подготовка к ОГЭ по русскому языку

Федорова Екатерина Геннадьевна

тестовые и тренировочные задания

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение-интерпретация

Слайд 2

Тезис Почему это так? Потому что (так как)… Аргумент 1 Аргумент 2 Что следует из вышесказанного? В ы в о д

Слайд 3

( 1)Для местных мальчишек море было не курортной экзотикой, а повседневным бытом, родным домом. (2)Поэтому меня, приезжего, но плавающего настоящим кролем, – первый разряд! – они приняли за своего. (3)А вот в приезжем тощеньком мальчике, с завистью взиравшем на их шумное отчаянное береговое братство, местные упорно видели чужака. (4)Он носил выпуклые круглые очочки, за которые мальчишки метко прозвали бледнолицего мальчугана Бычок - есть в море такая забавная рыбка с огромной головой и вытаращенными в постоянном удивлении глазами. (5)Они презирали его и за суетливую манеру плавать, поэтому в своё братство не принимали. (5)Но однажды произошло невероятное! (7)Бычок, этот хилый очкарик, осмелился доплыть до Чертова Пальца - мрачной отвесной скалы у самого дальнего входа в бухту! (8)Для него, конечно, это было поистине отчаянным поступком. (9)И молчаливое сопение мальчишек являлось тому свидетельством... (10)Назад Бычок плыл слишком медленно, нелепо переваливаясь с боку на бок и высоко занося слабые, как тростинки, руки. (11)Вдобавок он то и дело поправлял очки: видимо, вода заливала стекла. (12) Не мог предусмотреть он и ещё одного обстоятельства. (13)С моря шла мертвая зыбь - широкая медленная волна. (14)Безобидная в открытом море, она свирепела в узких каменных лабиринтах бухты.(15)С каждой новой волной накат у берега становился сильнее и опасней. (16)Справиться с ним мог бы только опытный и сильный пловец. (17)Этого не мог, конечно, знать городской мальчик... (18)Отбойная волна отшвыривала его назад, словно слепого котенка. (19)Кто-то из мальчишек неуверенно сказал у меня над ухом: (20) - Ребята, а Бычок-то тонет... (21)Их сбивало с толку то, что он не кричал: "Помогите!" или что-нибудь в этом же роде. (22)Бычок тонул молча и, если можно так сказать, с достоинством. Исходный текст

Слайд 4

( 23)Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами то место, где последний раз мелькнула голова мальчика, и поднырнул под пенный гребень очередного вала. (24)Мне повезло: на четвертом или пятом заходе я задел мальчишку за руку. (25)Он уже обессилел, обмяк и наглотался воды, но быстро пришел в себя, хотя долго еще морщился и откашливался. (26)Потом, натягивая рубашку, он взглянул на меня и сказал: (27)- А все-таки я немножко совсем не доплыл... (28)Чуть-чуть... (29)- Чуть-чуть... - вскипев, передразнил я его. (30)- Не утонул ты чуть-чуть, заморыш несчастный! (31)Он не обиделся и только глубоко вздохнул.(32) А потом спросил вдруг: (33) - А завтра вы здесь будете? (34) - А тебе зачем? - не слишком вежливо буркнул я. (35)- Я опять поплыву! - горячо выпалил мальчишка. (36)- Понимаете? (37)Я же должен доплыть! (38)Обязательно должен! (39)Ну, а в случае чего... (40)Вы меня опять спасете...(41)Ладно? (42)Я просто-напросто опешил от такого нахальства. (43)Несколько мгновений я вглядывался в его серьезное очкастое лицо, раздумывая - не дать ли ему хорошенько в воспитательных целях. (44)Но было что-то такое в выражении его глаз, что совершенно неожиданно для себя самого я ляпнул: (45) - Ладно... приходи, там посмотрим... (46)И все мальчишки, столпившиеся вокруг нас, радостно загоготали: (47)- И чего смотреть? (48)Поплывем вместе - и кранты! (49)Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. (50)Не завтра, так послезавтра... (По Л .Куклину)

Слайд 5

Объясните смысл последних фраз текста: «Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...»

