Методические разработки
Методические разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pptx | 64.92 КБ |
ispolzovanie_metoda_pogruzheniya_v_prepodavanii_predmetov_estestvenno.docx | 25.68 КБ |
tehnologicheskaya_karta.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие проблемы мы пытаемся разрешить, занимаясь межпредметными интегративными погружениями? 1) Чаще всего в головах у детей отсутствует понимание целостности окружающего мира . 2) Нас беспокоит традиционная для школы проблема несогласованности программ. 3 ) Нам важно организовать возможность командной работы педагогов-предметников. 4 ) Мы хотим помочь детям увязать учебный материал с жизнью, с практической деятельностью, увидеть пользу, практическое воплощение изучаемого в школе материала.
Какие проблемы мы пытаемся разрешить, занимаясь межпредметными интегративными погружениями? 5) Мы считаем важным научиться оживлять школьные предметы, в смысле - дать возможность детям прожить, проиграть, прочуствовать , пропустить через себя возникающее, открывающееся новое знание. 6) Одна из задач таких погружений - дать ребятам шанс увидеть, почуствовать настоящее чудо науки , скрытое от них в будничной, тягомотной школьно-учебной жизни. 7) Погружение - очень яркое событие в жизни школы , проведение нескольких погружений в учебном году позволяет создать «рваный» ритм школьной жизни, разрывающий монотонно, скучно, протекающую предсказуемую учебу.
Виды межпредметных интегративных погружений. Микропогружения 1. Направленность А)Естественно - научного цикла Б) Гуманитарного цикла В) Смешанного цикла 2 . Место и время проведения В школе в рамках учебного времени; 2-3 дня Макропогружения 1. Направленность А)Естественно - научного цикла Б) Гуманитарного цикла В) Смешанного цикла 2. Место и время проведения Вне школы(выезд); 5 дней
Интегративные м икропогружения естественно - научного цикла Т ема микропогружения Межпредметные связи Атмосфера Химия, физика, биология, география. 2.Гидросфера Химия, физика, биология, география. 3. Литосфера Химия, физика, биология, география. 4. Биосфера Химия, физика, биология, география. 5. Лик невидимого Химия, физика, история.
Структура микропогружения I Вводная часть 1.Цель: Определение начальных знаний участников по теме погружения. 2. Формы работы: на выбор учителя. II Теоретические и практические занятия 1.Цель: Изучение темы с точки зрения разных наук. 2. Формы работы: групповые занятия для одновозрастных групп а) Разные формы урока( на выбор учителя) б) Физический и химический практикум (мини-исследования) III Самостоятельная работа учащихся 1.Цель: Получение дополнительной информации по теме. 2.Форма: Индивидуальная работа учащихся с научными текстами на стыке наук (геофизика, биохимия, физическая химия и т.д.)
IV Встреча со специалистами Цель: Привлечение специалистов по теме. Формы работы: 1.Чтение лекций, проведение семинаров учеными, аспирантами. 2. Экскурсии в НИИ, музеи, лаборатории. V Ролевая игра Цель: Обобщение и закрепление полученных знаний на тематическом интеграционном микропогружении. VI Рефлексия всего интегративного микропогружения.
Предварительный просмотр:
«Использование метода погружения в преподавании предметов естественно - научного цикла»
Метод погружения, его характерные черты
Одним из способов организации учебной деятельности является погружение. В настоящее время выделяют несколько моделей погружения:
- предметные «погружения»
- «погружение» в сравнении;
- межпредметные «погружения;
- метапредметные «погружения»;
- эвристические «погружения»;
- выездные «погружения;
- «погружения» в образ;
- «погружение» как средство коллективного способа обучения;
- «погружение» в культуру
Особый интерес в рамках внедрения новых ФГОС представляют межпредметные интегративные погружения.
Под таким видом «погружения» понимаем систему обучения, при которой в определенное время в течение одного дня изучается определенная межпредметная интегрированная тема. В основе погружения лежит интеграция содержания учебного материала. Метод даёт возможность сгруппировать преподавание учебных предметов вокруг определённых тем или проектов, что позволяет достичь экономии времени, избежать повторяемости материала. В центре погружения находится не предмет, а сами учащиеся. Результатом погружения является создание продукта совместной деятельности педагогов и учащихся. Изменяется степень самостоятельности учащихся: они сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, процессах, устанавливают связи и закономерности между ними и применяют совместно выработанные умения.
Какие проблемы можно разрешить, занимаясь межпредметными интегративными погружениями?
- Чаще всего в головах у детей отсутствует понимание целостности окружающего мира.
- Нас беспокоит традиционная для школы проблема несогласованности программ.
- Возможность организации командной работы педагогов-предметников.
- Помогает увязать учебный материал с жизнью, с практической деятельностью, увидеть пользу, практическое воплощение изучаемого в школе материала.
- Позволяет научиться оживлять школьные предметы - дать возможность детям прожить, проиграть, прочувствовать, пропустить через себя возникающее, открывающееся новое знание.
- Одна из задач таких погружений - дать ребятам шанс увидеть, почувствовать настоящее чудо науки, скрытое от них в будничной школьно-учебной жизни.
- Погружение - очень яркое событие в жизни школы, проведение нескольких погружений в учебном году позволяет создать «рваный» ритм школьной жизни, разрывающий монотонно, скучно, протекающую предсказуемую учебу.
Виды межпредметных интегративных погружений.
Микропогружения
1.Направленность
А) Естественно - научного цикла
Б) Гуманитарного цикла
В) Смешанного цикла
2. Место и время проведения
В школе в рамках
учебного времени;
1-3 дня
Макропогружения
1.Направленность
А) Естественно - научного цикла
Б) Гуманитарного цикла
В) Смешанного цикла
2. Место и время проведения
Вне школы (выезд);
5 дней
Интегративные микропогружения естественно - научного цикла
Тема микропогружения | Межпредметные связи |
| Химия, физика, биология, география. |
2.Гидросфера | Химия, физика, биология, география. |
3. Литосфера | Химия, физика, биология, география. |
4. Биосфера | Химия, физика, биология, география. |
5. Лик невидимого | Химия, физика, история. |
Процесс познавательной деятельности во время погружения имеет три уровня:
первый уровень – познавательные действия, связанные со способами получения и сбора разнообразной информации;
второй уровень – познавательные действия, связанные с переработкой полученной информации;
третий уровень познавательной деятельности реализуется в самостоятельном индивидуальном погружении.
В межпредметном погружении можно выделить несколько основных этапов:
2. Основные этапы метода погружения.
Выделяется несколько этапов погружения:
– подготовительный: работа учителей на этом этапе проходит в группе, что позволяет согласовать содержание уроков, выстроить единую содержательную и концептуальную линии погружения; интеллектуальное моделирование в группе развивает системное мышление педагогов; готовятся разнообразные дидактические материалы для работы учащихся в группах на конкретных уроках – практикумах; в экспедициях.
– мозговой штурм.
Цели этапа: диагностика, актуализация имеющихся знаний, проблематизация, планирование коллективной деятельности. Педагоги и учащиеся приступают к рассмотрению темы с точек зрения различных предметов. Возможен вариант обмена мнениями, дискуссии. В ходе этого этапа определяется порядок учебного процесса, средства изучения, конкретная деятельность учащихся.
-Групповая работа:
является особым фактором совместной деятельности, оказывающим мощное стимулирующее действие на развитие учащихся.
Это выражается:
- во взаимном обогащении знаниями учащихся в группе;
- в активизации учебно-познавательных процессов;
- коммуникации, общении, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, благодаря которым планируются соответствующие учебной задаче условия деятельности и способ действия;
- в рефлексии, через которую устанавливается отношение учащегося к собственному действию и обеспечивается коррекция этого действия.
-Творческая мастерская
Деятельность учащихся на этапе творческой мастерской (возможна другая форма – занятие по физической культуре). Учащиеся, работая в творческой мастерской вместе с учителем, преобразовывают воспринятую на уроках информацию, и суть этого преобразования заключается в том, что они не удаляются, а приближаются к действительности.
Этап конференции
является итогом работы учебного дня. Конференция обобщает полученный в ходе практикумов, экспедиций материал и позволяет его согласовать, осуществляя межпредметную интеграцию, формируя целостность мировоззрения учащихся. Технология проведения конференции позволяет выступить докладчику от группы, задать вопросы, определить перспективы, обменяться мнениями.
Индивидуальные отчеты
индивидуальные творческие работы как итог погружений по межпредметным темам выполняются каждым учащимся. Учителя на этом этапе погружения выступают в роли консультантов.
Структура микропогружения
I Вводная часть
1.Цель: Определение начальных знаний участников по теме погружения.
2. Формы работы: на выбор учителя.
II Теоретические и практические занятия
1.Цель: Изучение темы с точки зрения разных наук.
2. Формы работы: групповые занятия для одновозрастных групп
а) Разные формы урока ( на выбор учителя)
б) Физический и химический практикум (мини-исследования)
III Самостоятельная работа учащихся
1.Цель: Получение дополнительной информации по теме.
2.Форма: Индивидуальная работа учащихся с научными текстами на стыке наук (геофизика, биохимия, физическая химия и т.д.)
IV Встреча со специалистами
Цель: Привлечение специалистов по теме.
Формы работы:
1.Чтение лекций, проведение семинаров учеными, аспирантами.
2. Экскурсии в музеи, лаборатории.
V Ролевая игра
Цель: Обобщение и закрепление полученных знаний на тематическом интеграционном микропогружении.
VI Рефлексия всего интегративного микропогружения.
Очень важно, что детей на всех этапах погружения сопровождают педагоги и специально подготовленные учащихся. Они помогают искать информацию в Интернете, оформляют результаты работы групп.
Возможно проведения межпредметных погружений по темам «Экологический мониторинг», «Мониторинг здоровья», «Происхождение жизни на Земле». Индивидуального погружения по теме «Генетика», «Обмен веществ». Использование метода погружения во внеурочной деятельности - «Экологическая тропа» (при этом оценить состояние окружающей среды в ходе однодневного и недельного погружения по теме «Оценка состояния окружающей среды») Необходимость использования метода погружения возникает в связи с большим объёмом учебного материала и ограниченностью во времени. Использование метода требует соблюдения ряда условий:
- корректировка содержания и перепланировка тем учебного курса
- подготовка большого объёма информационных, справочных материалов
- наличие гибкого расписания и готовность педагогов работать в этом режиме
- подготовленность учащихся к групповой работе
- владение навыками исследовательской работы
Главными особенностями организации групповой работы учащихся в межпредметных погружении на наш взгляд являются:
- деление учащихся на группы для решения конкретных учебных задач;
- группа получает определенное практическое, исследовательское или экспериментальное учебное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное);
- состав групп на разных уроках непостоянный,
- создание условий для реализации познавательных возможностей каждого члена группы;
- предъявление алгоритма;
- подготовка дидактического материала по группам;
- выступление о результатах своей работы;
- учителя являются консультантами;
- преобладают следующие дидактические формы групповой работы учащихся: практикум, экспедиция, эксперимент, экскурсия
При проведении погружения по теме «Происхождение жизни на Земле» возможно тесное сотрудничество с учителями химии, физики, истории, русского языка, информатики, изобразительного искусства. Изучая различные гипотезы возникновения жизни на Земле, посетив последовательно уроки, учащиеся определяют , какая гипотеза является более достоверной по их мнению. Творческая мастерская по изобразительному искусству позволит преобразовывать воспринятую на уроках информацию, приблизит к действительности. Учащиеся могут подготовить доклад от группы для конференции, аргументировали свою точку зрения. Дома каждый, проанализировав полученную информацию и представит свою точку зрения в виде индивидуального отчёта – доклад, научная статья, исследовательская работа, презентация.
При проведении погружения по теме «Мониторинг здоровья», возможно, объединить в творческую группу учителей - обществознания, химии, ОБЖ, физической культуры, русского языка, информатики. Учащиеся могут не только оценить состояние своего здоровья, но и практически определить наличие витаминов в различных продуктах, оформлять собственный паспорт здоровья. Учащиеся затем представляют результаты своего труда в рамках конференции и разрабатывают рекомендации по сохранению здоровья и отвечают на вопросы, возникшие у участников конференции.
Я считаю, что именно использование метода погружения в преподавании предметов естественно-научного цикла позволяет раскрыть научную картину мира.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Среды жизни на планете Земля»
Газизова А.Х., учитель биологии
МАОУ «Средняя школа № 92» города Тюмени
Класс: 5
Тема и номер урока в теме: раздел 3, урок № 1.
Предмет: биология.
Тип урока: изучения нового материала.
Технология: технология проблемного обучения.
Формы работы учащихся: индивидуальная, в группах, фронтальная.
Оборудование: УМК И.Н. Пономарёва; И.В.Николаев; О.А. Корнилова «Вентана - Граф» 2019г.; компьютер, проектор, раздаточный материал (рабочие листы, картинки с изображением животных), презентация.
Цель урока: формирование знаний о средах жизни и их обитателях, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Задачи урока:
Обучающие. Изучение учениками материала об условиях, сложившихся в разных средах обитания, чертах приспособления живых организмов к жизни к конкретной среде.
Развивающие.
Развивать умение ставить цели урока, исходя из заданной темы. Удерживать цель деятельности до получения ее результата; Оценивать весомость приводимых доказательств. Корректировать деятельность на уроке в зависимости от поставленных задач. Анализировать собственную работу.
Воспитательные.
Воспитание любви к природе. Уважение к чужому мнению.
Планируемые результаты освоения темы.
Личностные. Осознавать успешность своей деятельности.
Предметные. Выявлять черты приспособления живых организмов к условиям, сложившимся в разных средах обитания.
Метапредметные умения:
* познавательные - осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, уметь выявлять в рассматриваемых объектах их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы;
* регулятивные - ставить цели урока, достигать результата в процессе учебной деятельности, адекватно оценивать действия по выполнению задания, корректировать деятельность в процессе урока;
* коммуникативные – работать в паре, группе, корректно взаимодействовать друг с другом.
Основные понятия и термины: среды жизни живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почвенная среда жизни, организм как среда жизни.
Этапы урока | Технологии, приемы, формы работы | Содержание учебного материала | Формы и виды деятельности учителя | Формы и виды деятельности учащихся | Планируемые результаты УУД |
1.Организационный этап Цель этапа: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне (2 мин) | Эмоциональный вход в урок Фронтальная работа | - Доброе утро, ребята! Сегодня у нас урок биологии, на котором мы продолжим с Вами раскрывать секреты интереснейшей и увлекательной науки-биологии. - Ну а теперь давайте настроимся на позитивный лад – повернитесь друг другу и улыбнитесь самой весёлой и открытой улыбкой! Это будет означать, что мы готовы сотрудничать. | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Отмечает отсутствующих. | Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей, Настраиваются на работу. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку, улыбаются друг другу. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
2. Этап мотивации учебной деятельности. Цель этапа: определить тему урока, цель и задачи урока. (3 мин) | Проблемная ситуация, проблемный вопрос. Фронтальная работа. | Ребята, мы сегодня приглашены на выставку картин одного известного современного художника. В условиях коронавируса, у нас есть возможность посетить ее в школе. Обратите внимание на экран (рассматривают картины). Чего с биологической точки зрения, не может быть в реальности. Какую биологическую ошибку совершил художник? Почему? Где обитают эти организмы? Скажите, как мы сформулируем тему урока? - Какие цель и задачи урока? - Давайте спланируем нашу деятельность. Что мы сегодня должны узнать. Запишите тему урока в рабочие листы. | Постановка проблемы. Определение правильности темы и постановки целей урока Предлагает самостоятельно разработать план действий для изучения новой темы. | Рассматривают картины, находят биологическую ошибку. Формулируют тему и цель и задачи урока. Записывают тему урока в рабочие листы. Разрабатывают план действий: 1. Узнать что такое «среда обитания»- дать определение. 2.Какие среды бывают. 3.Как живые организмы приспособлены к ним. | Анализ объектов с целью выделения признаков (Л); Подведение под понятие; Целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений (К) |
3. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: Обеспечение восприятий, осмысления и первичного закрепления знаний учащимися. (15 мин) | Проблемная ситуация, проблемный вопрос. Подводящий диалог. Пресс-конференция Доклад. Групповая работа. | Давайте теперь мы проверим, на сколько вы знаете биологию? -На столах у вас лежат белые конверты, в них картинки с изображением живых организмов. Используя свои знания из начальной школы, распределите картинки по средам их обитания. (работают в группах) Результаты работы внесите в схему в рабочих листах. Назовите среды обитания и живые организмы обитающие в них. А теперь попытайтесь сформулировать определение среда обитания. Записываем в рабочий лист определение. - Сейчас наша с вами задача выяснить характеристики каждой из них, для этого продолжаем работать в группах с учебником стр. 75, дополнительной информацией (работа в группах) 1 группа почвенная среда 2 группа наземно-воздушная среда 3 группа водная среда 4 группа организменная среда. Выступление групп. - И так мы выяснили, какие существуют среды обитания, и какими особенностями они обладают. - А в какой среде обитает звездочёт, шоколадный хирург? Почему у вас возникли затруднения? Хорошо, а если я покажу, как выглядит это животное? Это название рыбы. (Презентация) Таким образом, внешний вид животного зависит от среды в которой он обитает. - Мы подошли к третьему пункту нашего плана. Нам нужно выяснить какими приспособлениями должны обладать организмы в разных средах жизни. Приём «Мозговой штурм» (работа в группе) - Назовите известные вам приспособления к водной среде. - К почвенной - К наземно-воздушной - Организменной Выступление групп. Во время выступления групп учащиеся делают записи в рабочем листе. | Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации. Предлагает самим составить правильное определение. Даёт в первую очередь возможность ответить слабым учащимся. Задание среднего уровня сложности. Контролирует выполнение самостоятельной работы. Задаёт вопрос, выслушивает предположения. Показывает, как выглядит животное. Выслушивает ответы, корректирует ошибки, параллельно рассказывает о разных животных и их приспособлениях. | Выдвигают версии проблемы. Вступают в диалог. Составляют определение «Среда обитания», записывают определение. - Обсуждение результатов выполнения задания. Называют представителей каждой среды, задают вопросы. - Мы знаем 4 среды обитания. Заполняют схему с помощью текста учебника, дополнительной информации. Выступают группы. Учащиеся делают записи в своих рабочих листах. Высказывают предположения о возможных местах обитания незнакомого животного. Просматривают картинки с различными животными, определяют их приспособленность к среде обитания. По очереди обмениваются информацией, заполняют таблицу. Работают в группе. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей (Л); Подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснования; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции коммуникации; учет разных мнений (К) |
Физкультминутка (2 мин) | Здоровьесберегающие технологии. | - Давайте немного отдохнём. | Офтальмологическая гимнастика, дыхательная гимнастика | Выполняют предложенные упражнения | |
4.Этап первичного закрепления. Цели этапа: Проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию.
| Прием «Лови ошибку» Групповая работа. Индивидуальная работа. | - Игра «Третий лишний» ( задание для каждой группы) На слайде предложено 3 варианта живых организмов, нужно исключить лишнее и аргументировать свой ответ. - Выполнение задания 7.2 из ВПР по вариантам. Дан рисунок животного, нужно определить среду обитания и приспособления этого животного к среде обитания. | Предлагает с помощью полученных знаний на уроке выполнить задания. Корректирует ошибки. | Готовят ответ, используя информацию, полученную на уроке. Устно проговаривают выполненное задание. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составление целого из частей; Подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П). Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учет разных мнений (К). Оценивание усвоенного содержания (Л). Контроль, коррекция, оценка (Р) |
5. Этап рефлексии учебной деятельности. Цель этапа: Осознание учащихся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. (3 мин) | Лестница успеха | Рефлексия: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я научился… я попробую… мне захотелось… Вы сегодня молодцы! Работали активно! Хорошо усвоили тему нашего урока. | Выясняет уровень усвоения материала, учитывает пожелания, причину неусвоения материала. | Обрисовывают ладонь, вписывают своё мнение, совместно с учителем подводят итог урока. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) |
6. Этап контроля учебных достижений (2 мин) | Самооценка | - Подведите итоги работы по вашему личному оценочному листу. Поднимите руки, кто получил -5, 4, 3. | Оценивает работу каждого ученика на уроке. | Анализируют свою работу, выявляют ошибки, оценивают себя,определяют личностный уровень усвоения материала. | |
7. Этап подведение итогов (3 мин) | - Ребята, как вы думаете, мы с вами выполнили план, составленный в начале урока? Достигли поставленных задач? - Сделайте, пожалуйста, вывод по уроку. Выводы: Cреда обитания – условия, окружающие организм. Различают наземно– воздушную, водную, почвенную среды обитания и тела живых организмов. Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде. | Организация подведения итога урока, достижения цели урока. | Отвечают на вопросы, делают выводы | Личностные УУД: Самооценка знаний и достигнутых целей | |
8. Домашнее задание. (1 мин) | - Сегодня вы самостоятельно выбираете для себя домашнее задание: §17, выучить особенности сред жизни. Творческие на выбор: • нарисовать существо, которое может обитать во всех средах; • Составить кроссворд по теме урока; • работа над мини-проектом «Новоселье» (выбрать животное и «переселить» его в новую среду обитания) • напишите небольшое сочинение - рассуждение на одну из тем: Как человек изменяет водную среду обитания; Как человек изменяет наземно - воздушную среду обитания; Как человек изменяет почвенную среду. | Предлагает выбрать по желанию тип домашнего задания, уточняет уровень сложности и шкалу оценивания. | Записывают в дневник задания, задают вопросы по выполнению. |