Подготовка к экзамену по биологии

Газизова Альфия Халяфовна

Подготовка к экзамену по биологии

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Алгоритм решения генетической задачи (общая часть).

1. Понять, что именно нужно найти;

2. Определить  тип задачи.

Как определить к какому типу относится задача?

-Задачи на определение генотипа (в условии задачи на определение генотипа должна содержаться информация:

1. о характере наследования признака;

2. о фенотипах родителей;

3. о генотипах потомства (прямо или косвенно). Для решения такой задачи, необходимо определить генотип хотя бы одного родителя.

-Задачи на установление характера наследования признака (в условиях задач на установление характера наследования признака:

1. предлагаются только фенотипы следующих друг за другом поколений (то есть фенотипы родителей и фенотипы потомства);

2. содержится количественная характеристика потомства. Для решения такой задачи нужно установить характер наследования признака.

-Расчётные задачи (в  условии расчётной задачи должны содержаться сведения:

1. о характере наследования признака (доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом и др.);

2. прямые или обратные (через фенотип) должны быть указаны генотипы родительского поколения. Расчётная задача требует составления прогноза генетической и фенотипической характеристик потомства).

3. Определить какому разделу она относится.

Как определить к какому разделу относится задача? В школьной программе рассматриваются задачи следующих разделов:

 1. Задачи на моногибридное, ди-( поли)гибридное скрещивание с независимым наследованием признаков;

  2. Задачи на сцепленное наследование (в том числе и с полом) как с кроссинговером, так и без него;

 3. Задачи на неаллельное взаимодействие генов.

3. Определить, какая фраза кажется наиболее непонятной (потому что часто именно она является ключом к решению задачи);

4. Определить, сколько частных задач содержит в себе общая (т.е. найти все мини-вопросы, которые позволят ответить на главный вопрос или вопросы.).

Общий алгоритм

1. Запишем объект исследования и обозначение генов и признаков (или дано, или таблица).

2. Определим возможные генотипы и фенотипы.

3. Определим генотипы родителей, типы гамет.

4. Запишем схему скрещивания.

5.Заполним решетку Пеннета.

6. Проанализируем результаты и ответим на вопросы.

Основные правила, помогающие в решении генетических задач (ВАЖНО)

1. Если,  при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей (по двум парам признаков) в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении  9 : 3 : 3 : 1, то родительские особи были дигетерозиготными – АаВв (дигибридное скрещивание).

2. Если, в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по двум парам признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление признаков в соотношении 1 : 1 (как по фенотипу, так и по генотипу), то одна из родительских особей была дигетерозиготна - АаВв, а другая – дигомозиготна по рецессивному признаку – аавв (дигибридное анализирующее скрещивание, проявляется закон Т. Моргана – закон сцепленного наследования, полное сцепление генов, не нарушается кроссинговером).

3. Если, в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по двум парам признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление признаков, при чём, особей с признаками родительских форм появляется значительно больше, чем особей с перекомбинированными признаками (расщепление по фенотипу и генотипу 3:3:1:1), то одна из родительских особей была дигетерозиготна - АаВв, а другая – дигомозиготна по рецессивному признаку - аавв (дигибридное анализирующее скрещивание; проявляется закон Т. Моргана – закон сцепленного наследования; неполное сцепление генов, нарушается кроссинговером).

4. Если, признаки у человека от матери передаются сыновьям, а от отца – к дочерям («крисс-кросс» наследование), то гены, отвечающие за развитие этих признаков, находятся в половых хромосомах (в Х-хромосоме) и наследуются сцеплено с полом.

5. Если, у человека признак наследуется только по линии отца, то ген находится в Y-хромосоме и наследуется сцепленно с полом, имеющим Y-хромосому (голандрический признак).

