Программы внеурочной деятельности

Смолева Ольга Александровна

Программы внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности социальной направленности

«Шахматы»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Шахматы-школе» И.Г.Сухина, основной образовательной программы начального общего образования МАОУ "Средняя школа №5".

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана по 1 занятию в неделю, в 1 классе – 33 учебных недели, во 2- 4 классах – 34 недели.

Рабочая программа осуществляется без сопровождения рабочих тетрадей. 

Содержание программы Шахматы в 4 классе:

 I. Шахматная партия.

1.1.О трех стадиях шахматной партии.

1.2.Виды преимущества в шахматах: материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное преимущество), преимущество во времени.

1.3.Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.

II.  Анализ и оценка позиции.

      2.1.Основные правила игры в миттельшпиле (В.Стейниц).

     2.2..Анализ и оценка позиции. Элементы позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).

III. Шахматная комбинация.

3.1Пути поиска комбинации.

3.2.Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации).

3.3.Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.

3.4.Матовые комбинации на мат в три хода. 


Тематическое планирование

4 класс (34ч)

№ ур.

Тема

Кол-во

часов

Характеристика деятельности уч-ся

I

Шахматная партия

3ч.

Практика 25-30 минут на каждом занятии

II

Анализ и оценка позиции.

4ч.

III

Шахматная комбинация.

24ч.

IV

Обобщение.

3ч.

Планируемые результаты освоения программы

К концу четвертого года обучения дети должны знать:

  • некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
  • правила игры в миттельшпиле;
  • основные элементы позиции.

  К концу четвертого года обучения дети должны уметь:

  • правильно разыгрывать дебют;
  • грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
  • проводить элементарно анализ позиции;
  • составлять простейший план игры;
  • находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания;
  • пользоваться шахматными часами.

Календарно – тематическое планирование

4-й год обучения (4 класс)

№ п/п

Дата

Тема занятия

Краткое содержание занятия

I. Шахматная партия.     3 ч.

1.

Повторение пройденного материала. Еще о трех стадиях шахматной партии.

   О трех стадиях шахматной партии..

2.

Виды преимущества в шахматах.

   Материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное преимущество), преимущество во времени.

3.

Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.

   Шахматные часы. Правила FIDE о шахматных часах. Правила пользования шахматными часами. Рекомендации по рациональному расходованию времени.

II. Анализ и оценка позиции.     4 ч.

1.(4.)

Правила игры в миттельшпиле.

   Четыре правила В.Стейница.

2.(5.)

Анализ и оценка позиции. Элементы оценки позиции.

   Элементы оценки позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).

3.(6.)

Анализ и оценка позиции. Практическое занятие. Решение задач

   Практическое занятие.

   Дидактические задания «Самый слабый пункт.», «Вижу цель!». 

4.(7.)

Анализ и оценка позиции. Практическое занятие.

   Практическое занятие.

   Дидактические задания «Самый слабый пункт.», «Вижу цель!». 

III. Шахматная комбинация.     24 ч.

1.(8.)

Понятие о шахматной комбинации.

   Понятие о шахматной комбинации. Признаки комбинации.

2.(9.)

Пути поиска комбинации.

   Типичный путь нахождения комбинации по схеме «мотив – средства – тема», путь нахождения комбинации «мотив – тема – средства».

3.(10.)

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема отвлечения.

   Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода».

   Игровая практика.

4.(11.)

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема завлечения.

   Матовые комбинации. Тема завлечения.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.

5.(12.)

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема блокировки.

   Матовые комбинации. Тема блокировки.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода».

   Игровая практика.

6.(13.)

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема связки.

   Матовые комбинации. Тема связки.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.

7.(14.)

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

   Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.

8.(15.)

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства.

   Матовые комбинации. Тема освобождения пространства.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.

9.(16.)

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема перекрытия.

   Матовые комбинации. Тема перекрытия.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.

10.(17.)

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты.

   Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.

11.(18.)

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема «рентгена». Тема «батареи».

   Матовые комбинации. Тема «рентгена».

