Работа с одаренными детьми

Садыкова Алтынай Фарзэтиновна

     Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии    «образование - преподавание» пришло «образование - созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «Организация работы с творчески одаренными детьми»

Слайд 2. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

В школе № 3 работа по выявлению и развитию одаренных детей ведется через систему общего и дополнительного образования, участие школы в региональном мегапроекте «Образование» по теме «Интеграция общего и дополнительного образования» дает большие возможности для своевременного выявления и последующего развития творческого потенциала школьников.

   Дополнительное образование, унаследовавшее все самое лучшее из опыта внеклассного и внешкольного развития детей, преобразуется сегодня в сферу наибольшего благоприятствования для развития самых разных способностей каждого ребенка.

Слайд 3, 4 Основные мероприятия Проекта:

  1. Разработка программы поиска, выявления и поддержки одаренных детей, обновление банка данных
  2. Создание постоянно – действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми (направление на курсы, семинары, аттестация и т.д.)
  3. Организация и проведение предметных олимпиад, конференций, творческих конкурсов и т.д.
  4. Участие в районных, областных, российских конкурсах, концертах, смотрах
  5. Разработка нормативно – правовых документов:
  • Положение о конкурсе «Ученик года»
  • Положения о конкурсе «Лучший спортсмен школы»
  • Положения о конкурсе « Самый спортивный класс»
  • Положение о Персональном гранте за личные достижения в предметных олимпиадах
  • Положение о поддержке педагогов, творчески работающих с одаренными детьми
  1. Информационная поддержка участников, победителей и призеров средствами школьных, муниципальных, региональных СМИ;
  2. Выплаты единовременных денежных поощрений педагогам, подготовившим победителей;

Слайд 5. Основные направления работы:

Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие способностей всех детей. В рамках проекта предусматривается реализация следующих направлений работы:

  • Развивающее направление – формирует умения: выслушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение.
  • Координационное направление – обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности.
  • Информационное направление – привлекает внимание педагогической общественности к проблемам одаренных детей, создает банк образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.
  • Диагностическое направление – включает в себя проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».
  • Кадровое направление – предусматривает повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

Слайд 6,7,8 - Педагогический коллектив уже в начальной школе старается создать такую среду, чтобы каждый ребенок мог проявить себя в различных видах деятельности (исследовательское общество, система кружков, внеклассных мероприятий). Все желающие дети поют в школьном хоре, занимаются танцами, исследуют вопросы  их заинтересовавшие, плетут из бисера, вяжут, складывают оригами, рисуют в различных техниках, малыши имеют возможность перейти из одного объединения в другое.

Слайд 9 - параллельно психолог, учителя, применяя различные методики, выявляют наиболее интеллектуально одаренных детей.  

Слайд 10,11,12 - Все это позволяет к 5 классу  найти любимое занятие, а педагогам определить наиболее способных, создать для них индивидуальные маршруты развития.

Слайд 13, 14 - Для таких детей в начальной и основной старшей школе действует Исследовательское общество обучающихся.

Слайд 15 - музейная группа.

Слайд 16, 17 - Театр песни «Веснушки» - призеры и дипломанты Международного, Всероссийских и др. конкурсов.

Слайд 18 - вокально- инструментальный ансамбль «Реал».

Слайд 19  - Танцевальный коллектив «БИТСТАЙЛ».

Слайд 20  - Четыре года работает изостудия «Радуга». Юные художники также имеют призовые места во Всероссийских, региональных и других конкурсах.

Слайд 21, 22- На базе школы работают кружки по физике и по математике. Программы этих кружков отличаются своей мобильностью (содержат разные уровни сложности изучаемого материала) и позволяют найти оптимальный вариант работы для определенной группы учащихся.

Слайд 23 (результативность)  действуют и имеют успех среди школьников различного рода кружки рукоделия, работы с деревом,  элективные курсы, предметные кружки, сеть спортивных секций. Всего охвачено 95% обучающихся. За три последних года увеличилось количество Призовых мест  обучающихся в конкурсах Международного и Всероссийского уровня.

Слайд 24 - Способствует развитию творческого и интеллектуального потенциала детей участие в различных традиционных общешкольных мероприятиях: конкурс снежных скульптур, « Я ль на свете всех милее», фотоконкурс «Остановись, мгновенье», смотр творческих коллективов, выставка детского творчества, конкурс на лучшую клумбу.

Слайд 25 - Созданная система работы приносит хорошие результаты. Ежегодно наши обучающиеся становятся победителями и призерами всероссийских, региональных и муниципальных конкурсов. Чтобы прослеживать результативность создан периодически обновляемый банк талантливой молодежи. Большие надежды возлагает школа на своих нынешних очень талантливых учеников.

Слайд 26 - Наши выпускники, прошедшие обучение в системе дополнительного образования школы успешно продолжают заниматься творчеством и в своей взрослой жизни.

Ожидаемые конечные результаты Проекта:

  • совершенствование системы работы с одаренными детьми;
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей;
  • проведение конкурсов, конференций, отчетных концертов, фестивалей, создание сборника лучших творческих работ учащихся;
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой деятельностью;
  • регулярные публикации в средствах массовой информации.

