Дидактические игры по трудовому воспитанию.
«Накроем стол для кукол».
Цель: учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения. Ход игры. Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол(используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности(помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места. Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
« Что хочет делать Маша?»
Цель: уточнить представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы. Ход игры. Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо): - Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло. Подставляет кукле называемые ею предметы. – Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? ( Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.) В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т.п.). Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка и карандаш – подклеивание книг, ремонт коробок и атрибутов. Игра может быть усложнена: один ребёнок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.
«Что сначала, что потом?»
Цель: уточнить знания детей о правилах пересадки комнатных растений. Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий. *Опрокинутый горшок, из него вынимают растение. *Мытьё горшка. *Укладывание камушков на дно горшка. * Насыпание в горшок песка (высота 1см.) *Насыпание в горшок поверх песка немного земли. *Отряхивание палочкой старой земли с корней растения. *Срезание загнивших корней. *Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землёй. *Уплотнение земли. *Установка горшка с растением на поддон. *Полив растения под корень.
«Угадай профессию».
Цель: расширять представления детей о профессиях. Ход игры. Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик – кроликовод.
Телёнок – телятница.
Овца – овцевод.
Олень – оленевод.
Виноград – виноградарь.
Чай – чаевод.
Хлеб – хлебороб.
Сад – садовод.
Цветы – цветовод.
Пчела – пчеловод.
Поле – полевод.
Гаечный ключ – слесарь.
Ведро и швабра – уборщица.
Билет – кондуктор.
Касса – кассир.
Рубанок – столяр.
Краска и кисть – маляр.
Мастерок – штукатур.
Молот и наковальня – кузнец.
Огнетушитель – пожарный.
Шприц – медсестра.
Электропила – лесоруб.
Рыбацкая сеть – рыбак.
Зубоврачебное кресло – стоматолог.
Доильный аппарат – доярка. И т.д.
« Угадайте, что я делаю».
Цель: расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь – не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвозди, пилит, едет на машине, стирает, несёт ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трёт на тёрке и проворачивает что-то в мясорубке и т.д.
Дети угадывают действия.
« Кому это нужно?»
Цель: закреплять представление детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры. Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток и пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер и микрофон, сантиметр, микроскоп, телескоп и отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.