Подготовка к экзамену по биологии
Подготовка к экзамену по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnaya_teoriya_dlya_oge_po_botanike.pdf | 2.51 МБ |
genitik-z.docx | 55.74 КБ |
obschaya_biologia_shpargalka.pdf | 276.51 КБ |
shpargalka_biologia_6-11_klass.pdf | 453.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Алгоритм решения генетической задачи (общая часть).
1. Понять, что именно нужно найти;
2. Определить тип задачи.
Как определить к какому типу относится задача?
-Задачи на определение генотипа (в условии задачи на определение генотипа должна содержаться информация:
1. о характере наследования признака;
2. о фенотипах родителей;
3. о генотипах потомства (прямо или косвенно). Для решения такой задачи, необходимо определить генотип хотя бы одного родителя.
-Задачи на установление характера наследования признака (в условиях задач на установление характера наследования признака:
1. предлагаются только фенотипы следующих друг за другом поколений (то есть фенотипы родителей и фенотипы потомства);
2. содержится количественная характеристика потомства. Для решения такой задачи нужно установить характер наследования признака.
-Расчётные задачи (в условии расчётной задачи должны содержаться сведения:
1. о характере наследования признака (доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом и др.);
2. прямые или обратные (через фенотип) должны быть указаны генотипы родительского поколения. Расчётная задача требует составления прогноза генетической и фенотипической характеристик потомства).
3. Определить какому разделу она относится.
Как определить к какому разделу относится задача? В школьной программе рассматриваются задачи следующих разделов:
1. Задачи на моногибридное, ди-( поли)гибридное скрещивание с независимым наследованием признаков;
2. Задачи на сцепленное наследование (в том числе и с полом) как с кроссинговером, так и без него;
3. Задачи на неаллельное взаимодействие генов.
3. Определить, какая фраза кажется наиболее непонятной (потому что часто именно она является ключом к решению задачи);
4. Определить, сколько частных задач содержит в себе общая (т.е. найти все мини-вопросы, которые позволят ответить на главный вопрос или вопросы.).
Общий алгоритм
1. Запишем объект исследования и обозначение генов и признаков (или дано, или таблица).
2. Определим возможные генотипы и фенотипы.
3. Определим генотипы родителей, типы гамет.
4. Запишем схему скрещивания.
5.Заполним решетку Пеннета.
6. Проанализируем результаты и ответим на вопросы.
Основные правила, помогающие в решении генетических задач (ВАЖНО)
1. Если, при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей (по двум парам признаков) в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9 : 3 : 3 : 1, то родительские особи были дигетерозиготными – АаВв (дигибридное скрещивание).
2. Если, в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по двум парам признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление признаков в соотношении 1 : 1 (как по фенотипу, так и по генотипу), то одна из родительских особей была дигетерозиготна - АаВв, а другая – дигомозиготна по рецессивному признаку – аавв (дигибридное анализирующее скрещивание, проявляется закон Т. Моргана – закон сцепленного наследования, полное сцепление генов, не нарушается кроссинговером).
3. Если, в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по двум парам признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление признаков, при чём, особей с признаками родительских форм появляется значительно больше, чем особей с перекомбинированными признаками (расщепление по фенотипу и генотипу 3:3:1:1), то одна из родительских особей была дигетерозиготна - АаВв, а другая – дигомозиготна по рецессивному признаку - аавв (дигибридное анализирующее скрещивание; проявляется закон Т. Моргана – закон сцепленного наследования; неполное сцепление генов, нарушается кроссинговером).
4. Если, признаки у человека от матери передаются сыновьям, а от отца – к дочерям («крисс-кросс» наследование), то гены, отвечающие за развитие этих признаков, находятся в половых хромосомах (в Х-хромосоме) и наследуются сцеплено с полом.
5. Если, у человека признак наследуется только по линии отца, то ген находится в Y-хромосоме и наследуется сцепленно с полом, имеющим Y-хромосому (голандрический признак).
6. Полигибридное скрещивание
Расщепление по фенотипу – (3:1)n
Расщепление по генотипу – (1:2:1)n
Количество типов гамет – 2n
Количество фенотипических классов – 2n
Количество генотипических классов – 3n
Число возможных комбинаций – 4n
n – число пар анализируемых признаков
Типы задач (ЕГЭ биология 28 задание):
- Дигибридное скрещивание (полное доминирование, неполное доминирование, группы крови – резус фактор).
- Сцепленное наследование (полное сцепление, неполное сцепление).
- Сцепленное с полом
- Родословные
- Задачи с рисунком
- Комбинированные
Алгоритм решения прямых задач.
Под прямой задачей подразумевается такая, в которой известны генотипы родителей, необходимо определить возможные генотипы и фенотипы потомства в первом и втором поколениях.
Для решения задачи следует составить схему, аналогичную той, что использовалась для записи результатов моногибридного скрещивания.
Алгоритм решения обратных задач.
Под обратной задачей имеется в виду такая задача, в которой даны результаты скрещивания, фенотипы родителей и полученного потомства; необходимо определить генотипы родителей и потомства.