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.

12.(19.)

Шахматная комбинация. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

   Матовые комбинации. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.

13.(20.)

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения.   

   Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения.   Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

14.(21.)

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема завлечения.

   Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема завлечения.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

15.(22.)

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты.

   Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

16.(23.)

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема связки.

   Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема связки.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала».

   Игровая практика.

17.(24.)

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема перекрытия.

   Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема перекрытия.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала».

   Игровая практика.

18.(25.)

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства.

   Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала».

   Игровая практика.

19.(26.)

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.

   Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.

   Дидактическое задание «Проведи пешку в ферзи».

   Игровая практика.

20.(27.)

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.

   Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала».

   Игровая практика.

21.(28.)

Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации.

   Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации.

   Дидактическое задание «Сделай ничью».

   Игровая практика.

22.(29.)

Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Комбинации на «вечный» шах.

   Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Комбинации на «вечный» шах.

   Дидактическое задание «Сделай ничью».

   Игровая практика.

23.(30.)

Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте.

   Типичные комбинации в дебюте.

   Дидактическое задание «Проведи комбинацию».

24.(31.)

Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте(более сложные примеры).

   Типичные комбинации в дебюте(более сложные примеры).

   Дидактическое задание «Проведи комбинацию».

   Игровая практика.

IV. Обобщение.     3 ч.

1.(32.)

Повторение материала.

   Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

2.(33.)

Повторение материала.

   Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

3.(34.)

Повторение материала.

   Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

Методические пособия

  1. Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле. / М.: ФиС, 1979.
  2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
  3. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.
  4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.
  5. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.
  6. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
  7. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.
  8. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.
  9. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.
  10. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.
  11. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.
  12. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.
  13. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
  14. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
  15. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.
  16. Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.
  17. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.
  18. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.
  19. Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.
  20. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
  21. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.
  22. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
  23. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
  24. Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;
  25. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.
  26. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.
  27. Сухин И. Шахматы, второй  год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.
  28. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.
  29. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.
  30. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.
  31. Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.
  32. Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979.
  33. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.
  34. Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.
  35. Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

Технические средства обучения

  1. Экспозиционный экран
  2. Персональный компьютер
  3. Диапроектор


Предварительный просмотр:

                                 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа данного направления  внеурочной деятельности   составлена на основе:

  • Образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа  №29»;
  • Программы Крутенковой А.Д.: Кукольный театр: программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. – 1-9 классы; авт.-сост. А.Д. Крутенкова. – Волгоград: Учитель, 1009. – 200с.

    Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

    В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

    Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Цель:

                      развитие творческих способностей учащихся начальной школы средствами  театрального искусства

Задачи:

  1. Познакомить  детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр,  настольный театр), различными видами кукол        

  (верховые куклы, тростевые, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой»,   люди-куклы, перчаточные, бибабо).

  1. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами.

  1. Способствовать формированию УУД. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции,

инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами.

  1. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
  2. Расширять представления детей об окружающей действительности.
  3. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.
  4. Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.
  5. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения.
  6. Воспитывать зрительскую культуру.

        СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Индивидуальная работа. Она заключается в работе над образом героя спектакля, в особенностях кукловождения.

Проектная деятельность. Формирование интеллектуальных, личностных, коммуникативных, деловых, технических компетентностей происходит в процессе проектной деятельности.  Дети учатся собирать и анализировать информацию, проводят социологические исследования,  обдумывают обоснование проекта, его реалистичность. Занимаются прикладным искусством. Разрабатывают эскиз изделия, выкройки. Создают эксклюзивный вариант кукол.

Формы и методы работы

При проведении занятий рекомендуется использовать различные виды работ:

  • словесные методы (объяснение, беседа, консультация);
  • демонстративно-наглядные (показ кукол, технологий, схем, видеопрезентаций);
  • метод практической работы (изготовление кукол, шитье костюмов);
  • репродуктивно-исследлвательский метод;
  • проектный (разработка проекта, моделирование ситуации, плпнирование деятельности);
  • активные формы познавательной деятельности («мозговой штурм», защита проекта;
  • игра (игра с «ожившими» предметами, с куклами, на перевоплощение, со словом и т.д.

