциал мозга для работы с информацией.
У интеллект-карт нет строгих правил построения, есть базовые принципы + фантазия и творчество составителя.
Основная идея, проблема или ключевое слово располагается в центре листа. Для изображения центральной идеи желательно использовать рисунки, картинки. Главные ветки соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка в свою очередь соединяются с главными ветвями. Ветви лучше рисовать изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). Над каждой линией – ветвью пишется ключевое слово. Каждая ветвь должна иметь свой цвет. Ветви могут быть в виде линий или рамочек. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, для того, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, пиктограммы, картинки, ассоциации о каждом слове.
Самое главное: творчество. Поэтому нельзя говорить однозначно о "правильном" или "неправильном" построении интеллект-карт, скорее важно – несет интеллект карта пользу для её создателя или нет.
5. Алгоритм действий при построении интеллект-карты
1. Центральный образ (основную идею) располагаем в центре листа. Центральный образ должен быть самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект-карты. Для этого максимально четко ставьте задачу, используйте при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие в данный момент цвета и рисунки. Начинайте с главной мысли — и появятся новые идеи, чем ее дополнить.
2. Основные темы, непосредственно связанные с объектом внимания (ветви 1-го уровня), изображаем расходящимися от центрального образа в виде плавных линий (ветвей), обозначаем и поясняем ключевыми словами или образами, ассоциирующимися с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
Создавать и читать следует по часовой стрелке, начиная от правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт.
3. Вторичные идеи также изображаем в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка.
4. Делаем карту более эффективной и привлекательной с помощью использования множества цветов. В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных людей.
5. Добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже должна быть уникальной и неповторимой.
Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Старайтесь все слова располагать горизонтально. Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию. Используйте печатные буквы. Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями. Информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро.
6. При необходимости можно соединить понятия на разных ветках с помощью дополнительных стрелок. Стрелки могут быть разных цветов, толщины, начертания. Все зависит от их важности в данной интеллект-карте. Не создавайте прямых линий!
7. Для большей понятности можно оформить фоновыми цветами различные смысловые блоки, обозначить нумерацию.
8. Как правило, для воспроизведения информации с интеллект-карты не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и в голове тут же всплывет необходимая информация.
6. Применение инструмента «Интеллект-карта» в начальной школе
Обучение составлению интеллект-карт проводится постепенно: сначала анализируем готовые образцы; затем коллективно под руководством учителя (по образцу) составляем общую карту; парная работа; работа в малых группах; индивидуальная работа.
1 класс. Навык письма у учащихся находится в стадии формирования, поэтому организуется подготовительная работа по составлению интеллект-карты с учащимися:
формирование умения задавать вопросы по тексту и отвечать на них. Знакомство учащихся с видами вопросов: поверхностные, подводные и глубинные – прием «Море вопросов» (Приложение 1);
формирование умения определять основную мысль текста и тему произведения4 осуществлять поиск ключевых слов;
составление плана текста в картинках, обучение составлению предложений и небольших высказываний по картинкам;
формировать умение «читать» схемы, устанавливать причинно-следственные связи по схемам, готовым интеллект-картам.
2 класс. Знакомство с инструментом «Интеллект-карта»:
формирование представлений об особенностях построения интеллект-карт и алгоритме действий;
обучение составлению интеллект-карты под руководством учителя с комментариями, обсуждением возможных вариантов записи, ассоциации и т.д.
составление интеллект-карт в парах, малых группах, индивидуально. На данном этапе организуется анализ полученных карт с использованием приема «Два плюса - пожелание», когда созданная интеллект-карта оценивается без критики, отмечаются 2 плюса (отметить положительное) и пожелание (что доработать, изменить и т.д.).
3-4 классы. Активное использование интеллект-карт в учебном процессе. Например, на уроках литературного чтения по одному произведению или по разделу, автору или теме произведений (Например, с учениками 2 класса по мере изучения раздела «Весна пришла» составляется интеллект-карта на тему «Весна», где на основных ветвях фиксируются авторы, пишущие на эту тему, основные мысли каждого произведения, образы и т.д.). на уроках окружающего мира, где при чтении объемных текстов возникает необходимость сжатия информации, необходимости пересказа, воспроизведения фактов, составляем карту на каждую тему (Например, «Правила здорового образа жизни», «Режим дня», «Продукты» и т.д.)
При составлении карт необходимо оказывать помощь ученикам, консультировать их, совместно корректировать готовые схемы, учить выделять основные мысли, отбирать главное и второстепенное. На каждом этапе необходимо работать над формированием навыков поиска и систематизации информации по теме: извлечение информации из текста, составление списка понятий, определение связей между понятиями, относящимися к разным ветвям карты.
Метальные карты помогают привлечь живые мысли, находящиеся за скучным текстом, или создать их, если использовать ментальные карты в качестве инструмента для создания новых идей. Ведь память и креативность – в сущности, две стороны одного процесса: память воссоздаёт прошлое, а креативность создаёт будущее. Наступивший век по праву можно назвать веком интеллекта, и этому веку нужен новый инструмент, отвечающий его запросам к широте информационного охвата, быстроте ее обработки, объединению данных различных форматов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бьюзен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% / Т. Бьюзен. – М.: Росмэн-Пресс, 2007.
2. Бьюзен, Т. Руководство по развитию памяти и интеллекта / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. – Минск: Попурри, 2014.
3. Воробьева, В.М. Эффективное использование метода интеллект–карт на уроках: Методическое пособие. / В.М. Воробьева, Л.В. Чурикова, Л.Г. Будунова, – М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013.
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
http://dpo.temocenter.ru/images/metodichka/docs/2-effect-metod-intellect-kart.pdf - «Эффективное использование метода интеллект–карт на уроках»: Методическое пособие. Авторы-составители: В.М. Воробьева, начальник отдела доп. образования детей, Л. В. Чурикова, методист отдела подготовки кадров, Л. Г. Будунова, методист отдела подготовки кадров, - М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. - 46 с. с ил.