Памятки для учащихся
Справочный материал для учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Глас-ная буква | Глас-ный звук под ударе-нием | 1-й предударный слог | Остальные предударные слоги | Заударный слог | |||
После тв.согл | После мягк.согл | После тв.согл | После мягк.согл | После тв.согл | После мягк.согл | ||
А, Я | [а] | [а] | [и],[иэ] | [ъ] | [ь] | [ъ] | [ь] |
О, Ё | [о] | [а] | - | [ъ] | - | [ъ] | - |
Е | [э] | [ы] | [и],[иэ] | [ъ] | [ь] | [ъ] | [ь] |
У, Ю | [у] | [у] | [у] | [у] | [у] | [у] | [у] |
Ы, И | [ы] | [ы] | - | [ы] | - | [ы] | - |
И | [и] | - | [и] | - | [и] | - | [и] |
Согласные звуки
арные | твёрд. непарн | мягк. непарн | парные | Звон. непарн (сонорн) | глух. непарн | ||
тверд. | мягк. | звонк. | глух. | ||||
[б] | [б’] | [ж] | [й’] | [б] | [п] | [и] | [х], [х’] |
[в] | [в’] | [ш] | [щ’] | [б’] | [п’] | [л], [л’] | [ц] |
[г] | [г’] | [ц] | [ч’] | [в] | [ф] | [м], [м’] | [ч’] |
[д] | [д’] | [в’] | [ф’] | [н], [нʼ] | [щ’] | ||
[з] | [з’] | [г] | [к] | [р], [рʼ] | |||
[к] | [к’] | [г’] | [к’] | ||||
[л] | [л’] | [д] | [т] | ||||
[м] | [м’] | [д’] | [т’] | ||||
[н] | [н’] | [з] | [с] | ||||
[п] | [п’] | [з’] | [сʼ] | ||||
[р] | [р’] | [ж] | [ш] | ||||
[с] | [с’] | Образец фонетического разбора1 я’- ма я- [и’] –согл., зв.непарн., мягк.непарн. [а] – гласн., ударн. м - [м] – согл., тв. пара по мягк. [мʼ], зв.непарн. (сонорн.) а - [ъ] – гласн., безуд. 3 буквы, 4 звука. | |||||
[т] | [т’] | ||||||
[ф] | [ф’] | ||||||
[х] | [х’] |
Образец морфемного разбора2
домишко, приморский, улыбчивый, поглядеть, разулыбался, слегка.
Образец словообразовательного разбора
Домишко ← дом, пришкольный ← школьный ← школа.
Образец морфологического разбора3
Наступила3 ранняя3 весна3.
- Весна – сущ. I. Ранняя – прилаг.
Н.Ф. (что?) –весна. Н.Ф. (какой?) – ранний.
II. Пост.: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.; II. Пост.: качеств.,
непост.: ед.ч., Им.п. непост.:полн., ед.ч., Им.п., ж.р.
III. Наступила (что?) весна. III. Весна (какая?) ранняя.
I. Наступила – глагол.
Н.Ф. (что сделать?) – наступить.
II. Пост.: сов.вид, неперех., 2 спр.;
непост.: изъяв., прош.вр., ед.ч., ж.р.
III. Весна (что сделала?) наступила .
Образец синтаксического разбора4
прил. сущ. прич. мест. сущ. гл. сущ. сущ. с. сущ.
[Утренний воздух, бодрящий своей свежестью, прогнал остатки сна], и [Таня,
деепр. сущ. нар. гл. нар. деепр. пр. прил. сущ.
размахивая портфелем, быстро зашагала, слегка подпрыгивая на правую ногу].
ССП:1) двусост., распр., ослож.ПО;
2) двусост., распр., ослож. двумя ДО;
повеств., невоскл.
Образец пунктуационного разбора5
Утренний воздух, 1 бодрящий своей свежестью, 1 прогнал остатки сна,2 и Таня,3 размахивая портфелем,3 быстро зашагала,3 слегка подпрыгивая на правую ногу.4
1 – выделяет ПО.
2 – разделяет ПП в составе ССП.
3 – выделяет ДО.
4 – конец повествовательного предложения.
Предварительный просмотр:
Способы выражения дополнения (прямое: вин.пад. без предлога,род.пад. – части чего-либо, и косвенное)
Части речи | Примеры |
| Летом дни длиннее ночи. |
| Мы вспоминали о прошлом. |
| Восемь не делится на пять без остатка. |
| Ты возьми меня с собой. |
| Проводник попросил провожающих выйти из вагона. |
| Я прошу вас ответить на один вопрос. |
| На льду мы увидели нескольких рыбаков. Я прошу тебя не вешать нос. |
Способы выражения согласованного определения
Форма | Примеры согласованных определений |
1. Полное прилагательное | Солнечный день; любимая книга; отцовы слова. |
2. Полное причастие | Выполненное дело; зеленеющий лес. |
3. Местоимение (неопределённые, указательные, притяжательные, отрицательные местоимения в роли прилагательного) | Всякое слово; чья-то рука; её платье этот город; никакого шума. |
4. Порядковое числительное | Первый день; во втором ряду. |
5. Числительное один | Одно перо; одна тетрадь. |
Форма | Примеры несогласованных определений |
6. Существительное с предлогом или без | Дом из камня; платье в горошек; юбка складками |
7. Наречие | Яйцо всмятку, шапка набекрень |
8. Инфинитив | Жажда узнать; стремление увидеть; время платить. |
9. Словосочетаниями/фразеологизмами | Девушка с голубыми глазами; Человек семи пядей во лбу. |