Проблемы:

  • Недостаток подготовленных кадров для работы с одаренными детьми
  • Низкий уровень подготовки и заинтересованности семьи в вопросах развитии своих детей
  • Несовершенство диагностических материалов по данному вопросу
  • Недостаточность предметных кружков и кружков технического творчества
  • Недостаточность воспитательных мероприятий (конкурсов, фестивалей и др.) интеллектуального уровня
  • Недостаточная методическая работа с кадрами по вопросу развития одаренных детей.

Функциональное обеспечение (роль управления):

1.Права и функции директора:

  • общее руководство разработкой и реализацией проекта
  • обеспечение реализации проекта: организация, координация, контроль

2. Функции зам. директора по УВР и ВР:

  • определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы
  • корректировка составляющих элементов проекта
  • анализ и обобщение результатов реализации проекта
  • регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией проекта
  • организация приведения семинаров по проблемам работы с одаренными детьми
  • разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.

3. Функции методического совета:

  • подготовка методических рекомендаций для работы по проекту
  • определение критериев эффективности реализации проекта
  • разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми
  • координация действий учителей, работающих с одаренными детьми

4. Функции методических объединений:

  • разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету
  • разработка диагностического инструментария для успешной реализации проекта
  • подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей
  • обобщение и систематизация результатов деятельности педагогов
  • обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся
  • тиражирование результатов научно-исследовательской деятельности учащихся

5. Функциональные обязанности учителей, работающих с одаренными детьми:

  • организация и проведение занятий с одаренными детьми
  • разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми
  • организация индивидуальной работы с одаренными детьми
  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, выступлениям всех уровней
  • организация и контроль за знаниями одаренных детей, выполнение программ
  • обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми
  • творческие отчеты по предмету в рамках реализации проекта «Одаренные дети»
  • подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение  дополнительного образования детей

«Дом детского творчества» г.Алзамай

Согласована на

педагогическом совете

«_____»____________2014г.

Протокол №_________

                 Утверждено:

                 приказом директора

                 МКУ ДОД ДДТ

                 г. Алзамай

                 Корсаковой Н.В.__________

                 №______ «_____»_______20_____г.

Рабочая программа дополнительного образования детей

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Возраст учащихся: 12 – 16 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                          Составитель: 

                                                                                          педагог дополнительного

                                                                                          образования Садыкова А.Ф.

Алзамай 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к курсу «Интеллектуальные игры» составлена на основе учебного пособия для занятий во внеурочное время Агаповой И.А., Довыдовой М.А. «Головоломки, шарады, ребусы на уроках и во внеурочное время».

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий и игр для детей от 12 до 16 лет и рассчитана на один год обучения. Имеет социально – педагогическую направленность.

Актуальность программы

На основе диагностических исследований (Н. А. Криволаповой, И. Ю. Цибаевой, О. А. Холодовой (М.: РОСТкнига, 2013), был сделан вывод, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Все эти процессы можно развивать в процессе игр, но игр не простых, а интеллектуальных.

В последнее десятилетие в образовательном пространстве особый приоритет получили интеллектуальные игры. Учитывая значимость данных игр в развитии творческого мышления учащихся, была создана данная программа, которая направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Программа дает ребёнку - подростку возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления, она призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Игровая технология позволяет в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники (игроки). Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного взаимодействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами или группами партнеров, это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.

Успех партнеров любой интеллектуальной игры зависит от их рефлексивных особенностей. Игра – это всегда распознавание типа поведения и выбор своей ответной системы действий. Речь в данном случае идет о рефлексивных особенностях личности, то есть о способности отождествлять себя с партнером, о способности видеть всю ситуацию как бы сверху и себя в этой ситуации. Поэтому рефлексия становится логическим завершением каждого интеллектуального поединка. Ибо именно она является универсальным средством изучения особенностей общения и обучения общению.

Отличительными особенностями данной рабочей программы являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Игра по программе организовывается педагогом во время большой перемены, 3 раза в неделю. Эти занятия интеллектуальными играми отличаются тем, что имеют неучебный характер. Серьезная работа принимает форму игры, что привлекает и заинтересовывает школьников разного возраста.

Формы занятий:

 по количеству детей, участвующих в занятии: коллективные, групповые;

 по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, умственная гимнастика;

 по дидактической цели: практические задания простой степени сложности, задания по углублению знаний, комбинированные формы заданий, пстепенное наращивание навыка решения заданий.

Реализация программы будет идти по трем блокам:

 Головоломки. Анаграммы. Антифразы.

 Логические задачи. Ребусы. Метаграммы.

 Шарады. Хитрые загадки.

Во время выполнения заданий предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями на занятиях будут использованы следующие

 в и д ы  у п р а ж н е н и й  и  з а д а н и й :

 интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов;

 задания с отсроченным вопросом;

 интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;

 задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

 решение частично-поисковых задач разного уровня;

 творческие задачи.

Задания-разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2–3 секунды. Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условия заданий как бы изначально ориентируют ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Режим занятий: продолжительность занятия играми составляет 20 – 35 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект:

 формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

 формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект:

 создание условий для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

 развитие пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект:

 воспитание системы межличностных отношений.

Цель курса:

 развитие познавательных способностей учащихся на основе системы интеллектуальных игр.

