Детство без жестокости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Школьный буллинг, как распознать его? | 20.3 КБ |
Детство без жестокости | 17.25 КБ |
prilozhenie_2._press_-_reliz.docx | 14.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Буллинг в школе: как распознать, что ребенок является жертвой травли?
Буллингом называют повторяющиеся попытки более сильного индивида (или группы) причинить боль, унизить, расстроить или каким-то иным образом стрессировать менее сильного индивида (или группу) неравенство сил между жертвой и обидчиком; повторяемость; переживание жертвой чувства беспомощности; активная поддержка, подразумеваемое одобрение или безразличие со стороны других участников ситуации.
Виды буллинга Социальная травля. Об ученике распространяют сплетни и слухи (часто они не являются правдой), с ним отказываются общаться, его не берут в совместные школьные проекты, не приглашают гулять, не предлагают пойти в гости и т.д.
Физическая травля. Кто-то более сильный отбирает у ребенка вещи, прячет или портит их. Бьет, толкает, пинает, запирает в школьном классе или туалете, угрожает тем, кто попытается встать на защиту.
Вербальный буллинг. Ученику дают обидные прозвища, смеются над его внешним видом, одеждой, манерой говорить и т.д.
Кибербуллинг. Угрозы, издевательства, оскорбления в соцсетях и мессенджерах. Демонстрация фото и видео, где ученик выставлен не в лучшем свете.
Почему это происходит? Как распределяются роли? У детей есть вполне понятное желание повысить свой социальный статус, стать популярным, обратить на себя внимание. И нередко с помощью травли они пытаются закрыть именно эту потребность.
Для многих буллинг становится возможностью заработать статус в группе сверстников. Наверное, это удивительно, но в большинстве случаев эта стратегия работает! Агрессоров в коллективе воспринимают как более популярных, ведь травля помогает им заработать статус и удержать его с течением времени.
А если говорить о жертве, то чаще всего ею становится тот, кто чем-то отличается от остальных ребят. Но при этом — важно не забывать об этой особенности — стать жертвой буллинга может кто угодно.
Никто не застрахован на 100% от этой беды. Чтобы получить свой статус и поддерживать его, агрессору нужно: Найти подходящую жертву (кого-то неуверенного, физически более слабого, склонного к подчинению и т.д.Выбрать подходящее время и место для нападения (важно! всегда должны присутствовать свидетели).
В ситуации травли всегда есть определенный набор ролей: Свидетели, которым хочется как можно быстрее уйти из опасной ситуации, если случайно оказались рядом. Им не хочется связываться. Свидетели, которым может нравиться то, что происходит. Свидетели, которым не нравится наблюдать за травлей одноклассника, но они боятся что-то предпринять.
Главный обидчик — зачинщик нападения. Помощники зачинщика — могут следить за тем, чтобы жертва не убежала, или чтобы не увидели взрослые. Защитник — тот, кто вступится за жертву. Каковы причины агрессии? Дети не всегда понимают различия между лидерством и доминированием. У многих агрессоров отличные коммуникативные способности и лидерские качества, но они, к сожалению, не умеют использовать их правильно.
А порой причиной буллинга может стать просто скука. Случается и так, что у подростка не хватает важных социальных навыков: эмпатии, способности договариваться, справляться с негативными эмоциями. Для них характерен сильный эгоцентризм и неумение распознавать нужды окружающих. А кто-то с помощью такого поведения пытается завести себе друзей.
Среди агрессоров небольшая часть имеют расстройства личности, связанные с нечувствительностью к чужим страданиям и получением от них радости. В таких случаях требуется консультация специалиста, чтобы вовремя провести психологическую диагностику.
Последствия вовлеченности в травлю: Снижение успеваемости. Прогулы, отказ ходить в школу. Аутоагрессивное (причинение себе вреда в физической и психической сферах) / агрессивное поведение.
