Диагностика учебной мотивации
Диагностика учебной мотивации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_uchebnoy_motivatsii_m.potashnik_1.doc | 96.5 КБ |
metodika_l.balabkinoy.doc | 100.5 КБ |
programma_povysheniya_urovnya_uchebnoy_motivatsii.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика «Изучение учебной мотивации и отношение к учебным предметам»
С помощью «Методики неоконченных предложений» можно узнать мнение учащихся о школе, об уроках, об отношении к учебной деятельности.
- Утром я просыпаюсь с мыслью:
а) «Ура! Сегодня будет история» (математика, литература … ).
б) «Сегодня можно не присутствовать на истории» (математике, химии ...).
в) «Я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по математике» ( физике, химии …).
- Я прихожу в школу для того, чтобы …
а) … узнать что-то новое, интересное.
б) … заниматься такими интересными предметами, как …
в) … встретиться с такими хорошими учителями, как …
г) … пообщаться с друзьями.
д) … весело провести время.
е) … не огорчать родителей.
- Домашнее задание я делаю так:
а) совершенно самостоятельно.
б) обращаюсь за помощью к взрослым.
в) под контролем родителей.
г) от случая к случаю.
д) не делаю никогда.
- Для того чтобы хорошо учиться, нужно …
а) … иметь интерес к предмету.
б) … иметь способность к предмету.
в) … хорошо работать на уроке.
г) … иметь хорошие отношения с педагогом.
д) … уметь списывать.
- Когда я получаю плохую отметку, то …
а) … стараюсь тут же её исправить.
б)…стараюсь исправить ее на следующем уроке.
в)…стараюсь исправить в ближайшее время.
7)…ничего не пытаюсь делать.
Анкета «Коммуникативная культура педагогов глазами учеников»
Признаки коммуникативной культуры педагога | Предметы | ||||||||||
математика | иностранный язык | история | география | физика | Русский язык | химия | физкультура | литература | информатика | ОБЖ | |
Интересно излагает материал. | |||||||||||
Терпеливо поясняет сложныеместа | |||||||||||
Доступно излагает трудный материал | |||||||||||
Умеет поддерживать интерес класса к предмету | |||||||||||
Использует индивидуальные возможности учащихся, организует диалог, полилог | |||||||||||
Создает ситуацию для самостоятельной работы | |||||||||||
Предлагает творческие задания | |||||||||||
Проявляет уважение, такт, доброжелательность к ученикам | |||||||||||
Проявляет уважение к своим коллегам | |||||||||||
Справедливо оценивает возможности каждого ученика | |||||||||||
Создает ситуацию успеха каждому ученику (не разделяет детей по учебным успехам) | |||||||||||
Сумма баллов |
«Мониторинг положительного отношения к предмету».
Рейтинг предметов по критериям:
- Очень нравится
- Нравится
- Не нравится
- Очень не нравится
№ | Предмет | Очень нравится | Нравится | Не нравится | Очень не нравится |
1 | Математика | ||||
2 | Русский язык | ||||
3 | Литература | ||||
4 | Английский язык | ||||
5 | История | ||||
6 | География | ||||
7 | Биология | ||||
8 | Технология |
25
Анкета «Преподаватель глазами ученика»
Критерии оценки:
5 баллов – качество проявляется практически всегда;
4 балла – качество проявляется часто;
3 балла - качество проявляется на уровне 50 %;
2 балла – качество проявляется редко;
1 балл – качество практически отсутствует;
0 баллов – не могу ответить.
Оцениваемые качества | Кол-во учащихся | Кол-во учащихся | |||||||||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | ||
1 | Четко формулирует цели урока | ||||||||||||
2 | Излагает материал понятно, доступно | ||||||||||||
3 | Выделяет главное, существенное | ||||||||||||
4 | Умеет вызвать, поддержать интерес к предмету | ||||||||||||
5 | Умеет снять напряжение, усталость | ||||||||||||
6 | Уважительное отношение к ученикам | ||||||||||||
7 | Терпимость к тем, кому трудно дается учеба | ||||||||||||
8 | Требовательность | ||||||||||||
9 | Заинтересованность в успехе каждого ученика | ||||||||||||
10 | Объективность и справедливость в оценке знаний | ||||||||||||
11 | Влияние своей личностью (высокая эрудиция, манера поведения, внешний вид, отношение к работе) |
26
Использована методика из методического пособия:
Автор: М. М. Поташник «Требования к современному уроку»
Издание: Москва. Центр педагогического образования, 2007 год.
Анкета для обучающихся «Исследование социально-психологического климата в классе».
Позиции оценки социально-психологического климата | 2015-2016 год | 2016-2017 год |
1. В нашем коллективе все хорошо и умело взаимодействуют друг с другом и действуют слажено в любых ситуациях. | ||
2. В нашем классе можно получить поддержку одноклассников в сложных ситуациях. | ||
3. В нашем классе принято относиться с доверием, пониманием и доброжелательностью. | ||
4. В нашем классе развита принципиальность и требовательность друг к другу. | ||
5. Все члены класса сознательно подчиняются дисциплине и ответственно выполняют любую работу. | ||
6. Все члены класса быстро организуются при выполнении срочных и ответственных заданий. | ||
7. Я с удовольствием иду в свой класс и провожу время с одноклассниками. | ||
8. Успехи и неудачи товарищей вызывают сопереживание и искреннее участие. | ||
9. Я с удовольствием встречаюсь и провожу время вместе с одноклассниками после уроков. | ||
10. В нашем классе нет отвергаемых. |
Анкета «Исследование взаимодействия учителя с обучающимися».
(Опрос проводится с родителями )
Позиции оценки взаимодействия. | 2016-2017 |
1. Учитель формирует хорошие взаимоотношения в детском классном коллективе. | |
2. Учитель устанавливает с родителями деловые и доверительные отношения. | |
3. Учитель успешно сочетает в себе качества учителя, наставника, воспитателя и старшего друга. | |
4. Учитель создает педагогические условия саморазвития, самовыражения учащихся во внеурочной деятельности. | |
5. Учитель привлекает родителей, общественность к воспитательной работе, организует работу по повышению педагогической культуры родителей. | |
6. Учитель сотрудничает с учителями и другими специалистами, работающими в классе. | |
7. Учитель относится ко всем своим ученикам одинаково доброжелательно, с пониманием, вне зависимости от успеваемости, национальности и личных качеств. | |
8. Учитель проявляет творчество в работе с детьми (использует инновационные технологии, нестандартные формы мероприятий, организует коллективные творческие дела). | |
9. Учитель учитывает индивидуальные особенности своих обучающихся. | |
10. Учитель создает условия для проявления активности, самостоятельности и ответственности учащихся в различных видах деятельности. |
Предварительный просмотр:
Главная страница газеты «Школьный психолог» • Содержание №23/2000
МЕТОДИКА АНАЛИЗА ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕНИЮ
Данная методика предполагает изучение отношения школьников к учению и к отдельным предметам. Она позволяет провести сравнительный анализ результатов по следующим параметрам:
— самооценка ученика;
— оценки учителей-предметников.
Сравнительный анализ результатов выявляет рейтинг изучаемых предметов в данном классе и трудности, с которыми встречаются ученики в учебной деятельности.
Этапы методики:
— анкетирование (анкета для учащегося «Мое отношение к учению»; анкета для учителя-предметника «Отношение учащихся к вашему предмету»);
— индивидуальное собеседование отдельных учеников с учителями;
— проведение педагогического консилиума с целью выделения детей «группы риска» и определения основных направлений коррекционной работы с учениками и просветительской — с учителями.
Анкета для учащегося
Ученик должен на бланке для ответов под каждым суждением поставить один из баллов (2 — это про меня, 1 — не уверен, 0 — это не так).
Тип отношения к предмету определяется общим баллом (суммой баллов) по всем суждениям.
Тип отношения к учению определяется как среднее значение общих баллов по предметам:
16—14 баллов — активно-положительный (А);
13—10 баллов — положительный (П);
9—8 баллов — безразличный (Б);
7—5 баллов — отрицательный (О);
4—0 баллов — крайне отрицательный (К).
Анкета для учителя-предметника
Заполняется аналогично анкете для учащегося.
Обработка результатов
Общий балл по предмету по двум анкетам (ученика и учителя-предметника) заносится в сводную таблицу результатов анкетирования. Уточненный результат выставляется после собеседования учащихся с учителями, они должны прийти к общему мнению.
После заполнения сводной таблицы можно провести количественный анализ результатов анкетирования учащихся и выявить: тип отношения к учению каждого ученика и класса в целом; тип отношения к изучаемым предметам (рейтинг).
Качественный анализ результатов выявляет причины трудностей учащихся, их взаимоотношения с учителями, самооценку, интересы, проявление творчества учащихся.
По результатам исследования выделяются дети «группы риска». В эту группу входят те, кто безразлично или отрицательно относится к учению или имеет проблемы во взаимоотношениях с учителями.
ПРИМЕР ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Дата проведения — декабрь, 1999 год.
Количество учащихся — 13 человек (6-й класс).
Количество учителей — 7 человек (учителя-предметники, работающие с данными детьми).
Оценочные шкалы:
— отношение к учению (5 типов);
— рейтинг предметов;
— уровень самооценки учащихся (завышенная, адекватная, заниженная).
Результаты исследования
Количественные данные представлены в сводной таблице и графически. В графиках использован уточненный результат, полученный после собеседования учащихся с учителями. (Если учитель и ученик не пришли к общему мнению, то есть уточненный результат не получился, то используются оценки учащихся.)
Сравнительный анализ оценок учащихся и учителей выявил разные точки зрения на отношение учащихся к учению по отдельным предметам: по типу отношения не совпадают 29 оценок из 91, что составляет 32%.
После индивидуального собеседования не совпадающих оценок осталось 10.
Учитель биологии считает, что все дети активны, поднимают руку, отвечают на поставленные вопросы. Учащимся же уроки биологии не интересны, они работают на уроке только потому, что обязаны это делать. Сидят тихо, занимаются посторонними делами.
У учителя иностранного языка занижены две оценки (№ 3 — предмет нравится, но не дается произношение; № 7 — по стереотипу «как все»).
Многие учителя признали, что оценивали в основном знания учащихся (хорошо учится — положительное отношение, плохо — отрицательное).
У двух учащихся завышенная самооценка, у десяти — заниженная
Рейтинг предметов определялся по уточненным результатам.
Выделены дети «группы риска»:
— первая группа (безразличное отношение) — № 8 (Наташа О.);
— вторая группа (отрицательное и крайне отрицательное отношение): № 7 (Оля Б.), № 9 (Витя С.), № 12 (Юля Н.);
— третья группа (проблемы во взаимоотношениях с учителем): 8 человек — с учителем биологии; 2 — с учителем иностранного языка.
На педконсилиум выносится обсуждение следующих вопросов:
1. Особенности работы с каждым учеником «группы риска» (представления готовят учитель-предметник, классный руководитель, психолог).
2. Содержание просветительской работы с учителями (готовят — психолог по результатам диагностики; завуч-методист; учителя).
Любовь БАЛАБКИНА,
педагог-психолог, г. Тольятти
Спонсор публикации статьи: интернет проект http://irr.ru предлагает ознакомиться со всеми предложениями о продаже товаров и услуг в Вашем городе, или разместить свои объявления бесплатно. Воспользовавшись услугами проекта, Вы с лёгкостью найдете предложения о продаже авто любых марок, а удобная система поиска позволить подобрать объявление, максимально соответствующее Вашим запросам.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 3"города Когалыма
ПРОГРАММА
повышения уровня учебной мотивации
(разработка индивидуальных образовательных маршрутов для слабоуспевающих и мотивированных обучающихся)
Составитель: Газизова А.Х.
Учитель биологии
2016
- Актуальность программы
Сегодня, в период реализации современной политики в сфере образования, образовательные центры находятся в поиске новых подходов, форм, средств обучения. Несомненно, вопрос формирования учебной мотивации может быть назван центральным, приоритетным. Ведь мотив - источник деятельности, а одним из показателей развития личности обучающегося является его уровень сформированности учебной мотивации. Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь его познавать.
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими условиями:
- Наличие нормативно-правовой базы:
- Концепция модернизации образования
- Программа работы с одарёнными обучающимися.
- Отсутствие обучающихся на уроке из-за спортивных соревнований, болезни, предпрофессиональной подготовки, обстоятельств жизни в семье и др.
- Коммуникативные трудности определенных обучающихся, в том числе неумение или устойчивое нежелание вписываться в обычную жизнь центра.
- Педагогические системы, рассматривающие индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент.
- Материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.
В 2016/2017 учебном году передо мной встали следующие проблемы:
- В классах стала снижаться успеваемость
В результате педагогической диагностики путем наблюдения, опроса обучающихся и родителей, были выявлены следующие причины падения успеваемости:
- нежелание учиться;
- отсутствие интереса к учёбе;
- неуверенность в своих силах.
- возрастные особенности
- В 9-х выпускных классах обучающимся было сложно изучать общеобразовательные дисциплины на одинаково качественном уровне.
Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно ориентироваться на внутренние силы обучающегося, опираться на значимые для него стимулы. Следовательно, обучающимся нужна педагогическая поддержка, которая будет выражаться в индивидуальном подходе.
2. Цель программы: создание условий для повышения уровня учебной мотивации обучающихся МАОУ «Средняя школа № 3»
3. Задачи:
- Разработать образовательные маршруты по биологии с учётом особенностей и интересов обучающихся.
- Организовать деятельность обучающихся по реализации индивидуального образовательного маршрута.
- Проанализировать и скорректировать деятельность обучающихся по реализации индивидуального образовательного маршрута.
4. Концептуальные понятия.
Методологической основой разработки индивидуальных маршрутов является система фундаментальных социальных и педагогических понятий:
- Индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
- Указывается отрезок времени. Выбираемый отрезок должен, как правило, состоять из одного или нескольких полугодий обучения в центре.
- Фиксируется общий срок выполнения.
- Составляется временной график выполнения учебных заданий, с указанием контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п.
- Педагогическая поддержка – это педагогическая культура, призванная помочь обучающемуся в успешном продвижении по своей индивидуальной траектории развития.
Выделяют три составляющие этой культуры:
- образовательная (обеспечение стандарта образования и высокого уровня знаний);
- психологическая, основанная на развитии мотивации учения;
- личностно-ориентированная
- Развитие — процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени
5. Участники программы
- обучающиеся МАОУ «Средняя школа № 3»
- родители обучающихся;
- учитель;
- классные руководители;
- привлекаемые специалисты.
6. Основными идеями реализации программы являются:
- реализация Федерального государственного образовательного стандарта, формирование ключевых компетентностей, обучающихся;
- индивидуализация процесса обучения;
- личностный подход;
- формирование познавательных интересов и потребностей;
- создание ситуации успеха.
7. Этапы реализации
Этапы реализации: | Формы и способы деятельности | Практический выход |
Аналитико –диагностический | 1. Проведение рубежных контрольных мероприятий, опрос, наблюдение 2. Анализ диагностических работ, опроса, наблюдения 3. Выявление успешности обучения по общеобразовательным дисциплинам | практический материал для анализа информация о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации информация о детях, интересующихся предметами гуманитарного цикла |
Организационно – проектировочный | Поиск путей педагогической коррекции: 1. Определение темы, ЗУН (знаний, умений, навыков), ОУУН (общеучебных навыков) обучающихся. 2. Выбор форм и способов работы. 3. Сроки. 4. Составление ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута) обучающегося. 5. Разработка пояснений для родителей к ИОМ обучающегося. | ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут обучающегося): - ИОМ для обучающихся испытывающих затруднение в дисциплине - ИОМ для обучающихся испытывающих интерес к дисциплине. Консультации для родителей обучающихся. |
Коррекционный | 1. Выявление нереализованного (причины) 2. Определение перспектив для дальнейшей работы 3. Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные | Скорректированные ИОМ в зависимости от выделенных причин неуспешности их реализации |
Итоговый | Подведение итогов по реализации ИОМ обучающихся | Ликвидация пробелов по дисциплине для обучающегося, испытывающего затруднения в нем Полученные знания по дисциплине для обучающегося, испытывающего интерес к дисциплине |
8.Содержание индивидуальных образовательных маршрутов.
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются двух видов:
1. Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих обучающихся
2. Индивидуальный образовательный маршрут для мотивированных обучающихся.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
для слабоуспевающих обучающихся
Задачи индивидуально-ориентированного маршрута:
- Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках обучающихся.
- Психолого-педагогическая поддержка обучающихся.
- Повышение уровня учебной мотивации
- Организация сотрудничества с родителями.
Способы работы с обучающимся разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор «своего» домашнего задания, темы творческой работы.
Формы контроля усвоения знаний преподаватель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями обучающегося.
В результате ликвидации пробелов в ЗУН обучающегося преподаватель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей обучающегося, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).
ИОМ
(индивидуально-образовательный маршрут)
обучающегося (йся) __ класса __ по предмету ______________
(фамилия, имя ученика) ______________________________________
преподаватель_______________________________________________
Цель: ликвидация пробелов по предмету_____________________
Тема | ЗУН | ОУУН | Задания, способы работы | Сроки | Форма контроля | Отметка о выполнении |
|
|
|
|
|
|
|
Родители (ознакомлены): _____________
Классный руководитель : _______________
Учитель _____________
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
для мотивированных обучающихся
Задачи индивидуально-ориентированного маршрута:
- Углубление знаний, способствование формированию новых умений и навыков обучающихся.
- Психолого-педагогическая поддержка обучающихся.
- Повышение уровня учебной мотивации
- Организация сотрудничества с родителями.
Способы работы с обучающимся разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор «своего» домашнего задания, темы творческой работы.
Формы контроля усвоения знаний преподаватель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями обучающегося.
В результате изучения темы или решения олимпиадного задания, преподаватель выставляет отметку о выполнении и даёт новое задание. Знакомить родителей в данном случае не обязательно, так как это личное желание обучающегося.
ИОМ
(индивидуально-образовательный маршрут)
обучающегося (йся) __ класса № __ по предмету ______________
(фамилия, имя ученика) ______________________________________
учитель_______________________________________________
Цель: формирование новых знаний, умений и навыков по предмету _____________
Тема | ЗУН | Литература Интернет источники | Задания, способы работы | Сроки | Форма контроля | Отметка о выполнении |
|
|
|
|
|
|
|
Учитель _____________
Такие индивидуальные маршруты можно использовать при подготовке обучающихся к предметным олимпиадам.
9. Ожидаемы результаты.
Целевая аудитория | Планируемый результат |
Слабоуспевающие обучающиеся | - повышение уровня учебной мотивации - повышение интереса к дисциплине |
Мотивированные обучающиеся | - повышение качества знаний - высокие результаты на олимпиадах и конкурсах различного уровня - широкий выбор возможностей для самореализации обучающихся |
Родители | - дополнительная возможность контролировать успеваемость своего обучающегося по предметам социально-гуманитарного цикла - улучшение результатов обучающегося |
Педагог - предметник | Профессиональный рост: - обобщение опыта на муниципальном уровне - повышение квалификации - участие в конкурсах педагогического мастерства - повышение педагогическая компетентность. Повышение СОУ и качество знаний обучающихся Увеличение количества обучающихся, победителей предметных олимпиад и творческих конкурсов. |
10. Показатели эффективности программы. Мониторинг.
Целевая аудитория | Показатель | Инструментарий мониторинга |
Слабоуспевающие обучающиеся | Успеваемость по дисциплине | Текущий и итоговый контроль Диагностические контрольные работы. Качество знаний Результаты по защите лабораторных, контрольных, внеаудиторных работ. |
Повышение интереса к дисциплине | Наблюдение, анкетирование | |
Мотивированные обучающиеся | Успеваемость по дисциплине | Текущий и итоговый контроль Диагностические контрольные работы. Качество знаний Сдача лабораторных, контрольных, внеаудиторных работ. |
Качество знаний по изучаемой дисциплине | Статистика участия и побед в предметных олимпиадах и творческих конкурсах | |
Помощь в профессиональной ориентации | Ежегодная статистика по трудоустройству и поступления выпускников | |
Педагог | Повышение уровня педагогического мастерства | Количество и качество участия в конкурсах различного уровня, улучшение качества знаний по дисциплине |
Родители | Повышение удовлетворения от работы образовательного центра | Анкетирование, беседы |
11. Список литературы:
- Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
- Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - № 6. - С. 47-54.
- Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков]. - (Электронный ресурс). - http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm
- Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.