Образовательное пространство современного ученика

Смолева Ольга Александровна

«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми».

Бенджамин Блум

 

Учитель - субъект. Он знает, он решает, он дает, он оценивает. То есть учитель - активная творческая личность, для которой школа - это площадка для личностной самореализации. Вот и реализуются учителя в зависимости от того, кто на что способен, по мере собственного понимания своей ответственности за конечный результат.

 

    С другой стороны, ученик - это объект, будто безмолвный предмет, на который направлены педагогические воздействия, и которому никто не объясняет, для чего ему нужно "все", что дают и что с этим "всем" в конце концов делать, кроме как ответить на уроке на оценку, написать контрольную или сдать ОГЭ (ЕГЭ). За него все решают, ему все предлагают в готовом, "разжеванном" виде - только успевай проглатывать и переварить.

Если тяга к творчеству не получает реальной поддержки возникает тяга к разрушению

       О том, что за последние десятилетия дети очень изменились, говорится много. Исследования показывают, что современные дети в большинстве своем не способны вписаться в рамки традиционной системы образования, не нанося вреда для своего развития. В ходе вынужденного подчинения стандартизированным канонам происходит невосполнимая "ломка" их индивидуальности и потеря творческой самобытности.

      При этом одни смиряются, плывут по течению и пополняют ряды инфантильного общественного балласта. И это не зависит от учебных результатов; сегодня даже термин придумали для вчерашних школьных отличников и хорошистов, не способных состояться в жизни, - "обученная беспомощность". Другие, более эмоционально крепкие, прибегают к другим крайностям. Их творческий потенциал, жизненная энергия не находят выхода и приобретают форму протеста против всего и всех. Понять этот феномен помогает высказывания Э. Фромма:

«Если тяга к творчеству не получает реальной поддержки возникает тяга к разрушению. Психологическое напряжение имеет такую силу, что в случае, когда человек не может объединить себя с миром в активе творчества,  зарождается побуждение к разрушению этого мира ..., альтернатива очевидна - создавать или разрушать». 

         В связи с внедрением стандартов второго поколения в нашем образовании, возникает много вопросов, связанных с переходом от "знаниевой" парадигмы к "деятельностной", с базовыми компетенциями педагогической деятельности учителя, с отличием межпредметности от метапредметности. Сразу отказаться от традиционной школы трудно, поэтому на первом этапе учитель должен искать рациональные пути внедрения ФГОС.

         Главной целью современной образовательной системы является формирование личности, способной сознательно строить свою жизнь, брать на себя ответственность за свою жизнь, жизнь своих близких, общества в целом. При этом личность рассматривается как субъект реализации собственной жизненной стратегии, разрабатывает и осуществляет творческие проекты по основным направлениям жизненного самоопределения:

Я - человек

Я - гражданин

Я - индивидуальность

Я – мыслитель                        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_obrazovatelnoe_prostranstvo_sovremennogo_uchenika.docx490.89 КБ
Файл 4043.docx925.92 КБ
Файл 1559699677_2542.docx7.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

«От творческого  учителя к творческому  ученику»

Номинация «Методическая разработка»

        Авторы: Величко Оксана Викторовна

учитель истории и обществознания

Смолева Ольга Александровна

учитель начальных классов

г.Когалым, 2019

ХМАО-Югра

«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми».

Бенджамин Блум

Традиционный подход к организации учебно-воспитательного процесса в школе

      Считается, что обучение - это процесс передачи знаний и жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Такой подход базируется на "Дидактике" Яна Амоса Коменского (16 век), в которой было провозглашено, что надо "учить всех всему". Закономерно возникают такие вопросы. А что включает в себя это "всё"?  Хотя бы ввиду того, что "всё" в XVI веке очень отличалось  от "всего" в XXI веке, ведь объем информации в разы уже не тот. Кто решает, что именно  содержит в себе это «всё»? У одного автора учебника одно значение "всё", у другого оно другое. Как результат, школьные учебники перенасыщены академизмом, а узкоспециальные формулировки, понятия, термины не воспринимаются не только детьми, но и большинством взрослых, а иногда даже учителями.

       Парадигмальный принцип Коменского "учить всех всему" трансформировался в задачи современного образования "научить всех всему". Но возможно ли такое в принципе - научить "всему", а тем более - "всех"?

         Долгое время предпринимались попытки научить "всех" способом индивидуального подхода к каждому ученику. Но это реально? Когда в классах до 30 учеников, классов у каждого учителя по 5, а то и больше? В таком случае имя каждого ученика запоминается разве что на конец года. К тому же, программный материал (раздутый непомерно)  надо успеть дать в предельно сжатые сроки.

