Приказы. Моё участие в методических мероприятиях. Сертификаты.

Смолева Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МАОУ « СОШ №5»

г.Когалыма

Урок русского языка

Знакомство с возвратной формой глагола.

4 класс

Образовательная система «Школа России»

Учитель начальных классов:

Смолева О.А

Когалым

2019г

Тема: Знакомство с возвратной формой глагола.

 Цель  урока:  выявление особенностей возвратной формы глагола

Задачи:

познакомить с особенностями глаголов в неопределенной форме (возвратная форма глагола);

закрепить знание соответствующего правила и владение способом действия при выборе соответствующей орфограммы;

развивать умение распознавать и правильно употреблять глаголы неопределенной формы (возвратная форма);

развивать умение наблюдать, сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно применять правила правописания глаголов с возвратным значением;

развивать познавательную деятельность учащихся, орфографическую зоркость;

создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка, путем вовлечения каждого в активную деятельность;

воспитывать потребность к  анализу своей деятельности и работы товарищей.

Оборудование: карточки, презентация.

Этапы урока

Ход урока

Формирование

УУД

(слайд 1)

 Этап мотивации

(слайд 2)

Актуализация знаний

Самоопределение к деятельности

-Добрый день! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь! Садитесь.

-Вы меня прекрасно поняли. Какие слова нашей речи мне понадобились? (глаголы)

Русский язык богат глаголами. По частоте употребления глаголы занимают второе место  после существительных. 

Ребята, сегодня наш урок хочу начать с пословицы «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости»

- Прочитайте пословицу.

- Как вы её понимаете?

( Знания – это богатства. Каждый день мы добываем их в свою копилку. При необходимости эти знания мы достаём. Вы готовы пополнить свою копилку?

Пожелаем друг другу успехов.

- Запишите в тетради число, вид работы…

-Сегодня мы продолжим исследовать тему «Глагол», но сначала должны вспомнить, что знаем об этой части речи.

-Я приготовила вам «Блиц-опрос». Выбирайте вопрос, читайте и отвечайте полным ответом.

-Что такое возвратные глаголы? ( на этот вопрос вы не знаете ответа, потому что мы еще не изучали такие глаголы)

- Ребята, вы хотите узнать какие глаголы называют возвратными?

Посмотрите на экран: « Глагол вышел из дома, но на дороге стоял ….

 Это шуточное объяснение Татьяны Рик, но глаголы с -ся именно так и называются – возвратные. Это новое понятие. Возврат, возвратный, возвращать – то есть вернуть назад, вернуть себе. А на письме к глаголу приклеивается частичка -ся, и он становится возвратным.

Какие задачи нашего урока? Что мы должны сегодня узнать?

(Что такое возвратные глаголы? –ся? Где она употребляется и как пишется - это и есть тема нашей работы сегодня.

-

Посмотрите на доску.- Прочитайте:

 «Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани …»

- Кто автор этого произведения? - Как оно называется? (картинка)

 (Корней Чуковский «Мойдодыр»)

- Назовите глаголы.

- На что они оканчиваются?

- Есть ли лишний среди них? (нырять)

- Что общего у всех остальных глаголов?

- Какие вопросы у вас возникают?  Что выяснить?  

 (Что такое –СЯ?  На что указывает – ся?)

Упр.210

Что делать?                              Что сделать?                        

Катать – кататься                 научить-научиться

Учить – учиться                       увидеть-увидеться

Решать – решаться

                                                Получить – получиться

-Работаем , ищем ответ.

- Сравните эти слова по смыслу и по составу.

Что вы заметили? (– СЯ – это суффикс).  https://docs.google.com/drawings/d/sc-JKDljcAj84Qf7X4Jaipg/image?parent=1l-fpyf0hCLkfnSJNvZRmKYAa7gX3z_gi38MuP088Y2o&rev=1&h=17&w=27&ac=1https://docs.google.com/drawings/d/skh6XA7ZprnbOXm5HClYToA/image?parent=1l-fpyf0hCLkfnSJNvZRmKYAa7gX3z_gi38MuP088Y2o&rev=1&h=17&w=21&ac=1

- Чем интересен этот суффикс? (он всегда стоит на конце слова)

Внимание! Историческая справка( сообщает ученица)

Суффикс -ся раньше был словом и писался отдельно. Обозначал он «себя». Поэтому глагол и называется возвратным, действие возвращается к себе, направлено на себя.

