Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Различные направления в работе по выявлению и развитию способностей учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной) и творческой деятельности показаны в таблице.

Основные моменты: выявление и развитие.

Выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое

наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся.

Развитие способностей: проведение факультативных курсов «Занимательная математика с элементами логики», «Занимательные игры». Участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях. Включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности.

Способы выявления у учащихся

способностей к научной (интеллектуальной),

творческой, физкультурно-оздоровительной

деятельности

Способы развития у учащихся

способностей к научной

(интеллектуальной), творческой,

физкультурно-оздоровительной

деятельности

Работа по выявлению способностей

выстраивается с помощью:

- инструментальной диагностики;

- педагогического наблюдения;

- изучения результатов деятельности (работ

учащихся);

- диагностики познавательных интересов

Богданова Т.Т («Диагностика

познавательной сферы ребенка»);

- использования методики Н.Ц. Бадмаевой, для диагностики учебной мотивации

школьников;

- учета желаний родителей;

- наблюдения за проектной деятельностью

учащихся и анализ продуктов деятельности;

- использования методики «Репка»,

позволяющей определить изменения

в личности учащегося

Работа по развитию способностей

выстраивается с помощью:

- применения индивидуального подхода в

работе с одаренными учащимися на

уроках и во внеурочное время с учетом

возрастных особенностей детей;

- создания условий включения в активную

познавательную деятельность учащихся;

- включения в образовательный процесс

выше перечисленных образовательных

технологий;

- проведения родительских собраний

«Одаренный ребенок»;

- формирования навыков

исследовательской, проектной

деятельности через участие в конкурсах,

олимпиадах, НПК

Для определения способности к научной деятельности применяю методики, созданные А.И. Савенковым:

- «Оценка общей одаренности»;

- «Карта одаренности»;

- анкетирование «Интерес к предмету

«Математика»;

- выявление творческих способностей через

анализ результативной деятельности

учащегося

Дополнительные задания для одаренных

детей усложненного уровня.

Дифференцированная домашняя работа.

Мною разработаны и проводятся

факультативные курсы «Занимательная математика с элементами

логики», «Юный исследователь». Проведение интеллектуальных игр.

Выявление интеллектуальных способностей:

- диагностика способностей к обучению

(тесты «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой);

- интегрированные диагностические работы;

- анализ результатов контрольных работ,

тестов в течение учебного года.

Педагогическое наблюдение с помощью

методик мозгового штурма, игровые

методики, КТД

Участие в Международных и

Всероссийских олимпиадах и конкурсах.

Поведение предметных недель.

Используется познавательная деятельность в группе, команде, сотрудничество при

решении учебных задач. Наблюдение за

внеурочной деятельностью обучающихся

(творческие работы, проекты,

исследовательские работы)

Участие в творческих конкурсах, смотрах,

интеллектуальных играх, математических

КВНах и других мероприятиях, где

используется деятельность в команде,

группе

Результаты анкетирования «Удовлетворенность родителями учащихся

преподаванием предмета «Математика»

Мнение родителей об уровне преподавания предмета немаловажный фактор в

формировании мотивации учащихся к изучению предмета. Ежегодно администрацией

школы проводится опрос родителей, с целью изучения степенью их удовлетворенности

уровнем преподавания. В таблице приведены результаты опроса родителей

Степень удовлетворенности

уровнем преподавания математики родителями учащихся

Вопросы

Количество положительных ответов

2022-23

2023-24

2024-25

Общее количество опрощенных

родителей

40

36

48

Удовлетворены ли вы уровнем

преподавания математики в

классе вашего ребенка?

89%

93%

 98%

Ваш ребенок с интересом изучает предмет математика?

89%

 92%

 95%

Как вы думаете, предмет

математика является важным в

образовании вашего ребенка?

92%

94%

96%

Важно ли изучение математики

для будущего вашего ребенка?