На занятиях должна создаваться атмосфера радости и комфорта, постоянно прослеживаться «ситуация успеха».

Принципы работы:

  • принцип поэтапного углубления знаний;
  • принцип комплексного развития (взаимосвязь разделов программы);
  • принцип учета индивидуальности каждого ребенка;
  • принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;

  • принцип положительной перспективы при оценке созданного (критиковать, подчеркивая крупицы интересного, давая идею развития);
  • принцип личностной оценки каждого ребенка без сравнения с другими детьми, помогающий детям почувствовать свою, неповторимость и значимость для группы.

                Программа первого класса рассчитана на 33 часа (1 час в неделю). Продолжительность занятия 35 минут.

                

                                  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        

1 класс

Дата

                                    Тема занятия

1

Здравствуй, театр!

2,3

Сказка, сказка, приходи!

Ритмопластика

4,5

Ритмопластика

Театральная игра

6

Виды театров

7

Сочинение сказочных диалогов

8

Приемы кукловождения

9

Экскурсия в кукольный театр «Гном» (ДЮЦ)

10

Новогодняя сказка «С Новым годом, теремок!» (репетиционные занятия: работа над выразительностью)

11

Новогодняя сказка «С Новым годом, теремок!» (репетиционные занятия: работа над словом))

12,13

Изготовление афиш для спектакля «С Новым годом, теремок!»

Выступление со сказкой в детском саду № 91 «Яблонька»

14

Изготовление кукол «бибабо»

15

Ритмоплатика. Работа с куклами – «пастиками»

16

Праздник «Здравствуй, Новый год». Показ сказки «С Новым годом, теремок!»

17, 18

Изготовление театра-на-ладошке «Колобок». Импровизированные игры  в «колобка»

Сочинение сказок – импровизаций.»Новый колобок»

19

Культура речи

20,21

Культура речи

Культура речи

22, 23

Профессии театра

Профессии театра

24

Экскурсия в драмтеатр нашего города

25

Театральные зарисовки по мотивам экскурсии

26

Знакомство с новой театральной сказкой «Муха Цокотуха»

27-29

Работа над театральным представлением «Муха Цокотуха»

30

Показ спектакля на празднике «До свиданья, 1 класс»

31,32

Творческая мастерская. Проектная деятельность. Изготовление настольных театров из бросового материала

33

Театральные импровизации «Загадки на грядке». Итоги первого года работы

                                          Итого: 33 часа

Список литературы

  1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. – М.: детская литература, 2000.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 1982.
  4. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. – М.: Гном – Пресс, 1999.
  5. Опарина Н.А. Школьный театр. Пьесы, инсценировки, режиссура. М.: народное образование, 2000.
  6. Петров И.Ф. театр предметных кукол. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.
  7. Романина В.И. Работа с куклами. – Начальная школа, №6, №9 – 1997.
  8. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. Основы педагогического руководства. – М.: Просвещение, 19823.
  9. Трофимова Н.Н. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного курса

по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности

«Умники и умницы»

1  «г»  класс

на 2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011 г.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане на внеурочную деятельность по программе курса «Умники и умницы» в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю, в 1 классе - 33 ч.

Рабочая программа осуществляется без сопровождения рабочих тетрадей.

Содержание программы

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

     Для проведения занятий  разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

 а)  двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

 б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

  В предлагаемом курсе создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления  их математического развитиявключающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-11 лет.

   В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметные (универсальные) результаты

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд занятий).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану,  использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию:  наблюдать  и делать  самостоятельные  выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других:  оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметные результаты

Учащиеся должны уметь:

  • Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать,  устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
  • делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы,  по значениям разных признаков;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков,  решать задачи на логику;
  • называть противоположные по смыслу слова; решать задачи,  решать задачи на смекалку;
  • точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
  • уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
  • составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
  • заполнять магические квадраты размером 3×3;
  • находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
  • находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
  • находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
  • проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
  • объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
  • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
  • уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

Тематическое планирование занятий кружка в 1 классе

п\п

Дата

по плану

Дата проведения

Кол-во ч.

