Использование развивающих игр в формировании математических представлений у дошкольников.

Меньшикова Нина Николаевна

На протяжении десятков лет педагогической общественностью осознавалась ответственность за воспитание подрастающего поколения. И в настоящее время реформа ДОУ нацеливает работников образования на использование всех возможностей, всех ресурсов, для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, влияющего на всестороннее развитие личности. К таким средствам и относится игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование развивающих игр в формировании математических представлений у дошкольников.

          На протяжении десятков лет педагогической общественностью осознавалась ответственность за воспитание подрастающего поколения. И в настоящее время реформа ДОУ нацеливает работников образования на использование всех возможностей, всех ресурсов, для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, влияющего на всестороннее развитие личности. К таким средствам и относится игра.

          Игра один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий, таких как, философ, социолог, педагог, психолог, историк и другие. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется все стороны психики, от которых будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности.

          Сегодня необходимость знаний по математике неоспоримо. Математические идеи  и методы проникают в различные отрасли науки и производства. Математические расчёты проводятся в технике, экономике, управлении и в других сферах человеческой деятельности. Математика является ключом науки и техники, с помощью её аппарата моделируются, изучаются различные явления в процессе реального мира. В жизни каждому человеку нужна хорошая математическая подготовка. Помочь же в этом, особенно на начальном этапе, а также вызвать интерес к этому поможет игра. Ведь именно в дошкольном возрасте начинают закладываются ростки математических знаний, способностей, склонностей.

           Формирование элементарных математических представлений происходит через использование разнообразных игр с конкретными дидактическими задачами, настольно-печатных, подвижных, головоломок, сюжетных игр с математическим содержанием, театрализацией.

           Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к процессу познания, развивает логическое мышление необходимое для освоения математических материалов в школе.

           Для успешного решения задач по формированию элементарных математических представлений в группе использую дидактические (развивающие) игры: «Сосчитай-ка», «Геометрическое лото», «Куда пойдёшь, что найдёшь», «Большой - маленький», «Мой первый счёт». С помощью этих игр у детей развивается память, внимание, мышление, закрепляется счёт, ориентировка в пространстве. Для того, чтобы развить самостоятельность детей, использую сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. В сюжетно-дидактических играх, дети, играя в профессии, постигают смысл труда, одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке.

         Для практического применения математических знаний организую игры: «Магазин», «Почта», «Библиотека», «Кондитерская фабрика» и другие. Чтобы игры носили длительный творческий характер, чтобы избежать инертности в осуществлении задуманного сюжета, усложняю игры (по содержанию, действиям), меняю предметы и условия их использования (цифры, фигуры, знаки – заменители). Этим сюжетно-ролевым творческим играм присуща свободная, активная по личным инициативам ребёнка, предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями.

         Итак, использование сюжетно-дидактических игр способствует закреплению, повторению и практическому применению систематических знаний, что играет немаловажную роль при подготовке детей к школе.

          Формируя у дошкольников умение считать, решать арифметические задачи использую для этого занимательный материал. В ходе решения задач на смекалку, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество.

         Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками использую самые различные виды: задачи в стихотворной форме, логические упражнения, стихи, считалки, загадки, головоломки, кроссворды, игры с пальчиками и другие.

         Таким образом, занимательный математический материал воздействует на развитие детей. С его помощью осуществляется умственное и волевое развитие. Дети самостоятельно начинают искать и находить способы действия для решения практических и познавательных задач.

          Для привлечения внимания, развития памяти и мышления использую  «вертушки» по технологии Н.Ф.Базарного. На них вывешиваю картинки, разные пособия. Знакомство с объёмом жидкости или сыпучего материала использую игры М.Монтессори « Переливание воды через три воронки»,  «Переливание из одного сосуда в три», «Вода принимает форму»,  «Тонет…не тонет». Эти игры очень увлекают детей. Они сами экспериментируют, делают выводы.

           Формируя конструкторские способности, математическое мышление, внимание, память использую игры Никитиных. Такие игры как: «Сложи узор», «Рамки и вкладыши Монтессори», « Сложи квадрат», «Внимание» и так далее.

          Итак, математическая подготовка, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических представлений.

        1. В ходе образовательно-воспитательного процесса в детском саду решаю ряд задач :

         2. Эффективность образовательного процесса значительно повышается с применением развивающих игр.

          3.Правильное применение развивающих игр способствует росту усвоения знаний детьми.

 Успешность образовательного процесса зависит от познавательной активности детей, от организации деятельности педагогом.

Развивающая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к процессу познания.