дидактический материал по русскому языку для 8 класса

Федорова Екатерина Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Выделите в данных текстах односоставные безличные предложения.

  1. На Тянь-Шане нет богатого разнообразия растительного мира. Здесь нет лесных зеленых массивов, которые пышными ярусами покрывают северные склоны Кавказского хребта. Дика и однообразна растительность гор.

  1. Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел, искрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой. Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа.

  1. Вьюга не стихла и утром. В серой несущейся мути не было  видно ни Дурновки, ни мельницы на Мысу. Порой светло, порой становилось похоже на сумерки.

  1. Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал…

Выделите в данных текстах односоставные безличные предложения.

  1. На Тянь-Шане нет богатого разнообразия растительного мира. Здесь нет лесных зеленых массивов, которые пышными ярусами покрывают северные склоны Кавказского хребта. Дика и однообразна растительность гор.

  1. Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел, искрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой. Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа.

  1. Вьюга не стихла и утром. В серой несущейся мути не было  видно ни Дурновки, ни мельницы на Мысу. Порой светло, порой становилось похоже на сумерки.

  1. Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал…


Предварительный просмотр:

Контрольная работа

Спишите, расставляя пропущенные  знаки препинания.

  1. (По)видимому она (не)соб…ралась ост…влять меня (на)едине со старым ко(л,лл)екционером.
  2.  Я так и не пр…близилась к разгадке (на)против каждая попытка пр…близиться к ней еще больше отд…ляла меня от желанной цели.
  3.  К сож…лению ни одна дорога не бывает бесконечной.
  4. Возможно горечь зал…чило время.
  5. (Не)сомненно он обладал артистизмом.
  6. Конечно столь поздний визит должен был вызвать удивление и настороженность.
  7. Он был в хорошем распол…жении… духа и теперь видимо жаждал общения.
  8. Действительно его постоянно т…нуло в путь.
  9. Были конечно и осл…пительно золотые ра(с,сс)веты, но редко.
  10. Пушкин усердно работает над повестью «Арап Петра Великого» но она к сож…лению остается (не)завершенной.
  11. Одним словом дотошный был а не упрямый.
  12. Итак попробуем воспроизвести весь ход событий.
  13. Кстати он в прошлом году прибыл к нам.
  14. Я впрочем в секрете это не держу.
  15. Читатель узнает например о внешности и повадках уссурийского тигра.
  16. Но признаюсь о дамах я очень боюсь говорить.
  17. Он просил убедительно сделать ему честь своим приездом в деревню, к которой по его словам было только пятнадцать верст от городской заставы.
  18. К моему уд…влению она засп…шила к подъезду трехэтажного дома с коло(н,нн)адой.
  19. Сознаться по совести в начале пути я все время чего( то) ждала.
  20. К его (не)малому облегчению до мастерской они добрались без каких (либо) приключений.



Предварительный просмотр:

Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК

Спишите, расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Люди спали перед трудным днем как перед боем крепко.
  2. Леса шумели справа и слева бушуя как озера.
  3. Сосна как дерево смолистое с трудом поддается гниению.
  4. Дождь мелкий как изморось продолжал бесшумно ложиться на тайгу.
  5. Слева по-прежнему шла черная гряда сопок изогнувшись как хребет гигантского зверя.
  6. Словом как листом стелет а делом как иголками колет.
  7. Зимой тротуар как каток.
  8. Избушка эта как говорили построена геологами.
  9. Его знали как опытного врача. Как опытный врач он сразу определял причину болезни.
  10. В поле работали как взрослые так и дети.
  11. Как историк-искусствовед отец знал настоящую цену этой находки.
  12. Его знали как опытного ихтиолога.
  13. Тютчев близок и дорог нам своей влюбленностью в красоту родной природы близок как поэт-философ.
  14. Наступило утро ясное но как это бывает осенью прохладное.
  15. Небо в январе как звездный шатер.


Предварительный просмотр:

Вставные конструкции

Расставьте недостающие парные знаки препинания. Вставные конструкции подчеркните крестиками.

  1. Раз это было за Тереком я ездил с абреками отбивать русские табуны.
  2. А вы я вижу шелковый.
  3. И этот учитель греческого языка этот человек в футляре можете себе представить едва не женился.
  4. Он теперь ехал к Яузскому мосту где ему сказали был Кутузов.
  5. Первый пост был выпит как читатели может быть и сами догадаются за здоровье нового херсонского помещика.
  6. Дана была полтина меди на расход и лакомства и что гораздо важнее умное наставление.
  7.  Прасковья Ивановна давно уже проснулась как мы узнали от Параши и оделась и кушала чай в своей столовой.
  8. Я как несомненно можете по мне видеть человек совсем незначительный.
  9. В жаркое летнее утро это было в исходе июля разбудили нас ранее обыкновенного.
  10. Возвратясь в свою комнату она находилась во флигеле и была почти загромождена коваными сундуками Гаврила сперва выслал вон свою жену.
  11. Быстро  но горячо прошла в душе моей страсть иначе не могу назвать ее ловить и собирать бабочек.
  12. Командиры бросили книги карты географические других на корабле не было разговоры и стремительно побежали на палубу.
  13. Проснувшиеся овцы их было около трех тысяч неохотно от нечего делать принялись за невысокую наполовину утоптанную траву.


