Воспитательная работа
Программа воспитательной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитательной работы | 18.45 КБ |
Экскурсии | 26.91 КБ |
Экскурсия в городскую библиотеку | 21.52 КБ |
Экскурсия в СКК "Галактика" | 20.06 КБ |
Рабочая программа духовно-нравственного воспитания "Школа вежливых наук" | 55.48 КБ |
Лагерь "Веснянка" | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитания | Классные часы | Беседы с учащимися | Работа с родителями | Внеклассные мероприятия |
«Здоровье» | ||||
сентябрь | Мы идем в школу. (Пешеход - кто это? Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу и обратно. Особенности движения пешеходов осенью и зимой). | Правила поведения в школе и на уроках | Собрание: «Особенности детей младшего школьного возраста» | Просматривание проектов «Мой летний отдых» |
октябрь | Акция «Юный пешеход» | Собеседовании с родителями Мецкер | Прогулка в осенний парк | |
ноябрь | Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной |
| ||
декабрь | Время есть булочки | Безопасность пешеходов. (Ситуации на дорогах, способствующие возникновению происшествий. Распознание типичных «ловушек» на дорогах. Игры на дорогах, катание с горок вблизи автодорог). | Собрание родителей «Как говорить с детьми, чтобы они учились» | |
«Культура» | ||||
сентябрь | 1сентября-День Знаний! | |||
октябрь | Правила перехода для каждого пешехода. (Что поможет безопасно перейти проезжую часть… Пешеходный переход, светофор, дорожные знаки, регулировщик дорожного движения). | Посещение ккк «Янтарь» Просмотр кинофильма | ||
ноябрь | Фабрика «Деда Мороза» 18 ноября день рождение Деда мороза | Акция «День вежливости» | День именинника | |
декабрь | Выставка новогодних открыток | Подготовка к новогодним мероприятиям | Новогодний карнавал | |
«Природа и окружающий мир» | ||||
сентябрь | Правила крепкой дружбы | Акция «Внимание, дети!» | Конкурс поделок из даров осени «Дары щедрой осени» | |
октябрь | Конкурс рисунков «Как прекрасен этот мир» | Собеседование с родителями Маркелова Д , Магомедова С. | Конкурсная программа «Осенний вернисаж» | |
ноябрь | Кл.час «Учимся жить вместе» | «Чем меня радует этот мир» | ||
декабрь | Изготовление снежинок | Прогулка в зимний лес | ||
«Семья» | ||||
Сентябрь | «Мы с бабулей» выставка поделок | |||
октябрь | Изготовление открыток ко Дню пожилого человека | Родительское собрание «Знакомство с Уставом школы» | ||
ноябрь | Выставка рисунков и фотографий ко Дню матери! | Индивидуальные беседы с родителями Мустафина,Горячко по поводу учёбы и поведения детей | ||
декабрь | Изготовление новогодних подарков и поздравлений для родителей | Индивидуальные беседы с учащимися и их родителями (Тюгаев,Усольцева) | ||
«Патриот» | ||||
сентябрь | » Игровая программа «С самого рождения знаем правила дорожного движения | |||
октябрь | День учителя | Викторина «Я и дорога» | ||
ноябрь | День народного единства | Это должны знать все. (Правила дорожного движения – закон для водителей и пешеходов. Примеры о последствиях нарушений ПДД. Какой вред приносят нарушители правил?). 16 ноября – День памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. | Акция «История наших праздников» День народного единства. | |
декабрь | День Конституции Российской Федерации |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5» города Когалыма
(МАОУ «Средняя школа № 5»)
ПРИКАЗ |
07.03.2019 | № 272 |
г. Когалым
О выходе на экскурсию
На основании плана воспитательной работы 4-х классов на 2018-2019 учебный год, в целях духовно-нравственного развития учащихся
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Направить:
- 11.03.2019 г. к 16.00 на мероприятие «Марафон знаний» в СКК «Галактика» учащихся 4 в и 4 г классов согласно приложению 1.
- 12.03.2019 к 16 часам на мероприятие «Марафон знаний» в СКК «Галактика» учащихся 4 а и 4 б классов согласно приложению 2.
- Назначить сопровождающими учителей начальных классов Гильдебрант Н.Д., Чернобай О.М., Смолеву О.А. и Устюгову О.И.
