Занятие "Хлеб- всему голова!"
Формирование представлений о выращивании хлеба от зерна до колоска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_hleb_vsemu_golova.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Хлеб – всему голова»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
2. Закрепить знания народных пословиц и поговорок.
3. Активизация словаря: щедрая, каравай, изобильная, борона, жатва, агроном, пекарь.
4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря; уважения к труду людей, участвующих в его выращивании.
Подготовительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба; заучивание пословиц и поговорок, показ презентации «Хлеб - всему голова»
Материал: Колосья пшеницы, мука, хлеб черный и белый, каравай, картинки с изображением хлебобулочных изделий, соль, вода, формочки.
Ход занятия:
Воспитатель: Родина.… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия.… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…
Глубоки у нас моря,
Широки у нас поля
Изобильная, родная
Щедрая моя земля!
Ребята, а что значит щедрая земля?
Дети: Земля дает богатые урожая зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.
Воспитатель: Верно, и все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?
Дети: Хлеб.
Знают все, кто ест:
Хлеб не надоест!
Хлеб наша главная еда.Всегда!
Рыба – водица,
Ягода – трава,
А хлеб, как говорится,
Всему голова!
Воспитатель: Правильно, хлеб – всему голова! (Воспитатель показывает белый и черный хлеб.) А вы знаете, как относились к хлебу русские люди?
Дети: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять, и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.
Воспитатель: Как называли хлеб, который пекли к празднику?
Дети: Каравай (Воспитатель показывает каравай).
Воспитатель: А сейчас, Вика прочтет нам, стихотворение про каравай.
Вика: Вот он, каравай душистый.
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
Воспитатель: Из чего пекут хлеб?
Дети: Из муки.
Воспитатель: А из чего муку получают?
Дети: Из зерна.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим колосья пшеницы. Оля, иди, покажи на колоске, где кармашки, а где зернышки (Показ ребенком). А что еще пекут из муки?
Дети: Блины, пироги, баранки, торты, кексы. А как, одним словом можно все это назвать? (Показ воспитателем картинок с изображением хлебобулочных изделий)
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Дети, а вы хотите узнать, как раньше в старину люди выращивали хлеб?
Дети: Да.
Воспитатель: В те далекие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но хлеб в лесу не вырастишь! И вот по весне начинали в лесу стучать топоры. Срубленные деревья вывозили, а пни выкорчевывали. Затем это поле вспахивали и засевали. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо. Как вы думаете, какой должна была быть погода?
Дети: Безветренной.
Воспитатель: Что необходимо для жизни и роста растений?
Дети: Солнце, и дождей в меру.
Воспитатель: И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Колосья собранной пшеницы молотили цепями, очищали от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна – амбары. Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю боронами, жали колосья серпами, а молотили цепями. Давайте ребята вспомним пословицы и поговорки, посвященные хлебу.
Света: Без хлеба – нет обеда.
Максим: Много света – много хлеба.
Настя: Хлеб всегда надо доедать.
Эльдар: Будет хлеб – будет и песня.
Рита: Не трудиться – хлеба не добиться.
Саша: Хлеб – всему голова.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с вами в игру: «Скажи иначе» (Дети встают в круг, воспитатель кидает каждому из них мяч, они подбирают к заданным словам синонимы)
Воспитатель: Молодцы дети. Поговорим, с вами о том, как возделывают хлеб на полях в наши дни. Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев. К трактору прицепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. Наступают жаркие летние деньки. Вот и взошла пшеница! За ее ростом следит – агроном. Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев – жатва. На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.
Воспитатель: Как вы думаете, куда потом везут зерно?
Дети: Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают. А потом на мельницу, где из зерна мелют муку.
Воспитатель: А куда доставляют муку?
Дети: Муку везут на хлебозавод, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Правильно, муку везут на хлебозавод, где вымешивают тесто и выпекают его. А что дальше?
Дети: Готовые изделия доставляют в магазины.
Воспитатель: Но и сейчас труд хлебороб, по – прежнему, очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба!
Воспитатель: Ребята, что нового, вы сегодня узнали? (Ответы детей).
Если вам понравилось наше занятие, и вы узнали что то новое, то возьмите улыбающийся смайлик, а если нет, то возьмите грустный смайлик.