Предварительный просмотр:

Контрольная работа

Односоставные предложения

Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, определите вид односоставных предложений.

  1. Под этаким небом невольно художником станешь.
  2. Жди ясного на завтра дня.
  3. Задумчиво глядишь на лица мужиков и понимаешь их.
  4. Под музыку осеннего дождя иду во тьме.
  5. Поднимаетесь по ступеням. Останавливаетесь. Поворачиваетесь и видите перед собой стадион. Стадион над морем.
  6. Вспоминали события прошлого думали о будущем.
  7. Вдруг отворяют ворота.
  8. Его здесь не забудут.
  9. Разложили костер и повесили над ним котелок.
  10. По утрам приносят газеты.
  11. В газетах сообщают о наводнении в Приморье.
  12. Мне трудно было разобрать эти тихие речи.
  13. Колокольчика не было слышно.
  14. В лесу стало тихо.
  15. Уж на часах двенадцать прозвенело.

Контрольная работа

Односоставные предложения

Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, определите вид односоставных предложений.

  1. Под этаким небом невольно художником станешь.
  2. Жди ясного на завтра дня.
  3. Задумчиво глядишь на лица мужиков и понимаешь их.
  4. Под музыку осеннего дождя иду во тьме.
  5. Поднимаетесь по ступеням. Останавливаетесь. Поворачиваетесь и видите перед собой стадион. Стадион над морем.
  6. Вспоминали события прошлого думали о будущем.
  7. Вдруг отворяют ворота.
  8. Его здесь не забудут.
  9. Разложили костер и повесили над ним котелок.
  10. По утрам приносят газеты.
  11. В газетах сообщают о наводнении в Приморье.
  12. Мне трудно было разобрать эти тихие речи.
  13. Колокольчика не было слышно.
  14. В лесу стало тихо.
  15. Уж на часах двенадцать прозвенело.



Предварительный просмотр:

Обособленные и необособленные определения.

Спишите, расставьте недостающие знаки препинания.

  1. На крыльцо вышел лакей в серой куртке с голубым стоячим воротником и ввел Чичикова в сени.
  2. На пороге стоял невысокий плотный парень белобрысый и курносый в стареньких тренировочных брюках и клетчатой рубашке с расстегнутым воротом.
  3. Через минуту в кабинет неловко протиснулся высокий бледный человек седоватый в очках.
  4. Среднего роста мускулистый загорелый Володя выглядел в жизни значительно моложе, чем на фотографии.
  5. Окружавший меня до этого мгновения мир с загадками тайнами опасностями бесследно растворился.
  6. В рубашке с расстегнутым воротом закатанными по локоть рукавами он походил на соседа по лестничной клетке.
  7. В прямоугольнике света падавшего в коридор из комнаты стояла Даша в мокром платье плотно прилипшем к телу.
  8. Вот и сейчас какие(то) новые чувства глубокие и сложные наполняли все существо ученого.
  9. Люди начали расходиться притихшие  смущенные.
  10. Скальная стена впереди выдавалась в поле острым и (не)приступным мысом.
  11. Город еще вчера такой грустный сырой и серый буд(то) бы переодевался к празднику.
  12. С луны видной в просвете туч протягивается широкий луч света и падает на утес.
  13. Участок ковра перед его лицом был покрыт узором изображавшим разноцветные фантастические цветы с длинными лепестками.
  14.  С севера медленно надвигалась огромная лохматая туча закрывавшая (пол)неба и несла с собой снег.
  15. Солнце пряталось и его косые лучи светлые над синими крыльями тучи почти не освещали землю.
  16. Я вышел на поляну полную веселых цветов и остановился в изумлении.



Предварительный просмотр:

Обособленные приложения

Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, укажите приложения.