- Учителям начальных классов Гильдебрант Н.Д., Чернобай О.М., Смолевой О.А. и Устюговой О.И.:
- в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся провести целевой инструктаж по технике безопасности;
- в целях недопущения противоправных поступков во время проведения мероприятия провести беседы с детьми о правилах поведения в общественных местах.
- Ответственность за жизнь и здоровье детей в пути и во время проведения мероприятия, возложить на учителей начальных классов Гильдебрант Н.Д., Чернобай О.М., Смолеву О.А. и Устюгову О.И.
- Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя директора по УВР Сокол Ю.С.
Директор МАОУ «Средняя школа № 5» П.И. Заремский
Сокол Ю.С.
Ознакомлены: __________________ Гильдебрант Н.Д.
___________________ Чернобай О.М.
___________________ Сиолова О.А.
___________________ Устюгова О.И.
Приложение 1
к приказу МАОУ «Средняя школа № 5»
от 07.03.2019 г. № 272
Список учеников 4 Г класса Список учеников 4 В класса
Приложение 2
к приказу МАОУ «Средняя школа № 5»
от 07.03.2019 г. № 272
Список 4 а класса Список 4 б класса
|
|
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5» города Когалыма
(МАОУ «Средняя школа № 5»)
ПРИКАЗ |
25.03.2019 | № 344 |
г. Когалым
О выходе на экскурсию
На основании плана воспитательной работы 6-В и 4-Г классов на 2018-2019 учебный год, в целях духовно-нравственного развития учащихся
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Направить 26.03.2019 г.. на экскурсию в Молодежный центр «Метро» на Открытие Всероссийской Недели детской и юношеской книги «По волшебной стране с друзьями» учащихся 4-Г и 6-В (Приложение 1).
- Назначить сопровождающим учителя начальных классов Смолеву О.А., классного руководителя 6-В класса Соколовскую О.В.
- Классным руководителям Смолевой О.А. и Соколовской О.В.:
- в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся провести целевой инструктаж по технике безопасности;
- в целях недопущения противоправных поступков во время проведения мероприятия провести беседы с детьми о правилах поведения в общественных местах.
- Ответственность за жизнь и здоровье детей в пути и во время проведения мероприятия, возложить на классных руководителей Смолеву О.А. и Соколовскую О.В.
- Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя директора по УВР Сокол Ю.С.
Директор МАОУ «Средняя школа № 5» Заремский П.И.
Сокол Ю.С.
Ознакомлена: __________________ Соколовская О.В. 25.03.2019 г.
__________________ Смолева О.А. 25.03.2019 г.
Приложение 1
к приказу МАОУ «Средняя школа № 5»
от 25.03.2019 г. № 344
Список учащихся 6-В класса
№ п/п | ФИО |
Агаева Н.Р. | |
Алимурзаев С.Р. | |
Борзова П.Д. | |
Галимов Р.Р. | |
Гасанова А.А. | |
Герасимов А.А. | |
Дедюхин Д.А. | |
Докеева И.А. | |
Ермаков М.Д. | |
Зелепукина Е.С. | |
Казаккулова Э.В. | |
Кувардин И.А. | |
Лутицкий И.С. | |
Минатуллаев А.К. | |
Нугуманова А.Т. | |
Поляшенко А.И. | |
Рагимов И.Ш. | |
Руденко Д.И. | |
Садовников А.С. | |
Саламов М.В. | |
Слесаренко В.И. | |
Тагиева К.Д. | |
Хазиева А.И. | |
Шадрин А.С. | |
Янчогло Д.С. |
Список учащихся 4-Г класса
№ п/п | ФИО |
Абасова Е.Р. | |
Агаев М.Р. | |
Афандиев А.Т. | |
Галибус А.А. | |
Гареева М.М. | |
Герасименко И.Н. | |
Гоннов А.П. | |
Дунюшкин Д.Р. | |
Искендеров И.Р. | |
Кольцов О.П. | |
Кочуров А.А. | |
Кунаев В.Ю. | |
Макеев Д.Д. | |
Музафаров И.М. | |
Рагимова С.Ш. | |
Россолов И.А. | |
Сатавов Д.Э. | |
Скаржинская С.С. | |
Уружбеков М.М. | |
Чурсин Г.В. | |
Шамшура Т.В. | |
Эльмурзаев А.И. | |
Ямалетдинова В.Р. | |
Абасова Е.Р. | |
Агаев М.Р. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5» города Когалыма
(МАОУ «Средняя школа № 5»)
ПРИКАЗ |
18.03.2019 | № 307 |
г. Когалым
О выходе на экскурсию
На основании плана воспитательной работы 4-х классов на 2018-2019 учебный год, в целях духовно-нравственного развития учащихся
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Направить 21.03.2019 г. к 12.30 на мероприятие «Марафон знаний» в СКК «Галактика» учащихся 4-х классов согласно приложению 1.