Тема и содержание учебного занятия

1ч.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1ч.

Развитие концентрации внимания.

Графический диктант.

1ч.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

1ч.

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант.

1ч.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

1ч.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1ч.

Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу

1ч.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1ч.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

1ч.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

1ч.

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

1ч.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

1ч.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1ч.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу

1ч.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1ч.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графические диктанты

1ч.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

1ч.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

1ч.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

1ч.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1ч.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу

1ч.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1ч.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

1ч.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

1ч.

Тренировка слуховой памяти

Развитие мышленияГрафический диктант

1ч.

Тренировка зрительной памяти

Развитие мышленияГрафический диктант

1ч.

Развитие аналитических способностей

Совершенствование мыслительных операций Графический диктант

1ч.

Совершенствование воображения

Задания по перекладыванию спичек Рисуем по образцу

1ч.

Развитие логического мышления

Совершенствование мыслительных операций Графический диктант

1ч.

Развитие концентрации внимания

Развитие мышления

Графический диктант

1ч.

Тренировка внимания

Развитие мышления Графические диктанты

1ч.

Тренировка слуховой памяти

Развитие мышления Графический диктант

1ч.

Тренировка зрительной памяти

Развитие мышления Графический диктант

1ч.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Наличие технических средств обучения:

  • Интерактивная доска; o Мультимедийный проектор;
  • Ноутбук:
  • Документ – камера.

 

Учебно-методическая литература для учителя

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2017 г .

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию  познавательных способностей»

Методическое пособие для 1-4  класса

2.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В.

Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010,

Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Программа курса «РПС». – М.: Москка РОСТ, 2012

Программа         развития познавательных способностей учащихся

3.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

4.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение,

2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

5.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.

– 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

 



Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного курса

по внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности

«Социокультурные истоки»

1 «г» класс

на 2019-2020учебный год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской  Академии естественных наук и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Количество часов в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю) за счет внеурочной деятельности.

Рабочая программа осуществляется без сопровождения рабочих тетрадей.

Содержание программы

МИР

  1 . Солнышко, мама и папа

Знакомство с «Азбукой   истоков». Алфавит – семья букв. Все буквы разные, у каждого свое названия и все они одинаково важны и нужны. Различные начертания букв, различие строчных и прописных букв. Рукописные и декоративные шрифты, буквицы.

2. Мир и лад (Поле, школа и семья)

Самое главное в слове – смысл, значение (сравнить значения слов поле, лес, поляна, опушка, дол). Чтобы доброе слово принесло пользу душе, надо его прочесть и понять. Кто поможет правильно понять? Конечно, мама и семья, учитель и школа. Из чего состоит слово? Чем слово отличается от набора букв (читаем ла-ла и ла-па)? (Сравнение букв с семенами часто встречается в пословицах и загадках.)

3. Истоки и школа

Что обозначает слово? Предмет, понятие (имена существительные – без терминологии). Общее и конкретное значение слов. Слово-образ,

слово-символ. Колокол, язык, книга, школа. Слово – Имя, имена родителей и друзей. (Заглавная буква.)

4. Дар (Рождество)

Праздничное слово. Слово-поздравление. Слово-приветствие. Слово-прославление. Какие слова мы часто используем, поздравляя друг друга, почему? Придумываем поздравления и пожелания близким, знакомым и незнакомым людям.

5.  Истоки и радуга

Откуда берутся слова? Слова тоже имеют свои истоки. У одних общее происхождение, например, род, родина, родник. Другие, хотя и похожи по звучанию, между собой по смыслу не связаны: рука, река. А бывает, что слова кажутся мало похожими, но глубоко связаны и имеют общие древние корни: Радость, радуга. (В упражнениях найти слова «из одной семьи».)