Психосоматические проявления: головная боль, тошнота, рвота, температура и другие симптомы, не связанные с какой-то болезнью. Депрессивные / тревожные расстройства. Суицидальные мысли / намерения / действия. Во многих современных сериалах поднимается проблема травли в школе. Один из таких — «13 причин почему». Криминальные действия.
Среди тех учеников, которые были вовлечены в буллинг, многие находят в себе силы на месть и сами становятся агрессорами.
«Если в школе есть буллинг, то страдает не только жертва, но и все ученики, вовлеченные в ситуацию, — и агрессоры, и свидетели!» «Чаще обращай внимание на то, как чувствуют себя другие люди, ведь не все могут видеть и понимать ситуацию так, как ты.
Пусть это непросто, но постарайся представить, как чувствуют себя те, кто стал жертвой травли» Буллинг в России Согласно данным PISA (2015), 27% школьников в России хотя бы раз за год подвергались физическому или вербальному буллингу, а также социальной агрессии; 9,5% школьников в России оказывались жертвами травли часто (как минимум, несколько раз за месяц); За последующие три года этот показатель вырос еще на 10% и стал составлять 37% (PISA, 2018).
В России буллинг в большей степени «сконцентрирован» в определенных школах: примерно 70% учеников ходят в школы, где травле несколько раз в месяц подвергается от 25% до 50% учеников (против 34% в среднем по ОЭСР).
В России показатели положительных ответов на приведенные утверждения значимо ниже, чем средние по выборке: «Меня раздражает, когда никто не защищает учеников, которые подверглись травле»; «Это правильно — помогать тем, кто не может сам себя защитить»; «Присоединяться к буллингу — неправильно»; «Я плохо себя чувствую, когда вижу, как других учеников травят»; «Мне нравится, когда кто-то заступается за учеников, подвергнувшихся травле». А с этим утверждением в России согласились только 77% опрошенных.
В других странах – почти 90%. «Я плохо себя чувствую, когда вижу, как других учеников травят» Распространенность буллинга в зависимости от пола и возраста Согласно результатам исследования ЛПАП Института образования НИУ ВШЭ (2018 г.), мальчики чаще оказываются вовлеченными в физическую травлю, причем как в роли жертв, так и в роли инициаторов. При этом они реже, чем девочки, оказываются инициаторами социальной травли.
А вот девочки-инициаторы травли имеют склонность к тому, чтобы делать это время от времени, мальчики же — на постоянной основе. Как правило, распространенность буллинга падает к старшей школе, классы «группы риска» — 7 и 8. Хорошая школа «Что значит «хорошая школа» с точки зрения распространения травли? Это такая школа, в которой взрослым не все равно, а ученики понимают и чувствуют, что есть четкая система правил. При этом все равны: отличники и троечники, те, кто раньше вели себя хорошо, и те, кто уже совершили проступки».
Как отличить травлю от других типов нежелательного поведения? Это обидные/ оскорбительные действия? Это делается специально? Это повторяется, или есть высокий риск повтора? Форма буллинга (физический, вербальный, косвенный, кибер) — НЕ является релевантным критерием для принятия решения.
Что делать, если вы узнали о травле ребенка? «Правильная реакция — быстрая реакция: чем меньше времени пройдет с момента, когда вы узнали о травле, тем больше шансов на успех. Еще очень важно подключить семью участника инцидента на ранней стадии». Буллинг в школе — это ситуация SOS! Поэтому очень важна быстрая реакция администрации. Когда взрослые узнают о том, что дети подверглись травле, у них возникает много переживаний. Хочется, например, наказать обидчика, или, наоборот, обвинить самого ребенка в том, что по отношению к нему проявляют агрессию.
Но будьте внимательны! Сразу скажите категорическое нет: сарказму; агрессии; манипуляциям; унижению со стороны старших по отношению к любому из участников ситуации. Перед разговором с детьми соберите у коллег по возможности больше информации и обязательно отслеживайте процесс на всех этапах, и не останавливайтесь, как только травля прекратилась. Как определить жертву травли? Жертвой травли может стать абсолютно любой ученик (никогда нет 100% гарантии, что кого-то она обойдет стороной).