- Назначить сопровождающим учителя начальных классов Смолеву О.А.
- Учителю начальных классов Смолевой О.А.:
- в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся провести целевой инструктаж по технике безопасности;
- в целях недопущения противоправных поступков во время проведения мероприятия провести беседы с детьми о правилах поведения в общественных местах.
- Ответственность за жизнь и здоровье детей в пути и во время проведения мероприятия, возложить на учителя начальных классов Смолеву О.А.
- Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя директора по УВР Сокол Ю.С.
Директор МАОУ «Средняя школа № 5» П.И. Заремский
Сокол Ю.С.
Ознакомлена: __________________ Смолева О.А. 18.03.19 г.
Приложение 1
к приказу МАОУ «Средняя школа № 5»
от 18.03.2019 г. № 307
Список учащихся 4-х класса
на экскурсию в СКК «Галактика»
21.03.19 г.
№ | Фамилия |
Имакаева Вера | |
Пономарева Дарья | |
Эмкиева Элина | |
Новиков Никита | |
Тевс Александр | |
Рогозина Злата | |
Иванова Екатерина | |
Яхьяева Камилла | |
Чурсин Глеб | |
Россолов Илья |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного курса
по внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности
«Школа вежливых наук»
1 «г» класс
на 2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Школа вежливых наук» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности.
Описание места программы в учебном плане
В соответствии с учебным планом начального общего образования МАОУ «Средняя школа №5» программа «Школа вежливых наук» реализуется с 1 по 4 класс. Общий объем учебного времени составляет в 1 классе 33 часа (33 недели по 1 часу в неделю).
Программа состоит из 4 крупных разделов:
- «Воспитание жить вместе» (1 класс)
- «Я среди людей» (2 класс)
- «Школа – территория толерантности» (3 класс)
- «Воспитание самостоятельности» (4 класс)
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся в виде игры. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр.
Рабочая программа осуществляется без сопровождения рабочих тетрадей.
Содержание рабочей программы
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
- обучить навыкам общения и сотрудничества;
- сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;
- развивать коммуникативные умения в процессе общения;
- ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
Воспитательные идеи программы:
- Старайся делать добро.
- Бойся обидеть человека.
- Люби и прощай людей.
- Поступай по отношению к другим, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Формы организации внеурочной деятельности:
- Ролевые игры;
- Беседы, викторины;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки;
- Тренинги общения;
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
- Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
- Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
- сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи, образовательного учреждения и родного города, бережное отношение к ним.
Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов Основной образовательной программы МОУ «Лицей №5»
Формы учета оценки планируемых результатов
- Опрос, наблюдение;
- Диагностика
- Анкетирование учащихся и родителей.
В основу программы были взяты материалы из программы Максакова В.И. «Организация воспитания младших школьников» и программа А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса лицея программа реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Социальное».
Тематическое планирование занятий в 1 классе
«Воспитание жить вместе»
№ п\п | Дата по плану | Дата проведения | Кол-во ч. | Тема и содержание учебного занятия |
1ч. | Учимся жить вместе. | |||
1ч. | Кто я (мой автопортрет). | |||
3ч. | Как я выгляжу. | |||
1ч. | Расскажу о себе. | |||
1ч. | Моё поведение. | |||
1ч. | Чем богат человек. | |||
2ч. | Мои чувства. | |||
1ч. | Моё настроение. | |||
1ч. | Этика – наука о морали. | |||
2ч. | Школьный этикет. | |||
2ч. | Зачем быть вежливым. | |||
2ч. | Сказка о вежливости. | |||
1ч. | Добро и зло в сказках. | |||
1ч. | Твои поступки и твои родители. | |||
2ч. | Обязанности ученика в школе и дома. | |||
1ч. | Ты и твоё здоровье. | |||
1ч. | Праздничный этикет. | |||
2ч. | День рождение. | |||
2ч. | Наш класс. | |||
1ч. | Моя мама – самая лучшая. | |||
2ч. | Учимся общаться. | |||
1ч. | Сказка о нашей жизни. | |||
1ч. | Обобщающий урок. | |||
33ч. |
Содержание занятий
Раздел 1. «Воспитание жить вместе» (1 класс)
1 занятие. Заинтересовать младших школьников внеурочными занятиями в творческом объединении «Школа вежливых наук»
2 занятие. Осознание ребёнком своих социальных ролей
3-5 занятие. Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддержать порядок на своём рабочем месте в школе и дома. Отличие поведение девочек и мальчиков.
