Методический семинар " «Духовно - нравственное развитие, воспитание и социализация воспитанников в условиях Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения».

Будяну Надежда Владимировна

Обобщение опыта работы по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_16.12.2015g.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги представляю вашему вниманию презентацию по теме:

 «Духовно - нравственное развитие, воспитание и социализация воспитанников  в условиях  Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения».  

                             «Для воспитания детей нужен  не великий  
                                                   ум, а большое сердце - способность к общению,        

                                                    признанию равенства душ».
Актуальность  проблемы:   Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа?                                                                                                  В соответствии с целевыми ориентирами Федерального  государственного образовательного   стандарта  Дошкольного Образования духовно- нравственная культура дошкольников складывается  из установки положительного отношения к миру, способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам.                                                                                                   Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.                                                                                                                                 Какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят его мир.

Цель моей работы - воспитание нравственных чувств у детей  дошкольного возраста.                                                                                                                            Для достижения   цели      я поставила  следующие задачи:                           1.     Разработать систему  по приобщению детей к духовно- нравственным традициям.                                                                                               2.   Формировать нравственные качества личности дошкольников, такие как: доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим.                                                                                     3.     Оказать помощь родителям по духовно-нравственному воспитанию детей,  привлечь их к участию  в  воспитательно  - образовательном  процессе детского сада.

Девиз моей работы :  «Прекрасное, пробуждает доброе».                                                                                                     

Работу по данной проблеме  осуществляю в следующих направлениях:

-работа с детьми;

-работа с родителями;

-работа  с педагогами;

-связь с социумом.

 Прежде чем приступить к проблеме духовно-нравственного воспитания детей, я изучила  нормативно-правовые документы:

-Федеральный  закон «Об образовании в РФ»;

-Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  дошкольного образования;

-Конституцию РФ;

-Конвенцию ООН о правах ребенка.   

Определить верный путь по использованию игровой  деятельности  в духовно-нравственном воспитании детей  мне помогли идеи выдающихся русских философов и педагогов:  В.А.   Сухомлинского,  И.А. Ильина,  Е.  А.  Флёриной,  которые придавали огромное значение личностной культуре для духовно-нравственного развития человека.

В  своей работе  я  использовала   программы:

1. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Л.С.Куприна, Т.А.Бударина.

2. «Мы живем в России» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова.  

3.«Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края» Н. В. Елжова  Авторская программа.  

В     вариативной части Образовательной программы   детского сада    содержится национально-региональный компонент, который предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Ростовской области, воспитание на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края.  

В 2013-2014г. я, в составе творческой группы педагогов детского сада, участвовала в разработке  программ по духовно - нравственному развитию:

 «Люблю свой край родной»

  «Доброта души»                                                                                                              В течение 2 лет  я работаю с детьми и родителями  по этим программам.

В процессе работы   я  разработала  перспективные планы: работы с детьми и родителями, методические пособия, книжки малышки, дидактические игры, по духовному воспитанию.                                                                                                    В работе с детьми    я    использую  педагогические технологии:   личностно-ориентированные, интегративное обучение, игровые, проектная деятельность, информационно-коммуникационные.  

Работа с детьми

 Свою работу  с детьми по проблеме духовно-нравственного развития  я назвала   «Подсолнушки» и выстроили в форме модулей.

  Подсолнух     внешне похож на маленькое солнышко: огромный круглый цветок с множеством ярко-желтых лепестков-лучей. Дети дошкольного возраста подобны солнечным лучам, а взрослые – солнцу.  Дети  поворачиваются за взрослым, куда бы он их  не повел.                                                           Я  стараюсь, вести    детей  дорогой, по которой  они  получат знания об  истории своего народа, родной культуры и это  поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.  

Мною разработаны    авторские  модули «Доброта»  , « Дорога к человечности»    

Систему  работы в Модуле « Доброта » я начала с создания предметно-развивающей среды.                                                                                                             В группе    оформила  уголки духовно-нравственного воспитания, в оформлении использовала  элементы православной и народной культуры: мини-музей «Русская изба»,   мини - музее  «Русская Матрёшка».

