Методический семинар " «Духовно - нравственное развитие, воспитание и социализация воспитанников в условиях Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения».
Обобщение опыта работы по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_16.12.2015g.docx | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые коллеги представляю вашему вниманию презентацию по теме:
«Духовно - нравственное развитие, воспитание и социализация воспитанников в условиях Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения».
«Для воспитания детей нужен не великий
ум, а большое сердце - способность к общению,
признанию равенства душ».
Актуальность проблемы: Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? В соответствии с целевыми ориентирами Федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного Образования духовно- нравственная культура дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру, способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам. Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. Какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят его мир.
Цель моей работы - воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста. Для достижения цели я поставила следующие задачи: 1. Разработать систему по приобщению детей к духовно- нравственным традициям. 2. Формировать нравственные качества личности дошкольников, такие как: доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим. 3. Оказать помощь родителям по духовно-нравственному воспитанию детей, привлечь их к участию в воспитательно - образовательном процессе детского сада.
Девиз моей работы : «Прекрасное, пробуждает доброе».
Работу по данной проблеме осуществляю в следующих направлениях:
-работа с детьми;
-работа с родителями;
-работа с педагогами;
-связь с социумом.
Прежде чем приступить к проблеме духовно-нравственного воспитания детей, я изучила нормативно-правовые документы:
-Федеральный закон «Об образовании в РФ»;
-Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования;
-Конституцию РФ;
-Конвенцию ООН о правах ребенка.
Определить верный путь по использованию игровой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей мне помогли идеи выдающихся русских философов и педагогов: В.А. Сухомлинского, И.А. Ильина, Е. А. Флёриной, которые придавали огромное значение личностной культуре для духовно-нравственного развития человека.
В своей работе я использовала программы:
1. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Л.С.Куприна, Т.А.Бударина.
2. «Мы живем в России» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова.
3.«Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края» Н. В. Елжова Авторская программа.
В вариативной части Образовательной программы детского сада содержится национально-региональный компонент, который предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Ростовской области, воспитание на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края.
В 2013-2014г. я, в составе творческой группы педагогов детского сада, участвовала в разработке программ по духовно - нравственному развитию:
«Люблю свой край родной»
«Доброта души» В течение 2 лет я работаю с детьми и родителями по этим программам.
В процессе работы я разработала перспективные планы: работы с детьми и родителями, методические пособия, книжки малышки, дидактические игры, по духовному воспитанию. В работе с детьми я использую педагогические технологии: личностно-ориентированные, интегративное обучение, игровые, проектная деятельность, информационно-коммуникационные.
Работа с детьми
Свою работу с детьми по проблеме духовно-нравственного развития я назвала «Подсолнушки» и выстроили в форме модулей.
Подсолнух внешне похож на маленькое солнышко: огромный круглый цветок с множеством ярко-желтых лепестков-лучей. Дети дошкольного возраста подобны солнечным лучам, а взрослые – солнцу. Дети поворачиваются за взрослым, куда бы он их не повел. Я стараюсь, вести детей дорогой, по которой они получат знания об истории своего народа, родной культуры и это поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.
Мною разработаны авторские модули «Доброта» , « Дорога к человечности»
Систему работы в Модуле « Доброта » я начала с создания предметно-развивающей среды. В группе оформила уголки духовно-нравственного воспитания, в оформлении использовала элементы православной и народной культуры: мини-музей «Русская изба», мини - музее «Русская Матрёшка».
Я с педагогами в вестибюле детского сада оформила стенд по патриотическому воспитанию: «Аллея боевой славы», «Картины художника нашего земляка Мельникова Г.Г. » .
В содержание модуля «Доброта» входят 6 блоков по данной теме: «Мое я», «Я и мои друзья», «Я и природа», «Я и моя семья» - реализуются со второй младшей группы. Блоки «Я и мой край родной», «Я и социум» добавляются в средней группе.
Средствами реализации модуля являются:
Кукла Березка имеет символическое имя и является персонажем в течение всего модуля. У куклы есть сумочка, в которую в зависимости от темы блока, дети собирают «мирилки», считалки, стихи, загадки, пословицы и поговорки, добрые «волшебные» слова. Игра- Лото "Добрые дела" воспитывает у детей доброе отношение к близким, заботу о них, учит анализировать соотносить предметы (орудия труда, действия с добрыми делами).
Игра "Птица Счастья" стимулирует детей на добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим.
Подушку - « Солнышко - мирилку» я использую для разрешения конфликтных ситуаций, для примирения детей.
Модуль « Дорога к человечности»
В систему модуля входят центры:
В центре «Мы – россияне» я с детьми рассматриваю символику нашего государства, выставила русские народные сказки, чтобы дети могли знакомиться с истоками нашей Родины, с красотой русской природы. В центре «Музыкальный уголок» я с детьми использую шумовые инструменты: трещотки, деревянные ложки; диски с записями классической музыки.
В центре «Умелые ручки» Совместно с детьми собираем природный материал (шишки, кору, веточки, бросовый (ткань, кожа, дерево) изготавливаем пособия, поделки и дарим детям младшего возраста. Такая работа помогает видеть красоту вокруг себя и желание создавать своими руками. Я считаю, что духовный мир детей становится богаче, такие дети не бывают черствыми, равнодушными.