Всегда помните про главную цель агрессора: повышение собственного статуса за счет принижения другого ученика. Выбор его, вероятнее всего, падет на того, кто просто будет отличаться в наибольшей степени от других ребят. У кого шанс стать «выделенным» выше? у ребенка с высоким уровнем тревожности: мало друзей, он не уверен в себе и предпочитает проводить время со взрослыми; дети, у которых есть трудности в обучении, синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройства аутистического спектра, диабет, эпилепсия, иные хронические заболевания, особенно если они имеют яркое проявление во внешности или поведении, «заметны» для окружающих; часто травят тех, кто не соответствуют общепринятым представлениям о собственном поле: например, слишком маскулинных девочек (тех, у кого много «мальчишечьих» черт); дети, которые подвергаются в семье гиперопеке со стороны родителей и те, у кого мало опыта общения со сверстниками; дети из семей с низким социально-экономическим статусом, иноязычные, инокультурные.
Техники и основные принципы разговора с жертвой травли Важно уметь отличать свои мысли и чувства от того, что переживает жертва: Она может быть в шоке и дезориентирована. Она может не хотеть говорить о произошедшем. Иногда (особенно, если речь идет о родителях, жертва может постараться оградить их от переживаний). Она может считать произошедшее собственным «социальным провалом».
Важно! Дать ей возможность самой говорить так, как она может/считает нужным. Использовать приемы активного слушания. Избегать закрытых вопросов, на которые можно ответить односложно. Избегать советов. Не перебивать. Решение проблемы: важные вопросы Один из подходов в решении задач, связанных с буллингом, — проблемно-ориентированный.
Поэтому, когда мы пытаемся говорить со школьником, ставшим жертвой, мы можем строить наш разговор, опираясь на наводящие вопросы. В чем заключается проблема? Как ты себя чувствуешь в связи с ней? Дать в сокращенной форме обратную связь для прояснения и для того, чтобы жертва могла почувствовать себя услышанной. Что из того что ты пробовал(а) было успешным, хотя бы частично? Важно акцентировать внимание на том, в чем силен ребенок — так закрепится его положительный опыт. Что ты еще можешь попробовать сделать? Какие у тебя есть варианты дальнейшего поведения? Какие будут последствия каждого из этих вариантов? Какой вариант кажется тебе наилучшим? Как ты собираешься это делать? Признать, что разговор был трудным, поблагодарить за смелость!
Возможные стратегии поведения с жертвой Конфронтация: можно начать с написания письма или аудиозаписи Встреча с агрессорами — только если жертва готова, взрослому лучше выступать медиатором
Игнорирование — это отдельный навык, которому нужно учиться Техники: Заезженная пластинка: «Нет, я не пойду с вами» — многократное повторение без объяснений
Уклонение от нападок: фразы типа «Ты можешь называть меня жирной, но мой вес меня вполне устраивает», «Это может быть твое мнение, но я так не думаю», «Эх, да, но моя мама так вкусно готовит»!
Чувство юмора — иногда можно посмеяться над собой (есть ограничения!) Техники концентрации: молитва, «Безопасное место» (техника, в которой ребенок может перенести себя в безопасное пространство в своем воображении
rosuchebnik.ru
https://vk.com/public193636084?w=wall-193636084_3215
Предварительный просмотр:
Детство без жестокости!
Уважаемы родители ( законные представители) несовершеннолетних, помните!!!
Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным.
Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели. Маленькие дети обычно не понимают, что они делают неправильно. Обязательно будьте последовательны в своих примерах.
Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы.
Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. И следите за своими словами – они могут ударить еще сильнее.
Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить.
Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи.
Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и неправильного».
Только подумайте имеет ли смысл бить ребенка за то, что он только что ударил кого-то? Уведите, уберите ребенка с того места, где он только что кого-то ударил. Будьте последовательны и жестки (в следовании правилам). Каждый раз давайте ребенку знать: какое поведение вы от него ожидаете и что случится, если он не сделает этого (пойдет в свою комнату, не будет смотреть телевизор или потеряет какую-то другую привелегию).
Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить - это нормально и приемлемо.
Дети будут думать, что это нормальная практика - добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.
Физическое насилие травмирует эмоции ребенка.
Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.
Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным и деструктивным.
Физическое насилие дает ребенку больше оснований для плохого поведения. Оно как бы учит их "ты плохой, поэтому ты можешь, имеешь право делать плохие вещи". Когда ребенок постарше делает что-то плохое, попробуйте использовать "тайм-ауты". Благодаря тайм-ауту, вы изолируете ребенка прежде всего от себя на несколько минут. Посадите его на стул или кресло, лестницу, или отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он сможет контролировать свои действия (но ребенок не должен оставаться там часами! Обычно тайм-аут длится несколько минут, до 10). При этом не забывайте поддерживать своих детей, когда они поступают правильно и делают хорошие вещи.
Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю.
Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Такие дети обычно руководствуются принципом: «Я не должен ничего делать, иначе меня накажут», вместо «я не должен делать плохие вещи, потому что они плохие». Ваши ожидания должны быть по максимуму четкими. Поощряйте своего ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший выбор.
Физическое насилие в любом виде пугает
Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы - взрослый человек.
Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти
кричащего – как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни в коем случае - это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ребенка. Что делать?
Остановитесь! Если вас «достает» плач, обратитесь за помощью к другу, родственнику, соседке, попросите их посидеть с ребенком хоть десять минут, пока вы примете душ или просто выйдете на улицу, успокоитесь. Научитесь просить и принимать помощь других людей. В крайнем случае оставьте грудного ребенка в кроватке или манеже и уйдите в душ на 5 минут – пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.
Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях».
К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже - с одобрения чужих людей). Кроме того, вы таким образом даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить.
Постарайтесь подстроиться под ребенка, зная его расписание, пристрастия и заранее подумав, в каких случаях возможны конфликты. Даже если возникла непредвиденная ситуация, нет ничего страшного в том, что ребенок плачет или капризничает. Возьмите его на руки и идите домой, или отойдите в сторону, сядьте на лавочку и подождите, пока он успокоится. Стыдно должно быть посторонним наблюдателям, но не вам.
Если вы думаете, что ваши собственные проблемы оказывают влияние на то, как вы воспитываете своего ребенка, остановитесь, подумайте и обратитесь за помощью. В Интернете можно найти группу поддержки и поговорить о своих проблемах - анонимно или даже найти локальную помощь в своем городе.
Если вас наказывали в детстве, очень легко передать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком. А также попытайтесь найти время для себя. Вы почувствуете себя лучше и станете лучшим родителем своему ребенку.
Предварительный просмотр:
с 1 по 30 сентября 2022 года
Детский телефон доверия с единым общероссийским номером
8-800-2000-122
проводит акцию
«Рука в руке. Как воспитать счастливого ребенка»
Ежегодно в службу детского телефона доверия по проблемам воспитания своих детей обращается около 1000 родителей. Также нередко звонят дети с вопросами и сложностями во взаимоотношениях в семье.
Воспитание ребенка – одна из самых важных задач для родителей. Каждый стремится дать своим детям все, что может, и научить тому, что умеет. В процессе воспитания возникают конфликты, недопонимания, которые несут в себе тревогу, раздражение, разочарования, заводят в тупик даже самых опытных родителей. Родители часто задаются вопросами:
- Как найти взаимопонимание с ребенком?
- Как конструктивно разрешить конфликт в семье, между братьями и сестрами?
- Как воспитать ответственность в ребенке?
- Что делать, если ребенок обманывает?
И здесь важно не оставаться один на один с проблемой, а найти помощь профессионала. Квалифицированные психологи ответят на Ваши вопросы, а так же помогут выбрать подходящую тактику воспитания, найти хорошее решение именно для вашей семьи.
Вы сможете получить своевременную консультацию психолога анонимно, бесплатно, круглосуточно по телефону:
8-800-2000-122