Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через русский народный фольклор
Проблема патриотического воспитания сегодня является одной из актуальных. Об этом свидетельствуют принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Особо важна роль патриотического воспитания в дошкольном детстве. Как отмечал К.Д. Ушинский: «Начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста». В.А. Сухомлинский считал, что «детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» [2].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_detey_starshego.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через русский народный фольклор
Проблема патриотического воспитания сегодня является одной из актуальных. Об этом свидетельствуют принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Особо важна роль патриотического воспитания в дошкольном детстве. Как отмечал К.Д. Ушинский: «Начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста». В.А. Сухомлинский считал, что «детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» [2].
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста включает в себя воспитание любви к своей стране, малой Родине, родному дому, близким людям. Одним из действенных средств патриотического воспитания является приобщение дошкольников к фольклору – устному словесному и музыкальному народному творчеству. В народных играх, сказках, легендах, песнях, частушках, пестушках, потешках, пословицах, поговорках, загадках, приметах нашли отражение патриотические традиции народа.
Трудно переоценить воспитательное значение народных сказок. Народная сказка содействует приобщению ребенка старшего дошкольного возраста к народному опыту, оказывает активное воздействие на нравственный потенциал ребенка, способствует формированию патриотических ориентаций и обогащению патриотических представлений. Благодаря народным сказкам, ребенок приходит к осознанию смысла действий героев, выделяет и оценивает их поступки с точки зрения соответствия нормам патриотического воспитания [1].
Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Теремок» вызывают интерес к русским традициям, нацеливают на помощь ближним, прививают уважение к старшим. Сказки «Крылатый, мохнатый да масленый, «Жихарка», «Курочка, мышка и тетерев» демонстрируют детям силу коллективизма, воспитывают дружелюбие, взаимовыручку, чувство товарищества. Сказки «Лисичка со скалочкой, «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и журавль», «Золотое веретено» знакомят детей с предметами русского быта, воспитывают порядочность, честность, гостеприимство. Сказка «Каша из топора» увлекает детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа.
Сказки «Хаврошечка», «Снегурочка», «Морозко» дают детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка, учат детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Сказки «Заяц-хваста, «У страха глаза велики» воспитывают у детей отвагу, смелость, умение прийти на выручку в трудную минуту. Сказки «Царевна-лягушка, «Сивка-бурка» учат сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя, способствуют зарождению в душе ребенка жажды подвига. Сказка «Два мороза» воспитывает у детей волевые качества характера.
Значительным патриотическим потенциалом обладают эпические жанры: былины, легенды, предания. В них отражены такие качества русского человека, как достоинство, смелость, отвага. Былины воспевают героические события русской истории. «Предание о граде Китеже, «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и идолище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович», «Алеша Попович и Тугарин Змей» формируют у ребенка представление о том, что все люди, живущие на земле, едины [3].
Традиционным средством патриотического воспитания являются народные игры, они направлены на развитие социализации детей, вызывают интерес и желание играть совместно. Русская народная хороводная игра «Каравай» учит ребенка, что важно и нужно говорить добрые слова именинникам и другим людям. Русская народная игра, хороводная «Зимний хоровод» формирует привычку помогать взрослым. В процессе русской народной подвижной игры «Ручеек» дети учатся уважать других, договариваться, приходить к компромиссу. Русская народная малоподвижная игра «Колоски» формирует уважительное отношение к профессии хлебороба, хлебу. Русская народная подвижная игра «Пятнашки» способствует развитию культуры общения [1].
Наиболее распространенный жанр фольклора - народная песня. В ней находит отражение жизнь народа: традиции, национальная культура. Песни «Во поле береза стояла», «Пойду малада во зеленый сад» учат детей любить Родину, природу, людей. Русские народные частушки, пестушки, потешки способствуют обогащению знания дошкольников о действительности, вводят их в волшебный мир эмоциональных открытий и переживаний. Дошкольник учится познавать мир не только умом, но и сердцем, учится откликаться на события и явления окружающего мира, выражать свое отношение к добру и злу. Колыбельные песни направлены на развитие эмоционально-положительного общения матери и ребенка.
Малые жанры фольклора (загадки, пословицы, поговорки) воспитывают у ребенка любовь к родной земле: «Меня бьют, колотят, режут, ворочают, а все терплю и всем добром плачу» (Земля пахотная), «Матушкой-весной я в платье цветном, мачехой-зимой - в саване одном» (Черемуха), «Без веревок, без цепей я свяжу порой людей» (Честное слово), «В огне не горит, в воде не тонет и в земле не сгинет» (Правда). Пословицы мотивируют патриотическую направленность личности: «На чужой стороне и весна не красна», «Наша весна красным красна», «Русский молодец - ста басурманам конец», «Вся семья вместе, так и душа на месте» [2].
В крылатых выражениях формируются чувства любви к матери, семье, родительскому дому: «Добра мать до своих детей, а земля - до всех людей», «Свой уголок - свой простор. Своя хатка - родная матка», «Печь нам мать родная. На печи все красное лето», «Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной». Воспитываются уважительные чувства к родной земле: «Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает», «Я - Микула, меня любит Мать-Сыра-Земля». В них говорится о необходимости защиты родной земли: «С родной земли - умри не сходи», «Родина - мать, умей за нее постоять» [3].
Все вышеизложенное позволяет говорить о неоценимой роли фольклора в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. В народных играх, сказках, легендах, песнях, частушках, пестушках, потешках, пословицах, поговорках, загадках, приметах формируются представления о любви к Родине, воспитывается уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.
Список литературы:
- Елизарова Н.М., Колесникова О.А. Патриотическое воспитание дошкольников // Молодой ученый. 2016. №24. С. 450-452.
- Кожина Е.Н., Рослякова Л.Ф. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте // Молодой ученый. 2016. №20. С. 697-699.
- Тронь К.М. Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников // Вестник науки и образования. 2015. № 3. С. 158-162.