90%

92%

 93%

Из таблицы видно, что, наблюдается положительная динамика степени удовлетворенности родителями учащихся уровнем преподавания предмета, а также рост

интереса к изучению математики со стороны учащихся. Уважительное отношение

родителей к предмету также свидетельствует о высокой степени удовлетворенности родителями уровнем преподавания предмета, что безусловно влияет на развитие мотивации учащихся.

Диагностика воспитанности

Диагностику воспитанности провожу по методике Н.П. Капустина. Она позволяет

определить качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха.

Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)

Качества личности

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки

2. Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам

обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание вшколе и дома

3. Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу

4. Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила

внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми

5. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда; 4 – часто; 3 – редко; 2 – никогда; 1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Мониторинги оценки ключевых компетентностей учащихся

Методика «РЕПКА»

Цель:определить изменения, происшедшие в личности учащихся 11 класса за три

последних года обучения.

Учащимся предлагаются следующие вопросы:

Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше.

Поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак

«—»):

а) физическая сила и выносливость;

б) умственная работоспособность;

в) сила воли;

г) выдержка, терпение, упорство;

д) ум, сообразительность;

с) память;

ж) объем знаний;

з) внимание и наблюдательность;

и) критичность и доказательность мышления;

к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);

л) умение планировать работу

м) умение организовать свой труд (организованность);

н) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;

о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

п) чуткость и отзывчивость к людям;

р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;

с) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

т) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;

у) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться.

Обработка полученных данных.

Полученные результаты систематизирую с помощью следующей таблицы (фрагмент таблицы)

Фамилия, имя учащегося

Физическая сила и выносливость

Умственная работоспособность

Сила воли

Выдержка, терпение

Ученик 1

+

+

+

+

Ученик 2

-

-

+

+

Ученик 3

+

+

-

-

Мониторинг оценки качеств личности учащихся 7 класса за три последних года по методике «Репка» (по количеству учащихся)

Качество

2021-2022 г

2022-2023 г

2023-2024 г

физическая сила и выносливость

5

6

7

умственная работоспособность

4

6

6

сила воли

4

5

7

выдержка, терпение, упорство

5

6

6

ум, сообразительность

3

4

5

память

4

6

6

объем знаний

5

6

7

внимание и наблюдательность

5

7

7

критичность и доказательность мышления

3

4

4

целеустремленность

3

5

7

умение планировать работу

3

4

6

умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки

3

5

7

умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи

4

6

7

чуткость и отзывчивость к людям

4

5

5

 умение работать вместе с товарищами

5

6

6

умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива

4

6

6

Выводы: По результатам мониторинга видна положительная динамика. Данная методика позволяет оценить уровень сформированности у учащегося компетентности самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии. Анализ ответов учащихся на вопросы методики позволил мне получить информацию о личностном росте каждого ребенка, о самооценке школьников, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии.

Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В. Матюхиной. Проводится три серии испытаний.

Первая серия: испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из

суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.

Вторая серия: из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны,по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия: из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал:

1.Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2.Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

3.Хочу окончить школу и учиться дальше.

4.Хочу быть культурным и развитым человеком.

5.Хочу получать хорошие отметки.

6.Хочу получать одобрение учителей и родителей.

7.Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

8.Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

9.Хочу быть лучшим учеником в классе.

10.Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда

11.Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

12.Не хочу получать плохие отметки.

13.Люблю узнавать новое.

14.Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

15.Люблю думать, рассуждать на уроке.

16.Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

17.Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.

18.Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.

19.Люблю решать задачи разными способами.

20.Люблю все новое и необычное.

21.Хочу учиться только на «4» и «5».

22.Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ключи к тесту. Мотивы:

-долга и ответственности: 1 – 2 суждения;

-самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;

-благополучия: 5 - 6;

-аффилиации: 7 -8;

-престижа: 9 - 10;

-избегания неудачи: 11 - 12;

-учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;

-учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;

-коммуникативные: 17 - 18;

-творческой самореализации: 19 - 20;

-достижения успеха: 21 - 22.

Обработка результатов теста: при обработке результатов учитываются только случаи

совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые

ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается

Результаты анкетирования учащихся 11 класса «Интерес к предмету «Математика» на протяжении 5 лет» (2019-2024 г)

Объектом исследования были учащиеся 11 класса, которые являлись выпускниками в 2024 году

Анкетирование проводилось на протяжении пяти лет. Наблюдается положительная динамика интереса к предмету, роста мотивации к изучению математики. Падение интереса к математике в 7  классе вполне закономерно и объективно. Изучение новых разделов математики: алгебры и геометрии на начальном этапе тяжело воспринимается учениками, что приводит к снижению оценок. По мнению психологов, мотивация оценки в этом возрасте очень существенна.

Виды упражнений из факультативного курса «Занимательная математика с

элементами логики» для 5 класса»

Упражнения для тренировки памяти

1.Учитель произносит ряды слов, ученики должны определить общий звук во всех словах

ряда:

-Глобус, бутон, клуб, баул.

- Барбос, краски, снег, полюс.

- Крем, свирель, бездна, свет.

- Крик, миска, лиса, парик.

2.К каждому слову утро, яблоко, губы, роза, пирог, лето, вечер напишите подходящее

определение (красивое, неожиданное, неповторимое). А теперь к каждому определению напишите исходное слово.

3.Учитель три раза читает семь слов: Буратино, Золушка, Мальвина, Пиноккио, Карлсон,

Тортилла, Пятачок.

4.Письменно ответить на вопросы:

- Кто автор сказки, героиня которой вторая в ряду? (Шарль Перро)

- Есть ли среди персонажей один и тот же герой, который носит разные имена? (Буратино, Пиноккио)

- Каких имен названо больше - женских или мужских? (мужских - 4)

- Какие персонажи являются героями сказки "Золотой Ключик"? Кто ее автор? (Мальвина,

Буратино, Тортилла, А.Толстой)

- В написании каких имен есть удвоенные буквы? (Пиноккио)

Упражнения для тренировки внимания

1. Сколько групп из трех цифр дают в сумме 15 ? 4 8 9 5 6 1 3 4 8 5 2 6 4 1 9 5 6 9 7 2 4

2. Сколько чисел делятся одновременно на 2 и 3 ?   33 18 56 66 74

3. Задана последовательность чисел. Найти закономерность и вместо ... написать

следующее число.

5, 10, 15, 20, ...

11, 101, 1001, 10001, ...

3, 13, 23, 33, ...

9,18, 27, 36, 45 ...?

4. Шел мужик в Москву и повстречал 7 богомолок; у каждой из них было по мешку, а

в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?

5. Два отца и два сына, дед и внук разделили три яблока так, что каждому досталось

по целому яблоку. Может ли так быть?

Упражнения для проверки способности слушать

Прослушав задание только один раз, нужно ответить на вопросы:

1. В каком из слов парта, парад, коробка, седло, мама есть буква "Д" ?

2. В ряду слов сон, кон, стон, слон, вон - вторым стоит "Стон".Так ли это ?

3. Вам дали указание: поднимитесь на третий этаж здания, зайдите в комнату 325. В

правом нижнем ящике стола лежит статья из детской газеты. Принесите ее шефу. А

теперь определите, верно ли следующее утверждение:

Вам надо было зайти в комнату 235.

Вам предложили спуститься на третий этаж.

Статья находилась в правом ящике, а не в левом.

Статья находилась в верхнем ящике, а не в нижнем.

Это была статья из детского журнала

Упражнения на развитие логического мышления

1. Как из трех спичек сделать одиннадцать?

2. Как при помощи спичек доказать, что если отнять пять от восьми, то ничего не

останется?

3. Когда мы смотрим на две, а говорим десять?

4. Как можно разделить двенадцать пополам, чтобы получилось не шесть, а семь?

5. Незнайка начертил три прямых линии. На каждой из них отметил три точки. Всего

он отметил 6 точек. Покажи, как он это сделал?

6. Разрежь квадрат на три треугольника, чтобы среди них был лишь один треугольник

с прямым углом.

7. Квадрат разрезали на 4 равных части и составили из них два равных квадрата. Как

это сделали?

8. В записи 4 · 12 + 18 : 6 + 3 поставьте скобки, чтобы получилось 50?

9. Трехзначное число 87* делится на 5 и на 3. Укажите последнюю цифру.

10. Имеется два замка и 2 ключа к ним. Достаточно ли одной проверки, чтобы узнать,

от какого замка каждый ключ?

11. Сумма трех чисел и их произведение равно 6. Найди их.

12 .Между сколькими людьми можно поделить поровну 121 яблоко?

12. Что лишнее?

а) Килограмм, километр, центнер, грамм, тонна.

б) Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, пятиугольник.

Запишите общее название, которым можно заменить оставшиеся слова.

13. Какую цифру надо поставить в пустой сектор? (33)

14. Расставьте математические знаки, если нужно, то и скобки, между цифрами так,

чтобы равенства были верны.

1 2 3 4 5 = 4 ((1 + 23 – 4): 5 = 4)

1 2 3 4 5 = 5 (12 : 3 – 4 + 5 = 5)

1 2 3 4 5 = 41 (12 + 34 – 5 = 41)

Упражнения для развития интеллекта

Быстро ответить на вопросы:

1. "Что написано пером, не вырубишь топором". Что может опровергнуть эту

пословицу? (Ластик)

2. Четыре уха и перьев не сосчитать. Что это? (Подушка)

3. Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:

Хвост нашли. Плакать перестал. (Ослик Иа)

Помни, все исчезает после 12 ночи. (Фея из "Золушки")

Ушел от зайца, волка и медведя. (Колобок)

Купили самовар. Приглашаю к чаю. (Муха-Цокотуха)

Ключ достал. Скоро буду. (Буратино)

4. Какого цвета середина у светофора? (Желтого цвета)

5. Как называется сумка школьника и солдата? (Ранец)

6. Сколько штук в дюжине?(12)

7. Одна игра по-русски называется крестословица. Как это звучит по-английски?

(Кроссворд)

8. Что украла Клара у Карла? (Кларнет)

Постоянно работаю над совершенствованием системы выявления и сопровождения одаренных детей, стараюсь отбирать технологии, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности, творчества учащихся. Стараюсь создавать среду, которая способствует развитию детей.

Организация внеурочной деятельности

Неотъемлемая часть образовательного процесса является  деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но, одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Благодаря внеурочной деятельности наблюдаю снижение учебной нагрузки обучающихся, обеспечение благоприятной адаптации ребёнка в школе, улучшение условий его развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Кроме того такая деятельность имеет большое воспитательное значение.  Внеурочные занятия с учащимися приносят мне большую пользу. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, мне приходится постоянно расширять свои познания по математике. Это благотворно сказывается и на качестве моих уроков.

Учитывая возможности, запросы и интересы своих учеников провожу математические игры «Всезнайка», которые способствуют более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой, повышению познавательного интереса, углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привитию вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.

Участие в реализации воспитательных программ в образовательной организации

Активная работа по выявлению и развитию способностей обучающихся к научной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности проводится мной.

В 2021 – 2022 учебном году основным направлением в воспитательной деятельности была профессиональная ориентация учащихся. В ходе работы проводились классные часы, родительские собрания, беседы с психологом по данной тематике. 

 

В 2022 – 2023 учебном году основной задачей воспитательной работы стало создание условий для успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу. В ходе совместной работы со школьным психологом проводились различные диагностики, анкетирования (учащихся и родителей), различные мероприятия.

В 2023– 2024 учебном году основным направлением в работе стала диагностика и преодоление подростковой агрессии. Проводится совместная работа со школьным психологом, социальным педагогом и родителями. Были проведены ряд диагностик для выявления агрессивности, классные часы для ознакомления учащихся с видами, признаками, причинами агрессии и методами борьбы с ними.

Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников.

Социальная активность  моих учащихся реализовывается через участие в различных акциях, проектах социального характера.  У учащихся появляется реальная возможность проявить себя, найти признание в глазах сверстников, развиваются активная жизненная и гражданская позиция, ответственность, активность, коммуникабельность. Считаю, что привлечение школьников к социально значимой деятельности имеет исключительно положительные результаты. 

Доля обучающихся вовлеченных в социально-значимые дела, социально-образовательные проекты, составляет 50 – 70%.

Систематически ведется работа по развитию интеллектуально-творческого потенциала личности обучающихся. Данная работа реализовывается через участие детей в различных творческих конкурсах, школьных мероприятиях, физкультурно-спортивных соревнованиях. 

Наличие проектов научной и творческой направленности,

реализованных с обучающимися

Обучающиеся участвуют в проектно-исследовательской деятельности. Такая форма работы очень эффективна, поскольку позволяет удовлетворить все возрастающие интеллектуальные потребности одаренного ребенка, исследовать именно ту проблему, которая в данный момент интересует. Результатами проектной деятельности чаще всего являются презентации, но также учащиеся выполняют плакаты, стенгазеты, коллажи и буклеты.  В 2021 году результатом исследовательской деятельности стало участие в научно – практической конференции "Шаг в будущее. Юниор", в 2022 г. в муниципальном конкурсе детских проектов "Профессия моей бабушки".

Наличие победителей, призеров, лауреатов олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров и выставок творческих работ

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. 

Работа по подготовке к олимпиадам школьного, муниципального, регионального, всероссийского, международного  уровней проводится в течение всего учебного года. 

За время обучения обучающиеся добились хороших результатов, о чем  свидетельствуют  призовые места за участие в международных, всероссийских, областных,  муниципальных и школьных конкурсах и олимпиадах.

 

 



Предварительный просмотр:

  Выявление и развитие способностей учащихся 

В течение учебного года провожу определенную работу с высокомотивированными на учебу обучающимися. Раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Таким  детям  представлены условия, позволяющие в полной мере реализовать свои возможности.

Система данной деятельности в нашей школе имеет следующее содержание:

Выявление    талантливых детей:

  • анализ особых успехов и достижений ученика;
  • создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
  • диагностика потенциальных возможностей детей.

Помощь учащимся в самореализации их творческой направленности:

  • создание для ученика ситуации успеха и уверенности через личностно-ориентированное обучение и воспитание;
  • включение в учебный план школы расширенного изучения  предметов школьной программы и предметов школьного компонента;
  • формирование и развитие сети дополнительного образования;
  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах.

Контроль над развитием познавательной деятельности школьников: 

  • тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
  • контроль за  участием  детей в конкурсах  разного уровня.

Работа с родителями:

  • совместная практическая деятельность ребенка и родителей.

Работа с педагогами:

  • повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию;
  • стимулирование работы с одарёнными детьми, зафиксированное в «Положение о стимулирующем фонде».

Участие в конкурсах,  предметных олимпиадах, конференциях формирует определенные навыки и умения отвечать на вопросы, увеличивает объем знаний и расширяет кругозор. Подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах формирует компетенции устного общения, владение письменной речью, способность брать на себя ответственность, умение участвовать в совместном принятии решений и т.д.

Вся работа проводится   на уроке и  во второй половине дня через:

  1. Индивидуальную работу (консультации).
  2. Массовое участие в предметных и внеклассных  конкурсах всех уровней.
  3. Интеллектуальные игры.
  4. Развитие проектных методов.
  5. Широкое использование компьютерной техники и Интернета.
  6. Чествование призеров и победителей на общешкольной линейке, родительских собраниях.  

Результатом такой работы являются показатели предметных школьных, районных, всероссийских очных и заочных олимпиад, школьного научного общества.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Ангоянская СОШ»

Проектно-исследовательская работа

по математике

Тема: «Числовые фокусы»

E:\MUSIC\maxresdefault.jpg

ученицы 8 класса

МБОУ АСОШ

Золтуевой Александры

Руководитель: Золтуева МВ

План проектно-исследовательской работы

Введение

  1. Числовые фокусы
  2.  Классификация числовых фокусов
  3.  Числовые задачки
  4. Магические квадраты
  5. Числовые ребусы

Заключение 

Список литературы

https://pandia.ru/text/83/037/images/img7_17.jpg

«Числа — это строительный материал

божественного творения»

Введение

Мир математики многообразен и не так скучен, как может показаться на первый взгляд. Числовые забавы могут завлечь и развлечь, ничуть не меньше, чем компьютерные игры. Умное обращение с цифрами дает возможность каждому попасть в удивительный мир математики.

Замечательные числа очень просты. А фокусы с ними! Не нужно проводить долгих тренировок, дополнительного реквизита не требуется, но эффектность проведения  их вам гарантированна. Головоломки, числовые фокусы, ребусы отлично подходят для учащихся, желающих удивлять своих сверстников и не только! Смысл  любого фокуса в угадывании чисел. Главный секрет - отсутствие секрета! Все чудеса основаны на реальных математических закономерностях. Существует достаточно много числовых свойств, о которых простому ученику не известно и даже неинтересно, но нам в своей работе хочется приоткрыть занавес для тех, кто стоит только в начале своих математических открытий. Провести всех в загадочный  мир «числовой иллюзии».

Цель работы: исследование числовых фокусов.

Задачи:

  1. Дать определение термину «числовой фокус»;
  2. Классифицировать числовые фокусы.
  3. Привести примеры различных числовых фокусов.
  4. Показать в классе самые интересные числовые фокусы.

Методы исследования:

Поиск, изучение, систематизация, применение

Новизна проекта:

К числовым играм можно относиться по-разному, неоспоримым является тот факт, что любой способ, позволяющий, заинтересоваться и увлечься предметом, уже хорош сам по себе, потому что позволяет развивать устный счет, логику, мышление.

        Толковый словарь Ожегова дает нам такое обозначение слова «фокус» - искусный трюк, развлечение, игра, основанная на обмане зрения, внимания при помощи ловкого и быстрого приёма или движения.  Мы уверены, что немногие свяжут слово игра и математика в одно единое, оттого наше исследование становится ещё интереснее. Что же такое числовой фокус в нашем понимании? Головоломки, иллюзии, забавы или всё это вместе взятое?

Числовой фокус – это математическая закономерность, позволяющая изучать  мир точных наук с помощью игры, в основе которой лежит не иллюзия, как может показаться на первый взгляд, а конкретное правило действий с числами.

Классификация числовых фокусов

Проведя наше исследование можно выделить несколько видов числовых фокусов:

  • Числовые задачки
  • Магические квадраты
  • Числовые ребусы

Числовые задачки

В каждом уголке нашей большой планеты можно найти человека, увлекающимся числовыми задачками. И это закономерно. «Гимнастика ума» полезна для каждого. Разгадывание таких задачек тренируют память, развивают смекалку, вырабатывают упорство, учат мыслить  логически, анализировать, систематизировать и сопоставлять. 

Приведем пример числовой задачки.

Задание:

Угадать день рождения постороннего человека. Необходимо:

  1. Увеличить в два раза число, являющееся днем  рождения.
  2. Прибавить пятерку, к получившемуся результату.
  3. Полученную сумму умножить на 50.
  4. К этому произведению необходимо прибавить номер месяца рождения
  5. Произнести получившееся число.

Через некоторое время можно назвать день рождения этого постороннего человека.

Секрет фокуса:

От произнесенного в результате вычислений числа надо отнять 250. Получается трехзначное или четырехзначное  число.  Дата рождения это первая и вторая цифры. Месяц рождения - две последние.

Магические квадраты

Арифметические действия с числами известны человеку с древних времен. Постепенно развивая математическую науку, люди обнаружили самостоятельную жизнь чисел, удивительную, таинственную.

Магические квадраты  можно найти в математических работах  арабов, индусов, после чего они стали известны и получили свою популярность  в  Римской империи, после чего появились и в Западной Европе. Им приписывали волшебные свойства, поэтому методы их получения  заинтересовали ума многих ученых. В мистическую силу люди верили, поэтому магические квадраты использовали для изготовления всевозможных амулетов и оберегов.

Магический квадрат -  это таблица, которая составлена из целых чисел. В ней сумма чисел в каждых строках и столбцах, а так же в любой из двух диагоналей должна равняться одному и тому же числу.

Приведем пример.

Задание: 

Клеточки квадрата нужно заполнить числами от 1 до 9. Сумма чисел во всех столбцах и строках, а так же по диагоналям квадрата должна равняться числу 15.

рис

рис

рис

рис

рис

1. Прибавим средний столбец и в среднюю строку  к  исходному квадратику дополнительные окошки.

 2. Выделим диагональные клетки, их мы будем заполнять  числами в первую очередь. 

3. В выделенные клетки записываем числа от 1 до 9. 
4. Передвинем числа из дополнительных окошек  внутрь квадрата, пример показан в таблице.   
   

Числовые ребусы – это  математические примеры на сложение, вычитание, умножение и деление, часть цифр, в которых заменена на различные символы. Это могут быть и буквы, и значки, и какие-то объекты. Задача состоит в том, чтобы  расшифровать эти выражения.
Для разгадывания таких ребусов необходимо подставить нужную цифру так, чтобы это выражение стало верным.

Можно выделить три вида числовых ребусов:

  1. Буквенный 
  2. Такие ребусы  называются криптарифмами. В них разгадываемые цифры заменены буквами.

Приведем пример буквено-числового ребуса.

Задание:

http://www.xn--80aabdctlk8bedv.xn--p1ai/image/37.PNG

  1. Символьно-численный 

В нем присутствуют и числа, и символы.

Приведем пример символьно-числового ребуса.

Задание:                                             Ответ:

  1. Символьный 

В нем, все разгадываемые цифры, спрятаны только за всевозможные символы.

Задание:

Одинаковые фигуры это одинаковые цифры. Необходимо найти эти цифры.

Задачка с чемпионата мира

Ответ: Квадратом является 2
кругом - 8
за обычным треугольником спряталась -6
за перевернутым треугольником - 9
пятиугольник - 3
шестиугольник – 4.

Заключение 

В математике  много различных числовых фокусов, если хорошо пофантазировать, можно придумать их самому. Математика - это не только утомительная учёба. Фокусы, ребусы, магические квадраты можно использовать в качестве игры, используя числа и фантазию. Задачи, представленные в увлекательной форме, очень занимательны. Трудный путь поиска ответов развивает желание невозможное сделать реальным, а именно использовать математику для забавы, игры.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=dec3fc04402ee5b904be81a13a207f0e&n=33&w=278&h=150

Список литературы:

Интернет ресурсы:

  1. http://kvant.mccme.ru/1991/02/chislovye_fokusy.htm
  2. http://www.kakprosto.ru/kak-105258-kak-reshat-matematicheskie-rebusy
  3. http://infourok.ru/proekt_po_matematike_matematicheskie_fokusy-118665.htm

Печатные издания:

  1. «Занимательная арифметика» Я.И. Перельман 1976 год издания
  2. «Живая математика» Я.И. Перельман 1994 год издания


Предварительный просмотр:

Развитие учебных способностей

в свете цифровизации и современных подходов к обучению

Мы всегда пытаемся сберечь время, но чем больше делаем это, тем больше время пытается выскользнуть из рук. Так и сегодня, в наш стремительный информационный век, в школы России буквально ворвались цифровые технологии, и каждый из нас, педагогов, старается активно, по-своему использовать их. Безусловно, цифровизациянаправлена для улучшения обучения, а не просто для продолжения его с помощью цифровых средств. Лишь с помощью вдумчивой интеграции образовательных и информационных технологий можно заинтересовать ученика, спроектировать его образовательную среду и научить самого находить необходимые знания.