Слайд 6

2) Почему поступок Бычка рассказчик называет «отчаянным», а событие, связанное с этим поступком, - «невероятным»? ( Предложение 7 : Бычок , этот хилый очкарик, осмелился доплыть до Чертова Пальца - мрачной отвесной скалы у самого дальнего входа в бухту! ) 3) Что заставляет и рассказчика, и мальчишек, и читателя понять, что поступок Бычка ещё и опасно отчаянный? Состояние пловца Состояние поверхности моря «Плыл слишком медленно, нелепо переваливаясь с боку на бок и высоко занося слабые, как тростинки, руки»; «он то и дело поправлял очки: видимо, вода заливала стекла». «С моря шла мертвая зыбь - широкая медленная волна. Безобидная в открытом море, она свирепела в узких каменных лабиринтах бухты. …Накат у берега становился сильнее и опасней. ( Справиться с ним мог бы только опытный и сильный пловец. Этого не мог, конечно, знать городской мальчик)... Отбойная волна отшвыривала его назад, словно слепого котенка».

Слайд 7

4) Что изменило отношение окружающих к Бычку? Поведение мальчика в смертельной опасности «…Он не кричал: "Помогите!" или что-нибудь в этом же роде. Бычок тонул молча ,… с достоинством » Целеустремлённость Бычка «- Я опять поплыву! - горячо выпалил мальчишка.- Понимаете? Я же должен доплыть ! Обязательно должен ! Ну, а в случае чего... Вы меня опять спасете...»; « было что-то такое в выражении его глаз, что совершенно неожиданно для себя самого я ляпнул: - Ладно... приходи, там посмотрим...»

Слайд 8

Работа над сочинением 1) Вступление.(Раскроем тему текста и сформулируем тезис: Целеустремленность и сила воли – вот что превращает слабого в сильного. Такой человек точно знает, чего хочет, и обязательно достигнет своей цели. Поэтому прав рассказчик, говоря о Бычке: «…Этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...». 2) Приведём аргументы, используя вводные слова. Во-первых, мальчик отчаянно смел, несмотря на физическую неподготовленность и слабое зрение (предложение 7). Во-вторых, он борется до последнего, и, лишь случайно оставшись в живых, всё равно не отступает от задуманного (предложения 35-40). Даже местные мальчишки, раньше презиравшие его, не могли не признать в нем равного по силе духа, а потому приняли Бычка в своё общество. 3) Вывод. Таким образом, рассказчик убеждает нас в том, что упорство и целеустремленность помогают достичь успеха в любом деле.

Слайд 9

Море не любит слабых, поэтому понятно недоброжелательное отношение местных мальчишек к «хилому очкарику» с его «суетливой манерой плавать». Однако внешний вид Бычка оказался обманчивым: дерзость мальчишки поразила подростков (предложение 7). Но самое главное, что заставило местных и рассказчика изменить отношение к мальчишке, – это его стремление осуществить свою мечту: Бычок чуть не погиб, однако намерен снова доплыть до скалы (предложения 35-40). Эта отвага и целеустремлённость «очкарика» заставила рассказчика поверить, что храбрый мальчуган выполнит задуманное. Сила воли Бычка убедила всех: его мечта осуществится.

Слайд 10

Повествование рассказчика о «хилом очкарике» заканчивается словами: "«Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...». Действительно, сильным человека делают не мускулы, а стремление осуществить свою мечту. Во-первых, Бычок смел, а это свойство присуще только мужественным людям (предложения 7,8). Во-вторых, поражает его целеустремлённость: даже смертельная опасность не смогла победить в нём желание осуществить задуманное (предложения 27-38). Следовательно, упорство и сила воли помогают человеку достичь желанной цели.

Слайд 11

Памятка «Как работать над сочинением (часть С2.2) » Внимательно прочитайте текст. Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить. Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос. Сформулируйте собственное мнение о смысле заданного вопроса. Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений. Проверьте композицию сочинения: это должно быть сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод). Проверьте, как соотносится ваше письменное высказывание с авторской позицией (идеей текста).



Предварительный просмотр:

Изложение

Напишите сжатое изложение.

Краски и свет в природе надо не столько наблюдать, сколько ими попросту жить. Живопись важна для прозаика не только тем, что помогает ему увидеть и полюбить краски и свет. Живопись важна еще и тем,  что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы тоже начинаем это видеть и удивляться, что не замечали этого раньше.

Французский художник Моне приехал в Лондон и написал Вестминстерское аббатство. Работал Моне в обыкновенный лондонский туманный день.  Написана картина виртуозно. Когда она была выставлена, произвела смятение среди лондонцев. Они были поражены, что туман у Моне был окрашен в багровый цвет, тогда же как даже из хрестоматий было известно, что цвет тумана серый.

Дерзость Моне вызвала сначала возмущение. Но возмущавшиеся вгляделись в лондонский туман и впервые заметили, что он действительно багровый. Моне победил. После его картины все начали видеть лондонский туман таким, каким его увидел художник.



Предварительный просмотр:

Прочитайте текст и напишите сочинение, объяснив смысл последнего предложения текста: «Только когда я взял его на руки, он вдруг уронил свое ведрышко, обнял меня и заплакал». Приведите в тексте два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера номера нужных предложений или применяйте цитирование.

(1)Под карнизом большого четырехэтажного дома жили ласточки. (2)Они облепили весь карниз круглыми гнездами, в которых пищали птенцы. (3)Люди так привыкли к темным пятнам звезд, что эти гнезда казались им орнаментом, украшающим дом. (4)По утрам ласточки будили своим щебетанием белокурого мальчика. (5)Потягиваясь, мальчик выходил на балкон и, подняв голову, смотрел вверх. (6)Там, вверху, сияло лазурное небо, светило  большое южное солнце.(7) В небе, как черные стрелы, мелькали ласточки. (8) Их было много. (9)Прилетев к дому, они усаживались на карнизе, охорашивались, хлопотливо порхали над гнездами, кормили птенцов и улетали. (10)Над домом стоял неумолчный птичий гомон.

(11)Перед закатом стены и крыши домов горели золотом. (12)Деревья под балконом замирали в предвечернем безветрии. (13)Дворники поливали тротуары. (14)По улице проходили веселые цветочницы. (15)Их корзины пахли розами и левкоями. (16)Вместе с белокурым мальчиком на балкон  выходили его отец и мать. (17)Обняв сына, они смотрели, как, сверкая синевой оперения, бело-розовыми грудками и острыми хвостами, ласточки слетаются на ночлег. (18)Отец рассказывал мальчику, что в деревне, где он вырос, старшие запрещали убивать ласточек и уверяли, что они приносят дому счастье.

….(19)Потом орудийные залпы и разрывы снарядов сотрясали город. (20)Гудела земля. (21)Летели вниз камни, листы железа, стёкла, птичьи гнезда. (22)Исчезли ласточки. (23)На каменных стенах пустого дома светлели следы гнезд. (24)Ветер раскачивал поломанные оконные рамы, завывал в трубах, стучал ржавым железом. (25) По городу шли гитлеровцы. (26)По городу гуляла смерть.

(27)Белокурого мальчика я встретил через три месяца на лесном перевале, в предгорьях Кавказа. (28) Худой, черный, в порванных штанишках, он пробирался к поляне, держа в руках пустую консервную банку, перевязанную шпагатом.(29) Лицо и грязные руки мальчика посинели от холода. (30) Шел осенний дождь, мальчик ежился и по-старчески сутулил плечи.(31) По ущельям грохотала канонада, огненно-серые клубы разрывов вспыхивали на склонах перевала. (32)Укрывшись под деревом, я ждал конца налета.

- (33)Что ты здесь делаешь? – крикнул я, увидев мальчика.

- (34)Воду ищу, - тихо ответил он.

(35)Я подошел к нему и спросил, где сейчас его родители. (36)Он ничего о них не знал. (37)Мальчик скользнул взглядом по моей амуниции и с какой-то безнадежной, недетской тоской спросил:

- (38)Дядя, может, у вас есть сухарик?

- (39)Куда ты идешь?

-(40) От фашистов ухожу, - объяснил он. –(41) Я был в детском доме, в станице.(42) Наши не успели уйти, а мы убежали. (43)Я и Славик.(44) Потом Славик потерялся.

- (45)Пойдем со мной, - сказал я.

(46)Мальчик не спросил – куда. (47) Только когда я взял его на руки, он вдруг уронил свое ведрышко, обнял меня и заплакал.

(По В. Закруткину)