6. Сказки А.С. Пушкина

Сказочные слова и присказки. Услышав эти слова, мы сразу понимаем, что это сказка. Почему? (Продолжить предложение так, чтобы получилась сказка. Найти в отрывке о Черноморе слова, которые мы не употребляем в обычной речи, что они означают?)

7. Родной край

У каждого края свое имя. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края. Рассказать о происхождении некоторых названий.

8. Святыни России. Щит и герб (святой Георгий Победоносец)

Героические слова, слова верности. Вспомни такие слова с предыдущих уроков. (Крепость, сила, копье, смелость, совесть, родина, родной край).

Слово-действие (глаголы – защищать, обороняться, наступать, побеждать и др.). Что значит «Ищи мира»? Как это делать?

9. Святыни России. Илья Муромец

Продолжение темы. Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с географическими названиями? (Дмитрий Донской, Александр Невский и др.).

 

СЛОВО

 1 . Слово

Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение с различной интонацией.

2. Весна и слово

Слово – сравнение, описание (прилагательные – без терминологии). Обратить внимание на метафоры в четверостишиях. С чем еще можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, выученные раньше, ищем сравнения.

3. Золотое сердечко

Пять талантов Золотого сердечка: Доброе Слово, Честное Слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Трудные упражнения.   

4. Серебряное копытце

Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли мы их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям.

5. Честное слово. «Добрыня Никитич»

Слово – наука. Чему мы научились? Слушать и слышать.

6. Слово о родителях

Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений.

7. Святое слово. Былина «Алеша Попович»

У каждого человека есть свое дело в жизни, своя профессия. У каждого слова тоже есть своя «работа»: одни, как мы уже знаем, обозначают предметы, другие – действия, третьи – свойства. А еще есть слова-помощники, они обычно очень короткие, но без них не обойтись (предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте (зрительно и на слух).

8. Чаша жизни

 Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как себя вести, как правильно говорить и писать? Для этого в русском языке существуют правила. Некоторые мы уже знаем (например, правописание слов с большой буквы), с другими еще познакомимся.

 

ОБРАЗ

1. Родник

Как и наша Родина, наш язык очень богат. Одно и то же можно сказать по-разному. В русском языке много слов близких по смыслу (например, родник, источник, ключ), поэтому наша речь имеет множество оттенков (синонимы, антонимы – без терминологии). Важно научиться подбирать точные слова, чтобы выразить свою мысль.

2. Образ Родины

Слова очень разные, но «устроены» они похоже. Самая главная часть каждого слова называется корень, как вы думаете, почему? Другие части слова тоже важны, они могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов.

3. Образ защитника Отечества

Слова в языке живут дружно, когда одно изменяется, то и другие, если нужно, изменяют свою форму, например, смелый защитник – смелые защитники. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии). Упражнения: подбор слова в правильной форме, например, «воины покинули свой дом … с победой возвратился воин домой… трудна была его дорога к дому…».

4. Образ праздника (День Победы)

Мудрое и доброе слово передавалось из поколения в поколение не только с помощью книг, но и устно – в преданиях, сказках и, конечно, песнях. Недаром говорят, что «слово из песни не выкинешь». Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева). Какие песни мы знаем?

Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания, почему они так называются? Примеры.

 КНИГА

 1 . Книга

Книги бывают самые разные, одни описывают исторические события, другие рассказывают сказки, истории, стихи, третьи учат строить или шить.  И у каждой из них своя задача и свои особенности языка.

Упражнение: догадайтесь, из какой книги отрывок. (Из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п.).

2. Книга книг

Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в древнем мире, братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки   и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.

3. Живое слово книги

Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран.

4. Первая книга. Мир книги

Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги.

Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге.

Тематическое планирование курса

по книге Азбука истоков «Золотое сердечко»

№ п/п

Раздел (блок)

Кол-во часов

1

Мир

8

2

Слово

8

3

Образ

8

4

Книга

9

Планируемые результаты освоения курса

         В итоге изучения курса учащийся расширит кругозор и словарный запас, приобретёт духовный опыт, продолжит формировать систему духовно-нравственных ценностей, основы которых начали закладываться в семье, приобщиться к истокам родной культуры, семейным традициям.