Как гармонично соединяется это и претворяется в действие в нашей обычной Ангоянской школе?

Разумное использование цифровых технологий, возможностей открытого информационного пространства и новой образовательной среды на базе Центра «Точка роста». Здесьсозданы условия для повышения качества образования иразвития личности каждого ученика в нашей сельской школе, расширеныпути обучающихся в освоении учебных предметов, существует возможность проявиться способностям, заложенным природой, подталкивает найти ту нишу, в которой ребенок будет успешным.

Так, ученик 11 класса Елисеев Василий в рамках создания индивидуального проекта по информатике сконструировал и запрограммировал квадрокоптер. Используя 3Dпринтер, самостоятельно печатал детали для данного конструктора.  

Используя возможности очков виртуальной реальности, учащиеся знакомятся с элементами Солнечной системы на уроках астрономии, познают многообразие животного и растительного мира, изучая биологию. Используя лего-конструирование, изучают физические процессы.

Получив начальные навыки в нашей школе, девятиклассникСерёдкин Юрий продолжит обучение в 10 классе авиационногокадетского корпуса города  Новосибирска, а выпускник 11 класса Елисеев Василий стал студентомИнститута космических и информационных технологий СибирскогоФедерального Университета.

Успешное обучение и участие в различных конкурсах по проверке основ медицинских знаний поможет нашей выпускнице Алексеевой Яне освоить профессию медицинской сестры в г. Северобайкальске.

Итогом работы на цифровых платформах и участия в олимпиадах по предметам стало очное обучение двух наших учеников на базе центра «Сириус» в г.Улан-Удэ по направлениям: математика и искусство.

Цифровые технологии — это уже не только инструмент, но и новая среда существования человека. Она дает принципиально новые возможности: перейти от обучения в классной комнате к обучению в любом месте и в любое время; проектировать индивидуальный образовательный маршрут; превратить обучающихся не только в активных потребителей электронных ресурсов, но и создателей новых ресурсов.

Использование цифровых технологий способствует улучшению качества образовательного процесса, позволяет сэкономить время учителей, помогает нам, педагогам, лучше адаптировать обучение к потребностям учеников, выстроить индивидуальные траектории их развития.

Обучаясь на курсах, учителя знакомятся с новыми цифровыми технологиями в образовании.Но ни одна цифровая технология не заменит личность, позицию, мировоззрение учителя, который старается создать условия для развития личности ребёнка, формирования его «стержня».

Система повышения квалификации педагогов даёт свои результаты в нашей школе. Успеваемость составляет 100%, качество знаний 54%. Средние баллы прохождения итоговой аттестации учащихся в формате ОГЭ и ЕГЭ выше средних по району. Стабильность кадрового состава во многом зависит от тесного контакта со своими выпускниками и вовлечения их в педагогическую деятельность. В настоящее время 6 наших выпускников работают педагогами в своей школе.

Можно подумать, что работать в малокомплектной школе легко. Нет, у нас свои трудности. Нагрузка в выборе направлений падает на одних и тех же детей. А преподавание в разновозрастных классах требует особой подготовки и мастерства.

Всё это решаемо при условии работы над собой главного действующего лица в современной оцифрованной школе - учителя. Педагог Ангоянской школы - это личность самостоятельная и образованная, духовно зрелая, готовая идти вперед со своими учениками, развивая их учебные способности в свете цифровизации и современных подходов к обучению.