Диагностический инструментарии


Предварительный просмотр:

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

 (А.А.Андреев)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

 Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

1. Я иду утром в школу с радостью

2. В школе у меня обычно хорошее настроение

3. В нашем классе хороший классный руководитель

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной  

   жизненной  ситуации

5. У меня есть любимый учитель

6. В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы

9. Я считаю, что школа по – настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка результатов

Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов.

У больше 3 – высокая степень удовлетворенности;

от 2 до 3 – средняя степень удовлетворенности;

если У меньше 2, низкая степень удовлетворенности.

Затем производится подсчет числа учащихся в классе, имеющих высокий, средний и низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью. Данные вносятся в сводную таблицу по ОУ.

Результаты диагностики

«Удовлетворенность учащихся школьной жизнью»

по методике Андреева А.А.

Участники: учащиеся 5-11 классов

Дата проведения: январь 2015 год

Класс

Кол-во уч-ся

ФИО кл. рук.

Степени удовлетворенности школьной жизнью

Высокая

Средняя

Низкая

5 а

14

Агеева С.Ю.

6

6

2

5 б

14

Нагулина Е.Н.

5

8

1

6 а

14

Костенюкова Н.В.

4

9

1

6 б

12

Фатун Л.В.

5

7

0

7 а

14

Бордзикули Н.О.

4

7

3

7 б

19

Долголенко С.Н.

7

12

0

8 а

16

Авдиенко Г.Г.

6

8

2

8 б

15

Гурова З.Н.

4

11

0

9 а

17

Тюленева О.В.

6

9

2

9 б

14

Санжарова О.А.

2

12

0

10

13

Гамалицкая Е.Н.

6

7

0

11

15

Васильева Т.А.

7

8

0

177

ИТОГО:

62 (35%)

104 (59%)

11 (6%)

Выводы и рекомендации:

62 уч-ся (35%) 5-11 классов имеют высокую степень удовлетворенности школьной жизнью; 104 (59%) – среднюю степень; 11 (6%) учащихся низкую степень удовлетворенности школьной жизнью.

Классным руководителям, педагогу-психологу провести индивидуальную работу с учащимися, имеющими низкую степень удовлетворенности, выяснить причины, оказать необходимую помощь учащимся.

По сравнению с результатами проведения диагностики в 2013-14 учебном году учащихся, неудовлетворенных школьной жизнью сократился на 5 %.

Директор школы:                               В.Н. Мирнов

Составитель: зам. директора по ВР Польшенская О.Ф.

Результаты диагностики

«Изучение удовлетворенности родителей

работой образовательного учреждения»

по методике Степанова Е.Н.

Участники: родители учащихся 1-11 классов

Дата проведения: апрель 2015 год

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива

Класс

Кол-во уч-ся

Кол-во родителей, принявших участие в диагностике

ФИО кл. рук.

Степени удовлетворенности школьной жизнью

Высокая

Средняя

Низкая

1 а

15

11

Кушнарева И.А.

5

5

1

1 б

16

13

Орехова Л.Н.

7

5

1

2 а

17

14

Дегтярева В.В.

10

4

0

2 б

16

12

Войнова Г.А.

4

6

2

3 а

17

17

Калужская Т.В.

8

9

0

3 б

12

10

Язепова Н.Н.

7

3

0

4 а

19

15

Гладченко Л.Ю.

9

6

0

4 б

19

14

Яицкая Л.М.

5

9

0

5 а

14

9

Агеева С.Ю.

2

5

2

5 б

14

8

Нагулина Е.Н.

1

7

0

6 а

14

12

Костенюкова Н.В.

6

6

0

6 б

12

9

Фатун Л.В.

4

5

0

7 а

14

7

Бордзикули Н.О.

1

5

1

7 б

19

13

Долголенко С.Н.

8

5

0

8 а

16

12

Авдиенко Г.Г.

5

7

0

8 б

15

11

Гурова З.Н.

3

9

0

9 а

17

10

Тюленева О.В.

3

5

2

9 б

14

9

Санжарова О.А.

2

7

0

10

13

9

Гамалицкая Е.Н.

5

4

0

11

15

15

Васильева Т.А.

6

9

0

ИТОГО:

308

271

101 (37%)

161 (59%)

9 (3%)

Выводы:

59% опрошенных родителей имеют средний уровень удовлетворенности работой школы, 37% - высокий, 3% - низкий. По сравнению с 2013-14 учебным годом на 4% вырос высокий уровень и на 2% сократился низкий уровень удовлетворенности.