Задачи:

1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умений выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;

4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Планируемые результаты

Реализация данного курса обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

Обучающиеся научатся:

 определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества при поддержке других участников группы и педагога делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты.

 Учащиеся научатся:

 определять и формулировать цель деятельности;

 проговаривать последовательность действий;

 учиться высказывать свое предположение (версию);

 учиться работать по предложенному педагогом плану;

 учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

 учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Учащиеся научатся:

 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

 учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

 учиться овладевать измерительными инструментами.

Учащиеся научатся:

 учиться выражать свои мысли;

 учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

 овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами является формирование следующих умений:

 воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

 определять учебную задачу;

 ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения;

 владеть своим вниманием;

 сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

 владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;

 использовать основные приемы мыслительной деятельности;

 самостоятельно мыслить и творчески работать.

Методы обучения

Материал каждого игрового занятия рассчитан на 20 - 30 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, логарифмы, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т. д., что привлекательно для школьников разного возраста.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые в учебе дети, участвуя в играх, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение выполнения заданий. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть осуществляется возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.

В процессе работы будут использованы групповые методы обучения.

К ним относятся:

– кооперативное обучение;

– «мозговой штурм»;

– групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

– обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

– говорить и слушать;

– принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) учащиеся взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством педагога с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

 дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

 уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

 ослабить скрытые конфликты;

 выработать общее решение;

 повысить эффективность работы участников дискуссии;

 повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

 удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

б) отыскание свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Контроль и учет знаний и умений воспитанников

Текущий:

– прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

– пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

– рефлексивный, то есть контроль, обращенный на «план действия» и опирающийся на понимание принципов его построения;

– контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах:

– практические работы;

– творческие работы учащихся;

– контрольные задания.

Оборудование

- Планшеты

- Карточки с заданиями

Содержание занятий

п/п

Перечень разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Теория

практика

1

Антифразы.

10

2

8

2

Головоломки.

25

5

20

3

Задачи на нахождение закономерностей.

3

0,6

2,4

4

Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними.

2

0,4

1,6

5

Загадки со спичками.

9

1,8

7,2

6

Логогриф

10

2

8

7

Анаграммы. Метаграммы. Шарады.

11

2,2

8,8

8

Хитрые загадки.

5

1

4

9

Ребусы. Занимательные головоломки.

5

1

4

10

«Спрятавшиеся» слова.

2

0,4

1,6

11

Устойчивые сочетания слов.

2

0,4

1,6

12

Вопросы-шутки.

6

1,2

4,8

13

Числовые лабиринты.

4

0,8

3,2

14

Занимательные задачи со сказочным сюжетом.

2

0,4

1,6

15

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки.

30

6

24

16

Вводное занятие

1

0,2

0,8

17

Заключительное занятие.

1

0,2

8,0

Итого:

128

25,6

102,4

Содержание занятий

  • Антифразы. Возьмем любое крылатое высказывание или пословицу, все слова заменим на антонимы (слова, противоположные данным по смыслу), согласуем эти антонимы между собой так, чтобы получилась относительно осмысленная фраза... антифраза.
  • Анаграммы. Учимся решать комбинаторные задачи.
  • Головоломки. Числовые головоломки. Математические ребусы, кроссворды. Разминка «Кто это? Что это?». Поиск закономерностей. Логические задания «Орехи», «Мальчики и девочки», «Книги».
  • Задачи на нахождение закономерностей. Развитие внимания:

«Собери словечко», «Закрой окошко».

  • Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. Познавательная игра «Интеллектуальный дилижанс».
  • Загадки со спичками. Игры со спичками. Спичечный турнир. Развитие быстроты реакции: «Алфавит». «Шифровальщик». Логически-поисковые задания: «Пли», «Добавь слог», «Шоколадка», «Полкан, Жучка и Барбос». Решаем комбинаторные задачи.
  • Логогриф - загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога.
  • Метаграммы - это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки.
  • Хитрые загадки. Учимся делать логические выводы. Логически-поисковые задания: «Поставь знак действий», «Шахматы», «Лестница», «Сапожки» Игра «Веришь – не веришь».
  • Шарады  - это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное.
  • Ребусы. Занимательные головоломки.
  • «Спрятавшиеся» слова. Игра «Блицопрос».
  • Устойчивые сочетания слов. Игра « Перевёртыши».
  • Вопросы-шутки. «Спрятавшиеся» слова в вопросе. Игра «Ума палата».
  • Числовые лабиринты. Игры с числами. Игра «Что? Где? Когда?».
  • Занимательные задачи со сказочным сюжетом. Игра «Причуды математики». Логически-поисковые задания: «Поставь знак действий», «Шахматы», «Лестница», «Сапожки».
  • Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Большое число разного вида заданий – головоломок.
  • Заключительное занятие. Общественный смотр знаний.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0,2

0,8

2

Словообразовательный анализ.

Игра «Найди пару»

1

0,2

0,8

3

«Спрятавшиеся» слова.

Игра «Блицвопрос»

1

0,2

0,8

4

Фразеологизмы. Фразеологические термины. Игра «Перевёртыши»

1

0,2

0,8

5

Многозначность фразеологизмов. Составление крылатых выражений из отдельных слов.

1

0,2

0,8

6

Однозначные и многозначные слова.

Игра «Кто больше?».

1

0,2

0,8

7

Учимся делать логические выводы. Игра «Веришь – не веришь»

1

0,2

0,8

8

Анаграммы. Шарады. Метаграммы. Семейная игра «Кто хочет стать миллионером»

1

0,2

0,8

9

Ребусы. Занимательные головоломки.

1

0,2

0,8

10

Вопросы-шутки. Игра «Ума палата»

1

0,2

0,8

11

Числовые лабиринты.

Игра «Что? Где? Когда?»

1

0,2

0,8

12

Занимательные задачи со сказочным сюжетом. Игра «Причуды математики»

1

0,2

0,8

13

Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. Познавательная игра «Интеллектуальный дилижанс»

1

0,2

0,8

14

Задачи на нахождение закономерностей.

Олимпиада по математике

1

0,2

0,8

15

Спичечный турнир  «Квадраты и треугольники». Интеллектуальные игры со спичками.

1

0,2

0,8

16

Числовые головоломки. Математические
ребусы, кроссворды

1

0,2

0,8

17

Анаграммы. Шарады.

1

0,2

0,8

18

Антифразы. Ребусы. Кроссворд.

1

0,2

0,8

19

Головоломка «Спичечный коробок Гулливера»

1

0,2

0,8

20

Логарифмы. Метаграммы «Разные профессии»

1

0,2

0,8

21

Хитрые загадки «Кошачьи тайны».

1

0,2

0,8

22

Коварная викторина про слова.

1

0,2

0,8

23

Головоломки – игры. Дуги и окружности.

1

0,2

0,8

24

Головоломки – игры. Графы и сети.

1

0,2

0,8

25

Кроссворды о музыке и музыкантах

1

0,2

0,8

26

Логарифмы. Метаграммы «Животный мир»

1

0,2

0,8

27

Игры со спичками «Сделать равенство верным», «Оставь два квадрата».

1

0,2

0,8

28

Анаграммы. Шарады «Подводный мир»

1

0,2

0,8

29

Антифразы. Ребусы. Кроссворд «Автомобили»

1

0,2

0,8

30

Головоломка «У меня зазвонил телефон»

1

0,2

0,8

31

Логарифмы. Метаграммы «Цветы»

1

0,2

0,8

32

Хитрые загадки «Один к одному».

1

0,2

0,8

33

Коварная викторина про слова.

1

0,2

0,8

34

Головоломки – игры. Причуды восприятия.

1

0,2

0,8

35

Игры со спичками «Домик из спичек», «Оставь три квадрата».

1

0,2

0,8

36

Анаграммы. Шарады «Кухонная утварь»

1

0,2

0,8

37

Антифразы. Ребусы. Кроссворд. «Фрукты и овощи»

1

0,2

0,8

38

Головоломка «Разные кувшины»

1

0,2

0,8

39

Логарифмы. Метаграммы «Русские сказки»

1

0,2

0,8

40

Хитрые загадки «Пешеходы, машины и велосипеды».

1

0,2

0,8

41

Коварная викторина про слова.

1

0,2

0,8

42

Головоломки – игры. Логика и вероятность.

1

0,2

0,8

43

Головоломки – игры. Прикладная топология.

1

0,2

0,8

44

Головоломки – игры. Занимательная физика.

1

0,2

0,8

45

Игры со спичками «Решетка из спичек», «Оставь четыре квадрата».

1

0,2

0,8

46

Анаграммы. Шарады «Русский лес»

1

0,2

0,8

47

Антифразы. Ребусы. Кроссворд «Насекомые»

1

0,2

0,8

48

Головоломка «Потерянные страницы»

1

0,2

0,8

49

Логарифмы. Метаграммы «Домашние животные. Сельское хозяйство»

1

0,2

0,8

50

Коварная викторина про слова.

1

0,2

0,8

51

Головоломки – игры. Разрезы и сечения.

1

0,2

0,8

52

Головоломки – игры. Числовые головоломки.

1

0,2

0,8

53

Пропавшие буквы в весёлых стихах.

1

0,2

0,8

54

Игры со спичками «Исправь равенство», «Оставь пять квадратов».

1

0,2

0,8

55

Анаграммы. Шарады «Любимая игрушка»

1

0,2

0,8

56

Антифразы. Ребусы. Кроссворд. «Грибы»

1

0,2

0,8

57

Головоломка «Про блондинов»

1

0,2

0,8

58

Логарифмы. Метаграммы «Птицы»

1

0,2

0,8

59

Хитрые загадки «О друзьях - товарищах».

1

0,2

0,8

60

Головоломки – игры. Фигуры и многоугольники.

1

0,2

0,8

61

Головоломки – игры. Регулярные узоры.

1

0,2

0,8

62

Пропавшие буквы в весёлых стихах.

1

0,2

0,8

63

Игры со спичками «Метр из спичек» , «Оставь шесть  квадратов»

1

0,2

0,8

64

Анаграммы. Шарады «Космос»

1

0,2

0,8

65

Антифразы. Ребусы. Кроссворд «народы разных стран»

1

0,2

0,8

66

Головоломка «Лепестки ромашки»

1

0,2

0,8

67

Логарифмы. Метаграммы «По сказкам А.С.Пушкина»

1

0,2

0,8

68

Коварная викторина про слова.

1

0,2

0,8

69

Головоломки – игры. Дуги и окружности.

1

0,2

0,8

70

Головоломки – игры. Графы и сети.

1

0,2

0,8

71

Игры со спичками «Верное равенство»

1

0,2

0,8

72

Анаграммы. Шарады «По сказкам А.С.Пушкина»

1

0,2

0,8

73

Антифразы. Ребусы. Кроссворд «По следам любимых комедий»

1

0,2

0,8

74

Головоломка «Числа из карточек»

1

0,2

0,8

75

Логарифмы. Метаграммы «На новый лад»

1

0,2

0,8

76

Пропавшие буквы в весёлых стихах.

1

0,2

0,8

77

Коварная викторина про слова.

1

0,2

0,8

78

Игры со спичками «Из полутора дюжин»,

1

0,2

0,8

79

Анаграммы. Шарады «Собаки»

1

0,2

0,8

80

Антифразы. Ребусы. Кроссворд «Имена»

1

0,2

0,8

81

Головоломка «Три лишние фигуры»

1

0,2

0,8

82

Логарифмы. Метаграммы «Моря и океаны»

1

0,2

0,8

83

Головоломки – игры. Точки и линии.

1

0,2

0,8

84

Головоломки – игры. Геометрия.

1

0,2

0,8

85

Мини – викторина про лягушку-квакушку.

1

0,2

0,8

86

Пропавшие буквы в весёлых стихах.

1

0,2

0,8

87

Игры со спичками «Из дюжины спичек»

1

0,2

0,8

88

Анаграммы. Шарады «Страны мира»

1

0,2

0,8

89

Антифразы. Ребусы. Кроссворд «Дикие животные»

1

0,2

0,8

90

Головоломка «Чудо - яблонька»

1

0,2

0,8

91

Логарифмы. Метаграммы «Кролики»

1

0,2

0,8

92

Антифразы. Ребусы. Кроссворд «Мультфильмы»

1

0,2

0,8

93

Головоломка «Странные крестики - нолики»

1

0,2

0,8

94

Игры со спичками «Шесть четырёхугольников»

1

0,2

0,8

95

Анаграммы. Шарады «Олимпиада 2014»

1

0,2

0,8

96

Логарифмы. Метаграммы «Русские праздники»

1

0,2

0,8

97

Работа с пословицами. Фразеологизмы-синонимы. Замена выражений синонимами. Интеллектуальный марафон.

1

0,2

0,8

98

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Как поставить подписи на свои места.

1

0,2

0,8

99

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Как восстановить названия цветов.

1

0,2

0,8

100

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Как найти потерянные буквы.

1

0,2

0,8

101

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Как найти ошибку в названиях.

1

0,2

0,8

102

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Как угадать зашифрованное имя.

1

0,2

0,8

103

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Зашифрованные кубики.

1

0,2

0,8

104

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Как найти названия месяцев.

1

0,2

0,8

105

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Как собрать слова по размерам и по цвету.

1

0,2

0,8

106

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Нарядите куклу Наташу»

1

0,2

0,8

107

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Как найти названия профессий.

1

0,2

0,8

108

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Стихи кошечки Мурки».

1

0,2

0,8

109

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Как найти окончания названий продуктов.

1

0,2

0,8

110

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Фантастическая история»

1

0,2

0,8

111

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Как из слогов составить названия школьных предметов.

1

0,2

0,8

112

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Письмо про каникулы»

1

0,2

0,8

113

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Виды спорта»

1

0,2

0,8

114

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Впишите слова в клетки»

1

0,2

0,8

115

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Отгадайте загадки по другим загадкам»

1

0,2

0,8

116

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Юннаты, отвечайте!»

1

0,2

0,8

117

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Произведения Чехова»

1

0,2

0,8

118

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Кто разбил кувшин?»

1

0,2

0,8

119

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «День рождения»

1

0,2

0,8

120

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Чайнворд из загадок»

1

0,2

0,8

121

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Библиотека»

1

0,2

0,8

122

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Географическая викторина»

1

0,2

0,8

123

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Литературная викторина»

1

0,2

0,8

124

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Сколько проспал учитель?»

1

0,2

0,8

125

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Шиворот - навыворот»

1

0,2

0,8

126

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Вспомните таблицу Менделеева»

1

0,2

0,8

127

 Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «В хозяйственном магазине»

1

0,2

0,8

128

Заключительное занятие. Общественный смотр знаний.

1

0,2

0,8

Итого

128

25,6

102,4

Список литературы

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.

2. Афонькин, С. Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления / С. Ю. Афонькин. – СПб. : Литера, 2002.

3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников : методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.

4. Демидова, М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной  школе : система заданий : в 2 ч. Ч. 1.  /  М. Ю. Демидова [и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.– М. : Просвещение, 2010. – 215 с.

5. Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки / Е. И. Игнатьев ; под ред. М.  К. Потапова. – М. : Наука, 1979.

6. Калугин, М. А. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки / М. А. Калугин, Н. В. Новоторцева. – Ярославль : Академия развития, 1997.