1. Читаем условие задачи. | 1. Задача. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями у 32 потомков были укороченные крылья, а у 88 потомков – нормальные крылья. Определите доминантный и рецессивный признаки. Каковы генотипы родителей и потомства? |
2. По результатам скрещивания F1 или F2 определяем доминантный и рецессивный признаки и вводим обозначение. | 2. Решение. Скрещивались мухи с нормальными крыльями, а в потомстве оказались мухи с редуцированными крыльями. Следовательно, нормальные крылья – доминантный признак (А), а редуцированные крылья – рецессивный признак (а). |
3. Составляем схему скрещивания и записываем генотип особи с рецессивными признаком или особи с известным по условию задачи генотипом. | 3. Р фенотип ♀норм. х ♂норм. крылья крылья Р генотип ♂А_ х ♀ А_ F1 фенотип 88 норм. крылья 32 редуц. крылья генотип А_ аа |
4. Определяем типы гамет, которые может образовать каждая родительская особь. | 4. Родительские особи обязательно образуют гаметы с доминантным геном. Так как в потомстве появляются особи с рецессивным признаком, значит у каждого из родителей есть один ген с рецессивным признаком. Отсюда: Р фенотип норм. крылья х норм. крылья Р генотип Аа х Аа ↓ ↓ ↓ ↓ G А а А а |
5. Определяем генотип и фенотип потомства, полученного в результате оплодотворения, записываем схему. | 5. F1 генотип АА Аа Аа аа фенотип 88 (норм. норм. норм. редуц.) |
6.Записываем ответ задачи. | Ответ: доминантный признак – нормальные крылья/ Аа и Аа/ АА, 2Аа, аа. |
Алгоритм решения задач: «Моногибридное скрещивание».
- Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
- Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
- Запишите генотип гибридов F1.
- Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
- Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
ТИП СКРЕЩИВАНИЯ | СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ | ЗАКОН. АВТОР |
Моногибридное скрещивание по одной паре признаков. | Скрещивание гибридов при полном доминировании.
при неполном доминировании. | I. Закон единообразия первого поколения. (Г. Мендель). |
Алгоритм решения задач: «Дигибридное скрещивание».
- Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
- Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
- Запишите генотип гибридов F1.
- Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
- Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
ТИП СКРЕЩИВАНИЯ | СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ | ЗАКОН. АВТОР |
Скрещивание гибридов | Закон единообразия I поколения соблюдается. | |
Дигибридное - это скрещивание по двум парам признаков | II. Закон независимого наследования признаков (Г. Мендель). I поколения по двум парам признаков наследование по каждой паре признаков идет независимо друг от друга и образуются четыре фенотипические группы с новыми сочетаниями. |
Алгоритм решения задач: «Анализирующее скрещивание».
- Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
- Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
- Запишите генотип гибридов F1.
- Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
- Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
ТИП СКРЕЩИВАНИЯ | СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ | ЗАКОН. АВТОР |
Анализирующее - это скрещивание особи с доминантным фенотипом с особью с рециссивными признаками (гомозиготой) для определения генотипа особи с доминантным признаком | I вариант | Если при скрещивании особи с доминантным признаком с рецессивной гомозиготной особью полученное потомство единообразно, то анализируемая особь с доминантным признаком гомозиготна (АА). |
II вариант | Если при скрещивании особи с доминантным признаком с рецессивной гомозиготой полученное потомство дает расщепление 1 : 1 , то анализируемая особь с доминантным признаком гетерозиготна (Аа). |
Алгоритм решения задач: «Сцепленное наследование».
- Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
- Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
- Запишите генотип гибридов F1.
- Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
- Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
ТИП СКРЕЩИВАНИЯ | СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ | ЗАКОН. АВТОР |
Сцепленное наследование - это наследование признаков, расположенных в одной хромосоме | Без кроссинговера | Закон сцепленного наследования генов, находящихся в одной хромосоме (Т. Морган). Гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются совместно, сцеплено. Полное сцепление (не нарушается кроссинговером), расщепление признаков в соотношении 1 : 1 (как по фенотипу, так и по генотипу), |
При кроссинговере | Закон сцепленного наследования генов, находящихся в одной хромосоме (Т. Морган). Гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются совместно, сцеплено. Неполное сцепление (сцепление генов может нарушаться в результате кроссинговера). Количество кроссоверных особей всегда значительно меньше, чем количество основных особей (Т. Морган), расщепление по фенотипу и генотипу 3:3:1:1. |
Алгоритм решения задач: «Генетика пола».
- Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
- Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
- Запишите генотип гибридов F1.
- Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
- Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
ТИП СКРЕЩИВАНИЯ | СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ | ЗАКОН. АВТОР |
Генетика пола | I вариант Соотношение полов 1:1 | Пол организма определяется сочетанием половых хромосом. |
II вариантСоотношение полов 1:1 | У птиц, некоторых рыб, бабочек гетерогаметны самки, а гомогаметны самцы (II вариант) | |
III вариант Соотношение полов 1:1 | У прямокрылых, пауков, жуков самцы не имеют Y хромосому из пары. Тип ХО. |
Алгоритм решения задач:
«Наследование признаков, сцепленных с полом».
- Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
- Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
- Запишите генотип гибридов F1.
- Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
- Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
ТИП СКРЕЩИВАНИЯ | СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ | ЗАКОН. АВТОР |
Наследование признаков, сцепленных с полом. | Если одна из X хромосом содержит рецессивный ген, определяющий проявления аномального признака, то носителем признака является женщина, а признак проявляется у мужчин. |