       Был изобретен один вариант выхода из такой ситуации: введение в школе личностно-ориентированного подхода и внедрения в школах должности психолога. Психологи должны диагностировать учащихся, изучать их индивидуальные особенности и сообщать учителям о результатах таких исследований. Но изменилось что-то на самом деле? Вместо принципа "Я даю вам всем - вы берите" сейчас имеем "Я знаю твой IQ и решаю, что следует дать именно тебе, - а ты бери". Поэтому на этих  основаниях и базируется отечественная педагогическая система.

«В современной  школе мы в основе построения педагогического процесса используем субъективно-объектный подход».

    Учитель - субъект. Он знает, он решает, он дает, он оценивает. То есть учитель - активная творческая личность, для которой школа - это площадка для личностной самореализации. Вот и реализуются учителя в зависимости от того, кто на что способен, по мере собственного понимания своей ответственности за конечный результат.

    С другой стороны, ученик - это объект, будто безмолвный предмет, на который направлены педагогические воздействия, и которому никто не объясняет, для чего ему нужно "все", что дают и что с этим "всем" в конце концов делать, кроме как ответить на уроке на оценку, написать контрольную или сдать ОГЭ (ЕГЭ). За него все решают, ему все предлагают в готовом, "разжеванном" виде - только успевай проглатывать и переварить.

. C:\Users\Сережа\Documents\0r3UsWdlT9A.jpg

«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»

А.Франц

Если тяга к творчеству не получает реальной поддержки возникает тяга к разрушению

       О том, что за последние десятилетия дети очень изменились, говорится много. Исследования показывают, что современные дети в большинстве своем не способны вписаться в рамки традиционной системы образования, не нанося вреда для своего развития. В ходе вынужденного подчинения стандартизированным канонам происходит невосполнимая "ломка" их индивидуальности и потеря творческой самобытности.

      При этом одни смиряются, плывут по течению и пополняют ряды инфантильного общественного балласта. И это не зависит от учебных результатов; сегодня даже термин придумали для вчерашних школьных отличников и хорошистов, не способных состояться в жизни, - "обученная беспомощность". Другие, более эмоционально крепкие, прибегают к другим крайностям. Их творческий потенциал, жизненная энергия не находят выхода и приобретают форму протеста против всего и всех. Понять этот феномен помогает высказывания Э. Фромма:

«Если тяга к творчеству не получает реальной поддержки возникает тяга к разрушению. Психологическое напряжение имеет такую силу, что в случае, когда человек не может объединить себя с миром в активе творчества,  зарождается побуждение к разрушению этого мира ..., альтернатива очевидна - создавать или разрушать».  

         В связи с внедрением стандартов второго поколения в нашем образовании, возникает много вопросов, связанных с переходом от "знаниевой" парадигмы к "деятельностной", с базовыми компетенциями педагогической деятельности учителя, с отличием межпредметности от метапредметности. Сразу отказаться от традиционной школы трудно, поэтому на первом этапе учитель должен искать рациональные пути внедрения ФГОС.

         Главной целью современной образовательной системы является формирование личности, способной сознательно строить свою жизнь, брать на себя ответственность за свою жизнь, жизнь своих близких, общества в целом. При этом личность рассматривается как субъект реализации собственной жизненной стратегии, разрабатывает и осуществляет творческие проекты по основным направлениям жизненного самоопределения:

Я - человек

Я - гражданин

Я - индивидуальность

Я – мыслитель        

C:\Users\Сережа\Documents\bnDPQzMVidA.jpg

«Образование есть то, что остаётся после того, когда  забывается всё, чему нас научили в школе»

А.Энштейн

В тезисной форме педагогику жизнетворчества можно изложить следующим образом:

  • Ученик не является пассивным объектом педагогических воздействий и послушным потребителем готовых знаний. Он - активно мыслящий субъект собственного саморазвития; он не только понимает, зачем ему нужны те или иные знания, умения, навыки, но и учится осознанно выбирать, в каком объеме и каким образом овладевать программным материалом по той или иной теме, предмету, исходя из своих интересов, склонностей и способностей.
  • Учитель не над учениками, а рядом с ними, он не навязывает сценариев учебной деятельности, а совместно с учениками разрабатывает познавательные творческие проекты по усвоению учебного предмета; взаимоотношения авторитарного, директивного управления педагогическим процессом заменяются взаимоотношениями сотрудничества и сотворчества.
  • Преимущественно используются интерактивные методы организации познавательной деятельности: игра, тренинг, командная работа, моделирование проблемной ситуации, постановка проблемно-поисковой задачи, творческая презентация, театральная импровизация, художественно-творческая трансформация, мозговой штурм и тому подобное.
  • Широко применяется метод творческого проекта. В ходе школьного обучения, почти с первых шагов, дети выдвигают различные идеи, разрабатывают, представляют, осуществляют различные проекты (в том числе фантастические, виртуальные) по различным направлениям деятельности.