7. Лавриненко, Т. А. Задания  развивающего  характера по математике : пособие для учителей начальных классов / Т. А. Лавриненко. – Саратов : Лицей, 2003.

8. Перельман, Я. И. Занимательные задачи для маленьких / Я. И. Перельман. – М. : Омега, 1994. – 256 с.

9. Родионова, Е. А. Олимпиада «Интеллект». 2 класс : сб. заданий для самостоятельной подготовки / Е. А. Родионова [и др.]. – М. : Образование, 2002.

10. Русанов, В. Н. Математические олимпиады младших школьников : кн. для учителя : из опыта работы  / В. Н. Русанов. – М. : Просвещение, 1990.

11. Труднев, В. П. Считай, смекай, отгадывай : пособие для учащихся начальной школы / В. П. Трутнев. – М. : Просвещение, 1980.

12. Узорова, О. В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. 1–2 классы : пособие для четырехлетней начальной школы / О. В. Узорова. – М. : АСТ : Астрель, 2008.

     13. Холодова, О. А. Юным умникам и умницам : задания по развитию познавательных способностей (7–8 лет) : метод. пособие : 2 кл. / О. А. Холодова. – М. : РОСТкнига, 2013. – 276 с.

14. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников : методика продуктивного обучения : пособие для учителя / А. В. Хуторской. – М. : Владос, 2000.



Предварительный просмотр:

Дата

Тема занятия

Содержание занятия.

Всего

Теория

Практика

15.09

Вводное занятие

Распределение участников игры по группам. Выбор капитанов команд

1

0,2

0,8

17.09

Словообразовательный анализ.

Игра «Найди пару»

1

0,2

0,8

18.09

«Спрятавшиеся» слова.

Игра «Блицвопрос»

1

0,2

0,8

19.09

Фразеологизмы. Фразеологические термины.

Игра «Перевёртыши»

1

0,2

0,8

22.09

Многозначность фразеологизмов.

Составление крылатых выражений из отдельных слов.

1

0,2

0,8

24.09

Однозначные и многозначные слова.

Игра «Кто больше?».

1

0,2

0,8

25.09

Учимся делать логические выводы.

Игра «Веришь – не веришь»

1

0,2

0,8

26.09

Анаграммы. Шарады. Метаграммы.

Семейная игра «Кто хочет стать миллионером»

1

0,2

0,8

29.09

Ребусы. Занимательные головоломки.

Ребусы на различные темы.

1

0,2

0,8

1.10

Вопросы-шутки.

Игра «Ума палата»

1

0,2

0,8

2.10

Числовые лабиринты.

Игра «Что? Где? Когда?»

1

0,2

0,8

3.10

Занимательные задачи со сказочным сюжетом.

Игра «Причуды математики»

1

0,2

0,8

6.10

Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними.

Познавательная игра «Интеллектуальный дилижанс»

1

0,2

0,8

8.10

Задачи на нахождение закономерностей.

Карточки «Олимпиада по математике»

1

0,2

0,8

9.10

Спичечный турнир  «Квадраты и треугольники».

Интеллектуальные игры со спичками.

1

0,2

0,8

10.10

Числовые головоломки.

Математические ребусы, кроссворды

1

0,2

0,8

13.10

Анаграммы. Шарады.

Комбинаторные задачи на тему «Профессии»

1

0,2

0,8

15.10

Антифразы. Ребусы. Кроссворд.

На тему: «Насекомые», «Олимпийские игры», «Страны и  моря»

1

0,2

0,8

16.10

Головоломка «Спичечный коробок Гулливера»

Головоломка на тему

1

0,2

0,8

17.10

Логарифмы. Метаграммы «Разные профессии»

На тему: «Повар, кондитер, пекарь» и др. профессии, связанные с готовкой блюд.

1

0,2

0,8

20.10

Хитрые загадки «Кошачьи тайны».

Загадки на тему «Кошки».

1

0,2

0,8

22.10

Коварная викторина про слова.

Викторина почемучек.

1

0,2

0,8

23.10

Головоломки – игры. Дуги и окружности.

Головоломки Михаэля Дугласа.

1

0,2

0,8

24.10

Головоломки – игры. Графы и сети.

Головоломки Михаэля Дугласа.

1

0,2

0,8

27.10

Кроссворды о музыке и музыкантах

Кроссворды на тему

1

0,2

0,8

29.10

Логарифмы. Метаграммы «Животный мир»

На тему: «Животный мир»

1

0,2

0,8

30.10

Игры со спичками «Сделать равенство верным», «Оставь два квадрата».

Спичечный турнир

1

0,2

0,8

31.10

Анаграммы. Шарады «Подводный мир»

На тему: «Подводный мир»

1

0,2

0,8

10.11

Антифразы. Ребусы. Кроссворд «Автомобили»

 На тему: «Автомобили»

1

0,2

0,8

12.11

Головоломка «У меня зазвонил телефон»

Головоломка на тему.

1

0,2

0,8

13.11

Логарифмы. Метаграммы «Цветы»

Задания на тему: «Цветы»

1

0,2

0,8

14.11

Хитрые загадки «Один к одному».

Игра «Сто к одному»

1

0,2

0,8

17.11

Коварная викторина про слова.

Викторина почемучек.