Директор школы:                               В.Н. Мирнов

Составитель: зам. директора по ВР Польшенская О.Ф.



Предварительный просмотр:

Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения

 (методика Е. Н. Степанова)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход тестирования

На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

1. Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

3.Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

5. В классе, где учится наш ребенок, хороший классный руководитель. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

7. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

8.Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

9.В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

– 4 – 3 – 2 – 1 – 0

10.В учебном заведении  работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

11.Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

12.В учебном заведении  заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

– 4 – 3 – 2 – 1 – 0

13.Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

– 4 – 3 – 2 – 1 – 0

14.Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

15.Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

– 4 – 3 – 2 – 1 – 0

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

Результаты анкетирования

Анкетирование родителей показало, что коэффициент У равен больше 3 – это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности жизнедеятельностью детей в классе и работой образовательного учреждения.



Предварительный просмотр:

Анкета “Взаимоотношения в семье”

Ф. И. О. ____________________________________________________________

Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

- очень хорошими;

- хорошими;

- не очень хорошими;

- плохими;

- очень плохими.

2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?

- не совсем;

- нет;

- да.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? (Перечислите эти традиции).

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

- ежедневно;

- по выходным дням;

- редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

- решает сообща жизненные проблемы;

- занимается семейно-бытовым трудом;

- работает на приусадебном участке;

- вместе проводит досуг, смотрит телепередачи;

- обсуждает вопросы учебы детей;

- делится впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

- каждый занимается своим делом;

- допишите…

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

- да;

- часто;

- иногда;

- редко;

- не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

- непониманием членами семьи друг друга;

- нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);

- отказом участвовать в семейных делах, заботах;

- разногласиями в вопросах воспитания детей;

- злоупотреблениями алкоголем;

- другими обстоятельствами (укажите какими).

8. Каковы способы разрешения конфликтов в вашей семье?

- примирение;

- обсуждение ситуации и принятие обоюдоприемлемого решения;

- прекращение конфликтов на некоторое время;

- обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

- конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

- да;

- нет;

- иногда.

10. Как реагируют дети на семейные конфликты?

- переживают, плачут;

- становятся на сторону одного из родителей;

- пытаются помирить;

- уходят из дома;

- замыкаются в себе;

- относятся безразлично;

- становятся озлобленными, неуправляемыми;

- пытаются найти поддержку у других людей.

11. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в семье?__________________________________



Предварительный просмотр:

Уровень воспитанности учащихся  (методика Н.П. Капустиной)

Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

  1. Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки

  1. Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома

  1. Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу

  1. Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми

  1. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

       - у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда        По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

4 – часто        В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса

№ п/п

Фамилия, имя ученика

Любознательность

Прилежание

Отношение к природе

Я и школа

Прекрасное  в моей жизни

Средний балл

Уровень воспитанности

сам

Уч.

сам

Уч.

сам

Уч.

сам

Уч.

сам

Уч.

.

1

Иванов

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

высокий

2

Петров

5

4

4

3

5

4

4

4

4

4

4.1

хороший

3

Сидоров

4

3

4

3

4

4

4

3

5

4

3,8

средний

В  классе ______учащихся

___ -  имеют высокий уровень воспитанности

___-  имеют хороший уровень воспитанности

___ -  имеют средний уровень воспитанности

___-  имеют низкий уровень воспитанности

Уровень воспитанности учащихся  (методика Н.П. Капустина) (5 - 11 классы)

Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________

Долг и ответственность

1

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

4

3

2

1

0

2

Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4

3

2

1

0

3

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4

3

2

1

0

4

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4

3

2

1

0

Бережливость

1

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.

4

3

2

1

0

2

Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.

4

3

2

1

0

3

Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).

4

3

2

1

0

4

Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

4

3

2

1

0

Дисциплинированность

1

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.

4

3

2

1

0

2

Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.

4

3

2

1

0

3

Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).

4

3

2

1

0

4

Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

4

3

2

1

0

Ответственное отношение к учебе

1

Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.

4

3

2

1

0

2

При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.

4

3

2

1

0

3

Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета).

4

3

2

1

0

4

Аккуратен, исполнителен, точен.

4

3

2

1

0

Отношение к общественному труду

1

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

4

3

2

1

0

2

Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).