Система работы педагогического коллектива на принципах педагогики жизнетворчества изложена в книге «Развитие детской одаренности: моделирование инновационного педагогического процесса общеобразовательной школы» издательством LAP LAMBERT Academic Publishing. Эта книга является научно-методическим пособием по созданию Школы нового поколения.

        В книге всесторонне рассматривается феномен личностной одаренности и проблематика конструирования инновационных психолого-педагогических механизмов развития познавательно-творческого потенциала детей школьного возраста на основе инновационной образовательной парадигмы –  психологии и педагогики жизнетворчества личности.

C:\Users\Сережа\Documents\ZoKfOtynl2M.jpg

Учитель каждый день повторяет волшебные вещи

Современный урок. Позиция педагога и ученика в современной системе образования.

  • Составление коллективных и индивидуальных планов изучения программного материала с выбором наиболее подходящих и интересных форм проведения уроков. Учащиеся создают дополнительные индивидуальные или групповые познавательно-творческие проекты по интересующим их вопросам.
  • Рабочие уроки с распределением учащихся по творческим  группам для обсуждения и осмысления полученных знаний и отработки умений и навыков в ходе выполнения различных творческих задач. Кстати, этот способ проведения уроков хорошо зарекомендовал себя даже в работе с младшими школьниками. Это элемент методики развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Эту методику в своё время освоили на специальных курсах и успешно используют в работе многие наши учителя.
  •  Современный учитель в основном должен опираться на методику логического мышления и механическую память, которые соответствуют законам природы. Эйдетика (методика Игоря Матюгина),  способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружение у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее.
  • На уроках обобщения знаний по теме подводятся итоги учебной работы по методу экспертно-рейтинговой оценки. Экспертиза знаний может проводиться как в традиционной форме - контрольная работа, самостоятельная работа, диктант, зачёт, собеседование, так и в игровой форме - викторина, кроссворд, брейн-ринг, аукцион знаний, коллоквиум, информационная ярмарка, пресс-конференция, заочное путешествие. При этом оценивается не воспроизведение учебного материала как таковое, а степень его осмысления, уровень способности учеников свободно ориентироваться в тематической информации, способность оперировать приобретёнными знаниями, умениями, навыками.
  • Итоговая оценка выставляется на основании заработанных учеником во время экспертизы баллов с учётом рейтинга его познавательной активности. При этом рейтинг определяет не место достижений ученика по сравнению с достижениями сверстников, а степень его совести, усердия, ответственности, инициативности и тому подобное. К тому же, в определении своего рейтинга участвует сам ученик - заполняет специальную карточку самоанализа своей учебной работы по освоению данного тематического раздела. Для младших школьников алгоритм самоанализа достаточно простой, для старших - с постепенным усложнением и введением элементов углублённой рефлексии. Рейтинг познавательной активности оказывает существенное влияние на итоговую оценку по теме и позволяет более объективно определить уровень успешности ученика. При наличии  даже невысоких экспертных результатов благодаря высокому рейтингу статус ученика может быть достаточно высоким как в глазах учителя, так и в глазах сверстников и родителей.
  • В конце изучения программного модуля проводится коллективная рефлексия: определяется, что удалось, а что не очень, что помогало, а что препятствовало успеху, за что себя можно похвалить, а что следует исправить, изменить, улучшить в будущем. В этой части можно просмотреть видеоролики, видеофильм, компьютерную анимацию, фотомонтаж, подготовленные во время учебного процесса инициативной группой учеников или приглашенным специалистом.

C:\Users\Сережа\Documents\NeExC5gyqjc.jpgC:\Users\Сережа\Documents\WLjxtfkG7DU.jpg

«Учитель-человек, который сложные вещи, делает простыми».