1

0,2

0,8

19.11

Головоломки – игры. Причуды восприятия.

Игры  - головоломки на развитие восприятия, фантазии, внимательности.

1

0,2

0,8

20.11

Игры со спичками «Домик из спичек», «Оставь три квадрата».

Спичечный турнир.

1

0,2

0,8

21.11

Анаграммы. Шарады «Кухонная утварь»

На тему: «Кухонная утварь»

1

0,2

0,8

24.11

Антифразы. Ребусы. Кроссворд. «Фрукты и овощи»

На тему: «Фрукты и овощи»

1

0,2

0,8

26.11

Головоломка «Разные кувшины»

Игры  - головоломки на развитие фантазии, внимания.

1

0,2

0,8

27.11

Логарифмы. Метаграммы «Русские сказки»

На тему: «Русские сказки»

1

0,2

0,8

28.11

Хитрые загадки «Пешеходы, машины и велосипеды».

На тему : «Правила дорожного движения»

1

0,2

0,8

1.12

Коварная викторина про слова.

Викторина почемучек.

1

0,2

0,8

3.12

Головоломки – игры. Логика и вероятность.

Головоломки Михаэля Дугласа.

1

0,2

0,8

4.12

Головоломки – игры. Прикладная топология.

Головоломки Михаэля Дугласа.

1

0,2

0,8

5.12

Головоломки – игры. Занимательная физика.

Головоломки Михаэля Дугласа.

1

0,2

0,8

8.12

Игры со спичками «Решетка из спичек», «Оставь четыре квадрата».

Спичечный турнир.

1

0,2

0,8

10.12

Анаграммы. Шарады «Русский лес»

На тему: «Русский лес»

1

0,2

0,8

11.12

Антифразы. Ребусы. Кроссворд «Насекомые»

На тему: «Насекомые»

1

0,2

0,8

12.12

Головоломка «Потерянные страницы»

Игры  - головоломки на развитие восприятия, фантазии, внимательности.

1

0,2

0,8

15.12

Логарифмы. Метаграммы «Домашние животные. Сельское хозяйство»

На тему: «Домашние животные. Сельское хозяйство»

1

0,2

0,8

17.12

Коварная викторина про слова.

Викторина почемучек.

1

0,2

0,8

18.12

Головоломки – игры. Разрезы и сечения.

Головоломки Михаэля Дугласа.

1

0,2

0,8

19.12

Головоломки – игры. Числовые головоломки.

Головоломки Михаэля Дугласа.

1

0,2

0,8

22.12

Пропавшие буквы в весёлых стихах.

Стихи – перевёртыши.

1

0,2

0,8

24.12

Игры со спичками «Исправь равенство», «Оставь пять квадратов».

Спичечный турнир.

1

0,2

0,8

25.12

Анаграммы. Шарады «Любимая игрушка»

Комбинаторные задачи на тему: «Любимая игрушка»

1

0,2

0,8

26.12

Антифразы. Ребусы. Кроссворд. «Грибы»

Комбинаторные задачи на тему: «Грибы»

1

0,2

0,8

12.01

Головоломка «Про блондинов»

Игры  - головоломки на развитие восприятия, фантазии, внимательности.

1

0,2

0,8

14.01

Логарифмы. Метаграммы «Птицы»

Комбинаторные задачи на тему: «Птицы»

1

0,2

0,8

15.01

Хитрые загадки «О друзьях - товарищах».

Загадки на воображение, логику, творческий подход.

1

0,2

0,8

16.01

Головоломки – игры. Фигуры и многоугольники.

Головоломки Михаэля Дугласа.

1

0,2

0,8

19.01

Головоломки – игры. Регулярные узоры.

Головоломки Михаэля Дугласа.

1

0,2

0,8

21.01

Пропавшие буквы в весёлых стихах.

Стихи – перевёртыши.

1

0,2

0,8

22.01

Игры со спичками «Метр из спичек» , «Оставь шесть  квадратов»

Спичечный турнир.

1

0,2

0,8

23.01

Анаграммы. Шарады «Космос»

Комбинаторные задачи на тему.

1

0,2

0,8

26.01

Антифразы. Ребусы. Кроссворд «народы разных стран»

Комбинаторные задачи на тему.

1

0,2

0,8

28.01

Головоломка «Лепестки ромашки»

Головоломки на общую тему.

1

0,2

0,8

29.01

Логарифмы. Метаграммы «По сказкам А.С.Пушкина»

Логарифмы на общую тему.

1

0,2

0,8

30.01

Коварная викторина про слова.

Викторина почемучек.

1

0,2

0,8

2.02

Головоломки – игры. Дуги и окружности.

Головоломки Михаэля Дугласа.

1

0,2

0,8

4.02

Головоломки – игры. Графы и сети.

Головоломки Михаэля Дугласа.

1

0,2

0,8

5.02

Игры со спичками «Верное равенство»

Спичечный турнир.

1

0,2

0,8

6.02

Анаграммы. Шарады «По сказкам А.С.Пушкина»

Комбинаторные задачи на тему.

1

0,2

0,8

9.02

Антифразы. Ребусы. Кроссворд «По следам любимых комедий»

Комбинаторные задачи на тему.

1

0,2

0,8

11.02

Головоломка «Числа из карточек»

Игры  - головоломки на развитие восприятия.