    Я с  педагогами   в вестибюле  детского сада   оформила  стенд  по патриотическому воспитанию: «Аллея боевой славы», «Картины художника  нашего земляка  Мельникова Г.Г.   » .

В содержание модуля   «Доброта» входят 6 блоков по  данной теме:  «Мое я», «Я и мои друзья», «Я и природа», «Я и моя семья» - реализуются со второй младшей группы.                                                                                                                               Блоки «Я и мой край родной», «Я и социум» добавляются в  средней группе.

Средствами реализации модуля являются:

Кукла Березка  имеет символическое имя и является  персонажем  в течение всего модуля. У куклы есть сумочка, в которую в зависимости от темы блока, дети собирают «мирилки», считалки, стихи, загадки, пословицы и поговорки, добрые  «волшебные» слова.                                                                                                      Игра- Лото "Добрые дела" воспитывает  у детей  доброе отношение к близким, заботу о них, учит  анализировать   соотносить предметы (орудия труда, действия   с добрыми  делами).  

Игра "Птица Счастья" стимулирует  детей на добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим.  

 Подушку - « Солнышко - мирилку»   я использую для разрешения конфликтных ситуаций, для примирения детей.

 Модуль « Дорога к человечности»

В систему    модуля  входят центры:

В центре «Мы – россияне» я с детьми рассматриваю   символику нашего  государства,   выставила   русские народные сказки, чтобы дети  могли  знакомиться с истоками нашей Родины, с красотой русской природы.                           В центре «Музыкальный уголок» я  с детьми  использую  шумовые инструменты:   трещотки, деревянные ложки; диски с записями классической музыки.

В центре «Умелые ручки» Совместно с детьми собираем  природный материал (шишки, кору, веточки, бросовый (ткань, кожа, дерево) изготавливаем пособия, поделки и дарим детям младшего возраста.                           Такая работа помогает видеть красоту вокруг себя и желание создавать своими руками.                                                                                                                                   Я считаю, что духовный мир   детей становится богаче, такие дети не бывают черствыми, равнодушными.

В центре «Будь здоров» мы рассматриваем с детьми плакат  строения человека, где дети закрепляют знания  о строении человека.

После дневного сна использую здоровьесберегающие технологии: бодрящую гимнастику, пальчиковую, дыхательную гимнастики.

В центре «Природа»    с детьми ухаживаем  за комнатными цветами, высеваем семена «Огород на окне », ведем зарисовки в альбомах длительного наблюдения. В результате такой деятельности дети перестали без надобности рвать растения и ломать ветки. Такой подход воспитывает добрые чувства детей, наполняет его духовный мир желанием заботиться о природе.

В центре  «Проектирования»

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель — дети; ребенок — ребенок; дети — родители.                                                             В течение 3 лет я   разработала, и реализовала в работе с детьми и родителями  проекты:

«Моя Родина, моя малая Родина»

 «Моя мама самая красивая»

«Поклонимся великим тем годам»

«День семьи, любви и верности!»

«Великая Пасха»

«Во поле березка стояла»

Центр кружковой работы «« В гостях у деда Краеведа»

 В течение 2 лет действует  кружок по духовно-нравственному развитию детей « В гостях у деда Краеведа».  

Для одаренных детей, посещающих мой кружок я  разработала индивидуальный образовательный маршрут ребенка, как персональный путь реализации личностного потенциала   в образовании.

С одаренными детьми  мы выступаем на концертах в Доме престарелых, участвуем в районных конкурсах и выставках по декоративно-прикладному искусству «День станицы»,  «Волшебница Осень», «Твори добро» .                                    В 2014-2015 году дети участвовали    в праздничных  мероприятиях:  «День Воспитателя»,   «День матери», «Золотая осень», «Масленица», в акциях «День пожилого человека», «Сирень Победы», «Засветись в темноте!».  