В центре «Будь здоров» мы рассматриваем с детьми плакат строения человека, где дети закрепляют знания о строении человека.
После дневного сна использую здоровьесберегающие технологии: бодрящую гимнастику, пальчиковую, дыхательную гимнастики.
В центре «Природа» с детьми ухаживаем за комнатными цветами, высеваем семена «Огород на окне », ведем зарисовки в альбомах длительного наблюдения. В результате такой деятельности дети перестали без надобности рвать растения и ломать ветки. Такой подход воспитывает добрые чувства детей, наполняет его духовный мир желанием заботиться о природе.
В центре «Проектирования»
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель — дети; ребенок — ребенок; дети — родители. В течение 3 лет я разработала, и реализовала в работе с детьми и родителями проекты:
«Моя Родина, моя малая Родина»
«Моя мама самая красивая»
«Поклонимся великим тем годам»
«День семьи, любви и верности!»
«Великая Пасха»
«Во поле березка стояла»
Центр кружковой работы «« В гостях у деда Краеведа»
В течение 2 лет действует кружок по духовно-нравственному развитию детей « В гостях у деда Краеведа».
Для одаренных детей, посещающих мой кружок я разработала индивидуальный образовательный маршрут ребенка, как персональный путь реализации личностного потенциала в образовании.
С одаренными детьми мы выступаем на концертах в Доме престарелых, участвуем в районных конкурсах и выставках по декоративно-прикладному искусству «День станицы», «Волшебница Осень», «Твори добро» . В 2014-2015 году дети участвовали в праздничных мероприятиях: «День Воспитателя», «День матери», «Золотая осень», «Масленица», в акциях «День пожилого человека», «Сирень Победы», «Засветись в темноте!».
Центр «Психологический» Для обогащения эмоциональной сферы, в уголке я разместила дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «Мои чувства», «Эмоции в сказках». Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. Если я вижу, что ребёнок чувствует себя некомфортно, то сначала пытаюсь мягко выяснить причину его состояния, затем предлагаю поиграть в ту или иную игру. Тактильный центр в уголке уединения использую для успокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций. Он включает в себя: «соленое тесто», шнуровки, тактильные мешочки, сухой бассейн из крупы, клубочки ниток, настольную песочницу.
Взаимодействие с родителями:
С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры я использую следующие методы:
групповые родительские собрания; проведение совместных мероприятий: выставок, конкурсов.
С родителями создали «Красную книгу» Ростовской области, в которой подобран материал о растениях и животных Ростовской области, сделали герб семьи, генеалогическое древо.
Родители становятся полноправными участниками педагогического процесса и у них появляется интерес к данной проблеме.
Работа с педагогами:
В течение 2 лет я обобщаю опыт работы по теме «Воспитание духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста». С педагогами я проводила:
Дискуссию: «Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников». 2014г.
Семинары - практикумы:
« Влияние слова на внутренний мир ребенка» 2014г.
«Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ»2015г.
Круглый стол «Методика изучения основ православной культуры в ДОУ»2014г.
Обмен мнениями: «Перспективы совершенствования работы по нравственно воспитанию дошкольников» 2015г.
Связь с социумом Развитие социальных связей детского сада с культурными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Я знакомлю детей с социальными учреждениями: школа, библиотека, музей, дом культуры. Прививаю правила поведения в общественных местах: уступать место, здороваться, не перебивать, развиваю коммуникативные навыки.
Я владею современными инновационными методами оценивания достижений воспитанников, такими как Портфолио, мониторинг. Для контроля эффективности работы в данном направлении я использую схему диагностики социально-нравственного развития детей (автор Венгер А.Н., эксперт Белая К.Ю)
Мониторинг провожу по 4 направлениям:
«Ребенок и взрослые»,
«Ребенок и сверстники»,
«Отношение ребенка к самому себе».
«Ребенок и природа».
Опрос родителей показал, что родители удовлетворены моей работой по духовно-нравственному воспитанию детей: старшая группа-55%(2014г.),
подготовительная группа-75%.(2015г.)
Я развиваю свой инновационный опыт средствами информационных технологий, они мне помогают получать новую информацию, обмениваться опытом с коллегами из других регионов, быть в курсе изменений в образовании.
На официальном сайте детского сада d.s.topolyek@mail.ru я размещаю статьи о проведенных мероприятиях. Родители оставляют свои отзывы на страничках нашего сайта.
Создала свой сайт на портале «Социальная сеть работников образования», также зарегистрирована на страницах сайтов « Маам Ру», «Дошколенок.» В группе «Одноклассники» создала группу «Ягодка», в которой помещаю консультации и рекомендации родителям, провожу интернет конкурсы поделок.
За 19лет своей педагогической деятельности своевременно повышала уровень квалификации.
В 2014г. я прошла курсы повышения квалификации ЮФУ по теме «Технологии реализации ФГОС дошкольного образования».
Заключение:
В результате проведенной работы у детей сформированы представления о правилах и нормах поведения в обществе, о многообразии человеческих отношений, что способствовало развитию эмоционального отношения к сверстникам и окружающему миру и усвоению новых способов поведения в проблемных ситуациях.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии, мы – педагоги закладываем духовно-нравственные основы личности, даем жизненные ориентиры, формируем совестливого и неравнодушного человека, и рано или поздно посеянные зерна дадут о себе знать! Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и достижения ребенка.