6. Полигибридное скрещивание

Расщепление по фенотипу – (3:1)n

Расщепление по генотипу – (1:2:1)n

Количество типов гамет – 2n

Количество фенотипических классов – 2n

Количество генотипических классов – 3n

Число возможных комбинаций – 4n

n – число пар анализируемых признаков

Типы задач (ЕГЭ биология 28 задание):

  • Дигибридное скрещивание (полное доминирование, неполное доминирование, группы крови – резус фактор).
  • Сцепленное наследование (полное сцепление, неполное сцепление).
  • Сцепленное с полом
  • Родословные
  • Задачи с рисунком
  • Комбинированные

Алгоритм решения прямых задач.

Под прямой задачей подразумевается такая, в которой известны генотипы родителей, необходимо определить возможные генотипы и фенотипы потомства в первом и втором поколениях.

Для решения задачи следует составить схему, аналогичную той, что использовалась для записи результатов моногибридного скрещивания.

Алгоритм действий

Пример решения задачи.

1. Чтение условия задачи.

1. Задача. При скрещивании двух сортов томатов с гладкой и опушенной кожицей в первом поколении все плоды оказались с гладкой кожицей. Определите генотипы исходных родительских форм и гибридов первого поколения. Какова вероятность получения в  потомстве плодов с гладкой кожицей? Плодов с опушенной кожицей?

2. Введение буквенного обозначения доминантного и рецессивного признаков.

2. Решение. Если в результате скрещивания все потомство имело гладкую кожицу, то этот признак  - доминантный (А), а опушенная кожица – рецессивный признак (а).

3. Составление схемы 1-го скрещивания, запись фенотипов, а затем генотипов родительских особей.

3. Так как скрещивались чистые линии томатов, родительские особи были гомозиготными.

Р   фенотип        ♀ гладкая                х              ♂опушенная  

                                кожица                                кожица

Р    генотип             ♂  АА                  х             ♀ аа

4. Запись типов гамет, которые могут образовываться во время мейоза.

4.                                     ↓                                       ↓

G                                     А                                       а

(Гомозиготные особи дают только один тип гамет.)

5. Определение генотипов и фенотипов потомков, образующихся в результате оплодотворения.

5.

F1   генотип                                          Аа

      фенотип                                 гладкая кожица  

6. Составляем схему второго скрещивания.

6.

Р  фенотип                ♀гладкая            х              ♂гладкая

                                    кожица                              кожица    

Р  генотип                      ♂Аа                х                ♀Аа  

7. Определяем гаметы, которые дает каждая особь.

7.                                   ↓         ↓                             ↓         ↓

G                                   А         а                            А         а

(Гетерозиготные особи дают два типа гамет).

8. Составляем решетку Пеннета и определяем генотипы и фенотипы потомков.

8.              

F2                                            Генотип

                       

А

А

А

АА

Аа

А

Аа

Аа

             

                            Аа      Аа      Аа       аа

                            гл.       гл.      гл.      опуш.

9. Отвечаем на вопросы задачи полными предложениями, записывая все вычисления.

Вероятность появления в F2 плодов с гладкой кожицей:

4  -  100%

3  -   х                х = (3х100):4 =75%

Вероятность появления в F2 плодов с опушенной кожицей:

100%-75% =25%.

10. Записываем ответ по образцу:

Ответ: АА, аа, Аа / 75%, 25%.

Алгоритм решения обратных задач.

Под обратной задачей имеется в виду такая задача, в которой даны результаты скрещивания, фенотипы родителей и полученного потомства; необходимо определить генотипы родителей и потомства.

1. Читаем условие задачи.

1. Задача. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями у 32 потомков были укороченные крылья, а у 88 потомков – нормальные крылья. Определите доминантный и рецессивный признаки. Каковы генотипы родителей и потомства?

2. По результатам скрещивания F1 или F2 определяем доминантный и рецессивный признаки и вводим обозначение.

2. Решение. Скрещивались мухи с нормальными крыльями, а в потомстве оказались мухи с редуцированными крыльями. Следовательно, нормальные крылья – доминантный признак (А), а редуцированные крылья – рецессивный признак (а).

3. Составляем схему скрещивания и записываем генотип особи с рецессивными признаком или особи с известным по условию задачи генотипом.

3.

Р   фенотип      ♀норм.                х                  ♂норм.

                             крылья                                    крылья

Р    генотип           ♂А_                х                 ♀ А_

F1   фенотип        88 норм. крылья           32 редуц. крылья

      генотип                  А_                                       аа                          

4. Определяем типы гамет, которые может образовать каждая родительская особь.

4. Родительские особи обязательно образуют гаметы с доминантным геном. Так как в потомстве появляются особи с рецессивным признаком, значит у каждого из родителей есть один ген с рецессивным признаком. Отсюда:

Р   фенотип           норм. крылья        х   норм. крылья

Р   генотип                   Аа                   х              Аа

                                 ↓           ↓                        ↓           ↓

G                              А          а                        А           а  

5. Определяем генотип и фенотип потомства, полученного в результате оплодотворения, записываем схему.

5.

F1  генотип               АА           Аа            Аа            аа        

    фенотип         88 (норм.       норм.       норм.       редуц.)

6.Записываем ответ задачи.

Ответ: доминантный признак – нормальные крылья/ Аа и Аа/ АА, 2Аа, аа.

Алгоритм решения задач:  «Моногибридное скрещивание».

  • Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
  • Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
  • Запишите генотип гибридов F1.
  • Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
  • Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.

ТИП СКРЕЩИВАНИЯ

СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ

ЗАКОН. АВТОР

D:\генетика\Моногибридное и дигибридное скрещивание, Генетика пола. - Биология - ШКола.LV_files\1.gif

  Моногибридное скрещивание по одной паре признаков.

1. При полном доминировании проявляется только доминантный признак.

2. При неполном доминировании признак имеет среднее (промежуточное) значение между доминантным и рецессивным

Скрещивание гибридов при полном доминировании.

D:\генетика\Моногибридное и дигибридное скрещивание, Генетика пола. - Биология - ШКола.LV_files\2.gif

D:\генетика\Моногибридное и дигибридное скрещивание, Генетика пола. - Биология - ШКола.LV_files\3.gif 

при неполном доминировании.

I. Закон единообразия первого поколения. (Г. Мендель).

При скрещивании двух особей с противоположными признаками в первом поколении все гибриды одинаковы и похожи на одного из родителей.
II. Закон расщепления. (Г.Мендель).
При скрещивании гибридов I поколения во втором поколении наблюдается расщепление в соотношении 3:1 по фенотипу.

Алгоритм решения задач:  «Дигибридное скрещивание».

  • Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
  • Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
  • Запишите генотип гибридов F1.
  • Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
  • Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.

ТИП СКРЕЩИВАНИЯ

СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ

ЗАКОН. АВТОР

D:\генетика\Моногибридное и дигибридное скрещивание, Генетика пола. - Биология - ШКола.LV_files\4.gifСкрещивание гибридов

Закон единообразия I поколения соблюдается.

Дигибридное - это скрещивание по двум парам признаков

D:\генетика\Моногибридное и дигибридное скрещивание, Генетика пола. - Биология - ШКола.LV_files\5.gif

II. Закон независимого наследования признаков 

(Г. Мендель).

При скрещивании гибридов

I поколения по двум парам признаков наследование по каждой паре признаков идет независимо друг от друга и образуются четыре фенотипические группы с новыми сочетаниями.
Расщепление по фенотипу 9:3:3:1

Алгоритм решения задач:  «Анализирующее скрещивание».

  • Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
  • Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
  • Запишите генотип гибридов F1.
  • Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
  • Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.

ТИП СКРЕЩИВАНИЯ

СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ

ЗАКОН. АВТОР

Анализирующее - это скрещивание особи с доминантным фенотипом с особью с рециссивными признаками (гомозиготой) для определения генотипа особи с доминантным признаком

I вариантD:\генетика\Моногибридное и дигибридное скрещивание, Генетика пола. - Биология - ШКола.LV_files\6.gif

Если при скрещивании особи с доминантным признаком с рецессивной гомозиготной особью полученное потомство единообразно, то анализируемая особь с доминантным признаком гомозиготна (АА).

II вариантD:\генетика\Моногибридное и дигибридное скрещивание, Генетика пола. - Биология - ШКола.LV_files\7.gif

Если при скрещивании особи с доминантным признаком с рецессивной гомозиготой полученное потомство дает расщепление 1 : 1 , то анализируемая особь с доминантным признаком гетерозиготна (Аа).

Алгоритм решения задач:  «Сцепленное наследование».

  • Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
  • Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
  • Запишите генотип гибридов F1.
  • Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
  • Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.

ТИП СКРЕЩИВАНИЯ

СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ

ЗАКОН. АВТОР

Сцепленное наследование - это наследование признаков, расположенных в одной хромосоме

Без кроссинговера

D:\генетика\Моногибридное и дигибридное скрещивание, Генетика пола. - Биология - ШКола.LV_files\8.gif

Закон сцепленного наследования генов, находящихся в одной хромосоме  (Т. Морган).

Гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются совместно, сцеплено.

Полное сцепление (не нарушается кроссинговером), расщепление признаков в соотношении 1 : 1 (как по фенотипу, так и по генотипу),

При кроссинговере

D:\генетика\Моногибридное и дигибридное скрещивание, Генетика пола. - Биология - ШКола.LV_files\9.gif

Закон сцепленного наследования генов, находящихся в одной хромосоме (Т. Морган).

Гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются совместно, сцеплено.

Неполное сцепление (сцепление генов может нарушаться в результате кроссинговера). Количество кроссоверных особей всегда значительно меньше, чем количество основных особей (Т. Морган), расщепление по фенотипу и генотипу 3:3:1:1.

Алгоритм решения задач:  «Генетика пола».

  • Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
  • Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
  • Запишите генотип гибридов F1.
  • Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
  • Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.

ТИП СКРЕЩИВАНИЯ

СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ

ЗАКОН. АВТОР

Генетика пола

Пол определяется наличием пары половых хромосом. Все остальные пары хромосом в кариотипе называются аутосомами.

I вариантD:\генетика\Моногибридное и дигибридное скрещивание, Генетика пола. - Биология - ШКола.LV_files\10.gif

Соотношение полов 1:1

Пол организма определяется сочетанием половых хромосом.

Пол, содержащий одинаковые половые хромосомы (XX), называется гомогаметным, а различные половые хромосомы (XY) - гетерогаметным.

Гетерогаметные особи образуют два типа гамет. У большинства организмов (млекопитающих, амфибий, рептилий, многих беспозвоночных) женский пол гомогаметный, а мужской - гетерогаметный (I вариант)

II вариантD:\генетика\Моногибридное и дигибридное скрещивание, Генетика пола. - Биология - ШКола.LV_files\11.gifСоотношение полов 1:1

У птиц, некоторых рыб, бабочек гетерогаметны самки, а гомогаметны самцы (II вариант)

III вариантD:\генетика\Моногибридное и дигибридное скрещивание, Генетика пола. - Биология - ШКола.LV_files\12.gif Соотношение полов 1:1 

У прямокрылых, пауков, жуков самцы не имеют Y хромосому из пары. Тип ХО.

Алгоритм решения задач:  

«Наследование признаков, сцепленных с полом».

  • Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
  • Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
  • Запишите генотип гибридов F1.
  • Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
  • Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.

ТИП СКРЕЩИВАНИЯ

СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ

ЗАКОН. АВТОР

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Признаки, гены которых локализованы в половых хромосомах, называются сцепленными с полом

D:\генетика\Моногибридное и дигибридное скрещивание, Генетика пола. - Биология - ШКола.LV_files\13.gif

Если одна из X хромосом содержит рецессивный ген, определяющий проявления аномального признака, то носителем признака является женщина, а признак проявляется у мужчин.

Рецессивный признак от матерей передается сыновьям и проявляется, а от отцов передается дочерям.

Примером наследования признаков, сцепленных с полом у человека, является гемофилия и дальтонизм.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: