Патриотическое воспитание
Сегодня патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности подрастающего поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определённые трудности в понимании подрастающим поколением сущности патриотизма. Поэтому возникает необходимость осуществления патриотического воспитания на качественном новом уровне, что способствовало бы выработке у подрастающего поколения правильного понимания патриотизма, собственной позиции по данному вопросу.
Воспитание было и остаётся важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно – нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.
Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Необходимо также создание определённых условий для разностороннего развития творческих способностей ребёнка, инициативности, самодеятельности, организованности, успешной социализации в обществе; формирования основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни; экологического воспитания, на основе которого вырабатывается гуманное отношение к миру; воспитания интереса к труду, трудолюбия.
Первые годы жизни ребёнка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности.
Основоположник русской педагогики К.Д.Ушинский отмечал, что для каждого конкретного возраста ребёнка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности.
Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают перед ребёнком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада; в более старшем возрасте – мир родного края и, наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребёнка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации.
Воспитываю ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребёнка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Развиваю также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение.
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека».
Основной формой работы по потриотическому воспитанию остаются занятия, которые провожу как фронтально, так и подгруппами, и индивидуально. Использую комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий. Учитывая возрастные особенности детей, определяю тематику и содержание работы.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, выделяю то, что характерно только для данной местности, данного края. Занятия по ознакомлению с родным краем и страной развивают познавательную активность, любознательность, способствует развитию образного и логического мышления ребёнка, также решаются задачи эстетического, нравственного воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, стихи о родном крае, о природе родного края, о стране дети радуются или печалятся. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относится к природе. В связи с этим перед собой ставлю следующие задачи:
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
Воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном многообразии родной страны.
Формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, стремиться к ее созиданию.
Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление. Его вопросы – первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать.
С детьми 3 – 4 лет провожу целевые прогулки. Они кратковременные, эпизодичны, но уже довольно разнообразны по тематике. Постепенно границы наблюдений расширяются. Малышам доступно рассказываю о том, что дает нам природа.
Дети еще очень малы, поэтому целевые прогулки сопровождаю играми, забавами, весельем. Воспитанников младшей группы знакомлю и с правилами бережного отношения к природе.
Первые трудовые поручения в уголке природы или на цветнике воспитывают у малышей заботливое отношение ко всему живому и красивому. Постепенно содержание труда в природе усложняю. Организую наблюдения за трудом старших дошкольников и совместную работу их с малышами.
Ценность каждой встречи ребенка с природой значительно возрастает, если познавательные, нравственные и эстетические задачи при этом решаются в единстве.
Готовясь к проведению прогулки или экскурсии, четко продумываю ее программное содержание.
Знакомя детей с Хакасией необходимо воспитывать желание больше знать о природе своей республики, формировать духовную культуру на основе традиций и обычаев хакасского народа. В группе имеются рассказы, сказки, произведения хакасских композиторов и поэтов.
Чтобы закрепить, систематизировать знания детей, расширить у них интерес к жизни людей других национальностей, интерес к жизни коренных жителей Хакасии приобщаю детей к народному творчеству: знакомлю детей с народными традициями, обычаями, с творчеством хакасских писателей, художников, с государственной символикой республики Хакасия. Закрепить у детей правильное представление о символике предлагаю беседы на темы: «О чём рассказывает наш герб», «Цвета нашего флага» и другие.
Особую роль уделяю играм, так как они являются действенным способом сближения детей, развития нравственных, патриотических чувств. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Используя игру как эмоциональнообразное средство влияния на детей, побуждает у них интерес, вооброжение, любовь и уважение к близким людям и товарищам, тем самым, воспитывая чувство патриотизма.
Большую роль в нравственном и в патриотическом воспитании занимают пословицы, поговорки, загадки, сказания, былины. С приходом в детский сад у детей начинается адаптационный период, представляющий значительные трудности. При этом многие дети становятся плаксивыми, беспокойными, замкнутыми, тяжело расстаются с родителями. И вот здесь на помощь приходят потешки. Утром, во время приема, встречаю детей с яркой красочной игрушкой (кошечка, собачка, петух, и т.п.), чтобы переключить внимание ребенка на нее и сопровождаю ее движения чтением потешки.
Приятно наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки – матери», как бережно и с любовью они относятся к своим куклам. Также заметила, что у детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая тем самым, заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". Всю работу с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством провожу в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. При этом использую самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, создаю у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества.
Ø использую иллюстрации, игрового поля по сказке, показ слайдов, видеофильмов и диафильмов,
Ø коллективное чтение,
Ø игры-драматизации, игры-инсценировки,
Ø дидактические и настольно-печатные игры,
Ø упражнения в проговаривании, звукоподражание,
имитация действий.
При этом большую роль уделяю выразительности своей речи, так как интонация нежности и заботы прекрасно отвечают цели: воспитанию доброты, заботы и любви к живому, даже если это пластмассовая игрушка.
Особое внимание в своей работе по патриотическому и нравственному воспитанию уделяю укреплению связей с родителями. Провожу беседы, консультации, выставки, папки – передвижки, родители принимают участие в праздниках, в обсуждениях вопросов. В работе с родителями использую разнообразные формы:
КВН,
«Круглый стол»,
семинары – практикумы,
посиделки,
конкурсы,
выставки.
Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Основным средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения.
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова “Родной край” (пособие для воспитателей детского сада). Москва “Просвещение ” 1985г
С.А.Козлова “Мой мир” (приобщение ребенка к социальному миру). Линка-Пресс, Москва 2000г.
Под ред. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой “Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности” (пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2001 – 2006 годы”). Москва “Аркт” 2003г.
Л.В.Пименова “Программа гражданского воспитания детей дошкольного возраста”.
Г.Н.Данилина “Дошкольнику – об истории и культуре России”. (пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2001 – 2005 годы”. АРКТИ, Москва 2004г