6 занятие. Осознание своей индивидуальности, своей непохожести на других людей с первых дней жизни
7 занятие. Дать понятие о «комплемент», о его значении для человека, умение делать комплементы друг другу, понять свой характер.
8 занятие. Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека - в его знаниях, готовности и умении служить людям, своей стране.
9-10 занятие. Знакомство с различными чувствами человека, органами его чувств, развитие эмпатии.
11 занятие. Научить детей с пониманием относиться к эмоциональному миру человека.
12 занятие. Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика, как правило поведения и отношения к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики.
13-14 занятие. Понятие «этикет» и «правила поведения на уроке». Показать необходимость этих правил для организации урока. Сюжетно ролевая игра « Я на уроке».
15-16 занятие. Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение» «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость - самая нужная и необходимая привычка человека.
17-18 занятие. Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека».
19 занятие. Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, звери, люди.
20 занятие. Объяснить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.
21-22 занятие. Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу.
23 занятие. Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы.
24 занятие. Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турнир вежливости.
25-26 занятие. Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка. Сюжетно-ролевая игра «Мы на дне рождения».
27-28 занятие. Дать понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого общения и взаимопомощи в классе.
29 занятие. Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укрепление здоровья человека. Советы доктора Айболита.
30-31 занятие. Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры.
32 занятие. Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Отношения между людьми.
33 занятие. Обобщить знания по курсу «Учимся жить вместе». Ролевая игра.
Список литературы
Для учителя:
- Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
- Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
- Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
- Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
- Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
- Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
- Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
- Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
- Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
- Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Для обучающихся:
- Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
- Барто А.Л. В театре.
- Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
- Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
- Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
- Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
- Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
- Осеева В.А. Волшебное слово
- Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
- Русская народная сказка. Лиса и Журавль
- Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
- Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
- Толстой Л.Н. Волк и собака.
- Чуковский К. И. Федорино горе.
- Чуковский К.И. Мойдодыр.
- Чуковский К.И. Телефон.
- Чуковский К.И. Краденое солнце.
- Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.
Приложение 1
Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,
в 2 бала - 3 единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с
балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Приложение 2
Методика №2: Диагностика этики поведения.
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Приложение 3
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5".
Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4, 3 - средний уровень.
2 - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Приложение 4
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
Г) Позову на помощь взрослых.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Г) Помирюсь с ним.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень
Приложение 5
Анкетирование родителей
Анкета № 1
- Чем ваш ребенок занимается в свободное время?
- Какие игры предпочитает?
- Какие виды развлечений больше любит?
- С кем чаще играет?
- Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)
- Какие обязанности имеет дома?
- Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?
- Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?
- Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?
- Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
- Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
- Какие методы воспитания предпочитаете?(уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)
Приложение 6
Анкета № 2
Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
- Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
- Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
- Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребенка?
- Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
- Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
- Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
- Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
- Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
- Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
Варианты ответов:
- могу и всегда так поступаю – 3 балла;
- могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;
- не могу – 1 балл.
От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.
Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
Приложение 7
Анкета № 3
- Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?
А) хорошей организации быта;
Б) радости общения;
В) покоя и защищенности.
- Что более всего заботит вас в семье?
А) здоровье детей;
Б) хорошая учеба;
В) трудовое участие детей в жизни семьи;
Г) настроение детей и причины его изменения.
- Одинок ли ваш ребенок в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?
А) быть материально обеспеченным человеком;
Б) иметь много друзей.
- Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Что для вашего ребенка вечер дома?
А) радость общения;
Б) возможность быть самим собой;
В) мучения и пытка.
Приложение 8
Анкетирование учащихся
Анкета № 1
- Какие качества твоего характера родителям нравятся?
- За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
- Как тебя поощряют, за что?
- Как тебя наказывают, за что?
- Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
- Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?
Приложение 9
Анкета № 2
- Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
- Стараешься ли контролировать свое поведение?
- Каких поощрений ждешь от родителей?
- Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
- Хватает ли тебе общения с родителями?
- Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
- Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
- С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?