Р.Эмерсон

Авторская рефлексия

       Представленная здесь обзорно одна из методик, которая входит в Интегральную технологию развития жизнетворческого потенциала, разрабатывалась в ходе длительного формирующего эксперимента и была апробирована на практике многими учителями  нашей школы (МАОУ «Средняя школа №5» г.Когалыма) - результаты впечатляют. Даже в тех классах, которые характеризовались очень низким уровнем познавательной активности, происходят разительные перемены. Кроме того, наработано и апробировано много других педагогических инноваций по всем направлениям организации жизнедеятельности учебного заведения на принципах педагогики жизнетворчества личности.

     Необходимым условием развития творческих способностей личности выступает создание развивающей, образовательно-воспитательной среды в школах, которая создаётся с опорой на следующие принципы:

адаптивности, т. е. создание учреждения, которое, с одной стороны, максимально адаптировано к учащимся с их индивидуальными особенностями, а с другой – может гибко реагировать на социально-культурные изменения среды;

–  развития, предполагающие создание условий для реализации способностей  учащихся;

психологической комфортности, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, стимулирующей творческую активность атмосферы;

–  смыслового отношения к миру,  осознанных знаний об окружающем мире;

ориентировочной функции знаний,  помогает ученику преобразовывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир» (П. П. Блонский);

обучения деятельности, ставить цели и определять задачи, контролировать и корректировать ход их выполнения;

креативный принцип, направленный на обучение ребенка способности и потребности самостоятельно находить решения не встречающихся ранее учебных и жизненных задач.

       На самом деле путей  для создания образовательного пространства для наших учеников много. И дорогу осилит только  тот учитель, который будет идти вперёд. Поэтому пожелаем нам всем, неравнодушным к судьбе образования, успехов и вдохновения на инновационном пути развития педагогики нового тысячелетия!

     Все перечисленные методы, формы, технологии развития жизнетворческого потенциала личности применяются в учебно-воспитательном процессе  МАОУ «Средняя школа №5» г.Когалыма.

                                     Список используемой литературы:

1.Алексеева, Е.А. Творческий потенциал личности / Е.А. Алексеева. - Нижний Новгород: ВГАВТ, 1998. - 31 с.

2.Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. –     М., 1972.

3. Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении. №9, 2002.

4. «Развитие детской одаренности: моделирование инновационного педагогического процесса общеобразовательной школы» издательство  LAP LAMBERT Academic Publishing, октябрь 2015.



Предварительный просмотр:

СВИДЕТЕЛЬСТВО

  • публикации
  • 4043 от 4 июня 2019 года СМИ ЭЛ № ФС 77-75245, Роскомнадзор

Настоящим свидетельством подтверждается, что

Величко Оксана Викторовна Смолева Ольга Александровна

учитель истории, обществознания и учитель начальных классов, МАОУ "Средняя школа №5"г. Когалым, Когалым

опубликовал(а) в образовательном СМИ «Педагогический альманах» статью на тему:

«Образовательное пространство современного ученика»

Постоянный адрес публикации:

https://www.pedalmanac.ru/4043


Социальное партнёрство в сфере образования "Педагогический альманах"

Электронное образовательное СМИ

Адрес в Интернет: https://www.pedalmanac.ru

e-mail: inform@pedalmanac.ru

Свидетельство о регистррации СМИ выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций № ЭЛ № ФС 77-75245 от 07.03.2019г.

СПРАВКА № 4043

О ПРИНЯТИИ МАТЕРИАЛА К ПУБЛИКАЦИИ

статью: "«Образовательное пространство современного ученика»"

автор: Величко Оксана Викторовна Смолева Ольга Александровна

Материал принят к публикации на страницах электронного образовательного СМИ "Педагогический альманах" 4 июня 2019 года.

Электронное образовательное средство массовой информации зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) № ЭЛ № ФС 77-75245 от 07.03.2019г. Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

Постоянный адрес публикации: https://www.pedalmanac.ru/4043

4 июня 2019 года        Главный редактор:

Остапченко В.Г.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)



Предварительный просмотр:

Свидетельство

Настоящим подтверждается, что

ВЕЛИЧКО

ОКСАНА ВИКТОРОВНА СМОЛЕВА ОЛЬГА

АЛЕКСАНДРОВНА

учитель обществознания и учитель начальных классов

МАОУ "Средняя школа №5" г. Когалым

г.Когалым

опубликовал(а) на ИОР «Моя Югра»

авторский материал

«От творческого учителя к творческому ученику»

Дата публикации: 04.06.2019

Ссылка на публикацию: http://moyaugra.ru/publication/2/2542

Номер свидетельства: 2542