Мыться – т.е. мыть себя.

Одеваться – т.е. одевать себя.

Умываться – т. е. умывать себя.

Смысловая роль суффикса тоже доказана. Суффикс указывает на то, что действие направлено на сам предмет, то есть действие возвратное.

Это непривычно, потому что суффикс (прикрепленный) должен следовать за корнем и предшествовать окончанию, а окончание указывает, что после него ничего не должно быть в слове. И снова историческая справка это необычное явление нам может объяснить. Суффиксы –ся, -сь исторически пришли в глагол позже их личных или родовых окончаний. Эти суффиксы называются еще постфиксами.

- Раньше суффикс - ся был самостоятельным словом – местоимением и писался отдельно.  Обозначал:

«себя», «сам».

Давайте проверим, сохранил ли  – СЯ такое значение в глаголах:

Умыться (умыть себя)

Решаться (решает сам)

- Какое действие обозначают глаголы с суффиксом – СЯ?

Вывод:  глаголы с суффиксом – СЯ обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.

- А вы бы  как назвали такую форма глагола?

ВОЗВРАТНАЯ форма глагола

1)Образуйте и запишите возвратные глаголы.(работа в парах)

Мирить – мириться,

рассердить – рассердиться

обнимать – обниматься

удивлять – удивляться

глядеть – приглядеться,

дружить – подружиться,

Познавательные УУД:

1.развиваем умение извлекать информацию

2.выявлять сущность, особенности

3.на основе анализа делать выводы

4.обобщать, классифицировать по признакам

Регулятивные УУД:

1.умение высказывать свои предположения

2.оценивать учебные действия

Личностные УУД:

1.формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Создание проблемной ситуации

(слайд 3 со щелчком)

(слайд 4)

(слайд 5)

(слайд 6 со щелчком)

(слайд 7)

(слайд 8)

(слайд 9)

Первичное закрепление

Коммуникативные УУД:

1.умение слушать и понимать других

2.строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

3.умение работать в паре, в группе

 

Физминутка.

Упр.214

2) Замените словосочетание одним словом , запишите, выделите возвратный суффикс, подчеркните ь.

Допустить ошибку(ошибиться), снять одежду (раздеться),настойчиво спрашивать о чем-то (интересоваться), приходить в негодование (злиться), приветствовать кого-нибудь при встрече (здороваться), испытывать волнение , тревогу (волноваться).

Работает группа ребят за отдельным столом

(слайд 10)

(слайд 11)

Кластер

(слайд 12)

(слайд 13

Проверка-

Слайд 14)

Рефлексивно-оценоч

ный этап

(слайд 15)

Благодарю за работу.

(слайд 16

Слайд 17)

 Д/ задание.

С.103, упр.212

Историческая  справка.

Суффикс -ся раньше был словом и писался отдельно. Обозначал он «себя». Поэтому глагол и называется возвратным, действие возвращается к себе, направлено на себя.

Мыться – т.е. мыть себя.

Одеваться – т.е. одевать себя.

Умываться – т. е. умывать себя.

Смысловая роль суффикса тоже доказана. Суффикс указывает на то, что действие направлено на сам предмет, то есть действие возвратное.Это непривычно, потому что суффикс  должен следовать за корнем и предшествовать окончанию, а окончание указывает, что после него ничего не должно быть в слове.  Суффиксы –ся, -сь исторически пришли в глагол позже их личных или родовых окончаний. Эти суффиксы называются еще постфиксами.

Мирить –

рассердить –

обнимать –

удивлять –

глядеть –

дружить –

Мирить –

рассердить –

обнимать –

удивлять –

глядеть –

дружить –

-СЯ     -ТЬ    -Л

-ТИ

СЕБЯ   МЕНЯ

СВОЙ

ХВАЛИТЬСЯ

РЕШАТЬСЯ

ВСТАВАТЬ

Искупаться

Пожелтеет

ЛИЦО

ЧИСЛО

СКЛОНЕНИЕ

СПРЯЖЕНИЕ

ПАДЕЖ        

Возвратные         

Глаголы

Не давши слово - крепись, а давши - держись.
Где тонко, там и рвется.
Веселись, да дело разумей


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: