4.5 Наставничество

Галиянова Луиза Хисматулловна

Учитель -ученик, учитель-родитель, ученик-ученик

Положение о школьном конкурсе программ наставничества между двумя классами

Программа "Вместе весело"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_konkurse_programm.docx23.29 КБ
Файл diada_nastavnikov.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

О школьном  конкурсе лучших практик и программ наставничества между двумя классами «Диада наставников»

  1. Общие положения
  1. Настоящее положение определяет порядок проведения, цели и задачи школьного конкурса лучшие практики и программ наставничества «Диада наставников»

  1. Цели и задачи
  1. Цель Конкурса - выявление и распространение лучших практик и программ наставничества в МАОУ «Средняя школа № 5» " через улучшения взаимодействия и взаимопонимания между учениками разных возрастных групп, разных классов.
  2. Задачи Конкурса:
  • выявление лучших практик наставничества между классами, их поддержка и поощрение;
  • стимулирование        и        содействие        деятельности        образовательных        организаций        в        области наставничества;
  • привлечение внимания и развитие интереса участников образовательного процесса  к вопросам наставничества в образовании;
  • создание информационного Банка лучших практик и программ наставничества.

  1. Этапы и сроки проведения

3.1.Конкурс проводится в три этапа.

I этап – подготовка материалов; подача заявок на участие и конкурсных материалов (1.03- 18.03.2024г.).

Для участия в Конкурсе необходимо предоставить до 18 марта 2024г.  (включительно) в электронном виде следующие материалы:

  • Программу  практики наставничества  между двумя классами (Приложение 1).
  1. этап – экспертиза конкурсных материалов (19.03.2024г. – 30.03.2024г.). По итогам II этапа Конкурса определяются победители Конкурса.
  2. этап – подведение итогов Конкурса, награждение победителей (май 2024г.).

3.2. С целью анализа и подведения итогов Конкурса состоится Круглый стол, на котором будут представлены презентации лучших практик и программ, ставших победителями Конкурса (регламент выступления – до 10 минут, ответы на вопросы – до 3 минут).

  1. Участники Конкурса
  1. Участниками Конкурса могут быть педагогические работники
  2. Участие в Конкурсе может быть как индивидуальным, так и парным.

  1. Условия и порядок проведения конкурса
  1.  К конкурсным состязаниям допускаются педагоги разработавшие или реализующие в настоящее время программы и практики наставничества. К участию в конкурсе принимаются программы.

5.2. К участию в Конкурсе принимаются материалы, соответствующие техническим требованиям:

-Работа должна быть представлена в электронном виде.

- Титульный лист должен быть оформлен в соответствии с Приложением 4.

Текст должен быть представлен в формате Word, шрифт Times New Roman, размер – 13, межстрочный интервал – одинарный, поля – стандартные.

Название и номера рисунков указываются под рисунками, названия и номера таблиц – над таблицами.

Материалы, не прошедшие техническую экспертизу, не допускаются к конкурсным испытаниям.

  1. Критерии оценивания конкурсных работ 6.1. Критерии оценивания Программы наставничества.
  1. Актуальность программы.

Представлено описание значимой для современного образования проблемы, на решение которой направлена система деятельности наставничества между классами. Дается обоснование педагогической целесообразности выбора форм наставничества для достижения планируемых результатов.

6.1.2.Структура программы.

В программе наличествует четкая структура: титульный лист, пояснительная записка (цель, задачи, содержание практики, планируемые результаты),  план мероприятий, список литературы, приложения и т.д.

6.1.3.Ожидаемый результат реализации программы.

Разработаны и обоснованы формы контроля и оценки деятельности наставников и наставляемых.

  1. Критерии оценивания описания практики наставничества.
  1. Содержание представленной практики.

Описание практики наставника представляет собой опыт сопровождения наставляемого класса (сотрудничество по планированию деятельности, реализации индивидуальной помощи старших классов младшим и наоборот и организацию развивающей среды.

  1. Результативность практики

В описании представлены количественные и качественные результаты, планируемые  вследствие применения практики;

6.2.3.Методическая грамотность.

В описании практики имеются ссылки на психолого-педагогические теории, концепции, технологии, которые лежат в основе представляемой практики.

  1. Технологичность и масштабированность.

В описании содержится указание на область применения практики; используемые  методы, приемы, формы работы с  наставляемыми могут быть заимствованы другими педагогами.

  1. Подведение итогов и награждение

  1. По результатам Конкурса жюри определяет победителей в каждой номинации. Победители награждаются дипломами.
  2. Вручение дипломов победителей и сертификатов участников Конкурса состоится на педагогическом совете в мае 2024года.

  1. Руководство Конкурсом
  1. Для подготовки и проведения Конкурса создаѐтся организационный комитет, состав которого утверждается приказом директора школы.
  2. Оргкомитет организует свою работу в соответствии с планом проведения конкурсных мероприятий.
  3. Решение Оргкомитета считается принятым, если за него проголосовало более половины списочного состава.
  4. Оргкомитет осуществляет организацию Конкурса, его методическое сопровождение, определяет порядок, форму, место и даты проведения мероприятий конкурса, принимает представленные для участия материалы,  формирует список участников, утверждает состав

экспертной комиссии, порядок ее работы, организует поощрение участников; подводит его итоги.

  1. Экспертная комиссия Конкурса.
  1. Для оценки материалов, представленных на Конкурс, Оргкомитет формирует экспертную комиссию и утверждает регламент ее работы.
  2. Экспертная комиссия подотчетна Оргкомитету конкурса.

Приложение 1

Примерное оформление титульного листа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5» города Когалыма

Программа по наставничеству между 8Г и 6А классом

Автор (ы): Ф.И.О. (полностью), должность

Когалым 2024



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

‌‌‌ МАОУ "Средняя школа № 5"

‌‌

РАССМОТРЕНО

руководитель ШМО

________________________

 2024 г.

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

________________________

2024 г.

УТВЕРЖДЕНО

методическим советом

2024 г.

ПРОГРАММА по наставничеству «Вместе весело»

между 8 и 2  классами

проект «Наставники Орлят России»

2024 уч. год

Учитель начальных классов: Галиянова Л.Х.

Когалым 2024

‌ ‌

Цель наставнической работы в школе - оказание помощи ученикам младшего возраста, мотивация учащихся на внеклассную работу, реализация интеллектуальных и творческих способностей детей.

При достижении цели решаются следующие воспитательные задачи:

- духовно-нравственное развитие школьников;

- воспитание чувства гражданственности и патриотизма;

- формирование чувства ответственности;

- вовлечение детей в процесс активной деятельности;

- организация внеурочного взаимодействия учащихся средней и младшей школы;

- стимулирование и создание ситуации успеха;

- организованное проведение свободного времени;

- создание атмосферы толерантности в детском коллективе.

 

Актуальность проекта

 Закономерно, что выпускники детского сада, придя в школу и адаптировавшись в новом детском социуме, заимствуют поведенческую мотивацию у старших школьников. Объективные процессы трансформации воспитательной работы, построения высоконравственного социокультурного пространства в школе делает необходимым усиление роли актива учащихся средней и старшей ступени обучения, способного воздействовать на поведение учащихся начальной школы, умеющего организовать их культурный досуг на переменах, оказывать реальную помощь учителям и воспитателям младших школьников. Воспитание подрастающего поколения не может обойтись без активной пропаганды общественных ценностей: активности, толерантности, гражданской просвещённости. Эффективное решение проблем, связанных с воспитанием невозможно без широкого участия самих учащихся школы.

Наставник – это, прежде всего человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой, следовательно, на занятиях большое внимание уделяется формированию и развитию лидерских навыков, самореализации учащихся. Раскрываются личностные качества подростка. В нашей школе набирает обороты проект "Наставники Орлят России". Наставниками младших школьников могут стать ученики 7-11 классов старшей школы.
Эта интересная и важная миссия привлекает всё новых и новых ребят. Ведь наставник для Орлят - это не только старший друг, но настоящий помощник учителю. Это хорошая возможность для учеников старших классов почувствовать себя в роли старшего товарища, наставника и даже учителя, а значит попробовать себя в новой профессии. Наставничество  в школе – важная составляющая воспитательного процесса. Она направлена на духовно-нравственное развитие каждого ребенка и формирование гражданского сознания. Шефство над младшими школьниками позволяет укрепить институт наставничества и формировать дружескую среду во всем школьном коллективе.


Наставник увлекает и ведёт за собой, становится для Орлят примером для подражания. А это в свою очередь дисциплинирует наставников и даёт им стимул расти, развиваться и становиться лучше!

Работа в отряде вожатых представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями.  Вышеуказанные причины способствовали разработке программы сотрудничества старшего и младшего звена школы. 

Ожидаемые результаты

- Обретение школьниками опыта социально активной жизни.

- Развитие творческих способностей и самореализация учащихся.

- Разнообразие видов деятельности младших школьников.  

- Для младших школьников – приобретения новых друзей, нового жизненного опыта,  дополнительное внимание и ощущение нужности, проявление интереса к их жизни. Подобное общение обогащает, дает ребенку положительный образ взрослого человека, который способен дарить заботу, решать бытовые вопросы, прийти на помощь в трудный момент.

- Для старших школьников – чувство сопричастности к проблемам младших детей, новые чувства и опыт во время общения с ребенком, возможность оказания реальной помощи.

В основе проекта используются воспитательные методы работы с учащимися:

 - вовлечение в деятельность;

 - сотрудничество;

 - стимулирование;

 - личный пример.

1. Трек «Орлёнок – Эрудит». Октябрь

  • Средством развития познавательного интереса у младших школьников здесь выступает интеллектуально-познавательная игра.

Игры:

  • пространство класса (командные игры, игры с шифрами и кодами, игры с использованием ЭОР)
  • пространство школы (квест-игры и игры-путешествия, игры -головоломки, активные образовательные площадки)

2. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти». Ноябрь

  • Сохранение исторической памяти как фактор гражданско-патриотического воспитания младших школьников
  • Работа с понятиями хранитель, историческая память, традиция, источники исторической памяти
  • Путешествие в мир музея. Исследовательская работа с ребёнком «Узнаём. Изучаем. Сохраняем»
  • Литературно - музыкальная композиция
  • Использование ресурсов Музея Победы (г. Москва): сайт «Главные детские песни рф».

3. Трек «Орлёнок – Мастер». Декабрь

  • Работа по расширению представлений детей о разнообразном мире профессий, качествах мастеров различных профессий
  • Работа с понятиями: мастер, профессия, профессиональные качества
  • Формы работы с детьми по знакомству с миром профессий: игры, загадки, викторины, создание «Аллеи мастеров»
  • КТР. Например, коллективная творческая работа - настенное панно «Кошкин дом»
  • Знакомство с мастерами различных профессий родного края и России: экскурсии, мастер-классы, встречи

4. Трек «Орлёнок – Лидер». Январь

  • Поддержка и развитие активности и инициативы детей
  • Формирование лидерских качеств
  • Чередование традиционных поручений (ЧТП): 1класс – от 3 до 5 дней,
  1. класс – неделя, 3-4 класс-до месяца
  • Игра «Команда» (реализация лидерского потенциала и формирование навыков совместной работы и коллективного решения задач)

Примеры станций-игр: «Самая дружная пара», «Лабиринт», «Айсберг», «Держи равновесие», «Буква А», «Кочки», «Ка-ра-бас», «Шарики», «Мышеловка» и т.д.

5. Трек «Орлёнок – Спортсмен». Февраль

  • Актуализация ценности здорового образа жизни
  • Работа расширению представлений детей о формах двигательной активности
  • Проведение дела физкультурно-спортивной направленности (КТД)
  • Орлятские «растанцовки» (активные перемены, перед любым мероприятием)
  • Спортивный фестиваль, квест, эстафеты, «Весёлые старты»

6. Трек «Орлёнок – Доброволец». Март

  • Добровольческая деятельность - способ развития личностных качеств у младших школьников (доброта, забота, сострадание)
  • Работа с понятиями: доброволец, добровольческая деятельность, волонтёр
  • Признаки добровольческой деятельности
  • Смыслы добровольчества
  • Направления добровольческой деятельности
  • Ключевая технология – коллективная творческая деятельность (6 стадий)

7. Трек «Орлёнок – Эколог». Апрель

  • Актуализация вопроса влияния человека на природу
  • Работа с терминами, понятиями (экология, культура, забота, природа)
  • Памятки по переработке вторсырья (принимаются/не принимаются в переработку)
  • Стратегия «6П»

ПЕРЕОСМЫСЛИ

ПОДУМАЙ

ПОЧИНИ

ПОТРЕБЛЯЙ МЕНЬШЕ

ПОВТОРНО ИСПОЛЬЗУЙ

ПЕРЕРАБОТАЙ

Этапы работы учителя и учащихся над проектом

 

Этапы         проекта

 

Задачи на данном этапе

 

Деятельность учащихся

 

Деятельность педагога

 

1. Запуск проекта        

 

Определение темы и целей проекта.

Выбор рабочей группы.

Получают информацию. Обсуждают задание.        

Мотивирует уч-ся. Объясняет цели проекта. Наблюдает.

 

2. Планирование работы

Анализ проблемы. Определение источников информации, определение способов её сбора и анализа.

Постановка задач и выбор критериев оценки результатов.

Распределение заданий и обязанностей между  членами команды.

Уточняют информацию. Формируют задачи.        

Вырабатывают план действий.

 

Предлагает идеи, высказывает предложения.

 

3. Информационный этап

Сбор информации. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

Работают с информацией. Решают промежуточные задачи.

Выполняют исследование        .

Наблюдает. Консультирует.

Косвенно руководит деятельностью.

 

4. Аналитико-деятельностный этап

Анализ информации.

Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта.        

Анализируют информацию.

Обобщают результаты.

Наблюдает. Советует. Обобщает.

 

5. Собственно-проектный этап

Выполнение проекта.

Работают над проектом.

Наблюдает. Советует. Контролирует работу уч-ся.

6. Оформительско-презентационный этап

Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчеты, фоторепортаж, видеофильм.

Отчитываются. Обсуждают. Оформляют проект        

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.

 

7. Проверка и оценка результатов

Анализ выполнения проекта.

Анализ достижений поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта.        

Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использованных источников.

Делает предложения по качеству отчета.

 

         

 

Этапы реализации проекта

 

 

Этапы проекта

 

Название этапов проекта

 

Периоды

1 этап

Организационный. Организация деятельности творческой группы (выбор темы проекта, форм и методов его реализации, сбор информации, выбор форм представления проекта, планирование сценариев организации досуга младших школьников).

 

 

 

 

Сентябрь 2024 год

2 этап

Практический(организация мероприятий с младшими школьниками согласно намеченному плану).

Октябрь 2024-апрель 2025

 

 

3 этап

Рефлексивно-обобщающий. (подведение итогов проектной деятельности, определение перспектив развития).

 

 

 

Май 2025 год

 

 

 

 

 

Описание этапов проекта

 

1  этап «Организационный»

 

  Выбор темы проекта, форм и методов его реализации.

 

Обучающимся 8 классов  предлагается реализовать проект «Вместе весело» по организации наставничества ученикам начальных  классов нашей школы. Были обозначены направления деятельности, в которых дети могли реализовать себя: 

  Творческая группа разрабатывает план мероприятий и согласует его с учителями, работающими в начальной школе. Мероприятия планируется проводить одновременно в паралелли 3 классов.

 

2 этап «Практический»

 

Основные мероприятия проекта

 

Наименование мероприятия

Дата проведения

 

 

Подготовка и проведение праздника Осени «Осенняя мозаика».

 

октябрь

Подготовка и проведение классного часа по теме «Дружба».

ноябрь

Подготовка и проведение новогоднего праздника «Новогодняя сказка».

декабрь

Подготовка и проведение  интеллектуальной игры «Удивительный мир природы».

январь

Подготовка и проведение спортивного мероприятия «Ловкие и смелые»

февраль

Подготовка и проведение КВН «Сказки водят хоровод»

 

март

Подготовка и проведение информационно- познавательного часа «Безопасная дорога домой»

 Подготовка и проведение внеклассного мероприятия «Праздник красок».

апрель

Трудовой десант, благоустройство школьного кабинета

 Проверка чистоты кабинетов, внешнего вида учащихся

Организация игр на переменках

 

 

 

сентябрь-май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники финансирования

Для осуществления задуманного проекта необходимы минимальные, но всё же денежные средства на приобретение канцелярских товаров, призов, грамот и т.д.