Устное народное творчество как средство нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Воспитание было и остаётся важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.
В воспитании ребёнка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребёнок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувство побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В базе его лежит развитие нравственных чувств. Большую роль в нравственном воспитании занимают пословицы, поговорки, загадки, сказания, былины. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, прдставление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Жизнь должна быть пропитана возвышенными и утончёнными образами любви , красоты, доброты, мужества, нравственности, которые питают душу и сердце и ведут к раскрытию и проявлению в ребёнке собственного духовного образа, становления благородной личности, нравственных представлений, суждений, чувств, нравственных привычек. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. С приходом в детский сад у детей начинается адаптационный период, представляющий значительные трудности. При этом многие дети становятся плаксивыми, беспокойными, замкнутыми, тяжело расстаются с родителями. И вот здесь на помощь приходят потешки. Утром, во время приёма, встречаю детей с яркой красочной игрушкой (кошечка, собачка, петух, и другие), чтобы переключить внимание ребёнка на неё и сопровождаю её движения чтением потешки. Приятно наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки – матери», как бережно и с любовью они относятся к своим куклам. Также заметила, что у детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая тем самым, заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Всю работу с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством провожу в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. При этом использую самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приёмы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительное эмоциональное отношение к жанрам устного народного творчества: использую иллюстрации, игрового поля по сказке, показ слайдов, видеофильмов и мультимедиа, дидактические и настольно-печатные игры, упражнения в проговаривании, звукоподражание, имитация действий. При этом большую роль уделяю выразительности своей речи, так как интонация нежности и заботы прекрасно отвечают цели: воспитанию доброты, заботы и любви к живому, даже если это пластмассовая игрушка. Средством нравственно-патриотического воспитания может быть вся та атмосфера, в котором живёт ребёнок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью.
Жизнь должна быть пропитана возвышенными и утончёнными образами любви, красоты, доброты, мужества, нравственности, которые питают душу и сердце и ведут к раскрытию и проявлению в человеке собственного духовного образа, становления благородной личности, нравственных представлений, суждений, чувств, нравственных привычек.