1

0,2

0,8

12.02

Логарифмы. Метаграммы «На новый лад»

Решение комбинаторных заданий на тему.

1

0,2

0,8

13.02

Пропавшие буквы в весёлых стихах.

Стихи – загадки, перевёртыши.

1

0,2

0,8

16.02

Коварная викторина про слова.

Викторина «Найди потерявшиеся слово, предложение, и даже текст!»

1

0,2

0,8

18.02

Игры со спичками «Из полутора дюжин»,

Спичечный турнир

1

0,2

0,8

19.02

Анаграммы. Шарады «Собаки»

Комбинаторные задачи на тему.

1

0,2

0,8

20.02

Антифразы. Ребусы. Кроссворд «Имена»

Комбинаторные задачи на тему.

1

0,2

0,8

23.02

Головоломка «Три лишние фигуры»

Игры  - головоломки на развитие восприятия, фантазии, внимательности.

1

0,2

0,8

25.02

Логарифмы. Метаграммы «Моря и океаны»

Решение комбинаторных заданий на тему.

1

0,2

0,8

26.02

Головоломки – игры. Точки и линии.

Головоломки Михаэля Дугласа.

1

0,2

0,8

27.02

Головоломки – игры. Геометрия.

Головоломки Михаэля Дугласа.

1

0,2

0,8

2.03

Мини – викторина про лягушку-квакушку.

Викторина на знание и логику, воображение.

1

0,2

0,8

4.03

Пропавшие буквы в весёлых стихах.

Стихи – загадки, перевёртыши.

1

0,2

0,8

5.03

Игры со спичками «Из дюжины спичек»

Спичечный турнир.

1

0,2

0,8

6.03

Анаграммы. Шарады «Страны мира»

Решение комбинаторных заданий на тему.

1

0,2

0,8

9.03

Антифразы. Ребусы. Кроссворд «Дикие животные»

Решение комбинаторных заданий на тему.

1

0,2

0,8

11.03

Головоломка «Чудо - яблонька»

Игры  - головоломки на развитие восприятия, фантазии, внимательности.

1

0,2

0,8

12.03

Логарифмы. Метаграммы «Кролики»

Решение комбинаторных заданий на тему.

1

0,2

0,8

13.03

Антифразы. Ребусы. Кроссворд «Мультфильмы»

Решение комбинаторных заданий на тему.

1

0,2

0,8

16.03

Головоломка «Странные крестики - нолики»

Игры  - головоломки на развитие восприятия, фантазии, внимательности.

1

0,2

0,8

18.03

Игры со спичками «Шесть четырёхугольников»

Спичечный турнир

1

0,2

0,8

19.03

Анаграммы. Шарады «Олимпиада 2014»

На тему: «Русские праздники»

1

0,2

0,8

20.03

Логарифмы. Метаграммы «Русские праздники»

На тему: «Русские праздники»

1

0,2

0,8

23.03

Работа с пословицами. Фразеологизмы-синонимы. Замена выражений синонимами.

Интеллектуальный марафон.

1

0,2

0,8

1.04

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Как поставить подписи на свои места.

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

2.04

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Как восстановить названия цветов.

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

3.04

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Как найти потерянные буквы.

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

6.04

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Как найти ошибку в названиях.

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

8.04

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Как угадать зашифрованное имя.

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

9.04

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Зашифрованные кубики.

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

10.04

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Как найти названия месяцев.

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

13.04

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Как собрать слова по размерам и по цвету.

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

15.04

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Нарядите куклу Наташу»

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

16.04

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Как найти названия профессий.

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

17.04

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Стихи кошечки Мурки».

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

20.04

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Как найти окончания названий продуктов.

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

22.04

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Фантастическая история»

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

23.04

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. Как из слогов составить названия школьных предметов.

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

24.04

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Письмо про каникулы»

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

27.04

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Виды спорта»

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

28.04

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Впишите слова в клетки»

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

29.04

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Отгадайте загадки по другим загадкам»

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

30.04

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Юннаты, отвечайте!»

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

1.05

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Произведения Чехова»

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

4.05

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Кто разбил кувшин?»

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

6.05

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «День рождения»

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

7.05

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Чайнворд из загадок»

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

8.05

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Библиотека»

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

11.05

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Географическая викторина»

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

13.05

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Литературная викторина»

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

14.05

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Сколько проспал учитель?»

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

15.05

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Шиворот - навыворот»

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

18.05

Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «Вспомните таблицу Менделеева»

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

20.05

 Нескучные головоломки для Маринки, Сашки, Томки. «В хозяйственном магазине»

Логически-поисковые задания на разнообразные темы, развивающие логику, память, восприятие информации, творческий подход.

1

0,2

0,8

21.05

Заключительное занятие. Общественный смотр знаний.

Подведение итогов.

1

0,2

0,8

Итого:

128

25,6

102,4

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества г. Алзамай»

Утвержден _______________________

                                                                                                                                       «_____»_______________2014г.

Календарно – тематическое планирование

на 2014 – 2015 учебный год.

рабочей программы «Интеллектуальные игры»

1 – й год обучения

возраст учащихся: 12 – 16 лет

Педагог: Садыкова А.Ф.

г. Алзамай, 2014