В результате изучения данного курса, обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Требования к уровню подготовки учащихся.

Обучающиеся научатся:

- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса: Мира, Слова, Образа, Книги;

- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;

- выражать свои впечатления от услышанной или прочитанной информации;

- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;

- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль заходом работы;

- принимать совместное решение;

- анализировать свою работу, работу пары, группы.

Обучающиеся получат возможность научиться: ценить духовно-нравственные категории: Мир, Слово, Образ, Книга, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;

- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.


Календарно-тематическое планирование 1 класс

п\п

Дата

по плану

Дата проведения

Тема

Вид деят.

Кол-во ч.

Содержание

Мир (8 часов)

Солнышко, мама и папа.

Т.

1ч.

Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение.

Благодарность.

Мир и лад.

П.

1ч.

Что объединяет поле, школу и семью. Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу, в которой запечатлена душа семьи.

Истоки и школа.

Т.

1ч.

Истоки глазами детей.

Рождественский дар.

Истоки и радуга.

Т.

1ч.

Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и к родному слову, родителям и родному очагу. Радуга- образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.

Сказки Пушкина.

П.

1ч.

В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.

Родной край.

П.

1ч.

Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

Щит и герб.

Т.

1ч.

Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.

Илья Муромец.

П.

1ч.

Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

Слово (8 часов)

Слово.

Т.

1ч.

Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.

Весна и слово.

П.

1ч.

Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.

Золотое сердечко.

Т.

1ч.

Пять талантов Золотого сердечка. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово.

Серебряное копытце.

П.

1ч.

Добро. Доброе слово. Доброе дело.

Добрыня Никитич.

Т.

1ч.

Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.

Слово о родителях.

П.

1ч.

Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

Алёша Попович.

Т.

1ч.

Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.

Чаша жизни.

П.

1ч.

Жизнь. Любовь. Добрые дела.

Образ (8 часов)

Родник.

Т.

1ч.

Род, Родник,

Родная земля. Родина.

Родник.

П.

1ч.

Родник- начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

Образ Родины.

Т.

1ч.

Родина. Родная земля. Отечество.

Образ Родины.

П.

1ч.

Святая земля. Образ Родины.

Защитник Отечества.

Т.

1ч.

Святой Александр Невский- солнце Земли русской.

Защитник Отечества.

П.

1ч.

Защитник отечества. Ангел- хранитель русского народа.

Образ праздника.

Т.

1ч.

День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца.

Образ праздника.

П.

1ч.

Святая память.

Книга (8 часов)

Книга.

Т.

1ч.

Книга- живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живёт Творец.

Книга.

Т.

1ч.

Книги бывают самые разные, одни описывают исторические события, другие рассказывают сказки, истории, стихи, третьи учат строить и вышивать. И у каждой из них своя задача и свои особенности языка.

Книга книг.

П.

1ч.

Собирание библиотеки- добрая традиция нашего народа. Книга книг- Библия. Библия положила начало объединению книг в семью- библиотеку. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.

Книга книг.

Т.

1ч.

Жизнь книги. Исторические пути книги (возникновение письменности в древнем мире, братья Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности, первые книги на Руси и т.д.).

Живое слово книги.

П.

1ч.

Чтение- сердечный дар. Живое слово Книги найдёт отклик в душе читателя.

Живое слово книги.

П.

1ч.

Книга- культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран.

Первая книга.

Т.

1ч.

Первая книга соединяет труд семьи и школы.

Мир книги.

Т.

1ч.

Мир книги.

Обобщающее занятие по теме: «Истоки»

П.

1ч.

Что узнали нового?

Чему научились?

Учебно-методический комплект:

  • Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А. Азбука истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для 1класса общеобразовательных учебных заведений. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015

 

Ссылки на Интернет-ресурсы:

1. Сайт ОС «Школа 2100»http://www.school2100.ru/uroki/elementary/

2.Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

3. Сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам window.edu,ru/

4.Сайт федерального центра информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru