Педагогическое сотрудничество
Опыт работы
Скажи – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Вовлеки меня – и я научусь.
Китайская пословица
1. Введение
Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Качество образования - это его результативность.
Целенаправленно используемые информационно - коммуникационные технологии в комплексе с другими современными педагогическими технологиями, существенно повышающие уровень индивидуализации обучения в условиях личностно ориентированного обучения, позволяют повысить уровень системности знаний учащихся по математике, способствуют развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, вычислительной культуры.
В своей деятельности каждый современный учитель стремится к тому, чтобы наши дети умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию.
Ключевые компетенции рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя их оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения.
2. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики
Использование информационных технологий повышает эффективность процесса обучения, экономит учебное время, помогает работать ученику в таком темпе, при котором он лучше усваивает учебный материал, т.е. позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении ученика, создаёт условия для самостоятельного приобретения знаний учащимися, обеспечивает реализацию принципов развивающего обучения, создаёт комфортную среду обучения.
Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической практике рассматриваю как:
- подготовку наглядных учебных материалов при помощи Microsoft Office;
- подготовку и проведение интерактивных занятий;
- работу с электронными таблицами и ведение электронного журнала (использую в дистанционном обучении детей-инвалидов);
- взаимодействие с учениками и коллегами с помощью Интернет- технологий и корректировку учебной работы;
- использование ресурсов сети Интернет.
Практика показывает, что наиболее эффективно применение компьютерных технологий на уроках математики:
- при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
- при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; мотивация введения нового понятия; моделирование);
- при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);
- при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);
- при организации исследовательской деятельности учащихся;
- при интегрировании предметов естественно-математического цикла.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит, видеть причины и следствия, понимать их смысл. Применение на уроке компьютера позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т. д. На компьютере ученик получает возможность довести решение сложного вопроса, опираясь на необходимую помощь.
Большое значение имеет и та комфортная ситуация, в которой находится ученик, самостоятельно убедившийся в правильности решения задачи. Так достигается общее удовлетворение работой. Следует также учесть, что самооценка, связанная с постоянным контролем собственных мыслительных операций и знанием того правилен или ошибочен получаемый в ходе решения результат, приобретает значение стимулятора, побуждающего ученика к учению.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному.
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, я предлагаю создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Например, «Функции и их свойства»: одна группа учащихся с помощью презентации показывает построение графиков и их свойств, а другая группа – применение графиков.
Что касается Интернет-технологий, то здесь появились и проблемы, связанные с широко применяемой реферативной работой учащихся. Чтобы избежать “скачивания” материала из ресурсов Интернета либо использования имеющейся базы готовых рефератах на различных носителях информации, темы реферата формулирую так, чтобы учащийся, по крайней мере, воспользовался различными источниками, выбрав оттуда материал, соответствующий предложенной теме. Большую пользу может принести использование обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника, например, «Интерактивный тренажёр по математике».
Интернет-технологии помогают как учителю, так и ученику при изучении какой-либо темы, предоставляя обширный учебный или методический материал. Во время урока компьютер целесообразно использовать для активизации познавательной деятельности учащихся. Конечно, если каждый из учащихся будет иметь возможность во время урока пользоваться персональным компьютером и, к тому же, иметь доступ к ресурсам Всемирной сети, то потребуются и новые приемы и методы работы на уроке.
2.1. Формирование информационной и коммуникативной компетенции на уроках математики
При формировании информационной компетенции целесообразно использовать следующие приёмы:
1) При изучении новых терминов предлагаю учащимся с помощью Интернет-ресурсов, дать различные определения математического понятия:
- в математике модуль – это…,
- в строительстве модуль – это…,
- в космонавтике модуль – это… и т.д.
2) Разработка собственных презентаций, с использованием материала из разных источников, включая Интернет, активизирует деятельность учащихся.
3) Школьные учебники по математике предлагают задачи в основном текстового содержания, поэтому при подготовке к уроку я использую задачи из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.
4) Применение тестовых конструкции с информационно – познавательной направленностью, тестовые конструкции, содержащие задачи с пропущенными единицами измерения величин, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.
5) Использование задач прикладного характера.
Вследствие чего у учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности. Например, при изучении темы «Проценты» в 5 классе можно предложить задачу (подобные задания предусмотрены в контрольно-измерительных материалах по математике для подготовки к единому государственному экзамену):
Задание В1.
1) Железнодорожный билет для взрослого стоит 820 рублей. Стоимость билета для школьника составляет 50% стоимости билета взрослого. Группа состоит из 20 школьников и 2 взрослых. Сколько рублей стоят билеты на всю группу.
Количество человек | Цена билета |
2 взрослых | 50% стоимости взрослого |
20 школьника | 820 руб. |
2) Тетрадь стоит 20 руб. Какое наибольшее число таких тетрадей можно купить на 350 руб., после понижения цены на 20 %.
При формировании коммуникативной компетенции использую следующие методы и приёмы:
- решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением;
- устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;
- использование на уроках математических софизмов, например: «Возьмем верное равенство 40+10-50 = 48+12-60. Вынесем в каждой части общий множитель за скобки.5(8+2-10)=6(8+2-10) . Разделим обе части на общий множитель. Получаем 5 = 6. Учащиеся получают поисковое задание: объяснить, в чем ошибка;
- использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устные тестовые конструкции;
- применение работы группового метода при закреплении изученного материала. Компьютер и дистанционные технологии практически решают проблему индивидуализации обучения.
2.2. Использование интерактивной доски на уроках математики
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски. Интерактивная доска – уникальное учебное оборудование, представляющее собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам экономят время на написание текста на обычной доске и перехода от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Я всегда имеют возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия. При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов. Так, например, при изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе учащиеся с огромным удовольствием строят точки, получая различные занимательные картинки. Этот процесс становится не утомительным, а увлекательным. Использование интерактивной доски позволяет на уроке рационально использовать время, нет необходимости постоянно вытирать доску и чертить необходимые фигуры.
В коллекции самой доски более тысячи математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными. При построении сечений многогранников можно использовать режим записи самого процесса последовательного построения, что позволяет существенно экономить время на уроке.
Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа. При введении новых понятий с использованием презентаций и чертежей на интерактивной доске задействуются различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), эффективно отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала. При решении существует возможность экспериментировать с условием, причем чертеж на доске изменяется нажатием одной кнопки.
Таким образом очевидны преимущества использования интерактивной доски на уроке:
1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.
2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
3. Многократное использование. Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.
4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя.
5. Школьникам просто нравиться работать с интерактивной доской, учиться становиться интересно и увлекательно.
Конечно же, использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.
3. Дистанционное обучение детей-инвалидов
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Цель дистанционного обучения – предоставление учащимся возможности освоения учебных программ непосредственно по месту жительства или временного их пребывания, получения знаний по дополнительным образовательным программам. Как правило, дистанционное обучение – индивидуальная форма обучения.
Одним из неоспоримых достоинств дистанционного обучения является тот факт, что подобное обучение настраивает учащихся на самостоятельный поиск знаний, а не на усвоение только той информации, которую им предлагает преподаватель. Элементы дистанционного обучения помогает преодолеть внутренние психологические барьеры, мешающие активному участию в дискуссии при визуальном контакте. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.
В течение четырёх лет я являюсь сетевым преподавателем в рамках реализации Федерального проекта «Дистанционное обучение детей-инвалидов». При дистанционном обучении детей-инвалидов на дому разрабатываю индивидуальный учебный план, годовой календарный график и расписание занятий, которые и утверждаются образовательным учреждением в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и с учётом его индивидуальных особенностей. Уроки провожу в специальной учебной среде – «i-классе» www.iclass.home-edu.ru Центра образования детей инвалидов, где каждому курсу выделен виртуальный учебный кабинет. Во время уроков с учеником видим друг друга через веб-камеру. У обоих имеется под рукой и принтер, чтобы распечатать текст, и ксерокс, чтобы отсканировать написанный текст для отправки его по электронной почте. Эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему необходимо для освоения предмета.
Вот лишь некоторые структурные элементы занятий в Центре образования: лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа (поисковая, исследовательская, творческая, др.); конференция в чате; конференция в форуме; коллективная проектная работа; индивидуальная проектная работа; тренировочные упражнения; тренинг с использованием специальных обучающих систем; контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы); консультация.
Владение методикой и технологией использования
программы Skype помогает мне эффективное провести дистанционный урок. Это программа позволяет видеть только одного собеседника. А при проведении аудиоконференции, можно работать с четырьмя- пятью участниками. В скайпе - пересылать прикрепленные файлы, например, задания к уроку. На уроках пользуюсь определёнными функциями скайпа. Экран ноутбука учителя во время урока виден ученику и в то же время педагог наблюдает за деятельностью ученика, корректирует его работу. Кроме того, использую дидактические материалы, иллюстрации, видео, аудиосюжеты. При применении специальных технологий стираются различия между обучением в очной и дистанционной форме.
При выполнении тестовых заданий учащийся может следить за тем, как он выполняет задания. Если ответы правильные, то они высвечиваются зелёным цветом, если нет – красным. Ученик может корректировать эти неверные ответы.
Достоинства форм этого обучения заключаются в том, что развивается ИКТ-компетентность у ребёнка; развивается пространственное мышление с помощью 3D-анимации; т.к. ребёнку необходимо предоставлять домашнее задание не в традиционной форме учится обрабатывать файлы различного формата.
Мои ученики Русанов Евгений (8в класс), Рожкова Виктория (8в класс), Неменкова Ирина (7б класс) принимают участие в конкурсах, проводимых Центром дистанционного обучения детей-инвалидов г. Ставрополь и занимают призовые места. В ноябре 2014 года Неменкова Ирина участвовала в конкурсе компьютерных работ «Люблю я пышное природы увяданье…» и заняла третье место.
Интерес к дистанционному обучению в последнее время постоянен. В школе оно уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. В области информатизации школьного образования это явление, несомненно, положительное: по своей сути программированное, дистанционное обучение требует использование компьютерной техники, а следовательно, органически включает ее в учебный процесс и привлекает к ее освоению все больший круг учителей школ.
4. Заключение
Таким образом, применение ИКТ-технологий сегодня является перспективным, так как позволяет:
- комплексно решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи;
- поставить каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретные задачи в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;
- применить различные типы электронных средств учебного назначения, активизирующие учебную деятельность;
- частично освободить преподавателя от выполнения информационной, -тренировочной и контролирующей функций;
- формировать у школьников навыки самостоятельного овладения знаниями;
- развивать навыки поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;
- стимулировать положительную мотивацию учения за счет интегрирования всех форм наглядности;
- осуществить учебную деятельность с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.
Использование средств ИКТ является одним из способов оптимизации учебного процесса за счет создания условий для организации активной самостоятельной учебной деятельности, для осуществления дифференцированного и индивидуализированного подхода при обучении школьников.
В конечном итоге вся система работы учителя предполагает формирование личности будущего гражданина. Только искренней любовью учитель может завоевать доверие ребёнка, а значит, право и возможность учить и воспитывать его. Лишь заинтересовав своего ученика предметом, открыв ему красоту и совершенство законов Природы, мы сможем полностью раскрыть его творческий потенциал, подарить радость Познания, помочь стать высоконравственной, развитой личностью.
5. Литература:
1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997
2. Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии. №2, 2007г.
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005г.
4. Зайцева С. А. Иванов В. В. «Информационные технологии в образовании»
5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Москва. Академия. 2003. – 192 с.
6. Кулагин В.П., Найханов В.В., Овезов Б.Б. и др. Информационные технологии в сфере образования. Москва. Янус, 2004. -248 с.
7. Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке: Материалы международной научной конференции, ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: ЭГРИ, 2007. - 222 с.
9. http://uotula.ru/cgi-bin/index.cgi?id=435
11. http://vashabnp.info/_ld/1/119_cwP.doc
Творческая работа
«Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки».
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи
Я часто задаю себе вопросы: «Каким должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет общество к человеку, работающему учителем, и какие требования предъявляет к учителю информационный век?»
Объектом профессиональной активности учителя является другой человек – ученик, поэтому несомненно, что педагог должен обладать определённой суммой высоких личностных качеств. Но если я попробую их перечислить, то образуется перечень достоинств любого современного культурного человека: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие, эрудиция. Значит ли это, что каждый культурный человек сможет быть педагогом? Наверное, нет. Для успешного выполнения профессиональной работы учителя, человек должен, на мой взгляд, обладать определёнными личностными качествами, основой которых является интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Ведь в первую очередь, учитель – это воспитатель, а воспитание определяют как введение ребёнка в контекст современной культуры. Культура, как и вся наша жизнь, находится в постоянном движении, и я стараюсь прослеживать развитие культуры, интересуюсь её достижениями в самом широком смысле слова. Интерес к человеку позволяет относиться к каждому ребёнку с учётом его индивидуальных особенностей, как к данности в каждый данный момент взаимодействия с ним. Интерес к жизни – это целевое обеспечение, позволяющее мне формировать у детей отношение к жизни как к ценности, так как я сама проявляю к ней ценностное отношение.
Учитель сегодня – организатор процесса обучения, т.е. процесса взаимодействия ученика с объектом культуры. Он – консультант, помощник, управленец. В основе деятельности – управление – лежит рефлексивный подход.
На мой взгляд, главнейшими чертами учителя является способность к пониманию, терпеливость. Думаю, профессия учителя – это творческая профессия. Её можно сравнить с профессией художников и писателей. Быть учителем - сложнейшая задача, ведь один человек должен объединять в себе психолога, научного работника, оратора, актера, организатора. Учитель должен быть профессионалом своего дела, идти в ногу со временем, быть в курсе всех новшеств, перемен в обществе. В наш космический век, в век информационных технологий, педагог должен владеть компьютерной техникой, уметь общаться в сетевом пространстве и представлять свой педагогический опыт и мастерство. Учитель должен, прежде всего, уважать ученика как личность и видеть в нём только лучшие качества, уметь пробудить в нём желание стать лучше и познать новое. Каждый день я вижу, насколько разными бывают ученики, сколько энергии и сил требуется, чтобы заинтересовать сразу всех, удержать их внимание, донести новые знания из предмета или из жизни. Настоящий учитель предан своим детям и своей профессии, пусть нелёгкой, но интересной и так необходимой в любое время.
Важным фактором, влияющим на повышение качества образования, является профессиональная компетентность учителя. Федеральные государственные основные стандарты требуют от учителя отслеживать личный рост каждого ребенка. А это значит нужно проводить педагогическое наблюдение, тестирование, фиксировать результаты, оповещать родителей об удачах и неудачах ученика, продумывать коррекцию обучения и воспитания. Нужно научиться использовать различные педагогические технологии. Учитель должен уметь проектировать образовательную среду ребенка, класса, создавать особый психологический климат, построенный на сотворчестве и сотрудничестве. Работая учителем, я понимаю необходимость формировать у учащихся ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности в условиях перехода на стандарты второго поколения.
Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и развития ключевых и предметных компетентностей школьников средствами современного урока и внеурочной деятельности.
Как учитель математики считаю, что именно урок занимает важнейшее место в условиях построения образовательного процесса. Именно на уроке я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю современные образовательные технологии, создаю «ситуацию успеха», психологического комфорта, обеспечиваю сохранение здоровья учеников, т.е. осуществляю развитие компетентности личности школьников.
Для этого я осваиваю и применяю современные образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно – коммуникативные технологии, здоровье сберегающие технологии, т.е. личностно - ориентированные технологии обучения. Особо выделяю применение в образовательном процессе информационно – коммуникативных технологий.
Важнейшей ключевой компетентностью школьников считаю информационную компетентность, так как умение работать с информацией становится ключевым интеллектуальным умением, и моя задача, как учителя, формировать умение работать с информацией разных видов: текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной. Особо обращаю внимание на активизацию самостоятельной учебной деятельности.
В числе приоритетных задач современной системы образования особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижению информационного общества и формирование умения самостоятельно конструировать собственные знания. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. Для решения этой проблемы необходимо применение новых педагогических подходов и технологий в образовательной школе.
Метод проектов декларируется сейчас как одна из наиболее эффективных инновационных технологий, позволяющих развивать широкий спектр компетенций одновременно, а также прививать учащимся вкус к творчеству и исследованиям. В его основе лежит умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Одним из важных условий успешной реализации учебных проектов является формирование у учащихся мышления высокого уровня, это когда ученик умеет анализировать и синтезировать информацию, делать логические выводы, строить доказательства, критически перерабатывать факты, грамотно представлять результаты выполненных исследований.
Проектная деятельность учащихся может быть индивидуальная, парная или групповая. Работа выполняется в течение определенного отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы. Опыт показал, что проекты лучше осуществлять внеурочно.
Метод проектов позволяет создать условия, при которых школьник, с одной стороны, может самостоятельно осваивать новые знания и способы действий, а с другой – применять на практике ранее приобретенные знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности.
По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта - формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций. Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объѐмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.
Готовясь к урокам, я каждый раз задаю себе вопросы: «Что я могу сделать, чтобы ученик хотел учиться, чтобы ясно осознавал, работая над учебным материалом, - зачем это ему нужно?»
Ответить на эти вопросы помогло знакомство с технологией «критического мышления». Я убедилась, что элементы этой технологии могут быть реализованы в образовательном процессе. Ведь именно они позволяют на каждом занятии предусматривать диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, партнёрские отношения между учеником и педагогом.
Я считаю, что умение мыслить критически - это не высказывание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познавательном объекте. Ведь школьник не присваивает «готовое» знание, а конструирует своё, которое рождается в процессе обучения.
Моя задача как педагога, состоит в том, чтобы ребята помнили, что самое ценное знание — это знание, добытое самостоятельно. Успехи в области решения проблемы, как на уроке, так и во внеурочное время, резко повышают и самооценку учащихся.
Создавая для каждого ученика ситуацию успеха, опираясь на индивидуальный актуальный уровень развития, отметку достижений каждого ученика (в сравнении с самим с собой, со своими вчерашними достижениями).
В своей педагогической деятельности я исхожу из того, что у каждого ребенка есть способности в какой-либо области человеческой деятельности. Учебная программа должна предоставить детям возможность демонстрировать свои индивидуальные достижения, содержать необходимые стимулы, мотивирующие учебную деятельность. Только при этом условии из стен нашей школы будут выходить одаренные люди, имеющие широкий кругозор, владеющие большим объемом информации; способные устанавливать причинно-следственные связи; умеющие самостоятельно делать выводы.
Работа с детьми стала делом моей жизни. Мне доверили научить их самостоятельности, развивать в них чувство человеческого достоинства, умение найти себя в нашей трудной, но прекрасной жизни, научить их любить себя и окружающий мир. А поэтому в своей деятельности руководствуюсь девизом: «Идти вперёд - значит потерять покой, остаться на месте - значит потерять себя».
Результат моей работы – это выпускники, успешные, способные и стремящиеся к развитию, к продуктивной созидательной деятельности, люди неравнодушные. В данном случае приходится говорить о положительном результате, ведь если он не таков, то и результатом – то его назвать нельзя (значит, зря работаю).
И как у полководца ведущего в бой армию, у меня есть своя особая стратегия:
- - верить в своего ученика;
- - понимать и принимать его таким, какой он есть;
- - уважать, быть требовательным к нему;
- - искренне радоваться удачам своих воспитанников и огорчаться из-за ошибок.
- - с годами выработалась стратегия отношения к себе:
- - я готова встать рядом или впереди;
- - подставить плечо под груз тревог и забот;
- - обернуться к отставшим, дотянуться до мечты каждого;
- - перепрыгнуть через усталость и боль;
- - подняться после неудачи.
Не мыслю дальнейшей педагогической деятельности без вдохновения своих учеников на добрые поступки, без умения возбуждать у школьников умственный голод, без создания возможности гордиться собой.
В древней книге Талмуд учитель сравнивается с дождевой каплей. Почему? Как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя первейшая цель, как педагога – выявить уникальный потенциал каждого ученика. И самый радостный и одновременно горький миг моей работы – это миг расставания. Многие мои ученики теперь студенты, я рада, когда они при встрече сообщают, что сдали экзамены на «4» и «5», а ещё больше рада, что им нравится выбранная профессия, что им удалось реализовать свою мечту, и в этом есть и моя заслуга.
Смысл педагогической деятельности в убеждении школьника в том, что он кладезь возможностей, что он должен поверить в себя, в свои силы, в предоставлении возможности получать удовольствие и радость от результатов своего труда.
«Урок окончен», - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. И следовательно, урок продолжается… А значит, опять
Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –
Не худшая все - таки участь:
Мне кажется, не я их чему-то учу,
А это они меня учат. (А. Дольский)