  1. Он проживает у мещанина содержателя постоялого двора где я довольно часто останавливался.
  2. А ночью ветры вестники наступающих холодов гуляют по выси вызвездившегося неба.
  3. Посредине комнаты стоял Яшка Турок худой и стройный человек лет двадцати трех одетый в долгополый нанковый кафтан голубого цвета.
  4. Сторож человек уже старый угрюмый на все мои жалобы отвечал отрывистым ворчанием.
  5. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины следы тяжелых колес.
  6. В последнем письме он просил прислать ему в конверте самый драгоценный подарок лист киевского каштана.
  7. Постукивая посохами медленно продвигались старики в больших соломенных шляпах брилях.
  8. Андрей и братья все погодки сидят на перевернутой телеге без колес.
  9. Ермолай этот беззаботный и добродушный человек принимал у себя дома грозный и суровый вид.
  10. Ярко блестела зарница вечное украшение небес в здешних местах.
  11. Утром мы пошли на  базар и впервые рассмотрели как следует простой и тихий городок Опочку.
  12. Отец по специальности химик-практик не получил ни среднего ни высшего образования.
  13. Спустя много лет, зимой 1935 года, я встретился в Севастополе с сестрой Шмидта Анной Петровной Избаш.
  14. Один из ведущих инженеров лаборатории Кривицкий принадлежал к категории так называемых неуживчивых людей.
  15. Костя мальчик лет десяти возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором.
  16. Это был Андрей Птаха кочегар из котельной с сахарного завода.
  17. Дерево светлолюбивое сосна всю жизнь свою истратила на движение вверх к солнцу.
  18. Мороз великий владыка северной пустыни сжимает воздух.


Предварительный просмотр:

Спишите, расставьте недостающие знаки, вставьте буквы.

Прибл…жаются весе…ие экзамены и мы с братом Сашей усиле…о готовимся к их сдаче. Саша учится в университете, а мне ещё далеко до а…естата зрелости: в этом году мне может быть удаст…ся получить свидетельство об окончан… восьмого класса.

Из(за) болезни я не был в школе два месяца и вследстви.. этого очень отстал. Во что(бы) то (н…)стало мне необходимо повторить всю програ…у, пройде…ую (в)продолжени… года. Я ра…читал по(скольку) страниц надо читать в день, но мне н…как (н…)удается выполнить эти ра…четы. Стоит только усест…ся за учебник, как в голову сами приходят мысли о стадионе. Хорошо бы с…грать в во…ейбол или потренироват…ся в беге – в прошлом году я был чемпионом школы в соревнованиях на короткую дистанцию.

(Не) плохо сбегать с к…мпанией сверс…ников на берег Волги, к речному вокзалу, или забрат…ся в п…лисадник и почитать что(нибудь) о к…раблях, к…раванах,  необыкнове…ых приключениях.

Саша весь погл…щен занятиями: что(то) подчеркивает карандаш…м в брош…рах, выписывает ц…таты из сочинений кла…иков иногда читает (в)полголоса об агре…иях, капитуляции, конгре…ах и еще о чем(то)соверше…о  непонятном.

Я сажусь за стол и тоже читаю о м…р…дианах и парал…елях, о криста…ах и элементах.

Но начинается трансляция матча со стадиона «Динамо», и я зам…раю над (не)дочитанным параграфом. Саша (тот)час выключает радиопр…емник.

Я старательно решаю ур…внения  с двумя неизвес…ными, но все равно слышу шум трамваев  и крики девч…нок, скач…щих на тр…туаре.  В отчаян… я ухожу на кухню, но здесь мне мешает сосредоточиться наш пес  Дружок  сидящий в конуре под окном.

Спишите, расставьте недостающие знаки, вставьте буквы.

Прибл…жаются весе…ие экзамены и мы с братом Сашей усиле…о готовимся к их сдаче. Саша учится в университете, а мне ещё далеко до а…естата зрелости: в этом году мне может быть удаст…ся получить свидетельство об окончан… восьмого класса.

Из(за) болезни я не был в школе два месяца и вследстви.. этого очень отстал. Во что(бы) то (н…)стало мне необходимо повторить всю програ…у, пройде…ую (в)продолжени… года. Я ра…читал по(скольку) страниц надо читать в день, но мне н…как (н…)удается выполнить эти ра…четы. Стоит только усест…ся за учебник, как в голову сами приходят мысли о стадионе. Хорошо бы с…грать в во…ейбол или потренироват…ся в беге – в прошлом году я был чемпионом школы в соревнованиях на короткую дистанцию.

(Не) плохо сбегать с к…мпанией сверс…ников на берег Волги, к речному вокзалу, или забрат…ся в п…лисадник и почитать что(нибудь) о к…раблях, к…раванах,  необыкнове…ых приключениях.

Саша весь погл…щен занятиями: что(то) подчеркивает карандаш…м в брош…рах, выписывает ц…таты из сочинений кла…иков иногда читает (в)полголоса об агре…иях, капитуляции, конгре…ах и еще о чем(то)соверше…о  непонятном.

Я сажусь за стол и тоже читаю о м…р…дианах и парал…елях, о криста…ах и элементах.

Но начинается трансляция матча со стадиона «Динамо», и я зам…раю над (не)дочитанным параграфом. Саша (тот)час выключает радиопр…емник.

Я старательно решаю ур…внения  с двумя неизвес…ными, но все равно слышу шум трамваев  и крики девч…нок, скач…щих на тр…туаре.  В отчаян… я ухожу на кухню, но здесь мне мешает сосредоточиться наш пес  Дружок  сидящий в конуре под окном