4

3

2

1

0

3

Выполняю трудовые поручения родителей.

4

3

2

1

0

4

Добросовестно выполняю все поручения.

4

3

2

1

0

Коллективизм, чувство товарищества

1

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

4

3

2

1

0

2

Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4

3

2

1

0

3

Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

4

3

2

1

0

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4

3

2

1

0

Доброта и отзывчивость

1

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4

3

2

1

0

2

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

4

3

2

1

0

3

Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .

4

3

2

1

0

4

Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

4

3

2

1

0

Честность и справедливость

1

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.

4

3

2

1

0

2

Честно сознаюсь, если что-то натворил.

4

3

2

1

0

3

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.

4

3

2

1

0

4

Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

4

3

2

1

0

Простота и скромность

1

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.

4

3

2

1

0

2

Понимаю, что человека уважают не за деньги.

4

3

2

1

0

3

Иногда люблю похвастаться.

4

3

2

1

0

4

Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности

4

3

2

1

0

Культурный уровень

1

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.

4

3

2

1

0

2

Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.

4

3

2

1

0

3

Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.

4

3

2

1

0

4

Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)

4

3

2

1

0

Расчет делать по каждому пункту.

Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”

  • “0” - всегда нет или никогда.
  • “1” - очень редко, чаще случайно.
  • “2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
  • “3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
  • “4”- всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9

  • До 0,5 – низкий уровень воспитанности
  • 0,6- уровень воспитанности ниже среднего
  • 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
  • До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
  • 1- высокий уровень воспитанности

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).

Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.

Так же оценивают родители.

Затем показатели сравниваются и делаются выводы.

  • Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
  • Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
  • Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
  • Высокий уровень : устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора «Психометрический тест К.Э. Сишора»

Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма - 19 баллов, минимальная - 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

Инструкция. Hа каждый вопрос есть несколько вариантов ответа. Вам необходимо выбрать верный для вас ответ и записать его обозначение в бланк.

  1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
    - Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)
    - Участвую в большинстве видов деятельности (4)
    - Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)
    - Не чувствую, что являюсь членом группы (2)
    - Живу и существую отдельно от нее (1)
    - Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
  2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
    - Да, очень хотел бы перейти (1)
    - Скорее перешел бы, чем остался (2)
    - Не вижу никакой разницы (3)
    - Скорее всего остался бы в своей группе (4)
    - Очень хотел бы остаться в своей группе (5)
    - Не знаю, трудно сказать (1)
  3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
    - Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
    - Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
    - Хуже, чем в большинстве классов (1)
    - Не знаю, трудно сказать (1)
  4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
    - Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
    - Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
    - Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
    - Не знаю. (1)
  5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?
    - Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
    - Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
    - Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
    - Не знаю (1)

Обработка результатов и интерпретация

Уровни групповой сплоченности

  15,1 баллов и выше – высокая;

  11,6 – 15 балла – выше средней;

  7- 11,5 – средняя;

  4 – 6,9 – ниже средней;

  4 и ниже – низкая.

Источник:

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Издательство Института Психотерапии. 2005. - 490 с. (C. 179-180)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методика самооценки школьных ситуаций Кондаша

Предназначена для учащихся 7-го и более старших классов.

Инструкция учащемуся

Оцени, пожалуйста, каждую ситуацию в баллах в зависимости от того, насколько она может вызвать у тебя тревогу:

0 - ситуация не волнует;

1 - ситуация волнует незначительно;

2 - ситуация достаточно волнует;

3 - ситуация очень сильно волнует.

Ситуации

1. Ответ у доски.

2. Разговор с директором (завучем) школы.

3. Учитель решает, кого спросить.

4. Тебя критикуют и в чем-то упрекают взрослые.

5. Выполнение контрольной работы.

6. Учитель называет оценки за контрольную работу.

7. Ожидание родителей с родительского собрания.

8. Сдача экзамена.

9. Участие в соревнованиях, конкурсах.

10. Непонимание объяснений учителя.

11. Неожиданный вопрос учителя.

12. Не получается домашнее задание.

13. Принятие важного, ответственного решения.

14. Тебя критикуют товарищи, одноклассники.

Оценка результата:

до 20 баллов - низкий уровень тревожности;

20-30 баллов - средний уровень тревожности;

более 30 баллов - высокий уровень тревожности.

Примечание: сумма менее 6 баллов диагностируется как сомнительная достоверность результата.