 Центр «Психологический»                                                                                                    Для обогащения эмоциональной сферы, в уголке я  разместила   дидактические игры по изучению эмоциональных состояний:   «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «Мои чувства», «Эмоции в сказках». Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации.                                                                              Если я вижу, что ребёнок чувствует себя некомфортно, то сначала пытаюсь мягко выяснить причину его состояния, затем    предлагаю   поиграть в ту или иную игру.                                                                                                           Тактильный центр в   уголке уединения использую  для успокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций.                                                                                                                                            Он включает в себя:  «соленое тесто», шнуровки, тактильные мешочки, сухой бассейн из крупы, клубочки ниток,   настольную песочницу.

Взаимодействие с родителями: 

С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры я использую следующие методы:

  групповые родительские собрания; проведение совместных мероприятий: выставок, конкурсов.                                                                                               

С родителями   создали    «Красную книгу» Ростовской области, в которой  подобран    материал      о растениях и животных Ростовской области,  сделали герб семьи, генеалогическое древо.

Родители становятся полноправными участниками  педагогического процесса и у них появляется интерес к данной проблеме.

 Работа с педагогами: 

 В течение  2 лет я обобщаю опыт работы по теме  «Воспитание духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста».                                            С  педагогами я проводила:

 Дискуссию: «Актуальность проблемы духовно-нравственного  воспитания дошкольников». 2014г.  

 Семинары - практикумы:

 « Влияние слова на внутренний мир ребенка»  2014г.

 «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ»2015г.

 Круглый стол «Методика изучения основ православной культуры  в ДОУ»2014г.

 Обмен мнениями: «Перспективы совершенствования работы по нравственно  воспитанию дошкольников» 2015г.  

Связь с социумом                                                                                                              Развитие социальных связей детского сада  с культурными   центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.  

Я знакомлю  детей с   социальными учреждениями: школа, библиотека, музей, дом культуры. Прививаю правила поведения в общественных местах: уступать место, здороваться, не перебивать, развиваю  коммуникативные навыки.  

  Я владею современными  инновационными методами оценивания достижений воспитанников, такими как Портфолио, мониторинг.                   Для контроля эффективности работы в данном направлении я использую схему диагностики социально-нравственного развития детей (автор Венгер А.Н., эксперт Белая К.Ю)

  Мониторинг провожу по 4 направлениям:

  «Ребенок и взрослые»,

  «Ребенок и сверстники»,

   «Отношение ребенка к самому себе».

  «Ребенок и природа».  

Опрос   родителей показал, что родители  удовлетворены моей работой   по духовно-нравственному   воспитанию детей: старшая группа-55%(2014г.),

подготовительная группа-75%.(2015г.)

Я развиваю свой инновационный опыт средствами информационных технологий, они мне помогают получать новую информацию, обмениваться опытом с коллегами из других регионов, быть в курсе изменений в образовании.

На официальном сайте детского сада d.s.topolyek@mail.ru я размещаю статьи о проведенных мероприятиях. Родители оставляют свои отзывы на страничках нашего сайта.

Создала свой сайт на портале «Социальная сеть работников образования», также  зарегистрирована на страницах сайтов « Маам   Ру», «Дошколенок.»                   В группе «Одноклассники» создала группу «Ягодка», в которой помещаю консультации и рекомендации родителям, провожу интернет конкурсы поделок.

 За 19лет    своей педагогической деятельности своевременно повышала уровень квалификации.

  В  2014г. я прошла   курсы   повышения квалификации  ЮФУ по теме «Технологии реализации ФГОС дошкольного образования».

Заключение:

 В результате проведенной работы у детей сформированы представления о правилах и нормах поведения в обществе, о многообразии человеческих отношений, что способствовало развитию эмоционального отношения к сверстникам и окружающему миру и усвоению новых способов поведения в проблемных ситуациях.  

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии, мы – педагоги закладываем духовно-нравственные основы личности, даем жизненные ориентиры, формируем совестливого и неравнодушного человека, и рано или поздно посеянные зерна дадут о себе знать! Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и достижения ребенка.